Ельцин Центр

Дайджесты и комментарии
  • 1991
  • 1992
  • 1993

    Картина дня в газетных выдержках и цитатах. Этот день 31 января — воскресенье. По материалам газеты «Московские новости»

     

    «Московские новости» / Учредитель: общество «МН» — Народная газета» — 1993. — 31 января, воскресенье. — №5 (652). — 48 полос.

    «Нам будет сниться не наша вина» — страница 3

    «<…> В Таджикистане не прекращается война. Таджики, не воевавшие, кажется, со времен Александра Македонского, убивают своих соплеменников. Клан воюет против клана. Или это только так кажется? Во всяком случае, со стороны впечатление такое же дикое, как если бы в Москве стали расстреливать жителей, допустим, Таганского района только за то, что они там живут. <…>

    …Самый большой лагерь беженцев, тысяч на двадцать, располагался у пограничной заставы №8. Застава как застава, есть на ней все, что положено: и всеми забытый командир заставы, капитан, фактически ставший заложником между теми, кто ушел в Афганистан, и теми, кто стоит у власти в Таджикистане сегодня; и присланные в качестве подкрепления несколько узбеков, почти не говорящие и не понимающие по-русски; и особист-антисемит, уверявший меня, что все беды в мире — от жидов. Говорят, застава нужна здесь в интересах России. Интересы России здесь, на границе двух других стран, мне, человеку далекому от тактики и стратегии московских наполеонов, малопонятны. Зато налицо хамское отношение страны к своим солдатам. Нет воды, нет связи, часто не бывает света… <…>».

    [Рубрика] «Цитата» — страница 4

    «…Посмотрите уголовный кодекс — это не кодекс, а призывы к 1 Мая… Мы все пытаемся создать законы под Декларацию прав человека, а уголовный мир должен быть безжалостно наказуем…»

    Радио «Свобода» выпустило в эфир новую программу «Лицом к лицу». Героем дебюта в минувшее воскресенье был вице-президент России Александр Руцкой. Сенсационной новостью, запущенной уже по информационным агентствам, стало его высказывание о том, что России следовало бы применить в ООН право вето в отношении военных санкций против Ирака. Из сенсаций меньшего (то бишь, местного) калибра следует отметить тот факт, что вице-президент явно помирился с президентом и намерен со свойственным ему упорством всерьез взяться за борьбу с преступностью и коррупцией… <…>

    Как известно, новое поручение Борис Ельцин возложил на вице-президента еще в октябре, когда на Верховном Совете заметил, что «надо начать мощное наступление на преступность, мафию и коррупцию». Возглавить эту работу было поручено группе под руководством Руцкого, Филатова, Бурбулиса и Скокова. Теперь «иных уж нет, а те далече…», но вице-президент о поручении не забыл. Он уже приступил к анализу ситуации, в том числе — в историческом аспекте, и сообщил, что президент назначил на 12 февраля всероссийское совещание работников правоохранительных органов. Александр Руцкой подчеркивает, что «шутить с этим вопросом» не намерен… <…>».

    «Кому был нужен Ряшенцев?» — страница 3

    «Скандал по делу, казалось бы, забытого АНТа и его руководителя Владимира Ряшенцева обрастает новыми деталями.

    Непонятно, кто же просил задержать Ряшенцева в Будапеште.

    Сотрудники «Российского дома», преемника АНТа, выяснили, что Министерство юстиции России не обращалось с подобной просьбой к венгерским властям, хотя такие документы должны проходить именно через Минюст. Ничего не знают о таких обращениях и в российском посольстве. Венгерские газеты уже подняли шум по поводу неудавшегося обыска в офисе «РД». <…>».

    «Язык твой — враг мой» — страница 3

    «Новейшая история борьбы со свободой печати в Беларуси напоминает добрые старые времена. Только коммунистов сменили национал-радикалы.

    В прошлом году белорусский парламентарий Евгений Цумаров подготовил проект постановления Верховного Совета с характерным названием «О мерах по использованию информационного пространства Беларуси в интересах укрепления государственного суверенитета и национальной безопасности республики Беларусь», которым подразумевалось нормальное недопущение публикации, направленных на подрыв суверенитета, плюс туманное «и других материалов, которые наносят вред обществу». Размашистые формулировки не прошли. Как не прошли в парламенте радикальные предложения обложить повышенным налогом коммерческую литературу — «Анжелик» и «Унесенных ветром», сплошь выходящих 200-300-тысячными тиражами на русском. Вроде никто нс ущемлен, но белорусские издания освобождены от налога на прибыль. Кроме того, числящаяся в госзаказе литература на белорусском языке получает правительственную дотацию — чего не имеет литература русскоязычная… <…>».

    «Теперь считать мы стали раны» — страница 3

    «Минобороны России рассекречивает недоступные ранее документы.

    В Воениздате вышла книга «Гриф секретности снят. Потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах (статистическое исследование)». Весь фактический материал книги, представляющей ЧП для специалистов, основан на рассекреченных данных Министерства обороны РФ. Книга, впрочем, рассчитана на узкий круг читателей — ее тираж 30 тысяч экземпляров. <…>

    Всю работу по рассекречиванию документов ведет Военно-мемориальный центр при Генштабе Министерства обороны. Владимир Гуркин, сотрудник центра, рассказал корреспонденту «МН», что гриф «совершенно секретно» на подавляющем большинстве документов был очевидным недоразумением. Много лет он, по неофициальной внутренней версии, как будто бы поддерживал легенду о военном паритете Москвы и Берлина в разные периоды войны. Считалось, что, если гриф снять, наш численный перевес, на существовании которою настаивают западные историки, будет очевидным. Политическое руководство СССР в душе, судя по всему, верило иностранным аналитикам больше, чем своим. Между тем корректный подсчет, сделанный на основе рассекреченных документов, показал, что Советская Армия никогда не имела решительного преимущества перед немецкой. <…>».

    [Рубрика] «Назначения» — страница 4

    «15 января президенты России и Украины наконец решили вопрос о командующем Черноморским флотом.

    На смену Игорю Касатонову с формулировкой «на переходный период» назначен вице-адмирал Эдуард Балтин, последние два года возглавлявший одну из кафедр Академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации… Получив известие о выборе президентов, новый командующий Черноморским флотом не отказал в интервью и посетовал журналисту центральной российской армейской газеты, что для него, привыкшего к океанским масштабам, в Черном море «воды мало, а политики много»… <…>

    Новым председателем парламентского комитета по средствам массовой информации, связям с общественными организациями, массовыми движениями граждан и изучению общественного мнения стал бывший журналист газеты «Правда» Владимир Лисин. <…>

    Избрание Лисина было воспринято в комитете с настороженностью. В начале нынешней недели на рабочем совещании коллеги даже поинтересовались, не является ли конечной целью нового председателя упразднение комитета в его нынешнем качестве. По сведениям, полученным от участников совещания, Владимир Лисин достаточно уклончиво выразил свою «программу», заметив, что комитет должен быть не «политклубом», а чисто законодательным органом. С этой целью, возможно, новый председатель предпримет шаги по сужению функций комитета до работы только со средствами массовой информации».

    «Мазут с большой дороги» — страница 5

    «Весьма своеобразно вышло из энергетического кризиса Приморье. Объявив в крае чрезвычайное положение, глава местной администрации Владимир Кузнецов распорядился конфисковать в пользу края мазут, который через владивостокский порт идет транзитом в другие области.

    Ограбленными оказались разные территории. Так, из 40 тысяч тонн топлива, предназначавшихся для Камчатки, на далекий полуостров поступило лишь… пять тысяч. На Камчатке уже не первый месяц работают и живут при режиме жесточайшей экономии тепла и электроэнергии. Местные власти решились даже использовать госрезерв. Но и он подошел к концу. Неудивительно, что «сюрприз», преподнесенный приморским губернатором, вверг камчатское население в панику. «Ведь это настоящий разбой!» — считают тут».

    «И вечный бой…» — страница 7

    «<…> …Предчувствие гражданской войны на излете VII съезда вынудило, казалось бы, перманентно враждующие стороны наших недоразделенных властей заключить перемирие: договорились о референдуме. Однако не прошло и месяца, как спикер парламента усмотрел в подоплеке соглашения интриги радикалов, «тесно связанных с правящим политическим режимом» (?!). Фронт национального спасения тут же объявил поход за «Россию без Ельцина» и «Москву без Лужкова». Анпиловская «Трудовая Россия» подхватила боевой клич, героически игнорируя тот факт, что средний возраст ее сторонников чуть ниже того, что был некогда в стане политбюро ЦК КПСС. <…>

    На фоне милых межличностных отношений на властном «Олимпе», грядущего референдума с перспективой увлекательных толкований его результатов, ностальгии (с одной стороны) по Советам и (с другой) по Учредительному собранию, горячего желания переизбрать всех, кроме себя, и всеобщей искренней веры каждого причастного к политике в то, что именно он выражает «интересы народа», открывается, похоже, еще одно поле, где желающие могут размять мускулы, демонстрируя приверженность идеалам демократии или социализма. Еще весной разочаровавшаяся в августовской победе «ДемРоссия» заговорила о том, что Верховному Совету пора разработать закон о люстрации. Вяло поддержанная поначалу самими «демороссами», эта идея, кажется, обрела второе дыхание. Во всяком случае третий съезд «ДемРоссии» принял резолюцию «О запрете на профессии для проводников политики тоталитарного режима», а координационный совет движения намерен в ближайшее время обсудить законопроект, подготовленный Кириллом Игнатьевым и группой юристов из академии депутатского корпуса России. <…>».

    «Возвращение в Эдем» / Карен Степанян, литератор — страница 7

    «<…> Про центральное отопление в Армении давно забыли, но когда есть газ или электричество, можно хоть что-то приготовить и хоть как-то обогреть квартиру. Газа, однако, этой зимой в Армении тоже нет, электроэнергия на исходе, свет дают на несколько часов в сутки, чаще днем. В первые дни я еще пытался хорохориться: читать, писать при свечке. Но, видно, холод и тьма разрушительно влияют на какую-то глубинную генетическую основу человека — и я начал понимать, почему в ленинградскую блокаду люди нередко умирали от апатии, от нежелания бороться за жизнь… <…>

    Газеты, однако, продолжают в Армении, как ни странно, регулярно выходить. И в большинстве регулярно выходящих газет — истерическая ругань в адрес президента Л.Тер-Петросяна и правительства. Причем ругань в столь схожих со здешними формулировках (вплоть до дач, якобы уже закупленных в Америке, Европе и даже Африке, заблаговременно отправленных за границу жен и детей, сотрудничества с КГБ и жидо-масонами), и так порой синхронно вздымание тут и там очередной волны этой истерики, что даже самым-самым недогадливым впору бы уже кое-что понять. Попутно — заметки о том, как хорошо живется людям, работающим на предприятиях, возглавляемых бывшими коммунистическими лидерами: зарплата идет и продукты по сниженным ценам, и подарки… Очень боюсь, что не исключена попытка поднять людей на какой-нибудь люмпенско-националистический переворот под лозунгом: расстреляем всех кооператоров, отнимем у них «Сникерсы» и поделим их, прирежем членов правительства, отняв у них награбленные бриллианты (листовки, где рассказывается обо всем этом как об уже происшедшем, даже печатаются в газетах — как бы в виде новогодней шутки) и начнем настоящую войну с Азербайджаном.

    И вот тогда придет настоящий конец. <…>».

    «О запрете на профессии для проводников тоталитарного режима» (Из резолюции, принятой на III съезде «Демократической России»)» — страница 8

    «…определенным профессиональным ограничениям на время переходного периода (на срок в пять-десять лет) должны подвергаться следующие лица: 1) все освобожденные секретари партийных производственных и территориальных организаций КПСС; 2) первые, вторые и третьи секретари райкомов, горкомов, обкомов и крайкомов КПСС; 3) работники (включая секретарей соответствующих ЦК, но за исключением технического персонала) центральных республиканских и союзных комитетов коммунистических партий, действовавших до 6 ноября 1991 года… <…>

    II. Под ограничением на профессии для указанных лиц понимается временный запрет для них занимать по назначению или в результате непрямых выборов ответственные должности территориальной исполнительной власти — начиная с глав администрации районов, городов, областей и вплоть до министров республик и РФ в целом (включая премьер-министров). <…>».

    «Люстрация в России: быть или не быть?» — страница 8, 9

    «<…> Галина Старовойтова, член Совета представителей движения «Демократическая Россия»:

    <…> Это должен быть именно закон, а не совокупность отдельных актов «просвечивания» какой-то комиссией с неясными полномочиями первых секретарей на предмет того, кто из них на самом деле перестроился, а кто остался сталинистом-ленинцем. Более того, идея создания подобных комиссий (пусть под самой высокой эгидой) мне представляется весьма опасной — их деятельность неизбежно будет стоять вне закона подобно деятельности печально известных троек или особых совещаний, решавших и в прошлом судьбы людей. <…>

    Лев Пономарев, сопредседатель движения «Демократическая Россия», народный депутат РФ:

    Резолюция, принятая третьим съездом «ДемРоссии», предполагает ограничения на работу в госаппарате как для всех работников Министерства безопасности, так и для всех партсекретарей, начиная с райкомовских. Я считаю, что действие закона должно распространяться не столько на партийных функционеров, сколько на бывших сотрудников КГБ СССР, конкретно — на тайных осведомителей 5-го управления. Однако он не должен касаться рядовых сотрудников ГБ, в том числе рядовых «стукачей». Ни для кого не секрет, что в кадровом отношении система госбезопасности претерпела очень незначительные изменения. В наших интересах, чтобы там работали люди из демократических структур… <…>

    Кирилл Игнатьев, руководитель группы разработчиков законопроекта о люстрации:

    <…> В нашей сегодняшней ситуации, когда в России еще не сформировался политический центр, подобный закон не может стать гарантом стабильности. Несмотря на схожесть российского и немецкого тоталитаризма, вряд ли наш народ (и тем более нынешние функционеры) готов взять на себя вину за деяния предшествующих политиков. Поэтому мы взяли за основу японский вариант, где запреты на профессию имели целью стимулировать создание нового государственного аппарата. <…>».

    «Закон хоронит политиков, политики хоронят закон» — страница 8, 9

    «Первой из стран бывшего СССР вопрос о десоветизации органов государственного управления подняла Литва. Еще в марте 1990 года, сразу после принятия Акта о независимости, ее Верховный Совет сделал заявление по поводу деятельности Комитета госбезопасности, предписав расценивать ее впредь как антигосударственную.

    Январские события 1991 года подтолкнули процесс: уже в феврале на рассмотрение Верховного Совета были представлены три проекта закона о десоветизации. Разработчиком одного из них, взятого впоследствии за основу, был Виргилиюс Чепайтис, в то время — председатель парламентской комиссии по правам граждан и делам национальностей. <…>

    Год действия закона о проверке депутатских мандатов не только не привел к оздоровлению политической жизни, но, напротив, вызвал усиление поляризации в обществе. Известны случаи, когда на местах пытались сводить счеты с бывшими коммунистами, а некоторые известные политики с партийным прошлым стали жертвами явно провокационных грабежей и даже поджогов. <…>».

    «Общая вина, общая ответственность» / Сергей Ковалев, председатель Комитета по правам человека Верховного Совета России — страница 9

    «<…> Попытки поделить общество на «чистых» и «нечистых» обречены на неудачу. Я убежден: существует понятие национальной вины, и в том, что произошло с нами, виноваты все мы без исключения. Но гораздо проще, чем осознать это, сказать: вот они, виновные — коммунисты, сотрудники КГБ, ату их!

    Разумеется, коммунисты виноваты в нашей истории больше, чем некоммунисты. Но ведь все общество позволило вбить себе в голову их идеи. Не надо заглядывать далеко, в 1937 год, когда на митингах кричали: «Смерть врагам народа!» Вспомним недавнее — коллективные письма с проклятиями Сахарову, Солженицыну… Нет среди нас судей, ни одного. Все виноваты. Нежелание понять это мешает попыткам перестроить нашу жизнь. Общество сбилось с ног, разыскивая ответственных за провалы и неудачи, вместо того чтобы исправлять содеянное. Как будто власть — будь то коммунистическая или демократическая — сама по себе, без участия граждан должна строить дома, выпекать хлеб, делать колбасу… <…>

    Впрочем, думаю, сегодняшние члены Верховного Совета не примут закон о люстрации. И вовсе не потому, что понимают «неделимость» общей вины, а из страха за собственную судьбу. Слишком многие народные депутаты, даже из числа демократов, могут попасть под действие этого закона. Возможна, конечно, попытка провести идею в жизнь с помощью президентского указа. Но вряд ли это та область, которая регулируется указами. Все же люстрации затрагивают конституционные нормы — из раздела о правах человека. <…>».

    «СНГ: связь без последствий» — страница 10

    «<…> Прошедшая в минувшую пятницу встреча глав государств СНГ в Минске в очередной раз показала, что его членов объединяет нечто, не поддающееся рациональному регулированию. За год существования СНГ было подписано 250 документов — сколько из них реально выполняются, подсчитать трудно, но в любом случае отношения диктуются не ими. Устав СНГ (точнее, даже не устав, а только решение о будущем уставе) отказались подписывать три члена Содружества (Украина, Молдова и Туркменистан), но и это, как откровенно признался украинский лидер, роли не играет. Зато все до одного с легкостью подписали общее заявление о дальнейшей дружбе, поскольку уж оно-то тем более «последствиями не обременяет». <…>

    Зато неожиданное предложение российского премьер-министра Виктора Черномырдина (вполне, впрочем, логичное для него самого) о совместной разработке нефтяных месторождений имело грандиозный успех — и в самом деле, живя в коммунальной квартире, распоряжаться энергоносителями удобнее совместно.

    Приоритет экономических мотивов, требующих детальной проработки на межгосударственном уровне, действительно начинает преобладать над политическими. <…>».

    «Только без глупостей!» — страница 10

    «В Москве прошло заседание совета Всероссийского союза «Обновление», который принял решение о проведении в феврале первого съезда союза.

    Люди будто бы ничего не имеют против союза «Обновление», но не совсем понимают, зачем в него вступать. Примерно так выразила свою растерянность одна из выступавших. Объяснили: все это потому, что мы слишком долго кокетничали: мол, не рвемся к власти, как некоторые. А почему, собственно? Николай Гончар, предупредивший, что выступает не как председатель Моссовета, а как член партии, был еще более четок: может быть, партия — только инструмент для выборов? Надо это «простенько прописать», и люди поймут, что союз будет претендовать на свою роль во властных структурах, притом исключительно для того, чтоб, защищать раздавленные отжившими схемами Гайдара интересы избирателей. <…>

    Что касается референдума и Учредительного собрания, то окончательную позицию партии выработает съезд, но уже сегодня, судя по всему, союз «Обновление» эти затеи категорически не поддерживает, как несущие ненужную конфронтацию. Но если референдум все-таки состоится, стоит использовать его для подготовки к выборам и консолидации центристских сил. <…>».

    «Лагле Парек» / Лагле Парек, председатель Партии национальной независимости Эстонии, министр внутренних дел Эстонии — страница 11

    «<…> …Как у граждан, так и у неграждан должны быть два документа: один — с которым он живет у себя в стране, и второй — с которым он выезжает за границу. За работу у нас никому не платят больше или меньше в зависимости от гражданства, пенсию платят в зависимости от того, сколько человек отработал. Эстония — нормальная во всех отношениях страна! Негражданин не может быть в парламенте? Так во всем мире принято. А вот в местных органах — пожалуйста. Наша конституция дает право негражданам, прожившим на этой территории три года, избирать и быть избранными. Горсовет Таллинна может стать абсолютно русским, если повезет на выборах. И мэром города может быть русский, даже негражданин. Так что все эти страхи просто надуманны. <…> «.

    «Просвещенная монархия в СНГ» — страница 12

    «<…> Газ и нефть стали волшебной палочкой, превратившей второразрядную азиатскую республику СССР в государство, к позиции которого прислушиваются соседи. По некоторым экспертным данным, при сохранении нынешнего объема добычи республика обеспечена запасами газа на 30 лет, нефти — на 48 лет. Здесь полагают, что экспорт энергоносителей даст возможность модернизировать экономику и превратить Туркменистан в азиатский Кувейт. Однако значительная часть прибыли от экспорта сейчас идет не на развитие технологически отсталого производства, а на поддержание определенного уровня жизни населения… <…>

    Портрет президента Ниязова один — на проспекте его имени, но скоро будет поставлен памятник президенту в полный рост. А пока его именем названы колхозы и районы, военные части, пароходство и знаменитый Каракумский канал. По конституции, принятой в 1992 году, Сапармурад Ниязов возглавляет все три ветви власти — исполнительную, представительную и судебную.

    В республике зарегистрирована лишь одна партия — демократическая (бывшая коммунистическая), запрещены митинги, демонстрации, нет свободы печати. Ни одна политическая сила, кроме президента, не имеет влияния. Это дает основание некоторым политикам говорить о переходе Туркменистана к просвещенной монархии. <…>».

    «Неудавшийся бунт» — страница 12

    «Никогда за последние полтора года внутриполитическая ситуация на Украине не была столь острой, как на минувшей неделе. Лидеры Соцпартии собрали 247 подписей народных депутатов Украины под требованием отменить указ Президиума ВС о запрете деятельности КПУ. «Рух», в свою очередь, инициировал кампанию по организации общественного суда над компартией. В восточных областях все чаще раздавались призывы к президенту Леониду Кравчуку подписать устав СНГ, а национал-демократы предупредили: если это произойдет, призовем сторонников к акциям гражданского неповиновения. Главное же осталось — параллельно с ростом цен продолжается падение производства. Большинство вчерашних коммунистов обвиняют в этом правительство Леонида Кучмы и требуют отставки «идеолога реформ» вице-премьера Виктора Пинзеника… <…>

    Попытка антипрезидентского и антиправительственного бунта, главными организаторами которого выступили народные депутаты — представители директорского корпуса, объясняется не причинами, на которые те ссылаются (обнищание трудящихся, их социальная незащищенность), а групповыми интересами, серьезно задетыми последними декретами Кабинета министров. В частности, правительство запретило деятельность малых предприятий в составе государственных и потребовало отгружать продукцию зарубежным партнерам (в том числе — российским) лишь после того, как они ее оплатят. Это ударило по интересам директоров, которые открывали в российских банках субсчета своих предприятий. <…>».

    «Пенсионер отпущения» / Михаил Захаров, председатель Комиссии Совета республики ВС РФ по социальной политике — страница 13

    «Правительство сейчас кричит «караул». Оно нашло наконец того, кто повинен в бедах экономики и в инфляции. Это пенсионер.

    Как заявил министр финансов России, следствием недавнего решения парламента о повышении пенсий станет 15-16-триллионная налично-денежная эмиссия, а значит, полный развал финансовой системы. <…>

    Кстати, размеры этих повышений отнюдь не парламентский произвол. Они полностью отвечают закону, требующему ежеквартально увеличивать пенсии пропорционально росту цен. В том числе и нынешнее, январское решение, из-за которого разгорелся сыр-бор. За ноябрь—декабрь цены на основные «пенсионные» товары выросли в 1,9 раза и ровно во столько же раз, по решению Верховного Совета, должны быть увеличены пенсии. Вопрос: много это или мало? <…>».

    «Денег хватит всем» / Алевтина Климкина, заместитель министра социальной защиты населения РФ — страница 13

    «<…> Вообще-то из постановления ВС следует, что в 1,9 раза повысятся не только минимальные, но и все ранее назначенные пенсии, включая даже максимальные. Я же считаю, что можно было бы применить регрессивную шкалу индексации: с возрастанием размера пенсии — уменьшение индекса. Мы поставили этот вопрос перед Комиссией по социальной политике парламента. И уже в следующем квартале может быть разработан новый механизм индексации пенсий… <…>

    Конечно, повышение пенсий, как любое увеличение денежной массы, влияет на темпы и размеры инфляции, но поквартальное индексирование пенсий — это все же следствие, а не причина. Мы все время бежим за инфляционными процессами и не можем не повышать размеры пенсий. В ноябре, когда минимальный размер пенсии был повышен до 2250 руб., прожиточный минимум для пенсионера составлял уже 2800. Да и нынешний индекс повышения пенсий — 1,9 — был выведен без учета роста цен в январе… <…>».

    «Цена неожиданности» / Александр Починок, председатель Комиссии Совета республики ВС РФ по бюджету, планам, налогам и ценам — страница 13

    «Для всех, причастных к формированию госбюджета, недавнее решение парламента о повышении с 1 февраля размеров пенсий явилось как гром средь ясного неба. Дело не в том, что вообще никто не собирался повышать пенсии. Напротив, на этот счет есть закон, четко определяющий их поквартальную индексацию. Да и потом, если уж кому-то и повышать доходы, то в первую очередь самой безответной категории — пенсионерам. Никто не ожидал другого: столь строгой приверженности парламента букве, а, точнее, цифре закона, то есть введению индексации именно с 1 февраля. Обычная его «оперативность» всегда давала правительству как минимум месяц форы. А посему все бюджетные проработки по индексации были сориентированы на 1 марта. <…>

    Короче, по нашим подсчетам, цена «пенсионной» неожиданности обернется денежной эмиссией как минимум в 1,5 триллиона рублей. И это в то время, когда она и так уже достигла апогея. Ведь только за последний квартал в оборот было выброшено около триллиона рублей наличности. И теперь мы стремительно движемся к заветному рубежу — триллион в месяц. <…>».

    «Москва-Дели: отношения при изменчивой погоде» — страница 14

    «<…> Сегодня отношения Москвы и Дели лихорадят неурегулированность курса рубля — рупии, задержки с поставками военной техники и запчастей к ней и невыполнение Россией взятых на себя обязательств по поставкам в Индию российских товаров. Особенно болезненной оказалась проблема нефтяных поставок. Широкая нефтяная река из России, за которую Индия исправно расплачивалась дефицитными валютными товарами, в прошлом году почти пересохла: сумма российского экспорта нефти и нефтяных продуктов в 1992 г. составила всего 40 млн. долларов, что в 16 раз меньше, чем было запланировано по протоколу. <…>

    Состояние военного сотрудничества двух стран вызывает тревогу экспертов. Хронические недопоставки оружия и запчастей к нему ставят в трудное положение индийскую армию, на 70 процентов оснащенную советской военной техникой, вынуждая Индию диверсифицировать источники ее получения. <…>

    Новые отношения Москвы и Дели в меняющемся мире должны быть отражены в Договоре о дружбе и сотрудничестве. Он заменит аналогичный советско-индийский документ 1971 года, срок действия которого истек в августе 1991 года. Его подписание, вероятно, станет кульминацией визита Президента России в Индию. Заключение нового договора долго откладывалось, что давало скептикам основания утверждать, что Москва «охладела» к Дели. Визит Бориса Ельцина должен развеять эти опасения. <…>».

    «Ирак: что дальше?» — страница 15

    Подзаголовок — «Кризис в Заливе: тенденции и перспективы»

    «<…> В российских экономических и политических кругах также существует немалая заинтересованность в восстановлении связей с Ираком. Хотя сейчас как Запад, так и солидаризирующееся с ним правительство России демонстрируют твердость и неизменность своей позиции, в будущем, когда Запад сочтет, что Ирак в достаточной степени ослаблен в политическом и военном плане, может возобладать чистый экономический расчет. Тогда западный капитал начнет активно прокладывать себе дорогу в Ирак. И первоочередной вопрос, который встанет перед Россией, будет заключаться в том, сможет ли отечественная промышленность вернуть себе прежние позиции в Ираке при учете вероятной конкуренции со стороны западных фирм, а также изменения взаимоотношений между двумя странами. Ответ во многом зависит от политической линии правительства России в отношении Ирака. На современном этапе она должна диктоваться в первую очередь заинтересованностью в стабильности в районе Персидского залива, что связано с ликвидацией наступательных вооружений и прекращением работ по ядерной программе Ирака, а также вопросами многочисленных нарушений прав человека в этой стране. Вместе с тем нельзя забывать и о чисто экономических интересах России в Ираке — хотя бы в перспективе».