«Известия» / Учредитель: Президиум Верховного Совета СССР – 1991. – 28 января, понедельник. – № 24 (23290). – 6 полос.
«Ленинградские предприятия на грани банкротства» – страница 1
«Критическая обстановка сложилась на ленинградских предприятиях, выпускающих товары народного потребления и продукты питания. За последние недели ее острота достигла такой степени, что вынудила председателей Ленсовета и Ленгорисполкома обратиться с письмом к руководителям страны и Российской Федерации. Они предлагают принять срочные и решительные меры, которые позволили бы стабилизировать положение. <…>
Причины просты и очевидны: с 1 января резко повышены оптовые цены на десятки видов сырья, материалов, на топливо и электроэнергию, а розничные цены на товары народного потребления союзное и республиканское правительства оставили прежними. В этих условиях подавляющая часть предприятий начала терпеть крупные убытки. <…>
Десять дней назад вышло распоряжение российского правительства. Для сохранения в январе старых розничных цен было предложено кредитовать торговлю с тем, чтобы та закупала у предприятий продукцию по новым расчетным ценам, получая при этом компенсацию. Реализовать на практике эту идею фактически не удалось, поскольку и кредиты так и не были переведены из центральных банков в ленинградские, и механизм дотации был весьма неопределенным. Вот почему возник сегодняшний парадокс: предприятия производят продукцию, а торговля не может пустить ее в продажу. <…>
Да, нам предложили кредитовать торговлю. Но, во-первых, совершенно не проработан практический механизм кредитования. Во-вторых, осталось неясно, кто же будет возмещать кредиты, откуда и каким образом появятся средства для их выплаты. <…>
Необходимо повышение розничных цен с введением механизма социальной защиты для малообеспеченных слоев населения. <…>».
«Знакомство с министром, прощание с послом» – страница 1
Подзаголовок – «Визит А.А. Бессмертных в Вашингтон»
«Новый министр иностранных дел СССР А.А. Бессмертных прибыл в Вашингтон для продолжения советско-американского диалога, в котором он принимал еще совсем недавно самое активное участие как курирующий этот участок первый заместитель министра, а затем посол СССР в США. <…>
Отвечая на сопряженный с этим событием вопрос о том, озабочено ли Советское правительство происходящим на Ближнем Востоке насилием, А.А. Бессмертных сказал, что «у нас много вопросов по региональным проблемам, по Персидскому заливу, например. Мы поддерживаем резолюцию Совета Безопасности и в то же время считаем, что надо проявлять осторожность в отношении масштабов военных операций с тем, чтобы американский персонал, гражданское население Ирака, города, экономическая инфраструктура Ирака не стали жертвами происходящего, так как это не предусмотрено в резолюции Совета Безопасности». <…>».
«Стране нужны социальные работники» – страница 2
Подзаголовок – «Таково мнение генерального секретаря Международной федерации социальных работников Андрея Муравьева-Апостола»
«Мне, как русскому, стыдно, что Советский Союз до сих пор не стал членом нашей федерации только потому, что в стране вообще нет социальных работников, – говорит А. Муравьев-Апостол. – А ведь сегодня ни одно развитое государство не может обойтись без помощи этих специалистов, прошедших обучение в институтах и университетах, владеющих азами психологии и социологии, медицины и экономики. <…>
Сегодня создание социальной службы представляет особый интерес еще и в свете перехода к рыночной экономике. На фоне упорных разговоров о массовой безработице, повальных сокращениях, закрывающихся предприятиях и ненужных «конторах», реальная подготовка и переобучение высвобождающихся работников на новую специальность, к тому же остро необходимую, могли бы дать хороший шанс множеству людей. <…>».
«Демократический конгресс в Харькове» – страница 2
Подзаголовок – «Создана коалиция независимых партий и движений страны»
«На проходившей 26-27 января учредительной конференции провозглашено о создании политического блока «Демократический конгресс» (ДК) как «коалиции независимых партий и движений социал-демократической, либеральной, национально-демократической и общедемократической ориентации». Основными целями конгресса объявлены «консолидация усилий демократических сил для мирной ликвидации тоталитарного режима, создание суверенных демократических государств, демонтаж имперских, унитарных структур в цивилизованной форме». <…>
В принятом на конференции заявлении указаны основные задачи деятельности «Демократического конгресса»: согласование позиций, организация совместных политических акций и других видов взаимодействия в решении общих для демократического движения задач; противостояние политике диктата по отношению к республикам, организация ненасильственного сопротивления попыткам применения насилия, идеологического террора; формирование общественного мнения в защиту демократии, независимости и гражданского мира против разжигания межнациональной розни, провоцирования беспорядков, подталкивания общества к гражданской войне; активное содействие защите признанных мировым сообществом прав человека; создание единого информационного пространства, обеспечивающего широкий обмен мнениями, документами, сведениями, делающих их достоянием всех участников «Демократического конгресса» и общественности республики. <…>
Принято заявление «О Союзном договоре и референдуме» с призывом к парламентам союзных республик «проводить не всесоюзный, а республиканские референдумы». <…>
«В случае, если республиканские референдумы провести не удастся, – говорится в заявлении, – необходимо призвать граждан отказаться от формулировки, предложенной Верховным Советом СССР». <…>».
«Литва: подготовка к опросу населения» – страница 2
«Как известно, 9 февраля состоится всеобщий опрос населения республики. В понедельник в ходе пленарного заседания Верховного Совета Литвы избирательная комиссия с согласия депутатов приняла новую формулировку опроса, внесенную в бюллетень. Название такое: «Всеобщий опрос жителей о независимости Литвы». А сам вопрос будет звучать так: «Вы за то, чтобы Литовское государство было независимой демократической республикой?». Надо ответить: «Да» или «Нет». <…>
Социалистическая федерация трудящихся назвала опрос «новой политической ловушкой» и призвала Президента СССР объявить его незаконным. <…>».
«Раскола не произошло» – страница 2
«Республиканская партийная конференция продемонстрировала, что коммунисты Молдовы не намерены допустить раскола и хотят проявить себя как ведущая политическая сила. Делегаты из парторганизаций Приднестровья высказывали немало претензий к работе ЦК КП Молдовы и распространили свой альтернативный программный документ. Однако большинство из них проголосовало за предложенную ЦК резолюцию «О политической позиции ЦК КПМ», ставящую целью возрождение молдавской нации, урегулирование межнациональных отношений, недопущение попрания прав человека независимо от его национальности и убеждений. <…>».
«До всего должны дойти сами» – страница 3
Подзаголовок – «Беседа с президентом Узбекистана Исламом Каримовым»
«Прежде всего хочу сказать, что будущее страны – в Союзе равноправных республик или государств, если хотите, обладающих всей полнотой прав, часть из которых должна быть передана центру. Только мы сами должны дозреть до понимания того, что многие вопросы просто неразрешимы в рамках одной республики. Это, например, единая система коммуникаций, энергоснабжения.
Можно, конечно, провозглашать и создание собственных армий, но содержать их, а главное, оснащать современной военной техникой, оплачивать миллиардные военные заказы и разработки, думаю, не под силу сегодня абсолютному большинству республик. Я не говорю уже о военно-политической несуразности, да и опасности существования десяти или пятнадцати различных армий. Нет смысла и, полагаю, реальной возможности сегодня иметь свои посольства и представительства за рубежом в десятках стран.
Наряду с общими для всех есть и специфические региональные проблемы, которые не осилить поодиночке. <…>
Мое мнение таково: если бы в центре на деле хотели подписания договора с самого начала, он был бы уже подписан. Ведь руководство страны еще меньше года назад к идее подписания нового Союзного договора относилось отрицательно. <…>
Мое мнение: если мы действительно хотим перейти к рыночным отношениям, надо не только коренным образом реформировать Госплан – главный инструмент и оплот административной системы, но и ликвидировать большинство союзных отраслевых министерств, работа которых по сути дела дублируется в республиках. Поверьте, никакой катастрофы не произойдет. <…>
До сих пор мы так и не договорились, что будет представлять собой Союз и сколько будет у него «учредителей». Растет число тех, кто считает себя союзной республикой или хочет стать ею, и это стремление автономий активно поддерживается руководством Верховного Совета. <…>
Не по своей воле, правда, но мы были переведены из феодального строя, в обход капитализма, сразу в социализм, да еще развитой. И к нам постоянно возили делегации из стран третьего мира, чтобы на нашем примере показать, как здорово можно перепрыгивать целые исторические этапы. Но историю обмануть нельзя, нельзя просто взять и объявить новый уровень развития общества. Чтобы избавиться от консерватизма, надо пройти так называемую «мучительную» стадию капитализма, которая наряду со всеми своими недостатками преображает экономику и, что самое главное, – мышление. <…>
Так же, как согласен и с тем, что хорошо бы отпустить сразу все или большинство цен, которые потом, под давлением рыночной конкуренции, будут снижаться. <…>
В этом смысле я поддерживаю и реорганизацию структур управления на союзном уровне – она больше отвечает сложившейся ситуации. <…>
Мы сможем и будем, я надеюсь, жить в сильной федерации, но для того чтобы это объединение на обновленной основе произошло по возможности скоро и безболезненно, необходимо уважительное партнерское отношение друг к другу. Как по горизонтали, так и по вертикали. <…>».
«Что за утечкой информации» – страница 4
«Газета «Филадельфия инкуайрер» преподнесла сенсацию. Сославшись на анонимные источники в Пентагоне и в военной разведке, она сообщила в субботу, что «Советский Союз предоставил Соединенным Штатам огромное количество секретной информации о тех вооружениях в иракских арсеналах, которые поступили из СССР. Эта информация в значительной степени способствовала успехам союзнических войск» в войне в Персидском заливе. <…>
То, о чем сообщила «Филадельфия инкуайрер», в принципе не очень ново. Спекуляции на эту тему появлялись в американской печати еще в августе, вскоре после того, как Ирак вторгся в Кувейт. <…>
Сообщения были категорически опровергнуты. <…>
И вот теперь пошли по второму кругу.
Есть, видимо, смысл рассчитывать на то, что наше Министерство обороны или даже ГРУ выступят с каким-нибудь комментарием по поводу статьи. <…>».
«Что за приказом двух министров?» – страница 6
«Как уже сообщалось, с 1 февраля 1991 года вступает в силу совместный приказ министров внутренних дел и обороны СССР «Об организации совместного патрулирования сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флоте». <…>
– Совместное патрулирование – вынужденная мера, – говорит первый заместитель начальника Главного управления охраны общественного порядка МВД СССР полковник Э. Рязанов. – Грабежи, убийства – все это, к сожалению, имеет место в нашей жизни. <…>
Издание приказа и его суть Сергей Станкевич назвал беспрецедентными. Он подчеркнул: речь идет фактически о вводе элементов чрезвычайного положения в стране по решению всего лишь двух министров. <…>
Мы не увидели в приказе двух министров слов о том, что вооруженное патрулирование допускается по просьбе местных властей. Без этой оговорки упомянутый приказ никак не укладывается в правовые рамки.
Нет, я понимаю, у приказа есть надежное прикрытие – борьба с преступностью. И потом не своевольно же – «в соответствии с постановлением». И все-таки неубедительны эти прикрытия. Не соответствуют они тому духу примирения и согласия, который все мы так хотим почувствовать.<…>».