Ельцин Центр

Дайджесты и комментарии
  • 1991
  • 1992
  • 1993

     

    «Известия» / Учредитель: Совет народных депутатов СССР – 1991. – 10 января, четверг. – № 9. – 8 полос.

    «Южная Осетия, 10 января» – страница 1
    «Прошедшие сутки в Цхинвали и Джавском районе прошли относительно спокойно. Каких-либо столкновений и перестрелок не наблюдалось. Правда, в ночь с 8 на 9 января неизвестные подожгли здание грузинской средней школы. Но непременно надо отметить, что в тушении пожара принимали участие представители как грузинской, так и осетинской части населения города Цхинвали. Многие осетины осудили этот акт вандализма и расценили его как преднамеренную провокацию.
    Как сообщили мне в пресс-центре МВД Грузии, милиция продолжает осуществлять изъятие оружия как среди осетин, так и среди грузин, живущих в этом регионе. Налаживаются контакты с представителями осетинского населения, ведется разъяснительная работа.
    Заявлено также, что с момента ввода дополнительных подразделений грузинской милиции в регион, войска МВД СССР, находящиеся здесь, практически самоустранились от выполнения обязанностей по патрулированию улиц и дорог и ушли в казармы. По этому поводу МВД Республики Грузия обратилось с посланием к руководству МВД СССР, в котором обращается внимание руководства союзного Министерства внутренних дел на этот факт».
     
    «Верховному Совету Литовской Советской Социалистической Республики» – страница 1
    «Надо смотреть правде в глаза и видеть истинные причины создавшегося положения. Они коренятся в грубых нарушениях и отступлениях от Конституции СССР и Конституции Литовской ССР, попрании политических и социальных прав граждан, в стремлении под лозунгами демократии провести в жизнь политику, направленную на восстановление буржуазного строя и порядков, противоречащих интересам народа. <…>
    Ситуация по существу заходит в тупик. Необходимость выхода из создавшегося положения диктует принятие незамедлительных мер. <…>
    Разуверившись в политике, проводимой нынешним руководством, они требуют введения президентского правления.
    Предлагаю Верховному Совету республики незамедлительно восстановить в полном объеме действие Конституции СССР и Конституции Литовской ССР отменить ранее принятые антиконституционные акты. <…>».
     
    «Чрезвычайная комиссия по продовольствию» – страница 1
    «9 января состоялось первое заседание чрезвычайной комиссии по продовольствию, образованной в соответствии с решением внеочередного Съезда народных депутатов РСФСР.
    По мнению выступавших, причины нехватки продовольственных продуктов порождены распадом системы административного распределения продуктов и расстройством денежной системы, что уничтожает какие-либо стимулы продажи продовольствия по существующим ценам».
     
    «Кризисная ситуация на сессии Моссовета» – страница 1
    «В среду более 70 депутатов покинули зал сессии Моссовета в знак протеста против стиля ведения заседания заместителем председателя Моссовета Сергеем Станкевичем. Они обвинили его в стремлении навязать сессии состав Мосгорисполкома, предложенный председателем Мосгорисполкома Юрием Лужковым. Как отмечает корреспондент «ИФ», покинувшие зал заседании депутаты входят преимущественно в блок «Демократическая Россия».
     
    «Татарстан верен Союзу» – страница 2
    «Татария расположена о сердце России. По экономическому и научному потенциалу эта бывшая автономия превосходит иные союзные республики. Спор о статусе «казанской земли» длился столетия, в том числе и после Октября. Но сегодня, после принятия Декларации о государственном суверенитете республики Татарстан, он принял качественно новый характер, особенно накануне заключения Союзного договора. Вот что рассказывает об этом Председатель Верховного Совета ТССР М. Шаймиев нашему корреспонденту.
    Позиция автономий известна: они выступают за равноправие народов, какой бы ни была их численность, включая право принять участие в подписании Союзного договора. Минтимер Шарипович, какую роль в этом процессе играет Татария?
    – Я считаю, что ее роль – конструктивная, хотя и вполне сознаю, сколь неоднозначно она порой оценивается. Кое-кому казалось, дескать, провозглашение суверенитета Татарии приведет к расколу внутри республики. Однако единодушное принятие декларации нашим Верховным Советом отбросило все сомнения и спасения. Прошедший год, как бы сложно он ни складывался, был годом гражданского мира и согласия.<…>
    Обстановка политической стабильности позволила нам, несмотря ни на что, сохранить практически на достигнутом уровне объем сельскохозяйственного и промышленного производства, потребление в расчете на душу населения, эта стабильность стала мощным фактором поддержки позиции полномочных представителей республики в ходе переговоров по Союзному договору. <…>
    <…>
    Безусловно, идя на заключение Союзного договора и договора с Россией, мы предполагаем, что вся ответственность в пределах Татарии, за исключением того, что будет оговорено в Союзном договоре, должна трансформироваться в собственность ТССР.<…>
    Значит, за этими шагами последуют новые? Расширяя свои права, республика возлагает на себя и более высокую ответственность. Видимо, больше придется полагаться на собственные силы, на местные ресурсы и местную инициативу?
    – Действительно, всех наших проблем центр не решит, мы должны в основном справляться с ними сами. Но от наших решений, от того, какое положение занимает республика, какие процессы здесь происходят, также зависят – и в немалой степени – характер нарождающегося Союза суверенных государств, пути и методы формирования единого экономического пространства как основы преодоления кризиса в общественной жизни.<…>
    Татарстан верен Союзу. Мы считаем важнейшим итогом четвертого Съезда народных депутатов СССР решительно выраженный настрой на сохранение и упрочение Союза Советских Социалистических Республик как единого федеративного государства. <…>
    Проектом предусматривается, что республики участники договора входят в Союз непосредственно либо в составе других республик. Это звучит как приглашение Татарии подписать договор не самой, а через Россию. Какова здесь ваша позиция?
    – В соответствии с Декларацией о государственном суверенитете мы должны подписать Союзный договор как полноправные субъекты Союза без «покровительственного» соглашения с кем бы то ни было. Кроме того, наша декларация и не предусматривает еще одного договора – федеративного, в отличие от ряда других автономных республик, заявивших, что они остаются субъектами как РСФСР, так и СССР строго в соответствии со своей декларацией. Отношения же с Россией будут строиться с учетом многосторонних связей и традиций, которые сложились естественно – историческим путем. Основой должен служить, по нашему мнению, двусторонний договор между Татарией и Россией, заключение которого следовало бы ускорить. А если говорить о проекте федеративного договора в том виде, в каком он сейчас предлагается, мы бы и без декларации его не подписали.<…>».
     
    «Госбюджет России: потери будут расти, а компенсации не предвидится» – страница 2
    «9 января на расширенном заседании комитетов и комиссий Верховного Совета СССР при активном участии союзного правительства состоялось обсуждение проекта Государственного бюджета на 1991 год.
    Дискуссия по самой крупной, превышающей треть расходной части бюджета статье – военные ассигнования – проходила на закрытом от прессы заседании. Тем не менее некоторые данные даже по этой позиции были обнародованы.<…>
    Пожалуй, еще только один вопрос заинтересовал депутатов в неменьшей степени, чем содержание военного бюджета, – новый, только что введенный налог с продаж. Введение налога с продаж означает, что стоимость всей реализуемой в стране продукции увеличится, по прогнозам Минфина СССР, в среднем на 3,8 процента. Повышение цен может не коснуться лишь социально значимых групп товаров народного потребления, если будет достигнуто соглашение по этому вопросу. <…>
    Часть налога с продаж и весь налог с оборота в этом году остаются в республиканских бюджетах.<…>
    В госбюджете не предусмотрены расходы на индексацию доходов населения и компенсацию потерь в связи с повышением цен, поскольку не предусмотрено и само по себе повышение розничных цен. Если же где-то такое повышение будет произведено, то доходы от него и станут источником компенсации. <…>».
     
    «Митинги продолжаются» – страница 2
    «В среду на площади возле здания литовского парламента в одно и то же время состоялись два многотысячных митинга, разделенных… шеренгой республиканской полиции.
    Первый митинг, в котором принял участие ряд трудовых коллективов города, протестовал против политики руководства Литвы. Основной огонь критики на сей раз был перенесен на Верховный Совет. По мнению собравшихся, парламент решил пожертвовать правительством К. Прунскене, чтобы скрыть «собственную некомпетентность и неспособность действовать на благо всех жителей Литвы».<…>
    Другой митинг, проходивший непосредственно у здания Верховного Совета Литвы, выразил протест против проведения параллельного митинга, нападок на парламент. Свистом, выкриками, скандированием лозунгов, песнями его участники пытались заглушить доносившиеся из громкоговорителей голоса выступавших. Последствия такого противостояния могли быть самыми плачевными, однако на этот раз все обошлось. Митингующие ограничились взаимными словесными оскорблениями и угрозами.<…>
    Председатель парламентского комитета по экономической реформе Казимерас Антанавичюс, выступая во вторник на сессии, заявил, что приостановление парламентом правительственного решения о повышении розничных цен на продовольственные товары в республике – «это шаг, ведущий Литву к катастрофе», т. к. «закупочные цены на сельскохозяйственные продукты остаются вдвое выше, чем их розничные цены».
     
    «Устоят ли новые цены?» – страница 2
    «Председатель Совета Министров Латвии Иварс Годманис на заседании Совета Министров признал, что цены обрушились лавиной.
    В парламенте республики 8 января разгорелись споры. Правда, и народнофронтовцы, и оппозиционное «Равноправие» были согласны во мнении, что ценовой реформы не избежать.<…>
    – Два месяца мы пытались добиться обсуждения в парламенте, как же будет проводиться реформа цен, – говорит председатель фракции «Равноправие» Сергей Диманис. – Но большинство отвергало обсуждение. Сегодня из выступления Председателя Совета Министров мы поняли, что правительство слабо представляет, как же оно компенсирует жителям колоссальное снижение уровня жизни. Согласитесь, прибавка пенсионерам в 46 рублей при 4–5-кратном повышении цен может оставить их просто голодными. Предприятиям при требуемых выплатах грозит банкротство. Мы предложили приостановить решение правительства, пока оно не представит в парламент государственную программу ценовой реформы с отработанным механизмом компенсаций, ведь мы же не обещали своим избирателям полнейшего обнищания? Большинство отказалось обсуждать этот вопрос, и мы были вынуждены уйти.<…>
    Председателю Совета Министров Латвии Иварсу Годманису была вручена резолюция митинга, с требованием немедленно отменить постановление, связанное с повышением цен на продукты питания и услуги, до принятия закона об индексации цен, как неотъемлемой меры по социальной защите населения. В резолюции содержится требование отказаться от намерения правительства компенсировать повышение цен денежными выплатами из фондов предприятий. <…>».
     
    «Heотнимайте у земледельца землю, иначе горожанам нечего будет есть» – страница 3
    «8 января во Внешэкономбанке СССР состоялся первый в нынешнем году валютный аукцион.
    Он был отмечен дальнейшим увеличением диспропорции между спросом и предложением. Другими словами, количество желающих купить валюту значительно – более чем в три раза – превышало количество ее продавцов.
    По мнению специалистов Госбанка СССР, положение усугубляется повсеместно развернувшимися дискуссиями о возможности денежной реформы. В этой ситуации естественно желание предприятий и организаций перевести свои доходы в более твердую, чем наш обычный рубль, валюту. <…>
    Конечно, такая система далека от идеала. И реальный курс рубля определится только с превращением разовых валютных аукционов в постоянно действующие, с организацией и открытием валютной биржи. А это событие, по словам заместителя начальника валютного управления Госбанка СССР А. Войтенкова, ожидается уже в конце февраля или в марте нынешнего года. Во всяком случае подготовительные мероприятия находятся в завершающей стадии. <…>».
     

    «Независимая газета» / Учредитель: Московский городской Совет народных депутатов – 1991. – 10 января, четверг. – № 5 . – 8 полос.

    «Конец бюджетной войны» – страница 1
    «Соглашение между Союзом и Россией по государственному бюджету на 1991 год подписано Горбачевым, Б. Ельциным, Ю. Скоковым и В. Павловым 8 января.
    По сравнению с первоначальным проектом уменьшены отчисления в союзный бюджет налога на прибыль на 26 млрд., весь налог с оборота оставлен в распоряжении республик. Зато дополнительно введен налог с продаж (36 млрд.) Если учитывать, что налог с продаж составляет 5 процентов от объема реализации продукции, 70 процентов от которого зачисляется в республиканские бюджеты и 30 процентов в союзный, то весь объем продаж составляет более 2 млрд. рублей. Таких денег в союзном обороте просто нет. Дополнительно в бюджет Союза введена статья «средства, передаваемые из бюджетов республик на финансирование общегосударственных программ» на 41 млрд. (здесь же 23 млрд., которые первоначально собиралась перечислить Россия, и примерно в том же соотношении, отчисления других республик). <…>
    По принятым программам на бюджет России навешены огромные расходы по земельной реформе, реорганизации министерств и т.д. По мнению специалистов, действительный общий дефицит союзного и республиканского бюджетов достигает 200 млрд. рублей. И реально владеют цифрами только подготовившие соглашение финансисты».
     
    «Демократам нужно менять курс» – страница 1
    «В беседе с делегатами политических деятелей США, состоявшейся в кулуарах 2-й сессии Моссовета, Гавриил Попов, отвечая на вопрос, «не пытался ли он совместно с другими демократами после заявления Шеварднадзе об отставке оказать давление на руководство страны с тем, чтобы удержать его откат на явно правые позиции», подчеркнул, что идеи оказания давления на руководство демократы придерживались целых 6 лет. «Я могу высказав свое собственное мнение, – сказал Гавриил Попов, – которое состоит в том, что на данный момент этот вариант политики полностью исчерпал себя. Давить на это руководство – значит созерцать полный развал страны. Фактически мы сейчас находимся в такой же ситуации, как в 1985 году. Надо выработать новую линию, нужно сделать то, что я очень долгое время считал ненужным и всячески отрицал, необходимо начать формирование второй массовой партии страны».
     
    «КПСС сформирует свой кабинет при президенте» – страница 1
    «<…> Горбачев просто не может назвать свою команду. Точнее, если и мог назвать ее президент, то этого уже не позволено генеральному секретарю. Кандидатура Янаева тщательно обсуждалась на Политбюро, и с точки зрения правящей партии выбор лидера ее парламентской фракции никак нельзя считать неожиданным. И есть все основания полагать, что КПСС сформирует свой кабинет при активном участии Янаева и тщательно обсудив его персональный состав на Политбюро.<…>
    Наибольшей автономностью в назначении своих советников Горбачев пользовался на заре своего президентства, формируя Президентский совет.
    Именно тогда решение основных политических вопросов было перенесено из Политбюро в президентские органы. <…>
    Идеологически смена «команды» уже подкреплена концепцией двух перестроек: правильной – до 1987 года и неправильной – после 1987 года. Как отметил Янаев, во время неправильной перестройки партии утратила свою направляющую роль, оказалась в глухой обороне. <…>
    Нoосновная функция кабинета при президенте – все-таки управление экономикой. Здесь, наверное, очень бы хотелось команду сменить. Но сделать это, пожалуй, некому. Да и степень взаимопроникновения партийной и правительственной команды слишком высока. <…>
    Формирование новых президентских структур власти, сегодня сулит гораздо меньше неожиданностей. Поскольку состав их в максимальной степени предопределен избранным экономическим и политическим курсом. И именно этот курс указывает, по мнению некоторых специалистов, что это правительство, как бы оно ни называлось, будет, вероятно, последним чисто коммунистическим правительством СССР. И вряд ли переживет весну. <…>».
     
    «Ввод десантников в Латвию - это демонстративный шаг» – страница 1
    Подзаголовок – «Говорит первый заместитель Председателя Совета Министров Латвийской Республики Илмар Бишер в интервью корреспонденту «НГ» Виталию Дашевскому»
    « –Как бы вы могли оценить ситуацию в Латвии после сообщения о вводе дополнительного контингента десантных войск?
    – Обстановка в Латвии напряженная, но пока никаких акций еще не проводилось. Есть только факт ввода десантных войск. Для нас это неожиданность.<…>Я не понимаю, почему для поимки нескольких десятков дезертиров нужно вводить десантные чести. Ведь мы договаривались с Моисеевым, что солдаты, которые сбежали из-за невыносимых условий службы, будут оставлены служить в Латвии. А дезертировавших по каким-то иным причинам мы оставляем в ведении военных властей. <…>
    Чем вы объясняете повышенное в последнее время внимание к Латвии со стороны центральных средств массовой информации, эскалацию событий в республике?
    – Известно, что у нас очень энергичный первый секретарь компартии, которого никак не удовлетворяет роль лидера оппозиции в парламенте. Он создал самозваный комитет национального спасения, претендующий на высшую власть в республике, требует роспуска официальных структур и введения президентского правления.Он получает очень серьезную поддержку в ЦК КПСС и на Центральном телевидении, которое с приходом нового руководства вновь перешло под партийный контроль. <…>».