Ельцин Центр

Дайджесты и комментарии
  • 1991
  • 1992
  • 1993

    Картина дня в газетных выдержках и цитатах. Этот день 30 декабря — среда. По материалам газеты «Известия», «Независимой газеты» и «Российской газеты».
     

    «Известия» / Учредитель: Журналистский коллектив «Известий» — 1992. — 30 декабря, среда. — №281 (23855). — 8 полос.

    «В первые дни нового года в Сочи Ельцин и Буш подпишут важнейший договор о ядерном разоружении» — страница 1, 4

    «<…> К сожалению, госсекретарь США Л. Иглбергер и министр иностранных дел России А. Козырев выдержали данное ими обещание не разглашать содержание согласованного документа, оставив эту почетную миссию в канун Нового года президентам США и России, которые выступят с совместным заявлением. И все же некоторые детали договора стали известны. <…>

    США и Россия не только разрядят свои «пороховые погреба» на две трети. Они уничтожат наиболее дестабилизирующие виды вооружений — тяжелые межконтинентальные ракеты наземного базирования СС-18 и MX, которые представляли собой заманчивые мишени для превентивного ядерного удара в случае нарастания напряженности в отношениях между США и Россией, что неизбежно привело бы к полномасштабной войне с использованием всех средств массового уничтожения. Кроме того, оба государства избавятся от наиболее изощренных средств уничтожения — ядерных боезарядов с разделяющимися головными частями индивидуального наведения, которые сегодня установлены на ракеты наземного базирования. <…>

    Договора ждали с нетерпением как в Вашингтоне, откуда неоднократно звучали призывы поторопиться, так и в Москве. Президент Ельцин дважды за последние три недели заявлял, что договор готов к подписанию, вынуждая американскую администрацию выступать с опровержениями, тем самым излишне акцентируя внимание мировой общественности на сложности поиска компромиссов. <…>».

    «Год как жизнь. И впереди — жизнь» — страница 1

    «<…> Легких времен не бывает. Но прошедший год как никакой другой не раз испытывал нас на прочность. Большинство было в отчаянии в начале года, когда цены резко взмыли. Нас держало в напряжении политическое противостояние вверху. На территорию России пришла война, и это тоже действует угнетающе. Упадок экономики мы ощущаем ежедневно и ежечасно. Вообще за 1992 год мы испытали и пережили столько, что хватило бы и на жизнь. <…>

    Позади трудно, но и впереди — не легче. Экономические и политические реформы еще далеки от завершения, и нам по-прежнему придется жить в недостроенном доме. Нам придется делать непростой выбор на референдуме. Вполне вероятны и выборы органов власти. А это — определение дальнейшего пути. Не исключены и попытки поворота назад, в этом очень заинтересованы жаждущие реванша политические силы. К счастью, до дня сегодняшнего российскому народу хватило мудрости не поддаться на провокации. Несмотря на потуги красно-коричневых раздуть пламя гражданской войны, народ проявит сдержанность и в будущем году. <…>».

    «Из Вильнюса завершен вывод российских войск» — страница 1

    «Во вторник днем в литовской столице на военной базе (теперь уже бывшей) российских войск, в так называемом Северном городке, были подписаны итоговые документы о выводе воинских подразделений России из Вильнюса.

    Таким образам, столицу Литвы покинул последний российский солдат, и в городе больше нет воинских частей российской армии. 107-я мотострелковая дивизия, владевшая территорией в 66 гектаров Северного городка более 50 лет, окончательно освободила казармы, склады, гаражи, другие постройки и передала все это в ведение вильнюсского самоуправления. <…>

    Министр охраны края Литвы Аудрюс Буткявичюс, подписавший итоговый документ с литовской стороны, заявил, что российские войска выполняют межгосударственные договоренности между Литвой и Россией по вопросам вывода войск, и график такого вывода в целом соблюдается. Как известно, по графику российские войска должны уйти из Литвы до 31 августа 1993 года, а из Вильнюса — до конца нынешнего года. В последнем случае, как видим, соглашение полностью соблюдено. <…>».

    «Правила валютного регулирования с начала года не изменятся, утверждает заместитель председателя ЦБ России Д. Тулин» — страница 2

    «<…> Вопрос о целесообразности введения механизмов продажи всей валютной выручки обсуждался осенью 1992 года на совместном заседании российского правительства и Центробанка, и там было отмечено, что подобный переход желателен, но он был сформулирован как цель, которую надо будет достичь по мере создания необходимых предпосылок. И подготовительным периодом явится, очевидно, весь 1993 год. Пока же сохранится существовавшая ранее 50-процентная продажа валюты, из которой 30 процентов поступает в валютный фонд России, а оставшиеся 20 процентов реализуются в обязательном порядке на свободном рынке. <…>

    До сих пор никаких конкретных проектов перехода к множественности валютных курсов не обсуждалось. Это я вам могу сказать точно. Пока что наша цель — техническое, технологическое совершенствование действующего механизма. Что касается валютной биржи, то она безусловно сохранится хотя бы потому, что это межбанковская организация. Кстати, она будет заниматься не только операциями с валютой, но и реализацией краткосрочных государственных облигаций, которые появятся в самое ближайшее время. <…>».

    «Определены принципы приватизации в Москве» — страница 2

    «В Моссовете 29 декабря состоялась пресс-конференция, на которой депутаты, работники Москомимущества и Фонда имущества рассказали журналистам о ходе экономической реформы и основных концепциях программы приватизации в столице на 1993 год. <…>

    Сейчас готовится программа приватизации для Москвы на 1993 год, определены ее основные концепции. Жители столицы смогут вложить свои чеки с наибольшей выгодой для себя через инвестиционные фонды, которые создают в городе, основная часть государственной доли акций ЗИЛа, АЗЛК и некоторых других крупных предприятий будет продаваться населению именно за ваучеры. В основном за чеки намечена продажа на аукционах таких престижных объектов, как ЦУМ и ГУМ, сеть гостиниц, ресторанов, и т. п. Создается в столичном Фонде имущества специальное подразделение, которое займется реализацией земельных участков под производственные помещения. Здесь основным направлением определена продажа права на долгосрочную аренду. <…>».

    «Указом президента госдачи упразднены» — страница 2

    «29 декабря президент России Борис Ельцин издал Указ об упразднении системы государственных дач в Российской Федерации. Отныне статус «государственные» не будет применяться в отношении объектов отдыха, принадлежащих федеральным исполнительным органам. <…>

    Согласно указу, «считается неправомерным предоставление на льготных условиях дач лицам, занимающим и занимавшим ранее высокое должностное положение, а также в связи с уходом на пенсию». Стало быть, такие «лица», то бишь владельцы госдач, все еще существуют? Если да — кто они? Сколько бюджетных средств уходит на цели их отдохновения? <…>

    В группе выпуска, не раздумывая, назвали разработчика документа — хозяйственное управление администрации президента. Однако заместитель начальника хозу Анатолий Гурьяшин комментировать положения указа наотрез отказался. По его словам, все госдачи уже давно раздали ведомству Памфиловой (это министр социальной защиты населения), и некогда роскошные особняки приходят в запустение, тогда как сотрудникам аппарата президента даже отдохнуть негде. <…>».

    «250 миллиардов рублей на науку России» — страница 2

    «29 декабря Российская академия наук провела пресс-конференцию для отечественных и зарубежных журналистов: о трудной судьбе наших ученых в минувшем году, но, очевидно, в наступающем тоже. Впрочем, есть и проблески надежды. С нового года начнет действовать Российский фонд фундаментальных исследований. На него выделяется 3 процента госбюджетных средств на науку. Уже объявлен конкурс на первые гранты по этому фонду. <…>

    Вице-президент РАН академик А. Гончар обнародовал цифру бюджетных средств, выделяемых в России в 1993 году на науку, — более 250 миллиардов рублей. Десятая их часть — расходы на академические фундаментальные исследования. До утверждения госбюджета Верховным Советом РФ это пока прогноз. Но довольно достоверный… <…>».

    «Кому владеть ВАЗом» — страница 2

    Подзаголовок — «Акционируется крупнейший автозавод России»

    [Владимир Каданников, директор АвтоВАЗа]: «<…> — Превращение нашего автозавода в акционерное предприятие, я в этом убежден, единственный способ спасти завод от падения, отката от завоеванных на мировом автомобильном рынке позиций. Ведь «Жигули» и »Лады» покупают более чем в ста странах мира. Потеря такого рынка отбросит нас к »эпохе» народного автомобиля с деревянным кузовом… <…>

    — На ВАЗе производство не падает. В этом году мы сработали несколько лучше, чем в прошлом. По-прежнему работаем за пределами проектной мощности. Несмотря на общий спад! Для предприятий-смежников наши заказы остаются самыми приоритетными. Даже когда мы задерживаем оплату поставщикам, они всегда уверены — мы расплатимся. Чего нельзя сегодня сказать о других. <…>

    — В Указе президента России «Об особенностях приватизации производственного объединения «Волжский автомобильный завод» все положения не выходят за рамки Закона о приватизации. И вызван этот Указ не желанием Бориса Николаевича «облагодетельствовать» коллектив завода. Закон о приватизации не предусматривает, — да это и невозможно предусмотреть — всех особенностей таких предприятий-гигантов, как АвтоВАЗ. Недаром была создана государственная комиссия по приватизации АвтоВАЗа во главе с председателем Госкомимущества РФ Анатолием Чубайсом. Комиссии пришлось разрешать очень непростые проблемы… <…>».

    «Взрывоопасный компромисс» — страница 3

    Подзаголовок — «Любое перемирие без кардинальной реформы власти грозит обществу неизбежными потрясениями»

    [Лилия Шевцова, политолог]: «Прошедший съезд депутатов России наглядно отразил всю глубину кризиса власти. Его истоки отнюдь не связаны, как принято считать, с политической борьбой либо со столкновением парламента и правительства. Подобное противостояние наблюдается и в других странах и является естественным. У нас же причины кризиса власти намного глубже. В условиях отсутствия четкого размежевания функций отдельных политических институтов, при постоянном возникновении «теневых» структур конфликты внутри самой системы власти неизбежны. Добавим к этому несовместимость основных властных блоков, принадлежащих разным историческим периодам — советскому и посткоммунистическому. <…>

    Чем же все-таки завершился съезд народных депутатов? Ответ на этот вопрос не укладывается в рамки традиционной бойцовской формулы: «эти выиграли, а те проиграли». С моральной точки зрения, проиграли практически все группировки и основные политические деятели. В атмосфере всеобщей непримиримости, озлобления, растерянности, демагогии, взаимного унижения и эгоизма трудно было сохранить не только человеческое, но и политическое достоинство. Только вдуматься: страна продолжает падение, нет ясности относительно важнейших вопросов дальнейшего пути, а наши политики с бесовским азартом выясняют, кто кого контролирует и кто какое кресло должен занимать! Представляю, как им было трудно найти приличный повод для того, чтобы завершить свой митинг и создать видимость хоть какого-то результата, который бы показал их радение о народном благе. <…>».

    «А. Козырев и Р. Дюма провели экстренную встречу в венском аэропорту» — страница 4

    «Вечером, 29 декабря, возвращаясь в Москву из Женевы, Андрей Козырев совершил неожиданную остановку в Вене, где прямо в аэропорту встретился со своим французским коллегой Роланом Дюма.

    Беседа, продолжавшаяся полтора часа, была посвящена ситуации вокруг Югославии. Экстренная встреча, о которой еще накануне ни в Москве, ни в Париже никто не знал, свидетельствует, что события принимают серьезный оборот. Собеседником Козырева не случайно стал именно Дюма — представитель страны, которая до последнего времени занимала в отношении Сербии самую умеренную позицию среди западных держав… <…>

    Какова позиция России по этому вопросу? Из слов Козырева можно сделать вывод, что если в проекте резолюции СБ речь будет идти только о пресечении полетов над Боснией, Москва едва ли проголосует против. Вместе с тем замечание министра об ответственности всех противоборствующих сторон указывает на то, что у российской дипломатии остаются некоторые сомнения… <…>».

    «Авиаполе чудес» — страница 7

    Подзаголовок — «В Шереметьеве воровали, воруют и, похоже, будут воровать»

    «Встревоженный непрекращающимися кражами в Шереметьеве, к руководству Центрального управления международных воздушных сообщений [ЦУМВС] обратился клуб иностранных авиакомпаний, представленных в Москве. Их требование, почти ультиматум: если не гарантируете сохранность грузов и багажа, пригласим в аэропорт сотрудников собственных служб безопасности. <…>

    Если в криминальном отношении Шереметьево — всего лишь усиленное отражение погрязшей в преступности страны, то в организационном аэропорт переживает те же процессы, что происходит в России. То же стремление всех подразделений к полному суверенитету и экономической свободе. Уже упоминавшийся АГК и столь же мощный авиационно-технический комплекс (АТК) уже не составные части ЦУ МВС, а его филиалы, взятые коллективами в аренду. И сами зарабатывают деньги, напрямую взимая с клиентов рубли и валюту. <…>

    Говоря о позиции ЦУ МВС, в чьем ведении и находится все аэрэпортовское хозяйство, подполковник Елманов не без сочувствия отзывается о положении генерального директора В. Потапова. И рад бы Владимир Владимирович навести порядок, да нет у него сил сладить с джинном, уже вышедшим из бутылки. Издает по представлению милиции строгие приказы, но мало кто из суверенных подразделений впечатляется этими «обязать», «указать», «доложить». <…>».

    «Пророчества российского сталиниста на 1993 год» — страница 7

    [Лев Наврозов, американский публицист]: «<…> Вчера Колумбийский университет пригласил меня на »дебаты между двумя полюсами России»: Виталием Третьяковым, редактором «Независимой газеты», и Александром Прохановым, редактором газеты «День». Проханов не возражал против моего определения всего того, что он олицетворяет, как сталинизм, если понимать сталинизм так, как он намечался в последние годы жизни Сталина. <…>

    На подобные вопросы я отвечал неоднократно. Мудрый по части устроения удобств и развлечений, Запад в своем восприятии мира XX века лишен ума, без-умен, безумен, ибо на Западе нет больше мыслителей — их место занимают ведущие телевидения и профессора-специалисты, например, по России, вроде тех, которые собрались в этой аудитории Колумбийского университета. На сегодня, 17 ноября, существует правительство Ельцина в определенном составе. Я пишу в течение всего этого года, что если бы Запад не был безумен, то он бы давал этому правительству ежегодно по крайней мере 100 миллиардов в год — не с расчетом увидеть вскоре расцвет капитализма в России, а хотя бы лишь для того, чтобы сохранить «существующий режим правительства Ельцина» и воспрепятствовать приходу к власти в России тех, кто будет стремиться к мировому господству с помощью разработки сверхоружия. Что такое 100 миллиардов? Это около 1% валового национального продукта Запада, Проханов не без торжества указал на ничтожность тех сумм, которые дал России Запад в 1992 году. <…>».

    «Независимая газета» / Учредитель: Московский городской Совет народных депутатов — 1992. — 30 декабря, среда. — №252 (423). — 8 полос.

    «Ельцин признал обе республики» — страница 1

    «Президент РФ Борис Ельцин подписал Указ о признании Чешской Республики и Словацкой Республики «в качестве самостоятельных, суверенных и независимых государств» в связи с тем, что «в соответствии с Конституционным законом, принятым Федеральным собранием Чешской и Словацкой Федеративной Республики 25 ноября 1992 года. Чехословацкая Федерация прекращает свое существование с 1 января 1993 года и образуются два новых государства — Чешская Республика и Словацкая Республика».

    «СССР — естество демократии в условиях имперского тоталитаризма» — страница 1

    Подзаголовок — «Сегодня исполняется 70 лет со дня создания Союза Советских Социалистических Республик»

    «Они думали, что создают его на века. Более того — претендовали на то, что в будущем вся планета превратится в единый СССР. Не получилось, да и не могло получиться. Что бы там ни говорили, СССР все-таки являл собой империю и был (в государственном и международном отношении) прямым продолжателем царской Российской империи. А ни одна империя не способна существовать долго.

    По определению, империи не могут быть демократическими государствами. Советская империя была тоталитарной, а в некоторые свои периоды — почти фашистской. Во всяком случае, геноцид, территориальная и идеологическая экспансия были в эти периоды краеугольными камнями политики СССР. Это все — зло. <…>

    СССР — четвертьвековой период жизни громадного региона земного шара. Это история, это родина, это память и это наследие, которое нужно преодолеть во всем худшем, что в нем есть. Любовь между мужчиной и женщиной, любовь родителей к детям и детей к родителям развиваются по одинаковым естественным законам, что в империи, что вне ее. Навязанные государством юридические законы и обязательные нормы, часто чисто ритуальные, поведения людей могут извратить многое, но никогда — все и навсегда. <…>».

    «Своим поступком мы ускорили создание украинского флота» — страница 1, 3

    Подзаголовок — «Командир мятежного корабля не жалеет о содеянном»

    [Сергей Настенко, командир капитан-лейтенант СКР-112]: «<…> — Хотел бы начать с того, что 26 января 1992 года личный состав нашего корабля принял присягу на верность народу Украины. Это было настоящее волеизъявление экипажа. В этот же день по указанию тогдашнего командующего Черноморским флотом адмирала Игоря Касатонова, как стало известно позднее, нас по одному стали вызывать в штаб военно-морской базы и требовать отказаться от присяги. Все проявили стойкость. Затем на корабль прибыл Касатонов. Начались уговоры, попытки убедить нас в ошибочности принятого решения. Но мы сказали Касатонову, что готовы выполнять все задачи командования Черноморского Флота до раздела флота, но мы уже — флот независимой Украины. После этого начались гонения. Если мы уходили в море, к нам подсаживали офицеров из командного состава, не принявших украинскую присягу. К тому же по итогам года корабль был одним из самых лучших, но в приказе командира базы ни один моряк не был поощрен… <…>

    Но тем не менее украинский флот создается, и это очень радует. Украина уже располагает кораблем управления «Славутич», кораблем на воздушной подушке «Донец», завершает ходовые испытания большой противолодочный корабль «Гетман Сагайдачный». Наш СКР-112 — тоже украинский корабль. С верфей заводов Николаева, Керчи и Феодосии вскоре будут спущены на воду еще несколько украинских кораблей. Уверен, что своим поступком мы ускорили создание украинского флота. Касатонов ушел, и я уверен, что еще месяц-другой, и все будет нормально… <…>».

    «Межпарламентская ассамблея разъехалась» — страница 1

    Подзаголовок — «Хасбулатов и Шапошников удовлетворены»

    «<…> Участники МПА приняли за основу ряд «рекомендательных законодательных актов», признали целесообразным организовать «обмен опытом и информацией» между странами СНГ по вопросу о конституционных реформах, а также приняли «согласованные антидискриминационные принципы регулирования гражданства в государствах-участниках Ассамблеи». Кроме того, МПА обсудила ход работы над проектом Устава СНГ и отложила вопрос о создании комитета по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. <…>

    Доминировавший над 80 участниками МПА, Руслан Хасбулатов вообще был оптимистичен. Он заявил, что в последнее время происходит сильный всплеск интеграционных настроений среди различных слоев населения СНГ, и заметил, что распад СССР не был неизбежен, а явился лишь следствием «грубых просчетов и ошибок политиков, действия разрушительных политических сил и деятелей». <…>».

    «Не покладая рук трудились Козырев с Иглбергером в Женеве» — страница 1

    «О том, что Андрей Козырев готов заключить пари на бутылку виски, что договор СНВ-2 будет готов к подписанию в ближайшие дни, сообщили все мировые информационные агентства, равно как и о том, что госсекретарь США оценивает шансы на успех «выше, чем 50 на 50». Желающих побиться с Козыревым об заклад не нашлось, но вечером в понедельник оптимизма у сторон поубавилось. Переговоры проходят при закрытых дверях, и журналистам остается лишь строить догадки вокруг тех крупиц информации, которые все же просачиваются, и интерпретировать заявления главных действующих лиц всяк на свой лад. Насколько можно судить, главной проблемой остается судьба американских ядерных бомбардировщиков В-1 и В-52, которые Вашингтон хотел бы не уничтожать, а переоборудовать под обычные вооружения… <…>

    Вчера во второй половине дня стало известно, что женевская встреча закончилась удовлетворением сторон. По словам Иглбергера, сам дух переговоров и их результаты отражают новый уровень отношений между США и РФ. Партнеры пришли к согласованным решениям, однако ответили, что последнее слово принадлежит президентам двух стран. <…>».

    «Новый премьер отменяет аукцион недвижимости в Москве» — страница 2

    Подзаголовок — «Город лишается солидных инвестиций в жилищное строительство»

    «В понедельник, 28 декабря, в одной из лучших гостиниц Москвы — «Балчуг-Кемпински» Внешнеэкономическая ассоциация «Интерстройсервис» должна была подвести итоги международного конкурса на право приобретения в собственность Дома проектных организаций (ул. Смольная, д. 24). Это 19-этажное панельное здание общей площадью более 23 тыс. кв. м является сегодня самым крупным объектом муниципальной собственности в столице. <…>

    Однако за сутки до начала конкурса, а именно 24 декабря вечером, руководство ассоциации получило копию постановления премьер-министра России г-на Черномырдина «Об отзыве права муниципальных властей на реализацию объекта — Дом проектных организаций через аукцион». <…>

    «Совершенно очевидно, что это здание, находящееся на полпути из аэропорта Шереметьево к центру Москвы, является лакомым куском для госструктур. Я уверен, что именно директорско-промышленное лобби оттянуло на себя это здание. При Гайдаре, который проводил политику последовательной коммерциализации, такое было бы невозможно».

    «Комиссия заместителей» — страница 2

    Подзаголовок — «Правительство взялось за армейские проблемы»

    «Масса нерешенных проблем в армии (при том, что занимается ими несчетное количество правительственных, парламентских и общественных комиссий и комитетов) потребовала создания еще одного органа — Межведомственной комиссии правительства России по социальным вопросам военнослужащих и членов их семей. В комиссию вошли 24 человека, в том числе заместители министра безопасности, внутренних дел, обороны, финансов, труда, юстиции, госкомимущества, внешнеэкономических связей и т. д., возглавил ее вице-премьер правительства Борис Салтыков… <…>

    Первое заседание Межведомственной комиссии 28 декабря было посвящено больным вопросам российской армии — нехватке жилья и проблемам переподготовки уволенных и увольняемых из армии офицеров. Выяснилось, что у военных и гражданских по-прежнему на это разные взгляды. Для военных главное — получить от государства деньги на переподготовку офицеров и жилье. Штатские же, в частности, заместитель министра финансов и председатель Координационного комитета по переподготовке офицеров, увольняемых в запас, мягко отвечали, что в Министерстве обороны есть средства для строительства, но строит оно почему-то военные городки, где нет работы, и т. д.… <…>».

    «Хасбулатов виноват» — страница 2

    «Первый заместитель председателя Моссовета Юрий Седых-Бондаренко распространил на сессии Моссовета открытое письмо в адрес председателя ВС РФ Руслане Хасбулатова.

    В письме Седых-Бондаренко ссылается на высказывание Хасбулатова в »Независимой газете» от 24 ноября, в котором спикер заявил, что «президенту… дана возможность принимать указы, противоречащие законодательству, при условии их последующего одобрения парламентом…». Комментируя данное высказывание, Седых-Бондаренко заявил, что несчастна страна, «спикер которой демонстрирует подобный уровень правосознания — не только правового государства, обычного порядка на улицах не увидишь».

    «Коррупция в России» — страница 2

    «На состоявшемся 29 декабря брифинге в МВД РФ начальник Главного управления по организованной преступности Михаил Егоров сообщил, что в 1992 году в России против коррумпированных представителей государственной власти и управления было возбуждено более 1,5 тысячи уголовных дел. Разоблачено 400 государственных чиновников, связанных с организованными преступными группами… Как сказал М. Егоров, в этом году впервые с 1986 года наметился прогресс в реализации дел по фактам взяточничества. Тем не менее, сыщикам все чаще приходится встречать явное и скрытое давление при расследовании дел. М. Егоров сказал, что служба, которую он возглавляет, получила мощную поддержку в правительстве. Специальным распоряжением ее подразделениям на 19 тысяч человек увеличена штатная численность. Кроме того, им выделяется современная техника, в том числе вертолеты и бронетранспортеры».

    «Решение Моссовета о выборах главы Московской городской администрации» — страница 2

    «Указом от 6 июня 1992 года №564 «О Г. X. Попове« президент Российской Федерации освободил Попова Гавриила Харитоновича от обязанностей мэра города Москвы по личной просьбе, чем нарушил требования Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 года №2449–1 «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации»: досрочное прекращение полномочий главы городской администрации на основе личного заявления о сложении полномочий является исключительной компетенцией Московского городского Совета народных депутатов (статья 68). <…>

    Учитывая эти обстоятельства. Московский городской Совет народных депутатов, руководствуясь Законом Российской Федерации от 24 октября 1991 года №1803–1 «О выборах главы администрации» и постановлением съезда народных депутатов Российской Федерации от 10 декабря 1992 года «О главах администраций»,

    РЕШИЛ:

    1. Назначить выборы главы Московской городской администрации.
    2. Провести выборы главы Московской городской администрации в воскресенье, 28 февраля 1993 года.
    3. Возложить подготовку и проведение выборов главы Московской городской администрации на окружную и участковые избирательные комиссии по выборам главы Московской городской администрации. <…>».
     

    «Обстрелы российских войск в зоне ЧП продолжаются» — страница 3

    Подзаголовок — «В Чечне идут военные учения»

    «Нападение на российские посты, расставленные в обеих республиках по условиям ЧП, становятся привычной строкой в оперативных сводках МВД России. 28 декабря вечером со стороны гор был обстрелян КПП на окраине поселка Чми Советского района Владикавказа. Нарядом российских внутренних войск был открыт ответный огонь, и на позиции был выдвинут БТР. При переезде по мосту через Терек БТР подорвался на мине, получил повреждения. Среди личного состава потерь нет. Мост разрушен. На месте работает оперативно-следственная группа МВД России… <…>

    Между тем соседняя Чечня, обеспокоенная симптоматичными, на ее взгляд, маневрами российских военных вблизи своих границ (Грозный утверждает, что продолжается накапливание военной техники и людских ресурсов в приграничных отрядах РА, идет замена «срочников» на контрактных военнослужащих среди офицерского и рядового состава), третий день проводит командно-войсковые учения. Пресс-служба президента ЧР сообщает, что в учениях принимают участие «силы быстрого развертывания», в которые входят бронетанковая часть, отряд полиции особого назначения и ударно-штурмовая бригада. Учения под командованием президента генерала Дудаева посвящены отработке взаимодействия всех военных и гражданских структур на случай возможной агрессии со стороны России… <…>».

    «Оппозиция подводит итоги года» — страница 3

    Подзаголовок — «РУХ и »Новая Украина» — за окончательную ликвидацию советской власти»

    «На состоявшейся 28 декабря 1992 года совместной пресс-конференции лидеры двух самых мощных оппозиционных движений республики: народного РУХа — Вячеслав Чорновил и объединения «Новая Украина» — Владимир Силенко, — подводя итоги уходящего года, назвали его «годом потерянных возможностей и горьких уроков». По мнению лидера РУХа, единственным позитивом положения, сложившегося на Украине, является то, что в будущем году оппозиция будет точно знать, чего ей не нужно делать, и будет исправлять свои ошибки политическим натиском на нынешние органы власти… <…>

    Внешним вpaгoм Украины Вячеслав Чорновил назвал те российские силы, которые пытаются сегодня задушить украинскую независимость экономически. При этом лидер РУХа заявил, что он никогда не преувеличивал российскую угрозу, а Бориса Ельцина считал и считает гарантом хороших украинско-российских отношений. Но угроза исходит от нынешних изменений в российской политической системе. <…>».

    «Якутия — это будущее России» — страница 3

    Подзаголовок — «Президент Республики Саха Михаил Николаев требует внимания»

    «<…> — Я неоднократно говорил, что нужно корректировать стратегию введения рыночных отношений на Крайнем Севере. Второе — нужно совершенствовать кредитную систему. Якутия — республика кредитоемкая. Для снабжения изолированных районов необходимо накапливать товары восемь месяцев, чтобы успеть доставить их за полтора месяца арктической навигации. Для этого в этом году республика получила кредитов на 100 миллиардов рублей. Но оборачиваемость кредита очень медленная, а процентные ставки практически такие же, как и в других регионах России. <…>

    — Якутия — это будущее России. Благосостояние Российской Федерации в будущем будет во многом определяться экономикой Республики Саха. Поэтому сегодня надо вкладывать средства, защитить людей, проживающих в труднейших условиях. Глубоко убежден, что не только золото и алмазы, но нефть, газ, уголь, редкоземельные металлы, добываемые в Якутии, смогут поднять экономику не только нашей республики, но и России… <…>».

    «Цена безопасности» — страница 4

    Подзаголовок — «Размышления о ядерной доктрине России»

    [Владимир Белоус, Центр стратегических исследований]: «<…> В последние годы как в Советском Союзе (ныне в России), так и в США необходимым условием поддержания стратегической стабильности считается не количественное равенство СНВ двух сторон — паритет, а способность нанести в ответных действиях гарантированный «неприемлемый» ущерб. Ведь, как утверждал Дж. Гэлбрейт, «пепел социализма едва ли будет отличаться от пепла капитализма». <…>

    В новом соглашении определено, что сокращения будут осуществляться путем уничтожения пусковых установок ракет и тяжелых бомбардировщиков с применением процедур, предусмотренных и Договоре о СНВ, и путем уменьшения числа боеголовок на существующих ракетах, за исключением тяжелых ракет, которые должны быть ликвидированы полностью. К тяжелым ракетам отнесены ракеты С-18, которые имеются только у России. <…>

    Ядерная стратегия России как важнейшая часть военной доктрины нуждается в глубокой научной проработке. Намечаемые сокращения СНВ необходимо проводить с таким расчетом, чтобы надежно обеспечивалась безопасность России, стран СНГ и при этом они были бы минимально обременительными для экономики страны. При этом следует учитывать, что функция СНВ — выполнение боевых задач — первична, а их состав и структура — вторичны».

    «Чекисты Кубани обещают работать без протоколов» — страница 6

    Подзаголовок — «По их сведениям, в крае шел активный сбор компромата на должностных лиц»

    «<…> Александр Татько, начальник отдела по борьбе с коррупцией и контрабандой, посетовал, что в российском уголовном законодательстве нет определения понятия «коррупция». Тем не менее после выхода указа президента Ельцина о борьбе с коррупцией местные чекисты передали во властные структуры информацию в отношении 103 сотрудников государственных органов, уличенных во взяточничестве. По словам А. Татько, «на подходе еще 74 кандидата»… <…>

    «Скоординированная деятельность ряда спецслужб, правительственных и неправительственных политических организаций некоторых стран направлена на создание на Северном Кавказе зависимого от них «горского государства» с последующим ослаблением и вытеснением России из этого региона. Мы прогнозируем и выявляем негласную политическую, экономическую и военную поддержку экстремистских сил в Конфедерации горских народов Кавказа и других национальных движений», — сказал Владимир Полев, начальник штаба Управления МБ. <…>».

    «Правительственным чиновникам не обойтись без супербиблиотеки» — страница 6

    Подзаголовок — «Ее распорядился создать президент России»

    «Успешная деятельность нашей библиотеки во многом определит успех политики российского правительства», — утверждает кандидат исторических наук Валерий Зайцев, директор Правительственной библиотеки России. Созданная в ноябре 1991 года распоряжением президента Российской Федерации, она объединила библиотечные фонды Управления делами ЦК КПСС, секретариата Верховного Совета СССР и союзного Совмина. <…>

    На сегодня библиотека, возглавляемая Валерием Зайцевым, пожалуй, единственное подобное учреждение в России, которое близко к компьютеризации всех библиотечных процессов. На создание вышеупомянутой мощной информационной системы 7 месяцев назад правительством были выделены значительные валютные средства. Часть из них пойдет на создание совместно с Управлением информационных ресурсов администрации президента России единых информационных ресурсов администрации президента и аппарата правительства РФ, содержащих сведения о базе данных и способах доступа к ним. <…>».

    «Еще раз о бюджете Российской академии наук» — страница 6

    Подзаголовок — «Центракадемснаб и Центракадемстрой все-таки нужны»

    [Всеволод Медведев, член-корреспондент РАН]: «Публикация Бориса Думеша «Оговорки по Фрейду» («НГ», 28.11.92) требует разъяснений. Почти неизбежное сокращение численности сотрудников РАН оценивается в статье в 30%. С другой стороны, по прикидке автора, аппарат президиума РАН должен поглощать 20–30% общего бюджета академии. При этих цифрах автор ставит восклицательный знак и добавляет: «Дороговато, не правда ли?» Читателя подводят к выводу: если перебросить деньги из бюджета аппарата в институты, то проблема сокращения снимается сама собой. <…>

    Для справки можно сообщить, что в 1992 г. академическим институтам через Центракадемснаб (в 1989 году он преобразован в Главное управление материально-технического обеспечения РАН) было поставлено специальных научных приборов, оборудования, химреактивов, цветных, редкоземельных металлов и т. д. на сумму более полумиллиарда рублей. В нынешних условиях вряд ли институтам удалось бы приобрести данную продукцию по другим каналам.

    Центракадемстрой за 11 месяцев текущего года выполнил строительно-монтажных работ на сумму более 1 млрд. руб., в том числе 385 млн. руб. потрачены на жилищное строительство и 60 млн. руб. — на объекты здравоохранения… <…>».

    «Российская газета» / Издание Верховного Совета Российской Федерации. — 1992. — 30 декабря, среда. — №279 (615). — 8 полос.

    «Изменение курса или пропагандистский трюк?» — страница 1, 2

    «Трудно было даже предположить, что в последний день работы российского парламента перед новогодними каникулами одна из самых занимательных коллизий возникнет при обсуждении едва ли не самого скучного по формулировке вопроса. А именно во время дискуссии по проекту закона на 1993 год о страховых тарифах взносов в фонд социального страхования в фонд занятости населения и на обязательное медицинское страхование граждан. <…>

    Председатель Комиссии по социальной политике Михаил Захаров, представляя законопроект, предложил изыскать деньги на медицинскую страховку, сократив выплаты в Пенсионный фонд с 31.6 процента от зарплаты до 28 процентов. Разницу — 3.6 процента — предприятия и должны будут переводить на обязательное медицинское страхование своих работников. <…>

    Что ж, о попытках запустить руки в Пенсионный фонд, о надеждах подлатать разваливавшуюся программу реформ за счет и без того ограбленных и униженных стариков и старух мы уже писали. Сообщали также, что эти устремления были парламентариями отвергнуты. Теперь министр финансов решил «прижать» фонд, использовав тот самый аргумент, который его правительство в течение всего года высокомерно отвергало: «Давайте о людях подумаем».

    Что это — пропагандистский трюк? Стремление переложить на »ретроградов-парламентариев» ответственность как за будущий недостаток средств на страховую медицину (а значит, и за ее грядущий провал), так частично и за продолжающийся налоговый пресс на предприятия? <…>».

    «Главным был дух согласия» — страница 1

    Подзаголовок — «Вчера в Санкт-Петербурге завершила работу Межпарламентская ассамблея государств-участников СНГ»

    « — Особенностью нынешней встречи парламентариев государств-участников СНГ было то, — сказал на пресс-конференции, посвященной итогам работы ассамблеи председатель ее совета, Председатель Верховного Совета России Руслан Хасбулатов, — что она впервые прошла в своей штаб-квартире в Таврическом дворце и приняла серьезные рекомендательные законодательные акты по важнейшим вопросам сотрудничества. Состоялась полезная дискуссия, которая поможет парламентам стран СНГ при подготовке и принятии ими законодательных актов. Ассамблея станет мощной поддержкой и руководителям государств и правительств. <…>

    Принятые документы говорят сами за себя. Вот важнейшие из них:

    — О конституционных реформах в государствах — участниках Содружества независимых государств.

    — О реализации договоренностей о сближении национальных законодательств.

    — О согласованных принципах регулирования гражданства. <…>

    — Я считаю, — заявил маршал, поддержав высказанную ранее председателем Совета Межпарламентской ассамблеи Р. Хасбулатовым мысль, — что СНГ не рок и не историческая необходимость, а изгиб истории и его выправят. Военные устали от неразберихи, от своей социальной незащищенности. Через год или два придут другие и спросят с тех, кто все это организовал. <…>».

    «Очень трудно убедить сограждан, что все не так уж и плохо» — страница 1

    «Президент России подписал Указ «О Федеральном информационном центре России». <…>

    Попытка монополизировать российскую прессу вызвала однозначную реакцию у представителей самых разных изданий. Предлагаем вашему вниманию мнения тех, кто откликнулся на это, прямо скажем, недемократическое решение в первые же дни.

    Евгений Майоров, главный редактор газеты «Вечерний Петербург»:

    — Честно говоря, не очень понимаю, зачем создавать новую федеральную информационную службу, если есть Министерство печати. Хочется надеяться, что Михаил Полторанин, которого я знаю как человека последовательных демократических убеждений, не превратит центр в своеобразный идеологический отдел, с которым мы были хорошо знакомы… <…>

    Сьюзен Витс, Би-би-си:

    Поставив Михаила Полторанина во главе вновь созданного Федерального информационного центра России, Ельцин как бы обошел с фланга своих консервативных противников сразу на двух фронтах. Он не только дал своему ближайшему советнику Полторанину контроль за интерпретацией правительственной политики в средствах массовой информации, но также сделал его первым заместителем премьер-министра, непосредственно ответственным перед Президентом. Это значит, что Полторанин более или менее независим от вновь назначенного консервативного премьер-министра Черномырдина. <…>».

    «Президент Казахстана — доктор» — страница 1

    «В канун Нового года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев преподнес себе поистине новогодний подарок — защитил диссертацию на соискание степени доктора экономических наук по теме: «Стратегия ресурсосбережения в условиях становления и развития рыночных отношений». Защита диссертации проходила 29 декабря в Российской академии наук. В ходе научного доклада диссертант отметил, что научная работа помогает ему «всесторонне подходить к проблемам рыночной экономики и управлению сложным хозяйством Казахстана»… <…>».

    «Заседание коллегии правительства России» — страница 1

    «Вчера правительством России принято решение о переходе на смешанный способ комплектования личным составом внутренних войск Российской Федерации.

    Руководитель аппарата правительства Алексей Головков сообщил, что таким образом «будет формироваться относительно небольшое число подразделений, в основном задействованные в горячих точках, где обычные срочные служащие испытывают большие трудности». <…>».

    «Власть и бизнес» — страница 1, 3

    [Сергей Филатов, первый заместитель Председателя Верховного Совета Российской Федерации]: «<…> Если по данным на май с.г. в различных регионах страны было выявлено и мерами прокурорского реагирования пресечено 700 фактов прямого участия руководящих работников представительной и исполнительной власти в работе предпринимательских структур, то в ходе последних проверок только в Тюменской области — 126, Свердловской — 48, Иркутской — 30, Белгородской — 27, Тверской — 23, Краснодарском крае — 73, а всего по России — более 2000 таких фактов. Органами внутренних дел в 1992 году выявлено 1037 человек совмещающих государственную службу с работой в предпринимательских структурах <…>

    Некоторые руководители в целях маскировки своего участия в предпринимательской деятельности входят в коммерческие структуры как учредители в составе юридического лица. Такая форма коммерциализации должностных лиц представляет еще большую опасность для общества. Передавая в качестве паевого взноса в образуемые коммерческие структуры государственное имущество и действуя уже внутри такой структуры, они вовлекают в ее деятельность своих родственников и близких друзей. <…>

    Прежде всего требует немедленного ужесточения контроль за участием должностных лиц в коммерческой деятельности со стороны высших органов власти на местах. Руководители Советов народных депутатов, главы администраций должны немедленно навести порядок с этим вопросом в своих регионах. Генеральному прокурору Российской Федерации и подчиненным ему прокурорам следует усилить надзор за исполнением законодательства, регулирующего взаимоотношения между государственными органами, должностными лицами, с одной стороны, и предпринимательскими структурами — с другой. <…>».

    «Правая, левая где сторона…» — страница 2

    [Сергей Волков, доктор исторических наук]: «<…> — Считается, что воплощением «объединенной оппозиции» стал Фронт национального спасения. Конечно, его создание явилось триумфом национал-большевистской идеологии, но что там было «правого»? Сидевшие в президиуме 3–4 человека, известные в прошлом правыми взглядами, никого, кроме себя, не представляли (даже М. Астафьев и. Константинов не представляли кадетов и РХДД — эти организации приняли решение не входить во фронт). <…>

    Пропагандируемое совместными усилиями демократических властей и красной оппозиции утверждение о наличии «объединенной право-левой оппозиции» есть миф, распространенность которого объясняется равной заинтересованностью обеих сторон в его существовании: одним он нужен для доказательства идейного родства всех своих противников, другим — для реализации претензий говорить от имени «всех патриотических сил». <…>

    Правая идеология, основывающаяся на освященных тысячелетней исторической традицией ценностях, лежащих в основе мировой цивилизации, абсолютно непримирима с составляющими сущность всех левых тенденций попытками уничтожения, умаления или извращения этих ценностей. Объединение правого с левым в принципе невозможно, так как их противостояние есть основа всякого политического деления общества. <…>».

    «Российский солдат защитит себя» — страница 2

    «<…> Ни у кого не должно быть сомнений, что с созданием необходимых условий в России по размещению войск они будут выведены на ее территорию в кратчайшие сроки.

    Однако сегодня приходится с горечью констатировать, что войска и силы флота, находящиеся под юрисдикцией России и дислоцированные на территории государств Прибалтики, в республиках Закавказья, Средней Азии, Республики Молдова, выполняют поставленные перед ними задачи в исключительно сложной обстановке, испытывая на себе постоянное моральное давление и прямые угрозы, а нередко и подвергаясь вооруженным нападениям. <…>

    Министерство обороны с чувством глубокой обеспокоенности обращается ко всем главам государств и правительств, к руководству военных структур государств, где временно находятся российские войска, с просьбой безотлагательно принять необходимые меры по недопущению к ним противоправных действий, ускорению проработки и подписания соглашений об их статусе.

    Министерство обороны вынуждено заявить, что в случае продолжения противоправных действий в отношении российских военнослужащих и членов их семей, в соответствии с Постановлением правительства России от 20 июня 1992 года №407 войсками будут приняты самые решительные меры, включая и вооруженные действия по защите своей чести, достоинства и жизни».

    «Товар он и есть товар. Не стреляет, не травит» — страница 2

    «Госстандарт России и Государственный таможенный комитет Российской Федерации информируют, что с 1 января 1993 года вступает в действие «Временный порядок ввоза на территорию Российской Федерации товаров, для которых требуется подтверждение их безопасности», принятый в соответствии с Законом РФ »О защите прав потребителей». <…>

    Подтверждением безопасности может быть как российский, так и зарубежный сертификат, если таковой признается нашей страной в соответствии с международными, региональными или двусторонними соглашениями. В последнем случае документ проверяется российским органом по сертификации, который выдает «Свидетельство о наличии сертификата», служащее основанием для пропуска товара через границу. <…>».

    «На Кубани поменялся караул» — страница 2

    «<…> Кризис власти краевой Совет попробовал разрешить еще в июне, выразив на сессии недоверие главе администрации края Василию Дьяконову. Главным оппонентом выступил тогда его первый заместитель и председатель правительства Николай Егоров, опубликовавший в местных средствах массовой информации открытое письмо к Дьяконову с резкой критикой его действий, а затем пространную статью «Как нам обустроить Кубань». В обоих материалах Егоровым была заявлена центристская позиция, суть которой в эволюционном переходе к рыночной экономике… <…>

    Параллельно в комитетах и комиссиях краевого Совета шло обсуждение своей кандидатуры. Когда свели их мнения воедино, то абсолютным лидером среди претендентов оказался Николай Егоров. Малый Совет решил в конце декабря созвать очередную сессию, в повестке дня которой третьим вопросом значилось «О главе администрации края». Но едва сессия началась, как третий вопрос депутаты перенесли на первое место. Ни для кого не было секретом, для чего созывалась сессия, и, похоже, депутаты решили не разъезжаться, пока не будет решен вопрос о новом руководителе администрации края. Хотя отдельные фракции настаивали на проведении всекубанских выборов главы исполнительной власти, большинство депутатского корпуса не поддержало эту идею… <…>».

    «Копить долги — дело рисковое» — страница 3

    [Александр Бевз, Институт США и Канады Российской академии наук]: «Внешний долг странам Запада, унаследованный Россией, приближается к 80 миллиардам долларов. Для выполнения обязательств по его погашению в полном объеме нам бы пришлось ежегодно выплачивать 15–20 млрд. долл. в течение ближайших 5 лет. Это составляет от половины до двух третей всех экспортных доходов страны. Таких денег у нас просто нет. Иначе пришлось бы полностью отказаться от импорта, в том числе продовольствия и лекарств. Отказ платить по долгам в одностороннем порядке также невозможен… <…>

    В настоящее время основным предметом дискуссий и является вопрос о предельной ежегодной сумме платежей, которая соответствовала бы нашим реальным возможностям в ближайшие годы. Именно с этим связан перерыв в заседаниях Парижского клуба и направление в Москву экспертной группы. Другими спорными моментами являются вопросы о включении в общую сумму реструктурируемой задолженности краткосрочных кредитов и просроченных процентов, а также порядок погашения гарантированных государством банковских займов. <…>

    Одним из наиболее серьезных препятствий на пути реализации договоренностей, достигнутых в рамках Парижского клуба, может оказаться необходимость согласия России на программу финансовой стабилизации под контролем Международного валютного фонда с весьма жесткими контрольными показателями по размерам бюджетного дефицита и кредитной эмиссии на 1993 год. Подобная программа является необходимым условием для получения оставшейся части резервного кредита МВФ (около 3 млрд. долл.), введения в действие соглашений об отсрочке внешней задолженности и предоставления новых кредитов в 1993 году… <…>».

    «Микросхема выбирает телевизор» — страница 3

    [Валерий Анкудинов, кандидат технических наук]: «<…> Но что такое «оборонное предприятие»? В прямом смысле их нет. Или почти нет. Почти никто не делает оружие от начала до конца в одиночку. Поставщиков компонентов назвать оборонщиками можно с большой натяжкой. Их следовало бы считать предприятиями, выполняющими связанные с военной техникой заказы. В значительной мере это заводы радиоэлектронного комплекса. А микросхема и есть микросхема. Она одинакова и в телевизоре, и в ракетной системе наведения. <…>

    Так где же выход? Предприятия, связанные с оборонной тематикой, имеют главное богатство — высококвалифицированных специалистов. Несколько (может быть, и десятки) предприятий, объединившись в межотраслевые ассоциации «по интересам», могут на взаимовыгодной основе наладить разработку и выпуск комплектного современного оборудования. В ассоциации могут войти зарубежные участники — «ближние» и »дальние». Возможна закупка за рубежом лицензий… <…>».

    «Закон Российской Федерации О государственном внутреннем долге Российской Федерации» — страница 4

    «<…> Статья 1. Общие положения

    1. Государственным внутренним долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Правительства Российской Федерации, выраженные в валюте Российской Федерации (далее — долговые обязательства Российской Федерации) перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации.

    2. Государственный внутренний долг Российской Федерации обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства Российской Федерации. <…>

    Статья 3. Управление государственным внутренним долгом Российской Федерации

    1. Определение политики в отношении государственного внутреннего долга Российской Федерации осуществляет Верховный Совет Российской Федерации на основе предложений, представляемых Правительством Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации.

    Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации устанавливается Верховным Советом Российской Федерации при утверждении республиканского бюджета Российской Федерации на предстоящий финансовый год. <…>

    Президент Российской Федерации Б. ЕЛЬЦИН».

    «Закон Российской Федерации О несостоятельности (банкротстве) предприятий» — страница 4, 5

    «Настоящий Закон определяет условия и порядок объявления предприятия несостоятельным должником и осуществления конкурсного производства, устанавливает очередность удовлетворения требований кредиторов.

    Закон создает правовую основу для принудительной или добровольной ликвидации несостоятельного предприятия, если проведение реорганизационных процедур экономически не целесообразно или они не дали положительного результата. <…>

    Статья 1. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)

    Под несостоятельностью (банкротством) предприятия понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника. <…>

    Статья 2. Типы применяемых к должнику процедур

    1. В соответствии с настоящим Законом в отношении должника применяются следующие процедуры:

    • реорганизационные;
    • ликвидационные;
    • мировое соглашение.
     

    2. Реорганизационные процедуры включают внешнее управление имуществом должника и санацию. <…>

    Статья 3. Подведомственность дел о несостоятельности (банкротстве)

    1. Дела о несостоятельности (банкротстве) предприятия рассматриваются Высшим арбитражным судом республики в составе Российской Федерации, краевым, областным, городским арбитражным гулом, арбитражным судом автономной области, автономного округа по месту нахождения предприятия-должника, указанному в его учредительных документах. <…>

    Президент Российской Федерации Б. ЕЛЬЦИН».

    «У меня не осталось ни одной степени свободы» — страница 7

    [Аскар Акаев, президент Республики Кыргызстан]: « — Когда парламент выбирал меня президентом, я сразу сформулировал основные принципы. Первый: главная цель и средство нашей политики — обеспечить мир и межнациональное согласие. Второй — мы должны права граждан ставить выше приоритета нации. Третий, пожалуй самый трудный: я тогда поставил на карту все, — земельный кодекс. Без него было невозможно начать земельную реформу. Когда в парламенте большинство стояло на том, что земля является достоянием исключительно киргизского народа и принадлежит только ему, то пришлось им напомнить, что у нас из четырех с половиной миллионов свыше миллиона русскоязычного населения! Представляете? Значит, эта норма ущемляла его интересы… <…>

    …Более 80 процентов киргизов владеют русским языком. В их жизни он сыграл великую роль, историческую, потому что через него, через русскую культуру мы приобщились к мировой культуре, к мировой цивилизации. Поэтому русский будет жить как язык межнационального общения. Я всегда призываю никоим образом не принижать роль русского языка в нашей жизни. Ведь русскоязычное население в Кыргызстане главным образом волнуют даже не экономические или другие трудности, а то, будет ли у него возможность дать образование детям на родном русском языке. Дать им такую перспективу, твердую гарантию — необходимо. Мы с Борисом Николаевичем договорились отразить это в Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Кыргызстаном и Россией… <…>».

    «СБСЕ и ООН: борьба за миротворчество» — страница 7

    [Сергей Гейвандов, Сергей Самуйлов, кандидаты исторических наук]: «<…> Международным обеспечением безопасности на гигантском евразийском пространстве, включая территорию бывшего СССР, призвано заниматься прежде всего СБСЕ. Прошедшие встреча глав государств — участников этого форума «Хельсинки-2» и декабрьская сессия совета министров иностранных дел в Стокгольме наметили ряд мер по его реформированию. Учрежден новый пост верховного комиссара по делам национальных меньшинств, на который назначен бывший министр иностранных дел Нидерландов М. ван дер Стул. Его основная задача — обеспечить «раннее предупреждение» о потенциально взрывоопасных ситуациях, грозящих перерасти в вооруженные межнациональные конфликты. <…>

    Российская делегация в Стокгольме предложила провести специальную чрезвычайную встречу по масштабным миротворческим операциям, а также высказала интересную идею о необходимости координации миротворческих усилий России с действиями СНГ и СБСЕ. <…>».


    Слабость сильного