Ельцин Центр

Дайджесты и комментарии
  • 1991
  • 1992
  • 1993

     

    «Известия» / Учредитель: Журналистский коллектив «Известий» – 1992. – 6 июля, понедельник. – № 155 (23729). – 6 полос.

    «Россия рассчитывает на помощь МВФ, но не согласна следовать всем требованиям фонда» – страница 1, 3
    «Вроде бы окончательно решенный еще в конце нынешнего марта вопрос о международной финансовой поддержке реформ в России в размере 24 миллиардов долларов и через три месяца остается открытым. Чеков никто так до сих пор и не выписал, хотя по первоначальным прикидкам первые деньги уже должны быть на подходе.
    Содержащие ультимативные интонации ответы президента Ельцина относительно помощи российским реформам можно было вполне расценить как подготовку общественного мнения к тому, что такой помощи может и не быть. Предваряя беседу с директором-распорядителем МВФ Мишелем Камдессю, Ельцин сказал, что Россия не может пойти на либерализацию цен на топливо, а это, по словам президента, главный предмет разногласий. <…>
    Есть немало оснований именно так трактовать ответы Ельцина. Политическая нестабильность в России, затянувшийся конфликт законодательной и исполнительной властей, вселяющей неуверенность в прочности положения кабинета реформ, – все это заставило людей, принимающих решения о предоставлении помощи, проявлять осторожность. Поводов для опасений добавил и сам российский президент, назначив в руководство правительства «группу директоров», чьи рыночные пристрастия прежде никак не проявлялись.<…>
    Отказ от помощи МВФ или отказ МВФ в помощи России мог бы иметь вполне однозначные последствия. Дело даже не в тех миллиардах, на которые российские власти рассчитывают уже в этом году, хотя и они жизненно важны. Отсутствие соглашения с МВФ сразу прекращает все отсрочки по долгам, которые сейчас предоставлены как бы под будущие кредиты фонда. А это значит, что России нечем будет даже заплатить за фрахт судов, доставляющих нам зерно и продовольствие, и они остановятся, так и не дойдя до наших берегов. <…>
    Вероятно, заявления Ельцина на субботней пресс-конференции, а также сама встреча с российским президентом убедили Камдессю в том, в чем другие страны не могли убедить фонд. Камдессю заявил, что на Западе стали лучше понимать исключительность положения России и что МВФ готов выработать особый подход к оказанию помощи стране.
    Гайдар и Камдессю подписали совместное заявление, из которого следует, что глава МВФ будет рекомендовать совету директоров фонда использовать «первую кредитную линию». Речь в данном случае идет о первом из четырех обещанных фондом миллиардов долларов, предоставляемых, как правило, по миллиарду в квартал. <…>».
     
    «Открывшаяся в Москве встреча глав государств СНГ обещает больше согласия, нежели раздоров» – страница 1
    «В «Президент-отеле», бывшей партийной супергостинице в Москве, 6 июля – очередное заседание совета глав государств – участников СНГ. В отличие от предыдущей, ташкентской встречи, накануне которой превалировали прогнозы о близкой кончине Содружества, нынешний «саммит» обещает больше согласия и результатов. <…>
    В ходе российско-украинских переговоров в Дагомысе, где Б. Ельцин и Л. Кравчук шокировали многих невиданным ранее единством взглядов, негативные прогнозы насчет Содружества заметно пошли на убыль. Более того, украинский лидер заявил тогда, что он выступает за придание СНГ динамизма. <…>
    После проработки на правительственное уровне вопроса о защите интересов государств рублевой зоны в случае введения ими национальной валюты главы государств должны зафиксировать очень важную договоренность: каждый волен строить свою финансовую систему самостоятельно, но делать это цивилизованно, не сбрасывать ненужные рубли соседу, подрывая тем самым его экономику.
    Из блока хозяйственных проблем вынесенных на московскую встречу, привлекает внимание и проект документа, устанавливающего основы функционирования Содружества (условно его можно назвать Уставом). В случае достижения согласия по этому пункту СНГ перестанет быть плодом «джентльменских договоренностей» и приобретет все необходимые правовые атрибуты политико-экономического образования государств.
    Блок военных вопросов преимущественно унаследован из прошлых заседаний.<…>
    Однако в повестку дня нынешней встречи включены проекты документов, которые нацелены не на расчистку пластов из прошлой жизни, а на будущее сожительство. Речь идет о координации работы систем, предупреждающих о ракетном нападении из космоса, об утверждении положения, предполагающего реальную деятельность Совета безопасности, а также о комплексе проблем, связанных с восстановлением прав лиц, принадлежащих к депортированным народам и депортированным национальным меньшинствам. <…>».
     
    «Таджикистан намерен продавать Пакистану электроэнергию» – страница 1
    «Вполне вероятно, уже в нынешнем году Таджикистан войдет в число стран, экспортирующих электроэнергию.
    Важный шаг в этом направлении сделан во время официального визита президента Р. Набиева в Пакистан. Переговоры руководителей двух государств коснулись возможных поставок электроэнергии, вырабатываемой станциями Вахшского каскада, на взаимовыгодных условиях. <…>
    В этой связи возникает естественный вопрос: а не ущемят ли рыночные устремления таджикских энергетиков интересы давних, можно сказать – традиционных, потребителей их товара. <…>».
     
    «В Молдове по-прежнему гибнут люди» – страницы 1, 2
    «В Приднестровье не прекращают стрелять, по-прежнему на обоих бepeгах Днестра гибнут люди. Идет жестокая война, и нет сейчас большей заботы у официальных лиц Молдовы, чем сохранение в глазах общественного мнения ее имиджа миролюбивого государства, подвергшегося варварской агрессии. <…>
    Высказывания командующего 14-й армией, информация, которой он делится с публикой в последнее время, стали поводом для проведения в минувшее воскресенье пресс-конференции министерства обороны Молдовы. Генерал И. Косташ в течение полутора часов опровергал генерала А. Лебедя, отрицая наличие военной техники из Румынии, а также прибытие из-за Прута военных специалистов. <…>
    На вопрос корреспондента «Известий», не намерена ли Молдова вывести войска из зоны огня – из Бендер и левобережных сел Кошница и Кочиерь, чтобы наконец начать переговоры без стрельбы, И. Косташ ответил: нет, не намерена.<…>
    Бендерская полиция – оплот конституционной власти Кишинева в мятежном Приднестровье. Ею контролируются только близлежащий квартал и дорога, ведущая к Кицканскому плацдарму. Но благодаря этому город для республики – не отрезанный ломоть. <…>
    О мире сегодня говорят все. Но мир все понимают по-своему. Правый берег требует бескомпромиссной капитуляции Левобережья, используя в качестве аргумента силу. Приднестровье продолжает настаивать на праве жить, как хочет, на удар отвечая ударом. Между тем все чаще на самой низшей отметке этой войны, в ее окопах, звучит вопрос: с кем мы воюем и против кого? В нем – трагедия народа, ведущего войну на самоуничтожение. <…>».
     
    «Переговоры по Приднестровью: Еще не мир, но есть надежда…» – страница 2
    «Не удивлюсь, если сообщения о переговорах Б. Ельцина и М. Снегура по проблеме Приднестровья не вызовут особого оптимизма. Действительно, сколько уже было переговоров – двухсторонних и многосторонних, на высоком правительственном уровне и между полевыми командирами. Чем они заканчивались – известно: договоренности не соблюдались, и вооруженный конфликт разгорался с новой, еще большей силой.
    Однако соглашения, достигнутые на переговорах 3 июля в Москве по приднестровскому конфликту, так же, как и на переговорах 24 июня в Дагомысе по юго-осетинскому, принципиально отличаются от прежних. В обоих случаях впервые предусмотрен механизм соблюдения договоренностей: создание разъединительной линии («коридора безопасности») под контролем нейтральных сил по поддержанию мира. <…>
    Фактор времени при формировании и размещении на линии прекращения огня нейтральных сил очень важен и для решения проблемы 14-й армии, о выводе которой президенты России и Молдовы в принципе договорились. <…>
    Президент России ищет пути к разрешению приднестровского конфликта политическими средствами, а генерал, призывая «занять по этому поводу вполне определенную позицию», по сути, уповает на военную силу, сводя на нет дипломатические усилия двух президентов.
    Но если воюет армия, значит, воюет государство, и Россия непосредственно втягивается в вооруженный конфликт. Собственно, она уже фактически признала свою вовлеченность в него, согласившись на участие в двухсторонних переговорах с Молдовой – без приднестровцев. <…>
    Политический статус Приднестровья – проблема, без решения которой никакие предварительные договоренности, никакие механизмы, их гарантирующие, не смогут надолго сохранить мир в регионе.<…>
    Но далеко не все в Молдове согласны с этим. <…>Вопрос в том, какого времени потребует путь к компромиссу и какова будет его цена. <…>».
     
    «Связь дашнаков с бывшим КГБ» – страница 3
    «Бывший председатель КГБ Армении генерал-лейтенант Мариус Юзбашян подтвердил в местной печати сотрудничество лидера дашнаков Грайра Марухяна с разведслужбами Еревана и Москвы.<…>
    Во время встреч в Ереване дашнаки обещали снизить уровень антисоветской пропаганды и оказывать содействие в получении научно-технической информации. Взамен им предоставлялась возможность непосредственно наблюдать за тем, что происходит в Армении, и получать интересующую их информацию из первых рук. <…>
    Возвращаясь к вопросу о документальных подтверждениях сотрудничества дашнакских лидеров с КГБ, Рудольф Григорян сказал, что опровергнуть свою тайную связь с КГБ дашнаки не смогут, это невозможно. <…>».
     
    «Прием стран Балтии в Совет Европы откладывается» – страница 4
    «Страны Балтии не будут приняты в ближайшее время в Совет Европы. Об этом рассказали на пресс-конференции депутаты латвийского парламента, которые вернулись из Будапешта, где проходила сессия парламентской ассамблеи Совета Европы. <…>
    Депутаты сослались на выводы доклада его экспертов, который они подготовили после посещения Латвии, Литвы и Эстонии. Барьером для Латвии стала неурегулированность вопросов гражданства. Правда, по мнению латвийской стороны, отношение совета к этой проблеме уже не столь категоричное, как раньше. Осенью в Латвию должны приехать члены подкомиссии по правам человека, чтобы «совместно изменить ситуацию к лучшему и, может быть, даже помочь найти решение некоторых проблем». <…>
    В августе представители Литвы, Латвии и Эстонии намерены собраться вместе, чтобы обсудить программу действий против необоснованных претензий России. По словам председателя комиссии по законодательству в латвийском парламенте А. Эндзиньша, балтийские политики должны давать отпор дезинформации о нарушении прав человека в их странах. <…>».