«Известия» / Учредитель: Президиум Верховного Совета СССР – 1991. – 13 февраля, среда. – № 38. – 6 полос.
«Реформы нет, а цены растут» – страница 1
«Рядом с обостряющейся проблемой дефицитов в эти дни во весь рост встает дороговизна. Нет недостатка в слухах, пересудах: что даст реформа цен. Вот сообщения на эту тему корреспондентов «Известий» из разных городов».
«Ростов-на-Дону»
«<…> Розничные цены, как и оптовые, уже выросли везде в два – два с половиной раза. При этом работники торговли считают себя наиболее ущемленными: ведь при росте цен торговая скидка останется прежней. <…>».
«Иркутск»
«<…> В начале января облисполком разрешил службе быта применять договорные цены. Недавняя выборочная проверка 20 предприятий показала, что в среднем цены на бытовые услуги выросли на 87 процентов, на ремонт обуви – почти в два раза.<…>».
«Саратов»
«Пока с тревогой ждем официального повышения цен, местное «творчество» в ценообразовании не знает удержу. Договорные и всевозможные коммерческие цены появляются ежедневно и пугают до отчаяния. <…>
Саратовские курильщики мыкаются с талонами в надежде попасть в очередь за сигаретами. Увы, на талоны купить трудно.<…>».
«Таллинн»
«<…> Этой политикой недовольно большинство населения Эстонии. Оно протестует против бешеного роста цен, не подкрепляемого мерами социальной защиты. Резкое недовольство переросло в массовый митинг, затем в забастовки. При таком давлении трудовых коллективов правительство объявило о замораживании цен с 15 января. Шаг этот не встретил понимания у многих хозяйственников. <…>
Ясно, что как замораживание цен само по себе ничего не даст, так ничего не дало и резкое их повышение. Все эти меры бессмысленны, пока сохраняется монополизм крупных производителей. А вот его-то пока не тронули».
«Подготовка к референдуму» – страница 1
«Немногим больше месяца остается до 17 марта, когда по решению Верховного Совета СССР впервые в истории нашей страны будет проведено всенародное голосование – референдум. В ходе его, как известно, предстоит дать ответ – будет ли сохранен Союз Советских Социалистических Республик как обновленная федерация равноправных суверенных республик.
Председатель Центральной комиссии референдума СССР Б. Орлов сообщил, что на сегодняшний день во всех республиках, где принято решение об участии в референдуме, уже образованы и начали работу центральные республиканские комиссии референдума СССР. Сейчас идет процесс определения границ избирательных округов, создаются окружные комиссии по проведению референдума, участковые комиссии, участки для голосования. Члены комиссий приступили к подготовке списков граждан, имеющих право участвовать в референдуме СССР.
Вместе с тем, сказал В. Орлов, имеются и серьезные проблемы. Связаны они в первую очередь с отказом ряда республик, в частности Литвы, Латвии, Эстонии, Молдовы, участвовать в референдуме. Как уже сообщалось, вопросы эти обсуждались на недавнем заседании Президиума Верховного Совета СССР. Предполагается, что в первый день работы пятой сессии парламента страны с подробным докладом о ходе подготовки к референдуму выступит Председатель Совета Национальностей Р. Нишанов».
«Союзный договор: идет подготовка проекта» – страница 1
«Неподалеку от подмосковного Зеленограда, в пансионате «Морозовка» собрались полномочные представители союзных и автономных республик. Здесь – заместители президентов республик, заместители Председателей Верховных Советов, руководители соответствующих палат высших органов власти тех или иных субъектов Союза. И речь у них идет о том, каким быть Союзу. По решению Совета Федерации здесь отрабатывается один из важнейших разделов Союзного договора: о разграничении полномочий Союза и республик. Время не ждет, и полномочные представители республик отлично понимают это. Поэтому всю работу они намечают закончить в течение нынешней недели. Доработанный вариант второго раздела Союзного договора должен быть представлен на ближайшее же заседание Совета Федерации».
«Двуглавый орел возвращается?» – страница 1
«Полет двуглавого орла Российской империи, прерванный 73 года назад, вполне может продолжиться. Птица станет одним из вариантов, которые призваны сменить привычные глазу серп и молот на официальном гербе РСФСР. Правда, орел лишился прежних атрибутов царской власти – корон, скипетра и державы.
Созданная по инициативе Съезда народных депутатов и Совета Министров России комиссия рассмотрела ряд предложенных художниками проектов, которые передаст правительству республики, сообщает ТАСС.
Дебаты вокруг герба Российской Федерации продолжаются. Собравшиеся даже предлагали провести по этому поводу референдум или организовать открытый конкурс работ российских художников.
Проще было с государственным флагом России. Комиссия остановила выбор на трехцветном – бело-сине-красном».
«Предостережение командующего округом» – страница 2
«Командующий Закавказским военным округом генерал-полковник В. Патрикеев обратился к главному комитету партии национальной независимости Грузии.
Он призывает воздержаться от проведения 15 февраля в ряде районов республики, а 23 февраля – у штаба Закавказского военного округа в Тбилиси манифестации протеста под лозунгами о выводе с территории республики частей Советской Армии. <…>
По мнению Патрикеева, отказ от проведения подобной акции явился бы демонстрацией истинного патриотизма и заботы о согражданах, а не проявлением слабости. <…>».
«Крым получил автономию, но...» – страница 2
«Крымская Автономная Советская Социалистическая Республика восстановлена решением Верховного Совета УССР.
Закон об этом был принят парламентом республики 12 февраля 1991 года. Новая автономия образована в пределах территории Крымской области. В законе специально подчеркивается, что Крымская АССР воссоздается «в составе Украинской ССР».
Решением парламента республики бывший Крымский областной Совет народных депутатов временно, до принятия конституции автономии и создания на ее основе государственных органов, признан высшей властью на территории Крымской АССР. Он наделен статусом Верховного Совета автономной республики. <…>
С автономией вопрос решен, но проблема крымских татар – увы – с места так и не сдвинулась.<…>».
«Опрос жителей Латвии» – страница 2
«Верховный Совет Латвии (в его пленарных заседаниях уже месяц принимает участие только фракция Народного фронта) принял решение провести 3 марта вселатвийский опрос.
Жителям республики предстоит ответить на вопрос: «Вы «за» или «против» демократической, государственно независимой Латвии?» Накануне решение о проведении опроса утвердила дума Народного фронта Латвии. Выступал на ее заседании, лидер «народнофронтовского» большинства в парламенте Я. Диневич сказал: «В войне законов» нам есть что противопоставить Конституции СССР – Декларацию о независимости Латвии. Если мы не устроим опрос, нам нечего будет противопоставить референдуму. У нас нет цифр. Некоторые пытаются убедить нас, что не надо идти на очередной виток конфронтации, что это станет причиной новых противоречий. Я так не думаю. Сегодня есть «война законов», завтра будет «война референдума и опроса».
В специальном постановлении о проведении опроса указано, что в нем смогут участвовать только те, у кого есть паспорт с латвийской пропиской. Таким образом, офицеры, даже долгое время живущие в Латвии, не смогут участвовать в опросе».
«Рублевый» заговор банкиров?» – страница 2
«Как стало известно из интервью главы Кабинета министров СССР газете «Труд», совсем недавно, еще несколько недель назад, нам угрожала потеря экономической независимости, так как «финансовая война, объявленная нам, продолжается». И с этой точки зрения обмен денег абсолютно оправдан, он носил «защитительный характер». <…>
Другое дело, когда с помощью наших денег, сосредоточенных в частных иностранных банках (Австрии, Швейцарии и Канады), готовилось свержение неугодных политических деятелей в нашей стране, включая Президента. Тут уж можно пойти на любые жертвы. Правда, представители четырех австрийских банков, как сообщает Рейтер, назвали подобную затею абсолютно бессмысленной, а вице-президент Королевского банка Канады уточнил, что торговля рублями в Северной Америке измеряется несколькими тысячами в неделю. <…>
Трудно предположить, какими могут оказаться финансовые последствия (в плане привлечения иностранных инвестиций, кредитов для вывода из кризиса нашей экономики) подобных предположений, но первая эмоциональная реакция тех, на кого прямо или косвенно ложится подозрение, не сулит нам ничего хорошего. Остается надеяться, что специальной цели испортить отношения с международными финансовыми кругами не было.<…>
Что касается реальной зависимости нашей экономики от Запада, то она существует и сложилась давно, однако не в результате нелегального вывоза купюр, а вследствие отсталости многих отечественных технологий, которые не могут функционировать без значительного импорта сырья. <…>».
«Кому владеть ВАЗом?» – страница 2
«Этот вопрос стал предметом обсуждения делегатов конференции – представителей более чем стотысячного коллектива автозавода. Решено передать АвтоВАЗ в собственность акционерам. Согласно принятой на конференции резолюции, владельцами акций станут все работники АвтоВАЗа, предприятий-смежников, государство и, возможно, иностранные корпорации. <…>
Механизм перевода АвтоВАЗа в акционерное предприятие только нарабатывается. Акции предполагается раздавать работникам АвтоВАЗа бесплатно, их ценность поставить в прямую зависимость от стажа работы на заводе. В одних вариантах предлагается за каждый год работы выдавать акцию стоимостью в двести рублей, в других – тысячерублевые за пять лет стажа.<…>».
«Забастовка медиков откладывается» – страница 3
«В Московском городском комитете профсоюза медицинских работников нам сообщили, что забастовка московских медиков, назначенная на 14 февраля, откладывается на десять дней. А позже в Комитете по охране здоровья народа Верховного Совета СССР состоялось совместное совещание народных депутатов СССР, России, Моссовета с руководителями здравоохранения страны и города Москвы.
Принято решение о выделении дотации аптечной сети, медицинской промышленности и населению. Общая минимальная сумма дотации на 1991 год составит 9,8 миллиарда рублей. Из них приблизительно 4,8 миллиарда потребуется на закупки по импорту. Эти деньги выделены из союзного бюджета. Подготовлено решение Кабинета министров СССР о выплате долгов инофирмам. Цифра немаленькая: один лишь Минмедпром задолжал иностранным партнерам 118 миллионов инвалютных рублей. В ближайшее время будет решен вопрос о заработной плате врачей и другого медицинского персонала, провизоров и фармацевтов. Встал вопрос и о заработной плате работников медвузов. Повышение заработной платы будет осуществляться за счет местных бюджетов.<…>».
«Студентам приказано выжить» – страница 3
«Нам приказано выжить», – так иронично пошутил на встрече студентов с Президентом СССР один из ее участников, имея в виду предстоящий переход к рынку. Увы, студенты уже ощутили на себе его неласковое дыхание – взвинтились цены на все и вся, возникли серьезные трудности с приемом на работу.
Впрочем, говорить только о дурном – неверно. Шаги к рынку принесли и добрые перемены. Как грибы после дождя, рождаются различные коммерческие объединения – фирмы, центры, ассоциации, агентства, фонды, студии.<…>
И все-таки вхождение в новую экономическую ситуацию несет с собой много тревог и вопросов, требующих ответов. И главный – как смягчить уже не предполагаемые, а реальные последствия рыночных отношений для тех, кто и сегодня живет за гранью достатка. И прежде всего для студенчества. <…>
Думаю, и нашим студенческим предприятиям, фирмам – их по приблизительным подсчетам сейчас около пятисот – стоит объединиться в ассоциацию, союз, какую-либо другую цельную структуру. И для того, чтобы, как говорится, не пропасть поодиночке, и для того, в частности, чтобы добиваться по отношению к студенческой экономике единой налоговой политики. <…>
Несомненно, должна быть продумана и предложена целая система льгот, облегчающих вхождение студентов в самостоятельную жизнь, помогающих приспособиться к рынку. <…>
И сам механизм разрешения студенческих, молодежных проблем должен быть настроен на эффективную работу. Поэтому было бы своевременно в добавление к уже имеющимся создать соответствующие молодежные структуры при Президенте и Кабинете министров СССР. <…>».
«Встреча, которую ждали год» – страница 6
Подзаголовок – «В Москве проходит расширенное заседание коллегии Прокуратуры Союза ССР»
«Наш корреспондент беседовал с некоторыми из участников совещания.
Буритош Мустафаев, прокурор Узбекской ССР:
– Мы рассчитываем решить ряд проблем. Ведь до сих пор и в материальном, и в организационном плане мы тесно связаны с аппаратом Прокуратуры СССР. Скажем, финансирование. Слышал, что некоторые республиканские прокуроры хотят иметь свой бюджет. Я – другого мнения. Вряд ли местное финансирование прибавит нам самостоятельности. И наоборот, централизованный фонд Прокуратуры СССР – и гарантия от влияния местных властей, и более мощный источник материально-технического снабжения.<…>
Валентин Степанков, исполняющей обязанности прокурора РСФСР:
– Республики суверенны. И Россия суверенна. Такова реальность. С этим надо считаться союзным органам, в том числе и Прокуратуре СССР, определяя свое отношение к нам, российским прокурорам. Чем раньше в центре поймут всю глубину происшедших общественно-политических изменений в стране, тем скорее и эффективнее заработает новый правоохранительный механизм. <…>
– Но ведь и российские власти, похоже, в том же положении, что и союзные, – автономии, входящие в состав РСФСР, тоже ставят вопрос о суверенитете.
– Действительно, для нас суверенитет – двойная проблема: и во взаимоотношениях с центром, и во взаимоотношениях с республиками, входящими в состав России. Я – за расширение полномочий прокуроров на местах. <…>
Владимир КРАВЦЕВ, заместитель Генерального прокурора СССР:
– Признаюсь, эту коллегию мы ждали год. Ведь, к сожалению, прежний Генеральный прокурор так и не решился на выяснение отношений с прокурорами республик. Не скажу, что все проблемы мы решим за два дня. Но разговор мы начали, и взаимопонимания между нами, прокурорами, достаточно, чтобы найти оптимальные варианты. <…>».
«Российская газета» / Издание Верховного Совета РСФСР. - 1991. – 13 февраля, среда. – № 29. – 4 полосы.
«Все безвластие Советов» – страница 1
«Советы, особенно в последние годы, оказались в крайне сложном положении. Старая административно-командная система «пошла в разнос». Но проблемы-то остались. Если раньше они решались с помощью строго централизованного планирования, контроля за материально - техническим снабжением и тому подобного, то теперь все это в прошлом, связи во многом разрушены. У Советов же никогда не было экономической, финансовой основы власти, да и самой реальной власти в полном смысле слова. <…>
Жизнь показала, что промедление с законом о местных Советах и самоуправлении ошибочно. И комитет вновь –более тщательно и разносторонне –взялся за подготовку законопроекта.
Во-первых, разработаны предложения по концепции этого закона. Во-вторых, в комитете созрело мнение о необходимости рассмотрения закона о Советах в целом комплексе с другими законами, которые должны решить задачу создания правовой базы деятельности местных органов власти.<…>
Цель реформы –переход к современной модели государственной власти, обеспечивающей приоритет прав и свобод граждан, равенство условий их национального развития; равенство всех субъектов хозяйствования, условий их эффективной деятельности; дееспособность государственных структур управления и самоуправления. Для этого необходимо обеспечить согласование правовых механизмов Союза ССР и РСФСР при гарантии суверенных прав Российской Федерации. <…>
В основе –пакет проектов законов. В первую очередь –о местных Советах и местном самоуправлении, о внесении в связи с этим изменений и дополнений в Конституцию РСФСР. Всего предлагается 4 блока законов. Ведь не решены даже такие прозаические, на первый взгляд, вопросы, как социальная защита работников Советов.<…>
И еще –группа законов, связанных с экономикой: о приватизации, о социально - экономическом развитии регионов, о бюджетной системе в РСФСР, о местных налогах и других.<…>
Теперь –что касается непосредственно закона о местных Советах и местном самоуправлении. Здесь основные принципы: четкое законодательное разграничение компетенции органов самоуправления различных уровней; разделение исполнительной и представительной власти на основе ясного законодательного разграничения полномочий. <…>».
«Встреча Б.Н. Ельцина с «Демократической Россией» – страница 1
«<…> Подобные встречи, обмены мнениями стали нормой парламентской деятельности руководителя Верховного Совета России. Недавно Б. Ельцин встречался с Федерацией независимых профсоюзов России, народными депутатами РСФСР –членами фракции «Рабочий союз». Вчера Борис Николаевич еще раз подчеркнул, что открыт для диалога со всеми партиями, движениями, парламентскими фракциями.<…>
Для выработки позитивных концепций выхода из кризиса и создания антитоталитарной коалиции члены Координационного совета «ДР» предложили провести встречу всех прогрессивных общественных сил как Союза, так и Российской Федерации. <…>
Одна из самых взрывоопасных проблем сегодня –реформа розничных цен. Именно ей была посвящена большая часть времени двухчасовой беседы.<…>
Приступать к реализации реформы можно только после подписания документа всеми республиками. Россия пойдет на реформу розничных цен лишь после создания для населения социальных гарантий, одна из которых –предварительная компенсация. <…>».
«Жилье для чернобыльцев» – страница 1
«Председатель Совета Министров РСФСР И. Силаев провел совещание, где обсуждались меры по обеспечению строительных работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской трагедии в России. На сегодняшний день так и не решены вопросы переселения жителей из зон заражения. В 1991 году необходимо переселить свыше 43 тысяч человек. И хотя все строительные организации, занятые на сооружении жилья для переселенцев, готовы выполнить порученные им программы, нет гарантий, что все пойдет гладко и пострадавшие смогут переехать в «чистые» места. Благие намерения строителей упираются в нехватку стройматериалов, труб для газопроводов, строительной техники.
На совещании решили обратиться в те министерства и ведомства, которые отвечают за выпуск жизненно необходимой людям продукции, –иначе не выполнить программу переселения».
«Всего лишь звено в цепи» – страница 1, 2
«Искусственно раздуваемая кампания вокруг «дела о 140 миллиардах» набирает обороты, в орбиту вымыслов уже включены международные преступники и колумбийская наркомафия. Трудно даже предположить, каким окажется следующий шаг. Прокомментировать эту ситуацию мы попросили министра внешних экономических связей России Виктора Ярошенко.
– «Дело Фильшина» ни в коем случае нельзя рассматривать изолированно от общего контекста событий в стране. Ни для кого не секрет, что происходит резкая поляризация, обострение политической и экономической обстановки. Российское руководство, твердо взяв курс на реформы, заручившись благодаря этому поддержкой большинства населения республики, явно становится опасным для тех сил, которые Шеварднадзе назвал реакционными. Именно поэтому против правительства РСФСР направлено острие провокаций, клеветы, предпринимаются попытки сломать ему хребет, убрать со сцены и таким образом приостановить процесс наполнения суверенитета республики реальным содержанием.
Экономическое положение сейчас более чем серьезное. В сущности, страна стоит перед реальной угрозой голода, разрухи, окончательного развала народного хозяйства. Обретение суверенитета в этих условиях означает прежде всего мобилизацию всех сил нации для выхода из кризиса.<…>
И поэтому предпринимается серия акций, направленных на то, чтобы разрушить подготовленные сделки и не допустить ввоза в республику продовольствия, товаров народного потребления. А параллельно разворачивается целенаправленная кампания травли российских руководителей. <…>
– Вы считаете, что «дело Фильшина» всего лишь звено в цепи?
– Безусловно. На мой взгляд, существует план дискредитации членов российского правительства. Косвенные тому подтверждения мы получаем из разных источников. <…>
– Иными словами, идея закупки за рубежом продовольствия и товаров за рубли и последующей реинвестиции выручки в народное хозяйство республики потребует никак не меньших усилий. Значит, и результат может быть столь же нескорым?
– Работать мы будем точно так же – по программе с привлечением компетентных специалистов и организаций. Что касается сроков, то нужно иметь в виду два типа результатов. Один связан с поставкой в республику продовольствия и товаров, и здесь счет может идти на недели. А второй – с капиталовложениями инофирм в российские объекты. Этот процесс может растянуться на месяцы и даже на годы –республики и области должны представить свои предложения, правительство провести экспертизу, утвердить проекты.
Но вот на что я в связи с этим хотел бы обратить внимание. Во всей этой шумной кампании никто против самой идеи не выступал. Все знают, что реализация ее еще только-только начинается и ошибки, как в любом новом деле, возможны. <…>».
«Что за партийным горизонтом?» – страница 2
Подзаголовок – «Если внимательно вчитаться в итоговый документ, принятый последним Пленумом ЦК КПСС, то окажется, что нас призывают вперед к «прошлым свершениям»
«<…> Нельзя не замечать, не анализировать всего, что говорится на Пленумах ЦК КПСС. Ведь за словами могут последовать дела. И все мы в одночасье можем вновь оказаться в шеренгах неутомимых (пусть нищих и босых) борцов. <…>
Анализ итогов объединенного Пленума ЦК и ЦКК важен еще и потому, что проходил этот Пленум в политической обстановке, над созданием которой основательно потрудились многие видные партийцы. Суть происходящего в последние месяцы и недели очевидна: отчаянные попытки не только сохранить, но и упрочить основы тоталитаризма в нашей стране. Будто бы от имени народа и якобы в его интересах.<…>
Ничего хорошего, если будут воплощаться в жизнь установки политического заявления ЦК и ЦКК КПСС и положения «программной» речи на Пленуме И. Полозкова. Первый его вывод: обновление социализма как главная перестроечная задача не состоялось. И не могло состояться, как мы убедились.
Дальше –больше. Оказывается, инициативу у КПСС перехватили. Кто? Полозковский ответ сегодня знает и ребенок. Естественно, «так называемые «демократы». Иначе говоря, «деструктивные силы», которым мешает Советская власть.<…>
И ясно лишь одно: до горизонта и даже за ним ожидается беспощадная борьба за большевизацию Советов. Или после известного референдума подмена конституционных органов самозванными комитетами, действующими от лица КПСС. Простите – «от имени всех трудящихся».<…>
Ждите, люди, уничтожения «класса предпринимателей» (это вполне в большевистских традициях –«нет человека, нет и проблем») и усиления класса захребетной номенклатуры за счет захвата ею командных высот в рыночной экономике. Да и откуда сегодня взяться крупным капиталам, как не из бездонной мошны КПСС? <…>».
«Спасение - в сложении демократических сил» – страница 3
«6 февраля состоялась пресс-конференция членов Высшего консультативно-координационного совета при Председателе Верховного Совета РСФСР. Открыл ее полномочный представитель Председателя Верховного Совета РСФСР Геннадий Бурбулис. <…>
Во вступительном слове Геннадий Бурбулис сообщил журналистам: Председателем Высшего консультативно-координационного совета является Борис Николаевич Ельцин. В принципе он его и создавал. Затем Ельцин представил членов совета. <…>
Вопрос: Как вы думаете прорвать информационную блокаду в отношении Верховного Совета России, правительства?
Д. Волкогонов: Действительно, Российская Федерация оказалась в положении, когда Верховный Совет, руководство не могут донести до граждан свой голос.
Многие средства массовой информации или замалчивают, или извращают позицию руководства, парламента и положение дел в республике. Поэтому необходимо, на наш взгляд, сосредоточить усилия на создании большой российской газеты с многомиллионным тиражом. Эта газета должна войти в каждый российский дом. Необходимо создать собственный телецентр.<…>
Вопрос: Каким вы видите развитие взаимоотношений республик и центра, как планируете стратегию республики? Очень интересует положение с договором четырех республик. Состоится ли он, чем закончились переговоры 4 февраля, когда будут готовы документы?
Г. Бурбулис: На уровне представителей республик – РСФСР, Украины. Белоруссии, Казахстана – согласованы все основные позиции, и ожидается, что на встрече руководителей этих республик будет подписан соответствующий документ. <…>
Предоставим слово председателю Государственного комитета РСФСР по геологии и использованию топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов.
Вопрос: Что можно сказать о судьбе союзного договора, какова позиция России?
Б. Ельцин: Мы за обновленный Союз. Принимаем активное участие в работе рабочих групп. Наши точки зрения с центром вoмногом не сходятся, как, впрочем, и у других республик. Скажем, обсуждался вопрос о разделении функций, и большинство республик не согласилось с той формулировкой, которая была предложена в проекте Союзного договора. <…>
Вопрос: Нет ли опасности в том, что Российская коммунистическая партия попробует на следующем съезде атаковать российское руководство и выбить вас, Борис Николаевич, со своего поста? Не в этом ли заключен замысел?
Б. Ельцин: Дискредитация ведется целенаправленно. Что можно противопоставить? Первое, и об этом уже говорилось сегодня, – это объединение демократических сил. Это должна быть надпартийная структура, которая объединила бы всех в этот опасный для России и страны период. В своем предполагаемом выступлении на ЦТ я намерен был отвести обвинения в свой адрес. <…>».