Ельцин Центр

Дайджесты и комментарии
  • 1991
  • 1992
  • 1993

     

    «Известия» / Учредитель: журналистский коллектив «Известий». – 1991. – 25 октября, пятница. – № 255 (23521). – 12 полос.

    «Парламент Украины: мы не будем ядерной державой» – страница 1
    «Украина подтвердила свое намерение придерживаться трех неядерных принципов: не принимать, не производить и не приобретать ядерного оружия. <…>
    В заявлении Верховного Совета говорится, что «наличие на территории Украины ядерного оружия бывшего Союза ССР является временным». Республика, говорится далее в документе, будет проводить политику, направленную на полное уничтожение ядерного оружия и компонентов его базирования. Она намерена это сделать в минимальные сроки, исходя из правовых, технических, финансовых, организационных и других возможностей. <…>».
     
    «Ждать некогда, договоримся по ходу реформы» – страница 1, 2
    Подзаголовок – «Возможно, такая концепция относительно Экономического соглашения будет выдвинута российским руководством»
    «В понедельник, 28 октября, на Съезде народных депутатов России выступит Президент РСФСР Борис Ельцин. Как ожидается, он не только назовет кандидата на пост главы российского правительства, но и выступит с программой речью. В ней будет изложена экономическая позиция России, ее концепция реформы. <…>
    Чего же можно ожидать от предстоящей речи лидера, который несколько дней назад имел мужество заявить о необходимости осуществить одну из самых болезненных и непопулярных мер – освободить цены. <…>
    Особенность ситуации еще в том, что крайних не остается, нет имперского центра, на борьбу с которым российские политики положили столько сил, но она могла служить и оправданием хаотичности и непоследовательности действий в области экономической реформы. <…>
    Один из наиболее существенных вопросов – отношение к экономическому соглашению. С одной стороны, он подписан Россией и ясно, что никто не хочет развязывания экономической войны, с другой – ряд заявлений Ельцина (о ценах, о деньгах) не вполне вписывается в рамки, предусмотренные договором. <…>
    Либерализация цен, согласована она или нет, требует определенных сопутствующих мер и последовательности действий. Нужна демонополизация, иначе освобожденные цены просто взовьются до небес. <…>
    Избежать инфляции не удастся ни при каких обстоятельствах, но сдержать ее всеми возможными способами будут пытаться. Возможных способов, кстати, не так много, поэтому нетрудно догадаться, что может по этому поводу предложить Ельцин в своем докладе. Прежде всего жесткая бюджетная политика, наведение порядка в банковской системе, прежде всего – прекращение кредитной экспансии, накачивающей экономику пустыми деньгами. Ликвидация, реорганизация или роспуск убыточных предприятий, особенно в сельском хозяйстве.<…>
    Следует ждать, судя по всему, кардинальных предложений по либерализации внешних экономических связей, отказа от тотального лицензирования, разрешение всем делать все, что не запрещено. При этом необходимо будет принять ряд мер по защите национальной валюты, предельно сократить внутреннее обращение твердой валюты, вести нелегкую и долгую борьбу с «долларизацией» экономики, что, вероятно, и будет предпринято.<…>».
     
    «Парламент страны ждет вестей из Киева» – страница 2
    «Обе палаты парламента постановили отложить выборы своих председателей в надежде, что такой шаг может оказать впечатление на Украину и склонить республику к участию в работе высшего представительного органа реформируемого государственного образования – СССР. Логика подобной акции с трудом поддается осмыслению. Если союзный парламент считает, что без Украины он будет недееспособен, то зачем было вообще начинать сессию? <…>».
     
    «Чем наполнить суверенитет» – страница 2
    Подзаголовок – «Верховный Совет TCCPпринял постановление «Об акте о государственной независимости Татарстана»
    «В этом документе подтверждена неизменная приверженность провозглашенной в прошлом году Декларации о суверенитете. Её основные принципы, принятые единогласно, не подлежат никакой ревизии. А их реализация, практическое наполнение суверенитета являются обязанностью всех органов государственной власти и управления.<…>
    Выработка единой линии в татарском парламенте была нелегкой. Но депутаты смогли преодолеть кризис и прийти к согласию. Кабинету министров поручено в месячный срок представить анализ-прогноз политико-правового и социального экономического положения в результате принятия акта о государственной независимости. На основе этих материалов Верховный Совет должен подготовить и провести всенародное голосование (референдум) по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан».
     
    «Стол переговоров» переехал в Иджеван» – страница 2
    Подзаголовок – «Парламент Армении утвердил состав и полномочия делегации, которая проводит 25 октября второй тур переговоров с азербайджанской стороной»
    «Руководителем делегации, в которую входят восемь человек, назначен первый заместитель Председателя Верховного Совета Армении Бабкен Араркцян. Для обеспечения продуктивной работы делегации образована группа экспертов и консультантов по различным аспектам предмета переговоров.
    Обращает на себя внимание серьезная подготовка делегации к этой встрече. Как отметил Бабкен Араркцян: наша главная цель состоит в прекращении огня и кровопролития, обеспечении безопасности армянского населения НКАО.
    Все настойчивее ставится вопрос о целесообразности присутствия в зоне конфликта постоянных наблюдателей от ООН и других международных организаций. <…>».
     
    «Реформировать социализм невозможно. Нужна трансформация системы» – страница 2
    «Haпоследнем заседании Госсовета страны была достигнута договоренность: его участники в десятидневный срок сообщат замечания по представленному им проекту Союзного договора. Напомним, что этот срок истек точно в день открытия сессии Верховного Совета СССР. Но до их пор ничего не было известно о процессе согласования этого документа.<…>
    Поэтому более интересными представляются предлагаемые авторами пути трансформации социалистической системы в рыночную. Они предлагают признать следующие политико-экономические реальности:
    – Распад Союза как тоталитарной имперской системы.
    – Стихийное формирование «бюрократического рынка»: перераспределение прав собственности, децентрализация, спонтанная приватизация номенклатурного типа.
    – Поражение КПСС как монопольной политической власти.
    – На пороге гиперинфляция: рост нестабильности и социальной напряженности.
    – Общая потеря управляемости политическими и экономическими процессами.
    Далее авторы рассматривают два возможных варианта развития событий. Один из них назван неуправляемым процессом из-за некомпетентных и ошибочных решений политиков. Он предсказывает несбалансированность, распад системы жизнеобеспечения. <…>
    Второй вариант более оптимистичен. Он означает формирование переходного периода как этапа совместных усилий на пути выхода из кризиса.<…>
    Понятно, что обеспечение экономического сотрудничества потребует правовой унификации законодательства. А обеспечение прав человека потребует создания надреспубликанских институтов контроля, политических и судебных санкций. Предлагается сформировать единую систему права на основании Декларации прав и свобод человека. <…>
    После этого формирование рынков капитала, труда, товаров и услуг должно пройти пять основных этапов: организацию органов управления, подготовку программы действий, формирование законодательства, наделение граждан собственностью, конвертация рубля. <…>».
     
    «Гуманитарная помощь: сами просили, а брать не хотим!» – страница 2
    «Помнится, еще недавно И. Силаев, а потом Ю. Лужков договаривались в Брюсселе о выделении средств Европейским сообществом на эти цели. Помочь пережить трудную зиму просили и другие наши политики приезжавшие на Запад. В нашем распоряжении список на 310 страницах с адресами конечных потребителей в городах России, Украины и Беларуси – больниц, домов инвалидов или престарелых, сиротских приютов и многодетных семей. <…>
    Объем гуманитарной помощи, координируемой Красным Крестом, составляет сейчас около 20 тысяч тонн дефицитных продуктов первой необходимости. Примерно столько же у другой организации Германии – «Лазарус-верк». Но все это, не считая мелких партий, лежит без движения. <…>
    Советская сторона на своей территории берет на себя расходы (естественно, в рублях), связанные с транспортировкой, складированием и распределением грузов.
    Тут все и началось. Во-первых, хозяина не сыскать: союзные и республиканские чиновники не могут договориться, кому платить. Во-вторых, и денег-то нет. <…>
    Дальше вербальных заявлений нигде не пошло: ни центральные, ни республиканские власти пока не предложили конкретного способа решения проблемы.
    Лишь один А. Собчак, побывав в ФРГ и узнав о положении дел, распорядился за счет муниципалитета вывезти из Санкт-Петербургского порта часть находящихся там грузов гуманитарной помощи, предназначенной для нуждающихся в городе на Неве. Остальным городам – Москве, Калуге, Брянску и другим – придется подождать. <…>
    Итак, кто или что задерживает доставку детям. Больным и престарелым продовольственной помощи из-за рубежа? Прежде всего союзные и республиканские чиновники, увлекающиеся политическим соперничеством в ущерб своим прямым обязанностям. <…>».
     
    «Вывод войск из Литвы: все за переговоры, но переговоров нет» – страница 3
    «Вывод войск с территории Литовской республики остается наиболее актуальной проблемой в советско-литовских отношениях. Почти каждый вопрос, обсуждаемый в рамках предварительных двусторонних контактов, тотчас же упирается в это. Причем позиция Литвы по сравнению с другими балтийскими государствами отличается большим радикализмом и бескомпромиссностью. В документах Балтийского совета, проходившего более двух недель назад в Вильнюсе, предлагалось вывести войска из столиц до 1 ноября этого года, а весь контингент Вооруженных Сил СССР – до конца года. Реакция Министерства обороны СССР на такие требования негативная. <…>
    Говорит первый заместитель министра обороны СССР генерал-полковник П. Грачев:
    – У нас уже состоялись консультационные встречи с представителями бывших союзных республик, ответственными за оборонные вопросы, – сказал он. – Я считаю: такая постановка вопроса – незамедлительный вывод войск с территории республик – является некорректной. И сроки вывода – нереальными. На мой взгляд, все проблемы нужно решать в цивилизованных рамках. <…>
    Наиболее оптимальные сроки начала вывода войск из Литвы – конец 1994 года. <…>
    Говоря о компенсации или возмещении потерь от вывода войск, что вы имеете в виду?
    – Прежде всего социальные вопросы. Мы не можем вывести войска и расположить их на территории России в палаточных городках. Нам представляется, что Литва должна оказать материальную и финансовую помощь: выплатить соответствующие суммы в валюте или же построить в России военные городки. Как-никак в Литве мы оставляем отлично развитую инфраструктуру: жилые дома, казармы, учебные центры, аэродромы, полигоны. Словом, за вычетом того ущерба, который нанесла деятельность военных. <…>
    Допустим, обе столицы придут к соглашению и в ходе переговоров будут установлены конкретные сроки. Можете ли вы гарантировать, что армия не будет вмешиваться во внутренние дела Литвы?
    – Чтобы существовали твердые гарантии, необходимо в ближайшее время заключить соглашение о статусе временного пребывания советских войск в Прибалтике, где среди прочего можно оговорить невмешательство во внутренние дела независимых балтийских государств, подчеркнуть безусловное уважение и подчинение их законам. <…>
    Говорит вице-премьер Литовской республики З. Вайшвила:
    – У нас уже давно подготовлен обширный пакет предложений по урегулированию этой проблемы, – сказал вице-премьер. – После того, как СССР признал независимость балтийских государств, наши представители тотчас же выехали в Москву. Мы договорились с Е. Шапошниковым о первых шагах, чисто символических, – вывести 1–2 батальона десантников. Это дало бы хорошую основу для взаимных контактов, помогло бы наладить доверие. Увы, даже этот маленький шажок не был сделан. <…>
    Военных можно понять. Все-таки решается их судьба, и никому не хочется ехать невесть куда на пустое место. А если учесть, что Литва требует вывести войска до конца нынешнего года, то вопрос социальных гарантий становится неразрешимым.
    – Да, беспокойство офицеров и прапорщиков понятно. Нам не хотелось бы искусственно выдвигать конкретные сроки. Мы лишь определили, если быть точным, свое желание, говоря о датах вывода войск. А для более полного разговора требуется знать позиции сторон. Почему-то, когда речь заходит о социальных гарантиях, их бремя переносят именно на нас, будто мы в чем-то задолжали Советскому Союзу и чуть ли не агрессоры, «обидевшие» СССР в 1940 году. <…>
    Что касается строительства жилья в местах, куда будут передислоцированы воинские части, то мы можем выделить своих строителей. Но платить за них было бы не совсем логично.
    Но войска оставляют в Литве жилые городки, оснащенные объекты, часть недвижимого имущества...
    – Если исходить из международного права, то страна, оккупировавшая другое государство, должна безвозмездно оставить все, что построила на захваченной земле. Но наше правительство не заостряет этот вопрос, понимая, что многое в республике строилось на централизованные средства, хотя Литва тоже вносила в оборонный союзный бюджет свою долю. <…>».
     
    «Ярославский фермер выходит на мировой рынок, освоив для начала местный базар» – страница 3
    «33-летний ярославский фермер Валентин Новиков, полгода назад без печали распрощавшийся со своим колхозом и увлекший за собой еще двенадцать крестьян (см. «Известия» №105), совершает сегодня новый рывок – к мировому рынку. <…>
    Несколько раз ездил Новиков в Москву, добиваясь этого права, и не отступил до тех пор, пока ему не открыли валютный счет. Доказать правомерность своих намерений ему было совсем не просто. Рваться с продуктами за рубеж в то время, как в своей стране с продуктами «напряженка», – вроде бы не очень благородная задача. Однако у Новикова своя логика. Именно таким он видит кратчайший путь для начинающего с нуля отечественного фермерства к тому, чтобы стать надежным кормильцем своего народа. <…>
    Куда идет сегодня колхоз – это понятно («Лен не вытереблен, зябь не вспахана, зерновые недосжаты – стыдоба»). У троих фермеров (Новикова, Хрусталева и Ассонова) сена и силоса в расчете на их 50 голов крупного рогатого скота, которых они оставят на зиму, припасено почти на три года («Хотя у нас болотина и техника дохлая»). А в колхозе – всего на ползимы... В прошлом году урожай колхозный ушел под снег. А нынче колхоз и вообще не посадил ни сотки картошки. <…>
    Тем временем, пока заметно пошатнувшиеся колхоз подумывает о том, как лучше взять в осаду вольных фермеров, к Новикову идут его односельчане, которые сегодня еще называются колхозниками. Идут с одним, жгучим для них вопросом: как побыстрее да с наименьшими потерями вырваться из цепких объятий колхозного строя и стать независимым крестьянином? <…>».
     
    «Утопленники всплывают со скандалом» – страница 6
    «В армии и на флоте сегодня скопилось огромное количество отслуживших срок пороха и боеприпасов. В одном только Главном ракетно-артиллерийском управлении на хранении находится свыше 40 тысяч тонн этого имущества. Снаряды со взрывчаткой, ракеты и торпеды с боевыми головками, выслужившие установленные сроки, есть на хранении ВВС, ВМФ, сухопутных войск... <…>
    Складов не хватает. И боеприпасы зачастую хранятся на открытых площадках. Почти ежегодно они горят, взрываются... Чтобы избавиться от ненужного пороха, его... жгут. Например, ВМФ для этих целей раз в год выделяется несколько вагонов. Эти вагоны следуют на Урал. Прогон только одного вагона обходится в 2 тысячи рублей. А что происходит дальше? Картина примерно такая. Порох ссыпают в каком-нибудь ущелье. Солдаты зажигают паклю, бросают ее в порох и... убегают подальше. <…>».
     
    «Приватизация, очень похожая на грабеж» – страница 7
    «<…> Сегодня у всех в мыслях и на языке приватизация жилья. Власть признала, что у нас слишком долго грабили человека и что пришла пора компенсировать награбленное. Например, отдать людям жилье, в сущности, ими уже оплаченное. И москвичи голосовали за новые власти не в последнюю очередь ввиду этого обещания. <…>
    Нет, не такую приватизацию ждали люди. Когда приобретают в собственность завод, то ясно: ради получения прибыли. А жилье в большинстве случаев приобретают, чтобы в нем жить. В числе приобретающих немало и таких, кто свою жизнь уже прожил. <…>
    О приватизации жилья говорили и писали уже давно. Она виделась как акт социальной справедливости. На деле же все очень похоже на продолжение все той же павловской политики выкачивания средств у населения: у людей, мол, денег куры не клюют...
    Недодумали. Не учли, что жилье – материя самая, пожалуй, деликатная. <…>».
     
    «Цивилизованный способ борьбы с советским монополизмом» – страница 7
    «Предлагаемые сегодня парламентом России реформы, как и прежде, носят, скорее, косметический, чем принципиальный, характер. Что толку с того, что мы изберем всенародно руководителей местной администрации, в частности, мэров в городах, если сохраним монополизм областных структур и государственных министерств? <…>
    Союз российских городов выступает категорическим противником немедленного проведения выборов глав местной администрации. Мы не требуем многого, но провозглашенные демократические принципы самоуправления городов и районов должны быть подтверждены законодательными и нормативными актами. <…>
    Сейчас в верхних эшелонах российских властей утверждается идея наряду со всенародными выборами глав администраций городов и районов провести и перевыборы Советов. Цель – уменьшить по образцу западных демократий численный состав представительной власти на порядок. Единственный ли это путь? <…>
    Вряд ли сегодняшние депутаты в случае новых выборов вступят в борьбу за мандаты – слишком неблагодарной оказалась их сегодняшняя участь. <…>».
     

    «Российская газета» / Издание Верховного Совета РСФСР. – 1991. – 25 октября, пятница – № 222 (268). – 4 полосы.

    «Комиссия по культуре нам не нужна» – страница 1
    «Слова, вынесенные в заголовок, были произнесены на вчерашнем утреннем заседании Совета Союза Верховного Совета СССР. Сказал их, не без горького сарказма, председательствующий Борис Васильев. <…>
    Представляете, высший законодательный орган страны, как подчеркнул вчера в своем выступлении Т. Гдлян, не желает иметь комиссию по законодательству? Правда, вчера депутаты исправили собственную оплошность. Совет Союза утвердил формирование 12 комиссий, но дальше этого не пошел. Вообще атмосфера в зале заседаний Верховного Совета СССР отличается безысходностью. Очевидно, потому, что мало кто верит в эффективность работы парламента в новом составе.
    И Совет Союза, и Совет Республик в напряженном ожидании вестей с Украины – примет ли она участие в деятельности парламента? <…>».
     
    «Цены отпускать надо, но не «просто так» – страница 1
    «Вопрос либерализации цен назрел, но их нельзя просто так «отпускать». При пустых полках магазинов это не принесет никому блага, и в первую очередь пострадают люди», – заявил председатель Межгосударственного экономического комитета Иван Силаев. В то же время, считает председатель МЭК, до ратификации экономического договора суверенными республиками должен быть подписан ряд принципиальных соглашений, которые «наполнят его конкретным содержанием, в том числе и по ценовой реформе». Иван Силаев сообщил, что в середине ноября намечено представить Госсовету страны план действий по либерализации цен».
     
    «Нет запчастей и топлива тоже» – страница 1
    «На грани полной остановки пассажирский транспорт в столице Таджикистана. Из-за нехватки запасных частей, бензина на городские магистрали ежедневно выходит лишь половина машин общественного автопарка. Чтобы спасти город в этой ситуации, горисполком принял решение всю валюту, имеющуюся на своем расчетном счету, использовать на закупку запасных частей к «Икарусам». <…>Что касается топливной проблемы, то надежд на улучшение положения мало: недопоставки бензина из Казахстана и Узбекистана растут».
     
    «Хлеб уничтожим, но не сдадимся» – страницы 1, 2
    «Вчера и накануне в приемной Ельцина сидела группа фермеров и председателей фермерских ассоциаций, имеющих к Президенту серьезный разговор. Помимо личных и глубоко интимных для всякого фермера фактов саботажа аграрной реформы на малой родине каждого, этих единоличников, как ни странно, волнует еще и вопрос срыва хлебозаготовок. <…>
    На 30 сентября 1991 года хлебосдатчики, сдавшие зерно за СКВ сверх продналога, не получили ни единого инвалютного рубля, в то время как сдано 445 тысяч тонн на сумму 70 миллионов этих самых инвалютных рублей. <…>
    Первые фермеры поставлены в тяжелейшие условия, любые ростки самостоятельности пресекаются. Фермерам дают возможность что-то делать только под жесткой опекой агропромовского руководства. Все происходит на фоне того, что объем закупок на 30 сентября 1991 года по продналогу составил 46 процентов выполнения. <…>
    Чиновники Минсельпрода и агропромов на местах собираются контролировать уже и коммерческие структуры. Прошла организация ряда товарных зерновых бирж под прямой опекой Министерства сельского хозяйства и продовольствия. <…>
    Таким образом, создается монополия на производство сельхозпродукции, причем монополия группы лиц, за которыми стоят политические силы, чьи интересы противоположны курсу Президента РСФСР. <…>
    Опять искусственно (?) создается ситуация, когда единственным способом выбивания хлеба – теперь уже не из единоличника, а из колхозов и совхозов, обязанных государству самим фактом своего существования, – является продотряд с преданным демократом во главе. Ельцин предложил отпустить цены. Таким образом, вырастут и цены на зерно, но удастся ли удовлетворить поистине раблезианские аппетиты совхозников? Абсолютно их удовлетворить невозможно, потому что стоит совершенно неэкономическая, а политическая цель – свалить Ельцина с его проклятыми аграрными реформами. <…>».
     
    «Размышления у парадного подъезда» – страница 1
    «Третий день возле Белого дома России стоят пикеты, организованные Федерацией независимых профсоюзов России. От правительства демонстранты требуют обнародования четкой экономической программы не на период до двухтысячного года, не на пятилетку, а на самое ближайшее время. И самое главное требование: «Рыночным ценам – рыночную зарплату». <…>
    Сам Клочков [председатель Федерации независимых профсоюзов России] старается не терять оптимизма: – Парламент повторным голосованием принял Закон об индексации. Если остальные наши требования не будут удовлетворены, 13 ноября мы призовем все предприятия, не имеющие непрерывных производств и не связанные с жизнеобеспечением, на час остановить работу. <…>».
     
    «Либерализация цен плюс индексация» – страница 1
    «Закон об индексации доходов россияне терпеливо ждали с самого «Павлова дня». Известие о том, что он отвергнут республиканским парламентом, совпало с заявлением Ельцина о грядущем «отпускании» цен и поразило, как гром, большинство граждан. При этом многие не знают, что отвергнут не только «щедрый» вариант Федерации независимых профсоюзов (индексация на всю величину роста цен пяти минимальных оплат труда – 975 рублей), но и куда более скромный проект, подготовленный Комиссией Совета Республики по социальной политике ВС РСФСР. И все же закон вчера принят. Подоплеку борьбы комментирует председатель подкомиссии по индексации уровня жизни населения Александр Уткин:
    – Мы предлагали индексировать полторы минимальных зарплаты (около трехсот рублей) полностью, а следующие триста рублей – наполовину. Все, что свыше шестисот, индексировать пока нереально. Из госбюджета предполагалось взять средства только для людей, работающих в нерыночном секторе экономики: для учителей, врачей, для предприятий, не имеющих права продавать продукцию дороже определенных фиксированных цен, – фабрик детской одежды, оборонщиков и т. п. Все остальные должны были изыскивать средства сами и оговаривать это с работниками при найме. Мне кажется, это была бы та золотая середина, которая позволяла помочь людям и не слишком разорить бюджет. <…>
    Печально здесь даже не то, что нам предлагали затягивать потуже пояса. Гораздо хуже, что команда Ельцина чуть было не расписалась в невозможности сдержать инфляцию другими мерами – развитием производства, товарным наполнением рубля. Просматривалась очередная попытка стабилизировать положение за счет народа. <…>».
     
    «Российские деньги могут появиться внезапно» – страница 1
    «Появление российских денег неизбежно и может произойти в любой момент, заявил корреспонденту ТАСС начальник управления деловой информации Центрального банка России Михаил Беляев.
    По его словам, работа над их созданием проходит в секретной обстановке группой в 12–15 человек, за компетентность которых он «поручиться не решился бы». <…>
    Введение российских денег может стать ответной мерой РСФСР в случае, если аналогичные шаги сделают бывшие союзные республики – члены нового экономического соглашения восьми. Однако Беляев не исключает возможности, что Россия предпримет эту акцию первой. <…>
    Единственное, что можно сказать определенно, – это то, что конвертируемым новый рубль в ближайшее время не будет. <…>
    Рост инфляции идет бешеными темпами, примерно 10 процентов в месяц. Экономика стремительно приближается к гиперинфляции. «Как бы не пришлось производить нулификацию денег по подобию двадцатых годов, когда все купюры были аннулированы и восстановлен русский червонец, обмениваемый на «золото». <…>».
     
    «Без штанов и с протянутой шляпой» – страница 2
    «Кризис назрел уже в конце прошлого года из-за необеспеченности сырьем – простои были на каждом третьем предприятии, стали уходить в кооператоры квалифицированные кадры. Отрасль не парализовало только потому, что помог Б. Ельцин, к которому профсоюзы и хозяйственники обратились с просьбой помочь валютой. Помог. А вскоре Узбекистан наложил эмбарго на поставки хлопка – снова к Борису Николаевичу. Опять помог. <…>
    Анализ специалистов показывает, что и в будущем году нет места для радужных надежд. Дефицит сырья по хлопку, синтетическим волокнам и нитям возрастет более чем вдвое, по шерсти – почти в 10 раз, кожсырью – в три раза. А это значит, остановятся заводы и фабрики. Начнется безработица. <…>
    Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» только продекларировал право трудовых коллективов на выкуп своего предприятия. Фактически реализовать его невозможно… <…>
    Профсоюз настаивает на том, чтобы процесс приватизации предприятий отрасли не отдавали на откуп местным органам власти, чтобы он проходил последовательно, в рамках государственной программы. Учитывая высокую технологическую сопряженность предприятий и целых подотраслей, нельзя допустить необоснованной ломки сложившихся связей и перепрофилирования производств в ходе приватизации. Вот почему нужно учитывать мнение самих предприятий, а также специалистов концернов и ассоциаций. <…>
    Доходы же, полученные от приватизации в нашей отрасли, лучше всего использовать на развитие и техническое переоснащение предприятий. Эти и другие предложения еще в августе были направлены Президенту РСФСР, в правительство России, но Госкомимущество РСФСР до сих пор не приступило к их рассмотрению. Оно даже не отвечает на многочисленные обращения трудовых коллективов. <…>».
     
    «Постановление Верховного Совета РСФСР «Об упорядочении создания и деятельности ассоциаций, концернов, корпораций и других объединений предприятий на территории РСФСР» – страница 2
    «<…> Верховный Совет РСФСР постановляет:
    1. Запретить органам государственной власти и управления РСФСР делегировать любым, в том числе региональным, межотраслевым и межреспубликанским союзам, ассоциациям концернам, корпорациям, холдингам и другим объединениям предприятий полномочия по управлению государственным имуществом и финансировать их деятельность.
    2. Запретить всем созданным на территории РСФСР концернам, ассоциациям, корпорациям и всем другим объединениям предприятий осуществлять властные функции по отношению к входящим в эти объединения предприятиям, в том числе распоряжаться их имуществом, выступать арендодателем государственных предприятий, учреждать, реорганизовывать и ликвидировать государственные предприятия, назначать и увольнять руководителей государственных предприятий, давать другие обязательные для исполнения указания. <…>
    <…>»
     
    «Кому нужна рать василькового цвета» – страница 3
    «Реформа органов государственной безопасности идет медленно, сложно, противоречиво. Этому есть как субъективные, так и объективные причины. В ближайшее время вряд ли будет «устранена» главная объективная причина: прежнего Союза нет, а конфигурация нового неопределенна. КГБ СССР продолжает существование, однако формирование российских структур идет непозволительно медленно, дело, по-видимому, в «диалектических противоречиях» между двумя ведомствами. КГБ СССР занимаются сейчас (с разными задачами) пять комиссий, в том числе и «головная», созданная указом Президента СССР, – Государственная комиссия для расследования деятельности органов госбезопасности. Традиции Лубянского ведомства таковы, что об их работе и выводах, пусть даже предварительных, сотрудники нижнего и среднего звена знают отрывочно: из газет или понаслышке. <…>
    Субъективных причин, к сожалению, гораздо больше. Некоторые назначения на руководящие посты вызывают удивление не только у комитетчиков. С сотрудниками (особенно часто это происходит на местах), которые с первого дня путча активно противостояли приказам ГКЧП, сводят счеты, создают условия для «добровольного увольнения». Результат – из органов госбезопасности уходит небывалое прежде количество сотрудников, распыляется ценнейший интеллектуальный потенциал, восстанавливать который России придется долгие годы. Практически деморализован центральный аппарат, огромен поток сотрудников ГВ из суверенных республик, по существу это те же беженцы. Непонятно, почему решение о ликвидации КГБ СССР Госсовет принимал без учета рекомендаций и выводов Госкомиссии по расследованию деятельности КГБ, в задачи которой, согласно указу, входило «представление предложений по реорганизации структуры органов государственной безопасности. <…>».