Ельцин Центр

Дайджесты и комментарии
  • 1991
  • 1992
  • 1993
    Вассальная клятва крестоносцев императору Византии. Инсталляция с форума www.soldiers40mm.ru
    Вассальная клятва крестоносцев императору Византии. Инсталляция с форума www.soldiers40mm.ru

    Вассал моего вассала – не мой вассал

     
    День за днем. События и публикации 10 августа 1991 года
    комментирует обозреватель Андрей Жданкин*
     
    Спроси сегодня любого россиянина моего возраста, чем запомнился август 1991-го, ответ будет один: «путч, ГКЧП, пресс-конференция, дрожащие руки Янаева, Ельцин на танке, баррикады у Белого дома». Многие вспомнят «Лебединое озеро» по телевизору. Надо же было товарищам из ГКЧП так нагадить Петру Ильичу Чайковскому и Мариусу Петипа!
     
    Память услужливо выдает основное, крупное, яркое, игнорируя то, что в те дни фантастические дни казалось малозначимым, не принципиальным или преходящим.
     
    А между тем, накануне августовского путча страна ждала подписания Союзного договора. Надо оговориться – думающая часть населения страны, которой ее судьба была не безразлична. Сейчас, представляется, эта часть сильно «похудела». Но тогда это был вопрос вопросов – кто подпишет, на каких условиях, каковы будут последствия…
     
    «Известия», публикуя материал из Алма-Аты, тогдашней столицы Казахстана, со ссылкой на Назарбаева сообщают: 20 августа Союзный договор подпишут пять республик – Россия, Казахстан, Таджикистан, Белоруссия, Узбекистан. Еще через месяц-другой к договору примкнут Азербайджан, Туркмения, Украина и Кыргызстан.
     
    «Руководитель Казахстана, – пишут «Известия», – отметил, что в новом Союзном договоре найден разумный баланс интересов всех республик. Такой подход способен обеспечить нормальные условия для жизни и работы людей в обновленной Федерации. Особо было подчеркнуто, что создается действительно добровольное объединение суверенных государств, в котором все народы самостоятельно будут управлять своими делами, свободно развивать свою культуру, язык и традиции».
     
    Пассаж про свободное развитие культуры, традиций и языка - особенно актуален. Фактически, на тот момент огромная многонациональная страна представляет собой тлеющее кострище, в котором время от времени вспыхивают и разгораются межнациональные конфликты. Все хотят отсоединиться от всех, все хотят сразу и быстро стать свободными, независимыми, и, главное, богатыми.
     
    Напомню, что к тому моменту исполнилось два года армяно-азербайджанскому конфликту, год – резне в киргизском Оше, как раз в те дни турки-месхетинцы митинговали на Манежной площади, требуя вернуть их в Грузию и выделить территорию для компактного проживания; Грузия, в свою очередь, конфликтовала с Абхазией и Южной Осетией, Молдова – с Приднестровьем… Национально-территориальные проблемы-конфликты взрывали страну.
     
    В самой России парад суверенитетов к середине 1991-го достиг кульминации: в результате двух поправок к Конституции, принятых в мае и июле, Россия теперь состоит не из автономных республик и областей, а из Советских Социалистических Республик в составе РСФСР. И каждая из них, в свою очередь, к тому моменту уже приняла декларацию о государственном суверенитете. Это – последствия неосторожно брошенной годом ранее Борисом Ельциным в Уфе знаменитой фразы «Берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить». Каждый брал побольше, как говорится, «на черный день»…
     
    Спустя годы Конституционному суду Россию придется «возвращать в Россию» эти псевдо-суверенные образования, раз за разом отмечая в своих постановлениях: 
      «Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции Российской Федерации, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, то есть не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации».
    Фактически, об этом же – о межнациональных отношениях, о будущем обновленного Союза и народов, населяющих его, в «Независимой газете» статья члена Комитета конституционного надзора СССР профессора Людвига Карапетяна – «О некоторых положениях Союзного договора». Подзаголовок статьи говорит сам за себя: «Как к договору относиться тем республикам, которые пока не собираются его подписывать».
     
    Читая статью, понимаешь, что даже такой специалист в области государственного строительства, каковым являлся Карапетян, не совсем понимал суть и смысл как договора, так и самого «обновленного Союза». Сложнозапутанные отношения, в которые предполагалось войти участникам Договора, двухуровневый суверенитет, отсутствие ясности в понимании форм и способов проведения внешней политики каждым субъектом в отдельности и всем новым образованием в целом, постоянные межнациональные конфликты внутри СССР – вот вопросы, на которые ясных и четких ответов, несмотря на приближающуюся дату подписания Договора, не было ни у кого.
     
    Вот как Карапетян, замечу – член Комитета конституционного надзора СССР, доктор наук, профессор, видел внешнеполитическую составляющую нового государственного образования: «Следует отметить, что при реальном суверенитете всех республик-государств, образующих Союз, интегрирующим сувереном может выступить союзное демократическое государство – приоритетный субъект международного права. Оно является гарантом защиты конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности, безопасности всех республик (государств) Союза, прав и свобод его граждан и народов, прочного мира, разоружения, ликвидации ядерного и другого оружия массового уничтожения, решения глобальных проблем человечества и т.д. А республики (государства) будут обладать реальным суверенитетом при решении вопросов внутренней и внешней политики на своей территории в соответствии с их компетенцией».
     
    Сложно, запутанно и малореально. Больше напоминает средневековую систему сюзеренитета-вассалитета.
     
    Или вот – о межнациональных конфликтах. «Исключительно деликатным и болезненным является вопрос о существующих границах, - пишет Карапетян. - В проекте записано: «Участники договора признают границы, существующие между ними на момент подписания договора». Безусловно, с точки зрения существующих международно-правовых норм – это одно из важных условий предотвращения межгосударственных и межнациональных конфликтов, сохранения мира…
     
    Спорные территории имеются в ряде регионов Советского Союза, ибо нередко вопросы национально-государственного устройства и административного деления решались волевым путем. Известно, что при создании советской федерации на принципах сталинской «автономизации» границы между некоторыми республиками были определены чисто субъективно, можно даже сказать волюнтаристски, преимущественно на основе решений партийных органов. Чего стоят так называемые «коммунальные» образования – Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария. Эти в своей основе неконституционные акции наряду с последующими репрессиями и выселениями целых народов с их территорий создали предпосылки для сегодняшних межнациональных конфликтов, которые едва ли прекратятся даже после заключения нового договора».
     
    После чего автор предлагает добавить в пункт договора о границах фразу: «Имеющиеся территориальные споры между республиками, а также между входящими в их состав национально-государственными образованиями подлежат дальнейшему изучению и решению с полным учетом исторических и современных реалий».
     
    Тогда еще казалось, что это и есть способ решения межнациональных конфликтов. Сегодня, «с высоты» двухтысячных, многое, если не все, видится совсем в другом свете. Что-то кажется наивным, что-то – злокозненным, что-то – бессмысленным, а что-то вызывает горькую улыбку…
     
    В стране продолжается процесс «департизации», за которым «НГ» следит довольно пристально. На первой полосе сообщение о том, что по указанию мэра Москвы Гавриила Попова создана Московская городская комиссия по департизации. На 2-й - тему департизации в армии корреспондент обсуждает с членом Политбюро ЦК КПСС, секретарем всеармейского парткома, народным депутатом СССР, генерал-лейтенантом М.Сурковым. Генерал представляет силы, отчаянно сопротивляющиеся процессу: «… я категорически против самой идеи департизации. Выступая на июльском пленуме ЦК, осудил указ Ельцина (от 20 июля – «О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР» - авт.) Что такое партийность? Это - вера в какую то политику, в какую-то точку зрения. Можно лишить человека веры? Нет!»...
     
    Прошло двадцать лет. Партий и парткомов в армии давно нет, зато есть капелланы и прочие служители культа, как тогда было принято говорить. Правда, от этого «несокрушимая и легендарная» вряд ли стала несокрушимее.
     
    Ну и под конец – немного криминала начала 90-х. Увы, это неотъемлемая часть нашей жизни. Задача власти - минимизировать ее максимально. Реальность знает каждый из нас. «Известия» продолжают войну с криминалом в аэропорту Шереметьево-2. Заголовки двух предыдущих репортажей из главного международного аэропорта страны говорят сами за себя: «Шереметьево-2: посадка в криминальной зоне» и «Шереметьево-2: вылет из криминальной зоны». Тема – ширящееся воровство багажа у пассажиров, рискнувших, хотя на тот момент уместнее будет сказать - вынужденных воспользоваться услугами «Шарика». И вот 10 августа – «Шереметьево-2: Будет ли порядок?» Материал оптимистичный: за дело, наконец-то, взялись сотрудники МВД и КГБ. «С 15 июня нынешнего года по приказу министра внутренних дел Б. Пуго проводим в аэропорту операцию «Шереметьево-2» – говорит заместитель министра В. Трушин. – …Там работают сейчас около 700 опытных специалистов из московской городской и областной милиции, из центрального аппарата министерства, внутренних войск МВД СССР, КГБ… Только инспекторов ГАИ там будет около шести десятков. Каждому из них сегодня приданы омоновцы. За порядком на контрольно-пропускных пунктах аэродрома... вместе с вохровцами следят солдаты внутренних войск».
     
    О том, удалось ли победить «багажную мафию» в Шереметьево-2, говорит такой факт. Году этак в 2003-м или 2004-м довелось мне беседовать с бригадиром грузчиков, работавших в этом аэропорту. По его словам, место грузчика в бригаде на тот момент стоило от 5 (пяти!) тысяч долларов. И окупались (отбивались, как принято выражаться в той среде) эти затраты за пару месяцев (!).
     
    Ну и к вопросу о деятельности самой полиции в аэропорту. Буквально несколько дней назад все СМИ обошла новость, так и хочется написать «сенсационная», хотя, увы, давно уже ничего сенсационного в таких сообщениях нет. Сотрудники УСБ МВД РФ задержали группу изготовителей и сбытчиков синтетических наркотиков, в состав которой входили двое полицейских ЛУВД аэропорта «Шереметьево». Задержанные курировали сбыт крупных партий наркотических средств, а также, используя свое должностное положение, занимались их распространением на территории аэропорта.
     
    Уверен, каждый из нас сможет внести «свои пять копеек» в список безобразий, творящихся в «Ш-2» до сих пор. Хотя, объективности ради, надо сказать, что с тем беспределом, который творился в этом аэропорту в 80-90-е годы, к счастью, покончено. Правда, и сам аэропорт за минувшие два десятка лет перестал быть монополистом в обслуживании международных перевозок и сегодня вынужден блюсти свое реноме, дабы не терять клиентов.

    Андрей Жданкин

    Андрей Жданкин
    Профессиональный журналист. Окончил Московский государственный университет имени Ломоносова. В 1991 году – обозреватель «Российской газеты». После августовских событий (ГКЧП) – официальный пресс-секретарь Государственной комиссии по расследованию деятельности органов КГБ в путче, образованной указом Президента СССР М.Горбачева (комиссия С.Степашина). После «Российской газеты» (пунктирно) – еженедельник «Россия», «Совершенно секретно», несколько журналов «с нуля», участие в избирательных кампаниях федерального уровня.