Ельцин Центр

Дайджесты и комментарии
  • 1991
  • 1992
  • 1993

    Картина дня в газетных выдержках и цитатах. Этот день 8 сентября — среда. По материалам «Независимой газеты», «Российской газеты» и «Известий»

    «Известия» / Учредитель: Журналистский коллектив «Известий» — 1993. — 8 сентября, среда. — № 170 (24025). — 8 полос.

    «Высшие государственные мужи России затевают переписку во спасение экономики» — страница 1, 2

    «Бурная переписка по концептуальным экономическим проблемам завязалась с верхнем эшелоне российской исполнительной власти. Не прошло и недели после того, как министр экономики Олег Лобов направил письмо президенту страны «Об экономической ситуации в стране и неотложных мерах по ее стабилизации», как появились сообщения о новом послании главе государства на экономическую тему, к которому оказался причастен первый вице-премьер. <…>
    Что касается конкретного содержания записки, то в изложении причастных к ее созданию работников выглядит оно довольно расплывчато. Речь, судя по всему, идет о том, что необходимо приостановить приватизацию и разобраться с возникшими в ходе ее проведения проблемами. <…>
    Лобов же в своей собственной записке президенту от 30 августа предлагает отказаться от сплошной бесплатной раздачи накопленного богатства. Значительная часть его должна продаваться, считает Лобов, и приводит пример стран Восточной Европы. <…>
    Минэкономики предлагает произвести переоценку основных фондов с коэффициентом 100 и проиндексировать при этом номинальную стоимость ваучера. Со ссылкой на Лобова называют цифру в 250 тысяч рублей. <…>
    Комментируя сообщение о записке Лужкова-Лобова, глава Госкомимущества Анатолий Чубайс заявил, что активизация столичного мэра связана с тем, что Госкомимущества России две недели назад создал комиссию по проверке всех заключенных в столице приватизационных сделок. <…>
    Что касается появившегося в последние дни президентского проекта об индексации основных фондов и приватизационных чеков, то его авторство уже тоже успели приписать Лобову и Лужкову. <…>
    Как стало известно, документ готовился без всякого участия мэра и одобрен им только в принципе. <…>
    Чем сложнее положение в экономике, тем больше появляется проектов по ее спасению и собственно спасителей. <…>».

    «Размен флота на нефть — сделка политическая» — страница 1
    «Произведенный президентами Б. Ельциным и Л. Кравчуком размен энергоносителей на Черноморский флот стал испытанием способности политических кругов Украины сочетать интересы страны и формы их защиты от властных структур и лиц, приставленных сегодня к этим интересам. <…>
    Левые партии — социалисты и коммунисты, всегда откровенно призывавшие к возврату Украины в союз в той или иной форме, не выразили своего одобрения президенту Л. Кравчуку, хотя он действовал как будто по их программе. <…>
    Все это демонстрирует, что президент Украины вновь выиграл внутриполитическую игру, разрушив начавшие было структурироваться оппозиционные его власти политические и общественные силы. При этом на пресс-конференции, проведенной 6 сентября, Кравчук утверждал, что вопрос о продаже флота еще не решен и не будет решен, если Верховным Совет найдет это невозможным. Но поскольку президент сам не видит иного способа обеспечить Украину энергоносителями, особенно в преддверии зимы, а также не высказал надежды, что способ погасить долги найдет кабинет министров, тем самым он подтвердил, что иного пути, кроме продажи флота, у Украины нет. <…>
    Для Украины не снижается риск нефтегазового шантажа в любом момент, как только России понадобится от нее еще что-нибудь. В России же собственность на флот не решает проблемы развития нефтегазовой отрасли. И вообще реализация подобного обмена представляется возможной только при создании не просто экономического, но военно-политического союза, так как здесь затронуты военные и территориальные интересы сторон. <…>».

    [Рубрика] «От наших корреспондентов и информационных агентств» — страница 1
    «Еще одна область видит себя республикой: Малый совет Воронежского облсовета заявил о необходимости повышения статуса области до уровня республик Российской Федерации. Депутаты обосновывают такое решение заботой о материальном благосостоянии и духовном развитии населения, а также стремлением добиться истинного равноправия всех субъектов Федерации. <…>».
    «Стипендии от Президента: Президент России Борис Ельцин издал распоряжение, касающееся размеров и порядка назначения стипендий президента РФ. <…> Назначение стипендий будет проводиться Государственным комитетом РФ по высшему образованию ежегодно с 1 сентября на один год для студентов и на срок от одного до трех лет для аспирантов».
    «Дело ГКЧП: Суд возобновился и решил: 7 сентября Военная коллегия Верховного суда России возобновила рассмотрение уголовного дела по обвинению 12 высших должностных лиц СССР в измене Родине. <…>».

    «Идея экономического союза в рамках СНГ начинает осуществляться» — страница 1, 2
    «Несмотря на отсрочку встречи глав государств и правительств стран СНГ, намечавшуюся на 7 сентября с целью создания экономического союза в рамках Содружества, серьезный шаг к этой цели все же сделан. Сегодня в Москве состоялась церемония подписания соглашения о практических мерах по созданию рублевой зоны нового типа. Его подписали представители правительств России, Казахстана, Узбекистана, Армении, Беларуси, Таджикистана, а также представители национальных банков этих стран.
    В документе, в частности, говорится, что, выражая стремление иметь общую денежную систему с использованием рубля — валюты РФ — в качестве законного платежного средства на территории сторон, участники соглашения исходят из того, что необходимыми условиями создания рублевой зоны нового типа являются согласованность основных параметров экономическом политики, унификация принципов таможенного, налогового, бюджетного, банковского и валютного законодательства, методов денежно-кредитного регулирования, обеспечения свободного движения товаров, инвестиции и рабочей силы между территориями сторон. <…>
    Первым шагом создания рублевой зоны станет обеспечение стабильности функционирования существующих денежных систем с использованием в наличном обращении их денежных единиц. <…>
    Стороны могут использовать на своей территории денежные билеты Госбанка СССР и Банка России образца 1961–1992 годов в качестве законного платежного средства. Их замена на рубли Российской Федерации будет осуществляться на основе двусторонних соглашений. <…>».

    «Материалы комиссии по борьбе с коррупцией: Первые выводы прокуратуры Москвы» — страница 1, 2
    «<…> По оценке Геннадия Семеновича [прокурор города Москвы] и его коллег, блок из 600–700 листов, поступивший из MBК, представляет собой мало систематизированный набор материалов, не снабженных какими-либо комментариями комиссии. <…>
    И все-таки первые выводы уже есть. Связаны они главным образом с деятельностью концерна «Агрохим» и с памятной телефонной беседой Генерального прокурора В. Степанкова с Д. Якубовским.
    Что до «Агрохима», то, по мнению прокуратуры, в действиях его должностных лиц есть признаки уголовно наказуемых злоупотреблений. <…>
    Отдельный блок в материалах МВК посвящен, по утверждению комиссии, причастности А. Руцкого к счету в швейцарском банке. Мы встречались, говорит Пономарев, с вице-президентом и остаемся с ним в телефонном контакте. Он ответил на интересующие нас вопросы, что помогло определить дальнейшие следственно-оперативные мероприятия. <…>
    Чем больше мы изучаем документы МВК, чем больше узнаем из масс-медиа об очередных разоблачениях, говорит Г. Пономарев, тем больше убеждаемся — все это чистая политика. <…>».

    «Таджикско-афганская граница заминирована» — страница 1
    Подзаголовок — «А Павел Грачев обвиняет бывшего министра безопасности в халатном отношении к ее охране»
    «На таджикско-афганской границе <…> проведены сложные инженерно-фортификационные работы. Вся эта система заграждений прикрыта плотным артиллерийско-минометным огнем. Об этом заявлено на брифинге в Министерстве обороны России. <…>
    Трагедия на 12-й заставе, по мнению Грачева, стала возможна потому, что прежнее руководство Министерства безопасности и погранвойск халатно отнеслись к выполнению своих прямых обязанностей по обеспечению пограничников всем необходимым, хотя им хорошо было известно по данным разведки, что оппозиция готовится к вооруженному нападению на российские заставы с применением тяжелой артиллерии. <…>
    По его словам, сейчас картина резко изменилась. В Таджикистане постоянно находится оперативная группа российской армии во главе с заместителем главкома сухопутных войск генерал-лейтенантом Соколовым, 201-я дивизия укомплектована добровольцами, обеспечена всей необходимой боевой техникой и вооружением, взаимодействие с пограничниками организовано по правилам военной науки, и это уже приносит свои результаты. <…>».

    «Цель забастовки — сохранить угольную промышленность» — страница 2
    «<…> Полностью не работали угольные предприятия Сахалина и Приморского края, Амурского бассейна, Красноярского края, Тувы, Ростова, Инты, часть шахт Воркуты и Кузбасса <…>
    По словам Ивана Мохначука [заместитель председателя профсоюза работников угольной промышленности России], шахтеры не выдвигали никаких политических требовании, не настаивали на увеличении заработной платы. Цель забастовки — сохранить угольную промышленность. Для этого правительство обязано выполнить уже принятые решения и указы президента, выделить обещанные 500 миллиардов рублей для освоения новых горизонтов, реконструкции действующих шахт, осуществления мер по обеспечению безопасности рабочих мест, строительства жилья для горняков. <…>».

    «Бастуйте вместе с нами, бастуйте лучше нас…» — страница 2
    Подзаголовок — «Призывает руководство Приморья дальневосточных коллег»
    «Приморский край находится в лучших экономических, географических, социальных условиях, нежели многие другие дальневосточные территории. <…>
    Социальная инфраструктура развита лучше, чем, скажем, на Сахалине, Камчатке или в Магаданской области. Беды же общие для всего Дальнего Востока: душит Москва неразумными налогами, унижает несправедливым распределением бюджетных средств, умопомрачительные энерготарифы парализуют работу промышленности, транспорта… <…>
    Известно, что командой Наздратенко подготовлен проект Указа президента России «О расширении прав администрации Приморского края в решении неотложных социально-экономических проблем». Среди множества других пунктов там есть требование предоставить администрации края «право распоряжаться всей суммой федеральных налогов и сборов на территории края, в том числе экспортных и импортных, на покрытие бюджетного дефицита, решение острых социальных проблем и финансирования неотложных задач структурных преобразований экономики». <…>
    Нельзя создать счастливую жизнь на отдельно взятой территории за счет других. И если сегодня остальные края, области Дальнего Востока проявляют терпение, выдержку, не берут правительство «за горло» забастовками, обещаниями создать «свою» республику — все это вовсе не означает, что их проблемы не нужно решать столь же приоритетно. <…>».

    «Август стал самым инфляционным месяцем года» / Ирина Горячева, Центр экономической конъюнктуры при российском правительстве — страница 2
    «С начала нынешнего года розничные цены в среднем выросли в России в 4,8 раза. В августе произошел максимальный за последние 17 месяцев (после марта 1992 года) всплеск инфляции — более 29 процентов. В то же время последняя неделя августа оказалась самой мягкой по уровню роста цен — всего 3,3 процента. <…>
    В августе произошло самое резкое в нынешнем году разделение экономических регионов по уровню инфляции. <…>
    В августе впервые с начала года прирост цен в неорганизованной торговле значительно отстал от магазинных. Цены на продукты на городских и неформальных рынках выросли за месяц в среднем на 5,5 процента, а в организованной торговле — на 23 процента. <…>».

    «Сделка «флот — нефть» оказалась неожиданностью, утверждает посол Украины в России» — страница 4
    «<…> Именно сюрпризом стало предложение России, высказанное правительственной делегации Украины во главе с Л. Кучмой непосредственно в день встречи глав государств: ввиду экономических сложностей, а также отсутствия надежд на помощь Украине как от мирового сообщества, так и со стороны находящейся в кризисное состоянии России, избрать иной путь решения проблемы — продать 50-проиентную долю украинских кораблей. В связи с таким резким поворотом была прервана конфиденциальная полуторачасовая беседа Б. Ельцина и Л. Кравчука. Цифру стоимости, а она, по некоторым данным, составляет около 34 триллионов рублей в ценах на конец 1991 года, не обсуждали из-за ее «несерьезности». Неожиданным было и предложение передать причитающуюся Украине половину береговой инфраструктуры Севастополя (то есть фактически всю инфраструктуру) в распоряжение России. <…>
    Столь неожиданные предложения России, а также отсутствие полномочий у президента на единоличное, без санкции парламента, вынесение вердикта по сложнейшей политико-экономической проблеме и обусловило решение Л. Кравчука о месячном тайм-ауте с целью всесторонней проработки вопроса. <…>
    Нынешний крах карбованца как национальной валюты Украины В. Крыжановский полностью относит на счет ошибочной экономической политики Е. Гайдара с его радикальной реформой, повлекшей катастрофический скачок цен на энергоносители, а также «верного последователя», министра финансов России Б. Федорова. <…>».

    «В СНГ в этом году будет больше зерна» / Виктор Нефедов, заместитель председателя Статистического комитета СНГ — страница 4
    «Первые результаты сельскохозяйственного сезона в бывших республиках Союза свидетельствуют о том, что разрыв хозяйственных связей болезненно сказался на аграрных отраслях повсеместно. Однако появились и обнадеживающие сдвиги.
    Уже сейчас можно предположить, что в 1993 году в СНГ будет собрано больше, чем в предыдущем, зерна, сахарной свеклы, хлопка, кормовых культур. Примерно на уровне прошлого года или чуть меньше будет собрано подсолнечника, картофеля, овощей. Однако вряд ли удастся преодолеть отставание в производстве животноводческой продукции. <…>
    Общие для крестьян всех стран СНГ проблемы продолжают дестабилизировать сельскохозяйственное производство. Так, уменьшается объем внесения удобрений на поля. <…>
    Сложным остается положение дел с производством продуктов питания в перерабатывающих отраслях АПК. <…>».

    «В лагере «непримиримых» есть потенциальные сторонники сильной президентской власти» / Борис Толчинский, политолог — страница 5
    «В последние месяцы как-то незаметно нас приучили к мысли, что неудачи форсируемого Б. Ельциным конституционного процесса объясняются неприятием обществом «диктаторских» замашек президентского проекта. <…>
    Как известно, платформа национал-патриотов характеризуется крайней степенью неприятия «нынешнего режима». Не обладая реальной возможностью сместить Ельцина с поста президента, ФНС после долгих колебаний решил следовать «мордовскому сценарию», т. е. объявил войну президентской власти как таковой. Иными словами, речь идет уже не об угрозе власти лично Ельцина и даже не курсу реформ; стремясь упразднить пост президента, непримиримая оппозиция вольно или невольно готовится отбросить политическую систему России на десятилетия назад, в тоталитарное состояние, что подтверждается и ставкой непримиримых на Советы как полновластные органы всех уровней управленческой вертикали. <…>
    Утверждая, будто «пост президента не оправдал себя», многие национал-патриоты, осознающие бесперспективность для России возврата к советскому строю, подразумевают пост, занимаемый именно Ельциным, но вовсе не против, чтобы главой государства, и с возможно более широкими полномочиями стал деятель из их среды. <…>
    Самой власти «выгоднее» иметь пусть даже и «непримиримую», но респектабельную оппозицию, нежели оппозицию враждебную, «непримиримую» по отношению уже не столько к «нынешним правителям», сколько к самим институтам демократического строя, и готовую при случае «защищать с оружием в руках» институты отжившие. <…>
    Итак, если цель власти — общенациональное согласие, она обязана смирить вполне объяснимые амбиции и антипатии и начать диалог с конструктивной частью патриотов, разрушая тем самым неустойчивое единство антипрезидентских сил. <…>».

    «Бомжи напоминают о себе угрозой массовых эпидемий» — страница 6
    «Социальная разруха тащит за собой завшивленный шлейф. В его складках прячутся десятки смертельно опасных болезней. Первыми их жертвами, как правило, становятся перенаселенные города. Зная об этом, забили тревогу санитарные врачи Москвы. Под их натиском несколько дней назад столичная мэрия экстренно выделила городскому центру Госсанэпидемнадзора РФ 37 миллионов рублей. Искупится ли этой ценой риск массовых эпидемий? <…>
    В пору летней миграции через московские вокзалы ежедневно проходят до трех миллионов человек. Отсюда, по признанию санитарных врачей, расползаются по городу опасные болезни. <…>
    По оценкам ассоциации, количество бездомных в Москве может превышать 150 тысяч человек (по официальным данным, на январь 1992 года их количество составляло 30 тысяч). Эти люди, не имеющие возможности соблюдать элементарные правила гигиены (часто не по своей вине), становятся потенциальными разносчиками дифтерии, холеры, сыпного тифа, туберкулеза и других чрезвычайно опасных болезней. <…>
    Неимоверная скученность в общественном транспорте, магазинах и на вокзалах, скверное санитарное состояние улиц повышают вероятность вспышек эпидемии. И бомжи в такой ситуации становятся одним из главных факторов риска. <…>».

    «Независимая газета» / Учредитель: Московский городской Совет народных депутатов — 1993. — 8 сентября, среда. — № 170 (594). — 8 полос.

    «Борис Ельцин готов перейти от приватизации по Чубайсу к приватизации по Лобову» — страница 1
    Подзаголовок — «Политика вновь направляет экономику, и вновь — в противоположную сторону?»
    «Оказывается, письмо президенту России Борису Ельцину о новой методике приватизации было написано только Олегом Лобовым, хотя мэр Москвы Юрий Лужков знал о его существовании и заявил Борису Ельцину о своей поддержке министра экономики. <…>
    Очевидно, еще до своего выступления министр экономики понял, что жизнь иностранных инвесторов на российском рынке слишком уж сладкой стала. Среди мер, которые он предложил принять президенту, — снова индексировать основные фонды предприятий и выпустить новые ваучеры «образца 1993 года» с номиналом в 250000 рублей.
    Хотя проект президентского указа подписан еще не был, есть все основания предполагать, что президент доверяет Олегу Лобову в достаточной степени, для того чтобы решиться на этот шаг. <…>
    Кроме выпуска новых ваучеров, проект указа также содержит указания предприятиям провести переоценку и индексацию основных фондов. Предполагается повысить налогообложение операций с ценными бумагами, индексировать сбережения граждан по остаткам на 1 января 1992 года в 50 раз под обеспечение основными фондами предприятий и землей.
    Таким образом, программа приватизации претерпевает существенные изменения, которые можно приписать попытке Ельцина вырваться из тупика, куда он сам себя завел. И также — попытка придать приватизации Чубайса «человеческий облик». <…>
    Совершенно ясным представляется другое: президент перехватил инициативу реформаторства у парламента, а если он всерьез займется тезисом индексации вкладов, то может поднять свой рейтинг и среди населения. Только непонятно одно: собирается ли президент использовать новую программу приватизации как козырь в борьбе с парламентом? Если да, то в результате подписания лобовского проекта указа он просто выиграл время и немножко поддержки публики, что, впрочем, не помешает ему снова заняться обычной политической грызней, сводящей на нет все возможные общественно-экономические дивиденды от этой акции. <…>».

    [Рубрика] «Коротко» — страница 1
    «Сельское хозяйство в опасности!: Вчера редакция «НГ» получила текст открытого письма, адресованного Борису Ельцину и Виктору Черномырдину. В нем Аркадий Вольский и Василий Стародубцев описали катастрофическую ситуацию в сельском хозяйстве России и рассказали об антикризисных мерах, предпринимаемых в этой связи Российским союзом промышленников и предпринимателей, Международным Конгрессом промышленников и предпринимателей в составе 21 страны и Крестьянским союзом СНГ. <…> В числе прочего, Минэкономики РФ предлагается внести на рассмотрение глав государств и правительств СНГ предложение о формировании транснациональных корпораций по производству важнейших видов машин и оборудовании для сельского хозяйства».

    «Возобновился процесс по делу ГКЧП» — страница 1
    Подзаголовок — «Судебное разбирательство в отношении Александра Тизякова приостановлено»
    «На возобновившемся вчера процессе по делу ГКЧП обсуждался вопрос о продолжении суда без подсудимого Александра Тизякова, который в настоящее время находится в госпитале в Екатеринбурге. <…>
    Военная коллегия Верховного суда России приняла решение приостановить судебное разбирательство в отношении Александра Тизякова до его выздоровления.
    Государственное обвинение неожиданно заявило отвод всем членам суда, объяснив это тем, что они не выбраны народом, как это предусматривается Конституцией, а назначены. <…>».

    «СНГ становится экономическим союзом по типу конфедерации» — страница 1
    Подзаголовок — «Центральный банк России будет эмиссионным центром шести государств»
    «<…> Долгая полемика внутри российского Кабинета министров: связывать себя валютой с другими республиками бывшего СССР или нет? — после вчерашнего подписания Россией, Казахстаном, Арменией, Узбекистаном, Таджикистаном и Беларусью (вчера она парафировала и сегодня подпишет) соглашения «О практических мерах по созданию рублевой зоны нового типа» практически завершена в пользу первого варианта. <…>
    Шохин заявил, что подписанное соглашение по сути является рамочным. Вслед за ним должны быть заключены двусторонние договоренности на этот счет. Шохин отметил, что их подписание будет возможно лишь в том случае, если предполагаемые партнеры России выполнят все условия рамочного соглашения. А именно — унифицируют основные принципы бюджетного, таможенного, налогового, банковского, валютного законодательств и методы денежно-кредитного регулирования, обеспечат свободное движение товаров, инвестиций и рабочей силы. Только после фиксации выполнения обязательств другие государства, по словам Шохина, «будут допущены к рублю». <…>
    При этом Центральный банк России, как предполагает рамочное соглашение, станет единственным эмиссионным центром для всех рублей — маркированных или нет. <…>
    Если так произойдет, ЦБ России будет фактически выполнять наднациональные функции. <…>
    Проект соглашения об экономическом союзе, парафированный Россией, Беларусью и Украиной, уже предполагал создание наднациональных органов — Совета по экономическому сотрудничеству, Хозяйственного суда, Совета руководителей органов управления… Так что введение некоторых конфедеративных элементов в строение СНГ сегодня вряд ли уже встретит протест, а скорее будет принято большинством членов СНГ. <…>».

    «Империя или федерация: реальный выбор для страны» / Георгий Сатаров, директор Центра прикладных политических исследований — страница 2
    Подзаголовок — «В нынешней России больше имперского, нежели было в СССР»
    «Парадоксально, но факт: сегодня перед Россией, как и перед бывшим СССР, стоит выбор — быть ей федерацией или империей. Более того, в нынешней России больше имперского, нежели было в Советском Союзе. <…>
    И в действующей Конституции Российской Федерации, и в реально конкурирующих проектах «субъекты федерации» неравноправны, что, как мы отмечали, несвойственно для федераций. Кроме того, и в Конституции, и в договорах о разграничении предметов ведения и полномочий, составляющих так называемый Федеративный договор, содержатся статьи, предусматривающие возможность двусторонних отношений между федеральным центром и «субъектом». Эти отношения касаются прежде всего перераспределения полномочий между сторонами в обе стороны. Итак, по этим двум важнейшим критериям Россия должна быть отнесена скорее к разряду империй, нежели федераций. <…>
    Объединение снизу в единое целое областей и краев, что приведет к образованию, весьма напоминающему метрополию. Ясно, что это будет шагом на пути «империизации» России.
    Возможность двусторонних отношений между федеральным центром и субъектами федерации чревата и более опасными тенденциями. <…>
    Итак, Россия подошла сейчас к распутью. У нее есть три дороги. Первая ведет к гражданской войне и распаду. Вторая — к унитарному государству имперского характера. Третья — к федерализму. Трудно выбирать между двумя последними. Может быть, возврат к унитаризму оказался бы сейчас более простым выходом из положения, но он явно менее эффективен в долгосрочной перспективе. <…>
    Очевидно одно. Сейчас нереально разрубить все гордиевы узлы одним ударом, даже вооружившись любым проектом Конституции. Федерацию надо выращивать бережно и спокойно. А начать надо с овладения истинами. Одна из них может быть сформулирована так. Любая власть может принимать те решения, которые она в состоянии оплатить. Из этого вытекает незамысловатый принцип распределения полномочий, вытекающий из разделения бюджетов. <…>».

    «Проверка — это еще не расследование» — страница 2
    Подзаголовок — «На это указывают работники Московской прокуратуры»
    «С 24 августа в течение 10 дней Московская городская прокуратура занималась предварительной проверкой поступивших в ее распоряжение документов, но делу о коррупции в высших эшелонах власти. <…>
    По словам ответственного сотрудника прокуратуры, эту проверку не следует путать с предварительным расследованием. <…>
    Результаты начавшегося предварительного следствия покажут, насколько обоснованы обвинения в отношении чиновников. Через два месяца прокуратура обязана либо продолжить расследование уголовного дела и взять отсрочку еще на два месяца (что скорее всего и случится), либо прекратить дело за отсутствием состава преступления или прочим основаниям.
    Существует и третий, правда, наименее вероятный вариант: уголовное дело может быть закончено, составлено обвинительное заключение, и виновные предстанут перед судом. <…>».

    «Оборонный заказ под угрозой срыва» — страница 2
    Подзаголовок — «Военное ведомство России ставит вопрос ребром»
    «В ходе Московского авиакосмического салона Андрей Кокошин, первый заместитель министра обороны Российской Федерации, провел серию встреч с генеральными конструкторами и руководителями отечественных предприятий, выпускающих авиационную и ракетную технику, и обсудил с ними как перспективы развития соответствующих систем вооружений, так и острейшие проблемы, с которыми столкнулись предприятия оборонного комплекса. <…>
    Андрей Кокошин отметил, что <…> срывается выполнение государственного оборонного заказа на 1993 год. Под вопросом находится и заключение договоров под государственный оборонный заказ на 1994 год. <…>
    В такой ситуации Министерство обороны в предельно острой форме ставит в правительстве вопрос о незамедлительном решении проблем адекватного финансирования как серийной продукции, так и НИОКР, тем более что они определены как защищенные статьи бюджета. <…>».

    [Рубрика] «Коротко» — страница 2
    «Москва. Представители немецких фирм, больше года разрабатывавшие программу приватизации в Московской области, вчера в Мособлсовете, рассказали об итогах проделанной работы. На сегодняшний день приватизация предприятий розничной торговли, оптовой торговли, общественного питания и транспорта в Московской области идет гораздо быстрее, чем в среднем по России. На основании таких высоких результатов представители немецких фирм делают вывод, что разработанную для Московской области программу приватизации можно осуществлять и в других регионах России с учетом их особенностей, что они намерены делать в ближайшем будущем».
    «Омск. Бывший глава российского правительства Егор Гайдар, прибывающий сегодня в Омск по приглашению местных властей, намерен провести совещание по организации регионального отделения движения «Выбор России». <…>».
    «Нижний Новгород. Первая международная выставка-ярмарка «Вооружение. Военная техника. Конверсия» открывается в среду в Нижнем Новгороде. Ее организуют Российский комитет по оборонным отраслям промышленности, МВЭС, Минобороны и Всероссийское акционерное общество «Нижегородская ярмарка». <…>».

    [Рубрика] «НЕГА сообщает» — страница 3
    «Северная Осетия: Председатель ВС Северной Осетии Ахсарбек Галазов заявил: «Вопрос о территориальном переделе границ в регионе должен быть снят с повестки дня, так как это чревато непредсказуемыми событиями. <…> Ахсарбек Галазов выразил обеспокоенность по поводу всякого рода заявлений о введении на территории зоны действия ЧП какой-либо особой формы правления. <…> Отмечены уже конфликты беженцев с администрациями предприятий, чьи общежития они пытаются занять. <…>».

    «Я устал жить в окружении автоматчиков» — страница 6
    Подзаголовок — «Откровения российского банкира, которого вынудили покинуть родину»
    «<…> Воспользовавшись воцарившимся в стране беззаконием, преступность нахлестнула сегодня Россию и стала основной угрозой для бизнеса. Год назад я недооценил степень опасности, просмотрел глубину происходящих изменений за высокими стенами своих резиденций и темными стеклами своих лимузинов. Мне кажется, что и сегодня многие российские бизнесмены недооценивают эту угрозу. <…>
    Президент одного из основных банков страны официально заявляет о том, что банк захвачен рэкетирами. Через месяц захватчики обвиняют этого президента во всех смертных грехах, об этом пишет пресса, однако в банке никто не проводит даже простейшие проверки. <…>
    Однако подобные мелочи наше государство уже не интересуют — ни рэкет, ни захват банка, ни последующее его разграбление. <…>
    Рэкет сегодня ненаказуем, бизнес опасен. Последствия угадать, нетрудно, и ждать они себя долго не заставят. Впрочем, уже сейчас хроники происшествий в прессе напоминают сводки с полей военных действий. <…>
    Уже сейчас сотни бизнесменов боятся выходить на улицу без охраны. Ничто не защищено сегодня законом — ни право собственности, ни личная безопасность. Предприниматели пытаются защитить себя сами: вооружаются, обзаводятся охраной. Я тоже долго жил, окруженный автоматчиками — в офисе, в доме, в машине, и — устал. Я не хочу больше ни от кого отстреливаться. <…>
    Я не вернусь к активному бизнесу в России, пока закон вновь не сможет защищать права граждан. <…>».

    «Анатолий Панфилов: «Проблемы экологии эффективнее всех решат предприниматели» — страница 6
    Подзаголовок — «Деловые люди готовы жертвовать большие деньги, но только на конкретные проекты»
    «Анатолий Панфилов <…> с апреля 1993 г. — председатель конструктивно-экологического движения России «Кедр». <…>
    — До сегодняшнего дня интересы предпринимателей и экологических движений были если не противоположными, то, во всяком случае, сильно различающимися. Чем объяснить, что бизнесмены вдруг стали во главе нового экологического движения?
    — Как это ни удивительно, но экологические проекты могут и должны приносить деньги. И наиболее дальновидная часть предпринимателей это понимает. Другое дело, что в сегодняшних условиях их осуществление часто наталкивается на различные препятствия. Предпринимателям гораздо выгоднее вложить свой капитал в экологическое производство, чем держать его мертвым грузом в банках. <…>
    — Какие направления деятельности движения будут главными?
    — В первую очередь это реформа существующей системы экологического финансирования. Как оно построено у нас до сих пор? Деньги, собираемые с предприятий в виде штрафов и налогов на эти цели, направляются в общий республиканский или местный бюджеты и там бесследно исчезают. Проследить, на что они идут дальше, невозможно. <…>
    — Для большинства людей вопросы экологии все же не так актуальны, как проблемы, связанные с экономическим кризисом или ростом преступности. Можно ли в этих условиях рассчитывать, что экологисты смогут получить достаточно большое число голосов на ближайших выборах?
    — По оценкам социологов, если бы выборы состоялись прямо сейчас, то выступившим на них единым фронтом зеленым вполне было бы по силам пройти, к примеру, 5-процентный барьер, который предусмотрен для движений и политических партий в некоторых строках Европы и вполне может быть введен у нас. <…>».

    «Российская газета» / Издание Верховного Совета Российской Федерации. — 1993. — 8 сентября, среда. — № 173 (789). — Вып.2. — 8 полос.

    «Меняем суверенитет на рубль» — страница 1
    «Вчера в Москве полномочные представители правительств и национальных банков Армении, Беларуси, Казахстана, России, Таджикистана и Узбекистана подписали соглашение «О практических мерах по созданию рублевой зоны нового типа». <…>
    Стоит вспомнить, что после провозглашения намерений в Бишкеке президентами стран Содружества о создании единого экономического пространства понадобился почти год, чтобы выработать механизм взаимоотношений. <…>
    Практически участники соглашения берут на себя обязательства подстроить таможенные правила, экспортно-импортные пошлины, тарифы, а также ставки налогов по отношениям к третьим странам, дабы исключить туда реэкспорт, под российское законодательство. То же касается и налогового, финансового, банковского права, валютных операций. Предусмотрено и согласование лимитов государственного долга. После ратификации соглашения парламентами Центробанк России готов будет немедленно изъять купюры образца 1961–1992 годов на территории новой рублевой зоны. <…>
    Иными словами, российским налогоплательщикам предлагается снова оказывать братскую помощь братским республикам? Хотя существует немало способов погашения долгов, применяемых в международной практике: долгосрочной арендой земли, имуществом, акциями предприятий и т. п. <…>».

    «Как Леонид Макарович Бориса Николаевича обошел» — страница 1
    «<…> Сразу же после выступления Ельцина, которому именно сейчас очень нужен крупный внешнеполитический успех, по российскому телевидению министр обороны Украины Константин Морозов да и сам президент Кравчук на последней пресс-конференции поставили под серьезный вопрос возможность продажи Украиной России своей части Черноморского флота, а также аренду Севастополя. <…>
    Произнеси Ельцин что-нибудь обтекаемо-неопределенное по итогам переговоров, то через месяц, вполне возможно, Россия получила бы весь Черноморский флот. К тому же на Украине никто бы и не волновался.
    Но прямые и, по моему мнению, несколько поспешные «итоги» вызывают на Украине целую бурю, ставя Кравчука в действительно нелегкое положение. <…>
    Словом, сегодня Кравчук имеет дело на Украине с объединившейся оппозицией, главным козырем которой является его российская политика. И многое будет зависеть от того, как именно будут вести себя российские или украинские полномочные представители. <…>».

    «Омский демарш» — страница 1
    «Редкое единодушие проявили депутаты малого облсовета на последнем заседании. Финансовое положение области было расценено как критическое. <…>
    В омском Прииртышье нынче ожидается неплохой урожай. Но на полную силу развернуть уборку хлеба мешает не только затянувшееся ненастье, но и нехватка финансовых ресурсов. <…>
    Исправно выполняя в отличие от некоторых других регионов свои обязательства перед федеральным бюджетом, область в итоге оказалась заложницей собственной дисциплинированности. <…>
    Принято решение временно приостановить перечисление в федеральный бюджет налогов на прибыль и добавленную стоимость. Они будут зачисляться в доходную часть областного бюджета до тех пор, пока не будет покрыт долг Минфина. <…>».

    [Рубрика] «Вчера, сегодня, завтра» — страница 1
    «Азербайджан намерен войти в СНГ: Азербайджан намерен войти в Содружество Независимых Государств и, вероятно, объявит об этом официально 24 сентября на встрече в верхах Содружества в Москве. <…>».
    «Хакасия против Совета Федерации: Признать нецелесообразным создание Совета Федерации как некоего руководящего органа решили на совместном заседании Президиумы Верховного Совета и Совета Министров Республики Хакасия. <…>».
    «Возобновлен процесс по делу ГКЧП: после двухмесячного перерыва, вызванного болезнью подсудимого Александра Тизякова, вчера возобновился процесс по делу ГКЧП. <…>».
    «Шахтеры предупреждают: Свыше полумиллиона шахтеров провели забастовку, вызванную невыполнением руководством России требований по финансовому обеспечению материально-технического снабжения отрасли. <…> По предварительным данным, ущерб экономике России от прошедшей предупредительной забастовки угольщиков составил свыше шести миллиардом рублей».

    «В Кремль пускают только угодных» — страница 2
    «<…> На основании опротестованного парламентом и потому не действующего указа второе лицо государства не пропустили в собственный кабинет. Трагический аспект этого инцидента заключается в том, что, несмотря на оболочку демократической глазури, на Руси по-прежнему правит вельможный произвол. Комический же в том, что в мелочном унижении недавних соратников слышится отзвук бессилья: «Я царь или не Царь?«<…>
    Президент Ельцин, ученически повторяя путь Горбачева, методично создает Руцкому ореол мученика и, по сути, является гениальным режиссером его предвыборной кампании. <…>
    Но если, нарушая нравственные законы, в политике еще можно просуществовать какое-то время, и порой довольно длительное, то манкировать законом писаным куда опаснее. <…>».

    «Федерализм измерили по-российски глобально» — страница 2
    «7 сентября в Казани закончилась международная научно-практическая конференция «Федерализм: глобальные и российские измерения». <…>
    В принятом итоговом документе содержится призыв активизировать реформирование национально-государственного устройства России, обратить серьезное внимание на реализацию Федеративного договора. <…>».

    «Валютные итоги смотрин» — страница 2
    «Итоги завершившегося в Москве Международного авиационно-космического салона (МАКС-93) свидетельствуют прежде всего о том, что у отечественной аэрокосмической отрасли прошла (или во всяком случае проходит) дрожь в коленках от обвальной конверсии. <…>
    Салон продемонстрировал огромный интерес к российской авиационно-космической индустрии со стороны иностранных фирм и организаций. Это та отрасль, где скорее не мы ищем партнеров за рубежом, а они рвутся к нам. Авиакосмическая промышленность России сумела сохранить и, несмотря на известные политические катаклизмы даже укрепить тесные связи с предприятиями отрасли всего бывшего Советского Союза. Недаром экспозиции узбекских и украинских авиастроителей были одними из самых представительных. <…>
    Минфин-то ведомство, в адрес которого на салоне неизменно звучали крепкие выражения. Впрочем, палки в колеса нередко ставят и то же Министерство обороны, и МВЭС равно как и многие другие правительственные органы. Представители оборонного комплекса в один голос утверждают, что они не очень-то опасаются западных конкурентов, зато вынуждены трепетать перед чиновниками разных рангов, которые препятствуют расширению экспорта вооружений. А эта сфера внешнеэкономической деятельности способна существенно облегчить конверсию и обеспечить огромные поступления в государственный карман. <…>
    Дальнейшая либерализация в области торговли оружием — одна из главных задач. Сами производители вооружений должны получить возможность выходить на рынки. <…>».

    [Рубрика] «Вчера, сегодня, завтра» — страница 3
    «Деловой интерес или экспансия: Бизнесмены Индии проявляют интерес к Приморью. Встреча руководителей крупных торговых компаний Индии с бизнесменами Приморского края прошла сегодня во Владивостоке. Речь шла об установлении прямых контактов в разных сферах предпринимательства. <…>».

    «Вениамин Соколов: Отказаться от утопий в экономике» — страница 3
    «<…> Минфин распространил пресс-релиз, в котором на двух страницах машинописного текста предпринята попытка представить экономическое положение как единственно возможное.
    Прокомментировать распространенный документ попросили председателя Совета Республики Верховного Совета Вениамина Соколова.
    — Вениамин Сергеевич, в пресс-релизе, в частности, говорится, что основными причинами инфляции в августе (до 25–30%) стали обмен денежных знаков, спровоцировавший приток в Россию сотен миллиардов рублей наличных денег из бывших союзных республик. <…> Принятие программы Минфина в ближайшие дни, говорится в пресс-релизе, означает продолжение курса на стабилизацию, снижение инфляции. Насколько реальны прогнозы Минфина?
    — Этот документ — еще одно свидетельство того, что Минфин, а значит и его руководитель живет в каком-то иллюзорном мире и пытается выдуманную им самим же схему навязать всему народному хозяйству, всему обществу. О какой стабилизации идет речь? Пока стабилизировалось только падение объемов производства и снижение уровня жизни. <…>
    — По тону распространенной информации не видно, чтобы в Минфине сомневались в продекларированных мерах. Полная уверенность, что стабилизация наступит, инфляция снизится!
    — Как говорится, свежо предание, но верится с трудом. Ведь сегодня почти все предприятия на ладан дышат. Стоимость энергоносителей — безумна. Уже ни одно предприятие не в состоянии оплачивать потребляемые энергоресурсы. Взаимные платежи достигли 12–13 триллионов рублей. Эта сумма равна расходам всей бюджетной системы России в первой половине года. <…>
    — Выходит, Верховный Совет выделяет деньги, причем на льготных условиях, для того, чтобы поддержать производство, увеличить выпуск продукции, а они попадают в коммерческие банки, где без всяких усилий, по сути дела, из воздуха, делают прибыль! И что же, 700 миллиардов рублей тоже удалось прокрутить через коммерческие банки?
    — Как выяснилось, Минфин четыре месяца отрабатывал усовершенствованный механизм, а кредиты лежали без движения. Поэтому, когда Верховный Совет разобрался в этом, материалы, касающиеся государственных кредитов, были переданы в прокуратуру и Министерство безопасности, которые должны определить нанесенный экономический ущерб и выявить конкретных лиц, виновных в этом. <…>
    — И, тем не менее, все равно Минфин во всем обвиняет Верховный Совет. Вот и в распространенном пресс-релизе написано, что «альтернативой жесткой финансовой политике является разрушительный бюджет Верховного Совета».
    — Ну что можно сказать по поводу этих обвинений? Разве что напомнить, почему Верховный Совет в очередной раз в конце августа подтвердил свою позицию и отверг поправки Президента, касающиеся размера дефицита республиканского бюджета, на чем активно настаивал Б. Федоров? <…>».

    «Владислав Зотин: Мы не претендуем на особые отношения» — страница 4
    «<…> У Марий Эл нет претензий на какие-то особые отношения с Россией. Мы свое место в общероссийской цепи определили. Наша политика ставит своей целью достойно представлять республику на российской арене. <…>
    Мы реализуем, скажем так, программу суверенизации в очень непростых условиях: республика страдает под бременем разваливающегося комплекса военных предприятий, которые составляли более трех четвертей промышленности Марий Эл. <…>
    Вторая наша беда — нарушение основ аграрного сектора, который перегружен животноводством, так что при условии ввоза кормов (половина нашей территории — леса) продукция нам обходится очень дорого. <…>
    Нужно найти разумный баланс, при котором республики, во-первых, обладали бы полной самостоятельностью в экономике, а во-вторых, чувствовали поддержку федерального центра. <…>
    Но складывается такое впечатление, что федеральное руководство и республики регионы живут в разных измерениях, разной жизнью. <…>
    Должна быть и единая федеральная национальная политика которой мы, к сожалению, сегодня не видим. И критика, исходящая от регионов в адрес руководства России по этому поводу, больше чем обоснованна. В этой области, как, впрочем, и во всех остальных, сотворена масса документов — Декларация о государстве ином суверенитете, тот же Федеративный договор, Закон о реабилитации репрессированных народов и ряд других.
    Однако почти все они остаются на бумаге, поскольку нет рычагов претворения их в жизнь. <…>».

    «Михаил Николаев: Суверенитет республик должен кончаться там, где начинается развал России» — страница 4
    «<…> Законодательную основу возрождения нашей республики так же, как и всех Других регионов Российской Федерации, положил Федеративный договор. <…>
    В развитие Федеративного договора нами подписано два основополагающих соглашения с Россией, и именно благодаря им мы получили право оставлять у себя солидную часть богатств. Это, в свою очередь позволило нам жить без дотаций и ни копейки не брать из федерального бюджета. <…>
    Я все это говорю к тому, что суверенитет — не самоцель и Федеративный договор — не удовлетворение амбиций руководителей республик и областей. Это жизненная необходимость, без этого Россия дальше просто не пойдет.
    Другое дело, реализация Федеративного договора. Он должен работать не благодаря настойчивости и умению руководителей отдельных регионов, а прежде всего на законодательных основах.
    Между тем Верховный Совет России, принимая новые законы, не всегда учитывает условия регионов и не всегда прорабатывает механизмы реализации этих законов. <…>
    Но сегодня при неграмотной экономической политике центра по отношению к регионам, особенно к таким уникальным, как Республика Саха, для нас очень больная проблема — финансирование программ по возрождению народов, открытие якутских, русских, эвенкийских и других национальных школ, театров, культурных центров и так далее.
    А ведь возрождение народов — это вряд ли менее важно, чем экономическое возрождение России, хотя первое напрямую зависит от второго. <…>
    Если бы в России сразу же после развала Союза центральные власти повели грамотную национальную политику, то удалось бы, полагаю, избежать многих негативных факторов, связанных со становлением государственности республик в составе России. <…>
    Нам нельзя разъединяться. При всех негативных сторонах наших взаимоотношений лишь безумцы могут сегодня пойти на разрыв с Россией, рискуя навсегда попасть в зависимость к какому-то другому государству. <…>».

    «Минтимер Шаймиев: Выветрить дух имперского мышления из коридоров власти» — страница 4
    «Национальной политики в России сегодня нет. Насколько мне известно, ее пока даже не обрабатывают. И ее еще долго не будет, если люди, призванные разработать эту политику — С.М. Шахрай и Р.Г. Абдулатипов, не поймут, что корни проблемы прежде всего в национально-территориальных образованиях, а не в Москве. <…>
    Центру только кажется, что он управляет. Он объективно не может управлять, поскольку у него нет рычагов управления — ни плановой экономики, ни централизованного материально-технического обеспечения. <…>
    Суверенизация регионов в принципе выгодна и непосредственно руководству России. Ведь, сняв с себя большую часть полномочий, она отдает в регионы и не меньшую часть ответственности. И за теми регионами, у которых сейчас нет самодеятельности, российское руководство оставляет предмет для критики в свой адрес. <…>
    Регионам, прежде всего республикам, должна быть дана максимальная свобода — это главное требование к национальной политике руководства России. Кроме этого, необходимо, чтобы во всех федеральных органах части — как в правительственных, так и в исполнительных — были представлены все республики, составляющие Россию, все нации, ее населяющие. <…>
    Не менее важны сегодня вопросы возрождения языка и культуры народов России. Ведь у нас часть населения родной язык изучает как иностранный! Разве это совместимо с правами человека?! Вообще российскому руководству нужно определиться, каким государством оно руководит — мононациональным или многонациональным. <…>
    Что же касается государственного устройства России, то, мне кажется, федерация должна образоваться волеизъявлением народов снизу. Поэтому Федеративный договор, по сути, соглашение между федеральным центром и регионами. Создавать же из субъектов России федерацию нам еще предстоит. <…>».

    «Рамазан Абдулатипов: Сегодня нельзя строить национальную политику с оглядкой на Сталина» — страница 4
    «<…> Сегодня у нас нет другого пути, кроме становления реальной федерации. Это единственный путь к возрождению государства. <…>
    Если говорить о концепциях национально-государственного устройства России, то их достаточно много. <…>
    Сейчас нужно говорить о независимости не от другой нации, а от старой системы, о переходе к демократической системе распределения полномочий. <…>
    Я считаю, что национальное самоопределение должно идти прежде всего в русле самовыражения в духовном, культурном, языковом плане. И в этой части мы должны обеспечить каждой нации максимум прав и свобод.
    Государственное устройство должно осуществляться на общих для всех принципах. Но при этом нужно учитывать — и учитывалось при подписании Федеративного договора, — что все входят в Федеративный договор в их сегодняшнем статусе. И, войдя в Федеративный договор, все равноправны. <…>
    А национальная политика… Она складывается из таких вещей, как подписание Федеративного договора, решение национальных проблем на международном уровне и так далее. <…>
    Дело федеральных органов власти — согласовывать интересы, создавать демократические механизмы сочетания национальных, территориальных и других интересов устанавливать формы диалога там, где возникают противоречия, и создавать условия для этого диалога. <…>».

    «Раздевают — слезы проливают» — страница 5
    «В нынешнем году в Пензенской области почти в два раза сократили посадку лука. Но ведь еще совсем недавно именно эта сельскохозяйственная культура была местной гордостью, славилась далеко за пределами России. <…>
    Выращивать лук стало действительно невыгодно. Себестоимость его доходит до 200 рублей за килограмм, а закупочные организации согласны брать лишь по 150 рублей. К тому же расходы на транспорт, горючее значительно превышают продажную стоимость. Вот и получается, что вывозить его даже в соседние области, не говоря уж о дальних регионах, при нынешнем экономическом положении неэкономично. <…>».

    «Город — селу: Ты мне, я тебе» — страница 5
    «О том, что грядут еще более тяжелые времена, ульяновские жители оповещены, как говорится, из первых уст.
    Администрация области на днях напрямую обратилась к населению с проектом комплекса мер, которые должны сохранить стабильную обстановку, несмотря на нарастание экономических и социальных трудностей, вызванных безудержным ростом цен. <…>
    Необходимо, как считают местные руководители, разработать и подписать областное тарифное соглашение, которое касалось бы прежде всего цен, уровня зарплаты, потребления и накопления ресурсов. Чтобы удержать на доступном уровне розничные цены на хлеб, молоко и молочные продукты сельским производителям предлагается, в частности, продать в областной фонд пять процентов валового сбора зерна за половину закупочной цены. Эта уступка будет компенсирована тем, что коллективы промышленности строительства и других отраслей, а также коммерческие фирмы и банки в свою очередь должны продать селу пять процентов своей продукции и услуг также за половинную их стоимость. <…>
    Мнение же рядовых ульяновцев хорошо известно: все, что предпринимается администрацией области для сдерживания цен на продукты и товары первой необходимости, они поддерживают…».

    «Леонид Краснов: Экономический союз стран СНГ возможен. Но только на равноправной для всех основе» — страница 7
    «В принятых в Москве в мае 1993 года решениях глав государств — участников СНГ о мерах по созданию экономического союза выражено единодушное стремление к воссозданию единого экономического пространства. <…>
    Особенность функционирования экономического союза в ближнем зарубежье на первом этапе состоит в том, что он вынужден опираться на государственные структуры в сферах производства, обращения и управления воспроизводственным процессом, поскольку госсобственность пока является господствующей во всех странах СНГ. <…>
    Но для того чтобы сделать такой режим взаимовыгодным, необходимо обеспечить выравнивание реальных условий хозяйствования в странах-партнерах. Между тем из-за расхождения в темпах и направлениях рыночных реформ здесь нарастают различия. Поэтому нужно согласование политики цен и налогов, имея в виду помешать спекулятивным перетокам товаров создать условия для добросовестной конкуренции. <…>
    Но самая весомая роль и ответственность в становлении экономического союза в рамках СНГ принадлежит, несомненно, России. Ее общий экономический потенциал превышает потенциал остальных республик бывшего СССР. <…>
    Впрочем, и сама Россия во многом зависит от связей со своими партнерами по СНГ. <…>
    Вызывает также сомнение обоснованность настойчивого подчеркивания с российской стороны необходимости отказа во имя экономического союза от государственного суверенитета. Это дает почву для обвинений России в попытках установить свою гегемонию. <…>
    Экономический союз не должен дублировать или наоборот, ликвидировать систему сотрудничества, складывающуюся в рамках СНГ. Он призван дополнять и развивать ее. Разумнее было бы использовать конструктивные элементы прежних договоренностей, не пытаясь заменить или отменить их. Это позволило бы объединяя в экономическом союзе те государства, которые готовы к глубоким формам интеграции, сохранять открытыми двери для последующего присоединения других членов СНГ. <…>».