День за днем. 16 июля 1992 года

 

«Известия» / Учредитель: Журналистский коллектив «Известий» – 1992. – 16 июля, четверг. – № 163 (23737). – 8 полос.

«Лобовая атака на свободу слова – это покушение на российскую демократию» – страница 1
«Вечером 15 июля сообщили, что после встречи с президентом РФ спикер парламента обещал не ставить вопрос об «Известиях» на рассмотрение нынешней сессии Верховного Совета. Утром 16 июля председатель Комитета ВС по средствам массовой информации В. Брагин сообщил, как сказал ему Р. Хасбулатов, вопрос включен в повестку дня. <…>
Интересная деталь, отлично характеризующая обстановку, в которой готовится «вопрос»: докладчиком, по имеющейся у нас информации, намечается отнюдь не В. Брагин, которому ВС доверил руководить соответствующим комитетом. Докладчиком намечается В. Лисин, вообще не входящий в этот комитет. <…>
Уважаемые депутаты, дело не в том, что те из вас, кто поддержит интриги против свободы слова, покроют себя позором. Дело в том, что они сделают себя посмешищем. Закрыть газету можно – это удавалось многим героям мировой истории, включая ГКЧП. Но сохранить такую газету, как «Известия», отдав ее под надзор Хасбулатова, – не более реально, чем положить Луну в карман. <…>
И – о главном. У нас есть профессиональный долг: ежедневно доставлять читателям нашу продукцию. Она принадлежит им – и никому другому. Только они могут ею распоряжаться, а они свой выбор сделали, подписавшись на нашу газету. В нынешнее трудное время доставлять им нашу продукцию нелегко, в ряде пунктов сегодня «Известия» не печатаются из-за отсутствия бумаги и ко многим подписчикам попадают весьма нерегулярно. Что действительно надо бы обсудить – меры помощи прессе хотя бы в борьбе с монополизмом промышленности и связи, что является первейшей обязанностью государства. Но кто не может помочь – пусть хоть не мешает».
 
«Приднестровье: миротворческие силы без 14-й армии» – страница 1, 2
«В зону конфликта до прибытия в нее международных разъединительных сил могут быть введены ограниченные воинские контингенты Молдовы и Российской Федерации. К такому выводу пришел Высший совет безопасности республики, заседание которого 15 июля провел президент М. Снегур.
Молдова предлагает создать единую координационную группу из представителей министерств обороны Молдовы, России и руководителей военизированных формирований Левобережья. В функции разъединительных сил, состоящих из военных контингентов Молдовы и России, входят образование зоны безопасности и создание условий для ввода международных миротворческих формирований.
При этом особо оговорено: участие 14-й армии в этой программе исключается. <…>
С развитием военного конфликта ужесточились нападки в радиоэфире и местной печати на работающих в Молдове корреспондентов «Известий». Публикации нашей газеты о событиях в Приднестровье вызывают жгучее недовольство журналистов по обе стороны Днестра, причем голоса «Днестровской правды», рупора руководства ПМР, и «Цары», газеты Народного фронта, порой сливаются в поразительно дружном дуэте. <…>
Между тем корреспонденты имеют одну лишь цель; с доступной степенью объективности, избегая эмоций и оценок, не навязывая своих взглядов и выводов, сообщать читателям все, что становится известно о происходящих событиях. <…>
Так работает пресса во всех странах демократии, так работают и корреспонденты «Известий». Они и впредь не намерены ни угождать воюющим политикам, ни вторить своим собратьям по перу, с неменьшим ожесточением сражающимся на информационном фронте. «Известия» не воюют ни с кем, а нравиться всем невозможно».
 
[Рубрика «События и комментарии»] «Если закон не защитит кооператора от аппаратчика, остается надеяться на президентское вето» – страница 2
«Принятым Верховным Советом России Закон о потребительской кооперации не поставил точку в остром споре противоборствующих в этой сфере сторон. Всплеск писем и обращений в нашу редакцию – тому свидетельство.
Как будто после селекторного диктанта отправили нам свои работы «ветераны войны и потребкооперации» из разных концов России. <…>
 Принятый парламентом закон, на взгляд Газимагомедова, лишь укрепит диктат аппаратчиков. Такого же мнения парламентская коалиция реформ. По ее поручению народные депутаты России Г. Бондарев, Г. Задонский и П. Филиппов обратились с письмом к Б. Ельцину, в котором просят наложить на закон президентское «вето».
В противном случае, говорится в письме, «жители сел и маленьких городков по-прежнему будут страдать от монополии псевдокооперативного Центросоюза и его региональных структур. Через них в 1991 г. прошло 78 процентов товарооборота на селе. Их предприятия поделили рынок России по территориям и, проводя согласованную политику роста цен, получают сверхприбыли, выкачивают деньги сельского населения, которое не может приобрести товары первой необходимости нигде, кроме магазинов
сельпо». <…>
Если учесть, что благодаря ухищрениям социалистической бухгалтерии сегодня на пайщиков записано лишь 3 процента имущества потребительских кооперативов (такова доля паевого фонда в уставном капитале), то оставшиеся 97 процентов получаются как бы «ничьими». Фактически же они находятся под контролем все тех же чиновников Центросоюза, которые, конечно же, примут решение в свою пользу и присвоят эти крупные и подконтрольные им «ничейные» паи. Юридической основой такой «прихватизации» станет норма нового Закона… <…>».
 
«Безработных в России сейчас меньше, чем ожидали– страница 2
«Напомню, в начале июня в России было зарегистрировано 176 тысяч 484 безработных. По прогнозу ожидалось тогда 200 тысяч. Возникшую разницу в Комитете по занятости объяснили тем, что, возможно, уволенные сначала решили отгулять отпуска, а уже потом регистрироваться в службах занятости, а также тем, что достаточно многие не верят в возможности этих служб, некоторым обращаться туда по-прежнему стыдно. <…>
Причин тому Марина Москвина, заместитель председателя Комитета по занятости, назвала несколько. В первую очередь, сказала она, обретение работы благодаря содействию служб занятости. Ведь, несмотря на общее ожидание массовых сокращений, российская экономика в конце июня нуждалась в 400.159 работниках, из них 358.844 – рабочих. Нашедших в июне работу было 60.304. <…>
Западный опыт подсказывает, что в нынешний период медленного нарастания безработицы мы, возможно, станем свидетелями появления в нашем обществе профессиональных иждивенцев нового типа – профессиональных безработных. <…>».
 
«Внешняя политика у Татарстана тоже своя» – страница 2
«Верховный Совет Татарстана принял решение об организации собственного Министерства внешнеэкономических связей, а не Министерства внешней экономики и внешних сношений, как предполагалось ранее. <…>
Что же касается упомянутого Министерства внешнеэкономических связей, то уже на стадии организации оно оказывается в зависимости от существующей политической ситуации. Ясно, что пока Татарстан не определится во взаимоотношениях с Россией, говорить о заметном расширении самостоятельных контактов республики с западными странами и предпринимательскими структурами вряд ли приходится».
 
«Выставка художественных вещдоков» – страница 2
«16 июля в Выставочном зале на Крымском валу открылась экспозиция ценностей, поступивших о разное время в музеи страны из КГБ. Авторами предметов культуры и искусства являются не чекисты, а мастера прошлого. Тем не менее, органы госбезопасности имеют к выставке непосредственное отношение, поскольку все экспонаты являлись вещественными доказательствами в уголовных делах и были конфискованы у контрабандистов и подпольных торговцев ценностями. <…>
Как сообщило МБР в своем пресс-релизе, больше всего на выставке представлено икон, причем среди них – иконы с Богородицей, «пользующиеся особой популярностью в народе». В экспозиции есть также книги, изданные давно и хорошо, иконные оклады, художественное литье, финифть с «большими декоративными возможностями», ордена, печати, оружие, живопись, графика, гравюра, часы. Кроме того, отдельным разделом представлена посуда для питья XVIII века, глядя на которую можно понять, что и два века назад в России тоже пили с большим удовольствием. <…>».
 
«Таймс» о ситуации вокруг «Известий» – страница 3
«Известия», которые представляют собой лучшее, что есть в российской журналистике, вели вчера вечером тяжелую борьбу за свою экономическую и политическую независимость после того, как консерваторы предприняли попытку захватить в свои руки эту престижную газету.
Эта битва за будущее «Известий», которые твердо противостоят наступлению русского шовинизма и опубликовали предостережения о возможности переворота со стороны консерваторов, оказалась самым последним столкновением в разрастающейся борьбе между левыми и правыми за власть над средствами массовой информации и в конечном счете над страной. <…>
«Известия» по своему внешнему оформлению и изложению материала всегда гораздо больше были похожи на орган западной прессы, публикующий сообщения и основательные комментарии, чем любой из их соперников в московской печати. Это одна из очень немногих газет России, которая проводит глубокие расследования в традициях англосаксонской печати. <…>
Переход контроля над «Известиями» в другие руки нанесет тяжелый удар по моральному состоянию и подорвет влияние прозападного реформистского лагеря в российском руководстве, которое уже ослабило свои позиции в результате перемен в кабинете, осуществленных в последние два месяца. Отто Лацис, один из членов редколлегии газеты, сказал, что Ельцин заверил его, что попытается «уговорить» Хасбулатова прекратить нападки на газету <…>».
 

«Независимая газета» / Учредитель: Московский городской Совет народных депутатов – 1992. – 16 июля, четверг. – № 134 (305). – 8 полос.

«Кишинев предложил приднестровцам войти в правительство и вернуться в парламент Тирасполь отказался» – страница 1
«Жизнь на левом берегу Днестра входит в нормальное русло. Люди возвращаются в покинутые дома, хотя и находят их подчас полуразрушенными. Возобновила работу железная дорога на участке Кишинев-Бендеры, Тирасполь-Одесса. Но до настоящего мира еще далеко. <…>
Заявив о том, что больше не имеет права допускать гибели людей, президент Молдовы Мирча Снегур предпринимает решительные шаги к тому, чтобы поставить последнюю точку в этой печальной истории. Он сумел переступить через собственные амбиции и пойти на сближение с теми, кого еще вчера обвинял в открытой агрессии против Молдовы. <…>
На сессии было сказано, что Приднестровью предложен компромисс, заключающийся в том, чтобы депутатам из восточных районов Молдовы вернуться в парламент Молдовы для обсуждения проекта закона о юридическом статусе Приднестровья и участия в формировании правительства национального согласия. Было также заявлено, что руководство Молдовы выделило Приднестровью 3 места в этом правительстве. Для начала представителям Приднестровья предложены посты министров финансов и экономики, промышленности и по делам территорий, а также первого заместителя министра обороны. <…>
Однако Тирасполь на предложенный компромисс не пошел. Сессия ВС ПМР приняла решение отказаться от выделенной квоты в правительстве Молдовы. В принятом по этому вопросу постановлении отмечается, что представители Приднестровья не могут войти в состав правительства Молдовы до тех пор, пока не определен статус этого региона. В этом же регионе признается нецелесообразным возвращение депутатов из Приднестровья в парламент Молдовы. Таким образом, тираспольские политики сами замкнули круг, из которого в последние дни наметился было мирный выход. <…>».
 
«Обсуждение НДС вновь отложено» – страница 1
Подзаголовок – «Ситуация должна проясниться сегодня»
«Вчера ВС России вновь отложил обсуждение статей закона «О внесении изменений в налоговую систему Российской Федерации», касающихся снижения ставки налога на добавленную стоимость до 14%. До недавнего времени ВС России не настаивал (во всяком случае на словах) на значительном увеличении расходов бюджета, требуя при этом, однако, снижения налогов. Не добившись уступок со стороны Минфина по снижению ставки НДС (по всем остальным проблемам компромисс был найден), ВС России изменил тактику и настаивает теперь на резком увеличении расходов бюджета. <…>
По сравнению с предыдущим, еще союзным, новый закон в достаточной степени либерален: в частности, он предоставляет нерезидентам право проводить рублевые операции, открывать в уполномоченных банках рублевые счета, покупать на внутреннем рынке валюту и переводить ее в зарубежные банки. Кроме того, закон разрешает гражданам России получать заработную плату (или иное вознаграждение) в иностранной валюте. <…>
Кроме того, наряду с частичной либерализацией валютного рынка для нерезидентов (при приватизации ограничения для иностранных инвесторов сохраняются) закон не предусматривает аналогичной либерализации внутреннего валютного рынка. В частности, согласно
ст. 4 Закона, резиденты имеют право покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке лишь на цели, определяемые Центральным банком России. По-прежнему не допускается покупка и продажа иностранной валюты, минуя уполномоченные ЦБ России банки».
 
«Силы разъединения введены» – страница 1, 3
Подзаголовок – «Последствия не ясны»
«Ввод контингента совместных вооруженных сил России, Грузии и Северной Осетии на территорию Юго-Осетинской республики кардинально изменил ситуацию в регионе. Теперь на политической арене Центрального Кавказа появилась вооруженная сила, призванная и способная положить конец убийствам. Однако последние события, связанные с развертыванием, дислокацией и управлением совместными силами в регионе, показывают, к сожалению, что на предварительном этапе обсуждения всеми заинтересованными сторонами конфликтных вопросов были учтены далеко не все последствия этого шага. <…>
Сложившаяся ситуация внушает Цхинвалу определенные опасения. Все это уже было в январе 1991 года: тогда в Южной Осетии было введено чрезвычайное положение, и части внутренних войск СССР должны были контролировать ситуацию в конфликтных зонах. Однако они активно способствовали разоружению осетинских отрядов самообороны и в итоге пропустили в город грузинскую «милицию». Советские войска ушли, а «милиция» осталась... Кроме того, как уже неоднократно заявляли руководители Южной Осетии, введение совместных вооруженных сил на территорию республики не решает политических аспектов проблемы. Корни конфликта остаются. <…>».
 
 
«Заявление Моссовета» – страница 2
Подзаголовок – «В связи с опубликованным в печати заявлением Г.X. Попова о прекращении работы в качестве мэра Москвы»
[Н.Н. Гончар, председатель Моссовета]
«Моссовет негативно относится к результатам деятельности Г.X. Попова на посту мэра Москвы, считает, что им нанесен значительный ущерб развитию демократии и экономическим реформам в России. Полное игнорирование Конституции и законов России при решении городских проблем, развал структуры управления Москвы, усиливший упадок городского хозяйства, уроки «настоящей демократии» избиением демонстрантов 23 февраля 1992 года на Тверской улице, сомнительные сделки с инофирмами по сдаче в долгосрочную аренду зданий и территорий Москвы, дискредитация избранной народом представительной власти, в первую очередь съезда народных депутатов и Верховного Совета России с целью их устранения, и в результате ослабление уже и без того обескровленного государства – таков краткий «послужной список» Г.X. Попова за неполный год его пребывания на посту мэра Москвы. <…>
Моcсовет считает, что выход общества из кризиса, создание благоприятных условий для развития рыночной экономики, обеспечение прав человека возможны только после создания сильной системы единой государственной власти в России, состоящей из уравновешивающих друг друга законодательной (представительной), исполнительной и судебной ветвей, с появлением их баланса, взаимных сдержек, укрепления законности и правопорядка. Сегодня как раз и происходит становление этих структур власти. Именно необходимость строгого выполнения Конституции и законов России, обусловленная первыми шагами съезда народных депутатов, Верховного Совета и Конституционного суда Российской Федерации по созданию правового государства, поставила под сомнение многие аспекты теоретической и практической деятельности Г.X. Попова и вынудила его подать заявление о своей отставке с поста мэра в столь тяжелое для Москвы время».
 
«Кто нарушает Дагомысские соглашения» – страница 3
Подзаголовок – «Две пресс-конференции в Севастополе»
«В Севастополе состоялись пресс-конференции командующего Черноморским флотом адмирала Игоря Касатонова и командующего военно-морскими силами Украины контр-адмирала Бориса Кожина.
Пресс-конференции были посвящены событиям последних дней вокруг принятия 10 июля присяги на верность народу Украины 8 офицерами и прапорщиками и 14 матросами военной комендатуры Севастопольского гарнизона. По мнению многих политиков, противостояние началось раньше, когда в начале месяца на пресс-конференции Касатонов заявил, что относится к украинской армии и флоту как к враждебным. В чем состоит эта враждебность, адмирал попытался пояснить, утверждая, что военно-морские силы Украины в одностороннем порядке нарушают соглашение по Черноморскому флоту, подписанное 23 июня 1992 года в Дагомысе.
Главное же обвинение Касатонова заключается в том, что командование ВМС Украины склоняет личный состав кораблей и частей Черноморского флота к принятию украинской присяги. Причем, по словам адмирала, сам порядок принятия присяги изменился: «перешел из подпольного к кулачному». <…>
Борис Кожин начал пресс-конференцию с того, что заявил: «В оценках событий на Черноморском флоте сегодня нужно придерживаться одной позиции: существует независимое государство Украина, которое на сегодня признали 120 государств мира». Далее Кожин сказал, что ВМС Украины ничем не нарушили дагомысское соглашение, а действуют в соответствии с законодательством Украины по военным вопросам. Россия же, в частности командование Черноморского флота, допускает действия, которые являются нарушением дагомысского соглашения. <…>».
 
«И без гражданства и без вида на жительство»– страница 3
«По данным службы эмиграции и иммиграции при МВД Литовской Республики, литовское гражданство не приняли около 340 тысяч человек. Подавляющее большинство этих людей в разные годы приехали из России, других республик бывшего Союза – в основном, это русские. В соответствии с ним все постоянно проживающие в республике до 3 ноября 1989 года и имеющие постоянное место работы или другой законный источник доходов могли на основе свободного волеизъявления стать гражданами Литвы. <…>
Так что Литве не ведомы страсти по поводу получения гражданства, которые кипят в Латвии и Эстонии. Почему же тогда так много людей не воспользовались возможностью практически беспрепятственно стать гражданами Литвы? <…>
 Главная причина называлась одна – страшно потерять связь с родиной, родными. Вторая причина – недоверие к политике властей. Вроде бы очень многое делается для того, чтобы такого недоверия не было. Но пугают некоторые безответственные заявления национал-радикалов, опасения потерять работу. И третье – после объявления литовского языка государственным это, безусловно, языковой барьер. Именно эти причины побудили людей выбрать российское гражданство, поскольку многие не исключают возможности переселения на родину, а другие, кто решил остаться в Литве, хотели бы оказаться под защитой России. <…>».
 
[Рубрика «Экономика»] «Зеленый свет» конкуренции» – страница 4
Подзаголовок – «Пора дробить предприятия и капиталы»
[Петр Филиппов, ВС России]
«Приватизация идет до обидного медленно. Одна из причин этого в том, что она не увязана с демонополизацией и разукрупнением предприятий. Благодаря принятому 11 июня Верховным Советом РФ постановлению «О введении в действие Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год» положение может измениться. Оно не просто запускает Государственную программу приватизации, одобренную парламентом на том же заседании, а снимает существенные препоны на пути создания в России конкурентной среды, обеспечивает правовую основу для них. <…>
Сегодня более половины всех конфликтов в сфере приватизации касается сложностей выхода структурных подразделений из состава предприятий, а также предприятий – из объединений. Директора объединений, концернов, новоявленных холдингов при активной поддержке министерств всеми силами стремятся сохранить доминирующее и монопольное положение объединения (предприятия), устранить угрозу своему креслу генерального директора. <…>
Поправки к действующему законодательству о приватизации конкретизировали механизм, позволяющий всем желающим вырваться на свободу, самим обеспечить свое благосостояние в условиях рынка. В вышеназванном постановлении сказано, что коммерциализация и преобразование в акционерное общество предприятия, входящего в концерн, ассоциацию, корпорацию или другое объединение (либо структурного подразделения предприятия), возможны только по решению трудового коллектива данного предприятия (либо структурного подразделения) и представителя собственника. Таким представителем является соответствующий комитет по управлению имуществом, но ни в коем случае не министерство, ведомство, управление или трест. <…>
Ну, а если законодательство о приватизации будет игнорироваться или нарушаться, где гражданам искать защиты? Постановление внесло в этот вопрос ясность. Теперь все споры, возникающие при подготовке к проведении приватизации, о признании ее сделок недействительными рассматриваются арбитражным судом. Причем граждане вправе самостоятельно обращаться в суд, минуя промежуточные инстанции (прокуратуры, комитет по управлению имуществом, как было предусмотрено прежним законодательством)».
 
[Рубрика «Общество»] «В частных школах учат стрелять и молиться» – страница 6
Подзаголовок – «Сегодня в России действует свыше ста негосударственных учебных заведений»
«Некогда унылый горизонт школьного гособразования сегодня все сильнее напоминает радужную палитру: в начале этого года в России действовало более 500 учебных заведений, которые принято называть альтернативными. В них обучалось свыше трети миллиона человек. И это далеко не предел. Различные экзотические школы растут как грибы после дождя. Впрочем, 90% составляют сменившие вывеску средние школы. <…>
Часто открытием новых школ как ширмой пользуются организации, ничего общего с образованием не имеющие. Помещения нынче дороги, и столичный департамент образования осаждают десятки ходоков с самыми заманчивыми педагогическими идеями и одной-единственной просьбой: предоставить им здания бывших школ, благо в столице их пустует несколько десятков. Получив их, коммерсанты реализуют проекты уже совсем другого рода. Объектами коммерческого интереса становятся и действующие школы. <…>
Больной вопрос для всех негосударственных школ – проблема финансирования. Плата за обучение, достигающая несколько тысяч рублей в месяц, не компенсирует всех затрат.
Единственный способ выжить – найти богатых спонсоров, но сделать это удается далеко не всем: новые миллионеры пока гораздо охотнее вкладывают деньги в рекламные шоу, чем в образование. <…>
Вслед за частными учебными заведениями плату за обучение начали вводить и государственное школы. Но если для первых, существующих исключительно на собственные средства, это нормальный способ работы в условиях рынка, то для вторых такой метод решения своих финансовых проблем весьма сомнителен, даже если при этом преподаются основы индийской йоги или маркетинга. Бесплатное образование в России пока никто не отменял, и главным гарантом его, согласно Конституции, является государство».
 

«Российская газета» / Издание Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. – 16 июля, четверг. – № 161 (497). – 8 полос.

«Вопрос о реабилитации казачества не решен» – страница 1
«На утреннем заседании 15 июля председательствовал Руслан Хасбулатов. Решено было, как и во вторник, дополнение в повестку дня не вносить и, не теряя времени, приступить к работе. Первый вопрос о поправках к Закону «О субвенциях республикам в составе РФ, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу» в связи с предложением Президента внести в него изменения был рассмотрен и решен довольно быстро. <…>
Второй вопрос повестки дня – о проекте постановления «О реабилитации казачества» так и не был решен. Трудно сказать, что больше повлияло на то, что постановление так и не было принято, – нечетко разработанные документы, представленные на рассмотрение ВС, или тайные векторы политической борьбы. Некоторые замечания к проекту постановления не были сформулированы в виде поправок к его тексту, а выглядели как пожелание. Как известно, такие замечания ВС не рассматриваются. <…>
Проект не был принят за основу, и депутаты, как и положено, стали рассматривать поправки в отдельности к каждому пункту. Но, как свидетельствовало голосование, четкой, однозначной позиции по вопросу казачества депутатский корпус пока не выработал. Простой пример: в проекте документа отсутствует само определение казачества. <…>».
 
«Батальоны уходят в бой за урожай» – страница 1
В соответствии с Указом Президента России Б. Ельцина Министерство обороны формирует автомобильные батальоны для участия в уборочной кампании.
По планам военного руководства таких батальонов будет сорок. Тридцать шесть из них комплектуются водителями, призванными из запаса. Четыре батальона обслужат водители-солдаты.
Каждый батальон состоит из 500 машин, а всего будет задействовано 20 тысяч единиц автомобильного транспорта, выделяемых Министерством обороны. Оно берет на себя и все заботы, связанные с обеспечением запчастями всех автомашин. <…>
Автомобильный десант планируется до ноября. По предположениям, по мере разгара страды в «битву за урожай» будут вводиться все новые силы. В частности, самолеты военно-транспортной авиации».
 
[Рубрика] «Новости» – страница 1
«Итоги секретной миссии Александра Руцкого»
«Достижение соглашения об урегулировании конфликта в Приднестровье возможно уже в ближайшее время. Об этом заявил вчера вице-президент России Александр Руцкой в беседе с журналистами по итогам своей поездки в этот регион. Такая уверенность основана на результатах бесед с руководством Молдовы и лидерами Приднестровья.
Разговор с президентом Мирчей Снегуром, сказал Александр Руцкой, носил конфиденциальный и откровенный характер. Чувствуется, что президент Молдовы переживает все происходящее в республике. <…>
В настоящее время, сообщил Александр Руцкой, готовится пакет документов, которые составят основу полного соглашения – «по типу дагомысских» – по урегулированию конфликта в Приднестровье. После переговоров между руководством Молдовы и Приднестровья это соглашение «подпишут три президента, а Россия и Украина будут гарантами его выполнения», сказал Александр Руцкой. <…>».
«Андрей Козырев вылетел в Ташкент»
«Министр иностранных дел Российской Федерации Андрей Козырев вылетел вчера в Ташкент. Он примет участие в открывающемся сегодня в узбекской столице заседании министров иностранных дел и обороны стран-членов СНГ»
«Обращение к президенту»
«Назначенное на 16 июля рассмотрение в Верховном Совете вопроса о средствах массовой информации, судя по проектам намеченных постановлений, готовит для прессы, телевидения и радио тугую узду, какой журналисты не знали даже во времена всевластия КПСС, говорится в обращении руководителей ряда средств массовой информации.
Предложение «упорядочить освещение деятельности высших органов власти и управления» ведет к запрету высказывать свободные суждения о работе парламента и правительства.
Предотвратить возврат к старому – цель данного обращения, говорится в документе».
«Мемориал правозащитникам»
«Дневник на папиросной бумаге с описанием событий, происходивших в жизни заключенных, займет место в музее правозащитного движения, который с помощью широкой общественности открыло пермское отделение Всероссийского общества «Мемориал». Музею отведено место в известной своими знаменитыми узниками ГУЛАГа опустевшей колонии «Пермь-35».
«Здание обкома обрело хозяина»
«Кемеровский областной Совет народных депутатов стал собственником здания бывшего обкома компартии и уже отпраздновал там новоселье. Разместятся в здании также фонд имущества Кузбасса и другие структурные подразделения облсовета».
 
«Руководствоваться законом о печати» – страница 2
«Последние три месяца, по мнению Бориса Ельцина, «дали очень интересный результат» в том, что касается соотношения цен и зарплаты. Если в апреле рост зарплаты отставал от роста цен и два раза, то сейчас – в полтора раза. Хуже, по словам Президента, положение в бюджетной области. «Нам надо будет к концу июля или в августе принимать решение о дополнительных мерах в отношении повышения зарплаты в бюджетной cфeре», –подчеркнул он. <…>
Коснувшись своей поездки в Мюнхен, Президент заявил, что на ней «фактически был зафиксирован конец «холодной войны». Моей задачей, сказал Борис Ельцин, был перевод отношений на партнерские рельсы. Обвал реформ в России был бы, по его мнению, большим ударом не только по «семерке», но по всей Европе и по всему миру. <…>
Остановившись на ситуации в СНГ, Президент России выразил мнение, что на московской встрече глав государств Содружества произошел поворот. «Несогласий на последней встрече вообще не было», – заявил он. Сначала некоторые думали, что можно обойтись без нас во всех делах, с ориентацией на Запад. Но увидели трудности: разрыв связей сказывается болезненно. <…>
Значительное время в ходе встречи было уделено обстановке вокруг средств массовой информации, сложившейся в результате волны нападок на известные своими демократическими принципами газеты. Президент России высказал свою озабоченность стремлением поставить прессу под контроль какого-либо одного института власти.
Б.Н. Ельцин выразил, в частности, свою однозначную и решительную поддержку коллективу газеты «Известия». «Попытки обуздать прессу могут вернуть нас в печальную пору безгласия, нанести ущерб молодой демократии, – сказал Б.Н. Ельцин. <…>».
 
«Не падайте в обморок, но упасть есть отчего» – страница 2
«График последней недели работы ВС уплотнен до предела. Но и в нем Комитет по средствам массовой информации, связям с общественными организациями, массовыми движениями граждан и изучению общественного мнения умудрился найти небольшое окно, чтобы провести парламентские слушания по проблемам социологического исследования общественного мнения о ходе экономических реформ. <…>
Отсутствие идеологии реформ сказывается на доверии к Кабинету министров. Оно падает. Хотя еще достаточно высокое. Объясняется это тем, что правительство ассоциируется с именем Президента, а ему все еще доверяет большинство россиян.
В последнее время в средствах массовой информации прозвучали слова о возможном перевороте в стране. Реален ли он? Например, такую опасность высказали более 40 процентов москвичей.
Впрочем, как уже говорилось выше, социологи не случайно предупреждали: не падайте в обморок от цифр. Голая арифметика не отражает реальную картину жизни, все познается в сравнении и анализе, сопоставлении различных фактов».
 
«Крутые виражи суверенизации» – страница 4
«Нам выпало жить в гуще стремительно меняющихся событий. Кто мог подумать еще пять-шесть лет назад, что перестанет существовать Советский Союз, и там, где мы не раз бывали, где живут ваши родственники и друзья, вспыхнет пламя братоубийственной войны. О процессе распада СССР размышляет руководитель Центра по изучению межнациональных отношений Института этнологии и антропологии Российской академии наук доктор исторических наук, профессор Михаил Губогло, беседуя с нашим корреспондентом Еленой Мусатовой».
«Языковая реформа-89»
«Был на исходе 1989 год. Почти одновременно прозвучали два выступления М. Горбачева: на втором съезде народных депутатов СССР и на внеочередном Пленуме ЦК КПСС. Ни в одной из его речей ничего не было сказано о важнейшем итоге уходящего года – о бескровной языковой революции, которая победила в союзных республиках, принявших законы о государственных языках. <…>
Между тем все признаки обостряющейся этнополитической ситуации, перечисленные в выступлениях М. Горбачева, были рождены раскрепощением сознания и взрывом затабуированного коммунистической идеологией понятия «государственный язык». <…>
Словом, языковая реформа стала первым этапом подлинного освобождения периферий от центра, первым реальным шагом к распаду СССР. И отчетливо наметились тенденции десоветизации и дерусификации союзных республик».
«Суверенизация-90»
«<…> Перестройка породила огромную волну эйфории, энтузиазма и надежд. Под давлением национального самосознания из глубины придушенной тоталитаризмом истории народов стали появляться на свет не решенные в прошлом вопросы, недолеченные болячки, взаимные претензии и обвинения, неоплаченные счета. В разных концах страны начались столкновения между нациями большинства и национальными меньшинствами. Вулкан межэтнических конфликтов пробудился. <…>
Суверенизация-90 явилась не чем иным, как результатом национально-освободительных движений. Нет смысла закрывать глаза на то, что в нашей стране протекают этнополитические процессы, сходные с теми, что идут в странах третьего мира, которые вызывают межнациональные конфликты, порой нелокального значения <…>».
«Дезинтеграция-91»
«Трагедия двух прошедших лет состояла в преобладании не созидательного, а разрушительного начала. В самом деле, языковая реформа открыла небывалый простор для функционирования языков статусных наций в качестве языков нового аппарата управления. Вместе с тем эти же самая реформа не предложила сколько-нибудь конструктивных мер для того, чтобы вывести из кризиса языки и культуры нестатусного населения. Языки национальных меньшинств как были, так и остались в беспризорном состоянии.
Суверенизация еще больше осложнила ситуацию. Дистанция между монополизировавшими власть статусными нациями большинства и бесстатусным национальным меньшинством, довольно бесцеремонно отодвинутым прочь от рычагов власти, а заодно и от продовольственно-товарно-распределительных механизмов, возросла. <…>
А события развивались стремительно, причем действия суверенных республик и действия центра шли независимо друг от друга, и чем дальше, тем больше. Уже весной, несмотря на итоги референдума 17 марта о судьбе Союза, было очевидно, что СССР начинает разваливаться. <…>
В борьбе между союзным центром, стремящимся сохранить право на проведение «своей» национальной политики, и суверенными государствами, не желающими мириться с вмешательством центра в свои внутренние межнациональные отношения, еще большее значение приобрели вопросы, связанные с положением национальных меньшинств. Важной причиной падения доверия к центру стало его предательство интересов этой категории граждан. <…>
Провал августовского путча многим раскрыл глаза на бесполезность попыток любыми путями сохранить Союз. Под впечатлением объявлений о независимости ряда суверенных государств, бывших союзных республик, союзные эксперты и политики настолько прозрели, что включили в последний вариант договора «О Союзе Суверенных Государств» от 28 ноября 1991 года «защиту прав человека и национальных меньшинств» в качестве сферы совместного ведения государств–участников договора. Но было уже поздно. <…>».
 
«Батальоны мира вошли в Цхинвал» – страница 7
«Согласно Дагомысскому соглашению 14 июля во второй половине дня в Цхинвал вошли российские миротворческие силы. <…>
14 июля в Цхинвал вошли также грузинские подразделения совместных миротворческих сил. 15 июля в зону конфликта введен батальон из Северной Осетии».