Ельцин Центр

Дайджесты и комментарии
  • 1991
  • 1992
  • 1993

     

    «Известия» / Учредитель: журналистский коллектив «Известий» – 1992. – 15 октября, четверг. – № 228 (23802). – 8 полос.

    «Тайна гибели «корейского Боинга» страница 1
    Подзаголовок – «Отныне не гнетет совесть России»
    «Спустя почти десять лет после ночной атаки советского самолета-перехватчика СУ-15 в небе над Сахалином, приведшей и гибели южнокорейского самолета «Боинг»-747 с 269 пассажирами на борту, пелена тайны вокруг той страшной трагедии поднимается.
    14 октября в Кремле президент РФ Б. Ельцин передал делегации Республики Корея во главе с Чан Сан Хеном, а также представителям действующей в США ассоциации родственников жертв катастрофы рейса «КАЛ-007» расшифровки «черного ящика» сбитого самолета и другие материалы, касающиеся обстоятельств той страшной трагедии.
    В пакетах, которые передал президент России,12 документов: расшифровка «черного ящика»; радиообмена экипажа южнокорейского самолета с другими самолетами, находящимися в воздухе, и со службами управления воздушным движением; содержание магнитной записи бортового речевого регистратора; доклады Андронову; справка пo анализу аварийного самописца; заключения экспертных групп бывшего КГБ, Министерства обороны и Минавиапрома; фотографии блоков 1 и 2 «черного ящика», потерпевшего катастрофу самолета, а также карта о его маршруте.
    Передавая эти документы, Б. Ельцин выразил сочувствие семьям погибших пассажиров южнокорейского самолета и предложил воздвигнуть на берегу океана обелиск в их память. <…>».
     
    «Катынь – злодеяние высшего руководства партии большевиков» страницы 1–5
    «В среду специальный посланник президента России председатель Комитета по делам архивов при правительстве РФ Рудольф Германович Пихоя вручил в Варшаве президенту Польши Леху Валенсе документы из архива ЦК КПСС. А в это же самое время в Кремле В.В. Костиков, пресс-секретарь Бориса Николаевича Ельцина, раскрыл перед советскими и иностранными журналистами содержание этих документов.
    – Документы, которые лежат передо мной, – сказал Вячеслав Васильевич, – в ближайшее время будут переданы в Конституционный суд России.
    Это всего-навсего две папки. Но на каждой надпись «особая папка». А на каждом документе гриф «совершенно секретно». <…>
    …В тонкой папке, лежащей перед пресс-секретарем, один главный документ. Это выписка из протокола № 13 от 5 марта 1940 года заседания политбюро ЦК ВКП (б) с росчерками Сталина, Молотова, Ворошилова, Кагановича… Запрещалось (кроме тех, для кого он предназначался) передавать его или знакомить с ним кого бы то ни было, тем более копировать. Рассматривался вопрос об НКВД. За этим внешне безобидным обозначением таилось начало трагедии: НКВД предлагал дела находившихся в лагерях 14.700 бывших офицеров Войска Польского и других служивых: людей, а также нескольких тысяч заключенных в советских тюрьмах польских «бывших» рассмотреть в особом порядке и применить к ним высшую меру наказания – расстрел. Без следствия, без вызова в суд и без предъявления им обвинения.
    Из предъявленных документов явствует, что руководители КПСС – от Сталина до Горбачева – давно знали о том, кто виновники расстрела 21.857 поляков в Катыни и других местах. С «особой папкой» был знаком Ю.В. Андропов, она не минула К.У. Черненко и М.С. Горбачева. В марте 1959 года рукописную записку Шелепина получил Н.С. Хрущев. Шелепин писал о том, что с момента расстрела поляков никаких справок никому не выдавалось, а все дела хранятся в специальном архиве. Автор указывал на нежелательность «расконспирации» проведенной акции и предлагал уничтожить все архивные документы. Аргументировал это еще и тем, что выводы комиссии Бурденко прочно внедрены в общественное сознание.
    Вторая папка хранит свидетельства безграничного цинизма и ханжества. Это тоже выписки из заседаний политбюро (но уже ЦК КПСС), на которых рассматривались последствия «катынского дела», его влияния на мировое общественное мнение. Последняя выписка относится к марту 1989 года.
    Тоже пытаются выработать линию по «катынскому делу», ищут варианты. Фалин и Крючков обращаются по этому поводу к Горбачеву. Тот дает указание прокуратуре, КГБ искать архивные документы, устанавливающие истину. А истина хранилась, правда, за семью печатями, в ЦК КПСС И допущены к ней были лишь посвященные.
    И только август 91-го поставил все на свои места, в том числе распахнул двери архива ЦК КПСС…».
     
    «Б. Ельцин и Совет глав республик предлагают отнести съезд на март-апрель» страница 2
    «15 октября в Москве в Президент-отеле началась рабочая встреча Б. Ельцина с высшими руководителями республик, входящих в Российскую Федерацию. В повестке дня два вопроса: о координации и взаимодействии высших органов власти и управления РФ в ходе экономической реформы; о проблемах разграничения полномочий между федеральными органами власти и органами власти на местах.
    Открывая встречу, Б. Ельцин заявил, что назрела необходимость создания нового органа управления – Совета глав республик. Однозначного пояснения о статусе и функциях этого органа президент не дал. Он лишь сказал, что такой орган мог бы функционировать при Президенте или при Совете безопасности. Сама жизнь нас подвела к такому решению, сказал Б. Ельцин, поскольку нам необходимо совместно решать многие вопросы – экономического, социального характера, проблемы межнациональных отношений, вплоть до территориальных. Все мы одного мнения – Россия должна быть единой, подчеркнул президент.
    Знаю, что у кое-кого есть и иное мнение, но таких единица или единицы.
    Участники совещания приняли обращение к Верховному Совету России с просьбой рассмотреть вопрос о переносе съезда народных депутатов с 1 декабря на март–апрель 1993 года – с тем, чтобы можно было принять на нем новую Конституцию России. Совет глав республик принял также политическое заявление, в котором выражается полная и безоговорочная поддержка законно избранных органов власти России».
     
    «Приватизация без ваучера. Теперь это невозможно» страница 2
    «Два новых Указа, подписанных президентом России, существенно увеличивают практическое наполнение приватизационных чеков. Примерно вдвое возрастает объем государственного имущества, которое можно купить на приватизационные чеки за счет расширения зоны их действия на приватизацию муниципальной собственности, жилья, земли для предпринимательской деятельности. Кроме того, разрешается добровольное акционирование всем предприятиям, балансовая стоимость основных фондов которых составляет в старых ценах более 1 миллиона рублей.
    В Указе президента определено, что значительная доля имущества будет продаваться только за чеки, на специальных чековых аукционах. Для госпредприятий федеральной собственности, а также областной, краевой, автономных образований. Москвы и Санкт-Петербурга эта доля определена в 80 процентов всех акций приватизируемого предприятия – обыкновенных и привилегированных. При акционировании предприятий, находящихся в собственности республик, входящих в состав Российской Федерации, на чеки должно обязательно продаваться 35 процентов всех акций, но этот объем по решению Верховного Совета республики может быть расширен до 80 процентов. При приватизации предприятий муниципальной собственности не менее 45 процентов акций должно быть продано на ваучерном аукционе (по решению горсоветов эта доля может быть расширена до 90 процентов).
    Комментируя эти решения, которые были поддержаны российским парламентом, заместитель председателя Госкомимущества Д. Васильев сказал, что они помогут поднять престиж и рыночную стоимость приватизационных чеков. По его словам, российское правительство заинтересовано, прежде всего, в создании как можно более широкого класса собственников, поэтому оно так заботится о наполняемости чеков, которые для большинства граждан республики являются единственной финансовой возможностью участия в приватизации. До сих пор в России не было никакого ажиотажа при выдаче приватизационных чеков их владельцам.
    Не получены пока даже те 30 миллионов ваучеров, которые были направлены в пункты выдачи до 1 октября. <…>».
     
    «Оппозиция оглашает план «тихого» устранения президента России» страница 2
    «Вечером 14 октября телезрители российского канала имели возможность узнать массу интересного из программы «Оппозиция» благодаря работе, которую Владимир Панков провел с депутатами Геннадием Беновым (фракция «Отечество») и Михаилом Челноковым («Гражданское общество»). Узнали не только об образе мыслей некоторых представителей оппозиции, но и о плане действий.
    Правда, образ мыслей политиков такого сорта – не такая уж новость, но всегда приятно, когда говорят прямо, без экивоков, о том, что другие ораторы обкладывают ватой. Вот генерал Бенов критикует политику России в отношении конфликта между властями Грузии и Абхазии… Хотелось узнать, отделается ли депутат дежурным замечанием в адрес российского МИД или скажет, наконец, о том, что разработкой столь сложной, беспрецедентной политической стратегии должны заняться и руководители правительства, и Совет безопасности, и парламентские комитеты. Ни то, ни другое: <…>
    Но трудно было поверить в возможность таких пробелов в его общеобразовательной и профессиональной подготовке. Остается предположить одно: для Г. Бенова нет различий между внутренней политикой России и ее политикой в отношении других республик бывшего СССР. Он готов распоряжаться в Грузии, словно в России.
    <…> …Челноков, который правительственную приватизацию считает обманом, изложил, наконец, свой план (в парламенте, говорит, у него все времени не хватает изложить конструктивную программу). Создать по всей России сто холдингов из крупных предприятий и раздать каждому гражданину по сто акций, сделав его совладельцем всех холдингов. Не от одного, так от другого дивиденды будут капать - все поровну, все справедливо.
    Но самым интересным было другое: М. Челноков рассказал, как он и его единомышленники намерены распорядиться возможностями, которые предоставит декабрьский съезд народных депутатов России. Первое – отстранить от власти президента России путем импичмента. Избирали его всем народом, а отстранить собираются Челноков со товарищи. При этом устранить не данного президента, а – само президентство.
    – Что же тогда – первым лицом становится Хасбулатов?– спросил ведущий. В ответ было только сказано, что Хасбулатов слишком либерален с этим никудышным правительством. Вопрос о кандидатуре первого лица, чтобы не было президента, и в его отстранении, полагает Челноков, «нет никакой трагедии».
    И тут же привел достойный пример того места, где отстранили и – ««никакой трагедии»: Таджикистан. Правда, тут же поправился: «только законно» чтобы все было сделано. А насчет «никакой трагедии» поправляться счел излишним.
    <…>».
     
    «Американские сенаторы предлагают МВФ смягчить» страница 5
    Подзаголовок  «Условия предоставления кредитов России»
    «В дискуссию на тему «Приложимы ли рекомендации Международного валютного фонда (МВФ), подобно пластырю, к чему угодно», втянулась группа авторитетных американских сенаторов. В письме, адресованном директору-распорядителю МВФ Мишелю Камдессю, 16 республиканцев и 16 демократов предложили не наседать на российскую экономику всей тяжестью жестких предварительных условий, которыми оговаривается предоставление финансовой помощи.
    МВФ поднял планку своих требований к России на завидную высоту: до конца года надлежит сократить дефицит госбюджета до уровня в 5 процентов от валового внутреннего продукта, а заодно укротить темпы инфляции до не более чем 10 процентов в месяц. В противном случае России не получить даже первого миллиарда долларов из четырех миллиардов кредитов, на которые она может реально претендовать из обещанных ей 24 миллиардов.
    Американские сенаторы убеждают МВФ сравнениями обвального промышленного спада в России с «депрессией, очень похожей на ту, которая охватила Запад в 30-х годах», но главное, увязывают падение жизненного уровня россиян… «со слишком глубоким сокращением государственных субсидий и расходов». <…>
    Про авторов послания нельзя сказать, что они сгущают краски, подобно пикейным жилетам. Под письмом стоят подписи Клейборна Пелла, председателя сенатского комитета по иностранным делам, и его предшественника на этом посту Ричарда Лугара, Дэвида Борена, председателя специального сенатского комитета по разведке, и в недавнем прошлом ведущего специалиста республиканцев в разведывательной области Уильяма Коэна.
    Позиции сторон обозначены: одни утверждают, что МВФ за макроэкономическими деревьями не видит леса социальных проблем, другие настаивают на строгом соблюдении «Курса лечения » российской экономики, отвергают терапию без шока. Пока первый миллиард долларов находится в подвешенном состоянии, далеко не академический спор вокруг «слишком быстрых преобразований, способных привести к обратному результату (из послания сенаторов), рискует еще больше оттянуть соучастие МВФ в российских реформах».
     

    «Независимая газета» / Учредитель: Московский городской Совет народных депутатов. – 1992. – 15 октября, четверг. – №199 (370). – 8 полос.

    «Хорошо государство увеличивать, а не уменьшать» страница 1
    Подзаголовок – «Так говорил Иван Грозный, завоевавший 440 лет назад Казанское ханство»
    [Евгений Александров]:
    «<…> …За полвека до падения Казанского ханства, обособившегося к середине XV столетия, Золотая Орда была окончательно разгромлена крымским ханом Менгли-Гиреем, союзником которого был Иван III, дед Ивана Грозного. Московский великий князь, опираясь на поддержку Гирея, на короткое время добился вассального подчинения Казанского ханства. Речь шла даже о московско-казанской унии при главенстве Москвы. Ну как тут не пофантазировать, как повернулась бы история, если бы такая уния состоялась?
    Помешали внутриказанские династические распри, интриги со стороны Крыма и других «диадохов» Золотой Орды. В итоге между Москвой и Казанью сложились достаточно напряженные отношения, взаимные набеги, карательные походы изредка перемежались затишьем, – когда в Казани побеждала «московская партия».
    Подобная нестабильность подталкивала Москву к очевидному решению: устранить либо нейтрализовать препятствие для продвижения на Восток («реконкиста» в западном направлении пока была ей не по силам). Был избран путь принуждения и территориального давления. Первый шаг к покорению Казанского ханства сделал Василий III, летом 1523 года построивший Васильсурск – форпост при впадении Суры в Волгу. Его примеру последовал после своего второго неудачного похода на Казань сын Иван IV, построив в 1550 году Свияжск. Развязка наступила летом 1552 года, когда 22-летний великий князь повел на Казань 150-тысячное войско со 150 пушками. 16 августа (все даты по старому стилю) оно начало переправляться через Волгу. Через два дня переправился сам Иван Грозный. 20 августа – русское воинство перешло за реку Казанку и через три дня заняло назначенные позиции для осады города. Казань была окружена только деревянными стенами, но за ними находились 30 тысяч отборных воинов. 31 августа русские начали делать подкоп, что лишит казанцев тайного источника воды. Страшный взрыв 4 сентября достиг цели. Отсутствие чистой питьевой воды, конечно, ускорило падение Казани. Общий приступ Иван IV начал в воскресенье 2 октября. <…>
    Размышляя о тех событиях 440 лет спустя, я бы выделил два замечания выдающегося русского историка. Завоевание Казанского ханства было первым важнее, завоеванием татарского царства, и значило больше победы над Мамаем, писал С. Соловьев. После многих веков страдания и унижения явился, наконец, царь на Руси, который возвратил ей счастливое время первых князей-завоевателей.
    Главной причиной слабости противника и главной причиной успеха русских в Казани, потом в Астрахани и в борьбе с ногайцами он называет «постоянную усобицу владетелей; усилится один из них и обнаружит враждебное отношение к Москве – Москва могла быть уверена, что найдет себе союзников и даже подданных в других князьях, враждебных ему родах».
    Учит ли чему-нибудь история?».
     
    «Молдавия остается в рублевой зоне» страница 1
    Подзаголовок– «Кишинев откажется от рубля при первом удобном случае»
    «Как и предполагалось, встреча глав государств в Бишкеке для Молдовы практически ничего не изменила… В то же время они подписали Соглашение об участии республики в процессе разоружения, присоединении к договорам о ликвидации ракет различного радиуса действия, т.к. это, по словам президента, политически важно для Молдовы. Что касается экономических аспектов, то республика присоединилась к консультативной группе по проблемам экономики. Мы твердо убеждены, сказал Мирча Снегур, что пока мы находимся в едином экономическом пространстве, такова реальность. Поскольку мы еще не готовы к введению национальной валюты, наша группа экспертов пришла к заключению, что пока остаемся в рублевой зоне. Но следует иметь в виду, что в любой момент мы сможем покинуть ее, и для этого нужно создать необходимые условия. Президент в то же время заметил, что торопиться с этим не следует, т.к. Молдова находится на пороге повышения, по меньшей мере два раза, минимальной заработной платы и поэтому катастрофически нуждается в наличных деньгах. При введении же национальной валюты, она в этих условиях очень быстро обесценится и предполагающиеся к введению левы превратятся в простые бумажки… В заявлении для печати Мирча Снегур сообщил, что делает ставку на двусторонние отношения с республиками бывшего Союза. В Бишкеке он имел серию двусторонних встреч, в частности достигнута договоренность о подписании в ближайшее время в Кишиневе соглашения о сотрудничестве с Украиной. В первой декаде ноября, когда президент отправится с официальным визитом в Китай, он посетит также Казахстан, Киргизию и Узбекистан, где будут подписаны соответствующие межгосударственные соглашения».
     
    «А в Азербайджане запрещено хождения рубля» страница 1
    Подзаголовок – «Баку рассчитывает на западные инвестиции в нефтедобычу»
    «Национальная денежная единица – манат, введенная в оборот президентским указом с 1 августа, судя по всему, конкурентоспособна: сегодня за один манат, как и два месяца назад, дают десять рублей. Кабинет министров недавно объявил о том, что приватизация госпредприятий и земельных участков будет производиться исключительно за манаты. После очередного повышения цен на энергоресурсы в России правительство Азербайджана принимает меры по предотвращению нелегального вывоза нефтепродуктов за пределы республики: отныне бензин реализуется, как правило, за манаты.
    На днях указом президента Эльчибея был смещен с поста министр финансов Бадир Гараев, а назначенный на эту должность доктор экономических наук Салех Мамедов провозгласил свою радикальную программу по укреплению маната. <…>
    Таким образом, в правительственных кругах Азербайджана уверены в успехе финансовой реформы: республика обладает все еще солидными запасами нефти, которая почти полностью компенсирует обеспечение твердой национальной валюты золотым запасом (золотой фонд республики крайне скуден), Западные нефтяные магнаты вступили в ожесточенную конкурентную борьбу за право контроля месторождений в Азербайджане.
    Американская корпорация «Амоко» одержала победу в тендере. Однако и американская «Юнокал», и английская «Бритиш Петролеум» не отказались от своих планов активного участии в нефтедобыче. Бритиш Петролеум» опередила «Юникал», подписав соответствующий договор с азербайджанским концерном Азернефть.
    Глава делегации «Бритиш Петролеум» на переговорах с азербайджанским правительством Питер Уэллс заявил о том, что в качестве первоначального взноса «Б.П.» предоставила Азербайджану 30 млн. долларов.
    На других этапах реализаций соглашения суммы инвестиций в разработку нефтяных месторождений Азербайджана по словам Уэллса, будут исчисляться миллиардами долларов. Вице-президент американской корпорации «Юникал» Джон Ай-ли при встрече с первым вице-премьером Азербайджана Вахидом Ахмедовым заявил, что поспешность», с которой азербайджанская сторона подписала контракт с «Б. П.» стала полной неожиданностью для «Юникала», тем не менее, его компания собирается оказать значительную помощь в реорганизации азербайджанской промышленности.
    <…>».
     
    «Правительство смотрит в будущее с оптимизмом» – страница 1
    Подзаголовок – «Хотя оценивает свои шансы 50 на 50»
    «Ответом Министерства экономики на резкую критику президента, высказанную в выступлении б октября, стал представленный вчера Андреем Нечаевым на заседании правительства прогноз социально-экономического развития на 1993 год, который ляжет в основу бюджетного послания ВС. Обсуждение доклада министра, по словам экономического советника правительства Алексея Улюкаева, прошло достаточно спокойно, хотя со стороны представителей регионов и высказывалось некоторое недовольство отличием нынешнего прогноза от более привычных государственных планов развития. <…>
    В соответствии с недавним решением ЕС России правительство приняло решение о разработке антикризисной программы.
    В течение двадцати дней ее должна разработать комиссия, возглавляемая вице-премьером Александром Шохиным. Программа рассчитана на 4 месяца и должна включать в себя меры по реализации предложений президента (в том числе и по валютному регулированию), мероприятия по конкретизации соответствующих положений среднесрочной программы, подготовку народного хозяйства к зиме.
    Как отметил А. Улюкаев, принятие антикризисной программы ни в коей мере не означает отказ от курса на углубление реформ. Однако шансы на то, что именно этот состав правительства будет реализовывать соответствующие программы, экономический советник оценил чуть выше 50%.
    На заседании правительства было принято постановление об оказании помощи хозяйствам, пострадавшим от засухи, включающее предоставление беспроцентного кредита 14 млрд. рублей, обеспечение хозяйств кормами и т.д.
    В связи с увеличением объемов приватизируемой государственной и муниципальной собственности правительство, по словам Улюкаева, готовит второй дополнительный выпуск приватизационных чеков образца 1993 года и, возможно, увеличит номинальную стоимость чеков образца 1992 года»
     
    «Взятие Казани в республике отмечается как национальный траур» страница 3
    Подзаголовок – «На него, возможно, прилетит генерал Дудаев»
    «Годовщина падения Казани вызывает в республике столь же неадекватную реакцию, что и пятисотлетие открытия Америки за океаном. Но если там потомки победителей радуются празднику, то здесь они насторожены. Оппоненты национал-радикалов – четыре «пророссийских» движения «Граждане Российской Федерации», «Согласие», «Равноправие» и Движение демократических реформ Татарстана призвали «превратить День Памяти 15 октября в день примирения, воздержаться от всевозможных акций, которые могут оказаться провокационными». По призыву татарских национальных организаций на городской площади Свободы должен состояться траурный митинг, после чего участники Дня Памяти проследуют к казанскому Кремлю… При этом важно, что День Памяти не является официальным выходным днем, и вице-премьер Татарстана Ильгиз Хайруллин заявил корреспонденту «НГ»: «Нельзя сегодня говорить о победителях и побежденных. Мы уже 400 лет вместе живем. Хотя нужно еще раз обратиться и истокам, рассмотреть все глубже. Но обращение к истории не должно оставлять у людей кой-то неприятный осадок, дай Бог, если День Памяти оставит в душе русского или татарина какую-то неловкость неприязнь».
    Определенные опасения у властей и пророссийской оппозиции вызывают противоречивые сведения о прибытии на день Памяти Джохара Дудаева. И здесь мнения схожи: «Ничего хорошего это не принесет». Возможность прибытия чеченского лидера «революцию» которого председатель партии «Иттифак» Фаузия Байрамова давно считает образцом для республики, вызывает у многих воспоминания о попытке штурма национал-радикалами здания ВС Татарстана (оно находится на площади Свободы) ровно год назад».
     
    «Генеральный директор Украины» – страница 3
    Подзаголовок – «Леонид Кучма избран премьер-министром страны»
    «За несколько днем до своего избрания главой правительства народный депутат Украины Леонид Кучма мог «безнаказанно» прогуливаться по Киеву: никто не знал в лицо этого человека, практически не появлявшегося на парламентской трибуне. Даже для наблюдателей–профессионалов появление его имени в реестре кандидатов на премьерское кресло было полной неожиданностью. Впрочем, безвестность Кучмы – вещь относительная: так же анонимно он бы мог гулять и по своему родному Днепропетровску. Но, пожалуй, каждый днепропетровчанин легко назвал бы генерального директора «Южмаша» подлинным хозяином города: недаром предшественнику Кучмы на этом посту уже установлен памятник.
    Что же заставило этого осторожного и незаметного человека, хорошо представляющего себе, что такое настоящая власть, пойти на избрание премьером? Скорее всего, четкое осознание собственных (клановых) интересов. Крах правительства Фокина означал развитие событий по двум вариантам. Либо к власти придет очередной номенклатурный премьер – и продолжится отнюдь не медленное сползание украинской экономики в пропасть, либо экономист-рыночник из «фрондирующих» политиков, который не способен договориться с ВПК. Ни то, ни другое не устраивало промышленников. Они предпочли не рисковать, а выдвинуть своего человека – и нашли понимание президента, уже осознавшего, что люди из его ближайшего окружения не могут справиться с премьерскими обязанностями, но еще не стремящегося усадить в кресло главы правительства чересчур самостоятельного и амбициозного оппозиционера, Леонид Кучма пришел к власти как человек компромисса – это в политическом плане. Его экономическая программа, конечно же, будет попыткой создания «директорского» рынка, т.е. такой экономической системы, при которой крупные предприятия сохранятся – и сохранят влияние и значимость своих «хозяев» (возможно, тогда уже и без кавычек)….Какое количество портфелей получит более лояльный к президенту Конгресс национал-демократических сил? Словом, когда процесс формирования правительства завершится, можно будет предположить, к каким именно компромиссам готов Леонид Кучма. Пока же обращает на себя внимание емкая формула из его «тронной речи». Политический союз с Россией в обмен на благоприятствование в экономике.
    Похоже, Кучма готов договариваться не только с Гайдаром, нои с его наследниками».
     
    «Новая внешняя политика Армении будет полностью самостоятельной» – страница 3
    Подзаголовок – «Но при прежнем министре»
    «Объявленная 14 октября пресс-конференция министра иностранных дел Армении Раффи Ованесяна вызвала в Ереване особый интерес из за слухов о том, что министр сделает заявление об отставке. Это связывалось с тем, что в ходе своего последнего визита в Турцию Раффи Ованесян своим резким выступлением нарушил и прежде неустойчивей баланс во взаимоотношениях Анкары и Еревана.
    В частности, в Стамбуле министр заявил, что Армения готова развивать связи с западным соседом, однако армянский народ не сможет и не должен забыть о геноциде 1915года, как и о том, что этот геноцид до сих пор не стал в Турции предметом осуждения.
    О предполагаемой отставке министра в Ереване говорили с большим сожалением. Ованесян едва ли не единственный член правительства, пользующийся практически безоговорочной поддержкой. С его именем связывают успехи Армении на международной арене. Однако сенсация не состоялась: Раффи Ованесян не собирался и отставку, а по поводу слухов заявил, что служит народу, а не отдельным политическим силам или деятелям и в отставку уйдет лишь тогда, когда почувствует, что его работа не устраивает народ Армении.
    Он еще раз подчеркнул, что внешняя политика Армении будет базироваться на принципах высокого самоуважения и равноправного партнерства с любыми государствами. По словам министра, державы будут уважать Армению лишь тогда, когда увидят в ней страну, готовую всеми средствами и силами отстаивать собственные интересы, проводя решительную и смелую внешнюю политику… Раффи Ованесян, говоря об удачах армянской дипломатии, сообщил, что Совет безопасности ООН согласился рассмотреть карабахский вопрос, и не исключено, что вскоре в регионе конфликта появятся наблюдатели ООН… Говоря о посреднической миссии России, Раффи Ованесян положительно отозвался о предпринимаемых Кремлем миротворческих усилиях, однако еще раз подчеркнул, что они обречены в перспективе на провал, если к процессу не будет подключен Степанакерт».
     
    «У Киева по-прежнему особый взгляд на СНГ, стратегические вооружения и флот» – страница 3
    Подзаголовок – «МО Украины протестует против отправки Россией кораблей из Севастополя в Сухуми»
    «Главная заслуга украинской делегации на встрече глав стран СНГ в Бишкеке 9 октября ее жесткая и последовательная позиция, не позволившая подписать документы о передачи каких либо надгосударственных структур в рамках Содружества: Украина не подписала Соглашение о создании межгосударственной телерадиокомпании, о единой денежной системе, о формировании экономического суда СНГ, о безвизовом передвижении граждан в рамках Содружества. Не согласилась Украина и с Уставом СНГ, который предусматривает создание таких надгосударственных властных структур Содружества.
    Об этом в частности, заявил на брифинге 13 октября заместитель министра иностранных дел Украины председатель национального комитета по вопросам разоружения Борис Тарасюк. Он остановился на последнем решении российских властей о переподчинении себе всех стратегических вооружений СНГ на своей территории и согласии белорусской стороны передать стратегическое вооружение на своей территории под юрисдикцию России…. Если победит тенденция создания в рамках Содружества властных надгосударственных структур, то, согласно известным решениям ВС республики, Украина не сможет согласиться с изменением концепции СНГ, что повлияет на ее отношение к Содружеству в целом», – сказал Борис Тарасюк. <…>
    Этим же проблемам, но относительно Черноморского флота, была посвящена пресс-конференция первого заместителя министра обороны Украины генерал-полковника Ивана Бижана.
    Он согласился с оценкой ситуации вокруг Черноморского флота, сделанной президентом России Борисом Ельциным, который на встрече в Бишкеке заявил, что подчиняя себе Черноморский флот, Украина и Россия не вышли за рамки подписанных соглашений, так как флот не был включен в состав стратегических сил СНГ. Однако затем Бижан упрекнул Бориса Ельцина в том, что его слова о мирном решении проблем Черноморского флота Украиной и Россией не соответствуют действительности: «Уже 10 октября этого года Министерство обороны РФ без согласования с Украиной дало распоряжение по Черноморскому флоту подготовить и отправить 9 боевых кораблей под непосредственным руководством адмирала Касатонова к берегам Абхазии в зону конфликта. Несмотря на то, что министерство обороны Украины, узнав об этом, отправило в МО России несколько телеграмм с протестом. Эти корабли из-за одностороннего решения российской стороны и сейчас находятся у берегов Абхазии», – заявил Иван Бижан <…>».
     

    «Российская газета» / Издание Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. – 15 октября, четверг. – № 226 (562). – 8 полос

    «Прогноз умеренно оптимистичный» страница 1
    «В 1993 году в России ожидается замедление спада производства во всех отраслях, а также «можно ожидать прекращения падения уровня жизни». Об этом заявил вчера министр экономики РФ Андрей Нечаев, представляя на заседании правительства в Кремле прогноз социально–экономического развития Российской Федерации на 1993 год.
    Андрей Нечаев заявил, что эксперты правительства при подготовке прогноза исходили из того, что в 1993 году «произойдет определенная нормализация хозяйственных связей между предприятиями, «сохранится умеренно жесткая кредитно-денежная политика», а также после недавнего повышения цен на энергоносители и закупочных цен на зерно «в дальнейшем будет наблюдаться затухание темпа роста цен, который в 1993 году не будет превышать 10 процентов в месяц».
    Министр экономики расценил представленный прогноз как «умеренно оптимистичный, позволяющий избежать критического спада в производстве и достичь относительной стабилизации ситуации в важнейших сферах народного хозяйства».
    При обсуждении прогноза председательствующий на заседании и.о. премьера Егор Гайдар подчеркнул, что прогноз социально-экономического развития надо доработать с учетом проекта бюджета на следующий год, затем оба документа представить на рассмотрение в парламент.
    На вчерашнем заседании члены правительства также рассмотрели ход демонополизации и развития конкуренции в сфере оптовой, розничной торговли и общественного питания. Исполняющим обязанности председателя Госкомитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур Леонидом Бочиным был остро поставлен вопрос о неудовлетворительных темпах коммерциализации предприятий торговли, слабой нормативно-правовой базе этого процесса. Егор Гайдар в этой связи высказался за скорейшую выработку четких правовых документов по контролю за сохранением производственной специализации коммерциализируемых предприятий торговли по меньшей мере на ближайшие два года. Он предложил принять также меры по сохранению и развитию сети хлебной и овощной торговли в России, недопущению перепрофилирования таких магазинов.<…>».
     
    «Так сколько же будет стоить ваучер?» страница 1
    «Вчера Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин подписал Указ «О продаже за приватизационные чеки жилищного фонда, земельных участков и муниципальной собственности», об этом сообщила пресс-служба Президента РФ. Указом разрешено использовать приватизационные чеки при приватизации государственного и муниципального жилищного фонда, а также объектов муниципальной собственности. Приватизационные чеки будут использоваться и при приобретении в собственность земельных участков в соответствии с действующим «порядком продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности». <…>
    В сообщении пресс-службы говорится, что Указом разрешено также приватизировать государственные и муниципальные предприятия, имеющие балансовую стоимость основных фондов по состоянию на 1 января 1992 года от 1 до 50 млн. рублей, путем преобразования их в акционерные общества открытого типа по решению трудового коллектива в срок до 1 марта 1993 года.
    В принятом Указе учтены замечании, сделанные в процессе рассмотрения проекта в Верховном Совете.
    В дискуссиях, предшествовавших принятию закона, неоднократно говорилось, что закон однобок, не затрагивает всю гамму потребительских благ, распространяясь лишь на основные и оборонные фонды федеральной собственности. Любому человеку понятно, что, не имея квартиры или дома с участком земли, покупать акции предприятий вряд ли кто станет, приоритеты у людей другие.
    Так что включить в Закон о приватизации жилье и муниципальную собственность можно было уже в тот момент, не дожидаясь красноречивого примера Казахстана.
    Тем не менее, все эти предложения были отвергнуты.
    Теперь же и П. Филиппов, и А. Чубайс фактически согласились с предложениями о «расширении зоны действия» ваучера. Что же это означает на практике? Очевидно то, что теперь парламенту придется срочно пересматривать три закона или Президенту вводить новые положения о приватизации в жизнь своими указами, что он вчера и сделал.
    За «расширение зоны действия ваучера ратовали и Высший экономический совет при Президиуме Верховного Совета, и Центральный банк, и независимые эксперты. Будем надеяться, что указы Президента не встретят противодействия в парламенте, а муниципальные ведомства быстро подготовят необходимые нормативные акты.
    Неизбежность расширения зоны действия ваучера подтверждает и анализ Высшего экономического совета: до введения в действие указов Президента ваучер был обеспечен имуществом лишь на 25–30 процентов. С таким выводом косвенно согласился и А. Чубайс на сентябрьских слушаниях в парламенте, «Коммерсантъ» вообще оценил ваучер в триста рублей. На этом фоне утверждения сотрудников Госкомимущества о том, что ваучер реально стоит 200-300тысяч рублей, выглядят чересчур смело.
    Между тем еще 24 сентября А. Чубайс заверял, что на 1.5 триллиона рублей фондов выпущено ваучеров рубль в рубль, а день спустя выясняется, что только 35 процентов имущества идет в продажу, да при этом значительная часть - по конкурсу или на аукционе. А это уже не номинальная стоимость имущества, а существенно выше».
     
    «Хорошо заготовленный экспромт» страница 1
    «Я собрал вас затем, чтобы сообщить известие большой важности», - начал свою прощальную пресс-конференцию бывший первый заместитель министра иностранных дел России Федор Шелов-Коведяев. Бывший потому, что поводом пресс-конференции стала его отставка и возвращение в парламент.
    По словам Шелова-Коведяева, еще 2 сентября у него состоялся разговор с Президентом, во время которого сам замминистра предложил свой уход из МИД. Борис Ельцин не высказал к работе последнего никаких претензий и согласился с идеей, что уход первого зама, отвечавшего за дипломатию в отношении так называемого ближнего зарубежья, не должен означать смену проводимой на этом направлении политики. Отставка была намечена на 17 октября и состоялась в запланированный срок.
    Нет, дело здесь, конечно, не в профпригодности, а в одном из острейших вопросов нашей жизни: можно ли с «ближним зарубежьем» играть по тем же правилам, что и с «дальним»? Если же заострить вопрос – зарубежье ли это или все же не совсем?
    Ответ, похоже, очевиден далеко не для всех. Советский Союз был неестественным государством. Но только сегодня мы видим, насколько неестественным, как силен, оказался копившийся в его недрах заряд злобы, дикости и нетерпимости.
    Между прочим отношения России с ближним зарубежьем определялись и будут определяться отнюдь не уровне замминистра иностранных дал. Но получилось так, что Шелов-Коведяев оказался самой заметной фигурой, регулярно получавшей – к его собственному радостному удивлению – непропорционально большой заряд критики.
    Сам он несколько раз повторил мысль о том, что политика в отношении ближнего зарубежья останется прежней. (А какой она была и есть?) Имя преемника, которое он назвал без особой уверенности, – Анатолия Адамишина, профессионального дипломата, бывшего посла в Италии – вроде бы подтверждает это. Но здесь и интересна фраза Андрея Козырева, которую тот поручил «озвучить» на пресс-конференции: отставка первого зама – «временная рокировка». Фраза загадочная. Если учесть, что временных рокировок не бывает»
     
    «Тверскую область признали уникальной. И благословили» – страница 2
    «Вчера на заседании Комиссии Верховного Совета Российской Федерации по культурному и природному наследию народов России обсуждался вопрос о статусе Тверской области как уникальной исторической и культурной зоны. Такой документ впервые создается в России.
    Программа социально культурного развития Тверской области уже рассмотрена и одобрена Советом Национальностей. Правительством России было принято постановление о ее финансировании.
    Дело за юридическим статусом. Только с его принятием программа начнет работать. Однако разработка этого документа невозможна без внесения изменений в Закон о налогообложении: ведь уникальные природные комплексы должны иметь льготы. А право на самостоятельное использование природных богатств предполагает согласование с законом «О недрах» и Указом Президента об особо охраняемых территориях».
     
    «Отброшены на сорок лет» страница 3
    «Общий спад экономики в 1990–1991 годах повлек за собой снижение жизненного уровня почти всего населения. К декабрю 1991 года средние показатели потребления в семьях России оказались на уровне 1972 года.
    Мировая практика экономических реформ свидетельствует: любые поспешные радикальные реформы крайне отрицательно влияют на уровень и динамику социальной сферы. Но чем последовательнее курс реформ, тем короче период спада в социальной сфере.
    В свою очередь отечественная практика второй половины 80-х годов показала: «критическая масса» социальных гарантий, которые закладываются в новую экономическую модель «перебор в требованиях социальной справедливости не позволяют органам госуправления проводить эти реформы последовательно. Они «связаны» необходимостью решать социальные программы, и это отодвигает фактическое начало самих реформ.
    На съездах российских народных депутатов принимались многочисленные программы, заявления, комплексные меры. Но депутатская экспертиза выяснила, что ни одно из постановлений, в том числе касающихся социально-экономического положения, правительством выполнено не было. С переходом к радикальной экономической реформе социальная политика исчезла из поля зрения правительства окончательно. Прежние лозунги сменились практически полным игнорированием развития социальной сферы.
    Уже в январе наше потребление снизилось до уровня 50-х годов. В последующие месяцы ситуация только ухудшалась.
    <…> …Ножницы между ростом цен и ростом доходов привели к тому, что за полгода произошло снижение потребления основных продуктов питания на 20 процентов.
    Одной из наиболее болезненных проблем первой половины года стала задолженность по выплате населению зарплаты, пенсии пособий. В первую очередь замораживались выплата пенсий, социальных пособий зарплата работникам непроизводственной сферы. Основную часть бремени несет наименее защищенная в социальном плане часть населения России. Из общей суммы банковской задолженности в 202.9 миллиарда рублей задолженность по социальным выплатам и зарплате в непроизводственной сфере составляет 156.5 миллиарда.
    С начала проведения экономической реформы правительство взяло курс на постепенное вытеснение госсистемы социального обеспечения и страхования. <…>
    <…> …Широкое распространение получают принципы платности в сфере образования. Уже на первом этапе преобразования экономики воплощаются ориентиры периода экономического подъема.
    Что определяет сегодня идеологию правительства в социальной сфере? Попытка перенести на нее принципы регулирования социальных отношений, которые характерны для стран с развитой рыночной экономикой. Это касается, прежде всего, пакета предложений об изменениях формирования и использования так называемых «общественных фондов потребления».
    Но осуществимость этих принципов напрямую зависит от того, насколько люди готовы к рынку, от их желания развивать рыночные отношения и от активного включения в этот процесс. В действительности все три условия, на наш взгляд, представлены в обществе лишь отдельными очагами.
    Предлагая свою программу, правительство, видимо, надеялось на бесконфликтное продолжение тенденций в социальной области, на то, что общество и впредь будет пребывать в апатии. Вряд ли эти надежды обоснованы. Линия бесконфликтности все очевиднее исчерпывает себя».
     
    «Железный кулак разжимается для рукопожатия» страница 7
    Подзаголовок – «Беларусь создает национальный оборонный щит»
    «В Беларуси, как и во всех других государствах СНГ, заметную роль в жизни общества играют военные формирования. Может быть, даже и более заметную, чем в других независимых странах: здесь под ружьем каждый сороковой житель. В этой среде много проблем, требующих немедленного разрешения.
    Профессиональные военные, несмотря на принятый закон о пенсионном обеспечении сокращенцев, не уверены в том, что смогут обеспечить благосостояние своих семей хотя бы на ближайшее время. Две трети опрошенных социологами офицеров при малейшем ухудшении обстоятельств склонны к активному протесту. А впереди новая волна сокращений. Только до конца нынешнего года предполагается реформировать более 60 воинских частей. Это означает, что 22 тысячи кадрового комсостава пойдут, как здесь говорят, собакам сено косить.
    Примерно столько же присоединится к ним на последующих этапах реформы. Но и это не все. Вот-вот ринутся домой 40 тысяч белорусов, проходящих службу в гарнизонах стран Содружества. Около восьми тысяч из них уже атаковали рапортами республиканское военное ведомство, предлагая свои услуги нарождаюшейся национальной армии. Однако взять под свои знамена она сможет немногих, поскольку предполагает иметь в своем составе не более 95 тысяч человек.
    Да и формируется национальный оборонный щит неспешно, с оглядкой на истощенный госбюджет. Расходы только на материально-техническое обеспечение и социальную защиту увольняемых грозят свести его на нет.
    <…> …Пока Россия боролась с Украиной за Черноморский флот, Вежливая Беларусь спешно прибирала к рукам расползающееся военное имущество округа. Правительство республики создало при Министерстве обороны инспекцию пo контролю за сохранностью военного имущества бывшего военного округа, наделив ее чрезвычайными полномочиями. Перемещение техники, переброска имущества или продовольствия возможны теперь только по заявкам республиканского Министерства обороны под неусыпным оком инспекции.
    Будто в утешение для тех, у кого руки тоскуют по штурвалу. Совет Министров республики принял постановление о предоставлении Министерству обороны права выполнять армейскими самолетами и вертолетами коммерческие рейсы на внутренних и международных авиалиниях. На здоровье двусторонних отношений такой укол не повлиял. И тогда, вдохновясь, Беларусь заявила: транспортная авиация, дислоцированная на ее территории, останется навсегда в ее ведении. Москва, похоже, для вида насупилась, но промолчала. Переподчинение воздушных извозчиков, в том числе и стратегических, состоялось в одностороннем порядке. Первым в новом амплуа вырулил на старт Витебский полк, укомплектованный новенькими Ил-76 с первоклассно натренированными экипажами. <…>
    Если «крылатая гвардия» попросту говоря, ударилась в шабашку, то сухопутный контингент бывшего округа всю свою боевую мощь переключил на торговлю. Едва ли не самой могущественной структурой в Министерстве обороны стало недавно созданное коммерческое управление, состоящее из отделов маркетинга, реализации, сбора вторичных ресурсов.
    <…>
    Но внутренний рынок вряд ли способен перемолоть гигантские арсеналы. И потому в Госкомитете по внешним экономическим связям Беларуси уже родилось положение об экспортных операциях со «специальной» группой товаров – вооружение, в том числе снаряжение, узлы и составляющие оружия массового поражения, товары двойного назначения с возможностью использования их в военных целях. Однако в разыгравшемся коммерческом ажиотаже республика намерена строго придерживаться соответствующих международных конвенций. Зоны конфликтов и преступные с точки зрения мирового сообщества режимы оружием из Беларуси не разживутся.
    Контролировать такие сделки будут МИД, органы безопасности, Министерство обороны. <…>».