Ельцин Центр

Дайджесты и комментарии
  • 1991
  • 1992
  • 1993

    Картина дня в газетных выдержках и цитатах. Этот день 29 июля — четверг. По материалам «Независимой газеты», «Российской газеты» и «Известий».

    «Известия» / Учредитель: Журналистский коллектив «Известий» — 1993. — 29 июля, четверг. — № 141 (23996). — 6 полос.

    «Сочинское соглашение дает шансы поставить точку в грузино-абхазской войне» — страница 1

    «После того как в сочинской гостинице «Жемчужина» подписано соглашение о прекращении огня в Абхазии, появилась реальная надежда на окончание братоубийственной бойни, продолжавшейся одиннадцать с лишним месяцев.
    Между тем, по-видимому, рано еще подводить черту под кровавым противостоянием на реке Гумиста, разделившим Абхазию на все непримиримые этнические общины и унесшим жизнь более четырех тысяч человек.
    Текст соглашения, явившийся итогом тяжелых, в недавнем прошлом казавшихся немыслимыми компромиссов, заключает в себе много подводных камней, которые вполне могут протаранить еще достаточно хрупкий процесс мирного урегулирования. <…>
    Впрочем, грузинский лидер Эдуард Шеварднадзе прекрасно видел все эти проблемы, когда отчаянно отстаивал идею подписания соглашения. Несмотря на многочисленные обвинения в пораженчестве, в капитулянтской политике он продолжал настойчиво повторять, что не существует альтернативы мирному урегулированию конфликта, и без компромисса, без учета законных интересов абхазской стороны и определенных геополитических интересов России эта война похоронит Грузию. <…>».

    «Виктор Баранников наступил на грабли. Кто следующий?» — страница 1, 2
    «Бомба взорвалась: президент России Борис Ельцин снял с должности одну из ключевых фигур в возглавляемом им правительстве — министра безопасности Виктора Баранникова. Сообщения информационных агентств по этому поводу уже широко известны. Но пока официальные лица из правительства, заместители самого Баранникова да и президентские структуры не спешат прокомментировать этот факт… <…>
    Вообще, и это замечали многие наблюдатели, в последнее время ведомство Виктора Баранникова явно тяготело к самовосстановлению, к приобретению тех своих ветвей, которые в свое время так решительно обрубил, разваливая монстра-КГБ, предшественник Баранникова Бакатин. Но КГБ — воистину феникс! Часть охранных спецслужб — вновь в ведомстве безопасности. Сопротивляются, не хотят возвращаться «домой» ФАПСИ (правительственная связь) и внешняя разведка. Надолго ли хватит у них сил, кто скажет?.. Но, главное, вернулись погранвойска — самый объемный с точки зрения финансирования «участок» Министерства безопасности.
    А теперь министр сам споткнулся на этих двух вопросах — наступил на грабли, брошенные им же на своем пути. <…>
    Ходят упорные слухи о том, что В. Баранников вел двойную игру — на президента и спикера парламента. Называется, например, тайная встреча бывшего министра с Р. Хасбулатовым и А. Руцким на одной из подмосковных дач. Ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию мы пока не можем. Одно можем точно сказать: постоянная скрытность В. Баранникова от журналистов, его осторожность при оценке решений президентской или парламентской команд дает основание предположить: министр безопасности вел свою игру, выжидая итогов «схватки гигантов». За что, видимо, и поплатился. <…>».

    «Президент России продлевает чрезвычайное положение в Северной Осетии и Ингушетии…» — страница 1
    «В связи с продолжающимся обострением ситуации на части территорий Северной Осетии и Ингушетии президент России Борис Ельцин принял решение ввести там с 14 часов 31 июля по 30 сентября этого года чрезвычайное положение.
    Как сообщила пресс-служба президента, указом предусмотрено поддерживать в районе чрезвычайного положения группировку внутренних войск на уровне 5 тысяч человек и усилить ранее образованную группировку войск Минобороны за счет увеличения количества вертолетов армейской авиации».

    «Потери несет не только население, но и Сбербанк» — страница 2
    «В ночь со вторника на среду в Москве была подожжена дверь одного из отделений Сбербанка. Оперативно прибывшая пожарная команда успела погасить огонь до того, как заполыхало все здание. В ночь с понедельника на вторник в Омске были перерезаны каналы связи и энергоснабжения местного управления Сбербанка. Расследование инцидента ведет Министерство безопасности, возбуждено уголовное дело.
    Можно предположить, что все эти факты, напрямую связаны с проходящим сейчас обменом старых банкнот. Таким образом население реагирует на неприятную для него акцию… <…>
    По словам первого вице-президента Сбербанка России Анатолия Барабаша, на сегодняшний день совершенно не ясно: будут ли им возмещены дополнительные затраты, связанные с завозом и вывозом денег, организацией охраны, сверхурочной работы?.. <…>».

    «Что делать миллионам людей и кого будут слушать кассиры?» — страница 2
    «Президиум Верховного Совета РФ на заседании в среду отменил все ограничения на обмен денежных знаков старого образца.
    В соответствии с решением Президиума, купюры образца 1961—1992 гг. должны приниматься в качестве платежных средств во всех торгующих организациях. Банкам, в которые эти купюры затем поступят, запрещено вновь выпускать их в оборот. Об этом сообщил член Президиума, председатель парламентского комитета по средствам массовой информации Владимир Лисин. <…>
    Как сообщил В. Лисин, членам Президиума были предъявлены документы, свидетельствующие о том, что президент Б. Ельцин был заранее проинформирован руководством ЦБР о готовящемся обмене денег. На документах есть президентская виза «согласен», утверждал депутат.
    Глава российского парламента Руслан Хасбулатов в ходе заседания Президиума сообщил, что узнал о проведении акции по обмену денег в Россию утром в субботу 24 июля от президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Назарбаев позвонил Хасбулатову и выразил возмущение тем, что Казахстан выталкивают из рублевой зоны… <…>».

    «Севастополь — не семейная проблема Украины и России» — страница 2
    «<…> На пресс-конференции в Киеве заместитель министра иностранных дел, глава делегации Украины в Совете Безопасности Б. Тарасюк подчеркнул, что, осуществляя свою миссию в ООН, украинские дипломаты доказали оппонентам, что решение ВС РФ не является также всего
    лишь результатом внутриполитической борьбы в России. К сожалению, и это пришлось признать всем членам Совета Безопасности, оно было закономерным итогом целенаправленной борьбы многих сил в России против независимости Украины.
    Даже исполнительские структуры России, которые отмежевались от конкретного постановления парламентариев по Севастополю, до сих пор не засвидетельствовали безоговорочно, что исключают территориальные притязания к Украине… <…>
    Б. Тарасюк подчеркнул также, что, зарезервировав возможность в дальнейшем обращаться в СБ в случае, если решение парламента России будет проводиться в жизнь, украинская дипломатия намерена не злоупотреблять вниманием мирового сообщества, а своевременно предупреждать развитие событий, подобных югославскому, карабахскому и другим так называемым локальным конфликтам. Подвергая обструкции такую позицию Украины, российская сторона лишь будет развивать уже звучавшие в Москве голоса о том, что ООН поторопилась признать независимость новых государств, а это едва ли можно назвать последовательной позицией, тем более что она противоречит самому духу и букве двустороннего договора между Украиной и Россией 1990 года».

    «Август в парламенте Молдовы обещает быть жарким» — страница 2
    «Очередная сессия парламента Молдовы созывается 3 августа с одной целью: ратифицировать Алма-Атинское соглашение с СНГ. Вопрос, вынесенный в повестку сессии президентом республики М. Снегуром, вызвал шквал протеста со стороны оппозиции — Христианско-демократического Народного фронта Молдовы и политических движений, стоящих на его платформе. <…>
    Молдова, потери которой от вооруженного конфликта и засухи минувшего года исчисляются миллиардами. Вариант быстрого прорыва на Запад, провозглашенный бывшим премьером, лидером Народного фронта М. Друком, потерпел полное фиаско. Восток, у которого с Молдовой традиционные, надежные связи, по словам нового премьера А. Сангели, — единственная ставка, которую делает послевоенное правительство, пытаясь «удержать экономику на плаву». Нынешний руководящий треугольник Молдовы — Снегур, Лучинский, Сангели — единодушен во мнении: основным рынком для Молдовы по-прежнему остаются страны СНГ, ее главными партнерами — Россия, Украина, Беларусь. <…>».

    «Большинство партий и движений Кузбасса — за принятие новой Конституции» — страница 2
    «Консультативный совет политических партий и общественных движений Кузбасса принял три важных заявления, четко обозначив свою позицию по конституционному процессу, дальнейшему ходу приватизации и положению на таджикско-афганской границе. <…>
    Совет обращается к президенту, правительству, Верховному Совету, субъектам Федерации — сделать все возможное для принятия Конституции не позднее осени 1993 года. В случае, если съезд не примет Основной Закон, по мнению подавляющего большинства партий и движении Кузбасса, следует провести референдум и принять ее специально избранным Конституционным собранием. <…>».

    «Пробка» у ворот в Китай» — страница 2
    «Почти две тысячи вагонов с различными грузами со всех концов России и СНГ скопилось сегодня о Приморье на железнодорожной станции у пограничного перехода Гродеково-Суйфыньхэ — хвост длиной в тридцать семь километров. <…>
    Если ситуация и дальше будет обостряться, дальневосточные железнодорожники вынуждены будут просить у российского правительства разрешение на закрытие станции Гродеково для грузовых составов. По их подсчетам, чтобы обработать скопившиеся, понадобится не меньше трех месяцев. Разумеется, закрытие станции — мера чрезвычайная, во избежание подобных эксцессов необходимо совместно с китайскими партнерами срочно реконструировать пограничный железнодорожный переход, расширять его возможности, приближая к современным требованиям. Об этом шла речь на недавней встрече руководителей и специалистов двух дорог — Дальневосточной и Харбинской, которая проходила на приграничных станциях. Однако, как всегда, все упирается в средства. Ни одна из сторон ими в нужном объеме в настоящее время не располагает. <…>».

    «Попытки разжечь национальные и религиозные конфликты в Москве будут пресечены» — страница 2
    «За минувшие несколько недель имели место попытки со стороны фашиствующих хулиганов учинить бесчинства вокруг Московской хоральной синагоги. Представители еврейской религиозной общины обратились к правительству города с просьбой принять меры, обеспечивающие общественный порядок и безопасность близ здания на улице Архипова. <…>
    Заместитель премьера московского правительства А. Брагинский, с которым встретился корреспондент «Известий», сказал:
    — Москва традиционно отличалась гостеприимством, веротерпимостью, уважением к культуре и традициям различных народов. Представители многих из них давно уже составляют коренное население 10-миллионного города. К сожалению, политическая нестабильность, экономические трудности, национальные конфликты, докатившиеся до рубежей России, оказались питательной почвой для спекуляций безответственных группировок, пытающихся разыграть националистическую карту для достижения своих неблаговидных целей.
    Надо признать, что еще несовершенна в этой части законодательная база, странное безразличие проявляет представительная власть к явным посягательствам на права человека. Допускается разнузданная националистическая пропаганда в части печатных изданий, открытые призывы к насилию. Именно в такой обстановке стали возможны инциденты у Московской синагоги. <…>».

    «Москва считает, что Израилю изменяет чувство меры» — страница 3
    «Самая настоящая война разразилась на в общем-то небольшом участке суши в районе ливано-израильской границы. Гул канонады, по сообщениям с мест, хорошо ощутимый даже в Бейруте, напоминает старожилам худшие времена агрессии 1982 года. <…>
    Сообщение о военной акции Израиля на юге Ливана с глубокой озабоченностью воспринято в Москве, заявил на брифинге представитель МИД России. По его словам, в Москве считают неадекватной реакцию Израиля на действия экстремистских группировок. Опасный рецидив военного противостояния на Ближнем Востоке особенно тревожен еще и потому, что именно в настоящее время российский и американский сопредседатели ближневосточного мирного процесса предпринимают усилия для сближения позиций участников переговоров. В Москве выражают надежду, подчеркивается в заявлении, что вовлеченные в конфликт стороны воздержатся от подрывающих мирный процесс действий и проявят максимум здравомыслия».

    «На смену бартеру придет торговля в юанях» — страница 3
    «Бурно развивающаяся приграничная торговля между Россией и Китаем получила новый стимул для роста. Центральный банк Китая разрешил бизнесменам из приграничных районов обеих стран вести расчеты в юанях.
    — Значение этой меры,- говорит эксперт торгпредства РФ в Китае Т. Филиппова,- в том, что она дает большую свободу рук предпринимателям, позволяет ослабить зависимость от бартера. Ведь что означает бартерный обмен, преобладающий ныне в приграничной торговле? В первую очередь то, что, поставив свой товар партнеру, вы должны у него же взять и его товар. Поскольку и российские, и китайские компании нередко нарушают сроки отгрузки, возникают тяжбы, недоверие друг к другу. <…>
    На Россию приходится львиная доля приграничной торговли стран СНГ с Китаем. В прошлом году объем этой торговли между СНГ и Китаем составил 1,9 млрд. долларов. Как говорит представитель банка Китая Цю Цзян, сделки в юанях помогут расширить сотрудничество, а также добиться того, чтобы контракты выполнялись вовремя. <…>».

    «Наши космические специалисты переезжают работать в Америку» — страница 3
    «По завершении в понедельник встречи американских и российских специалистов стали отчетливее видны перспективы совместного сотрудничества двух стран в области космоса. Для россиян оно выглядит столь привлекательно, что некоторые обозреватели сочли это щедрой американской компенсацией за наш отказ поставлять ракетную технологию Индии. <…>
    Индийская сделка, оцениваемая в 200–300 миллионов долларов, явно не столь привлекательна для российского космического комплекса.
    Во-первых, из 400 миллионов долларов, выделяемых НАСА до 1997 года, россиянам достанется примерно половина. Во-вторых, поставка ракет Индии ориентирует нас на уже имеющиеся технологии, американцы же задают самые высокие стандарты как исследований, так и практических разработок. <…>».

    «Страсти вокруг ракетной сделки» — страница 3
    «Как и следовало ожидать, волна критики в адрес России в связи с нашим отказом продать Индии технологию для производства ракетных криогенных двигателей нарастает. <…>
    Однако, не дожидаясь решения третейского суда, влиятельные индийские газеты уже дают свои рецепты «наказания» России. Так, орган финансовых и деловых кругов газета «Экономик таймс» предлагает задержать выплаты России по прежним долгосрочным советским долгам. Проблема долга Индии бывшему Советскому Союзу была поднята индийской стороной и существенно затормозила развитие двусторонних экономических связей. Эту проблему удалось решить после длительных переговоров на высшем уровне вовремя январского официального визита Б. Н. Ельцина в Индию.
    Во имя достижения компромисса Россия пошла на существенные уступки — возврата более трети девятимиллиардного долга (в долларовом исчислении) мы согласились ждать 45 лет. Тем самым долговое бремя Индии — а она крупно должна не только нам — было существенно ослаблено. <…>».

    «Кремлевский заговор» популярностью в Европе не пользуется» — страница 4
    «В Дзержинском райнарсуде Москвы под председательством Ирины Воробьевой состоялось очередное слушание по иску подсудимых по делу ГКЧП Валентина Павлова и Олега Бакланова к Генеральному прокурору РФ Валентину Степанкову, его первому заместителю Евгению Лисову, а также издательству «Огонек», радио «Россия»» и телекомпании «Останкино».
    В. Павлов и О. Бакланов считают: прокурорская книга «Кремлевский заговор», вышедшая задолго до судебного решения по делу ГКЧП в издательстве «Огонек», главы из которой неоднократно передавались по радио и телевидению, оскорбляет их честь и достоинство, нарушает конституционный принцип презумпции невиновности. <…>».

    «… И возвращается цензура» / Кирилл Игнатьев, исполняющий обязанности председателя телерадиокомпании «Останкино» — страница 5
    «<…> — Я могу сказать, что в последнее время, особенно после референдума, проведенного в апреле, внимание руководства Верховного Совета к средствам массовой информации резко обострилось. Однако в этом обостренном внимании появился новый мотив. Он связан с тем, что сейчас законодатели предпринимают покушение на четвертую власть, используя при этом методы аппаратное, кулуарной, бесшумной политики и пытаются свою деятельность оставить за пределами внимания общественности. Такая сейчас у них тактика наступления. <…>
    Чтобы не быть голословным, давайте обратимся к тексту документов, которые либо уже приняты Верховным Советом, либо находятся на последней стадии их принятия. Известно, что вследствие недостаточных ассигнований из государственного бюджета, который утверждается ВС, на грани беспрецедентного кризиса оказались все крупнейшие российские телекомпании. Скажем, потребности финансирования компании «Останкино» составляют 106 миллиардов рублей, а из бюджета компания в этом году может получить лишь 52 миллиарда. То есть бюджет не может удовлетворить наши потребности даже на 50 процентов!
    Что в этой ситуации делают наши законодатели? Прекрасно видя наше бедственное финансовое положение, они не предпринимают никаких попыток помочь, а вместо этого в первом чтении принимают Закон о внесении изменений и дополнений в Закон о СМИ, где, в частности, говорится, что финансирование государственных телерадиокомпаний осуществляется из госбюджета Российской Федерации. Тем самым они пресекают возможность самостоятельного, внебюджетного финансирования компаний… <…>».

    «Независимая газета» / Учредитель: Московский городской Совет народных депутатов — 1993. — 29 июля, четверг. — № 141 (565). — 8 полос.

    «Всероссийское экономическое совещание завершилось» — страница 1
    «Но ни один представитель правительства так и не навестил его. Как и можно было ожидать, такое отношение весьма накалило обстановку, и когда председатель секции совещания по промышленной политике г-н Еремин предложил принять резкое заявление о признании президента России источником всех бед, переживаемых страной, необходимости скорейшего созыва «экономического съезда» народных депутатов и формировании правительства народного доверия, зал встретил это аплодисментами. Это при том, что проект резолюции выглядел вполне миролюбиво, будучи составлен в духе идей декларации общенационального экономического согласия (которая подписана не только лидерами парламента, но и руководителями правительства). <…>».

    «ПЭС — о действиях Центробанка» — страница 1
    «Партия экономической свободы выступила вчера с заявлением о необходимости отставки нынешнего правительства в связи с объявленным Центробанком и поддержанным Совмином обменом денег. Первым отрицательным последствием обмена авторы заявления считают новый всплеск инфляции, усиление — как экономически, так и психологически — долларизации российской экономики.
    Константин Боровой находит «криминально-экономическое» объяснение происшедшему: тот, кто знал, чем начнется и чем кончится эта акция, заработал на ней, по его подсчетам, около 400 млрд. руб… <…>».

    «Президиум Верховного Совета ищет виноватых в операции с обменом старых денег и хочет отменить решение Центробанка, но не знает как» — страница 1
    «Президиум Верховного Совета собрался вчера достаточно рано (в 9.30 утра), и не на своем обычном месте, а в Парламентском центре на Цветном бульваре. Начальник Государственно-правового управления президента Александр Котенков привез на Президиум текст указа Бориса Ельцина об очередном продлении на 2 месяца чрезвычайного положения на территориях Моздокского и Пригородного районов Северной Осетии и Малгобекского и Назрановского районов Ингушетии… <…>
    Решения Президиума по денежному вопросу заранее подготовлено не было, поэтому комментарии его членов сильно различались между собой. К примеру, председатель Совета Республики ВС РФ Вениамин Соколов предпочел осторожно говорить о снятии каких-либо ограничений, а глава Комитета ВС по СМИ Владимир Лисин поспешил сообщить о полной отмене решений Центробанка, то есть о возвращении в оборот советских и российских не того цвета купюр. <…>
    ПВС поручил ЦБР отменить вес ограничения (суммы, сроки) на обмен денег старого образца. Виктор Геращенко заявил, что Президиум ВС не компетентен в этих вопросах. По информации из хорошо информированных источников стало известно, что министр финансов Федоров на самом деле не причастен к операции с изъятием старых денег. Об этой акции также не знал никто из высших чиновников Министерства финансов, что очень странно для профессионалов. <…>».

    «Кровопролитие не может быть лучше мира» — страница 1, 3
    Подзаголовок — «Приказы о прекращении огня отданы»
    «27 июля в Сочи было подписано соглашение о прекращении огня в Абхазии и о механизме контроля за его соблюдением.
    Соглашение, подписанное при посредничестве России, предусматривает:
    1. Участвующие в конфликте стороны с 12.00 28 июля 1993 года возвращаются к строгому соблюдению режима прекращения огня и неприменения силы друг против друга в зоне конфликта.
    Запрещается какое-либо применение авиации, артиллерии, плавучих средств, любой военной техники и оружия. <…>
    3. Каждая сторона конфликта обязуется принимать незамедлительные и эффективные меры по пресечению любого допущенного ее формированиями нарушения режима о прекращении огня. <…>
    7. Российские войска, временно находящиеся на территории Абхазии, соблюдают строгий нейтралитет. Статус временного пребывания, условия функционирования, сроки и порядок вывода воинских формирований и пограничных войск России будут определены отдельными договорными документами.
    Стороны обеспечат безопасность российских военнослужащих и членов их семей. <…>».

    «У Москвы по-прежнему нет единой политики» / Виталий Наумкин, Российский центр стратегических и международных исследований — страница 1, 3
    «По трагической иронии истории отвергшая и коммунизм, и многонациональную империю Россия вновь начинает воевать там, где была подложена первая и самая главная бомба под фундамент существования Советского Союза. К полутора десяткам тысяч советских жертв исламских моджахедов, положенных Москвой на алтарь интернациональной помощи, добавилась еще одна — двадцать пять жизней молодых российских солдат, погибших от руки того же противника, которого мы уже почти начали называть другом. Парадоксально не только это, но и то, что Россия в
    Таджикистане поддерживает силы, к платформе и политике которых она относится без энтузиазма, и то, что по другую сторону баррикад оказались также и те, кто вчера в Афганистане воевал вместе с нами, и то, что рядом с нашими солдатами почти не оказалось тех, кто рассматривает реванш исламистов в Таджикистане как главную угрозу для своей безопасности, — воинов других среднеазиатских республик… <…>
    Трагические события в Таджикистане в 1992 году ясно продемонстрировали тогда отсутствие у России единой политики в отношении этого региона. Одна, демократически ориентированная, часть российского истеблишмента симпатизировала таджикским демократам, видя в них союзников по борьбе с посткоммунистической номенклатурой. Но и эта часть российского руководства испытала разочарование от союза демократов с исламистами, несущими, по их мнению, антидемократическое начало, а также от весьма далекого от идеалов демократии поведения некоторых лидеров демократических организаций, прибегавших к насилию и допускавших резко
    антирусские высказывания… <…>».

    «Политика МИДа: между фатальностью и вероятностью» / Георгий Кунадзе, заместитель министра иностранных дел — страница 1, 3
    «<…> — Трудно вычленить персональную ответственность МИДа из общей ответственности за восточную политику парламента и правительства. Ведь МИД, что касается государственной стратегии, не свободен. Руководство страны принимает политическое решение — ни о какой независимой позиции МИДа не может быть речи. Правда, если говорить о горизонтали власти, — среди министерств МИД занимает абсолютно независимую позицию.
    Добавлю, что объективно отношения со среднеазиатскими членами СНГ очень непросты. Методологически они гораздо сложнее для выработки систематизированных подходов, чем даже связи с европейскими членами СНГ… <…>
    — Очевидно, что ни одна из стран Средней Азии не способна без нашей помощи охранять свою границу. С этим мы столкнулись в Таджикистане. Если мы оттуда уходим, то мы должны быть готовы к тому, что исламский экстремизм, силы нестабильности вообще, пройдя Таджикистан, вступят в Узбекистан, Кыргызстан, там недалеко и до Казахстана. Не успеем оглянуться, как эти силы окажутся у порога России. <…>».

    «Мы берем шестерок, щупальца обрубаем, а голова остается» / Александр Дмитриевич, сотрудник министерства безопасности, подполковник — страница 1, 6
    Подзаголовок — «Офицеры оперативно-поискового управления МБ РФ считают себя романтиками»
    «<…> Наша организация страдала именно потому, что многие годы она была глубоко закрыта. На Западе — там прекрасно: то, что положено, знают. Граждане могут критиковать формы работы спецслужб, результаты этой работы, но у них не возникает сомнения в необходимости спецслужб. И отношение к их работе нормальное. Она считается престижной. У нас — наоборот. Когда чуть-чуть приподняли занавес, когда показали не только плюсы, но и минусы нашей работы, спецслужбы оказались в трудной ситуации. Все это повлияло на имидж, который мы сейчас имеем. Но вместе с тем мало кто сейчас сомневается в том, что эта служба необходима. Главное — определить, какую роль, какие задачи мы выполняем. Когда
    появился закон об оперативно-розыскной деятельности, об органах федеральной безопасности, когда стало понятно, ради чего эти органы существуют и чем они занимаются, мне кажется, наметилась некоторая переоценка нашей работы… <…>
    Чем хорош закон об оперативно-розыскной деятельности? В нем четко обозначены рамки, в пределах которых мы работаем. Любое наше оперативное мероприятие должно вписываться в эти рамки. Любое наше действие сейчас можно оценить с точки зрения закона: правы мы или не правы. Преступили мы закон или нет. Если мы нарушаем Конституцию, права граждан, мы несем за это ответственность. И тут нет проблемы — суд решит. <…>».

    «Вся власть — совкам!» — страница 2
    Подзаголовок — «Не в оппозиции — только ленивые и умственно отсталые»
    «<…> Сегодня, кажется, не в оппозиции только ленивые и умственно отсталые. Осознанную преданность президенту демонстрирует, видимо, только один человек — Г. Э. Бурбулис.
    Даже ближайшие соратники президента, назначенные по очевидной протекции, почти родственники, и, сдерживаясь изо всех сил, стараясь не быть в оппозиции, как молодые петушки, все время срываются. То Госплан назовут нужным экономике, то фермеров случайно назовут голытьбой, а колхозы — передовым отрядом сельского хозяйства. <…>
    Основных причин, видимо, две.
    Во-первых, это следствие неделимости высоко концентрированной, по существу, тоталитарной власти. Она пирамидальна. Команда в этих условиях невозможна, как невозможно и демократическое разделение власти и ответственности. Только первые, вторые и пр. секретари или первые и просто вице-премьеры, причем и назначение и отстранение, как и ранее, хозяин производит, не особенно советуясь с тем, что по виду называется командой.
    От плотного комка власти нельзя отделить кусочек. И для руководства приватизацией, и сельским хозяйством, и сырьевыми отраслями нужен весь набор инструментов, каждый из которых в одном экземпляре — Центральный банк, Минфин, аппарат для издания указов и пр. <…>».

    «Президент защищает приватизацию» — страница 2
    Подзаголовок — «Есть работа для парламента»
    «Борис Ельцин 26 июля подписал указ «О дополнительных мерах по защите права граждан России на участие в приватизации». Всего несколько дней отделяют его от последнего наступления Верховного Совета на приватизацию — приостановки указа № 640 «О государственных гарантиях права граждан России на участие в приватизации» и лишения Госкомимущества полномочий. Однако новый документ не только развивает содержание 640-го указа, но и предъявляет новые жесткие требования к выполнению программы приватизации. Например, в нем четче изложен
    запрет чековым инвестиционным фондам использовать собранные у населения ваучеры иначе как для приобретения акций приватизируемых предприятий… <…>
    Конечно, если бы ситуация в стране была попроще и Верховный Совет заботился не только о своем интересе, такой указ мог и не появиться. Но и этот документ, судя по содержанию, не планировался как ответный удар. Скорее он продиктован потребностью разрешить очередные проблемы приватизации — она ведь у нас словно поезд, которому на ходу то и дело привешивают недостающие детали. <…>».

    «Нью-Васюки по милости центра» — страница 4
    Подзаголовок — «СЭЗ «Находка» могла бы стать плацдармом России в АТР»
    «В Приморском городе Находка состоялась международная конференция «СЭЗ «Находка» в системе сотрудничества АТР». Факт этот примечателен тем, что маленькая, размером не больше четверти Москвы, свободная экономическая зона на окраине России попыталась привлечь внимание Центра к глобальной проблеме выхода на рынки азиатско-тихоокеанского региона. Инициатором и главным действующим лицом конференции стал Административный комитет (АК) СЭЗ «Находка», а Фонд внешней
    политики России и МИД РФ тактично приняли на себя роль организаторов, приподнявших конференцию на международный уровень. <…>
    На конференции прозвучало мнение, что Находка, несмотря на достигнутые успехи, остается пока очередными Нью-Васюками. Мировой опыт не знает свободной экономической зоны, достигшей расцвета самостоятельно, без многолетней активной государственной помощи. Причем как в законодательном и финансовом, так и во внешнеполитическом плане. В принципе СЭЗ — это всего-навсего плацдарм для завоевания мирового рынка, и проблемы развития Находки давно уже перешли из плоскости дележа полномочий между Центром и регионами в не менее грустную ипостась внешнеэкономических российских перспектив на Востоке».

    «Николай Травкин: «Мы не предлагаем все отменить» / Николай Травкин, лидер Демократической партии России, глава администрации Шаховского района Московской области — страница 4
    Подзаголовок — «Приоритет надо отдать местному самоуправлению»
    «<…> — Мы — Демократическая партия России — считаем, что набор принимавшихся ранее мер был в основном правильным. Мы не предлагаем все отменить, вернуть все в государственный сектор и начать с чистого листа. Но государство должно сознательно выстраивать этот рыночный сектор. Где? Да там, где сосредоточены повседневные интересы людей: торговля, сфера услуг, продукты питания, ширпотреб — словом, в потребительской сфере. Именно здесь надо развивать частный сектор, поддерживая его с помощью налоговых льгот, субвенций и прочего. Монополистов же необходимо ограничивать, проводя умелую политику ценообразования. <…>

    Провал всех наших реформаторских начинаний, например, с земельной реформой, с торговлей, объясняется именно тем, что мы не смогли заинтересовать во всем этом непосредственных исполнителей.
    Разве заинтересована местная власть в широком развитии разных форм собственности в торговле? Ни в коей мере! Ну зачем мне, главе администрации, председателю райсовета, чтобы вы здесь натыкали ларьков? Чтобы говорили, что я тоже жулик, мол, дал разрешение? Да я всеми путями — через СЭС, через пожарных, они ребята ушлые — не допущу этого — и не будет свободы торговли! Задача высокой власти состоит в том, чтобы в лице меня, своего коллеги по «первому этажу», найти себе союзника. <…>».

    «Оппозиция не против СНГ» — страница 4
    «В Подмосковье прошло заседание координационного совета объединения «Предприниматели за новую Россию».
    Разработаны рекомендации для создания местных и региональных отделений. <…>
    Координационный совет принял заявление «О перспективе экономического союза России, Украины и Беларуси», «Об угрозе реприватизации в России», где выражена озабоченность ходом экономической реформы, обострением ситуации в странах-членах СНГ, отсутствием у российского руководства последовательной и взвешенной стратегии в отношении государств ближнего зарубежья. Содружество — зона долгосрочных жизненных интересов России, от него в значительной степени зависит наша безопасность и благосостояние… <…>».

    «Победила европейская модель» — страница 4
    Подзаголовок — «На рынке ценных бумаг все будут действовать по правилам ЦБР»
    «Центробанк создает сеть валютных бирж. Уже функционируют шесть — Московская межбанковская, Санкт-Петербургская, Уральская региональная, Сибирская межбанковская, Азиатско-Тихоокеанская и Ростовская.
    На мой взгляд, это знаменательно для истории развития отечественного фондового рынка. В то время, когда фондовые биржи, созданные в период биржевою бума, растеряны, осознавая детальность исхода своей деятельности. ЦБР, объединяя финансовые ресурсы, уверенно проводит свою стратегическую линию, создавая фондовый рынок по собственному сценарию… <…>
    Никто не помешает Центробанку, используя уже функционирующую сеть региональных бирж, привлечь затем в свой арсенал муниципальные ценные бумаги, называемые за рубежом «муни». Весьма вероятно, что на биржах Центробанка будут котироваться ценные бумаги особо надежных акционерных банков и крупных АО. Банкам и компаниям, желающим включить свои акции в списки этих бирж, нужно задуматься над этим уже сейчас, поскольку сегодня даже дети знают, как трудно получить лицензию главного банка страны на какой-либо вид деятельности… <…>».

    «Вопросов вновь больше, чем ответов» / Леонид Окуньков, директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Верховном Совете РФ — страница 5
    Подзаголовок — «Итоги президентского совещания»
    «Судя по событиям последнего месяца, локомотив будущей российской Конституции не смог дойти до станции назначения. Трудности на его пути оказались более серьезными, чем предполагали самые проницательные знатоки в политике и юриспруденции. Предпринятые президентом Б. Ельциным действия по ускорению конституционного процесса в конечном счете обернулись новым обострением противоречий между Центром и регионами, выдвижением руководителями краев и областей требований равного статуса с республиками в составе Российской Федерации и провозглашением в явочном порядке в ряде областей статуса республики. Еще более осложнились отношения президента с парламентом. Попытки Б. H. Ельцина заставить парламент участвовать в работе Конституционного совещания на поставленных им условиях хотя и привлекли к нему часть депутатского корпуса, но тем не менее гораздо сильнее сплотили большинство членов Верховного Совета… <…>
    Для историографов российского Основного Закона будет, несомненно, важным признанием самим Конституционным совещанием несовершенства и предвзятости авторского проекта, написанного под конкретную политическую ситуацию и действующих лиц. Тем самым подтверждено, что на современном этапе Конституция объективно не может быть творением пусть даже самых уважаемых политиков и ученых. Слишком много проблем не укладываются в традиционные схемы западных конституций и требуют достижения компромисса. С другой стороны, при сопоставлении текстов «президентского проекта» и проекта Конституционной комиссии, основные положения которого одобрены VI съездом народных депутатов, четко вырисовываются контуры сближения тех или иных статей, институтов и механизмов (права и свободы человека, принцип разделения властей, федеративное устройство и т. д.). На наш взгляд, один из них — в соблюдении и последовательной реализации принципа разделения властей как одного из главных показателей и критериев эффективности и стабильности российской государственности… <…>».

    «Главный успех и неудача Ельцина» — страница 5
    Подзаголовок — «Лидеры общественного мнения оценивают деятельность президента в июне»
    «<…> По мнению многих представителей российской элиты, главным событием последнего времени, в свете которого следует рассматривать работу президента РФ, несомненно, является Конституционное совещание в Кремле. Его проведение в качестве главного успеха или основной неудачи Ельцина назвали более половины опрошенных. Общий баланс оценок при этом складывается в пользу президента — положительных в два раза больше (37%), чем отрицательных (18%). Это мероприятие чаще других ставили в «зачет» президенту руководители министерств и других федеральных ведомств (68%), деятели науки и культуры (48%). Реже всех — народные депутаты, среди которых соотношение оценок оказалось и вовсе отрицательным: 12% (успех) против 28% (неудача). Интересно отметить, что, по мнению лидеров политических партий, Конституционное совещание дало Ельцину столько же дивидендов, сколько нанесло и ущерба: 12% против 12%. <…>
    Судя по полученным данным, можно предположить, что, президенту Ельцину (несмотря на определенный успех Конституционного совещания) пока не удалось реализовать все преимущества во внутренней политике, полученные им в результате апрельского референдума. Еще менее удачной, очевидно, следует признать его деятельность в минувшем месяце в других сферах общественной жизни».

    «Манежная площадь: Москва перед выбором» — страница 6
    Подзаголовок — «В чью пользу закончится спор между историческими развалинами и архитектурным аттракционом?»
    «Провозгласив 1993 год годом реконструкции центра Москвы, Юрий Лужков оказался с Историей лицом к лицу. И История тут же поставила перед ним задачу, от решения которой зависит и имидж самого мэра, и будущий облик российской столицы.
    В конце февраля с Манежной площади стали снимать асфальтовый панцирь. По проекту архитектора Бориса Улькина здесь предполагается создать суперсовременный шестиярусный подземный город. Супермаркеты, рестораны, площади, музеи, гаражи… <…>
    Конфликт между старым и новым — конфликт для градостроительства обычный. В цивилизованных странах он решается с помощью градостроительных законодательств, которые, как правило, ориентированы на сохранение и развитие исторического и национального своеобразия городов. У нас таковое не действует. Ситуация же с Манежной площадью важна принципиально, потому что, какое бы решение ни было принято, оно будет воспринято инвесторами и строителями как прецедент. А впереди — тоталитарная реконструкция центра. <…>».

    «Российская газета» / Издание Верховного Совета Российской Федерации. — 1993. — 29 июля, четверг. — № 144 (760). — 8 полос.

    «Верховный Совет не знал о готовящемся обмене денег» / Александр Хандруев, председатель Центрального банка Российской Федерации — страница 1, 2
    «<…> — Вокруг обмена купюр образца 1961–1992 годов сегодня распространяется множество слухов и домыслов. Прежде всего хочу подчеркнуть что ни о какой денежной реформе, тем более конфискационных мерах в отношении российских граждан, речи быть не может. <…>
    — В соответствии с законом о денежной системе Центральный банк имеет право без согласования изымать из оборота денежные купюры. Банк не может вводить новые, но мы их и не вводили. Уже по одному этому признаку не может идти речи о денежной реформе. Понятно, что о намечаемом мероприятии должен был знать лишь строго ограниченный круг лиц. О решении изменить схему обмена с мягкой на жесткую было проинформировано высшее руководство Российской Федерации. При этом Центральный банк взял на себя всю полноту ответственности за намечаемое мероприятие. По существующей в банковском деле традиции центральные банки, принимая решения, исходят из того, что определенные меры готовятся в режиме строгой секретности, а ответственность за них несет сам банк. <…>
    Могу подтвердить, что Председатель Верховного Совета в своем телевизионном выступлении сказал правду: Верховный Совет не знал о готовящемся обмене денежных купюр. Именно желание не придавать этому мероприятию какой-либо политической окраски обусловило то обстоятельство, что Центральный банк сразу взял на себя всю полноту ответственности. <…>».

    «Конституция как средство решения персональных проблем» — страница 1, 2
    «Признаться, не хочется верить, что прогрессирующий интеллектуальный паралич все сильнее поражает команду кремлевских политиков. Слишком уж многим чревато для державы подтверждение этого диагноза, слишком тревожно становится на душе, но куда денешься от очевидных симптомов… <…>
    Стоило Борису Ельцину, прервав отпуск вернуться в Кремль, ему тут же подсунули на подпись очередной Указ о порядке согласования текста нового Основного Закона. Если имелось в виду ответить этой бумагой на принятое парламентом постановление «О работе над проектом Конституции Российской Федерации», то ответ явно не в пользу Президента.
    Верховный Совет наметил рассматривать все конституционные проекты спокойно и бел суеты, без нажима и какой-либо конфронтации, по предусмотренной законом процедуре. Очень важно, что в постановлении предложено различным ветвям власти субъектов Федерации договориться у себя в регионах и выдвинуть одного общего представителя для участия в Конституционной комиссии. Чем уже закладываются опорные камни в фундамент возможного согласия на федеральном уровне. <…>».

    «Порка состоялась. Но на замке ли граница?» — страница 1
    «На последнем заседании Совета безопасности России, проходившем под председательством Президента Б. Ельцина, рассматривалась обстановка на таджикско-афганской границе. Тема, безусловно, актуальнейшая. Однако недоумение вызывает запоздалость данного совещания — ведь с момента трагических событий на 12-й погранзаставе минуло полмесяца. Между тем Совет безопасности, в числе прочих функций, призван оперативно реагировать на ситуации, которые влекут или могут повлечь угрозу российским гражданам, стране и ее союзникам. <…>
    Прямо на заседании Совета безопасности Президент подписал Указ об освобождении от должности командующего пограничными войсками Владимира Шляхтина, а его шефу — министру безопасности Виктору Баранникову был объявлен выговор (через день Б. Ельцин уволил и министра). Не берусь судить о степени вины руководителей Министерства безопасности, но такая выволочка сильно смахивает на былые обкомовские «разборки» на которых всегда находили «козлов отпущения». Почему барин не наказал высокопоставленных военачальников, в распоряжении которых имеются гораздо более внушительные силы и средства, нежели у пограничников? Почему мидовские начальники, которые «упустили» регион и по дипломатическим каналам не смогли предотвратить конфликт, избежали порки? Одному Богу известно. Или дело в том, что Павел Грачев и Андрей Козырев пользуются особым расположением Президента, а Виктор Баранников нет? <…>».

    «Министр безопасности освобожден незаконно» — страница 1
    «Вечером 28 июля в Доме Советов под председательством Руслана Хасбулатова состоялось заседание Президиума Верховного Совета.
    Учитывая, что в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «О Совете Министров — Правительстве Российской Федерации» министры Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом России по представлению Председателя Совета Министров — Правительства Российской Федерации, а министр безопасности — с согласия Верховного Совета Российской Федерации, Президиум принял постановление об Указе Президента России об освобождении В. П. Баранникова от должности министра безопасности. В соответствии со статьей 121 Конституции Российской Федерации Указ признан не имеющим юридической силы… <…>».

    «Чрезвычайное положение в Северной Осетии и Ингушетии» — страница 1
    «В связи с продолжающимся обострением ситуации на части территорий Северной Осетии и Ингушетии президент России Борис Ельцин принял решение ввести там с 14 часов 31 июля по 30 сентября этого года чрезвычайное положение. Указ об этом подписан во вторник.
    Как сообщила пресс-служба Президента, Указом предусмотрено поддерживать в районе чрезвычайного положения группировку внутренних войск на уровне 5 тысяч человек и усилить ранее образованную группировку войск Минобороны за счет увеличения количества вертолетов армейской авиации. <…>».

    «От театра абсурда — к здравому смыслу» — страница 1, 2
    «Вчера участники Всероссийского экономического совещания, которое проходит в Москве, в первой половине дня работали по секциям. Разговор, начатый накануне, по-прежнему касался путей выхода из экономического кризиса.
    На заседаниях секций обсуждался проект резолюции, который был роздан накануне. Например, у участников промышленной секции, где собрались не только производственники, но и ученые, этот проект вызвал горячий спор. В проекте резолюции, в частности, написано, что «рыночная реформа в России приобретает необратимый характер». Означает ли это, спрашивали выступающие, что приближается благоденствие и стабильность или близок крах? И сами, приводя конкретные факты и примеры, отвечали, что экономика страны никак не на подъеме, а на грани развала. <…>
    С заключительным словом выступил Председатель Верховного Совета Российской Федерации Руслан Хасбулатов. Он отметил, что цель совещания, состоявшая в анализе дел в стране, достигнута. Благодаря этому будет углублена декларация общеэкономического согласия. Он также выразил надежду, что в дальнейшем правительство будет работать вместе, иначе можно окончательно превратить страну в театр абсурда».

    «Депутатов тьма, а толку…» / Анатолий Суслов, народный депутат Брянского городского Совета — страница 1
    « — Предмет моих постоянных размышлений — нужны ли российскому государству Советы в том виде, в каком мы их знаем? А если нужны, то что мешает их работе и почему на них столько нападок? Нужно ли их реформировать либо заменить иной формой местной власти? Думаю, эти же вопросы волнуют многих россиян. <…>
    Пока же сессии Советов разных уровней напоминают у нас скорее, многочисленные и шумные митинги, а не слаженную работу народных депутатов понимающих свой долг и ответственность перед собравшими их согражданами. Взять хоть наш горсовет. Впечатление такое что большинство депутатов практически не работает: либо не хотят либо не умеют. Настоящих же профессионалов мало. И в этом главная загвоздка и беда Советов. Работа депутата требует специальных знаний — экономических, экологических, правовых, финансовых, политических, наконец. Увы, не блещут ими наши депутаты. А можно ли в таком случае исполнять главные функции — нормотворческие и контрольные? Не спорю, в последнее время уровень депутатов стал выше, но дела это не меняет. <…>».

    «…Мы их втрое сократим» / Михаил Бесхмельницын, председатель Белгородского областного Совета — страница 1
    « — От слов о необходимости реформировать Совет мы перешли уже к делу. Устав Белгородской области, рассмотренный на сессии, предусматривает почти трехкратное сокращение членов областного Совета. Но не в этом одном конечно, дело. Устав предусматривает новую систему формирования Совета. 28 депутатов избираются по территориальному признаку — от каждой административной единицы, а еще 28 — от числа избирателей. Таким образом, будут сформированы избирательные округа. <…>
    Притчей во языцех стала мысль о непрофессионализме народных депутатов. Он и на самом деле, как говорится, имел место. Но только в начале нашей работы. Сейчас каждый депутат определившийся в какую-то из постоянных комиссий, вполне компетентен в своей области. Я вообще противник узкого понимания понятия профессионализма. Не согласен, что парламентариями могут быть одни лишь юристы и экономисты. Жизнь разнообразнее заданных схем, и люди из глубинки, из трудовых коллективов лучше в нашей жизни разбираются. <…>».

    «Руслан Аушев: Ингушетия может выйти из России» — страница 2
    «Такое заявление президент Ингушской Республики Руслан Аушев сделал 28 июля на пресс-конференции перед российскими и иностранными журналистами в международном пресс-клубе в Москве.
    Основной причиной такого намерения глава республики назвал нежелание или неумение российского руководства решать проблемы его народа. По его словам, за девять месяцев после вооруженного осетино-ингушского конфликта не сделано практически ничего для возвращения беженцев-ингушей в места их постоянного проживания в Пригородном районе Северной Осетии. Их 70 тысяч человек. <…>
    На 31 июля назначен съезд ингушского народа, на котором, как заявил президент, и определится его будущее. В первую очередь — быть или не быть Ингушской Республике в составе России».

    «Водка тоже греет, но не светит» — страница 2
    «В Нижнем Новгороде прошла международная научно-техническая конференция «Ядерная энергетика и безопасность человека».
    … Прологом политической борьбы в крае стали когда-то выступления противников строительства атомной станции теплоснабжения недалеко от областного центра. Несмотря на положительное заключение Комиссии МАГАТЭ о безопасности станции, строительство приостановили. И сегодня здесь намерены… разливать вино и водку: так распорядились власти. <…>
    Конференция Ядерного общества приняла итоговый документ. В нем говорится, что цивилизованное общество не может позволить себе отказаться от использования атомной энергии. Поэтому необходимо быстрее принять «ядерный» закон и разработать нормативные акты. <…>».

    «Банкиры консервативны и ревнуют конкурентов» — страница 2
    «Социологическая служба «Кассандра» провела опрос на тему «Банки и предпринимательство». Опрошено более 150 экспертов — руководящих сотрудников коммерческих банков и руководителей негосударственных предприятий — акционерных обществ, товариществ, малых предприятий и других коммерческих структур.
    Обе категории специалистов — банкиры и предприниматели — единодушны в том, что взаимодействие банков с коммерческими структурами оставляет желать много лучшего — 65 процентов в первой группе и 77 процентов во второй не удовлетворены отношениями банков с представителями малого и среднего бизнеса. <…>
    Предпочтительным ориентиром для успешного развития коммерческих банков в России является либерально-рыночная экономика с минимальным государственным регулированием или рыночная экономика с жестким регулированием государством интересов частного капитала.
    Хранить ли деньги в сберегательной кассе — вопрос по меньшей мере наивный. Если у вас откуда ни возьмись появились свободные денежные средства, то распорядиться ими можно весьма разнообразно. Предприниматели предпочитают вкладывать средства в недвижимость (83 процента), покупать валюту (38), открывать собственное дело (26), приобретать дополнительные материальные запасы (сырье, материалы) или покупать акции коммерческие банков (21 и 19 процентов соответственно). <…>».

    «Нам ли привыкать к «светлому будущему» — страница 3
    «<…> Запрещение новой российской Конституцией принудительного труда — первоосновы заложенной Сталиным репрессивной исправительно-трудовой системы — могло бы стать началом кардинального (а не косметического характера, который имеет сегодня проводимая ни шатко ни валко пенитенциарная реформа) преобразования этой системы.
    Но, поговорив с заместителем начальника Главного управления по исполнению наказаний (ГУИНа) генерал-лейтенантом Владимиром
    Букиным поняла, что радоваться рано. Заместитель начальника ГУИНа объяснил мне, что конституционный запрет на использование принудительного труда «на колонии не распространяется». «По поводу содержания заключенных, — терпеливо разъяснил он, — есть специальное законодательство, которое не входит в противоречие с Конституцией». Так что вводи запрет или не вводи, в лагерях ничего не изменится. <…>
    Чтобы окончательно прояснить ситуацию позвонила председателю Российского союза адвокатов Алексею Галоганову.
    — Да позиция МВД именно такова: ничего не меняется, — подтвердил юрист. — Логика тут проста: лица, отбывающие наказание, ограничены в правах, и некоторые нормы Основного Закона в период отбытия наказания на них не распространяются. Однако если посмотреть на ситуацию с точки зрения норм международного права, которым мы стараемся следовать практически во всех имеющихся проектах новой Конституции, то сохранение принудительного труда в колониях безусловно будет являться
    конституционным несоответствием… <…>».

    «Солдаты… акционерных обществ» / Олег Глушаков, эксперт Комитета Верховного Совета Российской Федерации по вопросам обороны и безопасности — страница 3
    «В войсках не хватает солдат, потому что многие из них по-прежнему проходят «службу» в гражданских министерствах и ведомствах.
    Куда же направляются наши призывники? Помимо Вооруженных Сил, пограничных и внутренних войск, войск Министерства безопасности и Федерального агентства правительственной связи и информации, железнодорожных и гражданской обороны есть и такая группа формирований, которые занимаются тяжелым неквалифицированным трудом в гражданских ведомствах. Они в большинстве своем акционированы: «Росуралсибстрой», «Компания Мособлстрой»… <…>
    … Выход видится в следующем: Президенту и правительству России необходимо основное внимание уделить формированию таких воинских структур, которые Россия способна укомплектовать военнослужащими. В постановлении «О некоторых мерах, связанных с исполнением Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе», принятом в мае этого года Верховным Советом России, отмечается, что Президенту
    РФ до 1 сентября 1993 года необходимо предоставить в Верховный Совет России предложения по составу, структуре и численности Вооруженных Сил и других войск с учетом фактического наличия призывных ресурсов. Именно этот подход станет основой при рассмотрении оборонного бюджета на 1994 год… <…>».

    «Мы не сторонники развала. Мы за единую и неделимую» / Анатолий Матросов, исполнительный директор Уральской региональной ассоциации Советов, народный депутат Свердловского областного Совета — страница 3
    «<…> — Анатолий Иванович, что такое провозглашение Уральской республики — начало распада России, как говорят некоторые критики, или нечто другое?
    — Совершенно другое. Вот решение десятой сессии Свердловского областного Совета от первого июля, излагающее основные мотивы народных депутатов. Среди них — и укрепление российской государственности на основе федерации равноправных субъектов и целостность системы федерального управления и успешное проведение экономической и социальной реформы. <…>
    — Что-то надо делать со столичным чиновничьим кланом. Он съедает власть, он сильнее здравого смысла и закона и прекрасно понимает опасность для себя, исходящую от нашей региональной политики. Реален один путь — взятие части необходимых полномочий у центра в пользу регионов повышение властного статуса краев и областей. <…>».

    «Надолго ли сохранится единство оппозиции?» — страница 3
    Подзаголовок — «Как уже сообщалось, 24—25 июля в Москве заседал II конгресс Фронта национального спасения (ФНС)»
    «За последнее время руководители ФНС нимало способствовали созданию у граждан России мнения о том, что Фронт национального спасения — это вся целиком право-левая оппозиция Ельцину. Конгресс показал, что это далеко не так. ФНС — это еще не вся оппозиция. Действительно, среди пятисот с лишним делегатов из 35 регионов России и республик бывшего СССР были представлены Коммунистическая партия Российской Федерации (КП РФ) Геннадия Зюганова, Национально-республиканская партия Николая Лысенко, «Союз офицеров» подполковника Станислава Терехова, «Российский общенародный союз» Сергея Бабурина, кадеты Михаила Астафьева и целый ряд других организаций, часть которых является по сути микрогруппами полусектантского типа. <…>
    Руководитель Национально-республиканской партии Николай Лысенко признал, что ФНС сейчас — это коалиция разнородных политических сил, а отнюдь не единая, монолитная политическая партия. По мнению Лысенко, для достижения организационного единства нужно сначала достичь единства идеологического. <…>».

    «Мне стыдно за Президента» / Георгий Шахназаров, член-корреспондент РАН — страница 4
    «Узнав о принятом почти единогласно постановлении Верховного Совета подтвердить принадлежность России Севастополя и целостность Черноморского флота. Президент Ельцин сказал, что ему стыдно за это решение.
    Мне, участвовавшему в освобождении Крыма в составе 150-й армейской пушечно-артиллерийской бригады, позднее поименованной Севастопольской, стыдно за это заявление нашего Президента. <…>
    Молчаливое согласие на закрепление Крыма за Украиной было в такой же мере антиукраинским, как и антироссийским. Чужое никогда не приносило блага. Находясь в исключительном владении Украины Крым будет яблоком раздора с ее великой и мощной соседкой. Пройдет время, в Кремль вселятся новые хозяева более заботящиеся о достоянии Отечества. Раньше или позже этот вопрос будет поставлен, никуда от него не уйти. И в интересах Украины решить его по совести полюбовно. Если этого не понимают нынешние правители Киева, то, надеюсь, поймут те, кто придет им на смену. <…>».

    «Закон Российской Федерации «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» — страница 6
    «Статья 1. Гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации перед отъездом выплачиваются суммы назначенных пенсий (независимо от вида пенсий) в российских рублях за шесть месяцев вперед. <…>
    Статья 4. При возвращении граждан на постоянное жительство в Российскую
    Федерацию суммы назначенных пенсий, не полученные ими за время их проживания за пределами Российской Федерации, выплачиваются в порядке установленном законодательством Российской Федерации. <…>
    Президент Российской Федерации Б. ЕЛЬЦИН».

    «Ситуация остается прежней» — страница 7
    «В Лохусалу, под Таллинном, завершился тринадцатый раунд переговоров между государственными делегациями России и Эстонии. Встречались делегации с диаметрально противоположным настроением. Руководитель эстонской — министр Юри Луйк посчитал, что последние события «не могут не отразиться на психологической атмосфере переговоров». Российский же посол по особым поручениям Василий Свирин сказал, что эти события проявятся «скорее в деловом, нежели в психологическом, плане». <…>
    За полтора часа до окончания 13-го тура переговоров российская делегация вручила эстонской стороне «заявление», которое завершается настойчивым призывом к незамедлительной разработке и подписанию Соглашения об урегулировании вопросов о гражданстве. Имеется в виду часть первая статьи третьей межгосударственного Договора от 12 января 1991 года, в которой говорится, что Россия и Эстония «берут на себя взаимные обязательства
    гарантировать лицам, живущим на момент подписания настоящего Договора на территории РСФСР и Эстонской Республики и являющимся ныне гражданами СССР, право сохранить или получить гражданство РСФСР или Эстонской Республики в соответствии с их свободным волеизъявлением».
    Россия полностью выполнила это положение. Эстония в одностороннем порядке не признала гражданами Эстонии более полумиллиона россиян, постоянно проживающих в этой стране… <…>».

    «Учитывая угрозу интересам России» — страница 7
    «Президент Российской Федерации Борис Ельцин, учитывая угрозу жизненно важным интересам и безопасности России, которую несет обострение ситуации на таджикско-афганской границе, издал Указ о мерах по урегулированию конфликта в этом районе. Об этом сообщила пресс-служба Президента РФ. <…>
    Министр иностранных дел РФ Андрей Козырев назначен специальным представителем Президента РФ по Таджикистану. На него возложена ответственность за организацию взаимодействия министерств и ведомств по урегулированию в Таджикистане. Среди мер урегулирования на первом месте стоит содействие развитию диалога таджикского руководства с представителями оппозиции, безотлагательное проведение встречи с руководством Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Туркменистана для активизации их участия. <…>».


    Они сами нарывались на роспуск