Ельцин Центр

Дайджесты и комментарии
  • 1991
  • 1992
  • 1993

    Заглянуть в будущее…

    События и публикации 10 ноября комментирует обозреватель Андрей Жданкин*

    «Непродолжительная субботняя встреча президента РФ Б. Ельцина с руководителями средств массовой информации, скорее всего, осталась бы неприметным событием в политической жизни страны, если бы не сенсационное заявление главы государства о том, что он не намерен проводить досрочные президентские выборы в июне 1994 года. Спектр мгновенно разгоревшейся полемики на эту тему колеблется в диапазоне: от переоценки сложившейся ситуации после октябрьского мятежа до обмана народа, как о том заявили некоторые партии коммунистической ориентации». Это — «Известия» о заявлении Ельцина о том, что никаких внеочередных перевыборов президента не будет и о его намерении оставаться у власти как минимум до 1996 года.

    «Как минимум» не прозвучало, наоборот, президент заверил, что после 96-го не намерен баллотироваться: «Все знают, сколько ударов пришлось на мою долю. Для одного человека это слишком много», — сказал он. Но, все прекрасно поняли, что к чему, даже особо не напрягая свои прорицательские способности. Тем более что уже через пару дней в интервью «Известиям» пресс-секретарь президента Вячеслав Костиков намекнул, что не стоит слишком буквально воспринимать обещание Ельцина не выдвигаться в 96-м:

    «Не исключено, что если ситуация останется нестабильной, если не будет гарантий необратимости демократических преобразований, Б. Ельцин может выдвинуть свою кандидатуру на переизбрание в 1996 году. Во всяком случае, никто в президентской команде такой возможности не отвергает. Правда, отметил В. Костиков, многое будет зависеть от степени зрелости и профессионализма будущего состава Федерального собрания».

    Словом, все прекрасно понимали — единственное обещание, которое сдержит президент — это то, что он будет править вплоть до 1996 года.

    Тут стоит напомнить, что указ о проведении досрочных выборов президента 12 июня 1994 года Борис Ельцин подписал 23 сентября — на второй день после объявления поэтапной конституционной реформы. Решение о досрочном прекращении полномочий первого российского президента не было в то время неожиданностью и расценивалось как готовность Бориса Ельцина к компромиссу с политическими оппонентами и способ несколько смягчить впечатление от упразднения парламента. Однако прошло чуть более месяца, и Борис Николаевич понял, что ему совсем не хочется идти ни на какие компромиссы, тем более что и серьезных противников то, с кем стоило договариваться и торговаться, к середине ноября практически не осталось.

    Свое заявление об отмене выборов в 94-м Ельцин сделал, напомню, на встрече с руководителями СМИ. И день был выбран очень удачный — суббота. На то, чтобы разъяснить позицию Борис Николаевича непонятливым, у администрации президента было два дня. Вполне достаточно. Сам Ельцин, высказавшись против досрочных выборов президента, вместе с тем заявил, что до истечения срока своих полномочий постарается найти и воспитать нового претендента на президентский пост. Президент также сказал, что намерен содействовать тому, чтобы «народ признал нового кандидата». (Тут как-то сами собой на ум приходят события 31 декабря 1999 года и неожиданность в выборе преемника, которого впоследствии народ «признал»).

    Но самое удивительное, хотя сегодня нам, пережившим «эпоху Ельцина», подобное удивительным уже не кажется, что о своем решении Борис Николаевич, как видно не поставил в известность даже самых близких своих соратников. Во всяком случае еще за час до того как прозвучало это заявление, руководитель президентской администрации Сергей Филатов утверждал, что Ельцин по морально-этическим соображениям не откажется от идеи проведения досрочных выборов 12 июня следующего года.

    Пожалуй, единственная газета, которая решила назвать вещи своими именами в те дни, это «Коммерсант»: «Между тем когда речь идет о власти, моральная сторона вопроса обычно отходит на второй план: не для того Борис Ельцин упразднял парламент, чтоб через полгода в очередной раз позволить другим решать свою судьбу».

    Ну и, само собой, заявление Ельцина выбило почву из-под ног у многих российских политиков — Сергея Шахрая, Михаила Горбачева, Григория Явлинского, Николая Травкина, — не отрицавших, что они могут баллотироваться в президенты в июне. И хотя реальных шансов попасть в Кремль ни у кого из потенциальных кандидатов не было, они вполне могли бы использовать предвыборную кампанию для увеличения своего политического капитала.

    К слову, в понедельник Гайдар поспешил устроить пресс-конференцию, где публично поддержал решение Ельцина. И тут же заявил, что не исключает выдвижения собственной кандидатуры на президентских выборах в 1996 году.

    «8 ноября 1993 года в 15.15 в присутствии помощников Борис Николаевич подписал проект Конституции России, который предстояло вынести на референдум. Стали вспоминать многочисленные перипетии «конституционного процесса». Размышляли о том, какие праздники будут у новой демократической России. Хотелось верить, что самое страшное позади. Трудно было предположить, что Ельцину придется пережить еще столько драматических дней и лет.

    Давая понять, что теперь главная задача президентской власти искать сотрудничества со всеми общественными силами, Борис Николаевич встретился с лидерами избирательных объединений. В целом встреча прошла скучно» — цитата из книги Вячеслава Костикова «Роман с президентом».

    А 10 ноября «Известия», «Российская газета», «Российские вести» и ИТАР-ТАСС (тогда оно еще было «куцым» ИТАР) публикуют «многострадальный» проект Конституции.

    «Независимая газета» тут же приступила к критике проекта: «Сегодня в ряде газет публикуется проект новой Конституции Российской Федерации. Он, хотя и в одном только месте, существенно отличается от проекта, помеченного датой 2 ноября, — это результат нескольких дней его пребывания в тиши президентских апартаментов… Очевидно, советники президента согласны с уже появившимися прогнозами о предопределенной оппозиционности еще не родившегося парламента и заранее этого опасаются. Однако президент не может распустить его верхнюю палату — в отличие от Госдумы, которую конституционно разрешено даже «провоцировать». Напомним, что это делается так: правительство, чувствуя в среде ее депутатов рост критических настроений, просит их проголосовать за доверие. Если доверия кабинету не будет, президент может в течение 7 дней распустить Госдуму… Для Совета Федерации нашелся другой поводок. Людям, избирающимся в парламент, особенно в палату лордов, всегда свойственна надежда на продолжение своей политической карьеры в его стенах. «Подвешенным» состоянием и так временной верхней палаты можно, во-первых, отвадить от избрания в нее серьезных политиков, а во-вторых, напротив, заранее приручить тех ее депутатов, которые работают сейчас главами администраций, — обещанием последующего назначения в члены СФ…»

    Газета отличилась удивительной прозорливостью и предвидением. В последовавшие 20 лет практически все предсказанные «Независимой» «трюки» в разное время были продемонстрированы. История подтвердила надежность конституционных «поводков» для депутатов и сенаторов.

    Отмечу, что за минувшие 20 лет в текст Конституции были внесены всего две существенные поправки (мелкие, вроде изменения названий субъектов Федерации, не в счет). Речь о поправках 2008 года и месячной давности.

    5 ноября 2008 года, выступая в Кремле с ежегодным посланием к Федеральному собранию, Дмитрий Медведев предложил внести изменения в Конституцию России 1993 года, увеличив сроки полномочий президента с 4 до 6 лет, а Госдумы — с 4 до 5 лет. Кроме того, он предложил конституционно обязать правительство выступать с ежегодным отчетом перед Государственной думой о результатах своей деятельности, а также по другим вопросам, поставленным Государственной думой. Тут отмечу, что в Конституции 93-го года президентский срок был уменьшен с 5 до 4 лет — и это стало одним из основных отличий «ельцинской» Конституции от Основного закона 1978-го года. После этого Дума неоднократно в едином порыве обожания предлагала увеличить президентский срок или разрешить баллотироваться президенту на третий срок подряд. Путин скромно отмахивался от этих предложений, заявляя, что не желает ничего менять в Конституцию, унаследованную от Ельцина.

    О том, как изящно и хитроумно он обошел запрет на третий срок, помним все. А вот просто так срок правления было не поднять, потому от «своевременного» предложения Медведева махиваться не стали. И не просто не отмахнулись, а сделали все весьма оперативно.

    11 ноября президент внес свои предложения в Госдуму, 14 ноября поправки были утверждены в первом, 19 ноября — во втором и 21 ноября — уже в третьем чтении. 26 ноября СФ при одном «воздержавшемся» одобрил поправки. К 16 декабря две трети регионов проголосовали «за», 18 декабря стало ясно, что «за» — уже все 83 региональных парламента, 30 декабря Медведев закон подписал, а в последний день 2008-го поправки были опубликованы в «Российской газете» и, соответственно, вступили в силу.

    Таким образом, за 55 дней с момента первого упоминания конституционные поправки, требующие регионального одобрения, «пролетели» через две палаты, президента и 83 региона. Достижение, достойное упоминания в книге Гиннесса.

    Второе существенное «корректирование» Конституции случилось буквально месяц назад — 7 октября 2013 года Путин внес в Госдуму законопроект о поправке к Конституции РФ, которая предусматривает объединение Верховного суда и Высшего арбитражного суда. Депутаты уже заявили, что затягивать с одобрением предложения «папы» не намерены, и уже 12 ноября (то есть, послезавтра) примут поправки в первом чтении. И это при том, что подавляющее большинство независимых экспертов уверены — такое слияние судов повысит их зависимость от исполнительной власти, а значит, повысит опасность коррупции…

    Тем не менее, я почему-то уверен, что эти поправки, ждет та же судьба, что «медведевские».

    Может, я тоже становлюсь провидцем?

    Андрей Жданкин

    Андрей Жданкин
    Профессиональный журналист. Окончил Московский государственный университет имени Ломоносова. В 1991 году – обозреватель «Российской газеты». После августовских событий (ГКЧП) – официальный пресс-секретарь Государственной комиссии по расследованию деятельности органов КГБ в путче, образованной указом Президента СССР М.Горбачева (комиссия С.Степашина). После «Российской газеты» (пунктирно) – еженедельник «Россия», «Совершенно секретно», несколько журналов «с нуля», участие в избирательных кампаниях федерального уровня.