Осколки советской империи спустя 20 лет после развала СССР все еще не доверяют друг другу
День за днем. События и публикации 2 июня 1993 года комментирует обозреватель Аркадий Дубнов*
Как будто и не прошло 20 лет! Читаю «Независимую газету» от 2 июня 1993 года и просто таю от восторга: время остановилось. В центре внимания все тот же Назарбаев, озабоченный проблемами сотрудничества в СНГ…
Президенту Казахстана 6 июля
Мой давнишний приятель, прекрасный
Подзаголовок статьи уже тогда выражал некую усталость от проблемы: «Президент Казахстана вновь прилагает усилия для прекращения всеобщего экономического хаоса».
«В конце февраля этого года президент Назарбаев впервые произнес фразу, которую многие наблюдатели расценили как первый симптом конца СНГ. Глава Казахстана, возвратившись с экономического форума в Давосе, сказал, что если главы Содружества не смогут продвинуться на пути к интеграции, то «мы будем тогда предлагать другие решения». С тех пор президент говорил об этих решениях еще несколько раз, последний раз — перед майской встречей в Минске. Но, похоже, братские узы бывшего Союза почти насмерть связывают нынешние независимые государства, если Назарбаев откладывает осуществление «других решений» и в очередной раз пытается реанимировать СНГ».
Забавно, правда? Еще двадцать лет назад говорили об «очередной попытке реанимировать СНГ» (
В
Ему удалось не доехать в начале декабря до
С другой стороны, надо отдать должное Назарбаеву, он, пожалуй, был одним из немногих тогда руководителей стран СНГ, кто реально отдавал себе отчет в грозящей Содружеству катастрофе
Ничего удивительного, что именно Назарбаев уже 20 лет назад был больше всех озабочен восстановлением хозяйственных связей на постсоветском пространстве. Казахстан, не имеющий выхода к морю (Каспий — не в счет), с общей границей с Россией почти в 8 тысяч километров, жизненно зависел только от наведения порядка в транспортных и трубопроводных коммуникациях.
Сергей Козлов продолжает так в своей статье:
«Встреча руководителей промышленности в Караганде, прошедшая в конце прошлой недели, производила довольно странное впечатление: казалось, в наибольшей степени нужна она лишь Казахстану и России, тем более что Казахстан явился инициатором ее созыва. Две эти страны представляли самые многочисленные делегации, и все внимание остальных участников встречи было приковано именно к ним. Другие же делегации прилетели в шахтерскую столицу Казахстана скорее для обозначения присутствия и наблюдения за происходящим. Кроме того, из двух десятков приглашенных стран (включая бывших членов СЭВ) откликнулись лишь десять.Тем не менее, происшедшее событие во время самой встречи было охарактеризовано как «историческое». Сейчас никто, включая самого президента Назарбаева, не сможет сделать прогноз, долго ли и плодотворно ли будет работать созданный в Караганде по его инициативе межправительственный Совет по промышленности, будут ли выполняться восемь подписанных там соглашений, но созданное полтора года назад тремя лидерами Содружество в значительной степени еще существует благодаря четвертой (а сегодня — выдвинувшейся на первый план) политической фигуре, а именно — президенту Назарбаеву».
Ну, что тут сказать… Конечно, в статье просматривается стиль, ставший характерным в последующие годы для тех, кто участвовал в пиаре достижений Казахстана и его бессменного национального лидера, —
Интересным здесь кажется упоминание о странах бывшего СЭВ. Кто из тех, кому сейчас нет 40 лет, знает эту аббревиатуру советских времен? Совет Экономической взаимопомощи, объединял страны восточного блока, чья экономика в значительной степени зависела от поставок нефти и газа из СССР, которые фактически являлись скрытыми дотациями за верность Москве. Все страны СЭВ, кто быстрее, кто медленнее, стали членами Евросоюза и НАТО, что стало историческим приговором социализму советского образца. И этот вывод ни в коей мере не обесценивается нынешним кризисом ЕС, пусть даже, отчасти, многие эксперты и политики, одной из его причин называют поспешный прием в свои ряды бывших советских сателлитов.
Что же касается межправительственного совета по промышленности, то с тех пор о его деятельности никто не слышал…
Сергей Козлов приводит в статье слова бывшего тогда первым
Олег Сосковец, незадолго до этого один руководителей Карагандинского металлургического комбината, откуда началась карьера и самого Назарбаева, — а затем первый
«Лейтмотив встречи, продолжает автор «НГ», был уже привычным: «Нам нельзя друг без друга». Приводились многочисленные доказательства в пользу интеграции, цифры падения производства от разрыва связей
В общем же речь президента Казахстана была своеобразной смесью надежды, досады и стремления убедить наконец партнеров по СНГ хоть
И эта тема на встрече звучала тоже не раз: «Мы (это касалось не только Казахстана. — С.К.) вполне можем сотрудничать и с дальним зарубежьем, обходясь и без вас, уважаемые партнеры по СНГ, но кому это будет выгодно?»
Назарбаев также обвинил Россию в том, что она пытается вытеснить страны СНГ из рублевой зоны. Правда, при этом казахстанский лидер заметил, что и сам, наверное, поступал бы таким же образом, будь он на месте стороны, печатающей деньги для всех».
Уже спустя месяц, в июне
Конец
Известный российский политолог Дмитрий Тренин (ныне — директор Московского центра Карнеги) в своей изданной в 2006 году книге «Интеграция и идентичность. Россия как «новый Запад» объяснял эту смену настроений в Москве следующим образом:
«Есть несколько важных причин, по которым европеизация российской экономики может быть не только избирательной, но и ограниченной. Одни причины имеют отношение к стадии развития, на которой находится российская экономика в начале ХХI в. Социальное государство современного европейского образца России не только не по средствам. Оно лишило бы ее существенных конкурентных преимуществ (в стоимости рабочей силы) и дестимулировало развитие страны. Другие причины носят геоэкономический характер. Одна из них — тесные экономические связи России с рядом сопредельных стран, прежде всего с Белоруссией и Казахстаном. Другая — положение российского Дальнего Востока и Восточной Сибири, обращенных к Азии и Тихому океану. Белоруссия и Казахстан — естественные экономические партнеры России. Пережив потрясения, вызванные распадом Советского Союза, они налаживают экономические связи на новой основе. Две соседние страны являются привлекательными рынками для вложения российских капиталов; сама Россия — емкий рынок для товаров, производимых соседями, а также для их избыточной рабочей силы. Сходство политических и правовых систем, общность политической и деловой культуры, единство языка делового общения и многочисленные личные связи делают эти страны полем активного экономического взаимодействия.Известно, что «спущенные сверху» схемы интеграции в СНГ работают плохо или не работают вообще. Тем не менее, в случае России и ее основных соседей речь может идти об «интеграции снизу» — на уровне компаний и предприятий, что сделает процесс реальным и перспективным».
Сегодня, когда Россия, Казахстан и Белоруссия официально объявили, что с 1 января 2015 года три страны станут жить в условиях нового Евразийского Экономического союза, приходится часто вспоминать про то, что «спущенные сверху» схемы интеграции в СНГ работают плохо или не работаю вообще». Парадоксально, но основное сопротивление интеграционным планам исходит ныне из Казахстана. В результате неуклюжих попыток высокопоставленных представителей российского руководства придать евразийской интеграции политический характер, значительная часть казахстанской элиты восприняла проект ЕЭС, как вполне имперский, — направленный на воссоздание нового подобия СССР с Россией во главе.
В более скрытой форме сопротивление планам создания наднациональных органов оказывают и в Минске. Там это делают гораздо более осторожно, поскольку, в отличие от Казахстана, белорусская правящая элита гораздо больше зависит от Москвы. Но самой актуальной задачей архитекторов ЕЭС остается стремление не мытьем, так катаньем втянуть в евразийский проект Украину, сопротивление которой этим планам обуславливается невозможностью совместить членство в ЕЭС с курсом на сближение с Евросоюзом.