Ельцин Центр

Дайджесты и комментарии
  • 1991
  • 1992
  • 1993

    «Известия»: Издание Совета Народных депутатов СССР. – 1991. – 23 июля, вторник. – № 174 (23440). – 8 полос.

    «Терпимость – это возможность выжить» – страница 1
    «Обществу не безразлично, что происходит внутри КПСС. Слишком велик политический вес этой партии, чтобы хладнокровно наблюдать за достаточно противоречивыми процессами, которые переживает партия, ныне испытывающая не лучшие свои времена. Ситуация осложняется еще и тем обстоятельством, что само общество находится в весьма неустойчивом состоянии, оно – «левыми», «правыми», консерваторами, демократами – разделено на противоборствующие группировки, группы, слои, настроенные друг к другу резко и непримиримо.<…>
    Последние две недели отмечены упорными призывами со стороны некоторых партийных комитетов, отдельных коммунистов призвать к ответу М. Горбачева как Генерального секретаря. «Горбачев несет персональную ответственность за резкое ухудшение жизни трудящихся. Так можно ли ему дальше доверять руководство партией и страной? – задает вопрос первый секретарь Читинского обкома Компартии РСФСР Н. Мерзликин, и сам же отвечает: – Конечно же, нет».<…>
    Еще в начале 30-х годов X. Раковский говорил: «Обречены на провал любые попытки реформировать партию силами аппарата». Этот вывод органично вписывается и в нашу действительность. Общество многое получит от наступающего Пленума ЦК КПСС только в том случае, если дискуссия на нем продемонстрирует: свое право на власть предъявляет партия реалистов, а не утопистов. <…>».
     
    «Переговоры начнутся в октябре» – страница 1
    «После окончания конфликта в Персидском заливе президент США Дж. Буш обещал добиться прогресса в урегулировании арабо-израильского конфликта, и теперь, кажется, настойчивые усилия администрации начали приносить кое-какие плоды. <…>
    … Американцы требуют полной ясности до встречи в верхах в Москве. Там, как предполагается, … Дж. Буш хотел бы вместе с советским Президентом объявить о прорыве в урегулировании конфликта, причем «под патронажем» двух великих держав. И это было бы действительно очень эффектно. Но и не только – такая конференция без преувеличения могла бы открыть новую страницу в истории этого вечного, никак не поддающегося урегулированию конфликта. <…>
    …В прошлые времена любая активизация американской дипломатии на Ближнем Востоке автоматически вызывала резко негативную реакцию нашей страны, неизменно пытавшейся тут же что-то предпринять, чтобы свести на нет успех американцев. Теперь же, в новые времена, «мирное наступление» Вашингтона, наоборот, дает нам шанс активно включиться в региональный процесс. Мало того, наше участие – совершенно необходимое условие его успеха… <…>».
     
    «Под юрисдикцией республики» – страница 1
    «Со смены хозяев начали разгосударствление собственности в Татарстане. По решению трудовых коллективов промышленные предприятия союзного подчинения переходят под юрисдикцию республики. <…>
    Теперь республика, объявив государственный суверенитет, решила наполнить его экономическим содержанием. <…>
    – Хотя в республике еще не приняты законы о собственности, приватизации, сегодня растет стремление трудящихся к радикальной экономической реформе, быстрейшему выходу из кризиса, – говорит председатель комитета Татарской ССР по управлению госимуществом Ф. Газизуллин. <…>».
     
    «Перед встречей в верхах договариваются генералы» – страница 1
    «22 июля в Москву прибыл с официальным визитом председатель Комитета начальников штабов вооруженных сил США генерал Колин Пауэлл. В тот же день он встретился и провел переговоры с начальником Генерального штаба Вооруженных Сил СССР генералом армии Михаилом Моисеевым, а также с министром обороны СССР Маршалом Советского Союза Дмитрием Язовым. <…>
    Но, конечно же, исконная цель американского четырхзвездного генерала к СССР не экскурсия по стране и знакомство с армией, доскональное знание которой входит в его обязанности, – главное, как считают эксперты, снять последние шероховатости при подготовке нового договора. Он должен быть подписан 20–31 июля. <…>».
     
    «Без парткомов» – страница 2
    Подзаголовок – «Министр юстиции РСФСР Н. Федоров Об Указе Президента России»
    «Второй Указ Президента России о департизации вряд ли оставит равнодушных: одни будут приветствовать, другие протестовать. Нам бы пока разобраться, что в нем к чему. Скажите, Николай Васильевич, на кого конкретно распространяется Указ, на какие учреждения!
    – На все, что расположены на территории России или на которые, как теперь говорят, распространяется ее юрисдикция. Это Советы, органы управления и все их подразделения, органы правосудия, МВД и КГБ, которые находятся под юрисдикцией РСФСР, все бюджетные организации, научные учреждения, госпредприятия.<…>
    – Любая попытка не выполнить Указ лишена юридической основы, антиконституционна. Но, естественно, исключить ваши сомнения нельзя. Но все же ситуация изменилась: и общественное сознание не то, и власть иная – Президент России получил мандат от народа; он, надеюсь, будет действовать более жестко, чем год назад. <…>».
     
    «Ягодин уходит» – страница 2
    «<…> Весной еще полагали, что утверждение Г. А. Ягодина главой Гособразования СССР все-таки состоится. Его кандидатуру энергично поддерживали Комитет по народному образованию и воспитанию и Комитет по молодежной политике Верховного Совета СССР, отклонившие другую кандидатуру с единственным основанием: от добра добра не ищут. За то чтоб Ягодин остался на своем посту высказались и республиканские руководители системы образования <…>
    Истекали последние заседания сессии Верховного Совета СССР, кончался срок последних назначений, но кандидатура на должность руководителя Гособразования СССР так и не была представлена. К 1 июля формирование Кабинета Министров В. С. Павлова было закончено. Без Ягодина. Исполнять обязанности председателя Гособразования СССР будет В. Д. Шадриков, первый заместитель. <…>
     
    «Минлеспром СССР умер, но дачи не отдал…» – страница 2
    «<…> Расположенный в подмосковном поселке Пушкино детский оздоровительный городок «Елочки» недавно стал поводом для очередной «необъявленной войны» Давида с Голиафом, где в образе гиганта Голиафа выступил Минлеспром СССР, а роль Давида досталась коллективу арендаторов детского оздоровительного городка. Поводом к началу боевых действий послужило горячее желание заслуженного министерства опротестовать договор об аренде с коллективом «Елочек» и организовать на территории оздоровительного городка некое совместное предприятие. Желание надо сказать, естественное, особенно если учесть то обстоятельство, что официально Министерство лесной промышленности СССР доживало свои последние дни. Но, как говорится, желание умирающего – закон и российский Госарбитраж в лице заместителя главного арбитра Василия Ветрянского щедро рукой вернул министерству «Елочки» со всеми потрохами – пятью благоустроенными корпусами, открытым плавательным бассейном, тренажерным залом столовыми и прочим, прочим. <…>
    Ситуация тем более странная, что на сегодняшний день пока непонятно, кто станет правопреемником почившего в бозе министерства (акт о ликвидации все еще не подписан, и ликвидационная комиссия продолжает свою работу) <…>».
     
    «Кто купит акции самого крупного банка страны?» – страница 2
    «Гигант, монополист – это эпитеты, которыми еще недавно обязательно сопровождалось любое упоминание о Промстройбанке СССР. Он был одним из основных инструментов административно-командной системы, позволявших осуществлять контроль над всеми предприятиями нашей страны, начиная от захолустной ремонтной мастерской и заканчивая многотысячными заводами. Каковы же перспективы этого банка, на который по-прежнему замкнута значительная часть народного хозяйства! Об этом наш корреспондент беседует с председателем Промстройбанка Я. ДУБЕНЕЦКИМ:
    – Яков Николаевич, давайте начнем с главного: нужны ли нам вообще в условиях рынка такие гиганты, как ваш банк?
    – Для меня здесь нет вопросов: конечно, нужны. Посмотрите на любую развитую страну, и вы увидите, что там обязательно действуют три-пять крупных банков. В конце концов если мы провозгласили курс на создание многоукладной экономики, то должны понимать, что и банки нам нужны разные – мелкие, средние, крупные. <…>
    – Чтобы банк нормально работал – с учетом его нынешних связей, многообразия клиентуры, – уставной капитал должен составлять около 10 миллиардов рублей. Примерно семь миллиардов рублей мы уже имеем – это государственные средства. Частью из них как раз и могли бы, на наш взгляд, владеть республики.
    Более того, сегодня нам необходимо проводить жесткую кредитную политику, ведь в условиях зарождающегося рынка многие новые банки в буквальном смысле пиратствуют, устанавливая процент за кредиты от двадцати и выше. Конечно, в какой-то степени это ограничивает разбазаривание финансовых ресурсов – под такой процент деньги можно взять только на высокоэффективные проекты. Однако, учитывая, что сегодня у нас примерно 10–15 процентов убыточных предприятий и столько же малорентабельных, мы можем уже в течение нескольких месяцев получить гигантских масштабов безработицу. Готово ли наше общество к тому, чтобы треть трудоспособного населения села на пособие?
    Есть еще одна проблема. Новые коммерческие банки на первых порах не выдают долгосрочные кредиты – максимум три-шесть месяцев. За это время структурную перестройку не осуществить. Значит, и здесь нужно вмешательство центральных органов. <…>
    Одним словом, вмешательство в деятельность банков, пусть и на принципиально новой основе, сегодня необходимо. Ну а доля государственного капитала в банке будет сокращаться, если активно подключатся к покупке наших акций предприятия. Мы как раз и приглашаем их сделать это».
     
    «Возможны ли компромиссы в стране большевиков?» – страница 3
    «<…> Открыл конференцию Председатель Верховного Совета Эстонской Республики Арнольд Рюйтель. Глава республики аргументированно изложил позицию Эстонии: в 1939–1940 гг. Эстонская Республика была в результате соглашений между Германией и Советским Союзом аннексирована. Эстонский народ требует восстановления насильственно прерванной государственности. Поэтому Эстонская Республика не будет подписывать Союзный договор, хотя и стремится к сохранению взаимовыгодного сотрудничества с Союзом, участию в ряде программ. <…>
    Появление формулы «9+1» – это шаг в правильном направлении. И было бы безнравственным препятствовать девяти республикам договориться об обновленном Союзе, хотя высказано и довольно много критических замечаний по проекту Союзного договора. Он ведь также является результатом компромисса. Но в проекте Союзного договора недостаточно проработаны экономические и не только экономические вопросы (экологическая и национальная безопасность, права национальных меньшинств и граждан других государств и т. д.) Остается проблема «шестерки». Применение силовых приемов или экономических санкций лишь еще более отдалит «шестерку» от «девятки». Необходимо заключение между ними ряда конвенций и прежде всего экономической <…>».
     
    «Ткачёв, умеющий ломать и строить?» – страница 3
    «Два года назад все лечебные учреждения Краснодарского края перешли на новые методы планирования, финансирования и управления здравоохранением. Словом, начали запускать тот самый новый экономический механизм, который должен был сломать устаревшие неэффективные методы управления и выработать принципиально иные критерии организации лечебной работы, оплаты медицинских услуг и труда медиков. [Рассказывает заместитель главного врача Центрального территориального медицинского объединения Михаил Ткачев – ред.]<…>
    ...Но опыт двух лет работы в новых условиях четко выявил две проблемы. Первая – экспертная оценка качества лечения. На этом споткнутся страховые компании. Следовательно, нужно загодя вырабатывать общие критерии оценки качества лечения и руководствоваться только ими при оплате труда медиков. Вторая проблема – финансирование. Глубоко убежден: во что бы то ни стало надо направлять часть средств, поступающих в лечебные учреждения из бюджета, через исполкомы, как это делается сейчас. Страховые компании должны распоряжаться только теми суммами, которые поступят на их счета в виде обязательных и добровольных страховых взносов. Только в этом случае удастся сохранить государственную систему здравоохранения, подпитывая лучшие из учреждений дополнительными средствами... <…>».
     
    «Закон Союза Советских Социалистических Республик: Об особых гарантиях занятости и социальной поддержки военнослужащих, уволенных со службы без права на пенсию» – страница 4
    «Статья 1 – Настоящий Закон определяет особые гарантии реализации права на труд, условия, нормы и порядок оказания социальной поддержки лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск Министерства внутренних дел СССР, железнодорожных войск СССР и других воинских формирований, создаваемых в соответствии с законодательством Союза ССР, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, уволенных со службы без права на пенсию по возрасту, болезни, сокращению штатов или ограниченному состоянию здоровья. <…>».
     
    «Вместо наличных – банковская карточка» – страница 4
    «Самое сложное, что предстоит преодолеть в новом деле, – это, как всегда, психология людей. Трудно, к примеру, пожилому человеку вместо привычной, родной сберкнижки сразу адаптироваться к такому новшеству, как пластиковая карточка. <…>
    В том состоянии, в котором находится сейчас каша страна, банковскому делу надо прочно встать на ноги. Мы надеемся, что с помощью наших банковских систем удастся где-то на треть снизить цифру в 700 млрд. рублей – а это огромная экономия. Пока наши карточки не кредитные. Но когда к ним проявят интерес сферы торговли, службы быта, транспорта, пластиковые карточки станут таковыми – как во всем мире. Мы готовы сотрудничать с каждым, кто захочет внедрить у себя новую банковскую технологию. <…>».
     
    «Советско-греческая встреча на высшем уровне» – страница 5
    «22 июля Президент СССР М. С. Горбачев встретился с Премьер-министром Греции Константиносом Мицотакисом. Это была встреча государственных деятелей, представляющих страны, между которыми давние, устойчивые, добрые отношения, богатые своей историей и духовным родством их народов. <…>
    К. Мицотакис интересовался оценкой ситуации в СССР на данный момент. Президент с предельной откровенностью дан анализ текущих событий и свой прогноз: сложно, тяжело, но решения должны быть приняты, и выход из системного кризиса виден. <…>».
     

    «Независимая газета» / Учредитель: Московский городской Совет народных депутатов. – 1991. – 23 июля, вторник. – № 86. – 8 полос.

    «Вся президентская рать…»– страница 1
    «Борис Ельцин начал формировать новые структуры президентской власти: в том числе Госсовет (отдаленный аналог боярской думы). Первым госсекретарем назначен его личный представитель Геннадий Бурбулис, советником по правовым вопросам стал председатель комитета по законодательству ВС России («визирь» Ельцина) Сергей Шахрай. А бывший претендент в премьер-министры Юрий Скоков отныне – секретарь Совета РСФСР по делам федерации и территорий при президенте и будет координировать внешнеэкономическую деятельность субъектов России. <…>».
     
    «Пленум ЦК КПСС. Консерваторы готовятся к атаке, реформаторы - к контратаке.
    Ельцин решил оживить предстоящий пленум, издав накануне Указ о департизации в России» – страница 1
    Подзаголовок – «Между тем в аппарате Компартии идет борьба вокруг проекта новой программы КПСС. Предпоследний вариант выброшен в корзину. Составлен новый, публикуемый сегодня в «НГ»
    «В Москве 25 июля открывается пленум ЦК КПСС. Как ожидается, он определит дату созыва очередного партийного съезда (предположительно – середина ноября), где, возможно. Горбачев объявит о своей отставке: также пленум вновь обсудит курс партийного руководства. Но, конечно, наиболее важным вопросом, который должны решить члены ЦК станет утверждение проекта новой партийной программы. Если участники пленума одобрят официальный документ, это будет означать, что партийное руководство, по сути, выступает за то, чтобы на предстоящем съезде КПСС (которые примет новую Программу партии) произошел полный отказ от марксистско-ленинской коммунистической идеологии. <…>
    Подготовленный для пленума официальным пролит Программы выдержан в стило классической западной социал-демократии: под социализмом понимается не состояние общества, а движение в определенном направлении; члены партии могут быть как верующими, так и атеистами. <…>».
     
    «Сразу или постепенно?» – страница 1
    Подзаголовок – «Долго ли еще Горбачеву оставаться в КПСС?»
    «Есть свидетельства, что Горбачев очень боится предстоящего пленума. По некоторым данным, он был настолько неудовлетворен официальным текстом программы, что готов был, в случае его принятия, сразу же переместиться в Движение демократических реформ. Но сделал бы это без удовольствия, потому что не любит отрываться от масс, над которыми тут же, как он опасается, сотворят насилие консервативные партаппаратчики. Он бы, натурально, предпочел компромисс. И. как видно по публикуемому сегодня тексту, хорошо к нему подготовился. <…>
    Ясно, что у консерваторов нет альтернативной Горбачеву авторитетной кандидатуры. Ясно, что Горбачев заручится поддержкой глав республик (на сегодняшнем совещании в Ново-Огареве), может быть, даже будет намечена точная (пока) дата подписание Союзного договора. Хорошую бы службу сослужила Горбачеву и прямая телетрансляция заседаний пленума (впрочем, даже трансляция записи маловероятна). <…>».
     
    «Алмазный апартеид» – страница 1, 4
    Подзаголовок – «Очередная сделка с «Де Бирс» справляет свою годовщину»
    «Уже больше 30 лет СССР, один из крупнейших поставщиков алмазов на мировой рынок, с завидным упорством продает их в одни руки – южноафриканской корпорации «Де Бирс». Поскольку данные по экспорту алмазов и бриллиантов из СССР, несмотря на гласность, остаются «секретными», специалистам приходится пользоваться зарубежными оценками. По различным данным, СССР продает свои алмазы по ценам на 10– 30% ниже мировых. <…>
    Трудно представить, сколько миллиардов уплыло за 30 лет подобного сотрудничества, если только за прошлый год через «Де Бирс» было реализовано 11 млн. каратов алмазов из СССР на 990 млн. долларов. И уже не удивляют повторяющиеся годовщины скандальных сделок, как с «Де Бирс» и «Шеврон». <…>
    По западным оценкам (даже таможенные данные в СССР пока не публикуются), Советский Союз обеспечивает 25– 30% физического объема мирового экспорта ювелирных алмазов, а также около 10% бриллиантов. Добыча, обработка и экспорт этих драгоценных камней сосредоточены в Главалмаззолоте Совета Министров СССР (ныне – кабинета). <…>
    А между тем объективные перспективы развития алмазно-бриллиантовой отрасли СССР весьма благоприятны. Но для этого предстоит провести значительные юридические и организационные преобразования, включая демонополизацию алмазно-бриллиантовых монстроподобных структур Главалмаззолота с созданием ряда акционерном обществ при контрольном пакете акций уполномоченных организаций Минфина СССР и РСФСР. Ведь при существующей организации гранильной отрасли экспорт бриллиантов из СССР сократился за последние три года почти на одну треть. <…>».