Ельцин Центр

Дайджесты и комментарии
  • 1991
  • 1992
  • 1993

    «Известия» / Учредитель: Совет народных депутатов СССР – 1991. – 7 января, понедельник. – № 6. – 6 полос.

    «Указ Президента Союза Советских Социалистических Республик «О первоочередных задачах по реализации земельной реформы» – страница 1
    «В целях активизации проведения земельной реформы, создания условий для эффективного функционирования различных форм собственности и хозяйствования… постановляю:
    1. Правительствам республик, исполнительным комитетам местных Советов народных депутатов обеспечить проведение в первой половине 1991 года инвентаризации нерационально используемых земель в колхозах, совхозах, лесхозах и у других землепользователей, включая земли, предоставленные министерствам и ведомствам СССР.
    Сформировать за счет нерационально используемых угодий специальный земельный фонд местных Советов народных депутатов для предоставления земель создаваемым крестьянским хозяйствам, арендаторам, сельскохозяйственным кооперативам, а также гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, дачного строительства, садоводства и огородничества. <…>
    5. Правительству СССР совместно с правительствами союзных республик до 1 марта 1991 г. разработать систему организационно-экономических мер, содействующих привлечению в сельские районы с недостаточной обеспеченностью трудовыми ресурсами переселенцев из других регионов, городов и промышленных центров, а также военнослужащих, увольняемых в запас.
    6. Правительствам республик, исполнительным комитетам местных Советов народных депутатов в месячный срок рассмотреть вопрос об обеспечении промышленных, строительных, транспортных и других предприятий земельными угодьями для организации производства продукции сельского хозяйства. <…>».
     
    «Начальник Генштаба генерал армии М. Моисеев: мы – за открытый и честный диалог» – страницы 1, 2
    «В номере 4 за этот год наша газета сообщила о встрече Председателя Верховного Совета Латвии А. Горбунова с начальником Генерального штаба Вооруженных Сил СССР генералом армии М. Моисеевым. Какие же вопросы обсуждались на этой встрече? Какие достигнуты результаты?
    С нашим корреспондентом беседует генерал армии М. Моисеевым.
    – Хочу сразу же заметить, – сказал Михаил Алексеевич, – встреча была не только с Анатолием Валерьяновичем Горбуновым, а с делегацией Верховного Совета Латвии, которую он возглавлял.<…>Это были не переговоры, а консультации по взаимоинтересующим проблемам. Так, Представители Верховного Совета республики поставили перед нами ряд вопросов. В частности, о количестве войск на территории Латвии, о допризывной подготовке молодежи и взаимодействии местных властей с военными комиссариатами, альтернативной службе, а также об упорядоченности взаимоотношений между военными и местными органами власти.<…>
    – Каковы результаты вашей встречи? Сумели до чего-нибудь договориться?
    – Да. Что касается Генерального штаба, то мы заявили представителям республики, что увеличивать количество войск, дислоцируемых на территории Латвии, не планируется.<…>
    Вместе с тем в республике останутся войска, выполняющие задачи стратегической обороны. <…>
    – А как будут решаться такие конкретные вопросы, как альтернативная служба, призыв в ряды Советской Армии?
    – Дело в том, что проект Закона об альтернативной службе в Латвии готовили не совсем компетентные люди, слабо представляющие специфику такой службы, да и ее организацию, незнакомые с опытом вневойсковой, альтернативной службы в других странах мира, законодательством по этому поводу.<…>
    – Что будет с полигонами, базами, арсеналами, базированием флота, пунктами дислокации войск на территории республики?
    – Мы считаем, что здесь нет больших проблем. В каждом конкретном случае будем предметно разбираться.<…>
    – Проведены ли подобные консультации с представителями других республик?
    – Да, мы уже встречались с посланцами Литвы, Молдовы, Узбекистана, Украины, Азербайджана. <…>».
     
    «Чей Ямал и чье Приобье?» – страница 1
    «Председатели исполкомов и Советов разных уровней – от областного до районного – собрались вместе с руководителями различных организаций и крупнейших производственных подразделении, чтобы обсудить ключевой вопрос: быть ли Тюменской области единым социальным и экономическим организмом.
    В последнее время наметилась тревожная тенденция к развалу некогда монолитного региона. Ямало-Ненецкий округ объявил себя республикой, Ханты-Мансийский по ряду направлений выбирает отличную от «центра» (областного) тактику, а группа южных районов – так называемая сельхоззона, не одно десятилетие питавшая Север людскими и иными ресурсами, – вроде бы теперь уже не имеет никакого отношения к подземным богатствам Ямала и Приобья. Собравшиеся отстаивали – временами весьма горячо – разные точки зрения. Одни называли разрушение главной топливно-энергетической базы страны едва ли не умышленным преступлением, другие утверждали, что «неделимый нефтегазовый комплекс» – всего лишь миф, абстрактное понятие, от которого пора отказаться.
    Подавляющим большинством голосов было принято решение, первый пункт которого гласит: «Считать необходимым сохранение целостности Тюменской области как единого социально-экономического и природно-экологического комплекса».<…>».
     
    «Новые талоны в Литве» – страница 1
    «Как уже сообщали «Известия», с 1 января Литва перешла на талонную систему обеспечения своих граждан основными видами продовольственных и некоторых промышленных товаров.<…>
    Анализ причин ухудшившегося социально-экономического положения Литвы в минувшем году еще впереди. Одно можно сказать достаточно определенно: выход из экономического кризиса не найти в карточной системе и повышении цен».
     
    «Минторг: импорта не будет?» – страница 1
    «Паника царит в кабинетах Министерства торговли СССР. Как стало известно из компетентных источников, на текущий год его работниками не подписано ни одного соглашения с зарубежными фирмами о поставках в нашу страну по импорту каких-либо товаров, что, разумеется, не может не отразиться на жизненном уровне народа. Причина – отсутствие валюты, сообщает корреспондент ТАСС. Правительство страны выделило в нынешнем году Минторгу в три раза меньше свободно конвертируемых казначейских билетов, чем в прошлом. Однако в силу ряда причин и этими средствами министерство фактически распорядиться не может. Обстановка усугубляется и тем, что работники Минторга обеспокоены своей дальнейшей судьбой: что останется от министерства после грядущих реформ?».
     
    «Борьба прекрасных законов с хорошими еще не свидетельствует о реальном продвижении вперед» – страница 2
    «В последний день работы Съезда народных депутатов СССР бывший министр юстиции В.Ф. Яковлев избран Председателем Высшего арбитражного суда СССР. До формирования этого суда на него возложены обязанности Главного государственного арбитра страны. Наш корреспондент встретился с ним и попросил рассказать о перспективах развития арбитражной службы и ее задачах в переходный период, ознаменованный массовым нарушением хозяйственных договоров, разрывом связей между предприятиями различных регионов.
    – Вениамин Федорович, нынешний кризис экономики прежде всего показал низкую эффективность созданных в ее рамках институтов, в том числе и Госарбитража.
    – Действительно, сегодня арбитражные службы в ряде случаев не справляются с возложенными на них функциями, и их борьбу с произволом поставщиков вряд ли можно назвать эффективной, в этом нет ничего удивительного: ведь Госарбитраж создавался как придаток административно-командной системы и в своей деятельности он прежде всего опирался на разрабатываемые в центре планы.<…>
    – Возможно, вместе с отмиранием административно-командных методов управления экономикой должен уйти в небытие и арбитраж?
    – Ну, во-первых, пока будут сохраняться госзаказы с элементами старого планирования, нужны будут и органы арбитража в их прежнем виде. А во-вторых, новая экономика также будет базироваться на определенном правовом порядке, регламентирующем процедуру заключения и исполнения договоров.
    Понятно, что за соблюдением этих правил в первую очередь должна следить исполнительная власть.<…>
    – И все-таки некоторых новых законов катастрофически недостает.
    – Вы правы. И прежде всего в экономике нам недостает нового гражданского законодательства. Да-да, ведь именно им регламентируются отношения собственности в любом цивилизованном обществе, именно оно определяет порядок заключения хозяйственных договоров, ответственность за их невыполнение, вплоть до распродажи имущества.<…>
    Конечно, помимо нового гражданского законодательства, должны быть и некоторые другие законы, которые регулировали бы договорные отношения как между отдельными лицами, так и предприятиями.<…>».
     
    «Вызов министерству» – страница 2
    «Конференция трудового коллектива Братского алюминиевого завода приняла решение о том, что впредь всей выпускаемой продукцией предприятия распоряжаться будет сам коллектив.
    Такой шаг, по свидетельству лидеров рабочих, вызван кризисом доверия коллектива к социальной политике: «Когда государство получает отсюда прибыль, а работники получают только болезни, действовать надо самим».
    Рабочая группа, в которую вошли представители администрации, совета трудового коллектива, профсоюза и стачкома, готовит пакет документов, согласно которым правительство должно безвозмездно передать основные фонды тем, кто их обслуживает, в случае отказа братчане грозят прекратить отгрузку алюминия на экспорт».
     
    «Борис Ельцин о принципах формирования бюджета СССР» – страница 2
    «На встрече с журналистами 5 января, сообщает специальный корреспондент «ИФ» Вячеслав Терехов, Председатель Верховного СоветаРСФСР ответил на вопросы о принципах формирования союзного бюджета.
    <…> Россия, которая определила свой бюджет еще до окончания разработки союзного бюджета, исходит из принципов, отличных от подходов центра, заметил Б. Ельцин. Он подчеркнул, что не возражает против того, чтобы бюджет РСФСР являлся частью союзного, повторив при этом, что крупнейшая республика страны «свой бюджет должна формировать сама». <…>
    Б. Ельцин сказал, что Россия не намерена выделять дополнительные 27 миллиардов рублей, на которых настаивал на переговорах 4 января министр финансов СССР Валентин Павлов. Россия высказывается за подписание соглашения на 1991 год по стабилизации экономического положения в стране и согласна с его основными принципами. Б. Ельцин заметил, что у него есть замечания к проекту и сообщил, что «другая редакция» этого соглашения направлена Президенту страны. <…>
    Отвечая на вопросы о военном бюджете, Ельцин сказал, что Россия готова финансировать его пропорционально своему национальному доходу. Он сказал, что входящие в эту статью расходы на социальные нужды военнослужащих и демобилизованных из армии республика возьмет на себя, и добавил: «Что касается обеспечения технических нужд армии, то здесь есть резервы для сокращения расходов».
    Б. Ельцин повторил, что РСФСР полностью принимает на себя расходы союзного бюджета по тем статьям, которые республика взяла в соответствии с Декларацией о суверенитете. Бюджет России предусматривает дотации на некоторые отрасли, которые, как сказал Б. Ельцин, «не могут без них обойтись». При этом назвал угольную промышленность, подчеркнув, что дотации будут выделяться только предприятиям, которые относятся к юрисдикции республики».
     
    «Малый бизнес наводит мосты» – страница 2
    «Президента Всемирной ассоциации малых и средних предприятий Ч. Агравала принимала Федерация развития и поддержки малого предпринимательства на проспекте Калинина, 27.
    Председатель Комитета Верховного Совета СССР по вопросам экономической реформы В. Вологжин, возглавляющий федерацию, сетовал на то, что «включить» рыночную экономику не так просто, даже имея самые разумные законы. Без участия на рынке множества малых предприятий, их конкуренции никаких преобразований ждать не приходится.<…>
    Ч. Агравал заверил, что Всемирная ассоциация окажет поддержку малому бизнесу в СССР, но помощь не обязательно будет выражаться в долларах, фунтах или марках. Это может быть как поставка оборудования, так и сервисные услуги.
    – На серьезные иностранные инвестиции рассчитывать вам пока не приходится, – сказал он, – поскольку не разрешен вывоз капиталов, а рублевая выручка не очень-то интересует западных предпринимателей. И еще. Малый бизнес не может развиваться без динамичного рынка труда. <…>
    – Многие, кто хотел бы начать собственное дело, заявляют, что располагают прекрасными идеями, но не имеют условий для их реализации.
    – Я рад, что у ваших людей есть прекрасные идеи. Но нужны еще и знания, чтобы эти идеи воплощать в жизнь. Ведь можно наладить дело, но не добиться при этом успеха. В рыночной экономике существует еще и конкуренция. Начиная дело, вы должны быть уверены, что выживете в условиях конкуренции.<…>
    – Существует реальная опасность захвата малого бизнеса дельцами теневой экономики. Как уберечь от нее малые предприятия?
    – От теневого бизнеса не убереглась экономика ни одной из стран, где имеется рынок. Ну а главное – создать на рынке хорошее предложение товаров, развить сервис – ведь теневая экономика лучше всего растет в условиях нехваток, разного рода дефицитов. Чем активней вы будете развивать открытый бизнес, тем скорее исчезнет «тень».<…>».
     
    «СЭВ и конвертируемая валюта» – страница 3
    «С января в странах СЭВ вводятся расчеты в свободно конвертируемой валюте. Готов ли к этому Международный инвестиционный банк (МИБ) – важный источник финансирования нового строительства или реконструкции уже существующего производства в соцстранах? С этим вопросом корреспондент «Известий» обратился к ответственному секретарю правления МИБ в Москве доктору экономических наук В. Жолобову.
    – В целом же положение на рынке характеризуется неустойчивостью и колебаниями в отношении заемщиков из восточноевропейских стран. <…>
    Сегодня у нас есть проблемы, как у всякой динамично развивающейся организации. В частности, прекращено членство в МИБ объединенной Германии. Руководство банка в этой связи в ближайшее время предполагает посетить эту страну для подписания соответствующего соглашения. <…>
    В предстоящие годы мы намерены осуществлять свою деятельность в содружестве со странами-членами и с учетом меняющейся ситуации в сфере мировой экономики и финансов».