Ельцин Центр

Дайджесты и комментарии
  • 1991
  • 1992
  • 1993

    Осколки советской империи спустя 20 лет после развала СССР все еще не доверяют друг другу

    День за днем. События и публикации 2 июня 1993 года комментирует обозреватель Аркадий Дубнов*

    Как будто и не прошло 20 лет! Читаю «Независимую газету» от 2 июня 1993 года и просто таю от восторга: время остановилось. В центре внимания все тот же Назарбаев, озабоченный проблемами сотрудничества в СНГ…

    Президенту Казахстана 6 июля 2013-го стукнет 73 года, но он и сегодня один из главных, как модно ныне говорить, — акторов на политической авансцене постсоветского пространства, где с поразительно неослабевающей энергией все кому не лень убеждают друг друга в пользе экономической и прочей интеграции осколков бывшего СССР.

    Мой давнишний приятель, прекрасный алма-атинский журналист Сергей Козлов, с которым я активно сотрудничал в середине 1990-х годов, работая в московском бюро «Радио Свобода», написал в модной некогда рубрике «НГ», — «Карт-бланш» статью «Назарбаев — лидер СНГ»?

    Подзаголовок статьи уже тогда выражал некую усталость от проблемы: «Президент Казахстана вновь прилагает усилия для прекращения всеобщего экономического хаоса».

    «В конце февраля этого года президент Назарбаев впервые произнес фразу, которую многие наблюдатели расценили как первый симптом конца СНГ. Глава Казахстана, возвратившись с экономического форума в Давосе, сказал, что если главы Содружества не смогут продвинуться на пути к интеграции, то «мы будем тогда предлагать другие решения». С тех пор президент говорил об этих решениях еще несколько раз, последний раз — перед майской встречей в Минске. Но, похоже, братские узы бывшего Союза почти насмерть связывают нынешние независимые государства, если Назарбаев откладывает осуществление «других решений» и в очередной раз пытается реанимировать СНГ».

    Забавно, правда? Еще двадцать лет назад говорили об «очередной попытке реанимировать СНГ» (всего-то полтора года спустя после его образования). И делал это, как и все последние годы, президент Казахстана. Ну, как тут не вспомнить первого Владимира Владимировича, — Маяковского с его «говорим Ленин, подразумеваем — Партия!»: говорим Назарбаев, подразумеваем — СНГ…

    В 1993-м Назарбаев среди лидеров стран СНГ слыл наиболее авторитетным представителем правящей советской элиты, даром, что накануне Беловежья его прочили в председателя Совета министров СССР. Известно и то, что он весьма технично избежал участия оказаться среди подписантов заключенного там соглашения о прекращении существовании СССР. Нурсултан Абишевич, будучи тогда еще только политиком, едва перешагнувшим 50-летний рубеж, уже был по-восточному осторожен и прагматичен, если не сказать, хитер.

    Ему удалось не доехать в начале декабря до 1991-го до Белоруссии, где его ждали Ельцин, Кравчук и Шушкевич, сославшись на необходимость задержаться в Москве для консультаций с Горбачевым.

    С другой стороны, надо отдать должное Назарбаеву, он, пожалуй, был одним из немногих тогда руководителей стран СНГ, кто реально отдавал себе отчет в грозящей Содружеству катастрофе из-за экономического коллапса.

    Во-первых, в отличие от большинства других постсоветских начальников, он пришел во власть из реального сектора экономики, прочие, как правило, делали карьеру в партийных структурах, творческих союзах, либо в спецслужбах.

    Во-вторых, ему не надо было тратить силы и ресурсы в борьбе за власть в своей республике, ее там никто не оспаривал с самого начала. В отличие, скажем, от его «заклятого друга», ставшего на целые десятилетия главным конкурентом в сражении за статус самого влиятельного властителя в Центральной Азии, президента Узбекистана Ислама Каримова.

    В-третьих, Назарбаев, и это можно считать следствием п. 1, не боялся в те годы вводить во власть и наделять реальными полномочиями молодых, энергичных и креативных менеджеров, что создавало предпосылку для качественных и давно назревших реформ. Так, к примеру, уже в 1993-м он приметил в Семипалатинске удачливого бизнесмена Акежана Кажегельдина, проявившего себя грамотным управленцем, и позволил ему возглавить правительство в 1994-м. Именно Кажегельдину, проработавшему на этом посту три года, обязан Казахстан удачным проведением реформ ЖКХ, пенсионной системы, привлечением иностранных инвестиций в нефтегазовую отрасль…

    Ничего удивительного, что именно Назарбаев уже 20 лет назад был больше всех озабочен восстановлением хозяйственных связей на постсоветском пространстве. Казахстан, не имеющий выхода к морю (Каспий — не в счет), с общей границей с Россией почти в 8 тысяч километров, жизненно зависел только от наведения порядка в транспортных и трубопроводных коммуникациях.

    Сергей Козлов продолжает так в своей статье:

    «Встреча руководителей промышленности в Караганде, прошедшая в конце прошлой недели, производила довольно странное впечатление: казалось, в наибольшей степени нужна она лишь Казахстану и России, тем более что Казахстан явился инициатором ее созыва. Две эти страны представляли самые многочисленные делегации, и все внимание остальных участников встречи было приковано именно к ним. Другие же делегации прилетели в шахтерскую столицу Казахстана скорее для обозначения присутствия и наблюдения за происходящим. Кроме того, из двух десятков приглашенных стран (включая бывших членов СЭВ) откликнулись лишь десять.

    Тем не менее, происшедшее событие во время самой встречи было охарактеризовано как «историческое». Сейчас никто, включая самого президента Назарбаева, не сможет сделать прогноз, долго ли и плодотворно ли будет работать созданный в Караганде по его инициативе межправительственный Совет по промышленности, будут ли выполняться восемь подписанных там соглашений, но созданное полтора года назад тремя лидерами Содружество в значительной степени еще существует благодаря четвертой (а сегодня — выдвинувшейся на первый план) политической фигуре, а именно — президенту Назарбаеву».

    Ну, что тут сказать… Конечно, в статье просматривается стиль, ставший характерным в последующие годы для тех, кто участвовал в пиаре достижений Казахстана и его бессменного национального лидера, — по-казахски «Елбасы», — этот статус ныне официально узаконен в республике. Но, зная Сергея Козлова, могу с уверенностью сказать, он был искренен тогда, выделяя фигуру Назарбаева.

    Интересным здесь кажется упоминание о странах бывшего СЭВ. Кто из тех, кому сейчас нет 40 лет, знает эту аббревиатуру советских времен? Совет Экономической взаимопомощи, объединял страны восточного блока, чья экономика в значительной степени зависела от поставок нефти и газа из СССР, которые фактически являлись скрытыми дотациями за верность Москве. Все страны СЭВ, кто быстрее, кто медленнее, стали членами Евросоюза и НАТО, что стало историческим приговором социализму советского образца. И этот вывод ни в коей мере не обесценивается нынешним кризисом ЕС, пусть даже, отчасти, многие эксперты и политики, одной из его причин называют поспешный прием в свои ряды бывших советских сателлитов.

    Что же касается межправительственного совета по промышленности, то с тех пор о его деятельности никто не слышал…

    Сергей Козлов приводит в статье слова бывшего тогда первым вице-премьером России Олега Сосковца, который назвал одностороннее введение в России таможенных пошлин на границе с Казахстаном «неправомерными действиями одной из договаривающихся сторон».

    Олег Сосковец, незадолго до этого один руководителей Карагандинского металлургического комбината, откуда началась карьера и самого Назарбаева, — а затем первый вице-премьер казахстанского правительства, был призван Ельциным на службу в свою команду, где стал серьезным лоббистом интересов Казахстана.

    «Лейтмотив встречи, продолжает автор «НГ», был уже привычным: «Нам нельзя друг без друга». Приводились многочисленные доказательства в пользу интеграции, цифры падения производства от разрыва связей и т. п. А сам хозяин встречи президент Назарбаев в своем сорокаминутном выступлении заметил: «Может, хоть вы между собой договоритесь, раз уж мы, главы государств, президенты, ничего не добились и оказались весьма недалекими, я и себя отношу к этому числу…».

    В общем же речь президента Казахстана была своеобразной смесью надежды, досады и стремления убедить наконец партнеров по СНГ хоть что-то делать для прекращения хаоса. «Конечно, сейчас все центральноазиатские государства зависят от традиционных путей транспортировки нефти. Но ведь это явление временное. Мы, например, уже сейчас договорились с Ираном и в ближайшее время будем через него транспортировать свою нефть, а что от этого выиграет, скажем, Россия?»

    И эта тема на встрече звучала тоже не раз: «Мы (это касалось не только Казахстана. — С.К.) вполне можем сотрудничать и с дальним зарубежьем, обходясь и без вас, уважаемые партнеры по СНГ, но кому это будет выгодно?»

    Назарбаев также обвинил Россию в том, что она пытается вытеснить страны СНГ из рублевой зоны. Правда, при этом казахстанский лидер заметил, что и сам, наверное, поступал бы таким же образом, будь он на месте стороны, печатающей деньги для всех».

    Уже спустя месяц, в июне 1993-го сбрасывание Москвой своих партнеров по СНГ из рублевой зоны стало реальностью. А еще через год Нурсултан Назарбаев, выступая в МГУ, впервые озвучил свою идею создания Евразийского союза. Однако прошло больше 15 лет, прежде чем в Москве согласились с необходимостью идти по этому пути. Сделано это было первоначально не слишком корректно: будучи российским премьером, Владимир Путин заговорил о Евразийском союзе, не сославшись на первородство инициативы, принадлежавшее Назарбаеву. В Акорде (резиденции президента Казахстана) обиделись, но старались не показать этого. И только после того, когда неловкость стала очевидной, в Москве стали подчеркнуто обращать внимание, что «евразийство» — любимое детище Назарбаева.

    Конец 1990-х — начало 2000-х в России было временем определенных надежд на реализацию евроцентристского проекта интеграции. Однако в середине нулевых годов этот проект уже выглядел скорее выдачей желаемого за действительное. Мировой экономический кризис, разразившийся в 2008-м, похоронил эти надежды.

    Известный российский политолог Дмитрий Тренин (ныне — директор Московского центра Карнеги) в своей изданной в 2006 году книге «Интеграция и идентичность. Россия как «новый Запад» объяснял эту смену настроений в Москве следующим образом:

    «Есть несколько важных причин, по которым европеизация российской экономики может быть не только избирательной, но и ограниченной. Одни причины имеют отношение к стадии развития, на которой находится российская экономика в начале ХХI в. Социальное государство современного европейского образца России не только не по средствам. Оно лишило бы ее существенных конкурентных преимуществ (в стоимости рабочей силы) и дестимулировало развитие страны. Другие причины носят геоэкономический характер. Одна из них — тесные экономические связи России с рядом сопредельных стран, прежде всего с Белоруссией и Казахстаном. Другая — положение российского Дальнего Востока и Восточной Сибири, обращенных к Азии и Тихому океану. Белоруссия и Казахстан — естественные экономические партнеры России. Пережив потрясения, вызванные распадом Советского Союза, они налаживают экономические связи на новой основе. Две соседние страны являются привлекательными рынками для вложения российских капиталов; сама Россия — емкий рынок для товаров, производимых соседями, а также для их избыточной рабочей силы. Сходство политических и правовых систем, общность политической и деловой культуры, единство языка делового общения и многочисленные личные связи делают эти страны полем активного экономического взаимодействия.

    Известно, что «спущенные сверху» схемы интеграции в СНГ работают плохо или не работают вообще. Тем не менее, в случае России и ее основных соседей речь может идти об «интеграции снизу» — на уровне компаний и предприятий, что сделает процесс реальным и перспективным».

    Сегодня, когда Россия, Казахстан и Белоруссия официально объявили, что с 1 января 2015 года три страны станут жить в условиях нового Евразийского Экономического союза, приходится часто вспоминать про то, что «спущенные сверху» схемы интеграции в СНГ работают плохо или не работаю вообще». Парадоксально, но основное сопротивление интеграционным планам исходит ныне из Казахстана. В результате неуклюжих попыток высокопоставленных представителей российского руководства придать евразийской интеграции политический характер, значительная часть казахстанской элиты восприняла проект ЕЭС, как вполне имперский, — направленный на воссоздание нового подобия СССР с Россией во главе.

    В более скрытой форме сопротивление планам создания наднациональных органов оказывают и в Минске. Там это делают гораздо более осторожно, поскольку, в отличие от Казахстана, белорусская правящая элита гораздо больше зависит от Москвы. Но самой актуальной задачей архитекторов ЕЭС остается стремление не мытьем, так катаньем втянуть в евразийский проект Украину, сопротивление которой этим планам обуславливается невозможностью совместить членство в ЕЭС с курсом на сближение с Евросоюзом.

    Аркадий Дубнов

    Аркадий Дубнов
    Международный обозреватель газеты «Московские новости». Закончил МЭИ, работал в НИИ и на АЭС. В журналистике с 1990-го: «Демократическая Россия», «Новое время», «Радио Свобода», «Время новостей». 20 лет наблюдает за тем, что происходит на месте бывшего Союза.