Ельцин Центр

Дайджесты и комментарии
  • 1991
  • 1992
  • 1993

     

    «Независимая газета» / Учредитель: Московский городской Совет народных депутатов – 1992. – 21 ноября, суббота. – № 225 (396). – 8 полос.

    «Частная собственность на землю становится реальностью. Парламент ищет пути к примирению?» – страница 1
    «Во второй раз за последние полгода Верховный Совет России собственными упорными усилиями загоняет самого себя в угол, вывернуться из которого ему удается, лишь сопровождая свое отступление клятвенными заверениями в лояльности президенту и правительству, в миролюбивых намерениях вообще и в отсутствии претензий на контроль над федеральной исполнительной властью. <…>
    Новое заявление — пусть отличное от того, апрельского, по интонации, но почти идентичное ему по содержанию – принято на сей раз еще до открытия законодательной ассамблеи. <…>
    137 голосами – против всего лишь 8 – ВС РФ одобрил вчера текст обращения, в котором заявляет, что «решительно настроен на сотрудничество с президентом и правительством, выражает готовность поддержать на съезде любые позитивные действия, направленные на дальнейшее развитие реформ и вывод экономики из кризисного состояния…». <…>
    Группа радикально настроенных депутатов во главе с лидерами «Российского единства» не могла, конечно, не заметить возникновения пораженческих настроений и в президиуме, и в основной массе своих коллег. Отсюда, судя по всему, – вполне откровенные попытки подогреть быстро остывающую атмосферу в парламенте серией разовых акций: они и не рассчитаны были заранее на достижение немедленного практического результата, но зато оказывали заметный психологический эффект. <…>
    Не исключено, что непримиримой оппозиции, в конце концов, удастся снова поднять боевой дух более умеренных соратников. Но даже если нынешнее замешательство парламента окажется не более чем минутной слабостью, оно оставит по себе осязаемую память».
     
    «Россия получила еще одну программу реформ» – страница 1, 2
    Подзаголовок – «Закончился съезд товаропроизводителей»
    «Съезд товаропроизводителей выполнил свои задачи: собрался, учредил Всероссийскую федерацию товаропроизводителей, принял «Комплекс мер по стабилизации и выводу из кризиса экономики России» и порекомендовал Верховному Совету, президенту РФ и VII съезду народных депутатов поставить вопрос о доверии правительству. <…>
    Тем не менее, в зале было пустовато: из ожидаемых 1200 делегатов мандатная комиссия зарегистрировала лишь 676. <…>
    Напряжено складывались взаимоотношения съезда и правительства. В противоположность форуму РСПП с утра делегатов не встречали ни Ельцин, ни Гайдар, ни его коллеги по правительству. <…>
    С концептуальной речью на съезде выступил председатель Высшего экономического совета Владимир Исправников. По его словам, наибольшее различие между его «Комплексом мер» и экономической программой «Гражданского союза» – в конкретизации механизма исполнения предлагаемых мероприятий. <…>
    Три основных момента, которые выделил Исправников, – это научно-прогностический метод его разработок, согласительно-договорный и нормативно-договорный подходы к реформе. <…>
    Что касается тактики реформ, ВЭС выдвигает две задачи: «мягкий» развод государственного бюджета с финансами предприятий и банковскую реформу, включающую изменение статуса Центрального банка России и его соотношения с коммерческими и сберегательными банками.
    Так или иначе, в трех программах, ныне претендующих на статус правительственной, очень много общего. Однако единую программу до VII съезда народных депутатов вряд ли удастся выработать. <…>
    Произошедший раздел директорского корпуса на Союз промышленников и предпринимателей Аркадия Вольского и Конфедерацию товаропроизводителей Юрия Гехта продиктован, прежде всего, политическими соображениями. <…>
     В РСПП доминируют генералы ВПК и руководители промышленных гигантов социндустрии. Конфедерация собрала под свое крыло средний класс промышленников и аграриев. <…>
    Директорский корпус волнуют сейчас не столько перспективы, рыночных реформ, сколько пролонгирование государственных льгот и дотаций. <…>
    Товаропроизводители на совещании в августе, наоборот, вели себя необдуманно агрессивно, требуя крови правительственных реформаторов. <…>
    Между обеими группировками директората идет активный раздел сфер влияния в Верховном Совете. <…>».
     
    «Набиев пытался взять реванш» – страница 1, 3
    Подзаголовок – «Парламент сказал «нет»
    «20 ноября сессией ВС республики назначен новый премьер-министр Абдумалик Абдуллоджанов. <…>
    В тот же день, посчитав свое заявление об отставке от 7 сентября недействительным, президент Набиев заново написал заявление. Отставка единогласно была принята. <…>
    Таким образом, образовался тандем (Абдуллоджанов и председатель ВС Рахмонов), который будет руководить республикой, представляющий два основных политических и региональных лагеря (Ленинабадскую и Кулябскую области). <…>
    По всей видимости, 21 или 22 ноября, то есть до окончания сессии, будет решен вопрос об изменении формы правления в Таджикистане: президентская будет заменена на какую-то иную, но так или иначе первым лицом в Таджикистане будет все же Абдумалик Абдуллоджанов. <…>
    Развитие событий на чрезвычайной сессии таджикского парламента убедительно показывает практически безоговорочную победу противников исламско-демократической коалиции. Избранный 19 ноября спикером таджикского парламента председатель Кулябского облисполкома Имомали Рахмонов, по мнению большинства независимых наблюдателей, – не более чем «послушное орудие в руках лидера кулябских военизированных отрядов, рецидивиста в прошлом, Сангака Сафарова. <…>
    Попытка Набиева взять реванш на сессии не увенчалась успехом. <…>
    По-видимому, бывшие сторонники президента считают, что для борьбы с оппозицией необходим новый жесткий решительный лидер».
     
    «Цхинвал снова просится в Россию» – страница 1, 3
    Подзаголовок – «Добровольцы уже приехали»
    «Южная Осетия, где конфликт с июля был «заморожен», решила предпринять «превентивную» акцию, не дожидаясь, пока вновь избранный грузинский парламент, занятый разбирательством абхазского конфликта, «вспомнит» о своей второй, слегка залеченной головной боли. Однако ни в Цхинвале, ни в Тбилиси за время передышки концептуальный подход к проблеме разрешения конфликта не изменился. По крайней мере, в Южной Осетии в политическом вакууме, образовавшемся с июля, решили вернуться к прежнему подходу, искать покровительства в Москве.
    Торез Кулумбеков, председатель ВС ЮО, сказал в телефонном разговоре с корреспондентом «НГ», что 18 ноября сессия местного парламента решила обратиться к очередному VII съезду депутатов РФ с просьбой рассмотреть вопрос признания Республики Южная Осетия и принять ее в состав Российской Федерации. <…>
    – До сих пор даже парламент Северной Осетии без особого энтузиазма относился к вашим предложениям.
    – Мы обратились сейчас к нему с просьбой рассмотреть наш вопрос. Я не могу сказать, что он прежде оставался к нему равнодушен. У них сейчас у самих сложная ситуация, но и наш вопрос нужно решать в любом случае – вопрос о признании Южной Осетии. <…>
    – Если российский съезд в очередной раз никак не отреагирует на обращение Южной Осетии?
    – Должен отреагировать. Хотя никто не может поручиться, что в действительности произойдет на съезде. В апреле на VI съезде я говорил, что если не будут приняты кардинальные меры, то может случиться беда. Она и случилась – отсюда внезапно, не предупредив местные власти, вывели подразделения ВВ России, фактически бросили нас. А в мае началась агрессия. Это говорит о том, что если бы съезд вовремя отреагировал и принял принципиальное решение, того, что произошло здесь, не случилось бы. Не было бы и того, что произошло потом в Северной Осетии с Ингушетией. <…>
    – Может быть и другая реакция на ваше обращение – со стороны Тбилиси.
    – Если начнутся военные действия, мы тоже не будем сидеть сложа руки. И российские войска сюда посланы, чтобы не допустить новый виток насилия. <…>».
     
    «Ельцин укрепляет свои позиции»– страница 2
    Подзаголовок – «Вслед за Советом губернаторов он собирает глав республик»
    «Два дня под председательством ответственного секретаря Совета глав республик РФ Валерия Скокова (он же – ответственный секретарь Совета Безопасности РФ) проходило рабочее совещание экспертов экс-автономий. Цель – подготовка намеченного на 24 ноября заседания Совета глав республик во главе с Борисом Ельциным. Лидеры экс-автономий и президент обсудят пять вопросов: механизм реализации Федеративного Договора, проблемы формирования бюджета РФ и республик, расширение социально-экономической самостоятельности республик, положение на Северном Кавказе и съезд народных депутатов России. Последний пункт повестки дня не оставляет сомнений в цели высокого собрания – на съезде президенту РФ нужна поддержка экс-автономий, лидерам же последних – хочется вкусить реальных плодов самостоятельности, декларированной Федеративным Договором. <…>
    Но функция «прямого провода к президенту» не является единственным назначением для Совета глав республик – этот орган должен <…> выработать основные принципы национальной политики РФ. <…>
    Очевидно, что все вопросы, касающиеся Федеративного Договора, президент Татарстана будет просто внимательно выслушивать из-за принципиального неучастия республики в ФД. Но именно позиция Минтимера Шаймиева в отношениях Центра и республик после принятия новой Конституции Татарстана может оказать решающее влияние на коллег из экс-автономий. <…>».
     
    [Рубрика]«Коротко» – страница 2
    «Разочаровались в присяге: Как сообщил отдел информации секретариата Руха, ссылаясь на севастопольскую организацию Союза офицеров Украины, десятки офицеров Черноморского военного флота, которые присягнули на верность Украине, сейчас подают рапорты об отказе от этой присяги. Причиной этого является «разочарование морского офицерства способностью Украины защитить их от произвола адмирала Касатонова и командования флота».
    «Новая парламентская группа: «Члены ВС России Олег Румянцев и Владимир Морокин объявили в пятницу о создании новой парламентской группы –«Родина». Пока в нее вошли 28 парламентариев, среди них –Югин, Медведев, Амбарцумов. Группа заявляет о себе, как о «центристской силе, строящей политику на конституционализме, защите геостратегических интересов России и федерализме». Последний понимается в группе как «разумная децентрализация власти наряду с обеспечением гарантий государственной целостности России».<…>».
     
    «Партия Бразаускаса в одиночестве» – страница 2
    Подзаголовок – «Желающих разделить с победителем пирог власти пока нет»
    «В Литве – межвластье. <…>
    Ничего не прояснила и недавняя встреча лидеров – Витаутаса Ландсбергиса и Альгирдаса Бразаускаса. Они сговорились хранить молчание – такова официальная версия. А может, им просто нечего сказать людям вместе, – слишком уж неожиданными были победа одних и поражение других, слишком велик раскол в обществе. <…>
    Партия, получившая от избирателей мандат доверия, пока в одиночестве, несмотря на заверения Бразаускаса, что ДПТЛ – не коммунистическая, а социал-демократическая партия лейбористского толка, и что бывших коммунистов в ДПТЛ ничуть не больше, чем в других, ныне столь гордо непогрешимых в своем прошлом партиях. <…>
    Надо признать, что на ДПТЛ работали не столько ее программные, и к тому же слабо пропагандированные установки, сколько время и сами саюдистские политики, верящие в безмерное терпение народа. <…>
    Но, кажется, именно единовластия ДПТЛ и принятия ею на себя всей ответственности и ждут сегодня те, кто, проиграв, надеется на скорый реванш и поэтому не желают никаких коалиций с «бывшими». <…>».
     
    [Рубрика] «НЕГА сообщает» – страница 3
    «Грузия: Вчера в Министерстве иностранных дел Грузии прошла пресс-конференция руководителя российской правительственной делегации посла РФ по особым поручениям Феликса Ковалева. <…> Ковалев также сообщил, что разработан статус присутствия российских вооруженных сил в Грузии. <…> Новые формирования <…> вводиться не станут, будут лишь доукомплектованы окружные формирования. <…> Было сказано, что грузинская сторона заинтересована в создании совместной системы противовоздушной обороны, и эту программу предполагается реализовать. <…>».
    «Балтия: Комиссия Организации Объединенных Наций приступила к рассмотрению фактов нарушения прав человека в Эстонии и Латвии. Предложение о рассмотрении этого вопроса в сентябре внес президент России Борис Ельцин. Он заявил, что законодательства государств Балтии противоречат общепризнанным нормам международного права и нарушают свободу проживающих на их территории национальных меньшинств. <…>».
    «Украина: <…> Над проектом новой конституции Украины еще нужно серьезно поработать, и в нем должны быть отрегулированы вопросы взаимодействия представителей президента на местах и местных представительских органов. Об этом заявил спикер украинского парламента Иван Плющ. <…> По мнению Ивана Плюща, первой задачей украинского парламента является подготовка законов о выборах местных представительских органов и выборах глав местной исполнительной власти, а затем уже парламент должен переходить к закону о новых выборах в ВС Украины. <…>».
     
    «Войны пока не будет» – страница 3
    Подзаголовок – «Политические силы Чечни консолидировались вокруг президента Дудаева»
    «Выступая на заседании парламента, один из лидеров демократической оппозиции Султан Медуев сообщил, что «Даймохк» готов оказывать правительству помощь в формировании системы обороны и приступает к созданию добровольческого батальона. <…>
    Как в ноябре прошлого года, когда указ президента России о введении чрезвычайного положения в Чечено-Ингушетии привел к исчезновению внутренней оппозиции и консолидации чеченского общества вокруг генерала Дудаева, так и теперь попытка давления на Грозный путем ввода российских войск в приграничные районы лишь укрепила авторитет и популярность президента ЧР. <…>
    Напряженность не спадает и в зоне ингушско-осетинского конфликта. Власти Северной Осетии и российские войска не допускают возвращения ингушского населения в Пригородный район СО. <…>
    По данным правительства ЧР, Россия продолжает наращивать свое военное присутствие в Сунженском районе; в Ставропольском крае и в Дагестане спешно развертываются военные госпитали. Чеченские власти считают, что это свидетельствует о готовящейся агрессии против суверенной Чечни. Пока же с уверенностью можно сказать, что противостояние в Сунженском районе в значительной степени укрепило позиции генерала Дудаева в Чечне. <…>».
     
    «Еще одно соглашение о прекращении огня в Абхазии» – страница 3
    Подзаголовок – «Российским военным надо дать спокойно уйти»
    «Согласно предварительной договоренности 19 ноября в Гудауте на территории Бамборского военного аэродрома в специально оборудованной армейской палатке состоялась трехсторонняя встреча грузинских, российских и абхазских представителей. <…>
    Участники встречи подписали соглашение о прекращении огня на период эвакуации из Сухуми 903-го отдельного радиотехнического центра и 51-го дорожного войскового депо Министерства обороны России. <…>
    Стороны договорились принять дополнительные меры для недопущения провокационных действий в период эвакуации дорожного депо и отдельного радиотехническое центра из Сухуми с 20 по 29 ноября, а открытие огня из любого вида оружия при эвакуации вышеуказанных частей считать провокацией против России, что будет пресекаться всеми имеющимися у войск Российской Федерации средствами. Стороны договорились, что на период эвакуации должна быть прекращена перегруппировка войск в шестикилометровой зоне вдоль линии соприкосновения у реки Гумиста. <…>
    Что же касается прекращения огня на период с 20 по 29 ноября, то в грузинских военных и политических кругах вчера вечером и сегодня утром имели место разные, горой противоречивые суждения. <…>».
     
    «Парламент кивает на правительство» – страница 3
    Подзаголовок – «Чрезвычайное экономическое положение пока не введено»
    «Денежная реформа на Украине поставила немало проблем перед руководством Молдовы. До недавних пор еще испытывая острую нехватку наличных рублей, Молдова оказалась перед угрозой выброса в республику огромного количества не обеспеченной товаром денежной кассы. <…>
    Что произойдет на этот раз, предположить трудно. <…>
    На рассмотрение парламента был вынесен проект постановления о введении чрезвычайного экономического положения в республике. Однако большинство депутатов его отвергло. <…>
    Предложенный проект предусматривал введение жесткого таможенного контроля на границе с Украиной с привлечением сил департаментов по таможенному и пограничному контролю министерств внутренних дел, национальной безопасности и обороны, введение повышенных тарифов, пошлин и акцизов, конфискацию незаконно вывозимых товаров. <…>
    Однако многие народные депутаты усмотрели в предложениях правительства попытку переложить вину за нынешний кризис в экономике с исполнительной власти на законодательную. <…>
    Мирча Снегур в свою очередь сказал, что не боится ответственности и может принять экстренные меры президентскими указами. Он дал понять, что в этом случае не только введет чрезвычайные меры, но и приступит к законодательной деятельности. Он заявил о своей готовности принять весь блок вопросов, вынесенных на сессию парламента Молдовы и касающихся экономических проблем. <…>
    В результате двухдневного обсуждения парламент так и не рискнул ввести чрезвычайное экономическое положение. <…>».
     

    «Российская газета» / Издание Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. – 21 ноября, суббота. – № 252 (588). – Вып.2.– 8 полос.

    «Парламент отражает атаки оппозиции» – страница 1
    «На вечернем заседании 19 ноября рассмотрено заявление Верховного Совета Российской Федерации в связи с предстоящим VII Съездом народных депутатов. В подготовленном проекте, в частности, говорится, что созыв высшего органа государственной власти проводится в полном соответствии с Конституцией России, постановлением предыдущего Съезда. <…>
    Верховный Совет обращается ко всем партиям, общественным движениям, средствам массовой информации, политическим и государственным деятелям, всем гражданам воздержаться от любых заявлений и действий, ведущих к нагнетанию вражды и розни, подталкиванию к нарушению Конституции и законов.
    Затем было продолжено постатейное обсуждение нового проекта Конституции Российской Федерации. <…>
    Вчера, 20 ноября, на утреннем совместном пленарном заседании Верховного Совета (председательствовал Руслан Хасбулатов) была привнесена максимальная острота в ход дискуссии по повестке текущего дня. И вновь у микрофонов заняли места Владимир Исаков, Сергей Бабурин, Михаил Челноков… Сергей Бабурин предложил – в который уже раз! – рассмотреть два вопроса: выразить импичмент Президенту и освободить из «Матросской тишины» руководителей августовского путча 1991 года или изменить им меру пресечения.
    Руслан Хасбулатов призвал депутата снять поставленные им вопросы, не обострять ситуацию. <…>
    На утреннем заседании парламент с учетом некоторых поправок принял в целом Закон «О праве граждан на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства». <…>
    На дневном заседании 20 ноября парламент принял в целом уже рассмотренный в палатах Закон «О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации о земельной реформе». <…>
    Депутат Виктор Югин представил парламенту текст доработанного заявления Верховного Совета о предстоящем VII Съезде народных депутатов Российской Федерации. <…>
    Заявление принято большинством депутатов. <…>».
     
    «Пока не пройдет 40 дней» – страница 1, 2
    Подзаголовок – «Наш специальный корреспондент Владимир Зеленцов передает из Владикавказа»
    «<…> Война, какой бы она ни была, как бы ее ни называли, остается войной. Ее приметы везде одинаковы. Смерть, дым пожарищ, опустевшие дома и голодные собаки. Всего этого в Пригородном районе Владикавказа сегодня в достатке. <…>
    Вот и в Российскую Федерацию пришла война. Пока, как и в Югославии начиналось, войну эту пытаются назвать конфликтом. Вещи нужно называть своими именами. Для того чтобы стараться убедить враждующих в том, что национальная рознь, территориальные претензии и религиозный угар, замешанные на крови, никого и никогда не делали правыми. <…>
    Чтобы развести стороны, на территорию боевых действий в подкрепление частям внутренних войск и Северо-Кавказского военного округа прибыл парашютно-десантный полк и много других войск и техники. <…>
    Три недели уже в Пригородном районе Владикавказа гремят выстрелы и гибнут люди. До сих пор не удалось подсчитать число жертв и пропавших без вести. Все ингуши ушли или попрятались. Кто не успел, были взяты в заложники или, получив статус беженца, нашли приют в военном городке «Спутник» у поселка Карца. Кстати, среди этих беженцев были опознаны те, кто жестоко расправлялся с осетинами в первые дни боев. <…>
    В пригородном поселке несколько недель назад БТР, возвращавшийся с учений, задавил перебегавшую дорогу девочку-ингушку. Этот случай стал одним из поводов того, что рано утром 31 октября группа прибывших из Назрани вооруженных ингушей открыла огонь по постам ГАИ Северной Осетии. <…>
    Что же будет дальше? Когда в этом беспределе скажет свое слово закон? Каждая из сторон может предъявить друг другу воз претензий еще со времен Шамиля. С тех самых времен есть у народов Кавказа свой механизм урегулирования конфликтом. Есть на Кавказе такое понятие, как медиатор-посредник, который является большим авторитетом для враждующих сторон. Он и берет на себя роль третейского суда. <…>
    И все же, какие бы авторитеты ни называли сегодня Ингушетия и Северная Осетия, для них, находящихся в составе Российской Федерации, есть и должен быть в силе еще один авторитет – Закон. Но заставить уважать российские законы силой штыков и танками – затея пустая. Тем более что один из гуманных по идее своей Закон – о реабилитации репрессированных народов – и подогрел «конфликт» между двумя республиками до температуры кипения. <…>
    Сегодня в Северной Осетии многих тревожит тот факт, что опять, как и 11 лет назад, уголовные дела по событиям ноября 1992 года заводятся по статье 79 УК РФ – массовые беспорядки. То ли из пуританской скромности, то ли по «дальновидным» политическим и тактическим мотивам национальная проблема прячется за ширму банального бандитизма и массовых беспорядков. <…>
    Тот из мудрых был прав, когда утверждал, что решая национальные вопросы, решаешь и все остальные. <…>».
     
    [Рубрика] «Работает служба новостей» – страница 1
    «Продовольственное обеспечение населения России с начала года резко ухудшилось, считает комитет по социальному развитию села, аграрным вопросам и продовольствию. В распространенных среди депутатов российского парламента справочных материалах, в частности, говорится, что общая калорийность потребления продуктов питания в среднем за сутки составила 2424 килокалорий (в США – 3644, Германии – 3528). Объем продажи продуктов в государственной и кооперативной торговле сократился на 40 процентов. Через частный сектор продается 8 проц. всего продовольствия. В расчете на одного жителя потребление молока и молочных продуктов сократилось на 20 проц., мяса и мясных продуктов – на 13, рыбы – на 10».
     
    «Генеральная репетиция» – страница 1, 3
    «Всероссийский съезд товаропроизводителей, который начал вчера работу в Москве, как бы и не открылся в общепринятом смысле: ни высоких гостей из правительства и парламента, ни толп журналистов, ни других подобных признаков, придающих хотя бы внешне авторитет и вес таким мероприятиям. <…>
    Для начала делегаты разошлись по секциям и начали с обсуждения антикризисных мер. <…>
    Между тем новая попытка собрать товаропроизводителей означает лишь одно: корпоративные интересы отдельных промышленных или предпринимательских группировок, на которые так усиленно делает ставку правительство, лишь отчасти могут отражать интересы тех, кто занимается бизнесом или производством. <…>
    В этом смысле нынешний съезд товаропроизводителей взял на себя неподъемную задачу: выработать систему антикризисных мер, которая бы устроила в равной мере и промышленников, и аграриев, и трудовые коллективы, и профсоюзы. <…>
    В самый последний момент организаторы съезда сочли за благо не называть предложенный набор антикризисных мер программой, похоже, признав тем самым недоработанность этого документа. <…>
    Товаропроизводители всех форм собственности, профсоюзы, правительство и парламент должны договориться об уровне цен в базовых отраслях: на зерно, нефть, металл. Параллельно должны быть приняты меры и по ограничению цен на потребительские товары. <…>
    Ближайшей задачей должен стать реальный развод госбюджета с финансами предприятий. Невозможно получить настоящие рыночные субъекты, если долги предприятий автоматически становятся долгами государства. Пока такого раздела не произойдет, перезачеты, кредитные вливания, подстегивающие инфляцию, будут периодически повторяться. Коммерческие банки и сбербанки должны обрести самостоятельность и стать полновесными структурами. <…>
    Предлагается, чтобы кредиты, которые государство предоставляет предприятиям, направлялись бы через сбербанки с последующей выплатой процента гражданам-вкладчикам, а не государству. <…>
    Среди набора инвестиционных, налоговых и ряда других мер особняком стоит Закон о реформе. Суть его в том, чтобы правительственные гарантии по допустимым уровням падения жизни населения, предельным ценам на продукты питания, здравоохранению, инфляции, спаду производства и т. д. приобретали бы силу закона с соответствующим механизмом ответственности за последствия принятых решений. <…>».
     
    «Исполнительная власть требует всей власти как в центре, так и на местах» – страница 2
    «Руководители территориальных органов исполнительной власти Российской Федерации, то есть главы администраций, назначенные Президентом, несколько дней совещались в Москве. Ими принято заявление, в котором социально-экономическое положение в России характеризуется как напряженное и нестабильное. Причины этого они видят в кризисных явлениях переходного периода и временном ухудшении материального положения населения. <…>
    В жестких формулировках изложено четыре суждения, выработанные главами администраций.
    Первое: Вся практическая деятельность органов власти как в центре, так и на местах должна осуществляться в соответствии с Федеративным договором и Конституцией Российской Федерации, определяющих принцип разделения властей.
    Второе: Мы поддерживаем решительные действия Президента, направленные на сохранение, ускорение и развитие процесса реформ в России и пресечение любых попыток их торможения. <…>
    Третье: Необходимо приостановить действие ряда статей Закона «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации» как основного источника конфронтации и противостояния представительной и исполнительной властей на территориях, затем существенно Закон переработать.
    Четвертое: Нецелесообразно и пагубно для дела реформ проводить в настоящее время какие-либо массовые кадровые изменения в составе органов исполнительной власти. Замена нынешнего правительства целиком или его ключевых фигур приведет к свертыванию реформ. <…>
    Это, считают главы администраций, – минимум неотложных мер, который «исключит искусственно созданные источники конфронтации, позволит обеспечить успешное проведение реформ, выход из кризиса и сохранит целостность России». <…>».
     
    «Пусть здравый смысл возобладает над амбициями» – страница 2
    «В обращении Малого Совета Мособлсовета народных депутатов к Президенту и Верховному Совету Российской Федерации говорится о том, что Россия переживает трудный период. Он характеризуется продолжающимся спадом промышленного и сельскохозяйственного производства, хаотичной приватизацией государственного имущества, крупномасштабной спекуляцией и бесконтрольным разбазариванием национальных богатств, ростом безработицы, разгулом преступности, обострением межнациональных конфликтов. <…>
    Почти годичный опыт проведения радикальных экономических реформ показал, что осуществление концепции правительства не дало ожидаемых результатов. <…>
    Дальнейшее проведение подобной экономической политики, говорится в обращении, чревато непредсказуемыми социальными последствиями. <…>
    В обстановке экономической нестабильности крайними политическими силами искусственно подогревается конфронтация между законодательной и исполнительной властями. С одной стороны, звучат призывы к отстранению от власти Президента России, с другой – предпринимаются попытки подтолкнуть его к антиконституционным мерам. <…>
    И тот, и другой путь означал бы не только крах экономических реформ, но и демократии в России, привел бы к реальной угрозе противостояния и в конечном итоге распаду Российской Федерации. <…>
    Накануне VII Съезда народных депутатов Российской Федерации мы обращаемся к Президенту и Верховному Совету: во имя великой идеи спасения России и населяющих ее народов сделать ответственные шаги навстречу друг другу. <…>».
     
    «Анатолий Дерябин: От денежной реформы не уйти» – страница 3
    «Иногда хочется, чтобы оракулы ошибались. «Если в самое ближайшее время не принять ряд жестких антиинфляционных мер и не попытаться сократить огромный дефицит государственного бюджета, то цены на все группы товаров возрастут в предстоящие полгода в 15 раз… Дальше считать бессмысленно – развал полнейший», – предрекал в канун начала гайдаровских реформ доктор экономических наук Анатолий Дерябин. Теперь ясно: наш известный ценовик попал в «яблочко». Дыру в бюджете залатать не удалось, укротить инфляцию – тоже. В итоге цены безудержно ринулись ввысь, утратив всякую управляемость. Тем не менее, держа в уме подобный вариант, Дерябин год назад настаивал: цены надо отпустить. Все. И немедленно. «Не в том ли и была роковая ошибка?» – прямо спросил я Анатолия Александровича при встрече.
    – Ну нет… Вспомните: к моменту пришествия Гайдара фактически была либерализована зарплата. Оставлять все остальное под административным контролем уже не имело резона. Смысл перехода к свободным ценам заключается прежде всего в создании предпосылок для структурной перестройки экономики. Но никакой перестройки не последовало. Предприятия попросту вздули цены и сократили производство. Хуже того, из-за непомерно высоких налогов, галопирующей инфляции, общей нестабильности в России стало невыгодно выпускать готовую продукцию, куда сподручнее вывозить сырье и закупать потребительские товары. <…>
    – Но разве закон о ценообразовании, принятый недавно парламентом в первом чтении, не покушение на свободу цен?
    – Все зависит от того, как он будет истолкован. В принципе нет страны, где бы в той или иной мере не регулировали процессы ценообразования. Мировая практика выработала для этого целый ряд гибких методов. <…>
    Главное, чтобы в каждом отдельном случае не чиновник решал, высока цена или низка, правильна она или неправильна. Это прямой путь к административному произволу. <…>
    – Теперь, когда под напором бесчисленных кредитов надежды на финансовую стабилизацию рухнули, вновь со всей остротой встал вопрос: «Что делать?»
    – Думаю, прежде всего честно ответить на вопрос почему реформы зашли туда, куда они зашли? И сделать необходимые выводы. Анализ показывает, что ничего хорошего в ближайшем будущем нас не ждет. Наличная эмиссия будет расти. Товарные запасы сокращаются – значит, будет расти и спрос, а вместе с ним и цены. Я вижу один выход – и уже говорил о нем – денежная реформа. <…>».
     
    «Указ Президента Российской Федерации «О специальных средствах самообороны, снаряженных веществами слезоточивого и раздражающего действия» – страница 5
     
    «Указ Президента Российской Федерации «О разрешении приобретения, хранения и использования гладкоствольного охотничьего оружия гражданами, ведущими крестьянское (фермерское) хозяйство» – страница 5
     
    «Указ Президента Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о дисциплинарной ответственности глав администраций» – страница 5
     
    «Указ Президента Российской Федерации «О создании Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации» – страница 5
     
    «Указ Президента Российской Федерации «О повышении размеров социальных пособий и компенсационных выплат семьям с детьми и другим категориям граждан» – страница 5
     
    «Постановление Верховного Совета Российской Федерации «О ратификации Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений» – страница 5
     
    «Литва: Уйдут ли российские войска без конфликтов?» – страница 7
    «<…> Без обид, однако, вряд ли обойдется. Вот и в Мариямполе командир полка А. Дегтев и его офицеры не согласились с литовскими гостями, будто бы они нарушают республиканские законы, распоряжаясь военным имуществом части. <…>
    Однако если одни выводимые из Литвы части передислоцируются в «цивилизованные» места, то другие недовольны, поскольку нормальных условий для многих семей офицеров и прапорщиков в России не создано. Перебираться с детьми в казармы и общежития, мыкаться по чужим углам они не хотят, справедливо считая, что приказ об уходе следует давать лишь после соответствующей проработки условий. <…>
    Несмотря на то, что Литва активно поддержала Эстонию и Латвию в вопросе о российских войсках во время заседания Совета балтийских государств, на котором были выработаны жесткие совместные документы и направлены обращения и письма во все важнейшие европейские международные организации, а также генеральному секретарю ООН, здесь довольно спокойно смотрят на решение Президента России о приостановке вывода войск из стран Балтии. В. Ландсбергис получил от Б. Ельцина заверения о соблюдении окончательного срока вывода войск из Литвы в будущем году. <…>».
     
    «Узбекистан: израильтяне претендуют на Звезду Героя» – страница 7
    «Резко возросшие цены на технику и тяжелое финансовое положение большинства хозяйств не позволили механизаторам обзавестись новыми машинами. Впервые план по механизированной уборке хлопчатника, за что прежде строго спрашивали, вероятно, не будет выполнен ни одной из 13 областей. <…>
    Хлопковое волокно практически единственный товар для бартера и расчетов с республиками СНГ. <…>
    «Белое золото» для Узбекистана – эффективное оружие в «торговых боях». Россия, к примеру, ощутила это на себе, когда на грани остановки из-за его нехватки оказались ткацкие производства. <…>
    По межправительственному соглашению Узбекистан в будущем году поставит российским партнерам 544 тысячи тонн хлопкового волокна».