Ельцин Центр

Дайджесты и комментарии
  • 1991
  • 1992
  • 1993

    Картина дня в газетных выдержках и цитатах. Этот день 17 сентября — четверг. По материалам «Независимой газеты», «Российской газеты» и «Известий»

    «Известия» / Учредитель: Журналистский коллектив «Известий» — 1993. — 17 сентября, пятница. — № 177 (24032). — 16 полос.

    «Положение в Грузии действительно чрезвычайное: война идет на два фронта» — страница 1

    «16 сентября в 5.40 утра на участке Меркула — Араду — Очамчира абхазские подразделения провели короткую наступательную операцию. <…>
    Состоялся телефонный разговор президента России Бориса Ельцина с главой Грузинского государства Эдуардом Шеварднадзе. Руководители России и Грузии, как сообщила пресс-служба российского президента, обсудили ситуацию в зоне грузино-абхазского конфликта и высказались за продолжение усилии с целью достижения прочного мирного урегулирования в этом регионе. <…>».

    «Последний российский солдат покидает Польшу в тот самый день, когда 54 года назад Сталин вторгся в эту страну» — страница 1, 3
    «17 сентября 1993 года последний российский солдат покидает Польшу.
    День выбран не случайно. 17 сентября 1939 года в точном соответствии с пактом Молотова — Риббентропа советские войска вторглись на территорию Польши. <…>
    Известный ученый-русист, профессор Анджей Дравич говорит: — Что такое 17 сентября? <…>
    Речь идет о преступлении, об очередном разделе Польши в результате сговора двух более сильных держав. <…>
    Хорошо было бы, конечно, с самого начала не переоценивать значения того, что русские солдаты присутствовали здесь. Это не играло столь важной роли в жизни поляков. Тем не менее, я понимаю людей, которые у нас считали, что их следует вывести как можно скорее. Российская сторона пошла на уступки, сделала жест — это полезно. <…>».

    «Власти проигрывают, когда молчат» / Александр Шальнев, корреспондент «Известий» — страница 1, 2
    Подзаголовок — «Ельцину, Руцкому, Хасбулатову, Баранникову следовало бы ответить на утверждение Бирштейна».
    «Имена высших должностных лиц России — президента, вице- президента, спикера парламента, премьера, министра безопасности, хотя и бывшего, — фигурируют в поистине сенсационном интервью, которое канадско-швейцарский бизнесмен Борис Бирштейн, владелец «Сеабеко», дал газете «Глоб энд мейл». <…>
    В высших политических эшелонах Москвы — тишина: никакой реакции, никаких комментариев, хотя речь в откровениях главы «Сеабеко» шла, среди прочего, о том, как несколько месяцев назад он встречался с президентом Ельциным, дабы взять на себя роль посредника в улаживании межфракционных конфликтов в российском истеблишменте, и о том, как должна была состояться, но не состоялась встреча Ельцина с Хасбулатовым и Руцким. <…>
    Происходи все это в Соединенных Штатах, <…> могу представить, что бы началось. <…>
    В России нет таких механизмов, о том, чтобы брифинги в Кремле проводились каждый день, как в вашингтонском Белом доме, можно только мечтать. <…>».

    «МИД Молдовы против депутата генерала Лебедя» — страница 1
    «МИД Молдовы выступил с заявлением по поводу избрания в Верховный Совет Приднестровья командующего 14-й российской армией А. Лебедя. <…>
    На состоявшихся в Тирасполе дополнительных выборах российский генерал получил 87 процентов голосов избирателей и в интервью журналистам свое согласие баллотироваться депутатом объяснил желанием «подчиниться воле народа». Авторитет А. Лебедя, «как человека, остановившего войну в Приднестровье», в регионе продолжает оставаться высоким. <…>
    МИД Молдовы расценивает ситуацию, «как грубое вмешательство во внутренние дела суверенного государства Молдова и попытку определенных сил России признать-де-факто это псевдогосударственное образование», а также «свидетельство нежелания российской стороны вывести воинские формирования, размещенные на территории Молдовы». <…>
    Сам же А. Лебедь считает, что его действия не идут вразрез с законами России и региона, в котором он служит. Поскольку, по словам генерала, «на территории Приднестровья не действуют законы Молдовы, он подчиняется тем, которые здесь имеют силу». <…>».

    [Рубрика] «От наших корреспондентов и информационных агентств» — страница 1
    «Внешний долг Беларуси приближается к 900 миллионам долларов: Информируя Президиум Верховного Совета о размерах внешнего долга Беларуси, председатель правления Национального банка республики Станислав Богданкевич сообщил, что в валютном эквиваленте задолженность республики странам бывшего СССР составляет 412 млн. долларов, а государствам дальнего зарубежья — 468 млн. долларов. <…>».
    «Генпрокурор призывает внести изменения в законодательство о приватизации жилья: Генеральный прокурор Валентин Степанков направил в Верховный Совет России предложение о незамедлительном изменении законодательства о приватизации жилья. Существующие в этой области законы, по его мнению, не в полной мере учитывают интересы несовершеннолетних россиян. Имеющиеся пробелы в законодательстве позволяют ущемлять права детей и подростков. <…>».

    «Уральская республика укрепит Россию» — страница 2
    «Очередной семинар, собравший в Екатеринбурге председателей Советов и глав администраций пяти областей Урала, закончился неожиданно: собравшиеся подписали заявление о решении создать единую Уральскую республику. <…>
    Э. Россель, глава администрации Свердловской области и инициатор создания Уральской республики, дал по этому поводу интервью корреспонденту «Известий».
    — Вы посмотрите, что делается в Москве. Там признаков согласия между различными органами власти почти не наблюдается. По отношению к регионам одна политика: разделяй и властвуй. А если точнее, то и дела до них никому нет. <…>
    Республика в условиях кризиса — это энергичный и решительный способ установить жизнеспособную основу управления, остановить развал государства. Такой основой является территория. <…>
    В решении об Уральской республике не идет речь, как это говорилось в докладе Виктора Черномырдина на расширенном заседании Совмина, о самостоятельном автономном выживании и тем более не о «необоснованных преимуществах над другими субъектами Федерации». <…>
    Для нас ее создание не самоцель, а средство. Во-первых, этот путь ведет к отрицанию отраслевого, ведомственного приоритета над территориальными общностями. Во-вторых, создание республики направлено на отрицание национально-государственной основы, то есть снимает утопический тезис «сколько племен — столько государств». В-третьих, это путь ответственного управления, когда само население территории через свои органы руководства определяет основные параметры жизнедеятельности. В-четвертых, это способ преодоления страха, источником которого являются отчужденные внешние силы, принимающие управленческие решения, в корне противоречащие интересам и жизненным планам широких слоев территориальной общности, чему тьма примеров. В-пятых, это шаг к выравниванию политических, социальных, юридических прав граждан. <…>
    Пусть центр возьмет на себя заботу лишь по программам, имеющим действительно общероссийское значение. Это будет выгодно и нам, и центру. <…>».

    «Массандровский экспромт» вызвал головную боль в Севастополе» — страница 2
    «Два события вызвали новый виток резкого обострения политического климата в Севастополе — назначенное на 17 сентября заседание Совета безопасности Украины, которое должно рассмотреть «массандровский экспромт» президентов о продаже Украиной своей части флота, и предстоящий визит в Севастополь комиссии российского парламента. <…>
    Моряки Украины просят Совет обороны принять решение не в соответствии с массандровским, а в соответствии с дагомысским и ялтинским соглашениями, как «наиболее полно отражающими интересы Украины и России на Черном море». Они предлагают «при этом береговую инфраструктуру флота на украинской земле немедленно и безоговорочно взять под юрисдикцию Украины. А Россией могут быть арендованы только отдельные объекты в некоторых морских базах Украины, необходимые для обеспечения кораблей». <…>
    В поддержку массандровского решения президентов высказались в резолюциях собраний и обращений на имя президентов, председателей Верховных Советов и министров обороны России и Украины воинские части и подразделения Черноморского флота, Координационный совет офицерских собраний, коллективы военно-воздушных сил. Они заявляют о необходимости сохранения флота и береговой инфраструктуры едиными под юрисдикцией России. <…>».

    «Первый визит Ф. Миттерана в Казахстан» — страница 2
    Подзаголовок — «Н. Назарбаев в интервью «Фигаро»: «В российском правительстве есть люди, которые действуют против интересов России»
    «Президент Франции Франсуа Миттеран прибыл 16 сентября с первым официальным визитом в Казахстан. К этой республике, обладающей ядерным оружием, Париж относится с особым вниманием в силу ее положения на стратегическом перекрестке зон влияния России, Китая и Турции, а также огромных запасов природных ресурсов, политической стабильности. <…>
    В Париже и в Алма-Ате придерживаются одинаковой точки зрения на необходимость развития самых тесных связей этой азиатской республики с Москвой. «Будущее Казахстана, — отмечал в том же интервью Н. Назарбаев, — связано с развитием тесных и дружеских отношений с Россией, с Россией единой и демократической, которая добьется успеха в осуществлении экономической реформы. Именно за такой Россией хочет идти Казахстан…» <…>
    «Среди советников Ельцина, — подчеркнул президент Казахстана, — среди членов его правительства есть люди, которые действуют против интересов России. Они считают, что если бы Россия была одна — без СНГ — она бы быстрее возродилась, и все пошло бы лучше. Я не знаю, чем руководствуются эти люди, но знаю, что разрушение слабого механизма СНГ будет началом разрушения России». <…>».

    «Центробанк и налоговая полиция выносят решение по «Сеабанку» — страница 2
    «Центральный банк и Налоговая полиция Российской Федерации завершили проверку деятельности «Сеабанка», банковского учреждения финансово-торговой корпорации «Сеабеко», которая вместе со своим владельцем Борисом Бирштейном оказалась в центре одного из крупнейших в истории современной России политико-экономических скандалов. <…>
    Проверка была начата в тот самый день, когда Андрей Макаров, руководитель Межведомственной комиссии по борьбе с преступностью и коррупцией, провел в Москве пресс-конференцию и выдвинул — хотя не прямо, а косвенно — обвинение в том, что «Сеабанк» был одним из каналов для совершения корпорацией «Сеабеко» противозаконных операций. <…>
    Ни Центробанк, ни Налоговая полиция не нашли подтверждения тех обвинений, что выдвигались Макаровым. <…>
    Глава «Сеабанка» не дал, как мне показалось, достаточно убедительных объяснений происхождения двух «платежек», которые, с точки зрения МЗК, являются одними из самых конкретных свидетельств незаконных операций банка. <…>
    Наш соб. корр. в Бонне Евгений Бовкун получил ответ на свой запрос, посланный в «Банк фуер Хандель унд эффектен».
    Название этого банка фигурирует на справке, адресованной «каждому, кого это может касаться» и содержащей подтверждение того, что при условии получения 13,5 млн. долларов от корпорации «Сеабеко» на счет компании, являющейся предположительно собственностью вице-президента Александра Руцкого, будет переведено 3 млн. долларов. Банк, ознакомившись с факсимиле этой справки, преданной огласке комиссией Андрея Макарова, ответил, что, «к сожалению, по причинам самым разным от комментариев отказываемся». <…>».

    [Рубрика] «От наших корреспондентов и информационных агентств» — страница 3
    «Россия и Австралия построят первый коммерческий космопорт: Государство Папуа-Новая Гвинея, население которой несколько поколений назад жило еще в «каменном веке», вступает в век космический. Именно здесь будет построен первый в мире коммерческий космодром, стоимость которого оценивается в 900 миллионов долларов. Соглашение о строительстве международного космопорта подписали несколько российских космических компаний, представляющих «Главкосмос» и австралийская фирма «Спейс Транспортейшн системс». Коммерческие спутники будут выводиться на орбиту при помощи российского ракетоносителя «Протон». <…>».

    «Что будет, если победит концепция Лобова — Сосковца» — страница 4
    «Концепции альтернативного экономического развития, которые появились в последнее время в правительстве, <…> отнюдь не оригинальны. Аналогичные предложения звучат время от времени на заседаниях Верховного Совета и в выступлениях ряда экономистов, прежде всего членов Высшего экономического совета при парламенте России. <…>
    Свою точку зрения высказывает руководитель рабочего центра экономических реформ при правительстве России Сергеи Васильев:
    — Сама по себе идея усиления государственного влияния в экономике вполне реалистична. Во многих странах <…> она успешно осуществлялась на практике. <…>
    Это стало возможным в силу двух условий: стабильность финансовой системы <…> и, что еще более важно, сильное государство, располагающее реальными возможностями не только декларировать ту или иную программу, но и реализовывать ее на практике.
    Совершенно очевидно, что сегодня в России отсутствуют оба эти условия. <…>
    Управляемость российской экономикой зависит не от усиления государственного контроля, а от уменьшения дефицита государственного бюджета и снижения темпов инфляции. <…>
    В нашей стране исполнительная и законодательная власти не нашли пока в себе сил полностью отказаться от предоставления безвозвратных кредитов, которые являются основным источником бюджетного дефицита и галопирующей инфляции. <…>
    В случае попытки реализовать те меры, которые содержатся в альтернативных экономических концепциях Лобова и Сосковца (индексация основных фондов предприятий, создание фонда государственной поддержки предприятий и др.), инфляция быстро перейдет в гиперинфляционную стадию, что сделает и вовсе невозможным проведение денежной приватизации даже в крайне ограниченных масштабах. <…>
    Проблема состоит в том, что в основе большинства альтернативных концепций лежат не принципы экономической необходимости, а ведомственные интересы. <…>
    В странах развитой демократии министры выдвигаются политическими партиями, которые формируют правящую коалицию, коалицию большинства. В результате Кабинет министров, как правило, проводит не ведомственную, а общенациональную политику. Российская же специфика приводит к тому, что ведомственные интересы берут верх над общенациональными.
    Сегодня в российском правительстве сторонники государственного (читай: ведомственного) управления экономикой находятся в численном большинстве. Поэтому направление дальнейшего экономического развития России во многом зависит от позиции президента. В последнее время он пытается балансировать между реформаторами и «государственниками» в правительстве. Но положение складывается таким образом, что ему все-таки придется сделать свой выбор. Этот выбор окажет решающее влияние на развитие российской экономики и самого российского государства. <…>».

    «Ростовские депутаты считают Совет Федерации антиконституционным» — страница 4
    «Такое решение принято на XV сессии Ростовского областного Совета, обсуждавшей альтернативные проекты Конституции. Оба проекта сессия признала недостаточно подготовленными для согласования.
    Ростовские депутаты еще раз продемонстрировали свои прокоммунистические симпатии. <…>
    Ростовские депутаты считают участие председателя облсовета в работе Совета Федерации недопустимым. <…>».

    «Деньги на пенсию собирает не только государство» — страница 5
    «15 сентября в Москве состоялась первая встреча руководителей негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и инвестиционных компаний по управлению их активами — всего около ста участников. Таким образом, новые представители рыночной экономики отметили годовщину выхода в свет указа президента «О негосударственных пенсионных фондах». <…>
    Деятельность НПФ легализована благодаря указу, имеющему силу закона, и рассыпана по разным документам отдельных статей. <…>
    Но этого не то что недостаточно — чрезвычайно мало. <…>
    Пока необходимые документы «выпекаются», в ведомственных недрах, участники встречи признали Декларацию участников рынка дополнительного пенсионного обеспечения и Профессиональный кодекс. <…>
    Сформировалась «трехэтажная» пенсионная система, в которой каждый вид пенсии — социальные, трудовые, дополнительные — уже занял свою нишу. Дополнительные пенсии смогут обеспечить как раз негосударственные пенсионные фонды. <…>».

    «Жители поселка Юрино мечтают жить при коммунизме» — страница 5
    Подзаголовок — «Но не догадываются, что живут при нем уже давно»
    «Оказывается, жители волжского поселка Юрино ждут не дождутся возврата к власти коммунистов. Об этом написал в республиканской газете один из уроженцев поселка, приехавший сюда на побывку и ужаснувшийся при виде здешней жизни. Жизнь в Юрине действительно убогая, но насчет тоски по коммунистам автор той статьи явно преувеличил. Ведь вклад родной партии в нынешнюю разруху райцентра трудно переоценить. <…>
    В условиях упадка и разрухи пробиться к хорошей жизни юринцы, как они признаются сами, могут только через туризм. Спасибо большевикам за то, что не всю природу погубили, не до конца дворцы разрушили. <…>».

    «Независимая газета» / Учредитель: Московский городской Совет народных депутатов — 1993. — 17 сентября, пятница. — № 177 (601). — 8 полос.

    «Демократия и права человека: новое поле деятельности для Организации объединенных наций» / Генеральный секретарь ООН Бутрос Гали — страница 1, 4
    «Мир, в котором Организация Объединенных Наций должна осуществлять свою деятельность, радикально отличается от того, который сформировался после завершения второй мировой войны. Сегодня речь идет не только о том, чтобы поддерживать мир между государствами, уважая суверенитет каждого из них. Необходимо найти средства урегулирования разногласий, которые разделяют народы внутри самих государств. <…>
    Сегодня мы должны проводить в жизнь подлинную дипломатию демократии и прав человека. Только она способна сдержать волну микронационализма, несущую с собой различного рода дискриминацию. Только она способна дать отпор импульсам фанатизма, разгулу нетерпимости и самому слепому терроризму. <…>
    Отныне демократические требования пронизывают всю сферу поддержания мира, ставя перед этими операциями двойную задачу: достижение национального примирения и обеспечение демократической консолидации. <…>
    Права человека носят универсальный характер. <…>
    То же самое можно сказать и о демократии. Она также является политическим выражением нашего общего достояния. Ибо необходимо понять, что демократия — это не модель, которую можно скопировать с некоторых государств, а цель, которую должны достичь все народы. <…>
    Демократия является наилучшим гарантом мира. Каждый день приносит нам подтверждения того, что автократические режимы являются потенциальными поджигателями войны, тогда как демократические государства, наоборот, служат делу мира. <…>».

    «Новое абхазское наступление» — страница 1
    Подзаголовок — «Мир был недолгим»
    «В ночь с 14 на 15 сентября антиправительственная группировка в западной Грузии перешла к активным боевым действиям. <…>
    Ближе к полудню стало известно, что и грузинская сторона обратилась к российскому военному командованию с просьбой вернуть оборудование, снятое ранее с тяжелого вооружения и сданное на хранение в соответствии с мирным соглашением. Аргумент — новое широкомасштабное абхазское наступление. <…>».

    «Россия вновь на Балканах» — страница 1, 2
    Подзаголовок — «Козырев намерен направить письмо в ООН»
    «Россия неспроста решила, выражаясь словами ее министра иностранных дел, «показать свой флаг на Балканах». Это была миссия тыловой поддержки переговорного процесса, который идет в Женеве. Кроме того, Козырев ощутил насущную потребность ближе познакомиться со вторым эшелоном лидеров противостоящих сторон, от решений которых, как показывает практика, в неменьшей степени зависит успех любых миротворческих инициатив, чем от первых лиц, с которыми уже давно удалось установить прямые, постоянные и доверительные контакты. <…>
    А. Козырев: «По мере того как руководство противостоящих сторон движется по пути к заключению мира в Женеве, все больше активизируются экстремистские силы, которые стараются сорвать его, а с другой стороны, по той же самой причине наращивают активность неконтролируемые из центров формирования». В этом министр склонен видеть причину возникновения противоречивых тенденций в урегулировании конфликта в Боснии. С одной стороны, идет женевский процесс, а с другой — учащаются и обостряются столкновения и усиливается кровопролитие. <…>
    Возвращаясь к визиту в Хорватию, следует отметить, что Козырев считает, что он был полезен еще и в связи с обострением ситуации в Краине. По его словам, хорватским лидерам известна точка зрения России на эту проблему, базирующаяся на недопустимости силовых попыток ее решения, для устранения которых будут использованы все рычаги вплоть до применения санкций против их инициаторов. Она, как заявил министр, была еще раз подтверждена в Загребе. <…>».

    [Рубрика] «Коротко» — страница 1
    «Гайдар возвращается: Первым заместителем премьер-министра России в субботу будет назначен Егор Гайдар. Об этом заявил Борис Ельцин во время вчерашнего посещения отдельной дивизии имени Дзержинского. Гайдар заменит на этом посту Олега Лобова. Так президент рассчитывает разрешить конфликт между Лобовым и министром финансов Борисом Федоровым. <…>».
    «ВС займется экономикой: Сегодня Виктора Черномырдина на заседании Верховного Совета не будет. Зато ожидается министр экономики г-н Лобов и министр топливно-энергетического комплекса г-н Шафраник. <…> Минэкономики не считает ситуацию в народном хозяйстве чрезвычайной. У г-на Соколова мнение противоположное. Он представит его в сегодняшнем своем докладе на заседании ВС. В нем в числе прочего будут содержаться предложения по введению параллельной валюты и изменению налогового законодательства. <…>».
    «Премьер о Курилах: Премьер РФ встретился с представителями фракций парламента. <…> Во время доклада было сделано несколько сенсационных заявлений. В частности, им было сказано, что «он не собирается отдавать Курилы», что является и мнением всего президиума правительства. <…>».

    «Об отличии политического вольнодумства от политической позиции» — страница 2
    Подзаголовок — «Попытка наложения зарубежного опыта на наш собственный»
    «Надо отличать политическое вольнодумство от политической позиции. Броуновское движение депутатов, столь радикально меняющее политический облик парламента, наверное, нигде невозможно, кроме как у нас. За участием парламентариев в работе нескольких фракций одновременно сквозит стремление преуспеть не в законотворческой, а в политической деятельности. Все это вряд ли способствует нормальной работе высшего законодательного органа в России. <…>
    Нынешние депутаты в своем подавляющем большинстве избирались от двух крупнейших политических группировок — КПСС и «ДемРоссии». Первая из них прекратила существование в прежнем виде, и, насколько могу судить, с продолжателями ее дела идентифицирует себя незначительная часть парламентариев-коммунистов образца 1990 г. О сколь-либо серьезном влиянии «демороссов» в парламенте сегодня вообще говорить не приходится. Это ли не другая политическая эпоха и в парламенте, и, кстати, в обществе? Это ли не аргумент в пользу досрочных парламентских выборов? <…>
    По-настоящему плодотворная парламентская работа невозможна без четких механизмов функционирования, которых пока нет в Белом доме. Почему такие механизмы отсутствуют — это другой вопрос, сопряженный с пониманием того, что такое власть вообще, а в России в частности. Думается, депутаты прекрасно знают себе цену. Поэтому противятся досрочным перевыборам. <…>
    К сожалению, наши властвующие политики одними из первых захлебнулись в нахлынувшей рыночной стихии, не выдержав морально и материально предложенных ими же самими темпов продвижения к рынку. Это горькая правда жизни. Но, положа руку на сердце, она больше относится к нашим главным «исполнителям». Как справедливо заметила Елена Боннэр, обе наши ветви власти живут сами по себе, отдельно от народа. Поэтому народ вправе потребовать досрочных перевыборов законодательной и исполнительной власти, не оправдавших доверия избирателей. <…>».

    «Создана новая предпринимательская партия» — страница 2
    «Позавчера состоялась презентация новой партии, созданной на основе Союза промышленников и арендаторов России, — «Демократическая инициатива», ее председателем стал Павел Бунич. <…> Представители оргкомитета этой политической акции объявили, что главным результатом конгресса должно стать начало работы над созданием новой партии — партии «восстановления разрушенного СССР». <…>».

    [Рубрика] «Коротко» — страница 2
    «Москва. Малый совет Моссовета принял решение обратиться в ВС РФ с просьбой приостановить введение в действие до 1 января 1994 г. Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор местопребывания и жительства в пределах РФ». Малый совет также предложил ВС РФ поручить правительствам РФ и Москвы в 2-месячный срок разработать и согласовать с Моссоветом «Правила регистрации и учета граждан по месту пребывания и жительства на территории города Москвы». <…>».
    «Томск. На пресс-конференции экс-премьеру России Егору Гайдару был задан вопрос о кандидатуре на пост президента России Григория Явлинского. Е. Гайдар заявил: «Я хорошо знаю Г. Явлинского, уважаю его как умного человека и квалифицированного экономиста. На мой взгляд, он очень тонкий политик, у него есть сильное политическое качество — он всегда знает, когда нужно уйти от ответственности. Но мне не кажется, что это то качество, которое нужнее всего президенту России». <…>».

    «Руслан Аушев: «Надо жить будущим» — страница 3
    Подзаголовок — «А пока президент Ингушетии изучает политическую ситуацию»
    «Очередной съезд народов Ингушетии поручил своему президенту сформулировать вопрос будущего референдума, долженствующего, по мнению избранников народа, определить непростые, мягко говоря, отношения республики с Российской Федерацией. Прибывший в Москву на заседание Совета безопасности РФ президент Ингушской Республики Руслан Аушев ответил на вопросы «НГ». <…>
    Руслан Аушев: — Прежде всего, мне не хочется, чтобы кто-то здесь, в Москве, расценивал решение съезда народов Ингушетии о назначении референдума по вопросу взаимоотношений с Россией как политический шантаж. <…>
    На заседании СБ, откуда я только что вернулся, мне наконец показалось, что я не один бьюсь за свой народ. У меня находятся если не единомышленники, то уж, во всяком случае, доброжелатели. <…>
    На днях должен выйти указ президента России о дополнительных мерах в зоне осетинско-ингушского конфликта. Я очень надеюсь, что и настроения российского руководства, отмеченные мною на заседании нынешнего Совета безопасности, и позиция Генеральной прокуратуры РФ, и будущий указ Ельцина дадут надежду. А вы можете пока написать: «Аушев изучает политическую ситуацию». И это будет чистая правда. <…>
    Ингушетия при всем плачевном состоянии своей экономики имеет, тем не менее, выбор. И единое вайнахское государство в союзе с Чечней — не единственный вариант… Встреча с Эдуардом Шеварднадзе, например, очень меня порадовала, это обнадеживает… <…>».

    «Как работают остатки плановой системы» / Иван Засурский — страница 3
    Подзаголовок — «Камень в фундаменте экономического объединения»
    «Уже набила оскомину фраза о том, что 50% падения производства обосновано разрывом межотраслевых связей и производственных цепочек. Но мало кто задавался вопросом, почему при сверхмонополизированности экономики бывшего СССР оборванные связи дали только (всего лишь) половину спада?.. <…>
    Только потому, что благодаря объективным интересам республик бывшего СССР отчасти продолжает функционировать гигантская система регулирования материально-товарных потоков, в основе которой стоит Госснаб. <…>
    Результатом кампании по реформированию стал указ президента России о создании Росконтракта — акционерной компании со ста процентами уставного капитала в руках государства. Бывший Госснаб не стал государственным заказчиком РФ в самой Федерации, работая на этих основаниях только с ближним зарубежьем. Задача Росконтракта состояла в том, чтобы «временно» противостоять обрыву производственных связей и отходу традиционных рынков. <…>
    Организуя межреспубликанский и внутриреспубликанский товарообмен, ФКК Росконтракт сдерживает рост оптовых цен не только потому, что берет скромные комиссионные, но и потому, что поставляет на внутренний рынок товары из государств ближнего зарубежья, которые зачастую дешевле произведенных в России. <…>
    Товары покупаются Росконтрактом в России за рубли. Купленные у соседей товары продаются также за рубли, но межгосударственный товарообмен в СНГ балансируется в мировых ценах в долларах США. <…>
    У этой валютно-клиринговой системы есть ряд весьма существенных недостатков. Так, например, многие производственные цепочки оказываются оборванными, если в квоты по межреспубликанскому обмену и беспошлинному пересечению границ не был включен хотя бы один товар. <…>
    Как только распадается цепочка, производители конечного продукта отказываются закупать промежуточные товары у Росконтракта, влезают в долги и оформляют рабочим неоплачиваемые отпуска. Однако объемы товарооборота за последние 8 месяцев с. г. Росконтракта однозначно констатируют, что система работает, несмотря на уязвимость товаропотоков. <…>
    Самое интригующее в Федеральной контрактной корпорации — это ее жизнеспособность. Лишенная в начале создания оборотного капитала и большей части штата, поставленная в новые условия — корпорация смогла работать на кредитах, получаемых на общих основаниях под 150–160% годовых, оставаясь конкурентоспособной даже в самой России. <…>
    Хотя этого и не предвидели создатели ФКК Росконтракт, у этой организации, похоже, есть будущее. Являясь, по сути, единственной артерией бывшего СССР, которая функционирует и поныне, реальный оптовик в сфере поддержания производств и товаропотоков является камнем, лежащим в основании фундамента необходимого экономического союза государств, входящих в Содружество. <…>».

    [Рубрика] «НЕГА сообщает» — страница 3
    «Абхазия. Грузинская часть рабочей группы по правам человека недавно обратилась с заявлением и обращением в Объединенную комиссию по урегулированию конфликта в Абхазии в связи с тем, что в гудаутском следственном изоляторе уже более 4 месяцев содержится житель города Гудауты известный в республике инженер-строитель Муртаз Геленидзе. <…> Супруга заключенного направила телеграмму президенту России Б.Ельцину. <…>».
    «Эстония. В Москве закончился 14-й этап эстонско-российских переговоров. В течение двух дней обсуждались вопросы о выводе российских войск из Эстонии, обеспечении пенсионеров вооруженных сил бывшего СССР. <…> Председатель российской делегации Василий Свирин не согласился с эстонской оценкой. Он отметил, что в ответ на претензии эстонской стороны о компенсации за экономический, экологический и прочий ущерб, нанесенный советской и российской армиями Эстонии, российская сторона согласна платить лишь за период, прошедший с того момента, как бывшая советская армия была переведена под юрисдикцию России. Эстонию это не удовлетворило. Возникли разночтения и по количеству российских военных, еще остающихся на территории Эстонии. <…>».
    «Северная Осетия. В горных районах между Северной Осетией и Ингушетией началась широкомасштабная операция по выявлению и обезвреживанию военных группировок, проникающих на территорию Северной Осетии из Ингушетии».

    «И все-таки имперской России быть» / Виктор Гущин — страница 5
    Подзаголовок — «Иначе на ее месте возникнет «черная дыра»
    «В том кризисе, который переживает Россия, как мне представляется, все еще не привлек к себе серьезного внимания один из его ключевых аспектов — международный. Мы так глубоко погрязли в процессе внутренних преобразований, протекающих с переменным неуспехом, — провал следует за провалом, разнясь лишь в масштабах и объемах разрушительных последствий, — что все окружающее нас как бы отошло на задний план, оказалось на периферии наших политических интересов. <…>
    Те, кто утверждает, что у нынешнего демократического режима нет не только стратегической, но и вразумительной тактической концепции российской внешней политики, абсолютно правы. <…>
    Стремимся вернуться в отвергнутый нами же цивилизованный мир, не избавившись от предрассудков и стереотипов, характерных для прекраснодушного политического волюнтаризма, оборачивающегося на поверку бесцеремонным насилием над здравым смыслом и объективной логикой исторического творчества. <…>
    Нам следовало бы изменить точку зрения на процесс формирования современного миропорядка. Надо, наконец, признать, что в основе его развития изначально лежала имперская парадигма, выражавшаяся формулой: интересы, сила, власть. <…>
    Теперь для того чтобы проводите имперскую политику, вовсе не обязательно завоевывать территории и держать их под своей «имперской пятой». Ведь власть и территориальные захваты — не самоцель. Они — средства обеспечения интересов государства. Для сильной и богатой державы в наше время за удовлетворение своих имперских интересов гораздо проще, а главное, во всех отношениях выгоднее, заплатить, чем проливать свою и чужую кровь на поле брани. <…>
    Язык имперской политики Западу понятен. Он сам на нем изъясняется не один десяток лет. Великие державы готовы с нами на нем договориться о разделении сфер влияния, об обеспечении наших национально-государственных интересов, о содействии и даже помощи в разрешении других наших проблем. Но прежде самой России надо без политического кокетства четко определиться, чего же она все-таки хочет, к чему стремится. <…>
    Великие западные державы вынуждены будут смириться с деимпериализацией России, если она не найдет ничего лучшего, как самой произвести над собой эту политическую экзекуцию. Но с точки зрения объективной политической логики и по соображениям здравого смысла, которым западные державы привыкли руководствоваться, им было бы гораздо понятнее, если бы Россия, встав на путь экономических реформ по американскому образцу, подкрепила сделанный выбор осуществлением политического курса, соответствующего ее роли как мировой державы. Иными словами, двери для вступления России в мировой «имперский клуб» открыты, но тащить ее туда на аркане никто, конечно, не будет. <…>
    Россия оказалась перед новым испытанием: сумеет попутно с политической и экономической реформой, призванной вернуть ее в цивилизованный мир, доказать свое нравственное право быть великой державой, значит, можно считать, что все пережитое было не напрасным, значит, историческое предназначение России — совершить рывок, к которому она постоянно стремилась, состоялся. Если нет, тогда ей имперская мантия действительно ни к чему, тогда она неизбежно обернется для нее шагреневой кожей, не сулящей ничего, кроме погибели.
    Лимит совершенных Россией исторических попыток стать действительно великой державой исчерпан. Остался последний шанс. <…>».

    «Российская газета» / Учредитель: Верховный Совет Российской Федерации — 1993. — 17 сентября, пятница. — № 180 (796). — 8 полос.

    «Президентский вариант вызывает серьезные сомнения» — страница 1, 2
    «Администрация Президента Российской Федерации без участия Верховного Совета рассматривает проекты Соглашений об образовании Совета Федерации и Положения о Совете Федерации. <…>
    С просьбой прокомментировать складывающуюся ситуацию редакция обратилась к первому заместителю Председателя Верховного Совета Российской Федерации Юрию Воронину.
    Ю. Воронин: — 30 января 1991 года постановлениями Президиума Верховного Совета РСФСР № № 563–1 и 564–1 был создан в качестве координационного органа Совет Федерации. <…>
    Учитывая, что Совет Федерации существует и работает, речь должна идти об упорядочении его деятельности, о возможном расширении его состава за счет включения представителей исполнительной власти субъектов Федерации. <…>
    Желание Б. H. Ельцина <…> вновь создать под своим контролем Совет Федерации является еще одной попыткой изменить существующее устройство власти и тем самым ликвидировать представительные органы государственной власти всех уровней.
    Созданием нового Совета Федерации делается попытка в скрытой форме подменить деятельность Верховного Совета. <…>
    Что касается проектов Соглашения об образовании Совета Федерации, то речь должна идти о внесении поправок в ныне действующее Положение «О Совете Федерации РСФСР». <…>».

    «От Москвы до самых до окраин субъекты Федерации должны быть равны» — страница 1
    «Во вторник на очередной сессии Московского областного Совета народные депутаты рассмотрели два проекта новой Конституции Российской Федерации, поступившие от Президента (вариант Конституционного совещания) и от Конституционной комиссии Верховного Совета Российской Федерации.
    В принятом ими решении сказано, что действующая Конституция Российской Федерации достаточна для осуществления политических и экономических реформ, а принятие новой возможно лишь на основании действующей, если Съезд народных депутатов РФ не примет иное решение. <…>».

    «Совету Федерации — нет» — страница 1, 2
    Подзаголовок — «Такой бескомпромиссный вердикт вынесли народные депутаты Ростовского областного Совета 16 сентября на сессии»
    «В этот же день областная газета опубликовала сравнительный анализ разделов действующей Конституции, поправки к проектам Конституционной комиссии и Конституционного совещания вместе с предложениями. <…>
    Варианты Конституции были признаны «недостаточным основанием для согласования областным Советом». Президенту России, как председателю Конституционной комиссии, было предложено продолжить работу, рассмотреть альтернативные проекты и согласовать единый проект Основного Закона. Особенно напряженно взвешивалось отношение к Совету Федерации. Сессия отказалась уполномочить своего руководителя на подписание акта об образовании Совета Федерации. <…>
    Из двухсот с лишним миллиардов рублей, которые государство должно было отдать за хлеб, области не выплатили и половины. <…>
    Странная получается картина: сама Россия зерно не берет и другим государствам продавать запрещает категорически. <…>».

    «Идет война бюджетная» — страница 1
    «Министр финансов Борис Федоров внес в правительство проект заявления Совета Министров, содержащий крайне жесткие меры по финансовой стабилизации. <…>
    В документе, который предложено обсудить правительству, в частности, говорится, что органы государственной власти ряда республик и областей приняли решения о несоблюдении законов в части разделения налоговых поступлений между бюджетами разных уровней. К сожалению. Верховный Совет Российской Федерации вместо того чтобы стоять на страже закона, сам подталкивает регионы к подобным шагам. Эти действия приводят к снижению поступлений в республиканский бюджет России. <…>
    В этих условиях Совет Министров намерен принять решительные меры по отношению к тем регионам, которые в течение сентября не возместят свою задолженность перед республиканским бюджетом Российской Федерации. <…>».

    «Верхи» ведут переговоры. «Низы» бастуют» — страница 1
    Подзаголовок — «Обстановка накалена, разрядить ее может только компромисс»
    «После настоятельных просьб и требований профсоюзов состоялась встреча Председателя Совета Министров РФ В. Черномырдина с председателем ФНПР И. Клочковым. Как стало известно, обсуждались наиболее острые вопросы касающиеся жизни миллионов россиян. <…>
    Стороны сошлись в том, что социальные проблемы можно и нужно решать как можно быстрее, в спорных вопросах необходим конструктивный диалог. <…>
    На следующей неделе состоится рабочая встреча правительственной делегации во главе с В Черномырдиным и руководителей отраслевых комитетов профсоюзов, входящих в ФНПР. Похоже, что речь пойдет о корректировке генерального и отраслевых тарифных соглашений, заключенных на этот год, которые в большей своей части не выполняются. <…>».

    «Оборонка остановилась. Но готовится к наступлению» — страница 1, 2
    «Сегодня профсоюзы оборонных отраслей промышленности проводят акции протеста в связи с критической ситуацией, в которой оказались предприятия ВПК и люди, на них работающие. <…>
    Несколько дней назад демонстрацию протеста устроили руководители оборонки во время проведения в Нижнем Новгороде ярмарки-выставки «Вооружение. Военная техника. Конверсия». <…>
    Отсутствие военной доктрины четкой государственной программы оборонного производства на ближайшие пять лет нормативных актов по конверсии, по мнению собравшихся, может привести к уничтожению самой высокотехнологичной и перспективной отрасли, способной производить продукцию мирового уровня. <…>
    Нижегородская ярмарка продемонстрировала, что российский ВПК больше не желает ждать милостей от природы. Старой площади и Кремля. А сегодняшние акции профсоюзов свидетельствуют о переходе оборонки в наступление. <…>».

    [Рубрика] «Вчера, сегодня, завтра» — страница 1
    «Перед миротворческой миссией: Вчера Председатель российского Парламента Р. И. Хасбулатов встретился в доме советов с председателем Верховного Совета республики Кыргызстан М. Ш. Шеримкуловым. Во время беседы обсуждалась предстоящая 17 сентября поездка парламентариев стран СНГ в район карабахского конфликта. <…>».
    «Станет Урал республикой: Готовность объединиться по территориальному принципу в Уральскую республику выразили 5 областей региона — Курганская, Оренбургская, Пермская, Свердловская и Челябинская. <…>».

    «Гулливер такой всевластный. И совершенно незаконный» / Виктор Суслов, юрист — страница 2
    «Когда в январе 1992 года российская демократическая общественность дружно протестовала против президентского указа, объявившего о слиянии министерств безопасности и внутренних дел в одну структуру, мало кто подозревал, что этот указ лишь дымовая завеса для другого, не менее опасного, президентского решения. Речь идет об образовании некоего государственного комитета под названием Главное управление охраны Российской Федерации (ГУО). <…>
    Исходя из опубликованных в прессе разрозненных фактов, можно сделать вывод, что президентским юристам непросто будет доказать правомерность существования нынешнего ГУО. <…>
    Но не только положение ГУО в системе исполнительной власти вызывает вопросы. <…>
    Получив право создавать экономические и внебюджетные структуры, участвовать в работе объединений и ассоциаций, ГУО, очевидно, аккумулирует огромные суммы валютных и рублевых средств, расходование которых вне госбюджета и вне контроля парламента недопустимо. <…>».

    «Руцкому отключили правительственную связь» — страница 2
    «16 сентября особенно много звонили вице-президенту Александру Руцкому, но редко кому удавалось поговорить с ним. Много звонили потому, что хотели поздравить с днем рождения, а не удавалось поговорить потому, что в его кабинете отключили связь.
    Уже приходилось говорить о «страшной мести», которой Президент карает своих нелюбимцев. <…>».

    «Выборы нужны. Но в будущем году» — страница 2
    «Сложная ситуация, сложившаяся в конституционном процессе, раскол общества ставят под серьезное сомнение возможность принятия нового Основного Закона в текущем году. Более приемлемый путь, как высказался на вчерашнем заседании парламентской фракции «Россия» и Российского общенародного союза Сергей Бабурин, — принятие конституционного закона, который определил бы круг полномочий высших органов власти и внес изменения в избирательную систему. <…>
    Что касается выборов, то их желательно провести в будущем году. Как в парламент, так и Президента, считают члены фракции. <…>».

    «Судьба границ и беженцев еще не определена» — страница 2
    «16 сентября Конституционный суд Российской Федерации на заседании приступил к проверке конституционности постановлений Верховного Совета Северо-Осетинской ССР, относящихся к решению проблемы беженцев в зоне осетино-ингушского конфликта, а также рассмотрению ходатайства, которое направил президент Ингушской Республики Р. С. Аушев.
    В своем ходатайстве Р. С. Аушев просил проверить конституционность ряда законодательных актов, касающихся закрепления за Северо-Осетинской ССР Пригородного района и определения статуса г. Орджоникидзе (ныне — Владикавказ) как города республиканского подчинения. <…>
    В соответствии с <…> нормативными актами вопросы государственно-территориального разграничения находятся в настоящее время полностью в компетенции Верховного Совета Российской Федерации и Государственной правительственной комиссии по определению границ Ингушской Республики, которые и должны определить правовые и фактические основы такого разграничения. <…>».

    «Призыв к согласию» — страница 2
    «Председатель Совета Министров Виктор Черномырдин на состоявшейся вчера на Старой площади встрече с народными депутатами России призвал парламентариев к «эффективному согласию по вопросам разработки новой Конституции, легитимности ее принятия и проведению выборов». <…>
    Виктор Черномырдин напомнил народным депутатам о программе правительства на 1993–1995 годы, которая является «целостным документом и вскоре будет представлена в Верховный Совет». Суть программы, по утверждению главы правительства, в достижении стабилизации общего объема производства, снижении уровня инфляции, развитии структурной перестройки экономики и интегрировании ее в мировую, стимулировании деловой активности, повышении роли регионов. <…>».

    «Теперь ищут «противовесы» — страница 2
    «18 сентября, Президент России собирает в Георгиевском зале Кремля руководителей представительных и законодательных органов власти республик, краев и областей в составе России для возможного подписания соглашения о создании Совета Федерации. <…>
    Примерно 20 российских регионов, в целом разделяя идею СФ, высказали ряд замечаний к проекту соглашения. Причем <…> лидеры некоторых республик краев и областей выдвинули «неприемлемые» замечания. Суть их сводится к тому, что Совет Федерации сможет санкционировать без Президента и премьер-министра. <…>
    Члены Президентского совета Леонид Смирнягин и Андраник Мигранян заблаговременно учитывали опасность возможного «выпадения» СФ из существующих координат власти. Для предотвращения такой опасности они предлагают сохранить Конституционное совещание как противовес Совету Федерации и предусмотреть временность полномочий СФ до выборов нового парламента или до истечения сроков полномочий входящих в него глав администраций и Советов. <…>
    Встреча Бориса Ельцина с руководителями республик, краев и областей планируется за закрытыми дверями. <…>».

    «Кризис породила исполнительная власть» — страница 3
    «Радио Свобода» взяло интервью у Председателя Верховного Совета Руслана Хасбулатова. <…>
    Р. Хасбулатов: — Мои научные взгляды в большей степени соответствовали кейнсианским социал-демократическим моделям социального рыночного хозяйства в духе известного ученого и государственного деятеля Людвига Эрхарда. И в стенах парламента я отвергаю революционные действия в духе МВФ и школы Фридмена. <…>
    Если бы так успешно, как действует российский парламент, как действует судебная система, действовала бы другая ветвь власти — исполнительная, у нас не было бы сегодня кризиса. <…>
    Вопрос: Руслан Имранович, вы, наверное, читаете и слышите много критики о бюджете, который был принят Верховным Советом, что он как бы подрывает реформы и ведет к гиперинфляции. Как вы считаете, это чересчур большой бюджет, который вы сейчас, видимо, примите?
    Р. Хасбулатов: — А почему вам не задуматься: разве бюджетные игры не превратились уже в фарс? Посудите сами: мы приближаемся к середине сентября и обсуждаем бюджет 1993 года. <…> Какой парламент позволил бы обсуждать в конце года бюджет текущего года?.. <…>
    Вопрос: А кто же в этом виноват?
    Р. Хасбулатов: — Кто должен готовить бюджет? Правительство, конечно. Это еще раз доказывает, что нет правительства у нас, нет исполнительной власти. Мы сами, в Верховном Совете, подготовили этот бюджет, между прочим. <…>
    На сегодняшний день государство задолжало Министерству обороны 2 триллиона рублей. Четыре месяца не получают заработную плату офицеры, ученые, инженеры, врачи, рабочие. Нет инвестиций в промышленность, сельское хозяйство. Так вот, если не будет подписан этот бюджет в сентябре Президентом, представляете, в каком положении окажутся наши люди, включая Вооруженные Силы? У нас подводные лодки не выходят в море. Прежде чем выйти в поход, офицер идет к какому-то торгашу, берет взаймы деньги на содержание своей семьи. <…>
    Вы задайте себе вопрос: в чем причины нашего экономического упадка? У нас что, гражданская война разрушила хозяйство? У нас что, голод, мор случился?
    Да нет никаких оснований для такого разрушения экономики, нет никаких оснований для таких чудовищных спадов производства, для таких чудовищных эволюций с этим рублем. Вы можете это понять, в конце концов? Никаких оснований нет. Есть только ошибочные решения. <…>
    Концентрирование на основе отсутствия частной собственности привело к монополизации. Теперь это вроде бы и не государственная собственность, и вроде бы не частная собственность, а какая-то анонимная, а по сути — плутократическая собственность, отобранная и у государства, и у рабочих. Собственниками становится узкая прослойка чиновничества. <…>
    У нас в регионах начинают преобладать преступные группировки. <…>
    У меня есть серьезные опасения, что если мы сегодня без серьезного законодательного обеспечения будем форсировать выборы, то, в общем то, в парламент могут прийти если не прямые ставленники вот таких уголовных элементов, то люди, достаточно четко связанные с вот такими уголовными носителями криминальных отношений. <…>
    Пропагандируется идея о реакционном парламенте, якобы мечтающем о реванше, о возвращении к власти коммунистического режима. Нет такой угрозы сегодня в российском обществе, никто не желает возвращения бывшего режима, и нет основы для того, чтобы питать эти иллюзии. <…>».

    «Позиция центристского блока» — страница 3
    «Похоже, число кандидатов в президенты России в случае проведения досрочных президентских выборов будет немалым. Во всяком случае, один возможный кандидат уже заявил о себе. Председатель центристского блока политических партий и движений Владимир Воронин. <…>
    Лидер политического блока огласил «Политический манифест» ЦБ в котором содержится призыв к Президенту России и Председателю Верховного Совета РФ «одновременно объявить о согласии на досрочные выборы без всяких условий во имя спасения России» Досрочные выборы обеих ветвей власти по мнению центристского блока, должны состояться «в ближайшие 5–6 месяцев». <…>».

    «Жестких мер не избежать. Но возможна налоговая амнистия» — страница 4
    «Министерство финансов России выдвинуло в качестве необходимого условия для продолжения экономической реформы предложение ввести чрезвычайное финансовое положение. Комментирует заместитель министра финансов Сергей Алексашенко:
    — Экономика нашей страны находится на лезвии ножа. Это — результат благой кредитной политики, когда поддерживали всех. <…>
    Есть реальное решение — Указ Президента «О некоторых мерах по сдерживанию инфляции». В нем сказано, что федеральные органы власти не должны принимать решения, приводящие к увеличению расходов. Тем не менее, около двух десятков документов правительства противоречат указу. Они увеличивают расходы на 2.5 триллиона рублей! <…>
    Предложение провести налоговую амнистию думается, вряд ли будет отвергнуто (Верховным Советом). <…>
    Недавно Госналогслужба провела детальный анализ поступления налога на добавленную стоимость. Реальный недобор составил 8–10 процентов. Эти выводы, конечно, уязвимы, так как они основаны на официальной статистике. Контроль же осуществляется не за всеми предприятиями. Очень сложно его вести в новых экономических структурах. Кстати, мы пока и не располагаем информацией, кто не платит налоги. <…>».

    «Зачем же стучать по столу, если можно договориться» — страница 4
    «В Татарстане о заявлении министра финансов России узнали от нашего корреспондента. Вот как прокомментировал ситуацию вице-президент республики Василий Лихачев:
    — Если хотя бы половина из сказанного Борисом Федоровым будет реализована, то не избежать социального взрыва. Еще сильнее пошатнется авторитет федерального руководства, обнаружится его недееспособность. <…> Правительство России как-то странно пытается решить проблему бюджета, стуча кулаком по столу. Сегодня это уже не аргумент. Не лучше ли было бы задуматься над причиной отказа регионов платить налоги и начать с нее. А главная причина, на мой взгляд, — несовершенство федеральной бюджетной системы. <…>».

    «Эпидемия неплатежей закончится общим кладбищем» — страница 4
    «Ярославская область будет перечислять налоги в федеральный бюджет по установленному нормативу, — заявил в среду на пресс-конференции глава администрации области Анатолий Лисицин. — Встречи в правительстве и Верховном Совете руководителей области позволили найти решение, устраивающее «верхи» и «низы». <…>
    Диагноз тут один: инфантильность правительства и Верховного Совета, — утверждает губернатор Ярославской области Анатолий Лисицин. — Пока позволяется одним жить за счет других, пока тот же Татарстан все тратит только на себя, да еще и тянет с других россиян, порядка не будет. Эпидемия неплатежей в федеральный бюджет закончится общим кладбищем. <…>».

    «Игорь Клочков, председатель ФНПР: осенью профсоюзы пойдут до конца» — страница 4
    «Мы намерены не останавливать борьбу, пока не добьемся реальных результатов. <…>
    Сегодня профсоюзы могут стать третьей силой, о которой много говорят политологи, но не знают, где она. Именно эта сила способна положить конец противоборству ветвей власти, которая ведет к тяжелым последствиям, к лобовому столкновению, к развалу экономики, подрыву самой российской государственности. <…>».

    «Грачев к Валенсе не поехал» — страница 7
    «Сегодня должен был начаться визит министра обороны России генерала армии Павла Грачева в Польскую Республику. Президент Лех Валенса изъявил желание встретиться с главой российского военного ведомства в связи с завершением вывода российских войск с территории Польши. Но Грачев к Валенсе не поехал. Причина — состояние здоровья министра. <…>».

    «Россияне под покровительством Москвы» — страница 7
    «Ситуация в Молдове, считает Виктор Порохня [представитель российского правительства в Молдове], несколько изменилась. По его мнению, «тот популизм, который проявлялся по отношению к русскоязычным, ушел с улицы, но в определенной степени пересел в парламентские кресла».
    Правда, представитель России вовсе не склонен к пессимистическим прогнозам. <…>».

    «С надеждой на справедливость» — страница 7
    «Пожил ты, а теперь в твоей квартире будет жить моя семья», — зачастую по такой формуле решают свои жилищные проблемы беженцы из зоны конфликта в Нагорном Карабахе. Нередко жертвами самоуправства становятся и русские жители Азербайджана. <…>
    Ничего им не остается, как жаловаться в посольство РФ, тем более что все они в основном люди пожилого возраста отдавшие все силы и здоровье труду на благо Азербайджана. <…>».