«Известия» / Учредитель: журналистский коллектив «Известий» – 1992. – 27 апреля, понедельник. – № 100 (23674). – 8 полос.
«Большая семерка требует узаконить частную собственность в России» – страница 1
«Большая семерка» подтвердила свою готовность содействовать реформам в России пакетом помощи общим объемом в 24 миллиарда долларов.
Заявление на этот счет было сделано российскому вице-премьеру Егору Гайдару, который вместе со своей командой встречался в воскресенье в Вашингтоне с министрами финансов и директорами центральных банков ведущих индустриальных держав Запада. По словам Гайдара, встреча была отмечена «реальным желанием помочь нам, равно как и обеспокоенностью относительно того, не будут ли некоторые решения недавнего Съезда народных депутатов препятствовать реформам».
Судя по высказываниям вице-премьера, озабоченность касалась того, насколько стабильно нынешнее правительство России и насколько велик риск вложения в нее денег. <...>
Гайдар выделил три основных направления действий: жесткая бюджетная политика, которая позволит свести уровень дефицита до 3 процентов от ВНП к концу текущего года; жесткая денежная политика, предполагающая, в частности, повышение учетной ставки банковского кредита, и унификация валютного курса – введение одного вместо целой серии обменных курсов… Что касается обеспокоенности фонда и «семерки» тем, что Россия продолжает субсидировать убыточные предприятия, то, как уведомил министров и директоров Гайдар, до конца мая будет, по всей видимости, принят закон о банкротстве. <…>».
«Фермеров уже 100 тысяч» – страница 1
«За четыре месяца этого года количество крестьянских (фермерских) хозяйств в Российской Федерации удвоилось: на 1 января их было 49 тысяч, сейчас, по самым свежим данным, – более 100 тысяч. Средний размер земельного участка фермера – 41 гектар.
Столь резкий количественный рост российского фермерства – факт почти сенсационный, если сопоставлять его с еще недавними самыми смелыми прогнозами, но хорошо объяснимый сегодняшними реалиями. Предпринятая правительством реорганизация колхозов и совхозов значительно облегчила и стимулировала процесс выхода крестьян из коллективного хозяйства. <…>
И все же условий, способствующих фермерству, куда меньше, чем проблем, тормозящих развитие нового уклада. Нормативные ограничения очень часто не позволяют крестьянам получить земли достаточно для ведения товарного производства. Запрет Съезда на куплю-продажу земли делает эти рамки еще более жесткими и труднопреодолимыми. Цены на технику и другие ресурсы, высокие проценты банковских кредитов стали для крестьян разорительными... А фермеры, тем не менее, не только не отказываются от земли, но и умножают свои ряды, намереваются, согласно данным опроса Госкомстата, значительно увеличить в этом году и свои посевные площади, и поголовье скота.
Объяснить такой феномен можно лишь великой жизнеспособностью самого уклада и верной ставкой многих фермеров на агробизнес, на кооперирование. <…>».
«Из Цхинвала выведены внутренние войска» – страница 1
«Из Цхинвала выведены подразделения внутренних войск России. Сообщив об этом на заседании Госсовета в субботу, Эдуард Шеварднадзе пояснил, что операция была осуществлена командованием внутренних войск без предварительного согласования с грузинским руководством.
В связи с выводом подразделений внутренних войск из Цхинвала Госсовет Грузии принял обращение и грузинскому и осетинскому населению, проживающему в этом регионе. В обращении говорится, что теперь, когда две противоборствующие стороны остались лицом к лицу друг с другом, самое время начать переговоры об урегулировании этого кровавого конфликта. <…>».
«Промышленность Молдовы награни банкротства» – страница 1
«Все промышленные предприятия республики оказались в положении банкротов, заявили в обращении к президенту М. Снегуру предприниматели республики.
Нарушение экономических связей с государствами бывшего Союза привело к спаду производства более чем на 25 процентов, к всплеску безработицы и переходу большинства производств на трехчасовой режим работы. Новым ударом, подкосившим усилия предпринимателей, стало постановление правительства Молдовы о новых тарифах на энергоносители. <…>».
«В битве за власть в Кабуле Ахмад Шах Масуд одерживает верх» – страница 1, 4
«Начавшиеся военные действия в Кабуле спутали все планы по нормализации обстановки в Афганистане, которые еще пару дней назад казались так реальны. Созданный на прошлой неделе в Пешаваре совет руководства моджахедов в составе 50 человек (по 5 от каждой из 10 оппозиционных партий), должен был в воскресенье утром прибыть самолетом в Кабул на торжественную церемонию «передачи власти».
Ожидалось, что это событие станет символическим актом национального примирения и возвестит окончание 14-летнего кровопролития, а правительство Наджибуллы также тихо прекратит свое существование. Еще в субботу «корпус 50», как назвали уже западные корреспонденты переходный совет, ждал в Пешаваре, когда Ахмад Шах Масуд, назначенный, кстати, министром обороны, «даст знак» на выезд в Кабул. Такого знака не последовало: в Кабуле началась война. <…>».
«Московские медики все-таки бастуют» – страница 1
Подзаголовок – «27 апреля начали забастовку московские медики»
«После бесплодных переговоров между правительством столицы и членами координационного забастовочного комитета городской медперсонал присоединился к всероссийской акции протеста. Стремясь спасти городское здравоохранение, медики выдвинули главное требование – на время проведения экономических реформ восстановить стопроцентное финансирование лечебных учреждений. Сейчас зарплата медиков остается самой низкой в Москве и составляет в среднем 774 рубля. Забастовка будет проходить в три этапа. Если за это время столичные власти не примут положительного решения, то она станет бессрочной».
«Душанбе снова охвачен митинговой лихорадкой» – страница 2
Подзаголовок – «Политическая атмосфера в Душанбе разрядилась всего на один день»
«В Кулябской области, да и в других регионах у бывшего спикера парламента С. Кенджаева обнаружилось много приверженцев. Они начали проводить свои митинги. Сначала на периферии, а потом нагрянули в столицу и стали лагерем на площади Свободы, напротив здания Верховного Совета. Там разбиты палатки, в микрофон произносятся гневные речи в защиту законности, против давления на парламент. Не знаем, насколько стихийным был протест на периферии, но при доставке митингующих в Душанбе без мощной организующей руки не обошлось. <…>».
«Латвия ждет из России вагон с деньгами» – страница 2
«В Латвии ждут не дождутся вагона с 300 миллионами рублей, которые должны поступить из Центрального российского банка. Финансовая система республики, как отметила одна из местных газет, терпит крах, которого не доводилось переживать со времен второй мировой войны.
<…> Президент Банка Латвии Эйнарс Репше сообщил в парламенте, что если долгожданный вагон с миллионами из России не поступит, а также если ситуация в финансовом обращении не улучшится, то – не исключено – в начале мая придется вводить латвийский рубль. <…>
В Латвии не хватает не только рублей. Первый валютный бюджет латвийского государства, который на днях утвердил парламент, составляет всего немногим более 7 миллионов долларов. Этой суммы едва хватает на оплату счетов за печатание латвийских паспортов и других ценных бумаг и документов, а также на минимальные нужды ведомств. Около 6 миллионов долларов, принадлежащих латвийским предприятиям, пока заблокированы на счетах бывшего Внешэкономбанка СССР. <…>».
«Обстрел 50-тысячного города» – страница 2
«Поступающие с армяно-азербайджанского приграничья сводки дают основания считать, что Армения и Азербайджан находятся в состоянии необъявленной войны.
Интенсивному артиллерийскому обстрелу подвергаются уже крупные города и районные центры Армении. Среди них Кафан – город, в котором живет около 50 тысяч человек, один из крупнейших промышленных центров республики. <…>».
«Беларусь изымает землю у военных» – страница 2
«Новость из ряда вон выходящая: гражданские в Беларуси решили проворить, сколько земли находится у военных. И часть ее изъять.
Довольно часто в Беларуси можно видеть такое: колхозные земли «разорваны» стройными военными полигонами. Многие десятки гектаров искромсаны мощной военной техникой. Ну, разве для этого предназначена наша земля?
Для Беларуси эта проблема сегодня обострилась до предела. И есть на то серьезные причины. Первая: по концентрации и количеству воинских соединений республика занимает первое место в СНГ. Сегодня в республике на каждые 43 человека населения приходится один военный. Сравним: на Украине один военный приходится на 58 гражданских, в Казахстане – на 118, в Таджикистане – на 528, в России – на 624.
Вторая причина. Чернобыльская катастрофа отняла у республики почти пятую часть сельхозугодий. <...>
Как же республике пополнить свой земельный и лесной фонд? Правительство решило изъять часть земель у военного ведомства. Это – во-первых. Во-вторых, давно пора навести в военных владениях порядок. <…> Само руководство Белорусского военного округа признает: да, наши земли безучетные, многие из них пустуют. Работу проводила специально созданная совместная комиссия, в составе которой представители республика некого комитета по земельной реформе и землеустройству и военные. <...>».
«Номенклатурная коммерция сосредоточилась на распродаже компьютеров Ай-би-эм» – страница 2
«Это не новость, что легкая промышленность, бедная современными технологиями, отрасль постоянно «предкризисная».
Уже много лет она мучительно пытается шагнуть от швейной машинки Зингера к компьютеру. НПО «Автоматизациялегпром» на базе IBM-совместимых компьютеров начало выпускать системы контроля качества и автоматизированного проектирования изделий. <…>
Тем временем в самом НПО «Автоматизациялегпром» происходили многозначительные перемены. Бывший секретарь партийной организации НПО Николай Чернов создал фирму «Пико лимитед» и стал ее директором. У секретаря нашлись последователи. <…>
В феврале НПО «Автоматизациялегпром» поставила частной фирме «Пико лимитед» 70 штук компьютеров IВМ-286 по цене 3500 рублей за каждый комплекс… 45 штук компьютеров IВМ-386 по 5000 рублей за каждый комплекс… 3 сканера по 2000 рублей, 1 цветной монитор за 1500 рублей на общую сумму 477,5 тысячи рублей плюс налог на добавочную стоимость 133,7 тысячи рублей». <…>».
«Свободные цены – для свободных людей» – страница 2
«<…> На последнем (уже послесъездовском) заседания кабинета вице-премьер Е. Гайдар заявил, что теперь, кажется, ничего не мешает последовательно и решительно проводить экономические реформы. Простите, а что ж тогда было до сих пор?
То есть все, конечно, знают, что было. Некоторые догадались сразу, что произошло безразмерное повышение цен и ничего более. Остальным это чуть позже объяснили те, кто догадался сразу. Правительство удивилось: смотрите-ка, все всё знают, а на митинги не выходят и не бунтуют. Какой все-таки терпеливый у нас народ!
Ну, во-первых, бунтуют – даже врачи готовы бастовать. А во-вторых, на мой взгляд, самой большой и, возможно, трагической ошибкой было бы объяснять все необыкновенной терпимостью народа. Тут имеются как минимум еще два обстоятельства.
Первое: народ видит, кто дышит в затылок Гайдару. Фигурально говоря, Бабурина он знает, как облупленного – изучил за семьдесят с лишним лет, а Боровым его те же семьдесят лет пугали с утра до ночи. Нет уж, лучше Гайдар со своими монетаристскими теориями. Тем более что после повышения цен на нефть и уголь останется возможность отпустить цены теоретически только на воздух, а практически только под землю. <…>
Средства массовой информации дают информацию вместо пропаганды и воспитания – свобода! Нет нужды маяться на партийных, профсоюзных и прочих собраниях – свобода! Можно, выйдя на улицу, что-нибудь крикнуть или продать – свобода! <…>
Согласен, это еще не свобода. Но это то, что, повторяю, неосознанно, на уровне инстинкта воспринимается как слабая пока компенсация за поборы в магазинах, и то, что уже вполне сознательно связывается с нынешним правительством и нашим собственным будущим. И именно поэтому в настоящем борьба с этим очень неуступчивым правительством только начинается. С правительством, которое поговаривает о том, что не исключен возврат к пошлинам на импорт товаров, что уличная торговля нуждается в регулировании, то есть не худо бы ее обложить налогами, а значит, территориально ограничить – иначе налоги не соберешь. <…>».
«Рейтинг правительства России может снизиться» – страница 2
«Независимый Институт социологии парламентаризма провел 23 апреля очередной еженедельный опрос тысячи москвичей по заказу программы «Итоги» Информационного телевизионного агентства (ИГА). Сравнительный анализ показал:
Многие наши прогнозы, сделанные накануне VI Съезда, подтвердились. Так, несмотря на ожидаемую конфронтацию, данные свидетельствовали о том, что правительство устоит. Напомню, что перед началом Съезда 56 процентов законодателей и 70 процентов москвичей выступали против отставки правительства России. Как «обещали» результаты опросов, не была принята VI Съездом и Конституция России. <…>
На первый взгляд, за прошедшую неделю в социальном самочувствии людей особых изменений не произошло: удовлетворены своей жизнью 16 апреля были 25 процентов опрошенных, 23 апреля – 26, не удовлетворены соответственно 70 и 68 процентов. <…> Вместе с тем ощущаются «подземные толчки» будущего социального недовольства нынешней экономической ситуацией. Политическая поддержка в дни Съезда, которую получили президент Б. Ельцин и правительство, мажет качать угасать. Опросы 9 и 16 апреля показали, что 45 процентов населения декларировали свою веру в успех экономической политики Б. Ельцина. Тогда мы отмечали, что причина такого поворота социальных настроений носит скорее психологический характер. Сегодня этот мотив, по-видимому, стал иссякать. За прошедшую неделю рейтинг экономической политики Б. Ельцина снизился с 45 до 39 процентов. <…>».
«Следствие. Почему в России незаконно содержатся под арестом 15 тысяч человек» – страница 3
«<...> «Матросская тишина» (постройки 1905 года), на три десятка лет моложе Бутырок, но в камерах тоже спят на койках по очереди, температура воздуха летом до тридцати пяти, дышать нечем, постоянное кислородное голодание. Изолятор рассчитан на 3000 арестованных. А там их 4500. <…>
«Страшные вещи происходят!» – говорит Жуков, начальник отдела Московской городской прокуратуры. Отдел по надзору за соблюдением законов в местах предварительного заключения и при исполнении уголовных наказаний. Страшная вещь – изъяны Уголовного кодекса. У следователя три десятка дел, не успевает разобраться, прокурор разрешает ему продлить расследование. Но нигде не сказано, в какие сроки, каким образом должен быть о том извещен подследственный. Он месяцами, годами томится в камере, не зная, что с его делом и что ждет его самого. <…>
По закону взятие под стражу как мера пресечения применяется в исключительных случаях. У нас это – первое дело. В 1991 году из изоляторов России пришлось освобождать 28973 человека: у одних прекращено дело на стадии дознания и следствия, другим суды изменили меру пресечения, третьих освободили из-под стражи по оправдательным подговорам и за прекращением дел. Мало кто у нас накопил столько денег, чтобы оставить за себя залог, гарантирующий, что человек не исчезнет, явится на допрос. Потому 30 тысяч сограждан месяцами, годами сидели, давая основания для мифа о борьбе с преступностью. <…>».
«И дорогие учебники купить невозможно» – страница 3
«Редакцию осаждают учителя и родители: правда ли, что учебник будет стоить от сорока пяти до шестидесяти пяти рублей? И тут же чуть не в крик; вот мы учились по копеечным книжкам, а как наши дети? Я спрашиваю об этом Д.Д. Зуева, возглавляющего издательство «Просвещение» почти четверть века.
– В самом деле, Дмитрии Дмитриевич, что стряслось?
– А то, что мы живем в эпоху перехода от экономического абсурда к экономике, действующей не по чьему-то хотению, а по ее собственным законам. Жить же в переходное время, как известно, плохо.
– И потому, если вы скажете, что раньше мы жили еще хуже, вам не только не поверят – на вас рассердятся.
– Но я и не буду этого говорить, потому что человек, покупавший до 76-го года учебник за 40 копеек, а после 76-го года получающий его как бы бесплатно, никогда не задумывался о том, сколько он стоил и стоит на самом деле. А на самом деле бумага никогда не стоила пятьсот (а то и двести!) рублей за тонну, но я получал (не покупал – именно получал) по этой цене. Даже нынешние двадцать пять – тридцать тысяч все равно ниже мировой цены. <…>
<…> Надо ли объяснять, что все это было воз южно только в перевернуто» мире. Сейчас, когда мы пытаемся стоять не на голове, а на ногах, все меняется.
– И в какую же сторону?
– А это смотря что иметь в виду. Вот новая «Родная речь» для первого класса. Такой книжки не было со времен Ушинского. Никаких красных тряпок, никаких идеологических жупелов – только классика, только настоящая литература. Такая книжка должна оставаться в семье. А она в мягком переплете: нет картона. Есть распоряжения Ельцина, Бурбулиса, Гайдара выделить «Просвещению» валюту на его приобретение. Но валюты нет. Значит, книжка и года не проживет.
– И все же ребенок получит ее бесплатно?
– Да. Не от хорошей жизни. Учебник, по моему убеждению, должен продаваться свободно, как это и делается повсеместно. Учебник, между прочим, везде стоит дорого... Кстати, именно по этой причине издательства учебно-педагогической литературы везде очень богаты, устойчивы. <...>
– А выход-то существует?
– Да. Я считаю, государство должно одномоментно выделить миллиард-полтора, выкупить книги и передать их школам бесплатно. Ну что делать, если местные бюджеты не выдерживают новых цен? А с будущего года перейти на свободную продажу учебников и обеспечивать только школьников из малоимущих семей. <…>».
«Визит Р. Хасбулатова в Германию» – страница 4
«В воскресенье, 26 апреля, в Бонн с официальным визитом прибыл председатель Верховного Совета Российской Федерации Руслан Хасбулатов.
Во время пребывания в Бонне Руслан Хасбулатов проведет несколько встреч с председателем бундестага Ритой Зюсмут, по приглашению которой он прибыл в ФРГ. Состоятся также беседы с федеральным канцлером Гельмутом Колем, руководителями фракций германского парламента, представителями деловых кругов страны. <…>».
«Украина, Армения и государства Средней Азии в поисках союзников» – страница 4
«В первый день пасхальной недели завершился официальный визит президента Украины Леонида Кравчука в Исламскую Республику Иран.
Перед возвращением из Тегерана в Киев украинский лидер заявил, что вместе с президентом Ирана Али Акбаром Хашеми-Рафсанджани им удалось заложить основы тесного, взаимодействия между обеими странами. «Сотрудничество между Украиной и Ираном будет носить мирный характер и не угрожает третьим странам, но позволит влиять на политическую обстановку в Европе, на Ближнем и Среднем Востоке», – цитирует агентство Рейтер слова украинского президента. <...>».
«МВФ ставит 40 миллиардов долларов на победу демократии в бывшем СССР» – страница 4
«Первые кредиты – они могут составить более 40 миллиардов долларов – СНГ, возможно, получит уже в июле 1992 года. Об этом заявил директор-распорядитель Международного валютного фонда (МВФ) Мишель Камдессю в интервью газете «Фигаро».
Предоставление России Международным валютным фондом займа в 24 миллиарда долларов является рискованной операцией, но я не думаю, что эти капиталы будут выброшены на ветер, сказал он. <...> Я не понимаю, как можно сомневаться в успехе демократии и рыночной экономики только потому, что речь идет о России.
Эта страна с огромными природными ресурсами, подчеркнул М. Камдессю, с высокообразованным населением, страна, которая внесла свой вклад во всех областях в историю человечества. Ее ресурсы могут быть использованы с большей выгодой. Они могут возрасти при условии, что Россия, как и другие государства, будет проводить программы либерализации, которые уже доказали свою эффективность во многих странах. Если бы я испытывал серьезные сомнения в отношении способности России выплатить суммы, о которых идет речь, я бы не стал давать их в долг. <...>
Оказание помощи бывшему Советскому Союзу отвечает всеобщим интересам. Это – не пустая трата средств, а капиталовложения, которые вписываются в рамки стратегии общемирового развития. Помогая Восточной Европе и бывшему СССР, мы содействуем решению проблем Индии, Европы и в определенной мере Японии. <...>».
«Советский союз сорвал выполнение соглашения о химическом разоружении. Его обязательства взяла на себя Россия» – страница 7
«Уничтожение запасов химического оружия на территории нашей страны должно начаться до 31 декабря 1992 года. Но сегодня уже ясно, что по ряду причин соглашение, подписанное между СССР и США, в эти сроки нами выполнено не будет. Президент России Борис Ельцин издал Указ о создании Комитета по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия. Его председателем назначен академик Анатолий Кунцевич.
– Задача нашего комитета,– сказал корреспонденту «Известий» академик,– осуществлять внутренний президентский контроль за соблюдением конвенциальных обязательств, которые принял на себя Союз и Россия, как его правопреемница, а также участвовать в многосторонних и двусторонних формах международного контроля. А главное – на деле заняться ликвидацией запасов химического оружия, создать для этого научно-техническую материальную базу.
Запасы боевых отравляющих веществ составляют в нашей стране около 40 тысяч тонн. Все они – на территории России. И хотя производство их прекратилось еще в 1987 году, а подготовка к уничтожению началась еще раньше, но мало что удалось сделать.
Почему? Верховный Совет бывшего Союза, центральное правительство так и не сумели ратифицировать соглашение между СССР и США, не утвердили государственную программу по уничтожению химического оружия, не выделили на нее необходимых средств. Да и сегодня у нас пока нет юридических документов, обязывающих государственные органы развернуть такую работу.
По словам академика Кунцевича, созданный президентом России комитет сейчас разрабатывает стратегию по выполнению взятых на себя международных обязательств. В чем ее смысл? В подготовке ряда правительственных документов, которые позволят создать материально-техническую базу химического разоружения и начать ликвидацию. <...>».
«Уничтожить бесшумную смерть: не мешкая, но с умом» – страница 7
«[Р. Сергеев, председатель Совета экологической безопасности Внешнеполитической ассоциации, В. Белоус, генерал-майор в отставке, эксперт по химическому оружию.]: <...> Рассматривая причины неготовности России к выполнению графика уничтожения ОВ, необходимо, прежде всего, указать на то, что в момент подписания соглашения существовало единое государство – СССР, у которого в то время имелись достаточные финансовые и экономические возможности, необходимые производственные мощности, высокий научно – технический потенциал. Из этого и исходили участники подготовки соглашения при определении сроков уничтожения оружия. Однако последовавшая вскоре суверенизация республик, распад Советского Союза, резкий спад промышленного производства, начало экономической реформы резко обострили эту проблему... <...>
Помимо переноса сроков уничтожения запасов химоружия, нам предстоит договариваться с американцами о том, чтобы не уничтожать наши заводы, где раньше производилось химическое оружие. Дело в том, что эти производства, как и большинство предприятий оборонного комплекса, оснащены современной техникой, обладают развитой инфраструктурой, высоким научно-техническим потенциалом. Но самое важное состоит в том, что к настоящему времени эти заводы уже перепрофилированы на производство химической продукции мирного назначения, в которой так нуждается народное хозяйство России.
Мы согласны на проведение международного экспертного контроля с инспекцией на местах бывшего производства химоружия по принципу: «в любое время, в любом месте». Однако в нынешней весьма сложной экономической ситуации вряд ли мы можем позволить себе роскошь уничтожать заводы общей стоимостью в миллиарды рублей. <...>».
«Министерство культуры будет не управлять, а координировать» – страница 8
«На первом заседании Консультативного совета – общественного органа при министре культуры и туризма Российской Федерации – 27 апреля министр Евгений Сидоров объявил о структурных изменениях в своем ведомстве.
В Консультативный совет, задача которого – определять культурную политику, вошли 45 известных деятелей искусства, ученых, писателей, организаторов на ниве культуры. <...>
Отныне видоизменяются и функции министерства. Из органа управления, распределявшего бюджетные средства и надзиравшего за деятельностью учреждений культуры, оно надеется стать координатором действий различных структур, направленных на поддержку театров, музеев, библиотек, учебных заведений. <...>».
«Российская газета» / Издание Верховного Совета РСФСР. – 1991. – 27 апреля, понедельник. – № 97 (433). – 8 полос.
«Депутат вернулся домой» – страница 1
«На финише VI Съезда один из депутаток вопрошал у микрофона: «Скоро им вернемся к своим избирателям и что же им скажем? Чем мы тут занималась?» Сегодня это уже реальность – вернулись! «Как вы оцениваете итоги завершившегося Съезда?» – спросил корреспондент «РГ» народных депутатов России от Санкт-Петербурга.
[Олег Басилашвили]: Депутаты обманули народ. У него снова украли землю. Инициаторы воровства – люди, причисляющие себя к оппозиции. Посмотрите на должности депутатов, блокировавших право свободного распоряжения и владения землей, – почти сплошь прежняя коммунистическая и хозяйственная номенклатура. Эти будут стоять насмерть. <...>
[Бэлла Куркова]:<...> ...Демократическое крыло проиграло на нынешнем Съезде по двум ключевым вопросам – о земле и о Конституции. Похоже, следующий Съезд не способен будет принять новую Конституцию государства, поэтому ее следует вынести на всенародный референдум.
Разговоры о том, что Съезд надо распустить, считаю несерьезными. Если депутатский корпус не выражает сегодня народных чаяний, есть один путь преодоления этого противоречия – принятие Конституции и новые выборы.
[Игорь Кучеренко]: Отвечая избирателям на вопрос, почему Съезд не продвинулся вперед, я все-таки оцениваю его итоги с некоторым оптимизмом. Консерваторам не удалось воспрепятствовать реформам, низложить правительство. Несмотря на все нелепости, связанные с голосованием по названию страны, у Съезда все-таки достало мудрости принять предложение Президента. А это лишило козырей оппозицию, кинувшуюся разжигать национальные распри сразу же, как только проголосовали первый раз за «Россию». <...>
[Виктор Югин]: <...> ...Проект новой Конституции России нужно выносить на референдум, думаю, народ способен разобраться, что к чему и оказаться мудрее теперешнего нашего Съезда. К его будущему отношусь с пессимизмом. Мне по душе идея выбрать парламент, работающий на постоянной основе. Остальные же депутаты, сохранив до следующих выборов свои полномочий, пусть работают с избирателями в округах. Пусть проводят те самые реформы, за которые они высказались в принятой Съездом декларации».
«Лига промышленников и товаропроизводителей России проводит свой первый съезд» – страница 1
«В то время, когда вопрос о необратимости осуществляемой в России экономической реформы для политиков еще остается предметом дискуссий и поводом для маневрирования, у нарождающегося предпринимательства альтернатив коренным преобразованиям общества на рыночных принципах попросту нет. Ситуация заставляет предприимчивых людей действовать наступательно, проявлять решительность в деле формирования рыночных отношений и организационного оформления предпринимательских структур. Решению этих задач будет посвящен и первый съезд Лиги промышленников и товаропроизводителей России, который состоится в Москве 28–29 апреля. <…>
– Основная задача лиги – решение общих проблем и защита интересов промышленников и товаропроизводителей, возникающих на этапе формирования рыночных отношений. <…>».
«Чернобыльская АЭС готовится к закрытию» – страница 1
«26 апреля – шестая годовщина чернобыльской аварии. До сих пор около тысячи человек живут в селах, расположенных о непосредственной близости от станции, в зоне повышенного уровня радиации, так как их некуда переселять. «Сейчас функционируют первый и третий энергоблоки, но в 1993 году АЭС должна закрыться, после чего последует ее демонтаж, – сказал в интервью президент Укратомэнергопрома Михаил Уманец. <…>».
«Содружество помогает реформировать Россию» – страница 1, 2
«Острую дискуссию на Съезде вызвало обсуждение вопроса о Содружестве независимых государств. Чем была вызвана необходимость внесения этого вопроса в повестку дня?
Многие народные депутаты, воспринимая СНГ как реальность, стремились внести конструктивные предложения по укреплению и развитию Содружества. Другая же группа народных депутатов обсуждением этого вопроса пыталась ревизовать ратифицированное Верховным Советом Российской Федерации Соглашение с целью реанимировать Союз ССР. <…>
Большинство республик провозгласило свою независимость, некоторые официально вышли из Союза и были признаны на международном уровне. <…>
К началу декабря 1991 года все союзные республики встали на путь самостоятельного развития. Беловежские соглашения при всей их спорности, возможно, при определенных юридических, конституционных недостатках и упущениях, были логическим завершением свершившегося факта: падении великой империи. <…>
Таким образом, реальность состоит в том, что решении и ликвидации СССР и создании СИГ принимались не в одностороннем порядке, а всеми независимыми республиками. Именно поэтому попытки бросить тень на обоснованность создания СНГ беспочвенны. Нет ни юридических, ни политических, ни каких-либо иных оснований для возврата к прежней государственности. Это правовая реальность, которая существует и которую Съезд закрепил новым наименованием государство. Новый правовой статус государств-участников СНГ признан сейчас всем мировым сообществом, в том числе ООН и другими международными организациями. Это также свидетельствует о качестве и прочности государственно-правовых образований на территории бывшего Союза. Таково объективное положение вещей. Оно может нравиться или не нравиться, но мы должны в любом случае оставаться реалистами. <…>».
«Забастовка учителей. Но при чем здесь дети?» – страница 2
«Министерство образования подготовило для Правительства России очередную информацию о социальной напряженности в сфере образования. В ней, в частности, говорится: «Забастовки охватили многие регионы России. В движении наметились новые формы борьбы за социальные гарантии». Какие же? Педагоги разных городов под руководством профсоюзов объединяются для проведения акций протеста. К ним присоединяются работники других бюджетных организаций. В Москве на прошедшей в апреля профсоюзной конференции работников образования города решено в случае невыполнения требований начать забастовку 22 мая. <…>».
«Суд высший беспристрастный» – страница 2
«Впервые в истории нашей страны образован и работает высший орган судебной власти – Конституционный суд. Но чем он конкретно занимается, знают немногие. <…>
– Создание Конституционного суда означает, что у нас есть орган, способный высказать свое мнение о соответствии тех или иных актов исполнительной, законодательной и судебной власти действующей Конституции и в случае признания таких актов неконституционными лишить их юридической силы, – рассказывает Э. Аметистов. – Инстанция это совершенно беспристрастная, она руководствуется только Конституцией республики и правосознанием. Исключена любая форма воздействия на нее. <...>
– Как представлена конституционная судебная власть на местах?
– Никакой структуры на местах, аналогичной общей судебной системе, у нас нет.
Я вообще считаю, что в новой Конституции следовало бы отделить Конституционный суд от общей судебной системы. Это особая форма судопроизводства, которая не укладывается в рамки привычных представлений о суде. <…>».
«VI съезд народных депутатов Российской Федерации» – страница 3, 4, 5
«[Продолжение. Начало в №№ 81–96] Заседание двадцать четвертое. Сурков А. Б.: <…> Вот передо мной статья 56 закона Эстонии о гражданстве. Уважаемые коллеги, вы послушайте, чего лишаются граждане иностранных государств и лица без гражданства, то есть сотни тысяч наших соотечественников, – свободы политической деятельности и права на принадлежность к объединениям некоторых видов, права избирать сферу деятельности, место работы и профессию, права заниматься предпринимательством, объединяться в общества, ставящие целью получение дохода, права приобретать имущество определенного вида, права на государственную помощь и права получать информацию. <…>
Козырев А. В.: Я должен сказать, что не только в Эстонии, но и в других государствах Прибалтики, к сожалению, есть нарушения, которые мы все знаем наизусть в российском МИД. <...>
Что касается территориальных претензий Прибалтики, то я, пользуясь трибуной этого Съезда, хочу еще раз подтвердить позицию, которую неоднократно излагал на самых различных форумах и на самом различном уровне: мы не допускаем никаких территориальных претензий на Западе ни со стороны прибалтийских, ни со стороны каких бы то ни было других государств, как, впрочем, и в других районах. Я хотел бы, чтобы Съезд хотя бы молчанием поддержал эту позицию. <…>
Заседание двадцать пятое. <...> Шуйков В. А. <…> К великому сожалению, союзное государство развалилось. На его месте образовались независимые государства. И это реальность, признанная международным сообществом. От того, что мы сегодня здесь попытаемся реанимировать СССР или же сохранить в Конституции упоминание о Союзе ССР ничего в принципе не изменится. Если даже и изменится, то только в худшую сторону, поскольку внесет еще большую дестабилизацию в ситуацию в государствах СНГ. Это породит недоверие к российскому Президенту и российской политике, но восстановления союзной государственности не даст, потому что это на сегодняшний день невозможно. <…>
На мой взгляд, у России нет целостной политики в отношении государств СНГ с четко выраженными приоритетами. <…>
Что можно было бы предложить?
…СНГ сегодня, как бы мы ни критиковали – это реальность. И мы должны, просто-напросто обязаны это признать и укреплять его. Необходимо Правительству и МИДу вести работу по созданию координирующих органов СНГ, без которых Содружество бесперспективно.
Правительство должно работать на перспективу. Перспективной задачей могло бы стать образование на добровольных началах с заинтересованными государствами СНГ государства на конфедеративных началах.
В интересах России также выключение договора о коллективной безопасности. Срочно необходимо провести переговоры с государствами СНГ и определить статус Вооруженных Сил, частей, находящихся в других республиках бывшего СССР. <...>
Колтунов А. В. <...> К сожалению, армия сегодня лишена государственного и общественного контроля. В ряде регионов СНГ ее понимают как оппозиционную силу, в других – решениями местных властей препятствуют Соевой учебе, захватывают технику и оружие. <…>
Сегодняшнее положение требует открытой и трезвой оценки. Большая тренога кадровых офицеров за свое будущее достигла предела. В войсках начались неуправляемые процессы, и прежде всего в эмиграции практически всех категорий военнослужащих. Думаем, что проведенное 1 апреля этого года по инициативе Руслана Имрановича Хасбулатова заседание Президиума Верховного Совета Российской Федерации как-то приостановит эти процессы. Главный критерий, который принят во всем цивилизованном мире, – это соблюдение прав человека. <…>
Создание Россией собственной сильной армии, о чем принято решение, только добавляет ей крепости и авторитета в международных делах. Борис Николаевич Ельцин своим выступлением в Совете Безопасности снял последние страхи у цивилизованного сообщества по поводу возможного возрождения тоталитаризма и существующей агрессивности во внешней политике России. Президент, как известно, заявил, что Россия не видит в лице США и их западных союзников врагов, и потому снимает с боевого дежурства стратегические ракеты, направленные на страны НАТО. <…>
<…> Сегодня, к сожалению, только Россия выделяет ассигнования на вооруженные силы, на оборону, в отличие от других государств СНГ.
В этой связи обстановка с финансированием вооруженных сил остается очень сложной и напряженной. К сожалению, военнослужащие в апреле еще не получали даже денежного содержания. <...>».
«Закон Российской Федерации «О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации» – страница 6
«Настоящий Закон определяет правовые основы деятельности оборонных и сопряженных с ними предприятий, объединений и организаций в условиях снижения или прекращения оборонных заказов и связанной с этим конверсией их производственных мощностей, научно-технического потенциала и трудовых ресурсов.
Закон регулирует взаимоотношения органов государственного управления Российской Федерации и органов государственного управления национально-государственных и административно-территориальных образований с предприятиями, объединениями и организациями в процессе конверсии и гарантирует защиту интересов всех его участников в условиях рыночных отношений, использования экономических методов управления. <…>
Раздел 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия и определения
1. Под конверсией оборонной промышленности (далее – конверсия) в настоящем Законе понимается частичная или полная переориентация в установленном этим Законом порядке высвобождаемых производственных мощностей, научно-технического потенциала и трудовых ресурсов оборонных и сопряженных с ними предприятий, объединений и организаций с военных на гражданские нужды.
2. Конверсируемое предприятие – производственное, научно-производственное объединение, завод, конструкторская или научно-исследовательская организация, а также любое другое предприятие независимо от формы собственности, занятые научной и (или) производственной деятельностью для военных нужд… на которых указанная деятельность сокращается или прекращается и в связи с этим осуществляются мероприятия по выпуску гражданской продукции и утилизации военно-технических средств.
Статья 2. Принципы конверсии
1. Основанием для сокращения или прекращения на оборонном предприятии производственной деятельности для военных нужд являются решения органов государственной власти Российской Федерации, а также фактическое сокращение бюджетных расходов на эти цели.
2. Главным принципом работы конверсируемых предприятий является использование высоких технологий оборонного комплекса для производства продукции, способной конкурировать на внешнем рынке. <…>».
«Постановление Верховного Совета Российской Федерации «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации» – страница 6
«Верховный Совет Российской Федерации постановляет:
1. Ввести в действие Закон Российской федерации «О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации» с момента его опубликования, за исключением пункта 3 статьи 2 и пункта 4 статьи 8.
2. Пункт 3 статьи 2 Закона Российской Федерации «О конверсии оборонной промышленности в Российский Федерации» ввести в действие с 1 апреля 1992 года, пункт 4 статьи 8 указанного Закона ввести в действие с 1 января 1993 года.
3. В 1992 году дотирование конверсируемых предприятий осуществлять в пределах средств, выделяемых для этих целей из республиканского бюджета Российской Федерации. Порядок и критерии распределения указанных средств определяются Правительством Российской Федерации. <…>».
«Указ Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера» – страница 6
«В целях обеспечении законных прав и интересов малочисленных народов Севера, сохранения и развития традиционных форм их хозяйствования в условиях перехода к рыночным отношениям, а также создании дополнительных механизмов по обеспечению экологической безопасности в районах промышленного освоения Севера постановляю:
1. Советам Министром республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей и автономных округов, в которых проживают малочисленные народы Севера, совместно с региональными ассоциациями малочисленных народов Севера: определить в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера территории традиционного природопользования, которые являются неотъемлемым достоянием этих народов и без их согласия не подлежат отчуждению под промышленное или иное освоение, не связанное с традиционным хозяйствованием…
предоставить преимущественное право заключения договоров и получения лицензий на использование возобновляемых природных ресурсов родовым общинам, семьям, отдельным представителям малочисленных народов Севера в местах их традиционного природопользования;
определить границы территорий для традиционных видов хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера с целью обеспечения неистощительного природопользования. <…>».