Ельцин Центр

07.02.2011

Президентский центр на «Эхе Москвы»

Александр Дроздов, исполнительный директор Президентского центра Б.Н Ельцина в программе «Музейные палаты», посвященной выставке "Борис Ельцин и его время" - к 80-летию со дня рождения первого Президента России.
К. ЛАРИНА: 10 часов 17 минут, мы начинаем программу «Музейные палаты». Здесь Ксения Ларина, и сегодня мой соведущий Стас Анисимов. Приветствую тебя, здравствуй, дорогой. Сегодня мы с вами отправимся на выставку «Борис Ельцин и его время». Выставка посвящена 80-летию со дня рождения первого Президента России. Здесь в нашей студии Александр Андреевич Дроздов, исполнительный директор Президентского центра первого Президента Бориса Николаевича Ельцина. Здравствуйте, Александр Андреевич. 
 
А. ДРОЗДОВ: Алексеевич. Доброе утро. 
 
К. ЛАРИНА: Простите? 
 
А. ДРОЗДОВ: Алексеевич. 
 
К. ЛАРИНА: Простите, ради бога. Я сейчас исправлю. 
 
А. ДРОЗДОВ: Ничего. 
 
К. ЛАРИНА: Вот, пишу: «Алексеевич». Спасибо. Значит так, давайте, мы сейчас скажем о призах, что мы получим… 
 
С. АНИСИМОВ: Да, призов у нас… 
 
К. ЛАРИНА: … задаем вопросы, потом начнем разговор, да. 
 
С. АНИСИМОВ: … изобилие. Сегодня 9 билетов, на два лица каждый, как раз на выставку «Борис Ельцин и его время», четыре каталога «Первые леди России», две книги Бориса Минаева из серии «ЖЗЛ», посвященные Ельцину, и четыре фотоальбома «90-е, страна». Соответственно, вопросы… 
 
К. ЛАРИНА: Давай. 
 
С. АНИСИМОВ: Назовите село, в котором родился Борис Ельцин. Это первый вопрос, простой достаточно. Второй вопрос. В 1950-м году Борис Ельцин поступил в Уральский политехнический институт имени Кирова. С какой квалификацией он его окончил в 55-м году? Третий вопрос: назовите тему дипломной работы Бориса Ельцина. И четвертый вопрос, такой с подковыркой: кто сыграл Бориса Ельцина в фильме Роджера Споттисвуда «Проект «Ельцин». 
 
К. ЛАРИНА: Ну что ж, на эти вопросы можно отвечать пока на смс +7-985-970-45-45. Кстати, ваши ответы на вопросы вам, все-таки, не отменяют вашей возможности задать свой вопрос нашему гостю, если что-то уточнить нужно, да? Ну, и во второй части, я надеюсь, что мы успеем и по телефону… 
 
С. АНИСИМОВ: По телефону, да. 
 
К. ЛАРИНА: … принять эти ответы. Я вот немножко опоздала на передачу, в студию, потому что хотела поделиться одним отзывом. Очень много отзывов о выставке, поскольку она уже открылась и была, по-моему, первой… первое мероприятие, которое было посвящено юбилею Бориса Николаевича, которая, собственно, открыла череду юбилейных торжеств. 
 
А. ДРОЗДОВ: Совершенно верно. 26 января это состоялось. 
 
К. ЛАРИНА: Да, да, да. Так вот, я хочу вам прочитать один из отзывов, который я нашла в «Живом Журнале». «По приглашению Татьяны Юмашевой побывал на выставке, посвященной Борису Ельцину, которая открылась в Московском доме фотографии. Я специально не буду ставить фото с нее, приходите, смотрите, там есть на что посмотреть. Эпоха... Эпоха, которая началась с пустых полок, а закончилась, казалось бы, окончательным поворотом России в сторону европейского государства. Все показано на фото, каждое фото - история, каждое фото - материал для отдельного поста. Но я столько не напишу, невозможно, поэтому крупными мазками». И еще один сюжет из того же поста, из того же комментария: «Ельцин был, прежде всего, человеком. С эмоциями и слабостями. Это особенно видно даже не на видеокадрах, а на фото. Ельцин был уникальным политиком в уникальное время. Да, он любил власть, но в то время это было достоинством, а не недостатком. Опять же, когда идешь вдоль стены с фотографиями, понимаешь это, видишь, как менялась Россия. Останавливаешься у фото из Ростова, где Ельцин, ради победы на выборах, отплясывает с диагнозом "инфаркт", и задумываешься - а если бы не выиграл, а если бы, не дай Бог, не выдержал? Что было бы? Вот только так понимаешь, что, несмотря на все ошибки, которые есть у всех, он был лидером нации, Первым и пока единственным моим Президентом России». Мне кажется, очень точные слова. Собственно, я думаю, что вот главную задачу вы выполнили как организатор этой выставки: чтобы вот у людей рождались такие мысли, такие чувства. Потому что здесь как бы эмоция и некая попытка анализа, они вместе существуют. 
 
А. ДРОЗДОВ: Спасибо. Это очень лестное и, с моей точки зрения, очень точное наблюдение. Но, конечно, любая оценка субъективна, и я уверен, что есть и иные, наверное, прямо противоположные точки зрения… 
 
К. ЛАРИНА: О чем вы говорите… мы их услышим. (смеется) 
 
А. ДРОЗДОВ: Да, с чем сложно спорить, мне кажется, любому, кто жил в это время, кто видел его очень близко – это в том, что… с тем, что Ельцин, действительно, был человеком очень живым. Именно поэтому он был милосерден, как мне кажется. С высокого, что ли… да, высокого полета сегодня это видится, наверное, так. Не сочтите это за какие-то преувеличения – ну, так я для себя формулирую. Да, много говорим о гражданском обществе. Ну, оно складывается, вообще говоря, из индивидуальностей. Вот Борис Николаевич, первый Президент России, дал каждому из нас возможность стать такой индивидуальной автономной личностью. 
 
К. ЛАРИНА: Точно. 
 
А. ДРОЗДОВ: Дальше уже начинается, ну, ваше личное, собственное, так сказать, вхождение в этой качество, да? Через, там, скажем, секуляризацию, через изменение отношения к представлениям о собственности, да? До сих пор это в нашей стране, ну, едва ли не ругательное, как мне кажется, слово, хотя и входит в обиход. С отношением к личным свободам и правам. И сам по себе он в итоге явил вот пример такой живой, естественно, очень противоречивой, не абсолютной, да, не идеальной, да, именно потому, что живой, но очень достоверной модели гражданского общества. 
 
К. ЛАРИНА: Я так понимаю, что там минимальный зазор между Ельциным в частной жизни и Ельциным как государственным деятелем. Он был очень естественным, да? 
 
А. ДРОЗДОВ: Да, абсолютно. И причем, мне кажется… ну, не буду спорить по поводу отношения Бориса Николаевича к власти. Конечно, он был неравнодушен… 
 
К. ЛАРИНА: Но это нормально для политика. А как же! Должны быть амбиции и тщеславие, а как же. 
 
А. ДРОЗДОВ: Он был профессиональным политиком, да, профессиональным политиком. Он, собственно говоря, еще во времена Михаила Сергеевича, он и создал себя, и явил всему белому свету как подлинный, настоящий, да, профессиональный политик. Но мне кажется, он не меньше, может быть, даже больше, любил жизнь, все-таки. 
 
К. ЛАРИНА: Давайте, немножечко поговорим об авторах, кого там собрали из фотографий. Там есть и семейный архив, как я понимаю, и есть фотографы, которые с ним выезжали в различные поездки, да? 
 
А. ДРОЗДОВ: Нет, вы знаете, как там нет тех, кто всегда считался… 
 
К. ЛАРИНА: Придворным. 
 
А. ДРОЗДОВ: Да, придворным фотографом Бориса Николаевича. Ну, там нет, скажем, съемки Дмитрия Донского, некоторых других людей, которые были с ним близко. Вообще все собрано из архивов «ИТАР-ТАСС» и «РИА-НОВОСТИ», часть из которых сегодня находится в нашем владении, поскольку мы когда-то выкупили эту съемку. Скажем, кажется, уже 4 года назад там вместе с «ИТАР-ТАСС» мы издали замечательный альбом, который сегодня входит в состав призов, которые разыгрываются: «90-е, страна». Это сочетание черно-белой, ну, лично моей любимой, вообще говоря, жанровой съемки, и цветной фотографии. И, естественно, часть съемки из семейного архива. Ну, я знаю, кто-то из профессиональных фотографов говорил, что… ну, там, где по боковым плоскостям Музея фотографии представлена официальная деятельность Бориса Николаевича и отчасти семейная, может быть, чуть-чуть проглядывает гламур. Ну, мне кажется, это просто за счет формата и цвета фотографий. Они, действительно, очень профессионально сработаны, ничего не скажешь. 
 
К. ЛАРИНА: Стас, может быть, ты скажешь несколько слов о своих впечатлениях. 
 
С. АНИСИМОВ: Да… 
 
К. ЛАРИНА: Поскольку для тебя это вообще история. (смеется)_ 
 
С. АНИСИМОВ: Ну, не совсем история… 
 
К. ЛАРИНА: Далекая. (смеется) 
 
С. АНИСИМОВ: Не такая уж и далекая. На самом деле, вот верно подмечено, что выставка с эмоцией. Это чувствуется и по людям, которые туда приходят, все-таки, с настроем с определенным: с положительным, с отрицательным – но обязательно этот настрой в них есть. И поэтому, когда я общался на выставке как раз с посетителями, абсолютно… 
 
К. ЛАРИНА: Мы это услышим, твой репортаж, да? 
 
С. АНИСИМОВ: Да. Это… это всегда… все, какой бы у них настрой там ни присутствовал, они всегда отвечали очень четко и очень ясно. Это раз. И, во-вторых, я бы еще заметил относительно фотографий, что там ведь не только фотографии с Борисом Ельциным, да? Но и вот я, например… на меня произвела впечатление эта фотография с Евгением Киселевым, да, на фоне еще того старого «НТВ», который тоже стал такой же неотъемлемой частью эпохи, как, в общем-то, и сам Президент, да? И, соответственно, видео, которые там присутствуют, да? Это и фрагменты программы «Намедни», которая уже и сама стала историей, да, и которая рассказывает, собственно, как раз об этом исторической периоде, и фильм Сокурова, тоже это… 
 
К. ЛАРИНА: Ну, и какое у тебя впечатление сложилось об этом времени? У тебя лично. 
 
С. АНИСИМОВ: Ой, ну, у меня очень теплое, на самом деле. Так как я, в основном, его видел либо по телевизору, либо, там… так как я в это время учился в школе, то есть, все 90-е я был исключительно в школе, поэтому я, скажем так, не был задействован в каких-то активных событиях, но, тем не менее, это все ностальгия, очень приятная ностальгия. Я видел как раз вот людей своего возраста на выставке, и тоже рассматривали, видимо, вспоминая детство свое, да? И… ну, это уже то самое детство, когда происходит становление личности и становление тебя уже как человека, закладываются какие-то основные, я не знаю, кирпичики твоего сознания. И когда это происходит все в такой атмосфере свободы, причем свободы не фиктивной какой-то, да, и не то что, там, вот вседозволенности, а именно то, что ты можешь спокойно о чем-то говорить, да, ты можешь спокойно уже общаться с учителями, ты можешь спокойно общаться на улице… 
 
К. ЛАРИНА: Атмосфера совсем другая. 
 
С. АНИСИМОВ: Да, да, совершенно иная атмосфера. И это, конечно, скажем так, оставляет неизгладимый вот след в жизни человека. 
 
К. ЛАРИНА: Вот это очень точно. Мы говорим об ассоциациях когда, помимо того, что Ельцин – первый Президент России, и помимо того, что масштаб его личности, как было сказано Виктором Степановичем Черномырдиным в одном из фильмов, еще нам предстоит оценить, мы еще не понимаем сами, не осознаем. Но, тем не менее, я бы все-таки поставила рядом не «власть», слово, рядом с фамилией Ельцина, а именно «свобода». 
 
А. ДРОЗДОВ: Да, конечно. 
 
К. ЛАРИНА: Согласитесь, да? 
 
А. ДРОЗДОВ: Только свобода, понятая гражданственно… 
 
К. ЛАРИНА: Да, да, да. 
 
А. ДРОЗДОВ: … то есть, в разумном сочетании, понимании пределов индивидуального, личного, свободного выбора и ответственности за себя, прежде всего, и тем самым за общество, в котором вдруг поселяется настоящий гражданин. То есть, свобода – это не вседозволенность. Я глубоко убежден, что из ошибок, да, которые частенько, так сказать, приписывают Борису Николаевичу… 
 
К. ЛАРИНА: Да он и сам в них признавался. 
 
А. ДРОЗДОВ: Конечно, да. Но я считаю, что, собственно, ошибка-то одна. Вот я ее вижу и переживаю очень сильно по-прежнему. Я считаю, что ошибка была сделана вот в чем: в его добровольном отказе от предложения Гайдара серьезно заняться разъяснением того, что составляло суть демократической реформы. 
 
К. ЛАРИНА: Безусловно. 
 
А. ДРОЗДОВ: Ну, конечно, да, существовала инерция постсоветского… вот этот постсоветский привкус неприятия вообще всего, что связано было с этой системой, да, и с министерством правды. Но, честно говоря, по-настоящему такой масштабной, интенсивной, внятной, достойной какой-то сограждан работы по разъяснению того, что происходит в стране, к сожалению, не было сделано. 
 
К. ЛАРИНА: Это правда, да. 
 
А. ДРОЗДОВ: И вот мы получили, и сам Борис Николаевич в итоге получил вот это вот… возвратную силу, да, так сказать, свободы слова, которая была… 
 
К. ЛАРИНА: Кстати, для него это была священная корова… 
 
А. ДРОЗДОВ: Конечно… 
 
К. ЛАРИНА: … свобода слова… 
 
А. ДРОЗДОВ: Он испил эту чашу до дна, да. Ну, таков был его выбор, на самом деле. Осуждать его за это и даже считать, может быть, ошибкой – это некорректно, не по-христиански, как говорится, да? Но, но, тем не менее, я это вижу вот таким образом. 
 
К. ЛАРИНА: Кстати, вот в этой книге, которую мы сегодня предлагаем в качестве подарка, Бориса Минаева, да, она замечательно написана, там как раз очень точно эта линия проведена: самое что удивительное в этом человеке – вот эта ломка как бы общества и переход его на другие рельсы, да, на другую систему координат, на другую систему ценностей, он ее проходил вместе с обществом. Это же человек плоть от плоти номенклатуры советской, да? 
 
А. ДРОЗДОВ: Вы правы, безусловно, да. И, конечно же, он первым и испытал на себе и бремя, и боль, потому что, ну, совершенно очевидно, что для него, как для человека исконно российского, русского, выросшего на Урале, вот эта картина разлома, картина распада, автором которой часто его объявляют… хотя, к сожалению, люди не понимают по-прежнему, что Бориса Николаевича выбрала история, это так получилось, что в одной точке и в одном месте сошлись он большое время. 
 
К. ЛАРИНА: Да. Да. 
 
А. ДРОЗДОВ: Так или иначе, это произошло бы с нашей несчастной страной. Слава богу, что он оседлал эту волну историческую, что он оседлал этот тренд. Но ощущение боли, тем не менее, снять он не мог. Это было не в его силах. Другое дело, что он сам это переживал не менее остро, чем все. Этот стресс, на самом деле, он не закончился, мы его еще, по-моему, не пережили до сих пор. 
 
К. ЛАРИНА: Безусловно. Напомню, что сегодня у нас в студии Александр Алексеевич Дроздов. Исполнительный директор фонда Первого Президента Бориса Николаевича Ельцина. Мы говорим о выставке «Ельцин и его время». Продолжим после новостей. 
 
НОВОСТИ