Ельцин Центр

Дайджесты и комментарии
  • 1991
  • 1992
  • 1993

     

    «Известия»: Издание Совета Народных депутатов СССР. – 1991. – 29 июля, понедельник. – № 179 (23445). – 8 полос.

    «Путь к согласию и доверию» – страница 1
    Подзаголовок – «Необходима коренная перемена всей нашей точки зрения на социализм»
    «Сценарий, уготованный Пленуму ЦК КПСС в зарубежной и отечественной прессе, не востребовался. Напрасно журналисты мокли под дождем на Красной площади, дожидаясь сенсации. Ход Пленума не имел ничего общего с чужими и домашними кассандрами. Да, атмосфера в зале порой накалялась так, что… казалось – вот-вот и последует взрыв, страсти кипели. <…>
    Проект Программы, как постановил Пленум, будет опубликован в ближайшее время. Читатель сам сможет убедиться, насколько меняет она нашу точку зрения на социализм, от каких догм отказывается, что нового предлагает. Остановлю внимание читателя на двух моментах. Первого касались многие выступавшие. Второй не заслужил внимания ораторов, что означает в контексте дискуссии лишь одно – их согласие.
    Первое. Проект Программы исходит из того, что источником современной социалистической теории наряду с марксизмом являются и другие концепции отечественной и мировой гуманистической мысли, т. е. все многообразие, все богатство проявления социалистической идеи. Решая сегодняшние проблемы, мы не будем, похоже, беспрестанно оглядываться на титанов прошлого века. Они сделали все, что могли. Но они не могли решать за нас наши проблемы.
    Второе. Отказ от принципа «цель оправдывает средства». Многие партии в разных странах прибегали и прибегают к данному принципу, хотя не признаются в этом. Можно только приветствовать, что КПСС провозглашает свой отказ в таком важном документе. Если хотите, это очищение от скверны, от того, что мешало партии, роняло ее авторитет. <…>».
     
    «Москва в ожидании Президента США» – страница 1
    «Руководитель пресс-службы Президента СССР Виталий Игнатенко 29 июля в полдень провел специальный брифинг, посвященный визиту Президента США Дж. Буша в Москву. <…>
    Какие вопросы предстоит обсудить!
    Подписание договора о сокращении СНВ, безусловно, станет главным событием пребывания американского президента в Москве. Но повестка дня переговоров, по словам В. Игнатенко, включает в себя широкий круг вопросов. Это и обсуждение ситуации внутри Советского Союза, продолжение разговора, начатого на встрече «7+1», собственно советско-американские отношения, обсуждение региональных проблем. Официальный представитель Президента СССР назвал также пять других документов, которые подпишут министр иностранных дел СССР А. Бессмертных и госсекретарь США Дж. Бейкер. Речь идет о соглашении по безопасности в области гражданской авиации, о медицинских поставках, о техническом сотрудничестве, о сотрудничестве в области жилищного строительства, о предупреждении промышленных аварий и ликвидации их последствий. <…>».
     
    «СССР - США: важнейший момент в истории» – страница 1, 4
    «<…> О подготовке Дж. Буша к визиту в СССР и американском понимании повестки дня предстоящих переговоров в Москве рассказал журналистам на брифинге в Белом доме помощник президента по национальной безопасности Б. Скоукрофт.
    «Вы знаете, что на встрече в верхах намечено завершить работу над соглашением о сокращении стратегических вооружений,– сказал Б. Скоукрофт, – но я не стал бы характеризовать ее как встречу, посвященную контролю над вооружениями. В действительности это первая встреча на высшем уровне после окончания «холодной войны», и фундаментальным вопросом обсуждений будет становление новых отношений с Советским Союзом». <…>
    Б. Скоукрофт дал понять, что в период встречи на высшем уровне Дж. Буш намерен объявить о передаче на утверждение конгресса советско-американского торгового соглашения, подписанного на прошлогодней встрече на высшем уровне в Вашингтоне. Этот шаг откроет дорогу объявлению о предоставлении СССР режима наибольшего благоприятствования. <…>
    Все эти темы – и региональные, и контроль над вооружениями – являются, по словам помощника президента, «старой», т. е. уже установившейся повесткой дня. «Их можно было бы обсуждать и пять лет назад»,– говорит он. Однако уже установившимися темами переговоры не ограничатся... <…>».
     
    «Деньги станут дороже» – страница 1
    «В прошедшую пятницу правительственной телеграммой до всех банковских учреждений страны были доведены существенные изменения в единой государственной денежно-кредитной политике на второе полугодие 1991 года... <…>
    Тем не менее Госбанк СССР решил действовать. Намеченные им меры как раз и изложены в правительственной телеграмме.
    Прежде всего существенно – с 8 до 12 процентов годовых – повышается плата за централизованные кредитные ресурсы. Ясно, что тем самым преследуется несколько целей: во-первых, чтобы коммерческие банки искали деньги для своих операций на рынке, втягивая в оборот все неиспользованные ресурсы, и только в крайнем случае обращались к централизованным источникам, так как последнее становится все более накладным. Это эффективная ограничительная мера против необоснованного разбухания денежной массы.
    Во-вторых, увеличение стоимости занимаемых в центральном банке средств подтолкнет коммерческие банки также поднять стоимость своих кредитов. Теперь предприятиям и организациям, прежде чем взять деньги, надо будет хорошенько подумать: на что они эти средства будут использовать? Достаточно ли эффективный проект они хотят реализовать, чтобы потом можно было рассчитаться с кредиторами? <…>
    Еще одним важным моментом будет жесткое ограничение маржи – то есть разницы между величиной занимаемых и ссужаемых банками средств – всего тремя процентами. Мера эта явно выпадает из перечня рыночных методов управления кредитно-денежной системы, и наверняка она будет очень резко воспринята коммерческими банками. <…>».
     
    «Металлурги тоже хотят рынка» – страница 1
    «29 июля в Москве в бывшем здании СЭВ начало работу совещание руководителей предприятий и организаций Министерства металлургии СССР. В ходе его предполагается обсудить задачи и принципы управления отраслью в условиях перехода к рыночной экономике... <…>».
     
    «Решение Комитета конституционного надзора СССР Об Указе Президента РСФСР «О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР» – страница 2
    «Комитет конституционного надзора СССР, рассмотрев предложение Председателя Верховного Совета СССР и Комитета Верховного Совета СССР по вопросам гласности, прав и обращений граждан, установил, что упомянутый Указ Президента РСФСР является по существу законодательным актом и касается ОСНОВНЫХ прав и свобод граждан. <…>
    Комитет конституционного надзора СССР решил:
    1. Принять к рассмотрению вопрос о соответствии Конституции СССР, законам СССР и международным обязательствам Союза ССР положений Указа Президента РСФСР от 20 июля 1991 года «О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР».
    2. Обратиться к Президенту РСФСР с предложением отложить введение в действие Указа на период рассмотрения данного вопроса в Комитете конституционного надзора СССР».
     
    «Официальное разъяснение» – страница 2
    «В связи с поступающими запросами и появляющимися в средствах массовой информации различными комментариями отдельных положений Указа Президента РСФСР от 20 июля 1991 года № 14 «О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР», Служба Государственного советника РСФСР по правовой политике и Министерство юстиции РСФСР уполномочены разъяснить:
    1. Указ Президента РСФСР издан во исполнение Конституции РСФСР и полностью соответствует конституционным нормам и законам Союза ССР и РСФСР о политических правах граждан и Международному пакту о гражданских и политических правах. Указ Президента РСФСР, запрещая деятельность организационных структур политических партий и массовых общественно-политических движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР, обеспечивает равенство прав различных общественных объединений в управлении государственными делами и расширяет гарантии осуществления политических прав граждан.
    2. Указ Президента РСФСР не затрагивает правовые основы деятельности профессиональных союзов и не изменяет законодательные акты, регулирующие эту деятельность. <…>».
     
    «Генерал Пауэлл – гость дальневосточников» – страница 2
    «Во Владивостоке завершилась поездка председателя Комитета начальников штабов вооруженных сил США Колина Пауэлла по нашей стране.
    Его появление расценивается здесь как пик мирного прорыва американских военных в главную морскую крепость СССР на Тихом океане, долгие годы недоступную для иностранцев.
    «Я почувствовал себя здесь, как дома», – говорит К. Пауэлл. Он считает, что нашим странам нужны сильные вооруженные силы. Но соглашается: надо снижать их уровень до необходимых пределов, чтобы противостоять любой агрессии. <…>».
     
    «Биржи в законе и деле» – страница 2
    Подзаголовок – «Государственным комитет РСФСР по антимонопольной политике (ГАКП) выдал первые лицензии биржам, действующим на территории РСФСР»
    «<…> ...Однако сегодня только три из действующих на территории России бирж имеют лицензии на право ведения биржевой деятельности. Всего же полное одобрение ГАКП получили пять бирж. Это не значит, что остальным отказано.
    Пока отсутствие лицензий – во многом технический вопрос: отдел товарных рынков комитета провел лишь три заседания и рассмотрено относительно небольшое число заявлений. Но это лишь пока. Действующие биржи должны, как минимум, подать заявление до 15 октября. Если этого не будет сделано, торги на этих биржах будут прекращены. <…>
    Как показывает биржевая практика во всех ее проявлениях, желающих выйти на свободный рынок у нас гораздо больше, чем это могло показаться еще совсем недавно, и, по крайней мере, достаточно, чтобы не говорить о том, что наше общество не готово к рынку».
     
    «О порядке и размерах взимания государственной пошлины при оформлении документов на выезд из СССР и на въезд в СССР» – страница 2
    «Кабинет Министров СССР постановил: <…>
    а) за выдачу гражданам СССР заграничных паспортов на право выезда за границу или продление срока действия этих паспортов – 1.000 рублей
    б) за выдачу к паспорту гражданина СССР вкладыша на право выезда за границу или продление срока действия вкладыша – 200 рублей
    в) за выдачу лицу без гражданства удостоверения на право выезда за границу или продление срока действия удостоверения – 200 рублей <…>
    и) за выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство взамен утраченного – 50 рублей <…>».
     
    «Просим то, чего нет» – страница 2
    Подзаголовок – «Что мешает энергичным людям спасать урожай»
    «<…> Вопрос вовсе не риторический. Даже если взять, к примеру, такой традиционно стабильный регион, как Кубань, то и здесь из-за убыточности животноводства (закупочные цены на мясо подняли вдвое, а технику и многое еще продают крестьянам в три-четыре раза дороже) продолжается сброс поголовья крупного рогатого скота и свиней – мяса от этого, увы, не прибавится! <…>
    Как же быть? По-прежнему «давить» на мощный сельскохозяйственный регион, превращая его в нынешнее Нечерноземье, или все-таки пойти иным путем?
    Вот как раз об этом ином пути и заставляет задуматься необычная выставка-распродажа...
    Она необычна уже тем, что техники, которая здесь выставлена, нет не только у фермеров, но и у колхозов-совхозов. Более того, продают ее (в том числе и в рассрочку) вовсе не потому, что эти китайские тракторы девать некуда. В рассрочку – это по карману начинающему хозяину. Ему, к слову, предлагают здесь другой сверхдефицит.
    – Мы, наверное, похожи на сумасшедших, когда просим то, чего нет, – треть урожая, которая, согласно статистике, пропадает,– улыбается председатель правления Кубинбанка С. Байлов, который пошел на риск – инвестировал ассоциацию «Краснодар – Союз».– Вместе со своими отечественными и зарубежными партнерами мы уже сейчас готовы вкладывать средства в переработку и хранение той пропадающей трети. Недавно вели переговоры с восемью германскими фирмами и получили согласие на сотрудничество. <…>».
     
    «От кого же секреты у партийных и ведомственных архивов» – страница 3
    «<…> В правовом государстве архивы должны быть и у государственных ведомств, и у общественных организаций. Любая партия, в том числе КПСС, имеет полное право распоряжаться собственным документальным фондом. Но как быть с предшествующими семьюдесятью годами, когда она была партией-государством, жестко контролировавшей все сферы жизни страны? <…>
    Пока, повторяю, положение дел существенно не улучшается. При реорганизации Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС в Институт теории и истории социализма была обещана либерализация правил пользования его богатейшим архивом. В жизни происходит обратное – режим ужесточен. <…>
    ...Все более расширяющееся правовое пространство то и дело наталкивается не только на рифы авторитарно-бюрократической системы, но и на черные дыры информационных запретов, образующие глубокие провалы в нашей исторической памяти.
    Вот почему так жизненно необходим Закон об архивах, особо активно разрабатываемый сейчас в России и других республиках. Увы, варианты проектов Закона обсуждаются уже несколько лет, но препоны, чинимые архивными консерваторами, препятствуют вынесению его в законодательные органы. <…>».
     
    «Катапульта» – страница 3
    Подзаголовок – «Как действует закон Архимеда в академической среде»
    «<…> Все происходящее сейчас в Институте проблем механики АН СССР иллюстрирует фундаментальное свойство советской науки – ее органическую неспособность гармонично сочетаться с индивидуальным характером научного творчества. А ведь долгие десятилетия все наши усилия были направлены на развитие именно советской (это неизменно подчеркивалось) науки. В социологическом исследовании, которое было проведено десять лет назад на страницах «Литературной газета», как эпохальное достижение подчеркивался тот факт, что все более значительный процент советских ученых склоняется к труду коллективному, «индивидуальщину» за бесперспективностью идейно отвергают...<…>
    Вот и получается, что в последние годы, когда на то появились возможности, все больше ярких творческих индивидуальностей, и не только, кстати, в науке, отправляются за кордон. Желание вполне естественное – заниматься впредь наукой не советской, а нормальной. «Советская» же наука – это не нонсенс, как любят сейчас говорить, это печальная действительность. И думаю, не открою секрета, если скажу, что один из героев наших заметок сейчас оформляет документы для заключения длительного зарубежного контракта... <…>».
     
    «К визиту в Советский Союз Президента Соединенных Штатов Америки Джорджа Герберта Уокера Буша» – страница 4
    «Сегодня в Москву прибывает с официальным визитом Президент Соединенных Штатов Америки Джордж Герберт Уокер Буш. <…>
    Дж. Буш неоднократно посещал Советский Союз в качестве вице-президента Соединенных Штатов Америки. В качестве Президента США он развернул плодотворную деятельность, способствовавшую переводу советско-американских отношений в русло конструктивного взаимодействия. В результате советско-американских встреч на высшем уровне на Мальте в 1989 г., в Вашингтоне, Хельсинки и Париже (1990 г.), а также в Лондоне (июль 1991 г.) были сделаны крупные совместные шаги по преодолению «холодной войны» и утверждению нового политического мышления в международных делах.
    Советские люди приветствуют визит Президента Дж. Буша и ожидают, что новая советско-американская встреча на высшем уровне в Москве станет важным вкладом в дальнейшее становление отношений дружбы и партнерства между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки, вехой в деле укрепления всеобщего мира».
     
    «Трудный разговор о деньгах» – страница 4
    Подзаголовок – «В год выборов нелегко рассчитывать на кредиты»
    «Президент Дж. Буш едет в Москву, сопровождаемый одной чрезвычайно приятной новостью: спад в США прекращается. Кажется, прекращается. <…>
    Этo неизменно выведет в фокус встречи самую насущную проблему Советского Союза – экономическую. Сложность ее в том, что она является главной также и для Соединенных Штатов. <…>
    В год выборов внутриполитические проблемы традиционно перемещаются во главу приоритетного списка. Даже угроза дезинтеграции Советского Союза, сколь бы нежелательным ни считали такой оборот в Белом доме, не приведет нынешнюю администрацию к выводу о целесообразности передать Советскому Союзу деньги, собранные в виде налогов. Американцы считают, что их правительство должно ограничиться оказанием СССР технической и экспертной помощи, воздержавшись от прямого кредитования. <…>».
     
    «Парафирован текст договора» – страница 4
    «Парафированием советско-американского Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений здесь сегодня завершился девятилетний марафон подготовки и согласования этого важнейшего исторического документа. Именно так охарактеризовали договор, выступая на заключительном пленарном заседании, главы американской и советской делегаций послы Линтон Брукс и Юрий Назаркин. Его значение, подчеркнули они, не только в том, что впервые две ядерные державы не просто ограничивают, а существенно сокращают свои наиболее опасные для человечества вооружения, но и в том, что договор укрепит фундамент советско-американских отношений, расширит и упрочит позитивный поворот в международных отношениях от конфронтации к сотрудничеству и доверию. <…>».
     
    «Есть ли пространство для маневра?» – страница 7
    «<…> 1990 год стал вторым годом убыточной внешней торговли нашей страны. Еще в 1988 году огромные потоки нефти, газа, леса, золота, руд и металлов, растекавшиеся из СССР по всему миру, позволяли не только компенсировать закупки необходимых стране товаров, но и создавали ежегодный небольшой излишек. <…>
    Вряд ли возможно в этих условиях и привлечение коммерческих кредитов из-за рубежа. Дело в том, что неплатежеспособность СССР, который еще в 1988 году занимал твердое 21-е место по кредитоспособности среди 112 стран-должников мира, ныне не представляет собой секрета ни для кого. И поэтому на сегодняшний день наша страна опустилась во всемирном рейтинге должников с 21-го на 34-е место... <…>
    Остается получение кредитов на государственном уровне. Но с какой стати западным державам снабжать деньгами советскую экономику, которая, несмотря на все свои финансовые трудности, изыскала в 1990 году 9,7 миллиарда рублей (14,5 миллиарда долларов) на помощь иностранным государствам.
    Сопоставление всех приведенных цифр, полагаю, достаточно ясно показывает, что Советский Союз вплотную приблизился к черте, за которой начинается состояние международного банкрота. <…>».
     
    «Выстрелы в Алапаевске» – страница 8
    «<…> Во все более ухудшающейся политико-экономической ситуации, когда теряется вера в любое действие властей, как центральных, так и местных, глубинка ищет разрядку, конкретного виновника своих бед. Четыре года назад молодежь шла на милицейские ряды, сейчас идет на цыганский поселок, думая, что, прогнав доморощенных предпринимателей, она получит тот минимум, который необходим для сносного существования. <…>
    Ситуация в Алапаевске предупреждает о том, что в своем московском борении правые и левые, демократы и консерваторы все более теряют контроль за ситуацией в глубинке, где проживает большая часть населения, населения, загнанного в угол безысходностью, дефицитом, неуверенностью в завтрашнем дне. Опасное состояние. <…>».