«Известия». – Учредитель: Совет народных депутатов СССР – 1991. – 4 января, пятница. – № 4 (23270). – 8 полос.
«Совет Федерации: на пути к согласию» – страница 1
«3 января под председательством Президента СССР М.С. Горбачева состоялось заседание Совета Федерации, в котором приняли участие высшие руководители союзных республик, Советского государства, правительства. Участники заседания в принципе одобрили соглашение на 1991 год по стабилизации социально-экономического положения в стране. <…>
«Известия» попросили помощника Президента СССР по экономическим вопросам академика Н.Я. Петракова прокомментировать ход и итоги заседания Совета Федерации. <…>
– Николай Яковлевич две республики были представлены не высшими руководителями. Я имею в виду Литву и Эстонию. Не следует ли рассматривать здесь политический момент?
– Это так, и это был, пожалуй, единственный чисто политический аспект обсуждения. Причем, следует подчеркнуть, что представители и Эстонии, и Литвы, доводя до Совета мнения своих правительств, высказались за необходимость экономического сотрудничества.
–Какие вопросы вы выделили бы в качестве главных объектов дискуссии?
– Это, конечно же, проблема создания устойчивой финансовой базы функционирования народного хозяйства в 1991 году. А если более конкретно – определение принципов формирования доходов союзного и республиканских бюджетов на будущий год. <…>
–Пока же вопрос о принципах остается открытым?
– Да, но из этого не следует делать трагедии. Главное, стало ясно, что лидеры хотят договориться, и все поняли, что договориться можно.
–А о чем конкретно договориться уже удалось, ведь в конце декабря казалось, что противоречия, особенно в области формирования бюджета, приобрели необратимый характер?
– Положение осложнено тем, что ряд республик уже принял законы о бюджете без учета общих интересов. <…>
–Многие, наверное, помнят, что главные разногласия возникли между центром и Россией из-за налога с оборота, который российский парламент решил полностью оставить в республике.
– И здесь проблема оказалась разрешимой. Если Россия претендует на весь налог с оборота, то она должна и в принципе готова пересмотреть свою долю в налоге с продаж, что позволит сбалансировать бюджеты.<…>».
«Как выбирать Президента России» – страница 1
Подзаголовок – «Заседание конституционной комиссии»
«Доработанный с учетом различных предложении и мнений проект новой Конституции России, вероятно, будет вынесен на рассмотрение IIIСъезда народных депутатов РСФСР, который, как ожидается, откроется в конце марта – начале апреля.<…>
Как известно, существует несколько вариантов проекта Конституции. Один подготовлен рабочей группой, другой – предложен блоком «Коммунисты России», третий – авторский проект группы под руководством профессора Камышева из Саратовского университета. <…>
Первый обмен мнениями экспертов показал: разброс в позициях довольно широкий. Одни горячо поддерживают идею референдума, когда весь народ сможет высказать свое отношение к проекту Конституции. Другие же возражают, приводя такой аргумент: все реакционные Конституции принимались именно через референдум. По этому вопросу надо будет прийти к единому решению. Как и по поводу механизма выдвижения и избрания президента и вице-президента России. Предложение о том, что их кандидатуры выдвигает Съезд, а народ выражает к ним свое отношение на всеобщих, прямых выборах, по мнению некоторых, требует доработки. Иначе в этом случае политические партии и движения будут лишены возможности выдвигать своих кандидатов. <…>».
«Латвия договаривается с Генштабом» – страница 1
«Председатель Верховного Совета Латвии Анатолий Горбунов встретился с начальником Генерального штаба Вооруженных Сил СССР генералом армии Михаилом Моисеевым. В интервью корреспонденту «ВГ» А. Горбунов назвал результаты встречи обнадеживающими. «Ко всем нашим вопросам, которые мы поставили в ходе встречи, – сказал Горбунов. – отнеслись с пониманием. Практически ни один вопрос не был отвергнут». Во время встречи была достигнута договоренность о создании рабочей группы в Министерстве обороны СССР для установления контактов с республиканским парламентом».
«Теперь карточки и на Камчатке» – страница 1
«С изучения красивых разноцветных бумажек начались в камчатских семьях первые дни нового года. Жителям города выдали «купоны» – листки, разграфленные на множество клеток с цифрами от 1 до 65. Каждая из них соответствует определенному виду товара. Отныне при посещении магазинов местным жителям придется не забывать дома эти «простыни». Правда, никто не знает, что именно можно будет получить под «ценные» бумаги, так как информация есть лишь по 5 наименованиям товаров».
«Почем фунт мяса» – страница 2
«Сообщения о том, что мясная проблема крайне обострилась, – в магазинах не только колбасы нет, но и «ни ножек, ни рожок», а на базарах цены взлетели до высот космических – стали поступать отовсюду задолго до новогодних праздников. Так что не в праздниках дело. Тогда в чем?
Информация, переданная корреспондентами «Известий» из разных регионов страны, позволяет осмыслить ситуацию. <…>
– К пустым прилавкам и росту цен мы идем уже года четыре, – считает председатель Аксайского районного Совета (Ростовская область) В. Рецов. – А началось с того, что хозяйствам стали засчитывать в план мясо, закупленное на крестьянских подворьях. Крестьянин, получая молодняк и корма, – с прибытком, и председателю-директору нехлопотно. Вот хозяйства и стали под видом оздоровления стада сбрасывать поголовье. Скота, как видим, больше не стало, зато мясо с подворий, предназначавшееся для жителей области, уплыло по линии госпоставок. Руководители об одном пекутся: план – любой ценой. Корма уходят на подворья, а на откормплощадки хозяйств перестали поступать.<…>
– Мы мясные свои ресурсы продолжали интенсивно съедать вплоть до Нового года, – утверждает председатель правления Роспотребсоюза В. Ермаков. – Из-за нелепой пляски закупочных цен. Сперва удвоили-утроили цены с 15 сентября по 15 декабря. И все спешили, пользуясь выгодной конъюнктурой и не будучи уверенными в завтрашнем дне, сдать скот, даже маловесный. Потом действие новых цен продлили до 1 января – и опять сдавали даже то, что еще могло дать привес. И вот только теперь сообщили; цены вводятся «навсегда». Недомыслие, некомпетентность – жуткий бич. Вывод главный. Мясной кризис в первую очередь вызван снижением производства, спровоцирован пляской цен и усугублен ажиотажным спросом. <…>
Пришло время не говорить, а решать вопрос о свободной торговле, приватизации, частных и семейных магазинах, акционерных потребительских обществах. Словом, делать торговлю для покупателя, а не ради самой себя. Тогда и отпадет нужна в нелепых антирыночных мерах. <…>».
«Не торопитесь в Эстонию» – страница 2
«Верховный Совет Эстонии принял постановление «О квоте иммиграции Эстонской республики в 1991 году». Суть его: в этом году республика примет 2.290 желающих навсегда поселиться в ней, что в несколько раз меньше, чем приезжало до сих пор.
Квота распределена по городам, уездам и равномерно – по кварталам. Так, Таллинн сможет принять 504 новых жителя. Кохтла-Ярве – 280, Нарва – 480, Пярну – 57, Тарту – 76. Парламент обязал власти этих городов, за исключением столицы, обеспечить преобладание выезда над въездом.
Уточняю: жесткие ограничения введены для желающих получить постоянную прописку, или, как говорится в документах, вид на постоянное жительство. Департаменту по делам миграции разрешено выдавать сверх квоты временные виды на проживание. Они предназначаются для тех, кто прибыл в Эстонию по позволению ее компетентных органов, для персонала посольств, для политических беженцев. Этот же порядок распространяется и на военнослужащих, членов их семей. Но о временном виде на жительство должны ходатайствовать органы местного самоуправления.
И еще одно исключение. Департаменту по делам миграции позволено выдавать сезонным рабочим разрешение на трудоустройство. Но вид даже на временное жительство для них не положен. Если органы самоуправления превысят квартальную квоту, то за прием каждого лишнего человека из местного бюджета будет изъято в государственный 100 тысяч рублей. На всякий случай за миграционным департаментом зарезервировано право увеличить квоту второго полугодия еще на 600 человек».
«Охрана зданий КПЛ продолжается» – страница 2
«Как уже сообщали «Известия», в Литве ликвидированы посты литовской полиции (так отныне называется республиканская милиция), ранее охранявшие здания КПЛ совместно с подразделениями войск МВД СССР. В минувший четверг военнослужащие продолжали нести единоличную охрану этих объектов.
Идет тщательная проверка документов. Работники аппарата совета Демократической партии труда, которые вместе с ЦК КПЛ занимают здание ЦК, проходят на работу беспрепятственно, хотя поначалу и возникали определенные трудности. Серьезных конфликтов за прошедшие сутки не наблюдалось. Официальных протестов властей республики пока не было. Пленарное заседание парламента состоится лишь через несколько дней, и не исключено, что депутаты дадут политическую оценку новогоднему сюрпризу спецподразделения МВД СССР, дислоцированного в Вильнюсе. Министр внутренних дел Литвы М. Мисюконис в интервью корреспонденту ЭЛЬТА заявил, что он не видит оснований считать это симптомом более крутого курса, который, возможно, избрало новое руководство МВД СССР. «Пока что мы столкнулись с определенными намерениями ЦК КПЛ», – сказал он».
«Обманывают ли клиентов сбербанки?» – страница 3
«<…>Руководящие работники Госбанка и Сбербанка СССР в восторге от собственных действий: негативные процессы, по их словам, приостановлены, «мы создали вполне приемлемые условия, чувствуется заинтересованность населения» (заместитель председателя Госбанка СССР А. Войлуков). В печати и по телевидению не устают приводить цифру: только за первые 15 дней ноября на новые льготные счета было положено около 6 миллиардов рублей. Не уточняется, правда, что это всего лишь 1,6 процента от 360 миллиардов рублей, лежащих на вкладах. <…>
Итак, в том хаосе, который возник в кредитно-финансовой системе страны, попытки правительства связать «горячие» деньги населения оказались даже не полумерами. Но, может быть, действительно невозможно привлечь на льготные вклады по настоящему большие средства. <…>
Те условия, которые предложены сейчас как льготные, привлекательными никак не назовешь и существенного вклада в стабилизацию денежного обращения они не внесут. Законодатели, прежде чем принять какое-то решение, должны поставить себя на место граждан, учесть их психологию и интересы. <…>
Минфин РСФСР готов представить собственный проект по усовершенствованию процентной политики по вкладам населения. Если он заинтересует Совет Министров РСФСР и Президиум Верховного Совета республики, то в России, а может быть, и в целом по стране появится более действенный и эффективный порядок хранения денежных средств в сбербанках».
«Российская газета». – Издание Верховного Совета РСФСР. - 1991. – 4 января, пятница. – № 2 (48). – 4 полосы.
«Отрепетированный кризис» – страница 1
Подзаголовок – «Бюджет России: из-за чего спор?»
«Больше всего это смахивало на отрепетированный спектакль, сыгранный с единственной целью: еще раз «качнуть» российское правительство». Так прокомментировал один из народных депутатов внеплановое обсуждение 27 декабря IV Съездом народных депутатов СССР решения парламента России пересмотреть отношения республики с союзным бюджетом. <…>
Президент СССР Михаил Горбачев в обычной манере обвинил правительство РСФСР в стремлении к развалу «не только экономики, но и Союза» и зачитал, кстати, пришедшую от группы неназванных депутатов записку с требованием «принять необходимые меры», дабы усмирить «руководство РСФСР», которое «все дальше заводит ситуацию во взаимоотношениях республик и Союза в тупик».
Спланированная согласованность выступлений стала очевидной, когда Президент огласил заготовленный проект постановления, последний пункт которого формально требовал, а фактически давал полномочия финорганам и налоговым инспекциям «в своей деятельности обеспечить проведение единой финансовой политики, строго руководствуясь союзными законодательными и принятыми нормативными актами». <…>
Стремительное обсуждение «бюджетного кризиса» должно было стать, по замыслу его организаторов, еще одним ходом в непрекращающейся кампании давления на российское правительство со стороны правительства союзного, в первую очередь – планово-финансовых органов. <…>
Несмотря на грубо-агрессивный тон выступлений ряда народных депутатов, к середине заседания все же стало ясно, что большинство присутствующих едва ли склонны будут поддержать столь процентристское постановление: не без основания опасаясь, очевидно, что при нужде оно может быть использовано и против их республик или регионов.<…>
Особую окраску всему произошедшему в последний день придало переданное спустя сутки телеинтервью Председателя Совмина России Ивана Силаева, заявившего, что реальные расхождения между республикой и Союзом исчислялись суммой многократно меньшей, чем названная на Съезде, и что обвинения России в планах лишить Союз армии, науки, медицины – беспочвенны.
По его словам, Россия требует полного раскрытия расходных статей союзного бюджета – так, как это сделано с бюджетом российским, – чтобы точно знать, на что правительство СССР намерено тратить вручаемые ему средства: требование, которое едва ли можно назвать чрезвычайным.<…>».
«Обойдемся без ядерных испытаний» – страница 1
«<…> Создать систему обороны даже высокого качества при неограниченных ресурсах – дело нехитрое. Именно с неограниченными ресурсами имели дело руководители нашей оборонной системы, но сумели создать лишь громоздкую, но мало эффективную систему. <…>
Можно прямо сказать, что 30-процентные расходы от ВНП не под силу не только нам, но и любой развитой стране мира. <…>
А ведь по существу задача должна была ставиться иначе: создать систему обороны с некоторыми наперед заданными параметрами, отвечающими определенной военной доктрине, при вполне определенных финансовых и материальных ресурсах. <…>
Много лет мы проводим ядерные испытания. Сколько на это затрачено средств, видимо, подсчитать будет трудно, если от этих оборонных мероприятий остаются еще сотни тысяч рублей на строительство маршальских и генеральских дач. Вместе с этими «остающимися» рублями остается и вопрос: а для чего же нам эти самые ядерные взрывы? Ну зачем они проводились хотя бы в последние 10 – 15 лет? Что было улучшено в результате таких испытаний? Довод о совершенствовании вооружений слишком абстрактен. <…>
Народ устал от нищеты. От всепожирающего молоха бесконечных трат на оборону. Наше тщеславное стремление конкурировать в абсолютных затратах на военные нужды с США просто безумие, способное ввергнуть страну в абсолютную нищету, полный экономический хаос и привести ее к краху без каких-либо военных действий.<…>
Необходимо решительное сокращение военных расходов. <…>».
«Быть России иль не быть?» – страницы 1, 2
«Все тревожнее становится в СССР. Все тревожнее становится в России. Маховик национального сепаратизма, продолжая раскручиваться, вызывает все новые и неожиданные трагедии и жертвы, резко дестабилизирует и без того наэлектризованную и неустойчивую обстановку в государстве, оказавшемся в состоянии глубокого кризиса. Решение национального вопроса в этих условиях приобретает важнейшее или, как сейчас любят выражаться, судьбоносное значение. А попросту говоря, становится фактически необходимым условием выживания Российского государства: решим национальный вопрос выживаем, не решим – исчезнем с политической карты мира. <…>
Таких вариантов выдвигается в основном два: первый – это обеспечение максимального суверенитета каждого народа через повышение статуса соответствующих национально – государственных образований: а второй – ликвидация самого принципа «национального» в административно - территориальном деление РСФСР и вынесение на приобретенное место в этом делении фактора экономического.<…>
Принцип внутреннего деления государства именно по национальному признаку при совместном полиэтническом населении способен лишь генерировать перманентную межнациональную напряженность, приводя ко все более мелкому и в конечном счете нежизнеспособному административному дроблению, сопровождающемуся уже хорошо известными коллизиями, а подчас – трагедиями, кровью и преступлениями против человечности. Второй же вариант перспективен и достаточно демократичен, ибо он ни в коей мере не препятствует сохранению и развитию национальной самобытности всех народов, если они этого хотят, как это имеет место практически во всех цивилизованных странах мира. <…>
Но несмотря на обоснованность второго варианта, его немедленное внедрение, т. е. ликвидация «национальных» автономий и замена их просто экономически целесообразными, может вызвать в сложившихся .условиях буквально истерическое противодействие. <…>
Позорная наша «пятая графа» является одной из самых опасных в сложившейся ситуации рудиментов административно – бюрократической системы, которую мы столь героически сейчас изживаем. Зачем она была нужна? А как без этой графы командовать процессом «постепенного сближения советских народов»? <…>
Естественное право гражданина СССР, как, впрочем, гражданина любой страны, относить себя к определенному народу выродилось у нас в обязанность этого гражданина регистрировать для сведения государственных чиновников свою национальность, да еще и без всякого учета его собственного мнения на этот счет. Мы предлагаем парламенту России принять комплекс следующих законов.
Первый из них – «Закон о национальности гражданина на территории РСФСР». <…>
Принятие всего комплекса указанных законов, а также законов, определяющих меру ответственности за их нарушения, на наш взгляд, не может не сказаться благотворно на отношениях между некоторыми нашими народами, разделенными сегодня не столько естественно-этническими, сколько официально-бюрократическими границами. <…>».
«Кто выдаст карточки?» – страница 1
«Президиум городского Совета народных депутатов информировал население, что с нового года в Хабаровске вводится карточная система продажи основных продуктов питания. Вдобавок к распределявшимся ранее по талонам сливочному маслу, сахару, чаю и винно-водочным изделиям в перечень нормируемых продуктов и товаров вошли также мясо и яйца, растительное масло и маргарин, мука и крупа, кондитерские, макаронные и табачные изделия.
В решении президиума отмечается, что все жители города получат одинаковые карточки на год, но тем, кто не достиг 21 года, они будут выдаваться без купонов на алкогольные напитки, а несовершеннолетним – без купонов на табак. <…>
Трудно сказать, позволит ли новая мера хабаровских властей справиться со злоупотреблениями в торговле и уменьшить небывалые очереди. <…>».
«Восковые фигуры» – страница 2
Подзаголовок – «Заметки, сделанные на IV Съезде народных депутатов СССР»
«<…> Известно какова власть, такова и политика, а какова политика, таков и результат. И если народ недоволен и даже возмущен результатом, то как же он может не подвергать сомнению политику, а следовательно, и авторитет власти? Однако цинизм властвующих всегда не имеет предела (если, разумеется, народ сам не очерчивал этот предел) Вот и сегодня мы имеем дело с обезоруживающим любого нормального, совестливого человека цинизмом. Гулом гудит земля, вы не способны провести реформы, не знаете, куда надо идти и поэтому – уйдите! <…>
Называются различные причины, приведшие к нынешнему следствию, но обратите внимание, с какой непосредственностью все ставится с ног на голову. Какие причины называет, например, сам Президент? Ну, во-первых, «деструктивные силы».<…>
Если, скажем, назвать деструктивной силой избранный народом российский парламент, то тогда, пожалуй, можно логически дойти и до того, что и избирателей придется поставить под эту рубрику. Что еще можно причислить к деструктивным силам? Разумеется, стремление республик к суверенитету. И впрямь: что это за суверенитет, который, видите ли, задевает обленившегося монстра. <…>
Еще одна причина нынешнего печального положения в стране: порваны хозяйственные связи. Говорят, это случилось в результате «войны законов», в том числе законов о налогах. И ни слова признания в собственных ошибках, заблуждениях.<…>
Съезд не позволил подвергнуть критике и анализу метания Президента от новой правительственной программы к программе Шаталина – Явлинского. Сам Президент, как известно, не удосужился объяснить свои зигзаги.<…>
Наш корабль взял курс круто вправо. Признаков того – уйма. <…>
Апатично Съезд отломил очередной кусок полномочий и прав Верховного Совета и передал его своему ездоку. Во имя усиления исполнительной власти. Как будто бы у нас на протяжении семи десятков лет был избыток законодательной или судебной власти. <…>
Эластичный уход от активных дел Яковлева, неприязнь Рыжкова, неожиданные отставки Бакатина и Шеварднадзе означают нечто большее, чем обычную перетряску кадров. Эти люди, как мне кажется, перестали по меньшей мере доверять Горбачеву. Не забудем, что Съезду предшествовали заявления руководителей репрессивных органов, сделанные в жестких, непререкаемых тонах. Не забудем также, что и перед Съездом, и на самом Съезде Президент предпринял несколько мер, направленных на подрыв суверенитета Российской Федерации – главного гаранта демократических преобразований. <…>
Сколько спекуляций по поводу Союзного договора! И опять: как же много в этом цинизма. Уж, казалось, кого больше подталкивали к Союзному договору, если не Президента. Отмалчивался, отговаривался. И вот – увидел: республики сами, без его и центра ведома, начали заключать экономические соглашения, которые, понятно, и лягут в основу будущего договора. И какая реакция! Какой треск поднялся, какая обида, предостережения. Сохраним Союз, «нет» сепаратизму, в единстве – наша сила, в разъединенности – крах. Уже охотно признается, что от прежнего Союза сильно навевает имперским запахом, что, разумеется, нужен обновленный Союз, но такой, какой мы вам сверху спустим.<…>
Начав с констатации того, что в магазинах нет не только мяса, одежды, обуви, но уже и табака, спичек. Съезд пришел к глубокомысленному выводу: причиной тому является отсутствие порядка и дисциплины Для наведения порядка нужна сильная президентская власть, а сила власти в нашей многострадальной стране, как известно, не в нормальной экономической политике, не в свободе граждан, не в их достоинстве. Что ж. подождем танков. <…>».
«Узбекистан без дотации?» – страница 2
«Президент Узбекистана Ислам Каримов подверг критике решение парламента Российской Федерации, который резко сократил взнос этой республики в бюджет Союза. Тем самым, по словам Каримова был нанесен невосполнимый ущерб Узбекистану. Каримов выступил на экстренном заседании кабинета министров республики сразу по возвращении в Ташкент со Съезда народных депутатов СССР. По его словам, теперь центр не сможет покрыть дефицит бюджета Узбекистана И. Каримов высказался за срочную выработку мер по предотвращению ухудшения экономической ситуации в республике».
«Прейскурант приватизации» – страница 4
«В предновогодние дни забастовали сразу три парикмахерские в Бабушкинском районе Москвы. Мастера требовали одного: отпустите на аренду с последующим выкупом.
– На крайнюю меру мы пошли после почти полугодовых мытарств. – рассказывает заведующая парикмахерской N127. – Парикмахеры кормят многоэтажную надстройку: комбинат бытового обслуживания, объединение парикмахерских услуг, МГПТО «Мосбыт», управление непроизводственных видов услуг. Отчисляем в бюджет 87 процентов выручки. За это нам спускают среднюю заработную плату от 192 до 280 рублей. <…>
Однако начальство, боясь оказаться не у дел, не пожелало отпускать на аренду. <…>
Объяснение одно: никакой самостоятельности, будете на арендном подряде. <…>
Сошлись на «компромиссном» варианте: на аренду отпустят после выработки соответствующих документов, но месяц-другой придется поработать на договоре все в том же КБО. <…>».