Ельцин Центр

Дайджесты и комментарии
  • 1991
  • 1992
  • 1993

    Картина дня в газетных выдержках и цитатах. Этот день 20 февраля — суббота. По материалам «Независимой газеты», «Российской газеты» и газеты «Известия»

    «Известия» / Учредитель: журналистский коллектив «Известий» — 1993. — 20 февраля, суббота. — №33 (23888). — 16 полос.

    «Хасбулатов сигнализирует из Новосибирска о несогласии с предложениями президента» — страница 1

    «Поиск путей выхода из конституционного кризиса — вот тема сегодняшней политической жизни. Бесплодность и опасность конфронтации, кажется, осознается всеми политическими силами, что отнюдь не равнозначно их готовности к честному компромиссу.

    Собственно способов разрешения кризиса два — всероссийский референдум и конституционное соглашение. Какому из них отдать предпочтение?

    Первым внес свои предложения президент. Разъясняя их суть, Б. Ельцин в телевизионном выступлении в четверг вечером подчеркнул, что проект предусматривает невмешательство президента и Верховного Совета в полномочия друг друга, неукоснительное проведение в жизнь принципа разделения властей. <…>

    Верховный Совет замешкался с внесением своих предложений. В качестве первых документов он направил президенту с визой спикера парламента две записки — от Комитета по законодательству и рабочей группы Конституционной комиссии, которые противоречат одна другой и не могут быть оценены как сформированный пакет предложений парламента. <…>».

    «Дуглас Хэрд: сотрудничество с Россией важно, если международное сообщество намерено добиваться прогресса» — страница 1, 7

    « <…>

    — …какие, по вашему мнению, наиболее существенные проблемы должны быть обсуждены в ходе очередных британо-российских переговоров?

    — <…> Тем для обсуждения хватает, в Соединенном Королевстве питают большой интерес и к экономической, и к политической реформам в России. Конечно, слово тут за россиянами, но мы готовы к тому, чтобы в меру своих возможностей оказывать помощь. Вопросов много. Взять, скажем, проблематику, относящуюся к бывшей Югославии. Это лишь один пример того, насколько важно сотрудничество с Россией, если международное сообщество намерено добиваться прогресса.

    — Как вы, г-н Хэрд, могли бы оценить отношения между нашими двумя странами — в самом общем виде?

    — Думаю, что они развиваются очень хорошо. Визит президента Б. Ельцина [в Великобританию], придавший им новый импульс, прошел в высшей степени успешно, я имею в виду подписанные в Лондоне документы. Думаю и о глубоком впечатлении, которое произвело здесь его политическое мастерство, продемонстрированное как в частных беседах, так и в речи, с которой он выступил в британском парламенте. <…>».

    «Запад опасается конкуренции русского оружия» — страница 1, 3

    «Военный комитет по проведению выставки вооружений «Идекс-93», завершившейся в столице Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) Абу-Даби, присудил российскому павильону две из семи премий: за наилучшее ведение боевых стрельб и наиболее представительную экспозицию.

    Действительно, пользуясь военной терминологией, Россия предприняла широкомасштабное наступление на регион Персидского залива — перспективный рынок вооружений, потенциал которого на ближайшие годы эксперты оценивают в десятки миллиардов долларов. В российской экспозиции были представлены 370 самых современных систем оружия. По признанию одного сотрудника американских спецслужб, пишет агентство Ассошиэйтед Пресс, о существовании примерно половины из них он даже не имел представления.

    Российские экспортеры провели активную рекламу своих изделий, включавшую не только демонстрацию оружия в условиях, приближенных к боевым, но и переговоры с руководством стран региона. <…>».

    «Соглашение федеральных органов законодательной и исполнительной властей Российской Федерации по стабилизации конституционного строя на период до принятия новой Конституции Российской Федерации» — страница 2

    «Президент Российской Федерации… и Верховный Совет Российской Федерации… на период до вступления в силу новой Конституции Российской Федерации принимают на себя следующие обязательства:

    I. Президент Российской Федерации гарантирует неукоснительное соблюдение следующих обязательств:

    1.1. Не вмешиваться в прерогативы законодательной власти, обеспечивать соблюдение конституционного принципа разделения властей всеми органами исполнительной власти;

    1.2. Не использовать право законодательной инициативы для внесения законопроектов, нарушающих баланс властей…

    II. Верховный Совет Российской Федерации гарантирует неукоснительное соблюдение следующих обязательств:

    2.1. Не вмешиваться в прерогативы исполнительной власти, обеспечивать соблюдение конституционного принципа разделения властей всеми органами и структурами представительной власти…

    III. Президент Российской Федерации и Верховный Совет Российской Федерации, исходя из принятых на себя обязательств, согласились в том, что:

    3.1. Управление федеральным имуществом осуществляется Правительством Российской Федерации. Упраздняются или передаются в систему исполнительной власти либо переводятся в подчинение Правительства Российской Федерации находящиеся в ведении Верховного Совета ведомства и структуры, осуществляющие исполнительные и распорядительные функции. <…>».

    «Первая реакция Верховного Совета на предложения президента» — страница 2

    «Ответом на инициативные предложения Б. Ельцина к новому соглашению о стабилизации конституционного строя в России, направленные Р. Хасбулатову 17 февраля, стали два документа, полученные администрацией президента 18 февраля с сопроводительным письмом председателя Верховного Совета. <…>

    Поскольку два документа, присланные из Верховного Совета, в известной мере противоречат друг другу, и их при всем желании трудно рассматривать как единый пакет, мы будем вынуждены ссылаться поочередно на один и на другой.

    Комитет по законодательству (записка Митюкова) исходит из того, что президент должен, реализуя свою обязанность по защите государственной и общественной безопасности, просить ВС о созыве съезда в конце февраля — начале марта. Съезд внесет изменения и дополнения в свое же постанов-пение «О стабилизации конституционного строя» от 12 декабря. <…> В отношении референдума, первоначально намеченного на 11 апреля, записка на имя Рябова предлагает его не проводить вовсе, записка Митюкова — перенести на осень 1994 года.

    Конституционная комиссия (Рябов) предлагает принять новую Конституцию девятому съезду народных депутатов, который должен быть созван для этого в ноябре 1993 года, и руководствоваться основными положениями проекта, которые были одобрены шестым съездом в апреле 1992 года. <…>».

    «Р. Хасбулатов предлагает свой вариант конституционной реформы» — страница 2

    «Речь Р. Хасбулатова, произнесенная им 19 февраля в Новосибирске при открытии совещания руководителей региональных органов власти, имеет все основания быть расцененной как ответ спикера парламента на прозвучавшее накануне выступление президента. Несмотря на то, что главной темой совещания должна была стать проблема совершенствования региональной политики, вопросы соотношения федерального и местных бюджетов, выступление председателя ВС практически целиком было посвящено нынешней политической ситуации.

    Вместо предполагавшегося получаса Р. Хасбулатов говорил час. И определенно высказал свое отношение к проблемам референдума, досрочных выборов и новой Конституции. В целом, по мнению спикера, посетовавшего в начале выступления, что вместо того чтобы сосредоточить все силы на спасении экономики, приходится обращать внимание на политические вопросы, ситуация в высших эшелонах российское власти излишне передраматизирована. Основная проблема — взаимоотношения исполнительной и законодательной власти — «искусно и искусственно доведена до конфликтного характера». Драматизация, по мнению Р. Хасбулатова, выгодна «тем силам, которые на волне общественной обеспокоенности хотели бы реализовать неконституционным и методами свои амбициозные цели». <…>».

    «У каждой из трех ветвей власти будет собственная охрана» — страница 2

    «Каждая из трех ветвей федеральной власти в России — исполнительная, законодательная и судебная — будет иметь собственную — независимую и самостоятельную охрану. Такое решение принял в пятницу российский парламент на совместном заседании, палат, проголосовав за принятие закона «О государственной охране высших органов государственной власти Российской Федерации и их должностных лиц».

    «России не стоит рассчитывать на новые крупные кредиты Америки» — страница 3

    «Участники конференции в конгрессе США обусловливают помощь Москве выводом войск из Прибалтики и запретом на экспорт ракетной технологии.

    Помощь России может быть полностью прекращена, если президент Соединенных Штатов сочтет — и уведомит об этом конгресс, — что Москвой нарушены международные регуляции, касающиеся экспорта ракетной технологии. <…>».

    «Москва и Улан-Батор осудили репрессии» — страница 3

    «Договоры бывшего СССР со странами, входившими в орбиту «социалистического содружества», в настоящее время подвергаются ревизии и пересмотру. Процесс, что называется, в стадии прохождения. Где-то возникают сложности при ратификации [Венгрия], где-то события развиваются настолько стремительно [Чехословакия], что юристы не успевают кроить новые формулировки. В этом ряду наиболее благополучно идут дела на российско-монгольском участке. <…>».

    «Отношение общества к референдуму» — страница 4

    «Четвертый по счету с середины декабря зондаж общественного мнения, проведенный 10 февраля 1993 года в 13 регионах России [1978 опрошенных], позволил установить устойчивые и более подвижные параметры в отношении людей к референдуму и связанным с ним проблемам государственного устройства России.

    Наибольшей стабильностью отличается доля населения, отдающая свои симпатии и голоса съезду. Таких людей в стране 15%, и величина эта практически неизменна на протяжении двух месяцев. Другая достаточно постоянная величина — это общее число тех, кто-либо не собирается участвовать в референдуме, либо затрудняется определить свое к нему отношение.

    Количество таких людей охватывает примерно половину населения, и именно это обстоятельство создает опасения относительно возможности проведения референдума. <…>

    «По прогнозам российских банкиров, в этом году население и коммерческие структуры разбогатеют» — страница 4

    «В декабре 1992 — январе 1993 года… [проведено] обследование деловой активности 99 коммерческих банков России. Работа такого рода проводится впервые. Руководителям банков предлагалось оценить итоги финансовой деятельности своего учреждения во втором полугодия 1992 года и проанализировать возможные тенденции финансово-кредитного рынка в 1993 году.

    Выяснилось, что более половины всех банков предполагают сокращение доли государственных предприятий в числе своих клиентов. Это, конечно, связано в некоторой степени с объективным уменьшением числа государственных предприятий в связи с приватизацией, однако характерно, что около половины руководителей коммерческих банков прогнозируют ухудшение экономического положения государственных предприятий. Очень важно, что это подтверждается и итогами обследования деловей активности промышленных предприятий России, которое мы проводили в январе 1993 года. Почти треть банкиров намеревается уменьшить выдачу кредитов этому сектору промышленности. Среди причин, которыми это вызвано, называются также частые просьбы Государственных предприятий о пролонгации выданных им кредитов и неэффективность арбитражных исков банков в случае, если такие предприятия не возвращают заемные ресурсы. <…>».

    «Генеральный прокурор России В. Степанков: члены ГКЧП по-прежнему ничем не брезгуют» — страница 5

    «<…> …До начала суда над членами ГКЧП вопросов к прокуратуре остается предостаточно. На часть из них отвечает Генеральный прокурор Российской Федерации Валентин Степанков. <…>

    — Многочисленные публичные выступления освобожденных из-под стражи обвиняемых по делу ГКЧП свидетельствуют о том, что уголовному делу они стремятся придать политическую окраску. Как в этом контексте вы оцениваете ситуацию накануне суда?

    — <…> Я бы понял обвиняемых, если бы они приберегли свои аргументы до суда — это была бы форма защиты, так поступают многие подсудимые. Но члены ГКЧП активно афишируют то, чего не сказали следствию, в газетах и на ТВ. <…>

    Как легко внушить людям, которые не живут в Москве и не были в ней в те августовские дни, что Белый дом защищали одни брокеры и дилеры, — словом, коммерсанты. Но там были не только они, но и Ростропович, воины-афганцы, рабочие столичных заводов, журналисты, писатели, студенты, военнослужащие. И что я узнал недавно, работники прокуратуры ночью бежали на баррикады, стояли в оцеплении, хотя работы тогда было много и по ночам.

    То есть снова используется типичный политический прием: передергивания фактов, смещения акцентов для формирования выгодного им общественного мнения накануне суда. Но я предпочитаю вести спор с обвиняемыми по уголовному делу в суде, где каждому заявлению будет дана оценка с учетом фактически установленных обстоятельств и собранных доказательств. <…>

    — До сих пор не утихают пересуды — был ли Горбачев жертвой или тайным вдохновителем заговора ГКЧП? В последнем его обвиняют, в частности, бывший премьер Павлов, начальник охраны Горбачева в Форосе Генералов, да и многие другие «соратники». Они считают, что изоляция президента СССР в Форосе была самоизоляцией…

    — Все факты относительно охраны и связи, приезда и отъезда «гэкачепистов» из Фороса должны оцениваться в суде. А мы в ходе следствия убедились: связь у Горбачева была отключена еще до приезда членов ГКЧП на дачу.

    Стремясь нейтрализовать его личную охрану, прибывший в Форос Генералов потребовал от нее выполнять только его указания. Для большей убедительности напомнил всем о трагической судьбе охраны Чаушеску. <…>

    Сегодня «гэкачеписты» говорят: «Но ведь президент СССР благословил нас, попрощавшись за руку, когда мы покидали Форос». Однако это не так. Горбачев действительно попрощался с ними за руку, считал, что после состоявшегося разговора они одумаются. То есть рукопожатие, по версии Горбачева, означало, что он оставляет им путь к переговорам с ним. <…>».

    «Точка зрения редакции: народ не хочет потрясений» — страница 8

    «Прилетевший в Новосибирск Руслан Хасбулатов на вопрос журналистов «Как вы оцениваете проект конституционного соглашения?» ответил: «Я об этом ничего не знаю». Демонстрация «неосведомленности» о документе, который мог бы разрешить кризис власти без всенародного посредничества, выглядит, несомненно, куда откровеннее ритуальных призывов спикера крепить гражданский мир. Стремлением к сохранению этого мира продиктована инициатива российского президента, готового проводить референдум только в крайнем случае, если федеральным властям не удастся договориться между собой.

    Но достижение согласия между властями путем взаимных договоренностей спикера, видимо, не устраивает. Таким образом, народу предлагается встать по ту или иную сторону политических баррикад. То есть выйти на митинги, начать манифестации, ринуться друг на друга под знаменами различных партий и движений. Или кто-то надеется, что пропагандистская кампания накануне референдума (в случае его проведения) будет выглядеть иначе? <…>».

    «Льготы необходимы крестьянину, а не чиновнику» — страница 8

    «Недавнее общее собрание представителей потребительских обществ России обратилось к президенту, руководителям парламента и правительства с просьбой приравнять потребкооперацию по льготам к агропромышленному комплексу. Выходит, так велики сегодня эти льготы для крестьянина, так завидно его положение, если даже потребительские общества, всегда жившие лучше и зажиточнее сельхозпроизводителя, желают стать с ним вровень в правах и возможностях? Льготы, в самом деле, есть. <…>

    Но в целом для села эти льготы не такой уж и щедрый подарок. Государство не в силах пока ослабить зависимость крестьян и производителей от переработчиков, торговли, от монополизма поставщиков ресурсов, обеспечить стимулирующую производство цену на продукты.

    Так что завидовать тут пока нечему. Другое дело, что не все льготы и субсидии оборачиваются благом для села, используются по адресу и назначению. И в прошлом году огромные средства вновь, как и прежде, вливались в неэффективные производства, попадали в руки лишь сменивших вывеску колхозов, не способных оживить свою по природе убыточную экономику никакими финансовыми вливаниями. <…>».

    «Вместо референдума нужен временный конституционный акт» — страница 8

    «За последние два года набрали силу два мощных фактора кризиса: высокая инфляция в сочетании с общим спадом производства и дезинтеграция страны, граничащая с угрозой ее распада. Исключительно опасно именно сочетания этих двух кризисных явлений.

    Чтобы остановить разрушительную для экономили инфляцию, метастазы которой затронули уже все сферы общественной жизни и даже нравственности, нужна сильная политическая власть, нужны политическая инфраструктура, работоспособные властные институты. Иначе говоря — необходимо государство.

    Для прекращения дезинтеграции, которая ослабляет государственную власть, хаотически ее перераспределяет, порождает разного рода конфликты, необходим не только ясный политический курс, но и хотя бы минимальные экономические успехи. Нужны дееспособная финансовая, кредитная и денежная система, приостановка общего спада производства, разумная социальная политика. <…>

    Такие основополагающие ценности, как законы, парламент, конституция, демократия, выборы, референдум, «круглый стол» и учредительное собрание, наше общество тяжело выстрадало. Сегодня мы их выхолащиваем, растранжиривал непродуманно и безответственно. Мы уже почти все из этого арсенала использовали, а ситуация все хуже.

    Нужно остановиться. А это значит — сказать себе и другим: при прежней системе власти невозможно было выработать сколько-нибудь реалистичные представления о будущем. Решать все это на ходу не получается, значит, следует признать необходимость целого периода, который станет как бы мостом от прошлого к будущему. Это может быть и три года, и пять лет. За 500 дней теперь не справиться. За это время следует решить две основные задачи: приостановить дезинтеграцию важнейших систем жизнеобеспечения и создать условия для неспешной, но глубокой и всесторонней подготовки всего того, что составит конституционно-законодательную основу новой страны и вступит в действие одновременно с приходом новой власти на основе иных законов, отражающих стратегические интересы российского народа. <…>».

    «Рынок жилья не сводится к торговле квартирами» — страница 8

    «Нам теперь говорят: зарабатывайте на жилье сами — государство благотворительностью более не занимается. В этом пассаже — полный комплект лицемерия профессиональных партийных деятелей, хапнувших себе квартиры по высшему разряду и с презрением взирающих на тех, кто не смог того же. На квартиру не хватит даже любой северной зарплаты за несколько лет. Бросить нищую науку и найти высокооплачиваемую работу? Что-то я не слышал о рабочих местах, позволяющих приобрести квартиру на зарплату. К тому же, если я, например, уволюсь из института, меня с семьей «попросят» из общежития. Снимать квартиру? Сколько это стоит сегодня — объяснять не надо. Единственное средство обзавестись своим жильем — заняться бизнесом, что в большинстве случаев означает либо торговать, либо воровать. Необходимые для этого «духовные» качества и сноровка есть далеко не у каждого. А люди, живущие на зарплату, права на жилье не имеют? И вообще, нужны ли нам производители, или обойдемся одними торговцами? <…>».

    «Миф» так называлась операция НКВД по расследованию судьбы Гитлера» — страница 10

    «Шеф-пилот Бауэр не видел Гитлера мертвым. А старший камердинер Линге был последним, кто говорил с ним. Линге взяли в плен тоже в начале мая при попытке вырваться из поверженного Берлина. Самый ценный, самый осведомленный свидетель.

    Еще 25 апреля фюрер сказал ему, что покончит с собой. При нем 28 апреля передал личному врачу письменное распоряжение на выдачу цианистого калия и получил яд. <…>

    Может, и правильно распорядился начальник контрразведки советских войск в Германии генерал-лейтенант Зеленин, когда, очевидно, в отместку за недоверие к расследованию СМЕРШа в 45-м году, ухитрился не выдать комиссии трупы Гитлера, Браун и семьи Геббельс. Выдал бы — появились новые мифы.

    А сейчас пора окончательно распрощаться со старым. Последнее вещественное доказательство — черепные кости — должно быть предоставлено международной комиссии экспертов, которая, изучив пулевое отверстие, поставила бы точку над «i» в полемике и легендах на тему о том, как умер Гитлер».

    «В борьбе за это…» — страница 12

    «Чего не унаследовали демократы от коммунистов, так это нетерпимости к иному мнению, к иному взгляду, к иной позиции — к оппозиции. Видимо, из боязни прослыть сатрапами и гонителями, сегодняшние средства массовой информации проявляют чудеса лояльности к любым идеям любой оппозиции — от фашистской до коммунистической.

    Теле- и радиоэфир оппозиционеры занимают так плотно, что демократам уже не прорваться к телекамерам и микрофонам. Впрочем, им и некогда красоваться и краснобайствовать в эфире. Взвалив на себя всю тяжесть реформ и ответственности за них, их не хватает даже на то, чтобы отбиваться от ярящейся и набирающей мощь оппозиции.

    А последняя уже начала самоорганизовываться, вовлекая в свои ряды измученных жизнью людей, которым оппозиционеры на доступном уровне уже объяснили, что демократия — вдохновитель и организатор всех ваших бед.

    Демократы, кажется, готовы умереть за то, чтобы их противники могли свободно излагать свои суждения. Они и излагают, но по бессмертному принципу Ильи Ильфа, записавшего в свою книжечку такой перл: «Выше знамя пролетарского интернационализма!» — Интересно, что должен сделать человек, прочитавший этот лозунг?« <…>

    Демократы заплатили слишком высокую цену в борьбе за гласность и плюрализм, чтобы теперь зажимать оппонентам рты. Но в эфире они должны занимать ровно такое место, какое они реально занимают в умах и душах россиян. По данным многих социологических исследований, очень незначительный процент наших сограждан мечтает о реставрации коммунистического режима. А эфир вольно или невольно представляет дело так, будто реставрация эта вот-вот произойдет, без разбора, отбора и отпора давая время — как правило, самое удобное — национал-коммунистам всех мастей и оттенков. <…>».

    «Независимая газета» / Учредитель: Московский городской Совет народных депутатов. — 1993. — 20 февраля, суббота. — №33 (457). — 8 полос.

    «Юбилей самодержавия: за упокой или за здравие?» — страница 1

    «Триумф московской демократии 380 лет назад может быть поучителен для растерянных потомков. <…>

    Рассуждения рассуждениями, но как все сложится через 3-5-10 лет, вряд ли кто возьмется предсказать, например, монархист, по собственному определению, Владимир Солоухин считает, что вопрос о возрождении монархии встанет в повестку дня тогда, когда «население» России возродится в народ.

    А пока реальнее, на мой взгляд, перспектива Соединенных Штатов (Земель, Республик) России, разочаровавшихся в Москве и решивших спасаться от хаоса и разрухи, опираясь на собственные силы и прямые связи. В подтверждение прибегну к аналогиям из Смутного времени и обстоятельствам избрания первого Романова, понимая, конечно, рискованность подобных экстраполяций. <…>

    В конечном счете, государство было спасено еще крепкими национальными и религиозными узами. Много позже историки скажут, что национально-государственная идея в 1613 году одержала победу над архаичным удельно-вотчинным мышлением.

    Какие испытания понадобятся России в конце XX века, чтобы не распасться на куски и стать государством для народа?»

    [Рубрика] «Коротко» — страница 1, 2, 3

    «Госкомнац переименован»

    «Верховный Совет принял решение о переименовании Госкомнаца в Государственный комитет по делам федерации и национальностей. Правда, представители некоторых фракций недоумевали, для чего Сергею Шахраю нужно такое переименование. <…> Необходимость переименования Госкомнаца Сергей Шахрай прокомментировал так: «Комитет должен проводить не абстрактную национальную политику, а четко реализовывать Федеральный договор, для этого может быть создано пять федеральных центров, кроме того, еще структура по прогнозированию национальных конфликтов и по регионально-экономической политике». <…>».

    «Владивосток»

    «В Приморье приступила к работе комиссии контрольного управления при президенте России.

    Приморский край стал седьмым по счету регионом, в котором ведутся плановые проверочные работы. Президентскую комиссию в первую очередь интересует код экономических реформ на востоке страны. Особое внимание будет уделено внешним связям и внешнеэкономической деятельности крае, что еще раз подтверждает особое положение Приморья как восточных ворот».

    «Москва»

    «Книжные ярмарки в последнее время стали только платными, но ярмарка, организованная на днях во Всесоюзном выставочном центре, была нетрадиционна — все участники приглашались бесплатно. Ее организаторы — А/О «Биржа «Российская бумага», редколлегия «Литературной газеты» и Международное сообщество книголюбов — предоставили возможность издателям и книготорговцам найти друг друга, получить консультации по продаже книг и покупке бумаги. <…>».

    «Приднестровье»

    «Одиннадцать принципов мирного урегулирования конфликта сформулированы в Бендерах на заседании экспертной комиссии, созданной руководством Молдовы и Приднестровья.

    На их базе далее буду разрабатываться документы, определяющие особый политико-правовой статус Приднестровья, пояснил корреспонденту НЕГИ возглавляющий приднестровских экспертов вице-президент ПМР Александр Караман. <…>».

    «Чечня»

    «Чеченский народ не желает принимать диктатуры ни в какой форме, — заявил вчера на пресс-конференции председатель комитета национального согласия Конфедерации народов Кавказа, член президентского совета Хаджи Мурат Ибрагимбейли. — Однако чеченские события последних дней вовсе не свидетельствуют о кризисе власти в республике. Они говорят лишь о том, что на сегодняшний день у нас сильна оппозиция, не пожелавшая мириться с новым проектом конституции». <…>

    Отвечая на вопрос корреспондента НЕГИ о намечающемся, по заявлениям Сергея Шахрая, на конец февраля очередном раунде российско-чеченских переговоров, Ибрагимбейли заявил, что лишь гибкость действий российского руководства и, в частности, Госкомнаца, может привести к продолжению переговоров на перспективных тонах».

    «В поисках утраченной идеологии» — страница 2

    « <…> С точки зрения демократического профи, демократий — прежде всего соблюдение чистоты партийной линии. Откуда некий условный демократический ЦК ее берет, я не знаю; может быть, эта линия вообще такая, саморазвивающаяся. Линия подвижна, зыбка и не для всех внятна. Знающий знает, посвященный не ошибется. <…>

    Новая генерация демократов должна, вслед за пародистом-политологом Александром Ивановым, повторять, что лучший статус для России — колония. Полезно уверять себя и других в том, что Россия состоит не из единомышленников Сахарова, а возможно, из сплошных Чикатило, и любить ее не за что. «Горячие точки» ближнего зарубежья должно воспринимать только как чужие, заграничные «горячие точки»… <…>

    В сущности, на идеи как таковые демократам глубоко плевать — вот что самое оригинальное в идеологической борьбе на современном этапе. Равным образом наивно верить в то, что главная задача либерально-демократической интеллигенции — это, как писал Виктор Малухин, идеологическое обеспечение правительственного курса. <…>».

    «Индекс цен на 6% выше прежнего» — страница 2

    Подзаголовок — «И все же стоимость потребительской корзины определить затруднительно»

    «Стабилизация курса доллара успокаивающе подействовала на динамику цен биржевого рынка. По большинству видов товаров наметились замедление темпов роста цен, а по отдельным позициям — даже их снижение из-за массированного выхода на рынок новых продавцов.

    Вместе с тем средние темны подорожания продукции основных товарных групп остаются высокими. Сводный индекс цен МТБ за прошедшую неделю увеличился на 6%, а всего с начала года — на 46%. Наибольший всплеск зафиксирован по нефтепродуктам, которые стали дороже за неделю на 9%. В основном это вызвано подорожанием на 23% топочного мазута, который, как и природный газ, используется в качестве топлива для электростанций. В росте цен на него проявилась несколько запоздалая реакция биржевого рынка на состоявшееся повышение цен на газ. <…>».

    «Взаимные условия сторон» — страница 3

    Подзаголовок — «Сергей Шахрай и Рамазан Абдулатипов в Тбилиси»

    «Неожиданный однодневный визит в Грузию вице-премьера Российской Федерации Сергея Шахрая и председателя Совета Национальностей Рамазана Абдулатипова 18 февраля продемонстрировал, что внешне довольно благополучно развивающиеся (на фоне удачного, по оценкам обеих сторон, недавно завершившегося третьего раунда российско-грузинских переговоров) взаимоотношения двух стран на деле полны проблем и спорных вопросов. Согласно официальной версии, основная цель прибытия в Тбилиси Шахрая и Абдулатипова заключалась в обсуждении проблем, связанных с беженцами из абхазского и цхинвальского регионов. Тем не менее, чрезвычайно насыщенная программа визита предполагала достаточно масштабный диалог.

    <…> Позиция России заключается в создании такой системы механизмов урегулирования конфликта, которая позволила бы добиться реального прекращения огня и развести противоборствующие стороны. Далее же, по словам Сергея Шахрая, Грузия должна пойти на разграничение полномочий центра и автономий, что является условием политического урегулирования при сохранении территориальной целостности Грузии. Что касается беженцев из Южной Осетии, то, по словам российских представителей, в этой области ситуация приобретает достаточно острый характер… <…>».

    «Мертвые души архива «Останкино», или Похождения господина Тристана Дела» — страница 6

    « <…> …Российская государственная телерадиовещательная компания «Останкино» предоставила исключительные право на использование всего архива звукозаписей — сокровищницу, собираемую более полувека, «алмазный фонд» нашей отечественной культуры — американской корпорации «USSU Art Group, Inc." под представительством Тристана Дела. Кроме того, корпорации дано право выдачи лицензий третьим сторонам, и тут срок не оговаривается: навсегда, что ли?.. <…>

    По словам Валентина Лазуткина, «Останкино» долго искало партнера, который смог бы взяться за реставрацию архива аудио-видеозаписей, находящегося в плачевном состоянии, долгие годы невостребованного, превратившегося в мертвый груз. Необходимо было создать технологию, отвечающую современным требованиям, для чего у самой компании не имелось средств. Валютные поступления, в сущности, прекратились. Поэтому предложение господина Дела было воспринято как спасительное. <…>

    После беседы с Лазуткиным, Корниловым и Андриановым у меня нет оснований подозревать их в злом умысле, личной корысти. Но есть вопросы, на которые они мне не ответили, не захотели или не смогли. Во-первых, почему договор с американской корпорацией хранился в такой тайне, что о нем не знал даже тогдашний глава компании Егор Яковлев?

    Не знала о нем и наша музыкальная общественность, артисты, чьим трудом, талантом распорядились, никого не оповестив.

    Хотя тут претензии уже не к «Останкино». Компания только использовала беззаконную ситуацию, в которой повинно наше государство, пренебрегающее интеллектуальной собственностью, оставившее без охраны права исполнителей на фонограммы — как фондовые, так и трансляционные. Подобного нет нигде в мире. И, пожалуй, именно тут первопричина возникшего скандала. <…>».

    «Российская газета» / Издание Верховного Совета РСФСР. — 1993. — 20 февраля, суббота. — №35 (651). — 16 полос.

    «Жизнь на Севере будет легче» — страница 1

    «В пятницу, 19 февраля, заседание Верховного Совета началось довольно нервно. <…>

    Депутатам хотелось выяснить, с какими предложениями выходит Верховный Совет на переговоры по конституционному соглашению и кто, собственно, войдет в рабочую группу со стороны парламента. Масла в огонь подлили публикации некоторых газет, обнародовавших некий якобы уже имеющийся список рабочей группы Верховного Совета. Было высказано настойчивое пожелание сформировать эту группу непосредственно в ходе коллективного обсуждения на заседании парламента, и председательствующий Н. Рябов не мог с этим не согласиться.

    Ожидание предстоящей дискуссии, однако, не помешало народным избранникам весьма плодотворно потрудиться над представленными законопроектами. Был, наконец, принят готовившийся более полутора лет Закон Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

    Закон предоставляет целую систему льгот и гарантий гражданам и трудовым коллективам, работающим в сложных северных условиях. <…>».

    «Из кризиса можно выйти только путем согласия» — страница 1, 2

    « — В сложившихся трудных условиях нам необходимо согласие и его достичь можно мирными, честными средствами. Мы должны во что бы то ни стало обеспечить демократическое развитие нашего общества, не позволить сползти к авторитарному правлению, каким бы то ни было методам чрезвычайщины. Согласие и демократия — вот что необходимо для обеспечения общества и сохранения гражданского мира.

    Этими словами завершил вчера свое выступление на совещании руководителей органов государственной, представительной и исполнительной власти республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга Председатель ВС РФ Руслан Хасбулатов. В своем докладе он подробно остановился на наиболее злободневных проблемах, волнующих все общество. <…>

    — В печати о моей встрече с Б. Н. Ельциным, — сказал, отвечая на вопрос депутатов, Р. Хасбулатов, — было написано гораздо больше, чем мы успели переговорить в течение 20-минутной беседы.

    Считаю, что негативные последствия проведения референдума в нынешней социально-экономической и политической ситуации значительно превышают позитивные ожидания от него. Идя на встречу с Президентом, я надеялся получить проект вопросов, выносимых на плебисцит. Пока я так и не получил его. Поэтому, не получив предложений исполнительной власти, Верховный Совет не может приступить к их согласованию с проектом Конституционной комиссии. И никто не вправе в такой ситуации отвлекать Верховным Совет от текущей законотворческой деятельности, навязывая обсуждения проблем референдума. По договоренности со стороны Президента и Верховного Совета созданы рабочие группы по разработке конституционного соглашения. Однако у меня «прохладное» отношение к этой довольно заурядной идее, хотя печать пытается представить ее чуть ли не «мессианской». <…>».

    «Выступление Бориса Ельцина по Российскому телевидению» — страница 1, 2

    «Уважаемые граждане России!

    Всех нас беспокоит, и особенно в последнее время, вопрос — сумеем или нет сохранить стабильность в стране, мирный, постепенный характер наших преобразований. <…>

    Конечно, время сейчас непростое. Тем более есть силы в России, которым выгодна такая неразбериха, которые заинтересованы в том, чтобы реформы провалились, чтобы люди отказались от них.

    Хорошо известно, в чем корень политической напряженности. Это полученная нами в наследство от прошлого громоздкая система управления, которая выступает сейчас в образе всевластия Советов. Вот это неугасающее стремление подменить всех и вся — и правительство, и Президента, и судебные органы, встать над ними, но ни за что не отвечать, прячась за коллегиальность. Это, прежде всего, и вызывает такую напряженность.

    Конечно, в некоторых регионах Советы и администрации находят общий язык, но это, к сожалению, лишь исключения из правила. Общая обстановка продолжает оставаться сложной. Но это не означает, что нужно сидеть сложа руки и наблюдать углубление кризиса власти со стороны.

    Он может быть если не разрешен, то заметно ослаблен.

    Для этого, думаю, есть два пути.

    Первый — это всероссийский референдум, где сам народ, сами избиратели выскажут свою волю. <…>

    Второй путь разрешения кризиса власти — это нелегкие, напряженные переговоры для достижения согласия. И главное — нахождение гарантий выполнения договоренностей. <…>

    Намерен информировать вас, уважаемые телезрители, о дальнейшем развитии событий.

    Хочу обратиться к народным депутатам России. На переговорах я высказал предложение созвать внеочередной съезд для решения одного единственного вопроса — ратификации соглашения, если оно будет выработано.

    Уверен, вам не надо объяснять, насколько оно необходимо сегодня России, гражданам нашей страны.

    Такое соглашение может стать поворотным моментом, началом действительно созидательной, дружной работы всех ветвей власти, всего народа. <…>».

    «Выступление Руслана Хасбулатова в Новосибирске» — страница 1, 4

    «Уважаемые участники совещания! С момента нашей последней встречи в Российской академии управления прошло менее двух недель. Это освобождает меня от необходимости давать развернутую характеристику экономической и политической ситуации в стране. Остановлюсь только на основных проблемах.

    Даже за столь короткий период, который прошел после нашей встречи в Москве, каждый из россиян буквально физически ощутил проявление тех негативных тенденций, о которых мы с вами говорили на прошлой встрече. Является фактом, что экономическое положение страны ухудшается, происходит дальнейшее падение производства в важнейших сферах экономики, факторы воспроизводства разрушаются, положение людей ухудшается. <…>

    И тем трагичнее, что вместо сосредоточения всех сил общества на спасении экономики, на чем настаивал VII Съезд народных депутатов России, мы вынуждены отвлекать свое внимание на вопросы сугубо политические и идеологические, по существу ясные и во многом уже решенные.

    Центральная проблема, которая искусно и искусственно доведена до конфликтного характера, — это вопрос о взаимоотношениях представительной и исполнительной властей не только в центре, но и в регионах. <…>

    Сейчас идет оживленная дискуссия о референдуме. К сожалению, освещается эта серьезная проблема с очень упрощенных полиций; либо «за», либо «против»… Это ошибочный подход и именно потому, что проиграют все и, прежде всего, общество, наши сограждане. <…>

    О последствиях референдума 11 апреля. Их мы должны опасаться. Об этом и шла речь на VII Съезде. И не случайно Съезд внес поправку в Конституцию, направленную на блокирование попыток политической дестабилизации, используя референдум. И лишь острый кризис и огромное давление на Съезд буквально «выдавили» его согласие на проведение референдума. <…>

    Сегодняшняя действительность такова, что общественно-политическая, экономическая и даже социально-психологическая ситуация препятствует разработке новой Конституции, а тем более ее принятию в ближайшее время. <…>

    В заключение еще раз хочу отметить, что в сложившихся трудных условиях нам необходимы согласие и его достижение мирным, честным путем. Мы должны во что бы то ни стало обеспечить демократическое развитие нашего общества, не позволить сползти к авторитарному правлению, к каким бы то ни было методам чрезвычайщины. Согласие и демократия — вот что необходимо для обеспечения процветания общества и сохранения гражданского мира».

    «Борис Пугачев, политолог: «Наиболее желателен «серединный путь» — страница 2

    «По всей видимости, можно прогнозировать три модели возможного развития межнационального конфликта.

    Первая модель связана со стихийным националистическим дрейфом на всем геопространстве, обострением и нарастанием различных по типологии этноконфликтов. <…>

    Вторая модель связана с реинтеграцией тоталитаризма. Это насильственный путь «снятия» национальной проблемы. Его реализация может принять форму военно-националистических режимов («этнохунт»). <…>

    Третья модель развития — единственно мирная, предполагающая демократическое развитие. Подобная модель неотделима от снятия этнической напряженности через строительство федеративных государств в бывших союзных республиках (особенно это важно для Украины, Казахстана и России) не на национальной, а на демократической основе. <…>

    Именно в рамках третьей модели может быть приостановлена обще катастрофическая дезинтеграция союзного экономического пространства, приостановлено движение к конфликтной форме национального «взаимодействия», предотвращено насильственное, вооруженное расчленение единого этнопространства на территории бывшего Союза ССР. <…>».

    «Народная приватизация влетит в копеечку» / Эдуард Бяков [заведующий отделом Российского фонда федерального имущества] — страница 2, 3

    «<…> Для того чтобы добиться этого и придать процессу обвальный и необратимый характер, были созданы максимально благоприятные условия: заморожена стоимость имущества на уровне 1 января 1992 года, выпущены специальные ценные бумаги в виде приватизационных чеков, отработаны три способа льготной продажи акций.

    Опыт приватизации в 1992 году позволяет поставить этот процесс на конвейер и в течение 1–2 месяцев приватизировать любое предприятие. Именно таким путем было акционировано большинство предприятий в четвертом квартале прошлого года.

    На самостоятельном балансе сейчас находится более 430 тысяч предприятий, из них в 1992 году приватизировано 46 тысяч (немногим более 10 процентов). <…>

    Приватизация набирает обороты, но негативные явления, сопровождающие ее, все более дают знать о себе. Выпали из поля зрения те задачи, ради которых она и затевалась. Прежде всего, речь о стратегии управления приватизированным имуществом и имуществом, остающимся в государственной собственности. До сих пор нет полного юридически оформленного комплекта документов для проведения чековых аукционов. Неясно, где брать средства для их оплаты и как «депонировать» чеки, осуществлять безналичные платежи, контролировать, учитывать и гасить ваучеры. Нет и механизма «перекачки» чеков и акций по территории России. Быстрый рост инфляции требует того, чтобы переоценка финансовых активов и запасов предприятий проводилась ежемесячно. Необходим соответствующий нормативный документ. В противном случае приватизация из обвально-затратной превращается в обвально-расточительную. <…>».

    «Квартира частная, а дом опять ничей» — страница 3

    « <…> Если в законе четко не оговорена приватизация многоэтажных домов, так только из-за опасения резко толкнуть жильцов в рынок.

    Коллизии, когда квартиры частные, а место общего пользования принадлежат ведомству или муниципии, в нашей стране гиде не было. И потому трудно даже предсказать, какие противоречия может это породить. Но в том. что они возникнут, сомневаться не приходится, ибо у каждого из собственников свой интерес. Сейчас в России приватизировано уже довольно много жилых помещений, но от этого в подъездах чище не стало. Полагаю, что собственник дома, который прежде терпел разбой и проказы «государевых» жильцов, найдет способ заставить виновных и иже с ними невиновных коллективно ответствовать за содеянное. И расплачиваться рублем. <…>

    Если же государство или муниципалитеты не захотят отдавать дома в собственность жильцов, то надо быть готовым к тому, что мы наблюдали годами: к бесхозяйственности, которая и привела к массовому запустению жилого фонда. Но то, что прежде терпели, теперь владельцам частных квартир будет во вред. Попробуй-ка выгодно продать, сдать либо обменить снос жилище, коли дом грязен и обшарпан настолько, что больно глазам.

    В такой ситуации жильцам поневоле придется объединяться, чтобы защищать свои права».

    «Как нам обустроить российскую деревню» — страница 5

    «Существует довольно распространенное мнение, что, мол, российская деревня все равно, что бездонная пропасть; вкладывают в нее колоссальные материальные и прочие средства, а они бесследно пропадают. Так ли это?

    Мы обратились к человеку, который работает в аграрной сфере около 40 лет, — начальнику главного управления инженерного и социального обустройства сельских территорий Минсельхоза России Валентину Тимофееву:

    — Громадные инвестиции в сельское жилье, школу, больницу, дороги — это сказки для детей. Считайте: в этой году на развитие всего АПК выделено 439 миллиардов рублей капитальных вложений. Из них 169 миллиардов пойдут на выполнение госпрограмм «Детское питание», «Сахар», «Растительное масло». Развитие социальной сферы финансируется за счет бюджета территорий. Она в лучшем случае получит от оставшихся средств половину — 135 миллиардов. А необходимо три триллиона рублей. Выделяют же четыре процента от этой суммы. Такая арифметика.

    Здравый смысл подсказывает: необходимо ликвидировать монополию города над селом, а значит, перераспределить бюджетные средства, львиную часть которых съедает промышленность и другие отрасли народного хозяйства, в пользу деревни. <…>».

    «Джинн нетерпимости» — страница 6

    «Коренные» и «не коренные», «титульные» и «нетитульные», «русскоязычные» и даже «русофоны» — весь этот новояз националистических спецхранов как-то в одночасье пополнил политический быт бывших союзных республик.

    Мы не жалеем, что безвозвратно канули благолепные бессмыслицы вроде «новой исторической общности людей», «братской семьи народов» и прочих вымученные агитпропом изыски. Но почему их место стала заполнять терминология с националистическим уклоном? Как во внутренних, так и во внешних делах. <…>

    Межнациональной неустроенность в экс-СССР, если ею не заняться по-серьезному, может и вразнос пойти».

    [Рубрика] «Вопрос-ответ» — страница 9

    «Чем занимается Горбачев-фонд?»

    «Мало в последнее время говорят и пишут о Горбачев-фонде. Поговаривают даже, что он дышит на ладан. Если это не так, то чем сейчас занимается этот фонд? <…>

    — Обратимся к основной деятельности фонда. Это научно-исследовательская работа наших центров по ряду актуальных проблем, направлений. Например, центр политологических программ разрабатывает два проекта — «Строительство новой российской государственности» и «факторы и институты упрочения политической стабильности и достижения национального согласия». Семинары, ситуационный анализ, конференции, сотни публикаций в печати». Материалы по результатам исследований, кроме того, рассылаются и тем, кто сегодня определяет политику России. Правда, никаких откликов… Активно работает центр прогностических программ по межнациональной проблематике, по теме современного федерализма, которую постоянно держит в поле зрения президент фонда. Центр общественных знаний проводит занятия с активистами политических партий и недостатка в слушателях не испытывает. Новое направление нашей работы — экономическое. Создается международный экономический совет — с нашей стороны его возглавил Н. Я. Петраков. <…>».

    «Как вам служится по контракту?»

    «Одним из радикальных направлений реформирования российских Вооруженных Сил стая переход и смешанному способу их комплектования: по призыву и в добровольном порядке, то есть по контракту. Как приживается это новшество? <…>

    — Переход на поэтапное комплектование российских Вооруженных Сил военнослужащими в добровольном порядке начат Министерством обороны с 1 декабря 1992 года. В отдельных регионах, видах и родах Вооруженных Сил ситуация складывается по-разному. Скажем, в сухопутных войсках можно привести в пример Западную группу. К началу февраля на службу по контракту здесь было принято свыше 6800 человек, или около 70 процентов того количества, которое намечено набрать в нынешнем году. Неплохо идет набор в воздушно-десантные войска. Здесь же отобрано свыше 1500 добровольцев, что составляет примерно половину вакантных должностей.

    В военных округах картина достаточно пестрая. <…>

    <…> Молодые люди стремятся попасть туда, где стабильнее социальная обстановка, лучше условия службы, выше материальная обеспеченность. У нас, например, нет проблем с укомплектованием добровольцами частей Западной группы. И это вполне объяснимо. Урал, Поволжье — это регионы, где высоки призывные ресурсы, стабильная обстановка, традиционно хорошее отношение населения к армии. Дальний Восток, Забайкалье — здесь уже дают о себе знать отдаленность территории, сложные климатические условия. Очень трудно идет отбор добровольцев в регион, где не утихают межнациональные конфликты. <…>».

    «Положение «О порядке выплаты дополнительного вознаграждения за выслугу лет работникам предприятий, организаций и учреждений, расположенных на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» — страница 10

    «I. Общие положения

    1. Выплата дополнительного вознаграждения за выслугу лет производится работникам предприятий, организаций и учреждений различных форм собственности, расположенных на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, подразделяющихся на следующие зоны:

    зона отселения — с плотностью загрязнения почв цезием-137 свыше 15 Ки/кв. км, или стронцием-90 — свыше 3 Ки/ кв. км, или плутонием-239, 240 — свыше 0,1 Ки/ кв. км;

    зона проживания с правом на отселение — с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/ кв. км.

    зона проживания с льготным социально-экономическим статусом — с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 1 до 5 Ки/ кв. км. <…>».