Ельцин Центр

Дайджесты и комментарии
  • 1991
  • 1992
  • 1993

    Картина дня в газетных выдержках и цитатах. Этот день 18 сентября — суббота. По материалам «Независимой газеты», «Российской газеты» и «Известий»

    «Известия» / Учредитель: Журналистский коллектив «Известий» — 1993. — 18 сентября, суббота. — № 178 (24033). — 16 полос.

    «Егор Гайдар: Я не имел морального права отказаться от предложения президента» — страница 1

    «Егор Гайдар 17 сентября находился в Ростове-на-Дону. Корреспондент «Известии» Юрий Беспалов попросил его прокомментировать предложение президента стать первым вице-премьером.
    — Я действительно дал согласие снова работать в составе правительства, хотя политически это нерентабельно, — сказал Егор Гайдар. <…> — Я не имел морального права отказаться от предложения президента, потому что ситуация в экономике и финансах очень тяжелая, и какие-то политические расчеты сейчас просто неприличны. <…>
    Ближайшие свои планы Егор Гайдар определил так: надо оценить финансовую ситуацию на предстоящие 4–5 недель и решить, как нам выкручиваться. Что касается ассоциации приватизируемых и частных предприятий, то, вступив в новую должность, Гайдар собирается подать в отставку с поста ее председателя. <…>
    Как заявил журналистам находящийся в Брянске председатель Совета Министров РФ Виктор Черномырдин, Егор Гайдар назначен первым вице-премьером по его предложению. <…>
    Премьер-министр считает, что после декабря 1992 года в позициях и подходах Егора Гайдара многое изменилось. <…>».

    «Почему устаревшие слухи о втором пришествии Гайдара неожиданно подтвердились» — страница 1
    «<…> Когда около восьми месяцев назад группа главных лиц пришла к Черномырдину с предложением вернуть Гайдара в качестве первого зама, премьер это предложение отверг. Его можно понять: у нового главы правительства были свои представления о том, что нужно экономике России. <…>
    Требование все новых денег, поддерживаемое или провоцируемое парламентом, сделало вполне реальной угрозу перехода вопроса о гиперинфляции из теоретической плоскости в реальную практику. Стало ясно, что если не принять каких-либо экстраординарных мер, то до конца года финансовая система страны просто развалится. <…>
    Другое важное обстоятельство, подействовавшее на настроение премьера, — развитие событий в Украине, где директорская схема управления и безудержное финансирование сельского хозяйства уже привели экономику республики в состояние дрожи. <…>
    В итоге премьер пришел к выводу, что один из тех (если не единственный), кого в данной ситуации можно и необходимо позвать — Егор Гайдар. В минувший понедельник премьер позвонил Гайдару и сделал известное теперь предложение. Во вторник по этому же поводу звонил президент. <…>
    Когда Гайдар выдвинул несколько встречных условий, стало ясно, что его колебания могут завершиться согласием. <…>
    Как предполагается, Гайдар не будет непосредственно возглавлять какое-либо из министерств. Однако при этом он потребовал, чтобы место министра экономики было освобождено обязательно. <…>
    Гайдар планирует привести с собой относительно небольшую команду, а также уделять больше внимания социальной сфере. <…>».

    «Р. Хасбулатов призывает возродить Союз, A. Руцкой предупреждает о подготовке президентом государственного переворота, B. Соколов предлагает созвать внеочередной съезд» — страница 1, 2
    «Заранее было известно, что главной темой сессионного заседания ВС России 17 сентября должна была стать экономическая ситуация. Однако включение в повестку дня выступления вице-президента А. Руцкого и совсем уж неожиданный выход на трибуну Р. Хасбулатова придали дискуссии определенный политический оттенок.
    Взяв слово, глава парламента России, он же, как известно, председатель совета Межпарламентской ассамблеи СНГ, ознакомил коллег с подготовленным им меморандумом, который должен поступить в адрес парламентов СНГ. Главная мысль документа — предложение трансформировать СНГ в более тесное образование. <…>
    Спикер российского парламента предлагает коллегам — спикерам парламентов СНГ поразмыслить над идеей возможности проведения прямых выборов в Межпарламентскую ассамблею с тем, чтобы преобразовать ее в некий аналог союзного парламента, а также над идеей создания надгосударственных координирующих органов, что весьма уже напоминает предложение воссоздать союзное правительство. <…>
    Что же касается выступления А. Руцкого, то он заявил, что был и остается вице-президентом, и что у него в распоряжении находятся документы, доказывающие его абсолютную невиновность. <…>
    Но главной идеей выступления стало заявление А. Руцкого о том, что «кремлевскими властями все подготовлено для введения президентского правления». <…>
    Он также призвал всех граждан России соблюдать Конституцию. <…>
    Вопреки ожиданиям, связанным с прозвучавшей накануне информацией о серьезных кадровых перестановках в правительстве, выступление на заседании сессии О. Лобова, представлявшего позицию Кабинета министров, не вышло за рамки проблем, обозначенных премьер-министром на встрече с депутатами 16 сентября. <…>
    Совершенно иначе оценил экономическую ситуацию в стране выступивший оппонентом О. Лобова председатель Совета республики парламента В. Соколов. <…>
    В. Соколов изложил перечень чрезвычайных мер, которые, по его мнению, необходимо срочно принять для спасения отечественной экономики. <…>
    Очевидно, что принятие этих чрезвычайных мер означало бы резкую смену экономического курса. И именно с этой целью, скорее всего, В. Соколов высказался за созыв в конце октября внеочередного съезда для обсуждения экономических проблем. <…>».

    «Бои в Сухуми продолжаются. Российские войска сохраняют нейтралитет» — страница 1, 2
    «Продолжаются бои в Сухуми. В пять утра 17 сентября абхазские части возобновили обстрел города и наступление на него. Ими, по сообщению РИА, заняты почти все господствующие над городом высоты, захвачено село Шрома. Бои идут уже в трех километрах от Сухумского аэропорта. <…>».
    Подзаголовок — «Министерство обороны России»
    «Сообщения информационных агентств о том, что российская армия получила приказ пресечь наступление абхазских формирований на Сухуми и восстановить положение, существовавшее на 16 сентября, опровергают высокие должностные лица Минобороны.
    Заместитель командующего Группой российских войск в Закавказье генерал-лейтенант Борис Дюков назвал в разговоре со мной сообщение «Интерфакса» о приказе остановить атаки абхазских формирований — «грубой выдумкой». <…>
    Во-первых, сказал генерал, они не имеют статуса миротворческих сил, во-вторых, их статус вообще пока не определен и не утвержден. И, в-третьих, мы не получали приказа вмешиваться в конфликт. Все наши части находятся в своих городках, охраняют их. <…>
    Мы применим оружие лишь в том случае, если кто-то нападет на наши городки. <…>
    Помощник министра обороны России по связям с общественностью и прессой Елена Агапова сообщила корреспонденту «Известий», что российская армия участия в боевых действиях не принимает. <…>».

    [Рубрика] «От наших корреспондентов и информационных агентств» — страница 2
    «Есть повод выпить за успехи сельского хозяйства: Совет министров Удмуртии принял постановление, в котором увеличивается размер отчислений от продажи алкогольных напитков в фонд поддержки сельского хозяйства. <…> Предполагается, что собранные таким способом средства пойдут на улучшение плодородия земель и на дотации хлебной торговле».

    «Латиноамериканизация по-советски, или о «макроэкономическом популизме» / Владимир Мау, Институт экономических проблем переходного периода — страница 4
    «В чем только не обвиняли Егора Гайдара и его правительство. И жизни они не знают, и в штанах розовых ходят, и порядки чужие навязать России хотят. Среди этих заявлений особое место занимали предупреждения о неминуемой латиноамериканизации российской экономики.
    Теперь страхи несколько улеглись. К руководству правительством пришли «крепкие промышленники», которые уж точно ни про какую Латинскую Америку и думать не думают. И за всеми этими обнадеживающими переменами как-то никто не заметил, что именно опытные производственники настойчиво толкают нас на «светлый путь» Аргентины или Боливии времен гиперинфляции и политической нестабильности. <…>
    В подобных предложениях содержится стандартный набор мер по смягчению финансово- кредитной политики: индексация доходов, сбережений и инвестиций для стимулирования покупательского спроса и роста производства, введение дополнительных налоговых льгот, протекционизм во внешнеэкономической деятельности (оберегающий отечественных монополистов от иностранной конкуренции, а российских потребителей от более дешевых и качественных импортных товаров), усиление государственного регулирования производства и возрождение централизованного планирования, первые шаги к введению принудительного валютного курса. Понятно, что за этими идеями непременно должно последовать возрождение государственного контроля цен и заработной платы, и далее — централизация и огосударствление распределения продукции и финансовых ресурсов. <…>
    Опасность пойти теперь по пути «макроэкономики популизма» действительно высока. <…>
    Вместе с тем по ряду причин ситуация у нас сейчас гораздо сложнее, чем в других странах, испытавших на себе прелести «макроэкономики популизма». И это, будем смотреть правде в глаза, не оставляет надежд на возможность хотя бы краткосрочного улучшения на начальном этапе осуществления подобного курса. Уродливая структура нашей экономики обусловливает гораздо более значительный спад, чем это бывало в большинстве стран, решавших задачи макроэкономической стабилизации. <…>
    Наконец, единство России может не выдержать второго за последние несколько лет испытания бартеризацией и товарным дефицитом, моментально возводящим таможенные барьеры на границах между «субъектами федерации». <…>».

    «Казахстан вряд ли выполнит Кокчетавские соглашения по поставкам зерна в Россию» — страница 4
    «Недавняя договоренность российского премьера с казахстанским руководством о поставках зерна из Казахстана в Россию и нефтепродуктов в обратном направлении, прокомментированная на телевидении и в газетных статьях как взаимовыгодный контракт и достижение необходимого обеим сторонам экономического согласия, остается не очень понятной, поскольку условия торговли не названы. <…>
    Подписанные в Казахстане последние соглашения хоть и нацелены на взыскание долга, но на мягких для Казахстана условиях. Россия поставляет ему задержанное за долги горючее в сентябре—октябре, а Казахстан ей зерно — до конца года.
    Россия особенно нуждается в казахстанской продовольственной пшенице — мягкой, хлебопекарной, сильных сортов. <…>
    И тут очень важно, чтобы контрактные организации не увели сделку из-под контроля российских хлебозаготовителей, которые, по крайней мере, знают, что надо покупать, а что нет. Иначе Россия купит у Казахстана ненужное ей зерно. <…>
    Не экономическая выгода, а стратегические, экономические и политические перспективы, развитие «общего рынка» в бывших союзных республиках, вероятно, в кустанайских и кокчетавских договоренностях были определяющими».

    «Как высасываются из пальца три триллиона рублей» / Александр Хандруев, заместитель председателя Центрального банка России — страница 5
    «<…> Прежде всего, абсолютно неправомерны попытки рассматривать в одной плоскости как выпуск и изъятие купюр, так и данные о налично-денежной массе на определенную дату. <…>
    Суть же дела такова, что эмиссия наличных рублей осуществляется, как известно, исключительно Банком России, который обслуживает потребности не только Российской Федерации, но и других государств «ближнего зарубежья».
    После распада Союза ССР сложилась уникальная ситуация, когда в обращении одновременно находились и билеты несуществующего ныне Госбанка СССР, и билеты Банка России. <…>
    В условиях отсутствия договоренностей о будущности «рублевой зоны» Банк России продолжал в рамках межгосударственных соглашений подкреплять большинство республик денежной наличностью. Кроме того, ряд государств бывшего СССР, перешедших к национальным валютам, упорно не желали вернуть рублевую наличность Банку России. <…>
    Теперь уже известно, что с февраля 1993 г. Банк России начал распутывать этот клубок. Денежные билеты выпуска 1993 г. поставлялись исключительно в регионы Российской Федерации, а купюры образца 1961—1992 гг. «мягко» изымались из обращения на ее территории. <…>
    Банк России не делал и не делает какой-либо тайны об объеме наличных денег в обращении по рублевой зоне в целом на определенную дату времени. <…>
    Изъятие старых купюр практически не затронуло, да и не могло затронуть интересы большинства граждан России. Ущерб ей наносят не Банк России, а те кто, прикрываясь заботами о населении, позволяет отмывать «грязные» деньги, вовлекая часть российских граждан в «договорные» обмены и спекуляцию денежной наличностью.
    И еще. Переход к российской валюте послужил катализатором переговорного процесса с целым рядам республик бывшего Союза ССР. <…>».

    «Такой недели на экране давно не было» — страница 12
    «Надоело!». Этим резким словом многие, я заметил, выражают свое отношение к помойным разборкам властей, происходящим в последнее время в присутствии миллионов телезрителей. Борьба «под ковром» в прежние годы всячески таилась от ушей и глаз граждан. О ней можно было только догадываться по еле заметным даже въедливому взгляду иностранных корреспондентов деталям. Теперь она стала назойливым и бесстыдным телешоу, идущим в самое лучшее вечернее время. <…>
    Я не могу припомнить за последние годы недели, в течение которой было показано такое количество фильмов. Причем не бесконечных второсортных зарубежных телелент с бессмысленной стрельбой и погонями и не приторно-сентиментальных «мыльных опер» латиноамериканского происхождения. <…>
    Их явно потеснили наши фильмы послевоенной поры, ставшие для зрителей если не классикой, то, во всяком случае, важной составной частью духовного опыта нескольких поколений.
    При том, что ощущается понятный крен в сторону развлекательного жанра, все же я углядел в этом списке и отчетливое желание составителей кинопрограммы эфира ответить на духовные потребности людей. <…>».

    «Итоги» получат независимость и кредит» — страница 12
    «Информация о создании новой независимой телекомпании — НТВ и о переходе в нее ведущих тележурналистов «Останкино» уже неоднократно звучала, и журналисты публично аргументировали причины своего перехода. Но мы решили выслушать и тех, кто намерен финансировать новую НТВ, — представителей банков. Сегодня на вопросы корреспондента «Известий» отвечает первый заместитель генерального директора «ГРУППЫ «МОСТ» Борис Хаит. <…>
    — Но не станете же вы вкладывать средства в проект, который не обещает в будущем серьезных дивидендов?
    — Просто мы уверены, что наше финансовое благополучие, успех всего банковского дела напрямую зависит от стабильности в обществе. Противостояние властей, конфронтация средств массовой информации отражаются и на нашей работе, поэтому мы заинтересованы в существовании телевидения, не используемого в политической борьбе и не разжигающего страсти в обществе. <…>
    — Как я понимаю, финансовый контроль предполагает и влияние на кадровую политику НТВ?
    — Я еще раз повторяю — мы доверяем людям, создающим НТВ, и не видим необходимости вмешиваться в работу профессионалов. Но если компания будет прогорать, рейтинг ее начнет падать, значит, придется что-то менять, и прежде всего — кадры. <…>
    — Намерены ли вы использовать возможности НТВ в борьбе со своими конкурентами?
    — Мы дорожим своей репутацией и не можем себе позволить, чтобы она пострадала из-за какой-то некорректной передачи. Но в случае, если нам станут известны неблаговидные факты в деятельности какой-то фирмы — неважно, конкуренты они нам или нет, если какая-то экономическая программа будет, на наш взгляд, идти во вред интересам общества, то мы используем возможность сказать об этом. <…>».

    «Независимая газета» / Учредитель: Московский городской Совет народных депутатов — 1993. — 18 сентября, суббота. — № 178 (602). — 8 полос.

    «Реформатор вернулся, чтобы спасти реформу? Или страну? Или Президента? Или все вместе?» — страница 1
    «Этот разговор с Егором Гайдаром состоялся в среду утром. Теперь, по некоторым незначительным нюансам, не вошедшим в публикуемый текст, ясно, что к этому времени Егор Гайдар уже знал о решении президента относительно своего назначения. Скорее всего, окончательно они договорились накануне утром, перед заседанием Президентского совета. Возвращение Гайдара в правительство значительно укрепляет базу экономических реформ, придает осмысленность правительственному курсу, а главное, отводит на второй план значение политической войны между президентом и парламентом.
    — Егор Тимурович, вы понимаете экономическую политику нынешнего правительства?
    — Думаю, что понимаю.
    — Тогда не могли бы вы ее объяснить?
    — В этом году характерной чертой политики нашего правительства, если говорить профессионально, является рекордный в мировой финансовой практике разрыв между бюджетом, основанным на принятых обязательствах, и бюджетом на основе финансируемых денежных параметров. Суть в следующем: всегда есть некоторый разрыв между тем, что правительство, государство обещает в постановлениях, решениях, законах и т. д., и тем, что оно может. Но, пожалуй, никогда не бывает, чтобы этот разрыв был столь велик. У нас как-то в этом году проводились две политики. Одна политика мягкая, приятная, хорошая — всем давать, всем угождать, решать массу проблем… Другая политика злая, плохая: недофинансировать, недоплачивать. Эта ситуация, отражающая, разумеется, общий политический расклад в стране, какое-то время была возможна. Но потенциал этой политики невелик. На какое-то короткое время он вроде регулирует конфликт, не разрушая экономику, но всем все делать хорошо, одновременно не разваливая денежную систему, долго невозможно. В среднесрочной перспективе эта двойственность создает глубокие внутренние проблемы и противоречия в системе. <…>
    — На ваш взгляд, нынешнее правительство коалиционное, как это часто говорят, или хаотически сложенное?
    — Смешно не видеть очевидного. Конечно, сегодня отсутствует координация действий внутри правительства. <…>
    — А как вы оцениваете нынешнюю позицию по отношению к вопросам экономической политики Верховного Совета и, в частности, планово-бюджетной комиссии?
    — Как вы знаете, Верховный Совет — это орган, управляемый спикером идеально. По некоторым позициям планово-бюджетная комиссия вполне понимает озабоченность правительства, в частности, в ситуации с бюджетом. Но возможности маневра у них в нынешнем Верховном Совете крайне ограничены. <…>
    — Когда меня спрашивают, кто сегодня управляет Россией, я отвечаю: никто, и это хорошо, благодаря этому она выживает. Согласны ли вы с такой позицией?
    — Я согласен, что у нас сейчас есть некая полифония власти, но в отношении позитивного и негативного содержание этой полифонии вопрос сложный. Я думаю, что полифония власти — это штука естественная и правильная. Другое дело, что на этом фоне возникает жесткий антагонизм различных политических сил, имеющих свои мощные позиции в структурах власти и способных парализовать любую конструктивную деятельность. Вот это, конечно, очень опасно. Это, к сожалению, мы имеем сейчас в России, отсюда — нарастающие тенденции к беспорядку. <…>».

    [Рубрика] «Коротко» — страница 1
    «Оборонщики выступают с акциями протеста: Вчера российские работники оборонных отраслей промышленности провели День протеста. Они требовали от правительства выплаты долгов по продукции, выполненной по госзаказу (около 700 млрд. рублей), выделения утвержденных в январе кредитов на конверсию (из 450 млрд. рублей выплачено 120), приведения оплаты работников, производящих военную технику, в соответствие со средней заработной платой в российской промышленности».
    «Предприниматели стремятся к союзу с директоратом: Вчера состоялась пресс-конференция лидера всероссийского объединения «Предприниматели за новую Россию» Константина Затулина. <…>».

    «Гайдар как козырь против Черномырдина» — страница 1
    Подзаголовок — «Новое назначение и расклад политических сил»
    «Решение Бориса Ельцина убрать из правительства Олега Лобова и назначить первым вице-премьером Егора Гайдара может показаться сенсационным лишь на первый взгляд. <…>
    Тем не менее, при всей прогнозируемости и предсказуемости кадровых перемен в правительстве существует несколько версий объяснения, почему Борис Ельцин принял такое решение.
    Первая: президент был всерьез обеспокоен тем, что Виктор Черномырдин в последнее время действует все более самостоятельно и набирает очки как общенациональный лидер, более или менее устраивающий все политические силы общества. <…>
    Вторая версия состоит в том, что у премьера существуют серьезные разногласия с Олегом Лобовым, который сам метит на место премьера. Борис Ельцин, воспользовавшись этим, предложил «обменять» его на Гайдара, пообещав, что теперь тот «будет делать то, что говорит председатель правительства». Однако не исключено, что честолюбивые помыслы не чужды и Егору Гайдару.
    Наконец, этот шаг президента вполне укладывается в версию о жестких и решительных действиях президента, намеченных на самое ближайшее время: вся власть Совету Федерации и новые выборы в третью неделю ноября. Согласно ей, если премьер-министр не поддержит президентскую инициативу, ему уже будет готова замена.
    Пока трудно сказать, какую из изложенных версий можно считать наиболее правдоподобной, однако вполне очевидны последствия кадровых перемен в Кабинете министров. Во-первых, двум премьерам в одном правительстве будет тесновато, и ситуация двоецентрия будет прорисовываться еще более четко. Во-вторых, вполне можно предположить, что начнется очередной виток «компании по борьбе с коррупцией». <…>».

    «Сильный ход, но будут ли сильными его последствия?» — страница 1, 2
    Подзаголовок — «Сможет ли Егор Гайдар проводить активную промышленную политику»
    «Если это начало, то оно во всяком случае впечатляет. Но как объяснить этот неожиданный шаг Бориса Ельцина? Егор Гайдар объяснил бы его присущим президенту «экономическим здравым смыслом» и полным, абсолютным тупиком экономической реформы, которую пытались проводить без него. Точнее, не тупиком, а распутьем. <…>
    Отставкой Лобова была продемонстрирована решимость Бориса Ельцина «пойти до конца». Возвращением Егора Гайдара было указано направление дрейфа правительственных реформ. <…>
    Под сукном у президента лежит федоровский проект чрезвычайного бюджета, под который фактически создается Федеральное казначейство. Но уже подписано, хотя и отменено, распоряжение по приватизации. <…>
    Гайдар принимает предложение, но и обусловливает его рядом отставок. <…>
    О «стратегиях» Бориса Ельцина есть много разных мнений. Одно из них — президент играет в политику как непрофессиональный шахматист, который не умеет просчитывать вперед ходы как соперника, так и собственные. Такой игрок интуитивно понимает, что комбинационную «близорукость» можно использовать с толком. Он ходит импульсивно, рефлекторно, считая на два-три хода вперед, запутывая противника взаимоисключающими движениями в расчете на то, что тот зевнет. А когда происходит зевок, быстрой атаки может оказаться достаточно для победы. <…>
    Как бы там ни было, самое интересное, что пребывание Егора Гайдара у руля сулит гораздо меньше неприятностей, чем пребывание там г-на Лобова. Не в том смысле, что в России воровать будут меньше. <…>
    Дело в другом — а именно в вопросе целостности России. <…>
    Новая финансовая стабилизация «по Гайдару», очевидно, не пройдет — в первый раз «мешали» 15 национальных банков, в этот раз не дадут регионы. <…>
    Но даже если снова «завалится» Гайдар, под его прикрытием сможет пройти хоть какая-то приватизация. А на безрыбье, как известно, и рак — рыба. <…>
    А главный вопрос, сможет ли Егор Гайдар в правительстве Черномырдина не «зациклиться» на финансовой стабилизации в рассыпающейся Федерации, не останавливаться на борьбе с премьером в качестве президентского ставленника, но способствовать проведению тонкой линии поддержки передовой промышленности, сочетая ее с урегулированием региональных интересов, конечно, остается открытым».

    «Горячие выходные в Москве» — страница 1, 3
    Подзаголовок — «И вновь продолжается бой за периферию»
    «Совет Федерации и контр-совещание депутатов всех уровней — в субботу, а в воскресенье — еще один Совет Федерации по положению от 30 января 1991 года. <…>
    Впрочем уже стало традицией, что Ельцин и Хасбулатов предпочитают общаться с лидерами регионов в одно и то же время, дабы не допустить перекоса симпатий в противную сторону. Как и проекты Конституции, идея реанимации Совета Федерации не объединила регионы. <…>
    Все Советы республик, краев и областей, поддержавшие СФ, подчеркивали, что этот орган должен быть исключительно «консультативно-совещательным». Едины они были и в том, что увидели подводные камни в проекте соглашения о СФ, которые, по мнению многих председателей Советов, позволяют президенту единолично руководить этим органом. Не дремлет и ВС РФ: заместитель главы парламента Юрий Воронин назвал ежеквартальные совещания глав Советов регионов не чем иным, как Советом Федерации образца 1991 года, а президентский СФ — параллельной структурой. <…>
    На гребне бюджетной войны не утихает и парад суверенитетов в краях и областях. 15 сентября на семинаре в Екатеринбурге главы администраций Курганской, Оренбургской, Пермской, Свердловской и Челябинской областей заявили «о намерении начать подготовительную работу по созданию Уральской республики в составе РФ». Конечно, решение глав администраций это еще не провозглашение республики. <…>
    Итак, и на Совете Федерации в Кремле, и на совещании глав Советов регионов (СФ «старого образца») все региональные лидеры будут отстаивать свои позиции в «бюджетной войне», а края и области — требовать большей экономической самостоятельности. Поэтому сверхзадача президента — пробить через СФ закон о федеральной власти и тем самым ускорить досрочные парламентские выборы — будет весьма осложнена. Зато в парламенте периферийные генералы найдут поддержку в критике российского Минфина. <…>».

    «Институт вице-президентства не ликвидирован» — страница 2
    Подзаголовок — «Поэтому санкции, ограничивающие дееспособность конкретного вице-президента, могут привести к опасной коллизии»
    «Сентябрь в разгаре, а обещанное наступление Бориса Ельцина на злополучное «двоевластие» все еще не началось, хотя обсуждаются разные варианты. <…>
    Между тем существует еще один фактор замедленного действия: два ходатайства Верховного Совета РФ, поданные в Конституционный суд РФ, о защите статуса вице-президента РФ Руцкого Александра Владимировича. Очевидно, они будут рассмотрены до конца сентября. <…>
    Прецедентов такого рода в отечественной юридической практике нет, Закон «О президенте» и Конституция тоже вносят мало ясности. Тем более что статус этой пары здесь определен на редкость коряво. <…>
    Если говорить еще об источниках сегодняшних политических кризисов, то нельзя не вспомнить, сколь большое значение в «вице-президентских» странах имеет партийная «гомогенность» обоих высших должностных лиц. <…>
    Так или иначе, отлучение от источников информации, отключение «вертушек», лишение апартаментов в Кремле, охраны, личного врача и автомобиля, и даже известный указ президента не уничтожают легитимность единственного законного «престолонаследника» в стране. Проблема состоит в том, что если возникнет ситуация, в которой вице-президенту России придется выполнить свою основную функцию — например, подменить заболевшего президента на его посту, то он, очевидно, теперь уже не сможет этого сделать «мирным путем». <…>».

    «Депутаты весь день слушали доклады» — страница 2
    Подзаголовок — «Работа правительства признана неудовлетворительной»
    «Вчера в Верховном Совете был день докладов. Депутаты прослушали 7 речей. Первым выступил председатель Межпарламентской ассамблеи (МПА) СНГ Руслан Хасбулатов. Он зачитал меморандум, который накануне отправил своим коллегам — председателям парламентов, входящих в МПА.
    Центральная мысль меморандума — превращение СНГ в более тесное сообщество, усиление координации и сотрудничества. <…>
    Александр Руцкой, вышедший на трибуну вторым, заявил, что он был и остается вице-президентом и выполняет свой конституционный долг. Он сообщил, что имеет документы, полностью опровергающие обвинения в его адрес.
    Следующие пять человек, появившихся на трибуне, говорили исключительно об экономике. <…>
    Были приняты соответствующие постановления, в одном из которых работу правительства признали неудовлетворительной».

    «Рублевый союз с Россией под вопросом» — страница 3
    Подзаголовок — «Президиум ВС холодно отнесся к инициативе правительства»
    «На первом после летних каникул заседании президиума ВС были рассмотрены заключенные в Москве соглашения о создании рублевой зоны нового типа и ситуация в топливно-энергетическом комплексе. Как и следовало ожидать, действия правительства вызвали резкую критику со стороны оппозиции. <…>
    Совершенно неожиданно действия правительства не нашли поддержки у центристов и консерваторов. <…>
    Обсуждение ситуации с энергоносителями также носило нелицеприятный для правительства характер. Особое возмущение депутатов вызвало решение правительства о передаче России контрольного пакета акций Мозырского нефтеперерабатывающего завода и о вступлении государственного концерна «Белтрансгаз» в состав российского акционерного общества «Газпром». <…>».

    «Четвертый канал будет акционирован» — страница 5
    Подзаголовок — «Первый заместитель председателя компании «Останкино» Кирилл Игнатьев утверждает, что Борис Ельцин поддержал эту идею»
    « — Каковы планы акционирования компании «Останкино»?
    — Акционирование комплекса предприятий «Останкино» уже началось. 8 сентября 1993 года был подписан указ президента об акционировании предприятий, подведомственных телерадиокомпании «Останкино». Конечно, подведомственность — это не рыночное сочетание, и поэтому часть этих предприятий мы решили акционировать, причем акционировать не только с участием «Останкино», но и с учетом других компаний. <…>
    — Какие альтернативные проекты акционирования канала существуют помимо варианта, разработанного руководством «Останкино»?
    — Проектов существует очень много, даже пальцев одной руки не хватит, но основных проектов — четыре. Это наше предложение, предложение компании НТВ, есть вариант ВГТРК, есть предложение по использованию 4-го канала в основном в целях спортивного вещания, с которым выходил советник президента Шамиль Тарпищев. <…>
    — Каким образом будет меняться ситуация с финансированием первого канала?
    — Начиная с августа 1993 года ситуация с первым каналом меняется самым решительным образом. Во-первых, в результате работы новой администрации компании были созданы холдинговая дирекция компании и рекламно-коммерческая дирекция, и в итоге резко увеличились доходы от внебюджетной деятельности компании. Компания сейчас активно занимается учреждением предприятий, приносящих прибыль, и получает дивиденды от их деятельности. <…>».

    «Российская газета» / Издание Верховного Совета Российской Федерации. — 1993. — 18 сентября, суббота. — № 181 (797). — Вып.2.- 16 полос.

    «Содружеству нужен парламент» — страница 1, 2
    «После традиционного уточнения предложенной повестки дня совместного заседания Верховного Совета на трибуну поднялся Председатель парламента Р. Хасбулатов, который довел до сведения депутатов текст подготовленного им и разосланного накануне меморандума. <…>
    Отметив все негативные, катастрофические последствия распада СССР, подчеркнув важность глубоких интеграционных процессов, происходящих во всем мире, Р. Хасбулатов предлагает искать новые пути сближения бывших союзных республик, а ныне независимых государств на основе создания политического, экономического, оборонного союза. Одним из наиболее подходящих органов для рассмотрения жизненно важных вопросов могла бы стать Межпарламентская ассамблея стран СНГ. <…>
    Предложена еще одна идея — до конца этого года провести конгресс народных депутатов, членов парламентов независимых государств, чтобы обсудить предложенные меры. Особо подчеркивается, что речь идет о создании свободного союза, а не о каких-либо новых российских имперских планах. <…>
    Председатель Верховного Совета предоставил слово вице-президенту А. Руцкому, который выступил с обращением. <…>
    Суть его заключается в том, что, по словам вице-президента, кремлевские власти практически все подготовили для введения президентского правления. <…>
    Вице-президент считает, что идет разрушение российского федерализма как основы государственности через навязывание новой Конституции, создание Совета Федерации. Последний явно предназначен для подмены Верховного Совета. <…>
    Приняв обращение вице-президента к сведению, парламентарии перешли к обсуждению экономических проблем. <…>
    На заседании парламента также были заслушаны выступления вице-премьера А. Заверюхи и председателя Комитета по социальному развитию села, аграрным вопросам и продовольствию А. Чернышева о состоянии дел в агропромышленном комплексе и по обеспечению населения продовольствием. <…>
    Не добавила в зале оптимизма и информация депутата Б. Исаева и командующего Северным Флотом О. Ерофеева о положении дел на Северном флоте. <…>
    Серьезную угрозу представляют радиоактивные отходы, которые уже некуда складировать и хоронить. <…>
    По настоянию депутатов была заслушана информация заместителя министра иностранных дел В. Чуркина о положении дел в районе абхазско-грузинского конфликта. <…>».

    «Президент вводит в игру битый козырь» — страница 1, 2
    «<…> Трудно усмотреть логику в шараханьях. Практика, однако, убеждает, что без причины ничего в жизни не происходит, просто не все причины видны. <…>
    Традиционное деление власти на «прогрессивного» Президента и «консервативный» парламент столь же примитивно, а главное, не соответствует действительности, сколь и представление о том, будто в правительстве борются две команды — радикалы и прагматики. Формально и Лобов, и Черномырдин — оба прагматики. <…>
    В записке, которую «принципиально поддержал» Президент, вице-премьер столь же принципиально выступил против проводимой ныне финансовой политики. В качестве же первоочередных мер он предложил навести порядок «в исполнении доходной части бюджета», «изменение методов и ускорение темпов приватизации», «срочно разработать новую налоговую систему, направленную на стимулирование товаропроизводителей», «развитие предпринимательской деятельности самого государства» и, наконец, «усиление государственного контроля за экспортерами стратегических ресурсов». <…>
    Все дело в том, что впервые в стране сложились исключительно благоприятные условия для альтернативной программы реформирования экономики страны; есть первый вице-премьер, который ее предложил, и есть поддержка как директоров, так и профсоюзов, которые готовы наконец объединить свои усилия для ее практического исполнения. А это безусловно означает, что на нынешних реализуемых с подачи МВФ псевдорыночных реформах в ближайшее же время будет поставлен крест. <…>
    В итоге же получается, что курс на создание класса собственников, который так настойчиво и, надо отметить, результативно проводился два года для завершения которого осталось всего ничего — дожать приватизацию и наделить новых хозяев страны землей, заводами и фабриками — курс этот проводить будет некому. <…>».

    «Кому нужна «микрофонная» власть» / Анатолий Тилле, профессор, доктор юридических наук — страница 1, 3
    «<…> Во всех демократических государствах — аксиома, что народ есть источник всякой власти. <…>
    Поскольку Советы — власть представительная, выражающая суверенную волю и интересы народа, они и есть высшая власть в государстве. Это ясно как день. Только политической тенденциозностью можно объяснить взгляд, будто Советам в Российском государстве должна принадлежать третья часть власти. <…>
    Советы были задуманы не большевиками, а именно народом, ивановскими рабочими, и только были использованы большевиками, изгнавшими из Советов всех инакомыслящих.
    Парадокс в том, что у нас Советы никогда не имели власти. <…>
    Одним из элементов «перестроечной» политической реформы была как раз попытка восстановить власть Советов. Не было в 1988 году газеты, не публиковавшей статьи под броским заголовком «Вся власть — Советам!». И, заметьте, вся власть, а не часть ее: о «разделении властей» никакой речи не было. <…>
    Безусловно, четкое определение прав и обязанностей, разграничение компетенции органов — основа управления любой системой, в том числе, например, предприятием. Но из разделения властей в чисто техническом смысле вовсе не следует изъятие высшей власти из парламента и ее равномерное распределение в трех частях. <…>
    Кому же должна принадлежать власть? Ответ один — народу. Свободно избранные органы народного представительства-то место, где происходит согласование интересов различных групп и слоев населения, сведение их в единую волю. Народ ни с кем свою власть делить не должен, а тем более с компрадорской буржуазией, распродающей страну оптом и в ризницу, грабящей народ.
    Вся полнота власти должна принадлежать органам народного представительства. <…>».

    [Рубрика] «Селектор» — страница 1, 2
    «Север будет зимовать без овощей они застряли ни полдороге: <…> Директор акционерного общества «Тобольский речной порт» В. Кравцов так оценивает ситуацию:
    — Перевозка грузов для северян убыточна по той причине, что адресаты, и в том числе богатые нефтяные города Урай, Нефтеюганск, с нами до сих пор не рассчитались. <…> Порт работает только вполовину мощности: из-за отсутствия средств северяне практически отказались от смешанных перевозок, без которых немыслимо снабжение Севера товарами в полном объеме. <…> До конца навигации остаются считанные дни. И нависла реальная угроза Крайнему Северу остаться на зиму без овощей. <…>».
    «Флагманы ржавеют в затоне, а пшеница гниет на берегу: <…> Две трети экипажей опоздали с ремонтом судов из-за безденежья, остальные стояли без горючего. <…> Водный транспорт перестал быть самым дешевым. Нынче из-за дороговизны Нижнее Поволжье не отправило в центр ни одной баржи со знаменитыми камышинскими арбузами. <…> Элеваторы, еще в старой России давно и разумно привязанные к волжским пристаням, переполнены. Однако никто не предъявляет хлеб к перевозке».

    «Позиция Северной Осетии неизменна» — страница 2
    «Конституционный суд РФ завершил проверку соответствия Основному Закону Российской Федерации трех пунктов двух постановлений Верховного Совета Северо-Осетинской ССР. Суд приступил к выработке решения. <…>
    Экспертом, однако, признано, что «принятые Верховным Советом весной 1993 года постановления «таят в себе предпосылки для правового переосмысления этих положений в дальнейшем, однако только при появлении разработанного на их базе республиканскими властями какого-либо конкретного нормативного акта». <…>».

    «Мордовия: О президентстве слезы не льют» — страница 2
    «<…> Верховный Совет республики нашел легитимный способ избавиться от В. Гуслянникова, приняв постановление об упразднении института президентства как ненужной надстройки в системе законодательной и исполнительной власти.
    И ничего, не разверзлись хляби небесные, и народ не вышел на площади в защиту своего избранника. Напротив, люди, уставшие от бестолковых шумных действий президентской команды, разочарованные в ней, поддержали решение Верховного Совета. <…>
    Новый глава исполнительной власти Председатель Совета Министров В. Швецов (кстати, полностью подотчетный Верховному Совету республики) — из категории руководителей которых называют «рабочими лошадками»: немногословен, не оратор, не любит долгих телефонных разговоров и нравоучительных селекторных совещаний. <…>
    Сейчас положение исправляется. Совместным решением Верховного Совета и правительства республики создан фонд поддержки аграрного производства. Для его формирования введен двухпроцентный республиканский налог на доходы предприятий промышленности, строительной индустрии, коммерческих структур. <…>
    Такой же фонд создан в поддержку предпринимательства, что говорит о намерениях нового правительства. <…>
    Приход в правительство новых, профессиональных по деловым качествам людей, смена главы исполнительной власти, конституционное взаимодействие Верховного Совета и правительства своеобразно отразились на взаимоотношениях между политическими партиями. <…>
    Но кому-то неймется, что Мордовия без своего президента, так пусть будет хоть с представителем российского Президента. <…>».

    «Указ Президента Российской Федерации «О российском информационном агентстве «Новости» — страница 2

    «Бюджет большой, а хлеборобу ничего не досталось» / Султан Джамалдинов, народный депутат России — страница 4
    «Президент России Б. Н. Ельцин и правительство России восприняли Закон «О зерне» как бомбу под демократические преобразования. <…>
    Возвращая закон на повторное рассмотрение, Президент Ельцин в своем письме в Верховный Совет Российской Федерации от 23 апреля 1993 года сообщил: «Статья 2 Закона содержит жесткие пропорции по компенсации затрат на производство зерна из федерального бюджета Российской Федерации. <…> При принятии данной нормы, являющейся по содержанию бюджетной, так как она определяет фактические объемы расходов, Верховный Совет Российской Федерации проигнорировал статьи 125 и 161 Конституции Российской Федерации, которые закрепляют право разработки бюджета исключительно за Советом Министров Российской Федерации». <…>
    16 июля 1993 г. Верховный Совет Российской Федерации по инициативе правительства Российской Федерации обсуждал вопрос «О неотложных мерах по обеспечению уборки урожая 1993 года». С докладом по этому вопросу на сессии выступил министр сельского хозяйства Российской Федерации Хлыстун В.Н. <…>
    От имени правительства Хлыстун предложил Верховному Совету принять постановление, где одним из выдвигаемых условий было: «Приостановить на 1993 год действие статьи 2 Закона Российской Федерации «О зерне» (?!) в части установления квоты затрат компенсируемых государством производителям зерна». <…>
    Почему же правительство и Президент не включили в эти «уточнения» те затраты для производителей зерна?
    Ответ на этот вопрос очень прост. Не было это сделано потому, что, во-первых, не было желания помочь российскому крестьянству, а, во-вторых, спровоцировав Верховный Совет принять бюджет с увеличением расходов, потом обвинить его в увеличении дефицита. Что и происходит на самом деле. Бюджет не подписан Президентом и не будет подписан, как он сам об этом заявляет. А уборка зерновых уже заканчивается. Высшие должностные лица с удовольствием заявляют, что в России выращен достаточный для населения урожай зерна. <…>».

    «Сила солому не ломит» — страница 4
    «Послушаешь восторженные восклицания руководителей высшей исполнительной власти и поневоле поверишь, что нынче Россия наконец-то соберет «небывалый урожай хлеба». Столичным чиновникам вторит местный «генералитет». Как же, надо дуть в одну дуду! Но стоит спуститься на землю грешную — картина предстанет безрадостной. <…>
    Да в этом году биологическая урожайность зерновых высокая. Буквально из всех районов сообщают, что хлеба на больших массивах полегли, перекручены, уже зарастают сорняками. Созревание опоздало на три недели, крестьяне с содроганием смотрят, как гибнет урожай, и ничего не могут поделать. «Реформаторская» политика загнала их в такой темный угол, что оттуда не видно никакого просвета. <…>
    А проблем — сверх головы. Одна из тяжелейших — повальное безденежье. Откуда взяться средствам на развитие, если прибыль от реализации продукции за полгода по области была менее семи миллиардов рублей. Затраты же на покупку техники, оборудования, стройматериалов, на капремонт составили более 16 миллиардов, что покрыло только четверть потребности в обновлении основных фондов. <…>
    Стонут не только отстающие и слабые. На пределе человеческих сил и возможностей работают и крепкие во всех отношениях хозяйства. <…>».

    [Рубрика] «Работает служба новостей» — страница 4
    «Нефтяники закроют краны: В результате неплатежей задолженность нефтеперерабатывающим предприятиям и организациям на начало сентября составила более 500 миллиардов рублей, что делает невозможным дальнейшее функционирование всего нефтегазового комплекса и доводит социальную напряженность в коллективах до критической точки, говорится в обращении к Президенту Б. Ельцину, премьер-министру В. Черномырдину и Председателю Верховного Совета Р. Хасбулатову. <…>».
    «Большой аукцион: В Челябинске принято решение о прекращении проведения очередных чековых аукционов. Вместо этого будет проведен один большой аукцион, на котором выставят на продажу акция на общую сумму 800 млн. рублей. <…>».
    «Не отходя от кассы: Постановлением Верховного Совета РФ образована Государственная межведомственная комиссия по контрольно-кассовым машинам. <…> Комиссии поручено в месячный срок утвердить реестр кассовых машин, используемых на территории России. <…>».

    «Служи Президенту и получишь канал» — страница 5
    «Наша газета уже рассказывала о перипетиях, связанных с образованием новой телеслужбы НТВ и ее попытками внедриться то на четвертый, то на пятый телеканал. <…>
    Так как денег для организации даже такого суперобъективного канала исполнительная власть собрать не в силах, переговоры о долях в акционерном капитале и руководстве компании предлагается поручить известным знатокам финансового вопроса господам Шумейко и Полторанину. <…>
    Но весьма характерно, чем пытаются «подкупить» Президента, который перебрасывает 4-й телеканал из рук в руки, точно горячую печеную картошку.
    Планировавшаяся передача канала, говорится в письме, «дискредитирует Президента в глазах работников телевидения. В этом случае Президент в третий раз за 9 месяцев своим решением передает 4-ю программу из рук в руки; может реально вызвать мощные акции протеста, вплоть до забастовки… По меньшей мере, опрометчиво переводить в оппозицию Президенту коллективы сразу двух крупнейших телекомпаний — «Останкино» и ВГТРК». <…>
    Несмотря на то, что идеологи нового телеканала еще ничем не запятнали свою преданность кремлевскому пониманию реформ, обороняющаяся сторона чеканит: «Для нас неприемлемо руководство компанией, которую предполагается создать для вещания по 4-му каналу со стороны лиц, которые зарекомендовали себя явными несторонниками Президента и его реформ». <…>
    Менталитет сегодняшней официальной демократии не ушел дальше принципа личной преданности Главному Демократу. <…>».

    «Меморандум. Председателям национальных государств — членов Содружества независимых государств» / Р. И. Хасбулатов — страница 5
    «Уважаемые коллеги! Я обращаюсь к вам с вопросом исключительной важности — с предложениями по трансформации Содружества в более тесное сообщество с повышением уровня координации деятельности независимых государств, с учетом опыта почти двухлетнего его развития после развала СССР и провозглашения независимых государств. <…>
    В области политики. Еще не до конца осмыслены последствия разрозненности внутренней и внешней политики. Ни одно из новых государств пока не сумело провести самостоятельную линию в политической сфере, найти себя в новой реальности однополюсного мира, ощутить полноценным субъектом международных отношений. <…>
    В экономике. На огромном евроазиатском пространстве, разрываемое инфляционистской политикой, конвульсирует некогда мощное хозяйство мировой сверхдержавы. Ему не до структурной перестройки, обновления фондов и технологий. <…>
    В социальной сфере. Трагически сказываются нарушения социально-психологического климата на пространствах бывшего Союза наших сограждан, в целом по всем международным стандартам достигших к началу 90-х годов «средней обеспеченности». Каждый из наших граждан лишился привычной для него уверенности в завтрашнем дне для себя и своих близких, чувства причастности к большой Родине, общепринятых норм и правил проживания в многонациональном доме, не унижающих достоинство каждой из наций, да и просто — мирного неба. <…>
    В упадок приходят Вооруженные Силы, наметилось беспрецедентное отставание боевой техники и вооружений от мировых стандартов, снизилась боеготовность и боеспособность армии и флота, уровень управляемости подразделениями и частями.
    В разных регионах наших стран или уже происходят вооруженные конфликты. <…>
    Образовавшиеся на обломках СССР независимые государства не могут в одиночку эффективно решать накопившиеся, но так и не разрешенные в прошлом и возникающие сегодня непростые задачи по демократическому реформированию. Только совместными усилиями мы можем остановить тревожный процесс разрушения новых государств. <…>
    Предложения: <…>
    III. Наиболее подходящим форумом для рассмотрения и решения выдвигаемых жизнью нашего сообщества проблем могла бы стать Межпарламентская ассамблея государств — участников СНГ. Для придания ассамблее необходимой легитимности было бы целесообразно провести в нее прямые выборы и с сформировать таким образом парламент союза (сообщества); этот парламент образовал бы соответствующие исполнительные структуры в целях координации обозначенных в настоящем Меморандуме функций Межгосударственного характера. <…>
    VII. Подчеркиваю, что во всех случаях речь идет о союзе отечеств, союзе свободных государств, когда ими добровольно отчуждаются, делегируются единым, обидим, наднациональным органам отдельные государственные функции для регулирования, координации в важнейших сферах в соответствии с упомянутым выше конституционным актом. В этом суть предлагаемого подхода, который, надеюсь, не позволит противникам более тесной интеграции выдвинуть лозунги, о якобы «новых имперских» планах и т. п. <…>».

    «Александр Руцкой: Защитим Конституцию — сохраним Россию» — страница 5
    Подзаголовок — «Выступление вице-президента в Верховном Совете»
    »<…> Главный смысл моего обращения сегодня состоит в том, чтобы прямо и открыто заявить вам, народные депутаты, гражданам России, мировому сообществу, что кремлевскими властями практически все подготовлено для введения так называемого «президентского правления», а по существу — режима диктатуры. <…>
    Спланированы комплексные мероприятия, цель которых — разогнать Верховный Совет Российской Федерации, выключить Советы всех уровней из системы государственной власти, полностью разрушить конституционную систему народовластия. <…>
    Для такого вывода примеров достаточно. Экономическая политика Президента строилась не по созидательному принципу, а по принципу разрушения. Промышленность России отброшена на уровень начала 70-х годов. Агропромышленный комплекс страны практически парализован. Фундаментальная наука и прикладные исследования оказались выброшенными из государственной политики. Образование, культура, здравоохранение, практически вся социальная сфера опущены в прорубь дикого рынка и имеют мало шансов на выживание. Разрушена система обороны государства, разрушается Военно-промышленный комплекс страны. Ценовым и налоговым беспределом в нищету и бедность втолкнуты 80 процентов населения страны. <…>
    Президент и его политические поводыри разрушают фундамент российского Федерализма — главной основы российской государственности. Это происходит через навязывание новой Конституции, через активные попытки создать Совет Федерации, цель которого не в том, чтобы коллегиально решать проблемы Федерации, а практически в том, чтобы подменить законный конституционный орган — Верховный Совет страны. <…>
    Безусловно, должен быть поставлен заслон на пути любых антиконституционных действий Президента и иных должностных лиц. Необходимо принять срочные и адекватные меры по приведению всех правовых решений в государстве в соответствие с законом и действующей Конституцией. <…>
    Пора понять, если сейчас идет ползучий переворот, к которому пытаются приучить явочным порядком граждан России, то завтра могут быть отброшены все формальные конституционные и законные прикрытия. Завтра страну попытаются втянуть в режим чрезвычайщины и диктатуры. <…>
    Как вице-президент России я должен решительно и недвусмысленно предупредить об ответственности перед законом и Конституцией тех лиц, которые решились бы выступить против закона, против Конституции, а следовательно, и против народа. <…>».

    «Казахстан: Нацвалюту хочется, да рубль — выгоднее» — страница 6
    «Еще весной прошлого года Президиум Верховного Совета Казахстана принял решение о поэтапном введении национальной валюты и поручил эту работу Нацбанку. <…>
    Вместе с тем среди всех президентов СНГ трудно найти более горячего сторонника единого рублевого пространства, чем Нурсултан Назарбаев. <…>
    В эквилибристике на «нацвалютном» канате и кроется смысл видимого противоречия между позициями главы представительной власти и главы государства. Первый, возглавляя подотчетную народу республики структуру, ежедневно отбивает атаки из областей, которым Нацбанк, подведомственный Верховному Совету, не дает налички. И в интересах вроде бы дела он полагает решить эту проблему введением национальной валюты.
    Второй по целому ряду причин должен бояться как огня этой меры. Ему, как никому другому в республике, должно быть видно, что аппарат чиновников просто не способен пока справиться с проблемой такого масштаба. <…>
    Противоречия во взглядах на эту проблему у президента и спикера не вызывают в республике дискуссий. По-видимому, они являются составной частью одной политической игры, направленной и на умиротворение национал-радикалов и на сохранение рублевого протектората России, как самого дешевого и выгодного способа спасти экономику от прострации, в которую она впала совершено суверенно».

    «Молдова: русским детям негде учиться» — страница 6
    «В вузах Молдовы обучение на русском активно сворачивается — со следующего года Министерство образования обещает преподавание всех профильных предметов перевести только на румынский. <…>
    Когда мы обговаривали возможности обучения ребят в российских вузах, нам в президентской канцелярии Б. Ельцина сказали, что готовится указ по этому вопросу. К сожалению, он так и не появился.
    Тысячу раз правы ректоры вузов бывшего СССР, которые не так давно на межрегиональном совещании ратовали за единое образовательное пространство. <…>».