Ельцин Центр

Дайджесты и комментарии
  • 1991
  • 1992
  • 1993

     

    «Известия» / Учредитель: Совет народных депутатов СССР – 1991. – 2 января, среда. – № 2 (23268). – 8 полос.

    «Возвращение к многопартийности» – страница 1
    Подзаголовок – «Началась регистрация политических партий и общественных объединений»
    «С 1 января, спустя семь десятилетий, страна вновь возвращается к одной из незыблемых демократических норм – свободному функционированию различных политических партий и движений в обществе. С вступлением в силу Закона об общественных объединениях, принятого Верховным Советом СССР в октябре прошлого года, мы как бы официально открываем эпоху многопартийности. Специальная служба, созданная в Министерстве юстиции СССР, начинает регистрацию партий и движений, организаций, претендующих на всесоюзный, межреспубликанский или международный статус. <…>
    В преамбуле Закона подчеркивается: право на объединение – неотъемлемое право человека и гражданина. А статья 16-я гласит: партии равны перед законом.
    44-летний руководитель отдела, который пока носит название «по связям с общественными объединениями», Владимир Жбанков считает, что новое дело предъявляет к нему и его сотрудникам особые требования. «Мало быть хорошим юристом-государствоведом, – говорит он, – но надо быть способным ориентироваться еще и в других отраслях права». <…>
    Закон об общественных объединениях, по всей вероятности, станет одним из самых «работающих». По некоторым оценкам, заявки на регистрацию поступят примерно от 700 различных общественных объединений – политических партий, массовых движений, профессиональных союзов, женских, ветеранских организаций, молодежных и детских, фондов, ассоциаций и иных добровольных организаций и обществ. Их уставы подлежат регистрации. Это общемировая практика. <…>
    А закон надежно ставит «вне закона» те организации, которые имеют «целью или методом действий свержение, насильственное изменение конституционного строя или насильственное нарушение единства территории СССР, союзных или автономных республик, автономных образований, пропаганду войны, насилия и жестокости, разжигание социальной, в том числе классовой, а также расовой, национальной и религиозной розни». Запрещается также создание общественных военизированных объединений и формирований. <…>».
     
    «Валютная биржа: начало в Москве» – страница 1
    «С 1 января 1991 года вступило в силу Постановление СМ СССР (№ 776) «О мерах по формированию общесоюзного валютного рынка», предусматривающее создание в Москве Общесоюзной валютной биржи, сети республиканских и региональных валютных бирж. Малочисленные специалисты (в основном сотрудники Внешэкономбанка СССР, Госбанка СССР, Государственной внешнеэкономической комиссии при Совете Министров СССР) считают, что возникновение биржи будет способствовать демократизации системы перераспределения валютных ресурсов и укреплению единой банковской и финансовой системы страны; создание сети валютных бирж позволит обеспечить перераспределение валюты предприятиям-покупателям ТНП на рыночных условиях, а также выявить реальный курс рубля, что необходимо для следующего шага – введения конвертируемости рубля. Поддержание стабильного курса национальной валюты профилактика стабильности экономики. <…>
    Александр Потемкин, начальник отдела валютного аукциона ВЭБ СССР, член аукционного комитета Внешэкономбанка СССР считает, что на начальном этапе советская валютная биржа будет работать как большой валютный аукцион. Существенное ее отличие – наличие посредников-брокеров, функции которых будут в основном выполнять коммерческие банки, так и не допущенные к участию в валютных аукционах. <…>».
     
    «Продовольствие из Германии для Украины» – страница 1
    «В пограничный пункт Чоп из Франкфурта-на-Майне прибыло 3 трайлера с продовольствием, собранным при содействии украинской диаспоры и предназначенным для наиболее нуждающихся семей и детских учреждений Ужгорода, Мукачева, Ивано-Франковска. По просьбе отправителей распределением продовольствия будут заниматься Закарпатская и Ивано-Франковская краевые организации Народного движения Украины «Рух» и партии «зеленых». 3 января в Брест прибудет автоколонна с продовольствием от католической общины немецкого города Карлсруэ. Помощь будет распределяться в районах с наибольшим радиоактивным загрязнением, а также в детских учреждениях Киева, где находятся дети, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС. Одновременно на Украину приедет делегация бизнесменов, желающих установить прямые связи с украинскими предпринимателями».
     
    «Трактор с маркой КамАЗ» – страница 1
    «Изготовление опытной партии малогабаритных тракторов начато в акционерном обществе КамАЗ.
    – Конструкторы, дизайнеры, производственники создали хорошую машину, – говорит заместитель технического директора КамАЗа А. Душин. – Дизельный двигатель в 25–30 лошадиных сил позволяет развивать скорость от 3 до 25 километров в час. Трактор высокоманевренный, все четыре колеса – ведущие, управляемые. Предполагаемая цена – 7–10 тысяч рублей».
     
    «Кто поедет в Аргентину эстонцы или…» – страница 2
    «Две недели провела в Аргентине делегация Таллиннского городского Совета во главе с председателем А. Корком. Сенсационный результат поездки – договоренность о том, что эта страна будет ежегодно принимать переселенцев из Таллина. <…>
    Нашумевшее сообщение сделано А. Корком в газете «Вечерний Таллинн»: «Наиболее интересный результат – принципиальная договоренность с иммиграционной службой Аргентины о том, что она открыта для переселенцев из Таллинна. Кто считает, что может найти счастье в этой теплой и прекрасной стране, может подумать о переезде. Все же более 150.000 человек в год Аргентина не примет!» И далее: «Этот разговор о переселении не шутка. Вряд ли те, кто корнями прирос к Эстонии, пожелают куда-либо выехать. В мире есть только одна Эстония!» <…>
    Любопытный комментарий дала латвийская газета «Диена», очень близкий к правительству орган. «Судя по полученной информации, это соглашение (о переезде тысяч таллиннцев в Аргентину) относится к жителям столицы Эстонии некоренной национальности…». Оказывается, все просто: аргентинский вариант – всего лишь блестяще задуманный исход неэстонцев из республики».
     
    «Отменен комендантский час» – страница 2
    «В столице Таджикистана восстановилась нормальная жизнь. Приказом коменданта города, министра внутренних дел республики М. Навжуванова отменен комендантский час, действовавший больше десяти месяцев.
    Введенная в трагические дни февраля прошлого года особая мера контроля за соблюдением общественного порядка несколько раз сокращалась во времени.
    В последние месяцы комендантский час «работал» с часу ночи до пяти утра и, казалось бы, имел для горожан лишь формальное значение. Однако с этим тоже были связаны некоторые сложности. Например, был затруднен въезд и выезд из города в ночное время.
    Новогодний подарок коменданта Душанбе жителям столицы республики сделан не от щедрот. Он стал возможен, как сказано в приказе, благодаря стабилизации обстановки в городе. Но еще сохраняется чрезвычайное положение. По существующему законодательству оно может продолжаться не более года».
     
    «Свободные экономические зоны в Казахстане» – страница 2
    «Создание свободных зон, закон о которых принят парламентом Казахстана, пройдет в два этапа.
    Первый предусматривает совместное использование природных ресурсов на территории Казахстана, второй – организацию мощной сети перерабатывающей промышленности, оснащение ее современной техникой и технологией.
    Первые свободные экономические зоны возникнут в Гурьевской, Мангистауской, Джезказганской и Восточно-Казахстанской областях, а затем они, видимо, появятся и в Приаралье, Караганде, Жайреме, на советско-китайской железной дороге. Парламент республики приступил к разработке пакета нормативных актов, которые обеспечат жизнедеятельность нового закона.
    Комментируя эти решения, председатель Комитета по вопросам экономической реформы, бюджета и финансов Верховного Совета Казахской ССР С. Такежанов заметил:
    – Свободные зоны хороши тем, что, имея саморазвивающуюся структуру, легко вписываются в новые условия и интегрируются с любой политической системой. Республиканский закон учитывает буквально все их основные принципы и гарантирует как нашим предприятиям, так и их зарубежным партнерам полную свободу предпринимательства».
     
    «Валютные дома для советских военных» – страница 2
    «Как уже сообщалось в «Известиях», правительство ФРГ выделило 7,8 миллиарда марок на строительство жилья в Советском Союзе для семей военнослужащих Западной группы войск. О том, как будут использованы эти средства, рассказывает начальник отдела Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны СССР полковник Ю. Огурцов.
    – В армии и на флоте сейчас около 200 тысяч бесквартирных семей кадровых военнослужащих (с учетом войск, выводимых из Венгрии, Чехословакии и Монголии), – говорит Юрий Михайлович. – А скоро хлынет поток «переселенцев» из Западной группы войск. Среди них 63 тысячи семей не имеют в Союзе жилья, придется устраивать быт и 13 тысяч холостяков – молодых офицеров, прапорщиков, сверхсрочников.
    В 1990 голу только силами военно-строительных организаций построено 57 тысяч квартир, в новом готу мы возведем еще 64 тысячи. Как нельзя кстати и помощь со стороны ФРГ.<…>
    Значит, скоро в распоряжении Министерства обороны появится дополнительная валюта?
    – Ни одной западногерманской марки мы не получим. Программа – целевая. Финансировать ее правительство ФРГ поручило банку «Кредитан-штальт», он же наделен функциями контроля за использованием выделяемых средств.<…>
    Почему эти дома будут строить инофирмы, а не наши рабочие? Что, они хуже?
    – Дело не в том, кто лучше, кто хуже. Немецкой стороной специально оговорено, что строить дома на контрактной основе будут именно иностранные фирмы. Квартиры эти они намерены сдавать нам, что называется, под ключ.
    Когда и где начнется строительство?
    – Полагаю, уже весной.<…>
    А не получится ли так, что построенные квартиры займет кто-то другой?
    – Это исключено. Соглашением предусмотрено, что жилье предназначено исключительно для тех, кто возвращается из Германии.<…>».
     
    «Перестройка и «передышка» – страница 3
    «Перестройка»
    «Если рассматривать перестройку как мероприятие, задуманное группой руководителей, как некую ограниченную «реформу сверху», цели и замыслы которой до конца были известны только ее организаторам, то им, как говорится, виднее сорвалась она или нет. Но если видеть перестройку как глубокий, объективно необходимый процесс, отражающий реальные потребности общества, накопившийся в нем за многие десятилетия потенциал изменений, то тезис о срыве перестройки не имеет оснований.<…>
    Начавшиеся пять лет назад процессы продолжаются, но произошло, и это естественно, серьезное изменение в их источниках и движущих силах. <…>
    С таких позиций естественно выдвинутое теперь объяснение причин срыва перестройки – воздействием деструктивных сил и «сломом устоявшихся структур как государственных, так и партийных». Кто эти деструктивные силы?<…>
    Ответ может быть один: эти деструктивные силы непонимание и некомпетентность.
    Неспособность или нежелание понять происходящие в экономике процессы рождает новый тезис – о «политической войне под флагом рынка, лишенной серьезного экономического содержания». Все, кто настаивает на ином, чем у правительства, подходе к экономическим реформам – будь то республики, выступающие за свой суверенитет, или экономисты, предлагающие другие программы перехода к рынку, – объявляются чуть ли не политическими врагами, разваливающими страну.<…>
    Зачем же понадобилось «политико-идеологическое» объяснение срыва перестройки? Оно использовано, чтобы уйти от ответственности за кризис в экономике и переложить вину на тех, кто определял политику страны в целом. Но это также позиция, из которой вытекает нежелание менять методы и средства государственной экономической политики. <…>».
    «Экономика»
    «Кризис, в котором оказалась наша экономика, обусловлен двумя основными причинами. Первая из них –в унаследованных нами уродливой структуре хозяйства и отсутствии серьезных стимулов к труду, вторая –в крупнейших ошибках, допущенных в руководстве экономикой за последние годы.<…>
    Именно государственная политика (а не мифические деструктивные силы) загоняет сегодня рынок «в тень», просто лишая его места «под солнцем». Происходит «дикий», неконтролируемый переход к рынку, но не потому, что он в принципе неконтролируем, а потому, что государство не создает условий, облегчающих этот переход. Наоборот, оно фактически сопротивляется развитию рыночных отношений, продолжая по основным направлениям ту самую политику, которая уже привела к сегодняшним результатам. <…>».
    «Передышка»
    «Содержанием экономической политики в наступающем году предлагается считать «экстренное блокирование разрастающегося кризиса». Определение «стабилизация» представляется уже недостаточно сильным.<…>
    Собственно экономическая часть политики «блокирования кризиса» включает введение многочисленных новых налогов и разнообразных способов изъятия денежных средств. <…>
    Основной же упор в экономической политике по-прежнему делается на управление материальными потеками, но меняются формы этого управления: если раньше надежды возлагались на госзаказы, лимиты, фонды и гocплановские балансы, то теперь главным инструментом становится замораживание старых хозяйственных связей и отмена новых.<…>
    Смысл предложенных мер ясен — остановиться, попробовать заморозить ситуацию, воспользовавшись для этого вполне традиционными, хорошо знакомыми методами. Увы, такие надежды наивны. В который уже раз предлагается система мер, не адекватная складывающимся накоплен в экономике потенциал мощного кризиса: в будущем году произойдет углубление спада производства, быстрый рост цен и доходов приведет к раскручиванию инфляционной спирали, еще более усилится структурная несбалансированность и дефицит.<…>».
     
    «Первый вице-президент страны» – страница 4
    «Г. Янаев – первый в нашей истории вице-президент, второе лицо в нашем государстве. Отсюда обостренный интерес к этой политической фигуре. Интерес многократно возрос из-за полной неожиданности предложенной Президентом кандидатуры. Предположительно фамилии назывались разные, но никогда в круге претендентов не возникал Геннадий Янаев. Он был близок к Президенту, но не настолько, чтобы резервировать ему ключевое место в новой системе исполнительной власти.
    Биография у Г. Янаева типична для тех, кто в нашей стране с юных лет связывает свою судьбу в общественной работой: передвижение с поста на пост в комсомольской, профсоюзной, партийной сфере деятельности. По отзывам тех, кто с ним работал, Янаев – крепкий, надежный функционер, тверд в отстаивании выработанной линии, неуклонно проводит в жизнь принятые решения. Некоторые депутаты, правда, расценивают как недостаток его длительное нахождение в номенклатуре. Сам он, однако, считает большой удачей, что ему пришлось пройти эту школу.
    Г. Янаев никогда не скрывал свою твердую приверженность коммунистическим идеалам.<…>
    Возможно, Г. Янаеву в новой должности придется выполнять свои собственные предложения, которые он выдвигал, будучи председателем ВЦСПС. Например, на одном из заседаний Верховного Совета он предложил принять закон о занятости: «В этом законе государство должно взять на себя обязанности предоставить рабочее место всем, кто хочет и может трудиться». Теперь же в новой должности ему придется взять эту обязанность на себя. И не только эту – вице-президент разделит ответственность за судьбу страны наравне с Президентом. <…>».
     
    «Грузия: поляризация сил» – страница 4
    «Прошедшие 28 октября многопартийные выборы Верховного Совета Грузии были сенсационны – власть в республике перешла к открыто антикоммунистическому блоку партий «Круглый стол – Свободная Грузия», в отличие от прибалтийских республик, где победу одержали Народные фронты «в поддержку перестройки». Новый парламент республики объявил только о переходном периоде к независимости, но отказался подписывать новый Союзный.<…>
    Единственная «открытая» оппозиция блоку «Круглый стол» – четыре депутата от блока «Демократическая Грузия», который принимал участие не только в выборах ВС, но и в выборах в Национальный конгресс. <…>
    Что касается Совмина Грузии и постоянных комиссий ВС, то фактически все руководящие посты – у представителей блока «Круглый стол» или людей, поддерживающих этот блок. Несмотря на то, что на выборах этот блок поддержало большинство населения Грузии, назначением новых министров недоволен не только центр, но иногда и сами избиратели.
    Кадровые изменения к МВД и КГБ республики значительно обострили отношения Грузии с центром. <…>
    Кроме того, в последнее время Национальный конгресс занял деструктивную позицию: он выступил против подписания 29 ноября договора с Россией (требуя признания от высшего российского руководства факта аннексии Грузии), за немедленный вывод с территории Грузии военных подразделений, подчиняющихся МО СССР.<…>
    Несмотря на то, что популярность Национального конгресса падает, кампания неповиновения новому ВС и обвинение его в недемократичности, пристрастной кадровой политике, урезании свобод могут, с одной стороны, привести к падению рейтинга Гамсахурдиа, с другой – к дальнейшему росту напряженности в Грузии. <…>
    Однако как бы ни были остры внутриполитические проблемы новой власти, сегодня в Грузии на первый план выходят межнациональные конфликты. Придя к власти, блок «Круглый стол», отказался от своих первоначальных требований, заявив о сохранении автономий на территории Грузии. Но ненадолго. 11 декабря ВС Грузии принял Закон об упразднении Юго-Осетинской автономной области. Этот шаг может привести к обострению конфликта в Южной Осетии, к крупным межнациональным столкновениям, в которых, возможно, примут участие не только осетины и грузины, но и представители других национальных групп Кавказа.<…>
    В недавнем интервью Звиад Гамсахурдиа заявил, что в ближайшее время будет принят закон о гражданстве Грузии, согласно которому, по его мнению, гражданами Грузии должны стать только те жители, предки которых жили в Грузии до аннексии 1921 года, а возможно, и до аннексии 1801 года. Этот закон, если он будет принят (а вероятность его принятия велика в силу того, что Звиада Гамсахурдиа поддерживает решающее большинство в парламенте), как и уже принятые в декабре законы может повлечь за собой волну межнациональных конфликтов в Грузии, подобную прошлогодней. <…>».
     
    «Постановили: мафии нет» – страница 8
    «Известия» уже писали (№№ 203, 287) о скандальных похоронах в историческом центре Морского кладбища Владивостока неких лиц с криминальной биографией. <…>
    Депутат горсовета начальник отделения охраны общественного порядка городского управления внутренних дел Г. Тарабаров ответил газете. По местному радио. И первым делом заявил, что во Владивостоке мафии нет.<…>
    Занеся в разряд несуществующих возмутительные факты, вскрытые «Известиями», он заодно покончил с одним из самых тревожных явлений теперешнего бытия Владивостока.<…>
    Между тем очевидна особая притягательность для профессиональной преступности крупного города-порта на Тихом океане, стремительно развивающего международные связи.<…>
    Приморские чекисты непосредственно участвуют в обезвреживании мафиозных структур. Да и в органах внутренних дел специальные подразделения создаются не для ловли наперсточников. Нарастает число правонарушений не только корыстных, но и особо дерзких, тяжких, профессионально подготовленных. Прокуратура оценивает положение в крае как чрезвычайное. Вскрылись случаи смыкания работников милиции с преступным миром. <…>».