Ельцин Центр

Дайджесты и комментарии
  • 1991
  • 1992
  • 1993

     

    «Известия» / Учредитель: журналистский коллектив «Известий». – 1992. – 28 сентября, понедельник. – № 215 (23789). – 8 полос.

    «Чрезвычайное положение в Нальчике объявлено и тут же приостановлено» – страница 1, 2
    «28 сентября ситуация в Нальчике продолжает оставаться крайне напряженной. Государственный советник по правовым вопросам при президенте КБР Юрий Кетов сообщил, что, несмотря на достигнутые вчера соглашения с Конгрессом кабардинского народа, договоренности о приостановлении указа президента КБР о введении чрезвычайного положения в столице Кабардино-Балкарии, митингующие не ушли с площади. <…>
    В Верховном Совете мне сообщили, что ведется работа над приостановлением указа президента о введении чрезвычайного положения. События в Кабардино-Балкарии оцениваются местными наблюдателями как давно ожидаемые. Все, с кем мне довелось беседовать в эти дни, указывают на единственный источник возникшей напряженности, приведший к кровавым результатам,– власти Российской Федерации, которые, не посчитались с политической обстановкой в суверенной республике, возросшим национальным самосознанием, наконец, человеческой гордостью ее жителей. Год назад низвержение Верховного Совета в соседней Чечено-Ингушетии также начиналось с задержания одного из лидеров оппозиционной общественной организации, митингами в его защиту… Российских лидеров обвиняют сегодня в отсутствии какой-либо разумной программы на Кавказе… <…>».
     
    «Соглашение о перемирии в очередной раз нарушено» – страница 1
    «Ереван
    Дни, минувшие с 26 сентября, спокойствия армяно-азербайджанскому приграничью так и не принесли. Поступающие с мест сообщения дают основание считать, что соглашение о прекращении огня не выполняется. <…>
    Комментируя заключенные в Сочи соглашения, наблюдатели обращают внимание на тот факт, что в нем, как это было и в Алма-Ате, телега по-прежнему ставится впереди лошади. То есть благие пожелания договаривающихся сторон не подкрепляются предварительно разработанным механизмом, способным сделать соглашение жизнеспособным. Отсюда не скрываемые с самого же начала сомнения в реальности достижения преследуемой сочинским соглашением цели… <…>
    Баку
    Усилия миротворческих сил по восстановлению мира в Карабахе вновь торпедируются лидерами так называемой НКР. Они проявляют пренебрежительное отношение к документам, подписанным в Сочи, а председатель обороны С. Саркисян, в частности, заявил, что армянские вооруженные формирования будут продолжать военные действия. <…>».
     
    «Грузия Абхазия: После выстрелов залп взаимных обвинений» – страница 1, 2
    «<…> – Я не допущу ревизии московского договора от 3 сентября, – заявил Шеварднадзе, – любую попытку ревизии этого договора Грузия расценит как попытку агрессии и повторной оккупации нашей страны со стороны России. В этом случае мы будем действовать соответствующим образом как внутри страны, так и на международной арене. <…>
    Коснувшись вопросов вооружения, находящегося на территории Грузии, Шеварднадзе заявил, что ни один патрон, ни один танк или вертолет не покинет территорию Грузии. По словам Шеварднадзе, Грузия не просит милостыни, а берет то, что принадлежит ей по закону и действуя в рамках закона. Но если вопрос будет ставиться так, как поставлен в резолюции российского парламента, Грузия пойдет по пути Азербайджана и Армении, и тогда российские военные на ее территории почувствуют себя не очень уютно <…>».
     
    «Хлыстун предлагает Ельцину улучшить продовольственное снабжение» – страница 1
    «Министр сельского хозяйства России Виктор Хлыстун выступил с инициативой и неподведомственной ему сфере – торговле. Он направил президенту РФ вместе с сопроводительной запиской проект указа о мерах по упорядочению продажи продовольственных товаров. <…>
    Проект указа предполагает ввести с 15 октября лицензирование права торговли продовольственными товарами в магазинах с различной формой собственности, предусматривающее обязательное сохранение в течение двух лет с момента выдачи лицензии основного профиля деятельности торгового предприятия, обеспечение необходимого ассортиментного минимума товаров, соблюдение санитарно-гигиенических требований, а также своевременности расчетов. <…>».
     
    «Кыргызстан протягивает руку помощи соседям» – страница 1
    «Кыргызстан готов стать посредником в урегулировании вооруженного конфликта в Таджикистане и намерен оказать содействие в проведении переговоров различных заинтересованных и вовлеченных в противоборство сторон в Бишкеке 9 октября. <…>
    В беседе с корреспондентом «Известий» Ф. Кулов сказал, что положение в Таджикистане сложное и требуется более активная и действенная помощь СНГ в разрешении конфликта, последствия которого могут сказаться не только на соседних государствах. Кыргызстан направил в распоряжение российских погранвойск, несущих охрану границы с Афганистаном, 300 солдат, трое из которых уже получили ранения. <…>».
     
    «Украина: когда истина дороже дружбы с президентом» – страница 1
    «<…> На встрече с журналистами глава парламента сосредоточился в основном на освещении двух вопросов – взаимоотношениях Верховного Совета с президентом и парламента с кабинетом министров. И. Плющ признал, что во взаимоотношениях между Верховным Советом и президентом сложилась ситуация, которую можно охарактеризовать как ножницы. Возникли они из-за того, что при отсутствии опыта строительства государства на демократических основах парламент наделил президента правами, которые относятся исключительно к ведению Верховного Совета. Сегодня президент Украины имеет право создавать и реорганизовывать государственные структуры, создавать и ликвидировать министерства, назначать и увольнять их руководителей… <…>
    А с реформами дела на Украине обстоят пока не лучшим образом. Глава парламента сказал, что на 19 октября готовится забастовка, 90 процентов требований которой политические – смена правительства, роспуск Верховного Совета. Не исключается возникновение конституционного кризиса, подчеркнул глава парламента. <…>».
     
    «В Узбекистане обнародован проект новой конституции» – страница 1
    «Согласно проекту, Узбекистан провозглашается как суверенная демократическая республика, общественная жизнь в которой развивается на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений.
    Вместе с тем подчеркивается, что «никакая идеология, религия не может устанавливаться в качестве официальной государственной». В республике сохраняется президентская форма правления… <…>».
     
    «Количество жертв в Курган-Тюбе установить невозможно» – страница 1
    «Председатель Курган-Тюбинского облисполкома Нурали Курбанов заявил в понедельник на пресс-конференции в Курган-Тюбе, что город после боев в воскресенье «практически обезлюдел».
    По его словам, в Курган-Тюбе имеется большое количество убитых, точное количество которых пока установить невозможно… <…>».
     
    «Хасбулатов отбивает атаку «Смены» – страница 2
    «<…> Первоначально ситуация складывалась в пользу правительства. Блестящий доклад вице-премьера А. Чубайса, его ответы на вопросы не только нейтрализовали большинство аргументов оппозиции, но и второй раз за прошедшую неделю (вслед за выступлением Е. Гайдара) убедительно доказали, что как бы ни относиться к членам нынешнего кабинета, как бы ни оценивать итоги их деятельности, безусловно, что сегодня в правительстве работают компетентные специалисты высокого класса. Основные положения правительственной программы приватизации и президентского указа о ваучерах получили также поддержку таких авторитетных парламентских структур, как Высший экономический Совет, Комиссия по бюджету, планам, налогам и ценам… <…>
    Однако основную зацепку оппозиция нашла и эффективно использовала не в содержании программы приватизации или президентского указа, а в той форме, в которой этот указ был введен в действие. И хотя с формальной точки зрения не было оснований опротестовывать правомерность действия указа, многие депутаты, возможно, не без причины, посчитали себя жертвами обмана со стороны правительства. По их мнению, намеренно воспользовавшись парламентскими каникулами, правительство тем самым избежало обсуждения в Верховном Совете законодательного акта. <…>».
     
    «Чтобы предупреждать конфликты, их надо прогнозировать, а это возможно» – страница 2
    «Под эгидой Госкомнаца России состоялась трехдневная международная конференция «Национальная политика в Российской Федерации». В ней участвовали депутаты, представители правительственных структур республик, наши и зарубежные ученые, в том числе группа видных американских специалистов по этническим отношениям и урегулированию конфликтов. Председатель Госкомитета по национальной политике доктор исторических наук В. Тишков посвятил доклад концепции национальной политики в России, которая в конце июля обсуждалась правительством, и Комитету предложили продолжить над ней работу. Конференция – звено в ней. <…>
    Представление, что федерализм основывается преимущественно на национально-территориальном принципе, противоречит всей мировой практике, говорилось на конференции. В мире три тысячи народов, но лишь 180 государств. Причем мононациональных среди них всего полпроцента. Жизнь требует совершенствования нашего федерального устройства, Федеративный договор стал крупным шагом в этом направлении. Но чтобы наполнить федерализм новым содержанием, предстоит законодательно оформить и развить институт национально-культурной автономии, право на которую имеют все национальные общины. Национальная идея, говорил Тишков, может и должна быть соотнесена с идеей целостности российской государственности. <…>».
     
    «Очередное повышение цен на энергоносители может привести к новому витку инфляции» – страница 2
    «<…> Заставят ли в конце концов новые цены рачительнее относиться к энергоносителям, к топливу? Ведь было уже повышение, которое привело не к бережливости, не к использованию новых технологий, а к повсеместному росту цен. Бросается в глаза, что последнее решение принципиально противоречит «Концепции энергетической политики России в новых экономических условиях», после доклада вице-премьера В. Черномырдина дружно одобренной на заседании правительства РФ 10 сентября, то есть совсем недавно. <…>
    Ступенчатое и уже не первое повышение цен на нефтепродукты, как выразился член-корреспондент РАН, директор Института энергетических исследований А. Макаров, напоминает отрубание хвоста собаке из жалости к ней по частям. Очередное повышение, считает ученый, лишь временно облегчит положение ТЭК, но реально не приблизит уровень цен к мировым. Ибо эта мера в конце концов даст толчок очередному витку инфляционной спирали, цены на все товары поднимутся, курс же рубля через некоторое время, напротив, снизится, и соотношение цен на ГСМ вернется к прежнему состоянию. <…>».
     
    «Возобновлены поставки туркменского газа на Украину» – страница 2
    «В прошедшую субботу, спустя семь месяцев, наконец-то открыты задвижки на магистральном газопроводе, подающем газ Туркменистана для Украины, – теперь, согласно договоренности, голубое топливо пойдет туда по цене три тысячи рублей за тысячу кубометров, без учета расходов на транспортировку. <…>
    «Амбиции в межгосударственных отношениях невозможны и не нужны, – сказал К. Масик [первый заместитель вице-премьера Украины]. – «Замороженные» Украиной товары промышленного и продовольственного назначения будут поставлены в Туркменистан в четвертом квартале текущего года…» <…>».
     
    «А в личной жизни большинство счастливы» – страница 2
    [Нугзар Бетанели, директор Института социологии парламентаризма]: «<…> По самооценке москвичей, 14 процентов из них живут «ниже черты бедности», 28 процентов – «бедно», 55 процентов – «среднеобеспеченно» и лишь 1 процент считает, что живет «богато». К слову говоря, субъективный показатель социального самочувствия 42 процентов, живущих «бедно» или «ниже черты бедности», совпадает и с объективными данными. Напомню, что, по недавним расчетам Минтруда РФ, при прожиточном минимуме в 1950 рублей примерно 40 процентов россиян оказываются за «нищенской чертой». <…>
    Происходят ли позитивные перемены в социально-экономической жизни России, вызывающие надежду, оптимизм? «Да» – считают 24 процента москвичей, «нет» – указали 54 процента, «затруднились определить» – 22 процента. Многие обращают внимание на удивительный факт: вопреки тому, что мрачные экономические прогнозы нередко сбываются, а материальная жизнь большинства становится все тяжелее, социального взрыва нет. Избежать его удается во многом и потому, что психологическая напряженность в обществе значительно смягчается за счет той сферы, в которой человек во многом сам является хозяином своей судьбы, и ценностей, которые не меняются, – личной жизни, простого человеческого общения… <…>».
     
    «Русский вопрос» в Латвии: нарушение прав человека» – страница 3
    [Татьяна Жданок, член латвийского комитета по правам человека и международному гуманитарному сотрудничеству, депутат ВС Латвии]: «<…> Меня беспокоит, что мои избиратели становятся заложниками в «верхушечной» политической игре тех, кто разыгрывает так называемую русскую карту. Уже никого не удивляет, когда один из лидеров национал-радикалов Висвалдис Бринкманис назначает плановую цифру людей, которые вернутся «на родину предков». По его мнению, это «миллион гражданских лиц, которые наводнили Латвию». Впрочем, господин Бринкманис готов великодушно, чтобы не разрушать семьи латышей с «инородцами», снизить число репатриантов до 800-900 тысяч. Если учесть, что в теневом кабинете, который сформировали радикалы, Бринкманису отведен пост министра иностранных дел, я бы не стала слишком беззаботно относиться к его человеконенавистническим идеям. <…>
    – В конституционном законе «О правах и обязанностях гражданина и человека» исключительным правом собственности на землю обладают граждане. Не сделано исключения даже для владения шестью сотками садовых и огородных участков. Только гражданам гарантировано право свободно выбирать место жительства в Латвии, занимать государственные должности, вступать в политические партии, владеть оружием… Граждане могут как выезжать, так и въезжать в Латвию, а остальным положен только беспрепятственный выезд.
    А подзаконные акты несравненно жестче законов. Например, прописка, признанная антиконституционным актом, в Латвии не только сохраняется, но и приобретает особую роль – как единственное легальное подтверждение, что человек, не зарегистрированный как гражданин, имеет какое-то отношение к Латвии, а прошлогоднее постановление Совета Министров о прекращении прописки иммигрантов фактически лишило многих людей даже такого подтверждения… <…>».
     
    «Мы уже взяли взаймы у будущих поколений. Пора жить по средствам, если хотим выжить» – страница 3
    «<…> Что государственная власть сама ничего не производит, а только распределяет часть произведенного народом, ясно и без экономических знаний. Но бытует стойкая иллюзия, будто само распределение можно проводить таким образом, чтобы потреблять больше, даже если не произвели больше. Строго говоря, применительно к обществу в целом так оно и есть: государство может сэкономить на оборонных расходах, на неэффективных инвестициях, на собственном аппарате. Однако такое перераспределение отвечает интересам общества в целом, но не каждого гражданина в отдельности. Потребление некоторых социальных групп – например, связанных с ВПК – напротив, сократится… <…>
    Именно для сохранения нормального импорта надо придерживать импорт, а экспорт поощрять. Ограничить импорт второстепенного, чтобы надежно получать насущное. Если не сделать это планомерно, путем разумной налоговой политики, то же самое произойдет стихийно: на попытку раздачи несуществующих благ рынок ответит инфляционным скачком цен, а это – худший из налогов. Платить по старым векселям все равно придется, но чем позже – тем дороже. Поэтому многим показалось нелогичным уже решение нашего правительства обложить налогом одновременно экспорт и импорт: надо бы сдерживать только импорт… <…>».
     
    «Если бы КПСС была партией…» – страница 3
    «Если бы КПСС была просто общественной организацией, как, например, ДОСААФ или общество защиты животных, то она не ведала бы кадрами торговли, а значит, Нину Антоновну Банникову не назначили бы заместителем председателя Мордовпотребсоюза. Ее, кстати, вполне устраивала прежняя работа, но в обкоме партии строго пояснили, что вызвали ее вовсе не для того, чтобы обсуждать уже решенный вопрос (ответственные партийные поручения не обсуждаются), а просто поставить перед фактом. <…>
    Если бы КПСС была просто общественной организацией, то Нина Антоновна так не радовалась бы Указу президента России о прекращении деятельности КПСС: наконец-то, ликовала, наступит и ее реабилитация. И ее заявление о восстановлении на работе было, представьте, после Указа принято судом к рассмотрению. <…>».
     
    «Что такое приватизация?» – страница 4
    Подзаголовок – «Обращение председателя Госкомимущества А.Б. Чубайса»
    «<…> Никто не собирается навязывать собственность тем, кто не хочет ее получать. В каждой стране с рыночной экономикой, при всей разности практического наполнения этого определения, есть люди, имеющие свою долю в собственности на средства производства и ресурсы и не имеющие ее. Причем вторых обычно значительно больше. <…>
    Предоставление каждому гражданину нашей страны равных стартовых возможностей, равных шансов определения своего дальнейшего пути – это не более чем восстановление исторической справедливости. Каждый волен сделать выбор, не ориентируясь на некие «государственные интересы» или «руководящие указания», а руководствуясь исключительно собственными возможностями и желаниями: принимать на себя права собственника и вытекающую из них ответственность за будущее своего имущества; передать распоряжение этим правом от своего имени тем, кто создает специальные фирмы – инвестиционные фонды, или, наконец, совсем отказаться от этого права и от неотделимых от него обязанностей, продав или подарив свой приватизационный чек. Задача государства – гарантировать каждому свободу выбора и исключить возможность реализации прав одних граждан за счет ущемления прав других. <…>».
     
    «Этапы приватизации» – страница 4
    «<…> До 1 октября 1992 года должно быть сделано:
    1. Генеральный директор (руководитель) предприятия должен создать рабочую комиссию по приватизации. Если такая комиссия им до сих пор не создана, сами работники предприятия или его подразделения имеют право сформировать собственную рабочую комиссию.
    2. Рабочая комиссия
    – должна провести оценку имущества предприятия по состоянию на 1 июля 1992 года;
    – обеспечить работников информацией, достаточной, чтобы сделать выбор варианта приватизации <…>».
     
    «Три основных варианта приватизации» – страница 4
    «<…> Работники предприятия получают следующие льготы:
    – имеют право на привилегированные акции в объеме до 25 процентов уставного капитала компании. Эти привилегированные акции не дают право голоса (их владельцы не могут голосовать на общих собраниях пайщиков). Однако владельцы привилегированных акций имеют приоритетнее право на дивиденды по сравнению со всеми остальными акционерами… <…>
    Группа работников (не обязательно весь трудовой коллектив) может заключить соглашение с соответствующим фондом имущества о реорганизации предприятия. Соглашение должно быть одобрено не менее чем 2/3 трудового коллектива. Оно действует в течение одного года. <…>».
     
    «Какие предприятия подлежат приватизации?» – страница 4
    «В утвержденной правительством программе приватизации предприятия делятся на две категории: одни подлежат немедленной и обязательной приватизации, другие не подлежат приватизации в 1992 году. Ко второй группе относятся предприятия по добыче и использованию минеральных и земельных ресурсов, энергетики, теле- и радиоцентры, дороги, военные и оборонные сооружения, а также отрасли промышленности, обеспечивающие национальную безопасность. <…>
    Предприятия с численностью работников до 200 человек и стоимостью основных фондов до 1 млн. руб. будут продаваться через аукционы или на конкурсной основе выставляются на торги. Это позволит, во-первых, узнать их рыночную стоимость, а во-вторых, даст возможность покупателям конкурировать друг с другом. Аукционы и торги будут проходить в обстановке широкой гласности, с обязательной публикацией предварительных объявлений в печати. <…>».
     
    «Казачья рэкет-группа на рынке» – страница 7
    «Разжигая межнациональные страсти и пользуясь тем, что прокуратура соответствующую статью закона не использует, казаки ухитряются стричь на этой своей идее купоны прямым рэкетом.
    На Центральном рынке Ростова-на-Дону группа казаков из пяти человек у торгующих здесь «лиц кавказской национальности)» отбирала паспорта, военные билеты и другие документы, требуя за их возврат с каждого торговца по две тысячи рублей. <…>
    Поскольку, утверждая принципы следования российским законам, атаман постоянно исповедует прямо противоположное, все же лучше, спокойнее, когда такие гарантии обеспечивают власти, в том числе и в лице рядовых милиционеров… <…>».