Ельцин Центр

Дайджесты и комментарии
  • 1991
  • 1992
  • 1993

    Под Андреевским флагом

    День за днем. События и публикации 25 мая 1993 года комментирует обозреватель Андрей Жданкин*

    Все, практически все газеты поставили 25 мая сообщение из Севастополя.

    «Российская газета»: «Вчера в 8 часов утра в Севастополе подняли андреевские флаги еще 29 кораблей и судов 756-го отделения тыла Черноморского флота и 16-й бригады ЧФ. Как сообщил пресс-центр Черноморского флота, таким образом, число кораблей, судов и катеров ЧФ, на которых подняты андреевские флаги, достигло 115 единиц».

    «Известия» добавляют толику подробностей: «…На прошедших на прошлой неделе офицерских собраниях флота отмечалось, что такими действиями моряки намерены обратить внимание руководства России и Украины к проблеме Черноморского флота и протестуют против односторонних действий ВМС Украины в отношении ЧФ».

    «Независимая газета» уже более «разговорчива»: «Экипажи выражают недовольство решением Министерства обороны и ВМС Украины о переподчинении частей Черноморского флота, а также недостаточным денежным довольствием. Решение о подъеме Андреевских флагов принято на общих собраниях экипажей судов 20 мая. За два дня до этого Андреевские флаги были подняты на 8 других кораблях Черноморского флота. Центральный руководящий орган Украинской республиканской партии выступил с заявлением, в котором требует от президента и ВС Украины «немедленной денонсации Ялтинского соглашения», «переподчинения всего Черноморского флота Украине» и вывода с украинской территории российской части кораблей ЧФ».

    Напомню подоплеку дела. Достаточно долго Россия и Украина пытались установить свою монополию на Черноморский флот. В результате, ни той, ни другой этого не удалось. И тогда в ходе встреч в Ялте и Дагомысе президенты Борис Ельцин и Леонид Кравчук летом 92-го установили переходный период — до 1995 года, период, в течение которого флот будет находиться в совместном управлении. В январе 1993 командующим флотом был назначен вице-адмирал Эдуард Балтин. В остальном договоренности остались на бумаге. Соответственно, нарушения с обеих сторон (будем честны) следовали одно за другим. Поводом для той самой акции массового поднятия Андреевского флага назвались поднятие украинского флага на принадлежащем Крымской военно-морской базе пожарном катере с гражданским экипажем; попытка группы офицеров Минобороны Украины переподчинить Дом офицеров, комендатуру и банно-прачечный комбинат Феодосии; захват жилого дома в Измаильском гарнизоне.

    Тут сделаю небольшое отступление: только «Независимая газета» написала неформальное название военно-морского флага с прописной буквы, остальные издания слово «андреевский» писали со строчной. И хотя это грамматически правильно, но традиционно положено писать «Андреевский». К слову, Андреевский флаг — синий Андреевский крест на белом фоне — не всегда имел героическую историю. На протяжении двух лет — с 1944 по 1945-й — он был флагом КОНР — Комитета освобождения народов России. КОНР был создан в ноябре 1944-го, председателем президиума Комитета был назначен небезызвестный генерал Власов…

    Возвращаясь к истории с массовым переходом кораблей ЧФ под российский флаг, отмечу, что «Коммерсант» приводил такие подробности: «18, 21 и 24 мая на флоте прошла массовая кампания поднятия андреевских (со строчной! — А.Ж.) флагов. На собраниях моряки потребовали провести в Севастополе встречу президентов России и Украины для решения всего комплекса проблем, таких, как ускорение решения вопроса о двойном гражданстве в Крыму, вопроса о статусе военнослужащих флота, его финансировании. Личный состав недоволен, в частности, и низкой зарплатой, выплачиваемой Украиной. Киев, если не считать приказа Константина Морозова, еще не выразил свою официальную позицию в отношении событий на флоте. Известно, что президент Кравчук еще перед российским референдумом пригласил Ельцина приехать в Киев для рассмотрения всего комплекса вопросов российско-украинских отношений, в том числе и касающихся флота. До сих пор Россия на это предложение не отреагировала. Наблюдатели полагают, что найти выход из ситуации без встречи на высшем уровне невозможно. Но теперь инициатива будет уже в руках России. Массовость и организованность кампании по поднятию флагов указывает на то, что она не спонтанна. Сегодня возможности Украины состязаться с Россией за Черноморский флот ограничены, и в Москве не могут не понимать этого».

    Вполне логичен вопрос: а под каким флагом ходили корабли ЧФ до того. Как стали поднимать российские или украинские флаги? В ходе того же совещания в Дагомысе, в сентябре 92-го, когда было решено временно не делить флот, было принято соглашение о военно-морской символике ЧФ на переходный период. Соглашением предусматривалось, что с 1 октября 1992 года корабли и суда Черноморского флота в качестве кормового флага несут Военно-морской флаг Черноморского флота, который «представляет собой белое полотнище с голубой полосой, идущей вдоль нижней кромки флага. Размеры флага: отношение ширины флага к его длине — один к полтора; ширина голубой полосы равна 1/6 ширины флага». Если же корабли ЧФ находились в территориальных и во внутренних водах третьих государств, то им предписывалось поднимать одновременно Государственный флаг Российской Федерации (на рее левого борта) и Государственный флаг Украины (на рее правого борта).

    Официально Андреевский флаг был поднят на кораблях и судах Черноморского флота России 12 июня 1997 года.

    И опять же, возвращаясь к событиям тех лет, когда СМИ радостно сообщали: под Андреевским флагом — уже 115 кораблей! Увы, сегодня ЧФ насчитывает порядка четырех десятков боевых кораблей. Флагман — ракетный крейсер «Москва». Спущен на воду в середине 1979 года…

    40 кораблей — много это или мало? У Турции, например, — к 2008 году (увы, более новых данных мне найти не удалось) насчитывалось в Черном море порядка 200 (!) кораблей разного назначения. Да, даже если не учитывать Турцию. Только в период конфликта с Грузией в Черном море дислоцировалась группировка из 10 кораблей НАТО.

    А ведь есть еще так называемая конвенция Монтрё, подписанная еще в июле 1936 года и имеющая силу до сих пор. Собственно, я, как и большинство моих соотечественников и коллег, понятия об этом документе не имел, пока не стал интересоваться раскладкой сил в этом регионе. А, между тем, конвенция Монтрё — это один из основополагающих морских международных документов, имеющих очень большое значение.

    Конвенция была принята на конференции о режиме Черноморских проливов Босфор и Дарданеллы, которая проходила в швейцарском городке Монтрё. В ней принимали участие СССР, Турция, Великобритания, Франция, Болгария, Румыния, Греция, Югославия, Австралия и Япония. Созвали саммит по предложению Турции, которой очень хотелось восстановить свой суверенитет над проливами, ограниченный после Первой мировой войны конвенцией, принятой на Лозаннской конференции 1922–23 гг.

    20 июля страны-участницы подписали новую конвенцию о режиме проливов, на основе которой Турция получила право ремилитаризировать зону проливов. При этом конвенция сохранила за торговыми судами всех стран свободу прохода через Босфор и Дарданеллы как в мирное, так и в военное время.

    А вот режим прохода военных кораблей устанавливался различным — для черноморских и нечерноморских государств. При условии предварительного уведомления властей Турции черноморские державы могут проводить через них в мирное время военные корабли любого класса, а нечерноморские страны — только небольшие боевые корабли. Кроме того, существует ограничение по тоннажу (общий тоннаж военных судов нечерноморских государств в Черном море не должен превышать 30 тыс. тонн — с возможностью повышения этого минимума до 45 тыс. тонн в случае увеличения численности ВМС черноморских стран). Ограничены также сроки пребывания боевых кораблей нечерноморских стран в акватории Черного моря — не более 21 суток.

    В случае участия Турции в войне или в случае, если Анкара «посчитает, что ей непосредственно угрожает война», она имеет право разрешать или запрещать проход через проливы любых (!) военных судов. Во время войны, в которой Турция не участвует, проливы должны быть закрыты для прохода военных судов любой воюющей державы.

    Как справедливо отмечают современные военные аналитики, в этом случае Россия лишается — причем на вполне законных положениях международного права — возможности усилить группировку своего флота на Черном море за счет переброски дополнительных кораблей с Северного, Балтийского или Тихоокеанского флота. Можно, конечно, попробовать «перегнать» корабли внутренними водными путями. Но… Даже в рамках фантастических проектов такие варианты не рассматриваются.

    Отмечу еще, что в 1945 году на Потсдамской конференции СССР пытался пересмотреть конвенцию Монтрё, требуя военно-морской базы в Дарданеллах и благоприятного режима прохода через проливы. Однако, увы, результат оказался нулевой.

    Так что, говорить о нашей мощи в этом регионе, увы, пока не приходится. Дай бог, могли бы обеспечивать просто присутствие…

    И тут я полностью согласен с обозревателем «Независимой газеты», который еще в 2008 году, сразу после августовского конфликта с Грузией, писал: «В этой ситуации Москве останется только разве что угрожать либо своей стратегической авиацией — не особо и многочисленной, либо «ядерной дубинкой» — но это уже третья мировая война! На это ни одна из сторон, скорее всего, не решится пойти.

    Налицо — явная слабость Черноморского флота ВМФ РФ и группировки сил и средств российских Вооруженных сил в этом регионе вообще. По большому счету, мы продолжаем терять свои позиции в Черноморском бассейне. И военно-политическому руководству России, как представляется, следовало бы срочно обратить на это внимание».

    Да, нельзя не отметить, что несколько месяцев назад было принято решение о создании Южного центра кораблестроения и ремонта, а также о расширении флотской инфраструктуры, необходимой военно-морским силам на южном направлении. Это решение принято на специальном заседании правительства, рассматривавшем вопросы базирования Черноморского флота и планы восстановления его мощи.

    Однако, недавно же появилась информация, что обновление сил Черноморского флота РФ пока коснется только Новороссийской военно-морской базы. Главная база Черноморского флота, базирующаяся в Севастополе, останется с устаревшим корабельным составом и вооружением до урегулирования вопроса с украинской стороной. Так что, пока новые корабли, подлодки и самолеты морской авиации будут приходить в Новороссийск. Новейший сторожевой корабль проекта 11356 «Адмирал Григорович» и подводные лодки проекта 636 «Новороссийск» и «Ростов-на-Дону» также прибудут туда, для них сейчас строятся два причала.

    А вот западная, главная группировка флота, базирующаяся в Севастополе, будет заметно уступать восточной по качеству корабельного состава и вооружению, во всяком случае, пока вопрос обновления сил российского ЧФ не будет урегулирован с украинской стороной.

    Андрей Жданкин

    Андрей Жданкин
    Профессиональный журналист. Окончил Московский государственный университет имени Ломоносова. В 1991 году – обозреватель «Российской газеты». После августовских событий (ГКЧП) – официальный пресс-секретарь Государственной комиссии по расследованию деятельности органов КГБ в путче, образованной указом Президента СССР М.Горбачева (комиссия С.Степашина). После «Российской газеты» (пунктирно) – еженедельник «Россия», «Совершенно секретно», несколько журналов «с нуля», участие в избирательных кампаниях федерального уровня.