Ельцин Центр

Дайджесты и комментарии
  • 1991
  • 1992
  • 1993

    Картина дня в газетных выдержках и цитатах. Этот день 29 апреля — четверг. По материалам «Независимой газеты», «Российской газеты» и «Известий».

    «Известия» / Учредитель: журналистский коллектив «Известий». — 1993. — 29 апреля, четверг. — №80 (23935). — 8 полос.

    «В Челябинске возобновились чековые аукционы. Верховный Совет атакует Госкомимущество, упраздняет комитет по экономической реформе» — страница 1

    «В Челябинске состоялось заседание Малого совета областного Совета, которое одним из пунктов итогового постановления предписало областному комитету по имуществу продолжить проведение чековых аукционов на территории области. Таким образом, начинает разрешаться конфликт, получивший всероссийский резонанс и ставший причиной того, что в Челябинске за несколько дней побывало множество российских и иностранных журналистов. <…>

    Компромисс в Челябинске достигнут благодаря усилиям обеих сторон. Комитет по управлению госимуществом представил Совету анализ хода приватизации в области (эти данные не были востребованы, только теперь Совет запросил их). Участвовавшие в заседании Малого совета сотрудники Госкомимущества России, в частности начальник Главного управления по работе с территориями Александр Казаков, отметили, что сложившаяся ситуация заставила Госкомимущество обратить внимание на собственные просчеты. <…>».

    «Андрей Козырев: Вице-президент и депутаты должны уважать мнение народа и самих себя» — страница 1

    «<…> — 25 апреля Борис Ельцин получил третий мандат народа. В первый раз это произошло на президентских выборах в июне 1991 года, во второй — в дни путча. Вопреки предсказаниям оппозиции россияне поддержали не только самого президента, но и проводимую им политику реформ. Теперь самое главное — в полной мере реализовать волю народа, двигаться вперед решительно, без колебаний и без уступок.

    Я не вижу оснований для создания сейчас коалиционного правительства. По той простой причине, что входить в коалицию не с кем. Перед референдумом большинство сил, называющих себя центристскими, встали в оппозицию Ельцину. В первую очередь — вице-президент. Несмотря на это, президент одержал убедительную победу — в одиночку, без Руцкого. И получил даже больше голосов, чем в июне 1991-го, когда они были в паре. <…>

    — Исход голосования в парламенте боснийских сербов подтвердил наихудшие опасения. В порядке самокритики хочу сказать, что наша тактика оттягивания принятия резолюции об ужесточении санкций против Югославии оказалась недостаточно эффективной. Руководство боснийских сербов и национал-патриотические силы в Белграде и не собирались использовать трехмесячную отсрочку, которую мы добились, для проведения серьезных переговоров. <…>».

    «Указ президента о дополнительных мерах по предотвращению вмешательства политических партий в деятельность государственных органов» — страница 1

    «Президент России Борис Ельцин издал Указ «О дополнительных мерах по предотвращению вмешательства политических партий и их структур в деятельность государственных органов, предприятий, учреждений и иных организаций». Об этом сообщила 28 апреля пресс-служба президента РФ.

    «Этот документ, — говорится в сообщении пресс-службы, — был разработан в связи с имеющими место попытками незаконного восстановления КПСС и КП РСФСР, притязаниями отдельных организаций на правопреемственность по отношению к ним, а также попытками восстановить их структуры в государственных органах, на предприятиях и в учреждениях. <…>

    Федеральным и местным органам исполнительной власти поручено руководствоваться Указом от 20 июля 1991 года «О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР» в части недопущения создания и деятельности первичных организаций, комитетов и других организационных структур политических партий в государственных учреждениях, на предприятиях в России. <…>».

    «Соглашение между Конфедерацией народов Кавказа и казачествами юга России» — страница 1

    «Подписанием соглашения о принципах сотрудничества и взаимопомощи между Конфедерацией народов Кавказа и казачествами юга России завершилась 28 апреля в Ставрополе встреча выборных представителей Чеченской, Ингушской республик, Дагестана, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгеи, Абхазии и казачеств южных регионов России. Представители конфедерации и казачеств договорились, что не допустят применения и угрозы применения силы в решении спорных вопросов, в том числе территориальных, будут способствовать мирному, путем переговоров и консультаций, урегулированию региональных конфликтов, ликвидации очагов межнациональной и социальной напряженности на основе уважения суверенитета и права народов на самоопределение».

    «Москва приступает к реконструкции центра города» — страница 2

    «Жилищная программа нынешнего года обсуждалась 27 апреля московским правительством. Она определяется, по сути дела, одной, но имеющей ключевое значение цифрой — город вновь получит не менее 3 миллионов квадратных метров жилья.

    Ни один из российских городов не имеет сегодня таких показателей, равных среднему многолетнему за многие последние годы. Экономические трудности реформы не повлияли на работу мощного строительного комплекса в столице, хотя уберечь его от развала удалось ценой больших усилий московского руководства и специалистов главков, трестов, управлении. <…>

    Существенным резервом выполнения жилищной программы в Москве должен отныне стать ввод в эксплуатацию домов после комплексного капитального ремонта и перепланировки квартир. По данным городской статистики, уже отселены, но не ремонтируются по различным причинам здания общей площадью 600 тысяч квадратных метров. Почти четверть из них — дома в центре города, где начинается широкомасштабная реконструкция. <…>».

    «Верховный Совет атакует Госкомимущество…» — страница 2

    «Верховный Совет России признал неудовлетворительной работу Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом по выполнению Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год. <…>

    При обсуждении поправок к проекту постановления Руслан Хасбулатов предложил ликвидировать Комитет ВС РФ по вопросам экономической реформы и собственности, возглавляемый народным депутатом Сергеем Красавченко. В результате голосования принято решение реорганизовать этот комитет в постоянную комиссию Совета Республики по вопросам собственности и приватизации. <…>».

    «В Татарстане референдум не состоялся, но его итоги активно обсуждаются» — страница 2

    «Как уже сообщалось, в Татарстане на референдум явилось 22,8 процента избирателей. Этот итог различные политические силы республики трактуют по-своему.

    Председатель Верховного Совета Республики Татарстан Фарид Мухаметшин на пресс-конференции прокомментировал неявку большинства жителей республики на избирательные участки следующим образом: итоги референдума мы расцениваем как возрастающее доверие к конституционно избранным органам и всенародно избранному президенту Республики Татарстан и как признание их политики и проводимых в республике реформ. Спикер парламента Татарстана сообщил журналистам, что сам он участия в референдуме не принимал. <…>

    Активисты демократических организаций объясняют неудачу референдума усилиями республиканских властей, сделавших все, чтобы референдум в Татарстане не состоялся, но официального заявления местных демократов пока не последовало».

    «Итоги референдума позитивно восприняты деловыми людьми на Западе» — страница 3

    Подзаголовок — «Заявил в Лондоне вице-премьер правительства РФ А. Шохин»

    «<…> — Все собеседники, представители международных организаций, правительств, банков, бизнеса интересовались, каковы результаты референдума. Почти никто не сомневался, что президент выиграет по первому вопросу, — продолжал А. Шохин в ходе интервью в лондонском Центре королевы Елизаветы II, где в минувшей вторник завершилось ежегодное собрание Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). — Но для многих было приятно узнать, что правительство России тоже получило, по сути дела, вотум доверия. И это несмотря на всю сложность нашей экономической политики, болезненность многих мер и ее определенные отрицательные социальные последствия. Общественная поддержка не означает, что нам не надо обращать на них внимания. <…>

    Российская тема активно обсуждалась также и в ходе собрания ЕБРР. Руководитель российской делегации Виктор Геращенко, в частности, указал на то, что по состоянию на конец марта правлением ЕБРР было одобрено десять проектов на территории России. Однако сумма реально использованных кредитов составила не более 6,3 миллиона экю. Это очень мало и не идет ни в какое сравнение с прогнозами об участии банка в финансировании экономической реформы в России, обсуждавшимися на встречах «семерки» в 1992 и 1993 годах. <…>».

    «Министр противоречит президенту» — страница 3

    «Россия выразила свое недоумение в связи с недавним заявлением министра охраны окружающей среды Украины Ю. Костенко на пресс-конференции по итогам подготовки украинским парламентом к ратификации Договора СНВ-1 о том, что республика является ядерной державой. <…>

    Москва по-прежнему ожидает от руководства Украины точного выполнения международных соглашений. Мы неоднократно заявляли о своей готовности оказать украинцам помощь в выполнении взятых ими обязательств в отношении ядерного оружия. Заявление же министра, который возглавляет украинскую делегацию на переговорах по выводу ядерного оружия с территории Украины, лишь осложняет ситуацию и не может быть безразлично российской стороне, подчеркнул представитель МИД».

    «Америка поможет сначала себе, а уже потом — россиянам» — страница 3

    «За сто дней пребывания у власти у президента Уильяма Клинтона успели сложиться весьма напряженные отношения с конгрессом, что ставит под удар многие из программ и проектов нынешней администрации, в том числе и те, которые связаны с оказанием содействия России. <…>

    По словам Панетты, «политические реалии» в США таковы, что члены конгресса не готовы будут пойти на сокращение «домашних» расходов для помощи России. Как отметил директор АБУ, законодатели хотели бы сначала утвердить такие программы, которые позволяли бы расширить занятость в самой Америке, а уж потом заняться помощью россиянам.

    На такую последовательность действий обратил внимание и Майкл Кантор, представитель президента США на торговых переговорах. Выступая во вторник на конференции, которая была устроена Американо-российским деловым советом, Кантор довольно ясно дал понять: свои отношения с Россией Америка будет строить таким образом, чтобы всячески был защищен американский рынок труда.

    Иными словами, России сложно будет рассчитывать на активный экспорт своей продукции в Соединенные Штаты, если такой экспорт поставит под угрозу занятость американских рабочих. <…>».

    «Своими вопросами съезд приготовил народу коварную юридическую ловушку» — страница 4

    Подзаголовок — «Особое мнение судьи Э. Аметистова»

    «Своим решением о порядке подсчета голосов на референдуме девятый съезд народных депутатов намеренно нарушил ряд законов России. Этот вывод с предельной определенностью следует из «особого мнения» члена Конституционного суда РФ Э. М. Аметистова.

    Хотя судья Аметистов не делает попыток исследовать причины, по которым законодатели пошли на сознательное нарушение Конституции страны и Закона о референдуме, логика его суждений приводит к единственно возможному объяснению: депутатское большинство пожертвовало юридической чистотой своих решений ради политических интересов и сиюминутной выгоды. <…>

    Порою приходится слышать, что «поезд уже ушел» и что с итогами референдума в том виде, в каком они есть, «надо что-то делать». Предлагается даже вновь прибегнуть к услугам Конституционного суда с тем, чтобы он дал (пусть хоть на сей раз!) совершенно беспристрастное толкование итоговым цифрам.

    Из «особого мнения» Эрнста Михайловича Аметистова со всей очевидностью вытекает потенциальная опасность подобного подхода. Ни президент, ни съезд, ни суд любой инстанции не имеют права принимать решения иные, чем во исполнение воли нации.

    Но произошло предсказанное. Еще не оглашены были первые итоги, как разные ветви власти принялись толковать их с противоположными знаками. <…>».

    «Почему остановилась Казанская табачная фабрика» — страница 4

    «В истории Татарстана подобного, кажется, не случалось. Впрочем, генеральный директор «табачки» Ильгиз Бареев уверяет, что и на всей территории бывшего Союза пока ни одна фабрика не судилась с правительством, да еще и успешно.

    Казанская табачная фабрика обратилась в арбитражный суд с иском к Кабинету министров Татарстана. Суд признал, что правительством республики «существенно нарушены охраняемые законом интересы юридического лица». То есть фабрики… <…>

    Главный ущерб фабрика усматривает в том, что ее лишают возможности торговать со своими партнерами по более низким ценам. А партнеры (ими могут быть, например, автомобилестроители или нефтяники) помогли бы табачной фабрике закупать сырье — ведь поставщики требуют взамен табака автомобили и нефтепродукты. Словом, фабрику, которая давно уже стала арендным предприятием, лишили возможности распоряжаться хотя бы частью собственной продукции. В итоге она осталась без сырья и 15 февраля остановила производство. <…>».

    «Банк России пытается установить контроль за работой коммерческих банков» — страница 4

    «Совет директоров Центрального банка России утвердил положение о Главном управлении инспектирования коммерческих банков и его территориальных органах. <…>

    В интервью «Известиям» начальник нового управления Сергей Панов особо подчеркнул, что до сих пор контрольные функции за деятельностью коммерческих банков выполнялись от случая к случаю, здесь не было системы. Какие-то меры предпринимались только тогда, когда финансовое преступление или злоупотребление уже совершались. Новая же служба будет пытаться их предотвратить, оказать помощь коммерческим банкам и таким образом предотвратить массовые банкротства кредитных учреждений, обеспечить устойчивость их работы. <…>».

    «Драма власти России» / Сергей Алексеев, член-корреспондент РАН — страница 5

    Подзаголовок — «О политико-юридическом значении референдума и путях формирования демократической российской государственности»

    «<…> Фундаментальный факт, который должен быть взят за основу при характеристике государственно-политической и правовой обстановки в связи с прошедшим референдумом в России, заключается вот в чем. После распада СССР в конце 1991 года РСФСР как государственное образование, существовавшее в качестве составной части СССР, утратила конституционную легитимность и в этом отношении вместе с союзными структурами также прекратила свое существование. Отсюда следует непреложный вывод — утратили надлежащую конституционную легитимность и органы былой РСФСР, в том числе избранные в то время представительные органы — Советы. <…>

    …Существующие Советы, избранные в условиях РСФСР как представительные органы социалистического государства, сами молчаливо «узаконили себя», стали-де-факто осуществлять «реформы», взяли на себя (путем подготовки Конституции) формирование новой демократической государственности.

    А вот это уже не что иное, как прямая узурпация власти, т. е. присвоение ее не по праву. <…>

    И здесь нужно признать, что в такой обстановке нет иного пути выхода из драматического, углубляющегося кризиса и решения, казалось бы, нерешаемой проблемы, как предоставить слово самому народу — верховному и единственному вершителю своей судьбы, суверенному источнику власти в обществе. И слава Богу, есть и правовой институт, признанный действующими Конституцией и законодательством, который позволяет выявить народную волю,- референдум. И такой референдум, пусть с некоторыми лукавыми вопросами, немудреными хитростями в пользу Советов, состоялся. И результаты его оказались в пользу демократии, демократических реформ. <…>».

    «Куст Казаченко» — страница 5

    Подзаголовок — «Как бывший член Верховного Совета СССР стал фермером»

    «Пeтp Петрович пребывал в зените славы, когда он, председатель сильного колхоза, кандидат наук, член Верховного Совета СССР, наезжал по государственному делу в Москву: кипел в стихиях съездов и сессий, рвался к микрофону, корпел в планово-бюджетной комиссии. В 29 стал председателем, отбухал на этом посту без инфарктов 16 лет. <…>

    Отчего же буксует реформа в деревне? Не дает прироста? Казаченко считает, что, преобразовывая колхозы-совхозы в коллективно-долевые предприятия, товарищества, кооперативы, мы еще не создаем собственника. Пока за новой вывеской опять все общее и та же круговая порука безответственности, безразличия к земле, скоту, делу. Да, наделили крестьянина земельным и имущественным паями, но это, как журавль в небе. Олег Ласенцев хотел выйти еще летом, тогда же написал заявление, а бумагу из районного комитета по земельной реформе получил только что. Землеустроитель говорит: давай документ из колхоза, в колхозе отвечают: мы никаких бумаг не даем. Право на выход декларировано. Но попробуй выйди. <…>».

    «И офицеры будут теперь служить по контракту» — страница 5

    «<…> — Не за горами выпуск из военных учебных заведений, — рассказывает начальник направления Главного управления подготовки и распределения кадров МО РФ полковник Олег Федяев. — Поэтому принято решение, не дожидаясь утверждения Верховным Советом проекта Положения о порядке прохождения военной службы, издать директиву о порядке заключения контрактов. <…>

    …6 апреля 1993 года заместитель министра обороны РФ генерал-полковник В. Миронов подписал директиву «О порядке заключения контрактов с гражданами Российской Федерации, поступающими на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации». В связи с введением в действие с 1 марта 1993 года Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» директива предложила соответствующим командирам (начальникам) организовать работу по заключению контрактов с военнослужащими ВС РФ… <…>».

    «Наркотики на экране и в жизни» — страница 6

    Подзаголовок — «Прогноз ученых тревожен: в России расширяется социальная база наркомании»

    «<…> …Прошло то время, когда мы получали информацию о распространении наркотиков из «чужих» фильмов и газет. А потом с чувством спокойной уверенности говорили себе: «Это — не наше. У нас это невозможно». Сейчас общеизвестно — и наше общество больно наркоманией. Вопрос только в том, насколько опасна эта болезнь по своей распространенности, глубине проникновения, остроте последствий. В какой-то степени ответы на эти вопросы дает недавно проведенный научным коллективом «Галси» под руководством профессора Галины Силласте опрос общественного мнения… <…>

    О социальной базе наркомании. «Галси» выявил такую «иерархию» потенциальных наркоманов. На первом месте — кооператоры и предприниматели. За ними — рабочие и безработные. На третьем месте — учащиеся и студенты, к которым близки в процентном отношении (совершенно новое, необычное и неожиданное для России явление, отмечают исследователи) домохозяйки. Причем эта группа по своей численности возрастает в последнее время быстрыми темпами. Среди тех, кто более или менее регулярно обращается к наркотикам, преобладают представители «высоко» и «очень высокооплачиваемых» социальных слоев, которые, по их же самооценкам, «вполне удовлетворены своим нынешним положением» в обществе. <…>».

    «Независимая газета» / Учредитель: Московский городской Совет народных депутатов. — 1993. — 29 апреля, четверг. — №80 (504). — 8 полос.

    «Одной спецкомиссией больше» — страница 1

    «Специальная комиссия Генеральной прокуратуры по расследованию материалов, связанных с коррупцией должностных лиц, создана вчера Верховным Советом по представлению Валентина Степанкова. В нее входят шесть человек, прокуроры по специальности. Среди них Антанас Пятраускас, который одно время возглавлял прокуратуру Литовской ССР, существовавшую параллельно с прокуратурой Литовской Республики, и стал известен своей интерпретацией вильнюсских событий в январе 1991 года.

    Для руководителей специальной комиссии будет создана особая должность первого заместителя генерального прокурора — Степанкову предложено внести кандидатуру в Верховный Совет… <…>».

    «Национальные интересы России и угрозы для ее безопасности» / Владислав Чернов, заместитель начальника Управления стратегической безопасности Совета безопасности РФ — страница 1, 3

    Подзаголовок — «Борис Ельцин утвердил концепцию внешней политики РФ»

    «Мучительный процесс формирования новой российской государственности отмечен важным событием. На днях распоряжением президента России Б.Ельцина утверждены «Основные положения концепции внешней политики Российской Федерации» в качестве базиса внешнеэкономической деятельности органов исполнительной власти. Таким образом, государство обрело необходимый набор ориентиров в сфере взаимоотношений с окружающим миром.

    Принятие этого документа состоялось в условиях затяжного конституционного кризиса и дальнейшего обострения внутриполитической борьбы. Тем не менее имеются неплохие шансы для формирования вокруг него общегосударственного консенсуса, значение которого в нынешних условиях трудно переоценить. <…>

    Один из фундаментальных тезисов основ концепции состоит в том, что в складывающейся новой системе международных отношений Российская Федерация, несмотря на переживаемый кризис, остается одной из великих держав и по своему потенциалу, и по влиянию на ход дел в мире, и по связанной с этим ответственности. Она несет ответственность не только за формирующийся после социалистического лагеря новый миропорядок, но и в особой степени — за построение новой системы позитивных взаимоотношений государств, ранее входивших в Советский Союз, является гарантом стабильности этих отношений. Именно поэтому столь важно повышение роли России в международных делах, в деятельности международных политических и экономических организаций. <…>

    Но особую остроту сегодня приобретают проблемы обеспечения военной безопасности, возникшие в результате дезинтеграции Советского Союза. Было бы верхом легкомыслия и безответственности проявлять терпимость к тому, что по-прежнему не урегулированы вопросы управления и контроля за стратегическими силами бывшего СССР, нарушена целостность системы обороны и не определен статус пребывания российских войск на территории государств ближнего зарубежья. <…>».

    «Присутствие беженцев нежелательно» — страница 1, 3

    Подзаголовок — «Жесткие ограничения касаются Москвы, Санкт-Петербурга и Калининградской области»

    «За короткое время Россия из государства, «поставляющего» мигрантов в другие регионы мира, превратилась в страну, принимающую их у себя. В 1990—1992 гг. треть всего прироста населения республики пришлась на иммигрантов из ближнего зарубежья. Всего к марту 1993 г. в России было официально зарегистрировано 500 тыс. беженцев и вынужденных переселенцев. Однако, по мнению специалистов, эта цифра не отражает действительного положения дел, и реальное их число больше, как минимум, в два раза. Дело в том, что значительная часть прибывших на территорию России из горячих точек бывшего Союза нигде не учтена.

    Эти и другие факты были приведены на состоявшейся 27—28 апреля в Москве конференции Международной организации по миграции (MOM) «Массовая миграция и здоровье населения»… <…>

    …В последнее время остро встали проблемы внешней и внутренней трудовой миграции, упорядочивания въезда и выезда, транзитных беженцев. Россия столкнулась с таким новым для нее явлением, как незаконное проникновение на ее территорию мигрантов из дальнего зарубежья. В связи с этим одной из главных задач Федеральной миграционной службы является организация строгого миграционного контроля. Первыми регионами, где такой порядок будет введен уже в ближайшее время, станут Санкт-Петербург и Ставропольский край. Пока же на территории России действует план, согласно которому размещение беженцев крайне нежелательно в перенаселенных Москве и Санкт-Петербурге, а также приграничной Калининградской области… <…>».

    «Президент собрал свой совет» — страница 1

    Подзаголовок — «Главный вопрос — о новой Конституции»

    «Вчера, открывая заседание Президентского совета, Борис Ельцин поздравил присутствующих с победой на референдуме. Собравшимся предлагалось обсудить три вопроса: политические итоги референдума, федеральные и региональные действия после всенародного голосования и проект новой Конституции. Докладчиками соответственно были политолог Георгий Сатаров, доцент МГУ Леонид Смирнягин и юрист Сергей Алексеев. <…>

    На Президентском совете Ельцину было предложено проявить большую законодательную активность и, прежде всего, — что касается земли и преступности. Президент последовал этому совету и принял указ о борьбе с организованной преступностью и коррупцией, и именно он, а не Александр Руцкой, возглавит Межведомственную комиссию по борьбе с организованной преступностью. <…>».

    «Нагорный Карабах под юрисдикцией России?» — страница 1

    Подзаголовок — «В Баку удивлены заявлением маршала Шапошникова»

    «Как сообщил корреспонденту «НГ» официальный представитель МИД Азербайджана, с 27 апреля в Праге заседает Комитет старших должностных лиц (КСДЛ) СБСЕ, который обсуждает возможность устойчивого прекращения огня в зоне армяно-азербайджанского конфликта.

    Между тем главком ОВС СНГ маршал авиации Евгений Шапошников сделал заявление, которое дает повод предположить намерение российского генералитета активно вмешаться в армяно-азербайджанский конфликт. В интервью агентству «Интерфакс» 26 марта Шапошников сказал: «…Возможны два варианта. Первый предусматривает с согласия обеих сторон восстановление статуса Нагорно-Карабахской автономной области в составе Азербайджана. Второй — передачу НКАО на определенное время под юрисдикцию России. При этом в местной администрации Нагорного Карабаха должны быть представители как Армении, так и Азербайджана». Наблюдатели в Баку думают: зачем главкому понадобилось делать заявление, в котором Азербайджану предлагается добровольно передать «на определенное время под юрисдикцию России» часть своей территории? В этой связи некоторые в Баку склонны расценивать слова Шапошникова как своего рода пробный шар, запущенный, чтобы выявить реакцию мирового сообщества на возможность реализации этого плана. <…>».

    «Центр должен уважать республики» — страница 1, 2

    Подзаголовок — «Председатель ВС РБ Муртаза Рахимов устал говорить о референдуме»

    «<…> …Все говорят: референдум, референдум, референдум… Неужели Россия живет только им? Или у нас нет больше других проблем? Идет обнищание народа, кризис экономики, начинается посевная, но всюду говорят только о референдуме. У нас стоят нефтеперерабатывающие заводы. В России сегодня нет современной технологии нефтепереработки, срочно нужны инвестиции, а мы их пробиваем больше года. На КамАЗе сгорел завод двигателей, а масштабной помощи нет. Неужели все это должно заботить только Башкортостан или Татарстан? Где российское правительство, где люди, мыслящие в масштабе всего государства? Но правительству, президенту, парламенту не до этого — они заняты референдумом, толкованием его итогов и т. д. и т. п. <…>

    — У нас один путь — переговоры с российским руководством. В мае должен состояться пятый тур переговоров, может, будет и шестой, и седьмой… Но Центр не может отказаться от подписей Ельцина и Хасбулатова под приложением к ФД от Республики Башкортостан. Если же курс Центра на игнорирование приложения будет продолжаться, то ВС Башкортостана может денонсировать мою подпись под Федеративным договором. Надеюсь все же, что в 1993 году мы завершим работу над двусторонним договором. Центр должен наконец проявить уважение к республикам».

    «Дети на экспорт-2» — страница 1, 6

    Подзаголовок — «Проблема, поставленная «НГ» полгода назад, все еще ждет своего решения»

    «<…> В середине ноября 1992 года правоохранительные органы совместно с представителями Минздрава и Минобразования проанализировали более шестидесяти межгосударственных усыновлений, проведенных с помощью областного Комитета по народному образованию в Московской области. Результаты работы комиссии полностью подтвердили сделанные в октябрьской статье «НГ» предположения о неблагополучном положении дел в этом регионе. В ходе работы комиссии в девяти городах Подмосковья вскрылись массовые факты нарушения законодательства при усыновлении, подтасовка документов, сознательное сокрытие находящихся в домах детей от российских усыновителей для передачи их гражданам других государств, постановка ложных диагнозов. Главное же, при проверке 61 дела на усыновление за рубеж детей оказалось, что свыше 50 из них отправлены в Канаду благодаря посредничеству подданной этой страны Анжело Галсо, директора агентства «Международная служба усыновления», не имеющего лицензии, а следовательно, и права заниматься такой деятельностью… <…>

    Однако, безусловно, государство может и должно найти в себе силы отказаться от позорной платы за усыновленных детей, даже если усыновляет их семья миллионеров из Техаса. Тем более что каждый обретший родителей тяжело больной ребенок снимает с него немалое бремя расходов по медицинскому обслуживанию, содержанию детских домов и домов ребенка. Из бюджета, а не из денег иностранных усыновителей необходимо взять средства на закупку и установку в каждом попечительском учреждении компьютера для создания единого банка данных о всех находящихся в них детях. Одна эта мера позволила бы значительно увеличить количество усыновлений, в том числе и внутри страны. Что же касается нехватки средств, то резервов для их экономии достаточно и в других местах… <…>».

    «Политическое равновесие» / Анатолий Денисов, сопредседатель Социалистической партии трудящихся — страница 2

    Подзаголовок — «Похоже, президент готов отступить от радикализма»

    «В настоящее время в России сложилась патовая ситуация как в экономике, так и в политике. Очевидный и вопиющий провал шоковой терапии, не менее очевидная нелепость истеричной приватизации всего и вся, с одной стороны, и столь же очевидная невозможность возврата к командно-административной системе управления экономикой, с другой, ставят непреклонных сторонников этих альтернатив перед необходимостью либо уйти со сцены, уступив место соглашателям, либо найти компромисс в духе разумной конвергенции плана и рынка, адекватной реальному состоянию экономики. В то же время политические амбиции «демократов» и «консерваторов» исчерпали себя во взаимных попытках одержать «окончательную» победу и достигли равновесного состояния, которое пока выражается в достаточно абсурдных формах вроде согласия на проведение никому не нужного и ничего не решающего референдума о доверии, которым заведомо ни одна из сторон не пользуется у всеми обманутого и во всех разочаровавшегося народа. <…>

    И, похоже, президент уже готов отступить от радикализма гайдаровской монетаристской модели, коль делает первым вице-премьером, да к тому же еще и министром экономики Лобова — недавнего «консерватора» в правительстве Силаева. Само по себе это, быть может, и неплохо, чтобы уравновесить радикализм министра финансов Федорова, да только в правительстве Силаева подобное противостояние однажды уже закончилось отставкой Федорова. Но в нынешних условиях это означало бы крах попыток финансовой стабилизации как средства поощрения инвестиций в производственной сфере экономики… <…>».

    «Тайная дипломатия» — страница 2

    Подзаголовок — «Визит Ельцина в Японию может состояться 25–27 мая»

    «Разоблачением» завершилась первая же попытка тайной дипломатии, к которой Москва и Токио решили прибегнуть при спешной подготовке визита Бориса Ельцина, выразившего готовность посетить Японию уже в конце мая. Для согласования сроков и программы этой поездки в минувшее воскресенье в Токио инкогнито прибыл заместитель министра иностранных дел Георгий Кунадзе, остановившийся на территории посольства РФ. Несколько раз он неофициально встречался со своим коллегой — заместителем министра иностранных дел Японии Кунихико Сайто, стремясь не попадаться на глаза репортерам. <…>

    …Дело в том, что на фоне массированной поддержки Ельцина со стороны Запада Японии как председателю нынешнего совещания «семерки» будет практически невозможно слишком сильно давить на проблему Южных Курил, увязывая этот вопрос с экономической помощью российским реформам. Иными словами, возник уникальный шанс провести первый визит российского президента в Токио в достаточно тихой обстановке, создав наконец-то базу для дальнейшего спокойного продвижения трудных переговоров о решении территориального спора и заключения мирного договора. Благоприятную атмосферу для визита создают и итоги референдума в России. <…>».

    «Верховный Совет не удовлетворен работой Чубайса» — страница 2

    «Вчера Верховный Совет вернулся к постановлению «Об итогах приватизации в 1992 году». Работа Госкомимущества признала неудовлетворительной. Анатолий Чубайс обратил внимание депутатов на то, что такое решение принято вопреки воле избирателей, поддержавших на референдуме социально-экономический курс президента и правительства. Однако Руслан Хасбулатов заявил, что положительный ответ на второй вопрос бюллетеня не означает доверия Госкомимуществу и самому Чубайсу.

    Согласно постановлению, правительство обязано предоставить программу приватизации на 1993 год к 30 мая, привести необходимые для этого нормативные акты «в части платежных средств, разрешенных к использованию в процессе приватизации» в соответствие с законами «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» и «Об именных приватизационных счетах (вкладах)». А это напрямую направлено против ваучеров. Однако сам Анатолий Чубайс считает, что даже в Верховном Совете понимают: назад ничего вернуть невозможно… <…>».

    «Славяне в Средней Азии» — страница 3

    Подзаголовок — «Адаптация или бегство?»

    «<…> Пожалуй, из всех государств ближнего зарубежья антирусские настроения наименее характерны для Средней Азии. Здесь практически не навешивают столь распространенный в некоторых других государствах ближнего зарубежья ярлык «оккупанты». <…>

    Однако, несмотря на очевидную доброжелательность подавляющего большинства коренного населения, сегодня в Средней Азии трудно найти славянина, который не подумывает о возвращении на прародину. За последние годы скорость репатриации увеличилась почти в 10 раз. По мнению начальника информационного управления Федеральной миграционной службы России Ольги Воробьевой, наибольший приток иммигрантов Москве следует ожидать именно из этого региона. <…>

    Таджикистан. Беспощадная гражданская война предрешила массовый исход русскоязычного населения из этой республики. Так, по данным Российской федеральной службы миграции, уже сегодня Таджикистан покинули около 300 тысяч человек из 388 тысяч славян, проживавших здесь до начала смуты. В отличие от русскоязычного населения других среднеазиатских республик, стремящегося совершить переезд ценой «малой крови» — сохранив свой социальный и материальный статус, — у местных славян не было времени для поиска наиболее благоприятного варианта. Во время боевых действий люди бежали налегке, бросив и квартиру, и нажитое имущество. <…>».

    «Россия посылает в Таджикистан еще один батальон» — страница 3

    Подзаголовок — «Военный контингент может быть увеличен»

    «В отличие от иных предложений, исходящих из аппарата президента, в минувший вторник ВС России довольно быстро принял постановление о вводе в Таджикистан дополнительного батальона для «пополнения состава миротворческих сил». Как стало известно из сообщений информационных агентств, министр иностранных дел Андрей Козырев, выступая перед депутатами, подчеркнул, что у России в Таджикистане есть некая «зона особой ответственности и особых интересов». Он также добавил, что в республике находятся около 200 тыс. человек русскоязычного населения, что, надо полагать, также стало одной из причин посылки в Таджикистан дополнительного оружия и солдат… <…>

    Сейчас ситуация в Таджикистане приобрела черты современной войны. Чем она закончится — неизвестно никому. Можно лишь предположить, что, судя по отсутствию реакции российского руководства о нарушении прав человека, например, в соседнем Узбекистане, Москва будет сквозь пальцы смотреть на ситуацию с таджикскими беженцами. Вряд ли российские демократы прислушаются и к обращениям своих единомышленников с Востока. С другой стороны, чтобы защитить себя от потенциального противника, Россия будет охранять таджикско-афганскую границу, как свою, поддерживая любой режим, согласившийся предоставить свою территорию в качестве буферной зоны… <…>».

    «Правительство и экономика России сегодня» / Анатолий Сидоров, вице-президент Академии естественных наук — страница 4

    Подзаголовок — «Анализ, критика, предложения»

    «Образование на территории СССР суверенных государств потребовало от России не только определить свое место в мировом сообществе, но и коренным образом обновить отношения с бывшими союзными республиками, которые, независимо от позитивного или негативного наполнения, еще долго будут оказывать на развитие нашей экономики серьезное воздействие. Складывавшийся в течение десятилетий единый народнохозяйственный комплекс не может быть одномоментно преобразован в рыночные структуры, обеспечивающие странам свободу маневра в выборе партнеров и места в международном разделении труда. Россия и государства ближнего зарубежья неизбежно вынуждены сотрудничать и дальше. <…>

    Из всего этого надо наконец-то сделать принципиальные выводы и приступить к разработке второго этапа экономических реформ.

    1. Традиционный путь создания экономики с рыночным регулированием в России нереален.

    2. Нужна программа перестройки структуры народного хозяйства на более или менее длительную перспективу. Правительство — исполнитель этого, и его уход в отставку не означает смены структурных приоритетов.

    3. Нормальное функционирование рынка возможно только на принципах, отвечающих критериям экономической рациональности. Коренные структурные преобразования, и прежде всего глубокая конверсия, определяют необходимость «реструктуризации» как ведущей проблемы на перспективу. <…>».

    «Новые карты пока не сданы» — страница 4

    Подзаголовок — «Но денег у игроков как не было, так и нет»

    «Судить о будущих шагах того или иного лидера по сделанным им вскоре после назначения заявлениям — дело рискованное. Все помнят, с каким оптимизмом были встречены в общем-то правильные первые призывы Виктора Степановича Черномырдина и что сразу за этим последовало: постановление, которое Борис Федоров вынужден был под напором обоснованной критики стыдливо дезавуировать. Похоже, вот-вот в такой же ситуации может очутиться и Олег Иванович Лобов, человек из главного резерва Ельцина, чье долгое отсутствие на ведущих постах давно порождало среди хозяйственников кривотолки, учитывая, что его авторитет в их среде достаточно высок… <…>

    Итак, прежде всего экономика должна быть ориентирована на выполнение социальных нужд, заявляет человек, возглавивший Минэкономики, но которому даны значительно большие полномочия, чем Андрею Нечаеву. Опыт Лобова в ранге зампредсовмина РСФСР, а он курировал тогда именно социально направленные отрасли народного хозяйства, казалось бы, станет порукой, что он не только говорит, но и сможет сей постулат воплотить на практике. Сомнение, однако, вызывает то, что, судя по его же словам, ситуацию можно улучшить изменением налоговой политики, а также дальнейшей структурной перестройкой.

    И ведь правильно говорит. Если только не учитывать, что уже второй год страна проедает фонд накопления, на развитие производства (особенно базовых предприятий, обеспечивающих спектр предприятий и отраслей социальной сферы) средств взять неоткуда… <…>».

    «Куда исчезают деньги, которые мы платим в пенсионный фонд?» — страница 4

    Подзаголовок — «У парламента своя система, у правительства — своя»

    «<…> В России в области социальной защиты — двоевластие. За нее отвечает министерство Э. А. Памфиловой. Кроме того, есть государственный Пенсионный фонд, подчиненный Верховному Совету, который собирает и выплачивает пенсии. Единую государственную политику по пенсиям в таких условиях выработать невозможно.

    Сегодня мы отчисляем в государственный Пенсионный фонд 29% от заработной платы! В цивилизованном мире такого рода вычеты ограничены 10–15%, устанавливается даже максимальный предел, сверх которого налог этот не взимают Пенсионный фонд, однако, настаивает на дальнейшем увеличении отчислений… <…>

    …Правительство запрашивает Верховный Совет об использовании «остатков». В ответ — тишина. Отчет о работе государственного Пенсионного фонда ВС утвержден. Все по закону. Беда только, что одно и то же ведомство и контролирует использование денег, и принимает закон об этом контроле. Впрочем, здесь есть некоторая неточность: никакого законного механизма контроля просто не существует.

    А мы с вами продолжаем ежемесячно платить больше четверти зарплаты, надеясь, что деньги эти пойдут на содержание наших стариков. Вот о чем также задумываешься, анализируя информацию по затронутому вопросу, особенно когда за бурной нормотворческой деятельностью порой не успеваешь уследить… <…>».

    «Россия ищет союзников» / Олег Румянцев, народный депутат РФ — страница 5

    Подзаголовок — «К конференции духовно близких народов»

    «<…> Ломая голову над поставленным вопросом, советуясь с коллегами, неоднократно побывав (и как страновед по первой специальности, и как народный депутат) в Югославии, других странах Восточной и Юго-Восточной Европы, я пришел к мысли о Конференции духовно близких народов.

    Идея конференции возникла в трудное для наших народов, государств, региона и культуры время — время кризиса, войн, дезинтеграции. Созыв конференции и ее плодотворная работа могут стать символом нормализации положения, создадут организационные механизмы преодоления разобщенности. <…>

    Конференция может стать инструментом налаживания взаимного сотрудничества для решения следующих общих задач:

    1. Внешнеполитическое взаимодействие.

    Геополитически народы поствизантийского региона всегда составляли собой континент между Западом и Востоком. Представляется, что наше сосуществование с атлантической и мусульманской цивилизациями будет благотворным лишь при наличии взаимной поддержки между народами и правительствами в рамках своего собственного пространства, осознавая его самости. <…>».

    «Российская газета» / Издание Верховного Совета Российской Федерации. — 1993. — 29 апреля, четверг. — №82 (698). — 8 полос.

    «Президент отстранил Руцкого и запретил демонстрации» — страница 1

    «Вчера Борис Ельцин подписал Указ об организационных мерах по усилению борьбы с преступностью.

    Указ устанавливает, что общее руководство деятельностью Межведомственной комиссии Совета безопасности Российской Федерации по борьбе с преступностью и коррупцией осуществляет лично Президент Российской Федерации. В состав постоянных членов межведомственной комиссии включен Председатель Совета Министров Российской Федерации. <…>

    Как сообщила пресс-служба Президента РФ, Борис Ельцин подписал распоряжение.

    В нем, в частности, говорится: «До введения в действие Закона Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» и четкого определения границ территорий, непосредственно прилегающих к зданиям и сооружениям, занимаемым высшими органами законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации, на которых в городе Москве — столице Российской Федерации — не допускается проведение митингов, собраний, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и манифестаций, прекратить проведение этих общественно-политических мероприятий на Красной, Старой и Новой площадях, а также на улице Ильинка и в Безымянном переулке. <…>».

    «Запомним мартовско—апрельские обещания» — страница 1, 2

    «Моя семья коллекционирует участки. Садовые. У нас их вроде бы уже шесть. Или семь? Сейчас пересчитаю. Один нам давали еще в разгар перестройки. Как доказательство того, что теперь у всех будет хорошая жизнь. Пару штук года полтора назад давали как столичным жителям, которых необходимо приблизить к природе. Дважды — как многодетной семье. А последний — на днях. Как активным и сознательным участникам референдума. <…>

    Вообще, обещания давно уже стали у нас привычным средством достижения политических целей. Коммунизм через двадцать лет обещали, квартиру каждой семье к 2000 году… Но такого количества векселей, как в нынешнем апреле, даже пожилые люди, пожалуй, не вспомнят. 20 апреля, например, сразу два президентских Указа вышли: «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации»; «О размерах социальных пособий и компенсационных выплат семьям с детьми и другим категориям граждан». <…>

    Все эти игры равно далеки и от реальной экономики, и от честной политики. Просто циничная пропаганда. Ведь только на компенсацию потерь вкладчиков Сбербанка потребуется, по разным оценкам, от 20 до 30 триллионов рублей. Их можно, конечно, напечатать, но, боюсь, не выдержат нагрузки печатные станки. <…>».

    «Оценка приватизации — неудовлетворительная» — страница 1

    «Два месяца назад Верховный Совет, обсуждая итоги выполнения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год, подверг их резкой критике, считая действия правительства, Госкомимущества недостаточно продуманными. Однако окончательного документа по этому вопросу — постановления — депутаты тогда так и не смогли принять в целом. Слишком много противоречий вызвал подготовленный проект. Только вчера парламентарии вернулись к рассмотрению и обсуждению предложенных поправок к проекту постановления. Их оказалось 33. Споры вокруг них забрали основное время утреннего заседания. Итогом дебатов стало то, что первым пунктом постановления Государственной программе приватизации 1992 года вынесена неудовлетворительная опенка… <…>

    Вечернее заседание парламента, как и предполагалось, началось с обсуждения вопроса об образовании специальной комиссии Прокуратуры Российской Федерации по расследованию материалов, связанных с коррупцией должностных лиц. Говоря о проекте постановления Верховного Совета, Генеральный прокурор В. Степанков отметил, что создание названной комиссии обусловливается необходимостью иметь полномочия для получения сведений от должностных лиц любого ранга. Создаваемая комиссия сосредоточит свое внимание на расследовании тех фактов коррупции, о которых сообщил в выступлении вице-президент А. Руцкой. В настоящее время появляются все новые и новые примеры. <…>».

    «Двуличие реформы» / Вениамин Соколов, председатель Совета Республики Верховного Совета России — страница 1, 3

    «<…> — Порой некоторые шаги правительства очень напоминают стиль комсомольских работников: приняли постановление, а дальше хоть трава не расти. Да, главное — сбить инфляцию. Но давайте разберемся, как это сделать. Я не собираюсь обелять Центральный банк. Но кредитную политику, предлагаемую правительством, нужно оценить, дать ей прогноз. На чем основаны утверждения, что мы будем кредитную массу увеличивать не более чем на 18–20 процентов в месяц? Каковы будут при этом темпы спада производства? Ответ на этот и другие вопросы вы вряд ли найдете. <…>

    В правительстве минимум десяток министерств обладает правом выдачи лицензий, определением квот, но элементарного учета и контроля здесь нет. Кто сколько вывез, сколько денег там оставил? Никто не скажет, что происходит. И самое страшное в связи с этим — курс доллара, который сознательно поддерживается. Хотя он как минимум в десять раз завышен. Так что можете оценить, какая доля национального продукта уходит практически бесплатно при тех десятках миллиардов долларов, остающихся за границей. <…>

    -То, что говорит Шумейко,- это или некомпетентность, или недобросовестность. Скорее всего второе. Судя по беспристрастному исследованию Академии наук, мы уже вошли в состояние катастрофы. И она будет сказываться на уровне жизни целых поколений. А некоторые позитивные результаты реформы не в состоянии компенсировать и доли негативных последствий. Государство нормально живет и развивается, если на женщину определенного возраста приходится 2,2 новорожденных. С 1987 года по 192 год этот коэффициент упал до 1.7. Что бы там ни говорили, но это есть объективный показатель уровня жизни. <…>».

    «Час быка» — страница 1, 2

    «Я не политик, а боевой генерал. Но сегодня, чтобы вывести Чечню из кризиса, нужен «политический бык». И я готов взять этот груз на себя. Потом уйду, уводя за собой весь свой «черный шлейф».

    Так сказал журналистам Джохар Дудаев в октябре девяносто первого, в канун избрания его президентом Чеченской Республики.

    Судя по всему, час быка настал. Вышедшая на бессрочный митинг оппозиция намерена стоять до победного конца… <…>

    И тогда в минувшее воскресенье президент по местному телевидению обратился фактически за помощью к своему непримиримому оппоненту — парламенту. Металл в его голосе пропал, в нем появились ранее не привычные для него нотки. «Дорогие мои соратники, первопроходцы многосложного дела строительства основ суверенного государства!» — так начал он свою речь. «Мы должны быть честными и чистыми в навязываемой игре, — сказал он далее. — Нельзя повторять дурных поступков предшественников. Нам необходимо заняться делами будущего государства, осознав свои грубые ошибки и просчеты». <…>

    Публичное признание им «грубых ошибок и просчетов» (надо полагать — и своих тоже) говорит о том, что вот только теперь-то «боевой генерал» и начинает учиться политике. Но, видимо, уже поздно: слишком долго он опирался на диктат, отвергая любые компромиссы, не желая прислушиваться к голосу оппозиции. <…>».

    «Николай Травкин больше не депутат…» — страница 2

    «Как заявила пресс-служба Демократической партии России, лидер ДПР, народный депутат России Николай Травкин заявил о сложении депутатских полномочий. Свое решение Н. Травкин обосновал тем, что на референдуме победили Президент и его политика… Проголосовали Москва и Санкт-Петербург за недоверие народным депутатам — значит, они должны сложить с себя депутатские полномочия. Все, независимо от политической ориентации. И Пономарев, и Шейнис, и Лучинский, и Миронов, и Травкин. И так по всем регионам, где за перевыборы депутатского корпуса проголосовало более 50 процентов участников референдума. <…>».

    «…но от политики не отказывается» — страница 2

    «14 апреля 1993 года Минюст России зарегистрировало фонд поддержки избирательных кампаний Демократической партии России. В конце минувшей недели в Доме журналиста состоялась презентация фонда. Перед журналистами выступил лидер партии Николай Травкин. Дотошные работники пера спешно стали искать подоплеку: фонды растут как грибы и чаще всего в целях материальной поддержки их создателей. <…>

    В обществе с нормальной политической температурой, пояснил Травкин, партия постоянно находится в состоянии выборов. Речь идет не только о выборах Президента и парламента, но и о региональных выборах Советов, глав администраций. У фонда уже сейчас есть предприятия, приносящие доход (например, в Ростове, Владимире, Рязани, Воронеже), поэтому он может с ходу включиться в избирательную кампанию… <…>».

    «Татарстан голосовал за суверенитет» — страница 2

    «Эту мысль высказал на состоявшейся в минувший вторник пресс-конференции Председатель Верховного Совета Республики Татарстан Фарид Мухаметшин.

    Он заявил, что прогнозы и высказывания, в частности, Президента Шаймиева, о том, что население республики отнесется к всероссийскому мероприятию «более чем сдержанно», сбылись. В отличие от прогнозов «так называемой демократической прессы вместе с так называемыми демократами, которые, либо сильно оторвавшись от народа, либо умышленно искажая действительность, предсказывали высокую активность и подорвали тем самым доверие к себе». <…>

    В общем, как ни пытались хорохориться инициаторы проведения референдума, но если он кому-то что-то и дал, то только не им и не другим ветвям российской власти, как, например, властям того же Татарстана, поскольку «то, чего в России ожидали от референдума, затратив уйму денег и накалив политические страсти, не получилось, и компромисс все равно будут искать там, где должны были искать его с самого начала, не будоражить регионы — в федеральном руководстве», а вот народ в Татарстане и без особенных бюджетных затрат и политических эмоций «сознательно проголосовал за суверенитет республики»… <…>».

    «Ельцин должен быть доволен…» — страница 2

    «Одновременно с общероссийским референдумом в Башкортостане проводился республиканский с вопросом: «Считаете ли вы, что Республика Башкортостан в интересах ее народов должна иметь экономическую самостоятельность и договорные отношения с Российской Федерацией на основе Федеративного договора и Приложения к нему от Республики Башкортостан?»

    «Да» на этот вопрос ответили 75.5 процента проголосовавших. <…>

    Нахожу этому единственное объяснение: Башкортостан, следуя опять же примеру своего соседа, стремится подписать прямой договор с российским центром. И итоги прошедшего параллельного референдума можно использовать в качестве «весомого аргумента» для выяснения отношений с Москвой. Поскольку об этом неоднократно говорил Председатель Верховного Совета республики Муртаза Рахимов, вопрос об окончательном определении отношений между Башкортостаном и федеральными властями застрял где-то в кремлевских коридорах. Кстати, на состоявшейся перед референдумом пресс-конференции Муртаза Рахимов сказал, что «Ельцин должен быть доволен, что мы включили этот пункт, поскольку теперь он имеет возможность узнать волю народа Башкортостана». <…>».

    «Мысли в России есть, нет сбережений» — страница 2

    «Апрель на исходе. Вместе с ним истекают и сроки, отведенные Съездом и Президентом на разработку механизма восстановления былых сбережений граждан.

    Отметим сразу: готовых решений еще нет, но есть идеи.

    Так, по подсчетам Высшего экономического совета, для прямой индексации вкладов в течение двух лет пришлось бы напечатать около 30 триллионов рублей. Если эти деньги выдать населению на руки, они обесценят рубль вовсе.

    Поэтому в ближайшей перспективе считают специалисты, речь может идти лишь о поэтапном восстановлении вкладов. <…>

    Центральный банк России считает проведение всеобщей индексации вкладов делом нецелесообразным. ЦБР предлагает, во-первых, развивать новые виды вкладов для малообеспеченных слоев населения из числа пенсионеров, инвалидов, учащейся молодежи, а также изменить Сбербанку свою процентную политику, в частности производить выплаты по текущим и срочным вкладам всему населению по прогрессивной шкале в зависимости от сроков хранения сбережений.

    Что же касается восстановления сбережений, то, по мнению ЦБР, есть смысл продумать вопрос лишь о компенсации мелких вкладов, особенно для людей старшего поколения… <…>».

    «Борис Пугачев: конституция для монарха» — страница 3

    «Предан гласности подготовленный по инициативе Президента проект новой Конституции. В проекте заимствованы многие нормы из действующей Конституции и официального проекта, подготовленного Конституционной комиссией, прежде всего в части прав и свобод гражданина и человека. И это отрадно. Но цель предложенного проекта в другом: изменить баланс властей, утвердить Президента в качестве высшего носителя государственной власти. <…>

    Согласно президентскому проекту глава государства представляет Федеральному собранию кандидатуру председателя правительства и ставит вопрос о доверии этому правительству. Подобный порядок назначения предусмотрен и действующей Конституцией. Вместе с тем нынешняя Конституция предоставляет инициативу в вопросе об отставке правительства, помимо Президента, также Съезду и Верховному Совету. Назначение федеральных министров и руководителей федеральных ведомств по конституционному проекту — право Президента («после консультаций с Советом Федерации» — ст. 73)… <…>

    Все сказанное позволяет сделать один вывод — мы имеем дело не с «президентской республикой» (такого объема полномочий не имеет ни один президент цивилизованной страны), а с попыткой конституционно оформить в России режим личной власти. Нет сомнений, что ни нынешний законодательный корпус, ни любой другой, выбранный в свободных условиях, на принятие такой Конституции не пойдет. <…>».

    «Губернатор есть. Но не всем нужен» — страница 3

    «Второй тур выборов главы администрации Красноярского края принес убедительную победу и.о. губернатора Валерию Зубову. За него проголосовали 74 процента от числа голосовавших, или 45 процентов списочного состава избирателей. Его первый заместитель и соперник Валерий Сергиенко набрал только 19 процентов голосов, что составляет 12 процентов от числа избирателей, внесенных в списки. <…>».

    «Диктатура экономики или диктатура власти» / Сергей Самуйлов, политолог, Институт США и Канады РАН — страница 3

    «<…> Авторитарный режим как необходимое условие перехода к рынку — это очередной миф, придуманный для того, чтобы помочь удержаться у власти тем силам, чья «шоковая терапия» потерпела полный провал. Диктатура сама по себе еще не гарантирует успешность экономической стабилизации… <…>

    Стратегия реформ должна не дестабилизировать общество, а, наоборот, способствовать сохранению гражданского мира. Но не следует отбрасывать и разумные предложения МВФ, руководство которого настоятельно рекомендует нам разработать такую программу реформ, которая была бы «правдоподобной», т. е. пользовалась бы доверием и поддержкой не только различных ветвей федеральной власти, но и значительной части общества. Инициативу выработки этой стратегии могли бы взять на себя центристские группировки, например «Гражданский союз», выступающий за более постепенный, более мягкий переход к рынку… <…>».

    «Указ Президента Российской Федерации «О размерах социальных пособий и компенсационных выплат семьям с детьми и другим категориям граждан» — страница 3

    «Билл Клинтон доволен результатами референдума в России» — страница 7

    «Победа русского народа, Президента Ельцина и процесса реформ», — так охарактеризовал итоги российского референдума президент США Билл Клинтон. «Через демократический процесс русский народ вновь выразил поддержку реформам и своему Президенту Борису Ельцину, — говорится в заявлении президента США, распространенном пресс-отделом Белого дома. <…>

    Японская газета «Асахи» обращает внимание на высокий уровень поддержки Президента Российской Федерации со стороны горожан Борис Ельцин — как и на президентских выборах два года назад — заручился большой поддержкой в крупных городах, указывает она, в частности в Москве, где высока политическая сознательность населения. Ему выражено абсолютное доверие. В то же время на селе, где проявляются негативные последствия осуществляемых сейчас экономических преобразований, рейтинг российского лидера оказался более низким. <…>».

    «Приоритеты государства российского на международной арене» — страница 7

    «Заместитель начальника Управления стратегической безопасности — начальник отдела анализа и подготовки внешнеполитических решений Совета безопасности Российской Федерации Олег Особенков беседует с дипломатическим обозревателем «РГ» о только что разработанных «Основных положениях концепции внешней политики» страны. <…>

    …Но давайте посмотрим, как выглядит теперь уже официальный перечень таких интересов. Первое: обеспечение процессов формирования государственности России; защита ее территориальной целостности; затем — создание условий, обеспечивающих стабильность и необратимость политических и экономических реформ; активное и полноправное участие Российской Федерации в строительстве новой системы международных отношений, в которой ей было бы обеспечено достойное место; защита интересов российских граждан за рубежом. <…>

    — Разрабатывала его Межведомственная внешнеполитическая комиссия Совета безопасности. Над документом работали представители МИД и Министерства внешнеэкономических связей, Министерства обороны, службы внешней разведки аппарата Совета безопасности, нескольких комитетов Верховного Совета. Очень активно участвовал секретарь Совета безопасности Юрий Скоков. Это ведь в конце концов общегосударственный документ, вокруг него должно быть достигнуто общегосударственное согласие. Руководствоваться им будут все органы исполнительной власти, поскольку внешняя политика у нас есть и будет лишь одна, носящая не келейный, а подлинно общегосударственный характер… <…>».

    «Новый шаг на пути укрепления СНГ» — страница 7

    «В деятельности Содружества сделан серьезнейший шаг вперед, и это не вызывает сомнений. Так, по горячим следам, комментируют в Минске итоги состоявшейся вчера встречи глав правительств СНГ, имея в виду, что главы правительств парафировали «Положение о Координационно-консультативном, комитете СНГ», сообщает ИТАР-ТАСС. <…>

    Событием огромной важности назвал парафирование положения о Координационно-консультативном комитете премьер-министр Беларуси Вячеслав Кебич. Он, в частности, сказал: «Еще год назад мы ни за что не подписали бы такой документ. Более того, даже мысли такой ни у кого бы не возникло».

    Как бы в продолжение этого выступил российский премьер Виктор Черномырдин. Он отметил: «Мы все больше сближаемся на базе экономического союза. Я в последнее время много поездил по России, и всякий раз люди говорят, что нужно объединяться в экономическом плане. Отрадно, что в Минске удалось найти механизм такого объединения». <…>».