День за днем. 27 июля 1993 года

Картина дня в газетных выдержках и цитатах. Этот день 27 июля — вторник. По материалам «Независимой газеты», «Российской газеты» и «Известий».

«Известия» / Учредитель: журналистский коллектив «Известий» — 1993. — 27 июля, вторник. — № 139 (23994). — 8 полос.

«Народу не нужна власть, которая его обманывает» — страница 1, 4

«В минувшие выходные вся страна жила в условиях нервных подсчетов старых и новых купюр и не менее нервных расчетных операций с деньгами старого и нового образца. Решение Центробанка России об обмене денег тяжело отозвалось и в ближнем зарубежье. <…>
Как сказал заместитель министра финансов России Андрей Казьмин, более эффективным в этом плане было бы введение курсов рубля по отношению к рублям государств Содружества. Введение таких курсов помогло бы нормализовать расчеты с государствами СНГ и, следовательно, стимулировать промышленное производство в России. Однако вместо этого, говорит Казьмин, без всяких консультаций с Министерством финансов Центральный банк принимает решение об обмене денег. Это просто демонстрация несогласованности и нежелания согласовывать действия с правительством. <…>».

«Ответственность за акцию Центробанк берет на себя» — страница 1, 4
«<…> Заместитель председателя ЦБ Александр Хандруев — кстати, лично заверявший всех читателей «Известий» в постепенном изъятии старых купюр — объяснил новые жесткие меры тем, что, мол, после 6 июля на Россию обрушился вал старых рублей, и, чтобы защитить интересы россиян, руководство банка как раз и вынуждено было изменить свои планы. Он также заявил, что удельный вес старых купюр в наличной денежной массе на территории России составляет всего 7–10 процентов, так как в последнее время все регионы страны снабжались в основном новыми деньгами, а старые отправлялись в другие республики бывшего Союза, поэтому процедура обмена для россиян якобы окажется безболезненной. <…>
В конце концов, существует соглашение между странами СНГ, в соответствии с которым каждая из них взяла на себя обязательство не менее чем за шесть месяцев предупреждать остальных об изменениях в области своей денежной системы. И то, что Банк России пошел на нарушение этих соглашений, свидетельствует в первую очередь не против его партнеров, а против него самого. Но что делать, если беспринципность стала основой нашей финансовой политики, при которой можно спокойно закрывать глаза на инфляцию, съедающую доходы рядовых граждан, можно раздавать последним невыполняемые обещания, можно заключать соглашения, которых никто не собирается придерживаться».

«У продавцов своя валюта — спички и жетоны на метро…» — страница 1
«Сдачу в редакционном буфете мне предложили жетонами на метро. Я объяснил, что у меня проездной, но буфетчица успокоила: «Вы мне же их и принесете в следующий раз». Упорствующие получали сдачу жевательной резинкой. А в «конвертируемости» метрополитеновских жетонов я убедился в подземном переходе возле редакции, где торговец газетами принимал их в качестве платежа. Иначе разойтись с покупателями ему было бы, конечно весьма затруднительно. Газеты стоят по 15, 20, 40, 45 рублей. Старые деньги уже не в ходу… <…>
Проще, когда сдачи нужно выдать рублей десять, двадцать. Тут или прощают друг другу, или отоваривают покупателя на всю сумму спичками.
Заторы в очередях возникают то и дело. Ведь цены на основные продукты мало располагают к быстрому расчету в условиях разменного дефицита. Сметана — 192 рубля, сливки — 101, хлеб солодовый — 52 рубля, батон — 40 рублей. Округление идет явочным порядком. Продавцы и покупатели дружно клянут власти… <…>».

«Министр финансов Б. Федоров: Это удар по реформам» — страница 1
«Министерство финансов России выступило «категорически против решения о принудительном обмене банкнот старых образцов». В заявлении, которое было подготовлено в Вашингтоне, где в последние дни находился министр финансов Борис Федоров, сохраняющий, как известно, пост директора Всемирного банка, подчеркивается, что министерство «не принимало участия в подготовке данного решения и считает его политически и экономически вредным». Сообщения о том, что «эти действия пользуются поддержкой правительства, вызывают поэтому сомнения». <…>
Министр финансов, у которого отношения с руководителем Центробанка Геращенко, мягко говоря, натянутые, напоминает, что такого рода «большевистский подход уже был апробирован в январе 1991 года с известными печальными результатами». Это — «очередной прямой обман населения», заявил Федоров, подчеркнув, что решение Центробанка «можно квалифицировать как удар по экономическим реформам в России, как шаг, противоречащий курсу президента и итогам референдума», и потребовав немедленной отмены решения и привлечения к ответственности тех руководителей, которые его готовили. <…>».

«Национал-патриоты объявляют тотальное наступление» — страница 2
«Два дня — субботу и воскресенье — работал II конгресс Фронта национального спасения. В нем участвовало около полутора тысяч человек, что очень напоминало знакомую картину многолюдных партийных съездов прошлых времен. Принят целый портфель грозных резолюций.
В основном документе — «Политическом решении конгресса ФНС» — провозглашен переход к «тотальному наступлению». У нас нет выбора; или мы переходим в решительное наступление и сменяем преступный режим, или мы будем раздавлены и потеряем родину — так излагается «новая стратегия и тактика ФНС на современном этапе». Цитирую дословно: «Сменяем преступный режим». Сменяем… <…>
Итак, оппозиция наступает по всему фронту. Сначала мощная артподготовка в Верховном Совете: резко переиначен ряд законодательных актов, что меняет государственно-правовую ситуацию в стране. Затем конгресс «ударной бригады» оппозиции — ФНС. Совершенно очевидно, что противники президента и нынешнего правительства считают власть слабой, а свои позиции сильными. Чувствовать себя «на коне» им явно помогает бездействие президентских структур. Если бы президент после референдума выполнил волю народа, всякое «летне-осеннее наступление» было бы невозможно. <…>».

«Верховный Совет России: сессия печальных рекордов» — страница 2
«<…> Бесспорно, наиболее выдающимся в своем роде «достижением» сессии стало постановление, приостанавливающее серию актов о приватизации. Чтобы вполне оценить его, надо сделать то, что большинство наших депутатов, судя по всему, делать разучились: надо взглянуть на их действия со стороны. Что бы мы ни говорили о ветвях власти и разделении властей, в сознании любого избирателя сохраняется и объективно существующее понятие государственной власти в целом, «людей наверху» — будь они депутаты или министры. И у самих этих «людей наверху», если они действительно люди государственные, должно сохраняться чувство ответственности государства как такового перед народом. Они обязаны понимать, что государство не может, не смеет раздать 150 миллионам граждан документы на право владения собственностью, а потом, когда часть граждан реализовала эти документы, а прочие еще размышляют — взять и заявить: мы меняем правила игры. А может быть, вообще решим играть не в хоккей, а в домино. <…>
Особое «достижение» сессии — увеличение военных расходов по сравнению с проектом. Нашим депутатам, любящим к месту и не к месту ссылаться на зарубежный опыт, следовало бы вспомнить, что увеличение военных расходов по сравнению с запросом правительства — редчайший в практике мирового парламентаризма случай, не украшающий ни один парламент. Такое «достижение» особенно впечатляет в стране, проводящей сокращение вооруженных сил и вооружений, в стране с неоплатным внешним долгом, в стране, где депутаты «оппозиционного большинства» кричат на всех перекрестках об обнищании народа. <…>».

«Всё познаётся в сравнении, в том числе и западная помощь России» — страница 2
«Государства ЕС приняли недавно решение об оказании помощи отстающим в экономическом отношении регионам Сообщества, выделив на эти цели в общей сложности около 180 миллиардов долларов в течение 1994–1999 годов. <…>
Конечно, никто не ожидает таких фантастических сумм, но 25–30 миллиардов долларов в год для одной только России — это вполне возможно, по мнению Дж. Сакса. Пока же в Россию реально таких средств не поступает, хотя заявляемые суммы помощи близки к приведенным (24 млрд. долл. в 1992 г.) <…>
А вот на что можно было бы рассчитывать, так это на снятие Западом торговых барьеров перед российским экспортом, а также списание части внешнего долга бывшего Союза, что явилось бы сегодня естественным и логичным шагом со стороны наших кредиторов. И согласие на такие меры не потребовало бы от них большего напряжения сил, чем при наскребании нынешних сумм финансовой помощи. Но, похоже, воплотить такие меры в жизнь сложнее, чем аплодировать реформам Б. Ельцина».

«Азиатские драконы» готовы сотрудничать с Россией, но опасаются нашей политической нестабильности» — страница 3
«Россия на 99 процентов преодолела недоверие, которое страны Юго-Восточной Азии питали к Советскому Союзу. Никаких политических или идеологических препятствий для развития сотрудничества сегодня не существует», — заявил А. Козырев, подводя итоги завершившегося в воскресенье в Сингапуре 26-го ежегодного совещания министров иностранных дел Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). <…>
Особое беспокойство в странах АСЕАН вызывают сепаратистские настроения в российских областях и республиках. «Заявляя о своем желании обособиться от Москвы, определенные политические силы Сибири и Дальнего Востока только пугают потенциальных инвесторов, — считает один из членов российской делегации. — Никто не станет вкладывать деньги в страну, где нет сильной центральной власти, которая контролировала бы ситуацию в регионах и могла бы защитить иностранные капиталовложения. Как только начались разговоры о создании Дальневосточной республики, страны АСЕАН заморозили несколько очень выгодных для нас совместных проектов, в том числе по строительству заводов в Приморье». <…>».

«Ободрить Киев, не насторожить Москву» — страница 3
Подзаголовок — «Первый визит в США министра обороны Украины отразит новые отношения между двумя странами»
«В понедельник начался 5-дневный официальный визит министра обороны Украины Константина Морозова в США. Большую часть переговоров он проведет в Пентагоне, однако в США есть немало и других влиятельных организаций, приготовивших для украинского генерала намного больше вопросов, чем у него припасено ответов. <…>
В Вашингтоне ничуть не меньше, чем в Москве, желают скорейшего перебазирования всех расположенных на украинской территории межконтинентальных ракет на российскую землю. На этом сходство кончается.
Большинство высокопоставленных военных руководителей России убеждено в неготовности Украины обеспечить должное техническое обслуживание ракетно-ядерного арсенала. Отсюда и суть тактики, основанной на том, что нет нужды трясти дерево, плод созреет и упадет сам в руки терпеливого садовника. Американцы считают, что риск такого подхода намного превосходит вероятные затраты, укоряя россиян в однообразии тактики, которая слишком полагается на страх-кнут и явно недооценивает привлекательность пряника. <…>».

«Когда подводит «государственное» мышление» — страница 4
«Объявленные Центробанком меры — не просто техническая операция по замене образцов дензнаков. Для тех, кто в установленный лимит обмена не уложится, это означает конфискационную денежную реформу, поскольку при сегодняшнем темпе инфляции рубль за полгода обесценивается примерно втрое, а проценты за депозит в Сбербанке значительно ниже. <…>
Сегодня президент РФ может поправить дело, увеличив своим указом продолжительность обмена и предельную сумму (если вообще допустимо установление какой-либо предельной суммы). Но этого мало. В кругах, близких к президенту, подтверждают невероятное: президент не знал о готовящемся решении. Думаю, это должно не успокаивать граждан, а вселять дополнительную тревогу. Если президент не знал — значит в государстве что-то неладно, и, кроме исправления ошибки Центробанка, необходимо привлечь к ответу тех, кто виноват в том, что президент не знал. <…>».

«Длинными очередями — по реформе» — страница 4
«<…> Нервные очереди из магазинов переместились в сбербанки или к их дверям. Уже в 6.30 утра у центрального управления Смоленского Сбербанка, что как раз напротив корпункта нашего корреспондента Игоря Огнева, собралось более двухсот человек. Они были предусмотрительны. Ведь, по словам начальника главного управления ЦБР по Смоленской области Федора Кирилко, область имеет в резерве денежной массы даже меньше, чем в мае. Технические возможности сбербанков авторами финансового сюрприза, судя по всему, всерьез не просчитывались. <…>
Эта ситуация характерна для всех российских регионов. Сбербанки Хабаровска, сообщает ИТАР-ТАСС, не начали в 10 утра обмен купюр старого образца. Стоящими в очередях с шести утра людям разъясняли: нет денег. Все наличные купюры образца 1993 года разошлись еще в субботу, когда жители города буквально атаковали банки. Чтобы как-то выйти из положения в понедельник в ряде подразделений Сбербанка предлагали положить на депозитные счета все деньги без обмена 35 тысяч. Но желающих не нашлось. С утра обстановка в очередях накалилась, звучали даже угрозы применить оружие против работников Сбербанка за отказ в обмене денег. <…>».

«Люди правду говорят» — страница 4
«Очередное яркое проявление заботы Центрального банка России о благе простого российского люда вызвало неоднозначную реакцию, интересные суждения и даже провокационные слухи. <…>
Говорят, что авторов очередного облагодетельствования народа волновал отнюдь не демократический плюрализм денежных купюр и не горячее желание убрать с них непочитаемый нынешними властями профиль. Сверхзадача: как можно больше денег заарканить на счета сбербанков, а следовательно, обесценить их, ибо никакие высокие проценты по вкладам не в силах угнаться за темпами инфляции. То есть, по существу, за счет сбербанков вторично обворовать людей. <…>
Говорят, что президент России не мог не знать об этом шаге Центробанка и правительства. Один интеллигентного вида старичок в молочном магазине на Большой Черкизовской высказался примерно так: «Почему-то как какое безобразие в стране, Тбилиси или Вильнюс, или путч, или обмен денет, первые лица оказываются в неведении. А мы этому раз за разом верим. Знал Ельцин все. А теперь выступит в качестве благодетеля, поправит зарвавшихся финансистов, а заодно и свой авторитет. За кого же власти нас всех держат?«<…>».

«Руководство страны считает, что у граждан в карманах не должно быть денег больше, чем на пару обуви» / Григорий Явлинский — страница 4
«<…> Решение об обмене купюр, являясь по существу технической мерой, в неумелых политических руках немедленно создало ряд острых социальных и даже политических проблем, Во-первых, оно дает новый толчок росту цен, поднимая стоимость товаров до сумм, кратным ста рублям. Это коснется не только хлеба, зелени, других товаров и продуктов, стоимость которых была ниже ста рублей, но и всего ассортимента, цены на который составляли величины, не кратные ста. Во-вторых, вызвало новую волну ажиотажного спроса на продукты, возникшего в выходные дни, когда граждане пытались «сбросить» старые деньги. <…>
Я категорически не согласен с утверждением Центробанка, что эта реформа не носит конфискационного характера. Наши оценки темпа роста цен на будущие полгода свидетельствуют, что они будут выше процентной ставки Сбербанка России по срочным вкладам. Принудительное помещение всех сумм свыше 35 тысяч рублей в старых денежных знаках на срочные депозиты приведет к значительным потерям средств, не говоря уже о том, что могут быть нарушены планы людей, собиравшихся этими деньгами рассчитываться раньше. Если власти считают, что это не конфискация, я как гражданин и налогоплательщик, на средства которого, в частности, содержится правительство и проводится данное мероприятие, хотел бы узнать: а что у нас в государстве теперь называется конфискацией? <…>».

«Шеварднадзе, несмотря на сопротивление парламентариев, готов подписать договор о прекращении огня» — страница 5
«Эдуард Шеварднадзе готов подписать договор о прекращении огня в Абхазии и берет всю политическую ответственность за последствия такого шага на себя. <…>
Между тем сам Шеварднадзе признал, что соглашение включает в себя ряд положений, требующих серьезного компромисса с грузинской стороны. Однако, по словам Шеварднадзе, завершение войны на собственной территории в любом случае — победа здравого смысла над безумием. <…>
Предусматривается также создание абхазского полка внутренних войск с местом дислокации в Гудауте и грузинского полка с местом дислокации в Гали. Впоследствии из этих полков должно быть создано полинациональное единое подразделение, которое наряду с полицией будет осуществлять контроль в автономной республике. <…>».

«Состояние войны» — страница 5
Подзаголовок — «Репортаж из зоны грузино-абхазского конфликта ведет специальный корреспондент «Известий» Сергей Мостовщиков»
«<…> Первые признаки военного присутствия видны уже в двух автобусных остановках от аэропорта, в пригородном поселке Молдовка. Здесь с 8 июня 1993 года обосновалась так называемая вторая погранкомендатура, отвечающая за охрану российского участка границы с Абхазией по реке Псоу.
Отделяться от Абхазии рубежами было решено еще в прошлом году, сразу после начала войны. Еще панически перепуганные отдыхающие с детьми пытались выбираться из мест, где шла стрельба. Еще беженцы и обезумевшие матери напирали на ограждения российского военного аэродрома Бамиора под Гудаутой, моля высаженных здесь по тревоге десантников вывезти их куда-нибудь в безопасное место. Еще им объясняли, что «задачи такой не поставлено, но с появлением возможности, что-нибудь, наверное, можно будет придумать»… <…> Прелесть и смысл пограничной службы всегда сводились в этой стране к тому, что было ясно, кому говорить: «Стой, стрелять буду!». В кого теперь стрелять — неизвестно. Статус и местоположение российской границы не определены никакими законами. То, что проходит по реке Псоу, не оговорено с противоположной стороной, тем более, что пока и непонятно с кем, собственно, договариваться — с Грузией или Абхазией?
Вроде бы то, вдоль чего патрулируют с автоматами люди подполковника Руднева, считается прозрачным. То есть граница, кажется, есть. Есть на другой стороне абхазские пограничники. А нарушителей — нет. Всех, кого задерживают, сдают в милицию, после чего благополучно отпускают домой. <…>».

«Министерство безопасности России больше не имеет права содержать под стражей Владимира Панскова» — страница 8
«26 июля первый заместитель Генерального прокурора России Евгений Лисов отказал Министерству безопасности в продлении срока содержания под стражей первого заместителя руководителя налоговой службы России Владимира Панскова, которого МБР с февраля 1993 года пытается уличить в получении взяток. <…>
С самого начала это дело приняло скандальный оборот, поскольку представители финансовых и правительственных кругов заявили журналистам, что знают Панскова как великолепного профессионала и честного человека. Поскольку МБР в ходе следствия, претендовавшего на крупное разоблачение коррупции в высших эшелонах власти, хранило абсолютное молчание, возникло несколько самостоятельных версий случившегося, В числе прочих были предположения, что Владимир Пансков стал жертвой ведомственных интриг и был подставлен коллегами для создания видимости борьбы с продажностью высших государственных чиновников России. <…>».

«Независимая газета» / Учредитель: Московский городской Совет народных депутатов — 1993. — 27 июля, вторник. — № 139 (563). — 8 полос.

«Президент увеличил лимит» — страница 1

«Президент РФ подписал Указ «Об обеспечении нормального функционирования денежной системы Российской Федерации». В целях защиты прав и законных интересов граждан России Центральному банку России поручено «увеличить лимит свободного одноразового обмена изымаемых из оборота денежных билетов и банкнот образца 1961–1992 годов для граждан Российской Федерации и лиц, имеющих прописку или вид на жительство на ее территории, на сумму до 100 тыс. рублей на человека без учета свободного обмена банкнот Банка России образца 1992 года достоинством 10 тысяч рублей. <…>».

«Схватка политических бульдогов» — страница 1
Подзаголовок — «Опять ничья, что, может быть, и к лучшему»
«Что случилось? Почему вдруг Центробанк принял столь странное (с политической, а не финансовой точки зрения) решение? Почему правительство, а главное — лично его глава Виктор Черномырдин солидаризировались с этим решением (хотя и объявлено спешно, что против — Чубайс, Борис Федоров)?
Первое — идеальное — объяснение. Это единственная возможность единовременно и неожиданно решить острейшие финансовые проблемы России, в том числе — и за счет очередной конфискации денег у населения. <…>
Четвертый — борьба одной части правительства против другой (с опорой соответственно, на парламент и «ДемРоссию»).
Всюду принимают участие финансовые структуры, связавшие свою судьбу с теми или иными политическими институтами и фигурами.
Мне кажется наиболее реальным, естественно, четвертый вариант. И пусть никого не вводит в заблуждение выступление Руслана Хасбулатова, который под угрозой созыва внеочередной сессии Верховного Совета потребовал изменить решение Центробанка и правительства, скорее всего, он просто воспользовался моментом, зная, разумеется, заранее о готовящемся решении. <…>
Так или иначе, мы имеем дело с одним из самых острых и опасных за этот год политическим кризисом в России. Чем он завершится — неясно, но победа одной или другой стороны будет означать новый виток конфронтации в обществе и политике. С другой стороны, события, подобные таджикским, колеблют центральную власть в Москве так сильно, что она пытается судорожно уцепиться за что угодно. Первым делом руки сжимаются, разумеется, на горле народа. <…>».

«Финансовые маневры правительства» — страница 1
Подзаголовок — «Совсем по Павлову, но теперь уже точно по Федорову»
«Главная причина пожарных мер, каковыми стали спешные изъятия купюр старого образца, — беспрецедентно дефицитный бюджет, принятый на днях Верховным Советом. Баталии вокруг бюджета шли всю минувшую неделю, и не только в парламенте. А завершились повторением павловского прецедента 1991 года. <…>
На фоне дальнейших сообщений из Центробанка о преодолении кризиса наличности и о завозе в специальные хранилища купюр с российской символикой (сначала по традиции на Дальний Восток, затем — в западные регионы страны), а также о назначении официального срока, до которого параллельно имеют хождение деньги нескольких образцов, предпринятый правительством шаг ставит именно его (правительство), а не Центробанк в двусмысленное положение. Во-первых, даже спасая бюджет, сверстанный парламентариями для гиперинфляции, следовало бы поискать менее болезненные меры. Субботнее заявление Виктора Черномырдина о готовности поставить российские рубли всем, кто пожелает, а следом его демонстративную поездку к псковским пограничникам, ближнее зарубежье непременно расценит как подготовку России к хозяйственно-экономической войне. <…>».

«Урок соседям по бывшему СССР» — страница 1
Подзаголовок — «Позитивные последствия конфискации»
«Нечто подобное совету кота Леопольда «жить дружно» рекомендовал Центральный банк России бывшим соседям, решив вывести из обращения денежные знаки образца 1961–1992 годов. По механизму реализации решение оказалось довольно неожиданным. <…>
… Как республики, перешедшие к собственным денежным системам (Эстония, Латвия, Украина, Азербайджан, Кыргызстан и др.), так и те, что остались в зоне рублевого обращения (Молдова, Казахстан, Армения, «суверенная Татария», объявившая себя независимой Чечня и т. д.), получили возможность сделать несколько полезных для себя выводов. Перечислим их вкратце.
1. Россия (а точнее будет сказать — Москва) была и будет чрезвычайно серьезным, труднопредсказуемым и весьма влиятельным партнером, с которым нельзя не считаться. С таким неуклюжим и массивным медведем под боком очень трудно сосуществовать, претендуя на совершенную независимость. Надо либо очень четко и осторожно подлаживаться под его резкие и неожиданные движения в берлоге, либо вцепиться в него и более не отпускать, перемещаясь с ним в отведенном судьбой тесном пространстве как одно целое. <…>».

«Преемственность (27.07.93)» — страница 1
«Государство лжецов»
«За 70 с лишним лет в нашей стране создано государство, последовательное только в одном — в обмане своих граждан
Еще несколько недель назад Валентин Павлов, тогда еще министр финансов, выступая на сессии ВС СССР, с гневом праведника отпарировал чей-то вопрос о денежной реформе в таких примерно словах:
— Денежную реформу нельзя провести без подготовки. Реформа 1948 года, к вашему сведению, только началась в 48-м году, а начали ее готовить сразу после Сталинграда.
И вот Павлов уже премьер-министр, и реформа началась… <…>
В СССР построено государство лжецов. Все чиновники в нем — без исключения — лгут по призванию и по обязанности, по привычке и во имя «высших интересов». Это государство лжецов, естественно, заставляло лгать и своих граждан, сделав лжецами и нас.
И теперь государственные лгуны рассуждают или даже мечтают (т. е. лгут и себе самим) о каком-то доверии руководству, правительству, рассуждают и продолжают лгать. <…>
Виталий Третьяков («НГ», 26.01.91)».

«Заявление правительства РФ» — страница 1
«26 июля. В связи с решением Центрального банка Российской Федерации об изъятии из обращения на территории Российской Федерации с 26 июля 1993 года государственных казначейских билетов СССР, билетов Государственного банка СССР и банкнот Банка России образца 1961–1992 годов правительство Российской Федерации заявляет следующее.
Указанное решение Банка России, принятое в целях стабилизации денежного обращения в стране и устранения множественности видов находящихся в обращении денежных билетов, поддерживается правительством Российской Федерации.
Проводимое мероприятие ни в коей мере не направлено на ущемление законных интересов граждан Российской Федерации. Все заработанные деньги будут, безусловно, обменены их владельцам без нанесения им какого-либо материального ущерба. Имеющаяся в кассах предприятий и организаций изымаемая из оборота денежная наличность также подлежит сдаче ими в установленном Банком России порядке и сроки в учреждения банков для зачисления на счета. <…>».

«Все это уже было» — страница 2
Подзаголовок — «Как будет делиться Россия?»
«То, что происходит с Россией сегодня, не должно никого удивлять. Если бы последние годы мы не сочиняли историю, а изучали ее, она могла бы нас кое-чему научить. И когда некоторые политики говорят: «Мы не знали, что процесс смены режима примет столь болезненные формы», на это им можно лишь ответить: если не знали, то с таким запасом знаний не надо было лезть в политику… <…>
И если осознание исторической необходимости произойдет, то возможны три варианта политики «собирания земель» и развития событий.
Первый: Москва, политика Российского правительства становится столь привлекательной для регионов, а теснейшая связь с ней столь многообещающей и выгодной, что выступать против сближения с Центром — значит потерять всякую поддержку и лишиться власти.
Второй: лишение фактической власти местных правящих элит предпринимается с помощью политических, экономических и военных методов, силовое подчинение Центру при отсутствии открытого сопротивления со стороны местного населения. <…>».

«Фронт умер, но дело его живет» — страница 2
Подзаголовок — «ФНС свергал своего председателя»
«Второй конгресс Фронта национального спасения, проходивший 24—25 июля в Москве, можно было четко разделить на две части. Первое заседание конгресса, состоявшееся в субботу, носило явно агитационно-пропагандистский характер.
«Нынешняя ситуация в России чревата национально-освободительной революцией», — заявил в своем вступительном слове председатель исполкома ФНС Илья Константинов, добавив при этом, что «мы либо сметем преступный режим, либо потеряем Россию»… <…>
В итоге все организационные изменения перенесены на политсовет ФНС, который вряд ли примет какие-либо кардинальные решения. И, скорее всего, переизберет сам себя. Тем не менее полностью избежать раскола не удалось. Обвинив руководителей ФПС в «неокоммунизме», о своем выходе из фронта объявили Российский общенародный союз и его лидеры — депутаты Сергей Бабурин и Николай Павлов, а также Национально-республиканская партия России. При этом патриоты заявили о своем намерении сформировать новую «центристскую коалицию». <…>».

«Российские АЭС в первом полугодии» — страница 2
Подзаголовок — «Четверг, вторая смена — самое опасное время»
«Концерн «Росэнергоатом» подвел итоги работы атомных электростанций страны за период с января по июнь 1993 года. По данным, полученным в Центре общественной информации по атомной энергии, суммарная номинальная установленная электрическая мощность 28 ядерных энергоблоков на девяти АЭС России на 1 июля с. г. составляла 20,2 ГВт. Впервые за последние три года завершено строительство и начат ввод в эксплуатацию нового ядерного энергоблока на Балаковской АЭС… <…>
В первом полугодии на АЭС России произведено 60.645 млн. кВтч. электроэнергии, что практически равно выработке электроэнергии за аналогичный период прошлого года. Устойчивость работы АЭС принято оценивать числом внеплановых остановок энергоблоков. По этому показателю работа АЭС в первом полугодии 1993 года отличалась большей устойчивостью по сравнению с первым полугодием прошлого года… <…>».

«Российская нестабильность как помеха сотрудничеству» — страница 2
Подзаголовок — «В очередной раз это зафиксировала сессия АСЕАН»
«Через 15 минут после вылета из Сингапура министр иностранных дел России Андрей Козырев пригласил журналистов в свой салон и сказал, что считает главным итогом 26-й сессии АСЕАН то, что государства — участники блока признали за Россией право занять подобающее ей место в структуре этой региональной унии. Итак, осталось получить желаемый статус полноправного партнера по диалогу, что, впрочем, осложняется тем, что ситуация требует, чтобы одновременно такой же статус получил Китай (пока у России и Китая одинаковый статус гостя)… <…>
Но из Юго-Восточной Азии отлично видно, насколько нестабильна Россия, заметил Козырев и назвал два фактора, которые, по его мнению, могут сильно ослабить влияние России в регионе.
Во-первых, это слухи, как сказал министр, о «самосуверенизации» краев и областей РФ. Это движение, особенно на Дальнем Востоке, очень беспокоит Юго-Восточную Азию, но, заверил министр, там Россию воспринимают как единое целое, поэтому «дальневосточное самоопределение» бесперспективно.
Во-вторых, надвигающийся коллапс власти непосредственно в российской метрополии, что для лидеров стран Юго-Восточной Азии как приверженцев сильной руки вообще находится за пределами понимания… <…>».

«За экономическую интеграцию без ограничений» — страница 3
Подзаголовок — «Пресс-служба президента приветствует инициативу «Гражданского союза»
«Пресс-служба президента Казахстана распространила в четверг, 22 июля, заявление, озаглавленное «Казахстан — за экономическое партнерство». В заявлении говорится: «В Казахстане с заинтересованностью восприняли предложение московской организации «Гражданский союз» о создании экономического союза Беларуси, Казахстана, России и Украины, что является конкретным развитием инициатив президента республики Нурсултана Назарбаева, направленных на усиление координирующих действий государств СНГ в сфере экономики, совместном преодолении кризиса. Реализация этих идей, на наш взгляд отвечает коренным интересам суверенных государств, имеющих общее интеграционное иоле, их народов, связанных многовековыми узами добрососедства и совместного проживания. <…>
Это заявление — первая официальная реакция на недавнее обвинение в адрес Казахстана со стороны некоторых крупных российских политиков, предложивших республике выбор между участием в СНГ и проазиатской ориентацией. Как предполагают в пресс-службе президента, республиканское руководство попыталось сгладить конфликт и в очередной раз продемонстрировало преданность ценностям интеграции, кооперации, сотрудничества».

«Эхо денежной реформы докатилось и до Кишинева» — страница 3
Подзаголовок — «Центральный банк России способствует урегулированию конфликта в Приднестровье»
«Внезапно принятое Центральным банком РФ решение об изъятии из оборота рублей образца 1961–1992 годов застало врасплох не только россиян, но и жителей ближнего зарубежья, в которых купюры с изображением Ленина считались достаточно надежной валютой. В Молдове, например, они были в большом спросе и менялись на купоны Национального банка республики под 10–15%. Поэтому и вызвало большой переполох решение Российского банка. После двух выходных дней, когда за советские рубли с полок продовольственных магазинов были моментально сметены даже дорогостоящая водка «Смирноф», крабы и черная икра, руководство Молдовы решило принимать меры… <…>
Неожиданное решение Банка России поставило в самое щекотливое положение, пожалуй, самопровозглашенную Приднестровскую Республику. Здесь рубли до недавних пор являлись единственным платежным денежным средством, и купоны Национального банка категорически не принимались, даже при катастрофической нехватки рублевой наличности. В этой ситуации Приднестровье с территорией в несколько десятков тысяч километров и населением в 700 тыс. человек рискует оказаться рублевым оазисом на территории бывшего СССР. Естественно, сейчас лидерам Приднестровья жаловаться на отсутствие рублевой наличности будет грех, но это грозит окончательным развалом экономики и полной дестабилизацией финансовой системы. <…>».

«Между Баку и Степанакертом готовятся переговоры» — страница 3
Подзаголовок — «Пока достигнуто соглашение о прекращении огня»
«23 июля во второй половине дня армянским вооруженным формированиям после продолжавшегося несколько дней крупномасштабного наступления удалось взять под свой контроль азербайджанский город Агдам, прилегающий к Нагорному Карабаху. По сообщению оборонного ведомства Азербайджана, с армянской стороны было задействовано несколько мотострелковых полков национальной армии Армении, большое количество бронетехники и самолеты-штурмовики… <…>
… В связи с этим полномочное представительство Азербайджана в России возлагает на армянскую сторону всю ответственность за срыв мирной инициативы России, США и Турции. В документе звучит призыв к мировому сообществу — «остановить агрессора и применить к нему санкции».
Внешнеполитическое ведомство России также осудило взятие Агдама. В заявлении МИД России отмечается, что, «игнорируя предостережения со стороны России и других членов мирового сообщества, армянские вооруженные формирования вновь развернули активные боевые действия и захватили азербайджанский город Агдам»… <…>».

«Реформы: ни постепенно, ни быстро» — страница 4
Подзаголовок — «Шоковой терапии у нас, по сути, не было»
«Как проводить реформы — постепенно (без больших социальных издержек) или сразу — разделило сторонников перехода к рыночной экономике на два противоположных лагеря
Зациклившись на этих альтернативах, мы не особенно порой задумываемся над их конкретным содержанием. <…>
А теперь о быстром переходе к рынку, о том, что мы называем «шоковой терапией». На деле подразумевается лишь либерализация цен и доходов, т. е. более или менее болезненный, но необходимый для любой социалистической страны отрыв от пуповины, привязывающей к тоталитарной экономике, как катализатор рыночных процессов. Для осуществления традиционной схемы «шоковой терапии» (одновременного замораживания зарплаты, валютного курса и т. п.) у нас не имелось реальных возможностей, поэтому ее, по сути, и не было. Совершенно очевидно, что преодоление спада и инфляции, приватизация и устранение структурных деформаций, вообще формирование нормальной рыночной экономики нуждается в иных, более мягких методах, рассчитанных на длительную перспективу.
Что уже и происходит в постсоциалистических странах. В восточноевропейских — после рывка 1990 года, в России — с 1992 года… <…>».

«Колхоз убыточен фатально» / Ирина Кознова (Центр гуманитарных исследований) — страница 4
Подзаголовок — «Аграрная реформа глазами жителей деревни»
«У нынешних крестьян нет уверенности в необратимости реформ. Любой даже мало—мальски адекватный их ожиданиям указ они воспринимают как очередное грубое вмешательство в сельский уклад и ожидают от власти дальнейших, фактически репрессивных шагов. А потому и потенциал крестьянства оказывается как бы направленным не столько на созидание нового, сколько на привычное выживание. Неделикатное порой вторжение реформаторов в сферу деревенской экономики ведет к закреплению прежних крестьянских поведенческих стереотипов. Ведь сознание современного крестьянства представляет своеобразный сплав коллективизированного сознания, взращенного советской эпохой, и традиционной крестьянской этики выживания… <…>
Новое для деревни явление — фермерство — вызывает у крестьян самую разную реакцию: от неприятия до симпатии-сочувствия. Но больше всего скепсиса, который, конечно, объясняется отсутствием на селе необходимой для этого экономической базы. Фермеры еще слишком зависимы от хозяйств, из которых выделились. Зачастую колхоз или совхоз (перешедший в разряд АО) служит им своего рода подпиткой. Подобный «симбиоз по-деревенски» прокомментировал председатель одного из АО Липецкой области: «На 10 фермеров надо оставить один совхоз, чтоб было у кого воровать». Столь резкая оценка, данная в некотором запале, скорее обнажила реальные противоречия закладывающегося типа хозяйствования, чем объяснила реальный механизм его становления. <…>».

«Стабилизация на микроуровне: есть ли она?» / Эльвира Набиуллина, Владимир Кашин (Экспертный институт РСПП) — страница 4
Подзаголовок — «А соглашение, но ценам столкнется с множеством проблем»
«Наблюдается ли стабилизация или продолжается спад производства? Сторонники двух столь разных точек зрения, как правило, обращаются к макроэкономическим показателям. Экспертный институт РСПП провел опрос 127 руководителей предприятий — членов союза. Среди них 52% — руководители предприятий машиностроительных отраслей, где условия нынче сложные.
5% опрошенных определили ситуацию у себя как потенциальное банкротство. Четверть считают свои предприятия финансово-устойчивыми. Большинство же (70%) оценивают положение как финансово-неопределенное, так как пребывают в состоянии неустойчивого равновесия. <…>
Итак, исследования, проведанные в Экспертном институте РСПП, показывают, что предприятия начали приспосабливаться к новым условиям: меняется структура производства в соответствии с потребностями рынка, предприятия научились самостоятельно (без Госснаба и Госплана) устанавливать хозяйственные связи, искать более дешевых поставщиков и платежеспособных потребителей, пытаются даже в условиях высокого уровня инфляции и платежных заторов в банковской системе строить финансовую политику, обеспечивающую выживаемость, самостоятельно искать выходы из складывающихся условий, переходить от пассивного сопротивления к активному воздействию на ситуацию, например, прорабатывая возможности межотраслевых соглашений о ценах».

«Крах советской океанографии» — страница 6
Подзаголовок — «В отличие от СССР океан нельзя разделить на национальные квартиры»
«<…> После распада СССР состояние, в котором оказалась океанология, стало поистине трагическим. Складывавшаяся в течение десятилетий единая сеть научных и исследовательских организаций, единый научно-исследовательский комплекс больше не существуют. Для России, например, были потеряны Одесское отделение с 8 крупными океанскими судами и Севастопольское отделение, где в течение многих лет велось наблюдение за Черным и Азовским морями. Резко пошло на снижение само качество научной деятельности. Например, когда сотрудники Одесского отделения наведываются в Киев со своими проблемами и со своими данными о проделанной работе, то киевские чиновники зачастую просто не совсем понимают, о чем идет речь. <…>
… В итоге же состояние этих кораблей сейчас далеко не самое лучшее, вместо использования их в научных целях в последнее время они заняты на разного рода коммерческих рейсах. А потому немалое число высококвалифицированных специалистов уволилось, что серьезно снизило научный потенциал отделения. А многие из тех, кто пока еще остался, практически находятся не у дел. Это привело к тому, что заморожено проведение экологического мониторинга Черного моря; более того, украинские исследовательские суда боятся заходить в территориальные воды России, а российские корабли — в украинскую акваторию. Сложилась ситуация, когда американцы уделяют изучению Черного моря больше внимания, нежели те страны, побережье которых оно омывает. <…>».

«Светлана Прожогина: «Когда нас не слушали, проигрывали войны» — страница 6
Подзаголовок — «Профессор Института востоковедения РАН о ситуации в академической науке»
«<…> Экономическое положение сегодня в стране действительно тяжелое. Что будет, если начнут выбирать — надеюсь все же хотя бы не между водителями трамваев и востоковедами между заведомо стратегически важными институтами физического, химического профиля и институтами гуманитарными? Последние вообще всегда имели в сознании государственного чиновничества образ заведомо бесприбыльных (в лучшем случае!) учреждений. Однако ведь это все — мифологическое сознание. Гуманитарные знания — это атрибут цивилизации, в которой мы с вами существуем. Это не просто комплекс культурных ценностей, которыми гордится человечество вообще и мировая культура в частности. Это то, без чего организм человечий в данном пространстве — национальном, экономическом — существовать не может… <…>
— Институт всегда проводил конъюнктурные, ситуационные исследования, сообщая свои способы оценки той или иной проблемы. Но складывается впечатление, что это никому не нужно в нынешней России. Например, еще около двух лет назад инициативная группа наших ученых обращалась к председателю ВС РФ, предлагая свои аналитические оценки возможных вариантов развития событий в Таджикистане. От них тогда отмахнулись — не до этого. Теперь — до этого, но уже поздно. <…>».

«Российская газета» / Учредитель: Верховный Совет Российской Федерации — 1993. — 27 июля, вторник. — № 142 (758). — 8 полос.

«Сообщение Центрального банка Российской Федерации» — страница 1

«Центральный банк Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации «О денежной системе Российской Федерации» и Законом РСФСР «О Центральном банке РСФСР» в целях устранения множественности модификаций денежных билетов одного достоинства в обращении и в связи с достаточностью в резервах банкнот и монеты Банка России образца 1993 года прекращает с ноля часов (по местному времени) 26 июля 1993 года обращение на всей территории Российской Федерации государственных казначейских билетов СССР, билетов Государственного банка СССР и банкнот Банка России образца 1961–1992 годов. <…>
Граждане Российской Федерации и приравненные к ним лица, имеющие прописку или вид на жительство на ее территории могут в течение двух недель, с 26 июля по 7 августа 1993 года, произвести свободный одноразовый личный обмен изымаемых денежных билетов в любом учреждении Сберегательного банка России по предъявлении паспортов… <…>».

«Протест Генерального прокурора» — страница 1
«Генеральный прокурор Российской Федерации Валентин Степанков направил председателю Центрального банка России Виктору Геращенко протест (в порядке надзора).
В этом документе, который поступил в ИТАР-ТАСС из Генеральной прокуратуры РФ за подписью Валентина Степанкова, говорится: <…>
«Решение ЦБР в части установления условий и порядка обмена денежных знаков подлежит отмене, так как им вводятся не предусмотренные законодательством ограничения права граждан по распоряжению принадлежащей им собственностью. <…>
Отменить решение Центрального банка РФ от 22 июля 1993 года в части ограничения суммы обмениваемых гражданам государственных банкнотов и принудительного зачисления на депозиты учреждений Сбербанка денежных сумм, превышающих 35 тысяч рублей.
С учетом остроты вопроса рассмотреть настоящий протест незамедлительно.
О принятом решении сообщите.
Генеральный прокурор Российской Федерации В. Г. Степанков».

«Заявление Председателя Верховного Совета Российской Федерации» — страница 1
«Председатель Верховного Совета РФ Руслан Хасбулатов выступил с заявлением:
«Уважаемые сограждане!
В связи с объявлением Центральным банком и правительством Российской Федерации мероприятия по обмену старых денежных знаков сообщаю следующее:
1. Проводимое Центральным банком и правительством мероприятие по обмену денежных знаков не было согласовано с Верховным Советом Российской Федерации… <…>
3. В этих условиях Верховный Совет считает необходимым немедленно отменить все ограничения на обмен денежных знаков. Обмен надо проводить планомерно и организованно, без ущемления интересов населения России, а также населения стран СНГ… <…>».

«Указ Президента» — страница 1
«<…> В целях защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации, во изменение ранее принятых решений, а также обеспечения нормального функционирования денежной системы Российской Федерации постановляю:
1. Центральному банку Российской Федерации:
увеличить лимит свободного одноразового обмена изымаемых из оборота денежных билетов и банкнот образца 1961–1992 годов для граждан Российской Федерации и лиц, имеющих прописку или вид на жительство на ее территории, на сумму до 100 тысяч рублей на каждого человека без учета свободного обмена банкнот Банка России образца 1992 года достоинством 10 тыс. рублей… <…>
Б. ЕЛЬЦИН».

«Новые купюры защитят россиян» / Александр Хандруев, заместитель председателя Центробанка — страница 2
«<…> — Как известно, либерализация цен вызвала громадную денежную эмиссию. Центральный банк вынужден был увеличить объем номиналов денежных знаков. Появилось множество их модификаций. Так как одновременно участились случаи подделки купюр, мы вынуждены были вносить изменения в рисунок и цвет денежных знаков. Уже с начала 1993 года началось поэтапное изъятие купюр образца 1961–1992 годов. Это было связано также и с тем, что ряд республик бывшего Союза заявил о выходе из рублевой зоны и ввел свою денежную единицу, при этом не сдавая имеющуюся наличность в ЦБ… <…>
— Почему обмен ограничен 35 тысячами рублей?
— Мы исходили из того, что к 20 июля купюр старого образца оставалось в России всего 250 миллиардов рублей. Это менее 10 процентов наличной денежной массы. Таким образом, на каждого гражданина России приходилось около 8 тысяч рублей старых денежных знаков. Кроме того, учитывали мы и реакцию государств стран ближнего зарубежья. Ведь часть республик не собирается вводить свою денежную единицу, рубли нужны им для обслуживания их рыночного товарооборота… <…>
— Вы не считаете, что нарушили закон?
— В соответствии с Законом «О денежной системе Российской Федерации» ЦБ не имеет права выпускать денежные знаки без одобрения Верховного Совета. Поэтому все акции такого рода согласовываются с парламентом. В том же Законе сказано, что решение об изъятии денежных купюр — прерогатива Центрального банка России. В данном случае мы ничего не нарушали… <…>».

«Сообщения с мест» — страница 2
«<…> Белгород:
Новый «вид разменных денег» начал вчера с утра хождение в продовольственных магазинах Белгорода — бумажные пакеты и спичечные коробки. Такой «валютой» выдают сдачу покупателям, например, в булочных, объясняя это тем, что банк не обеспечил их необходимой разменной монетой. Но торговцы хлебом и булками хоть какой-то выход из положения нашли: они на сотенную бумажку 93-го года отпустят буханку черного хлеба и батон, а на сдачу выдадут еще и 8 спичечных коробков. И, как говорится, никаких проблем… А вот в гастрономических отделах положение куда сложнее. Либо выкупай продукты на всю имеющуюся у тебя наличность, либо уходи ни с чем. <…>
Сочи:
В сложном положении оказались сочинские отдыхающие, которых в городе находится сейчас около ста тысяч человек. Правда, начальник Сочинского расчетно-кассового центра Центрального банка России Валентина Свечинская считает, что у них нет оснований для паники, поскольку им, как и всем российским гражданам, обменяют по 35 тысяч, а остальные деньги зачислят на депозитные счета. Но паника в санаториях все-таки возникла. Отдыхающим уже не до отдыха — их мучает самый главный вопрос: на какие деньги покупать обратные билеты на самолеты и поезда?».

«Правительство в очередной раз обмануло народ» / Игорь Клочков, председатель ФНПР — страница 2
«<…> — Пагубные последствия принятого решения очевидны. Так называемая реформа не затронула интересов теневого капитала и коррумпированных чиновников. Произошла лишь перекачка денежных средств из сферы торговли в банковскую систему — особенно в сферу валютных спекуляций. Ведь уже к вечеру 25 июля курс доллара достиг 1900 рублей.
Что еще страшно: реформа бьет по карману наименее защищенных людей. У нас есть данные, что люди не в состоянии приобрести билеты к месту отдыха, путевки. Той суммы, что обменивается, не хватит на покупку обратных билетов. И заметьте, что при обмене учитываются только взрослые члены семьи, а установленный лимит едва достигает физиологического прожиточного уровня для семьи из четырех человек… <…>».

«Указ Президента Российской Федерации «О порядке согласования проекта Конституции Российской Федерации» — страница 2
«<…> 1. Считать необходимым проведение согласования подготовленного и одобренного Конституционным совещанием проекта Конституции Российской Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти и главами исполнительной власти (президентами республик) субъектов Российской Федерации.
2. Рекомендовать участникам Конституционного совещания принять участие в разъяснении положений проекта Конституции Российской Федерации, а также в его обсуждении органами государственной власти субъектов Российской Федерации. <…>
Президент Российской Федерации Б. ЕЛЬЦИН».

«Паралич власти» / Геннадий Мелков, доктор юридических наук — страница 2
«Трагедия на 12-й погранзаставе высветила множество военных, международно-правовых и политических вопросов, которые снова в который уже раз, встали теперь уже перед Россией. Целый день пограничники вели смертельный бой в одиночку, ожидая помощи (так же без помощи умирали в ледяной воде подводники с «Комсомольца»). <…>
Сейчас делаются запоздалые попытки свалить ответственность за смерти солдат на Верховный Совет России и МИД потому, что-де до момента трагедии не был ратифицирован российско-таджикский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Что, разве без этого договора нельзя было оказать пограничникам эффективную помощь? <…>
На мой взгляд, выход один: надо немедленно начать переговоры между представителями России официального Таджикистана и вооруженной таджикской оппозицией. На этих переговорах, в числе прочих должен быть решен вопрос и об обеспечении безопасного выезда из Таджикистана русского и русскоязычного населения с принадлежащим ему имуществом и с полной компенсацией выезжающим стоимости оставляемого ими жилья и другого недвижимого имущества… <…>».

«Выступление Руслана Хасбулатова на VI сессии Верховного Совета» — страница 3
«<…> Прежде всего речь идет о непрерывной политической драме, практически длящейся на всем протяжении текущего года. Благие намерения, высказанные в декабре 1992 года в ходе и в решениях седьмого Съезда народных депутатов, о необходимости преодоления политической конфронтации в 1993 году и концентрации сил общества на проблемах экономики не осуществились. Колоссальные силы ушли на проталкивание решения по референдуму, интерпретацию его итогов, попытки опрокинуть конституционную законность то ли через ОПУС, то ли через Учредительное собрание в форме Конституционного совещания или разложение изнутри Верховного Совета… <…>
Она к середине 1993 года еще более осложнилась, чем к концу 1992 года, когда всем была очевидна необходимость более взвешенного подхода к решению крупных экономических задач. Главная задача — воздействие на структурные изменения с целью создания рыночной инфраструктуры — оказалась не только невыполненной, но даже серьезно не провозглашенной в правительственных приоритетах, что является азбукой любого приверженца рыночных реформ. Вместо этого продолжалось догматическое экспериментирование в одной сфере макроэкономики — кредитно-денежной, никакие манипуляции в которой не давали никому и никогда успеха, если они не способны динамизировать конкурентные механизмы экономики… <…>
Складывается довольно мрачная обстановка. Где же выход? Выход есть. Ясное понимание всей обстановки диктует всему обществу, Верховному Совету, Президенту, правительству лишь один подход: признание, что этот выход только в сфере экономики. Только экономическое оздоровление страны дает возможности и средства решения других вопросов, в том числе и вопросов конституционной реформы. Предпосылки для такого понимания заложены в Декларации национального согласия по экономической реформе, разработанной с участием ВС, правительства, профсоюзов, АН РФ, общественных и политических объединений деловых кругов. <…>».

«Промышленники выбирают Юрия Скокова» — страница 3
«Вчера в Москве координационный совет Федерации товаропроизводителей России обсудил социально-экономическую ситуацию в стране. И докладчик Алексей Шулунов, и выступающие были предельно кратки: страна у последней черты, болит у всех одно и то же, болит одинаково, а перемены не просматриваются. При этом полное единодушие оценок и позиций продемонстрировали «совхозный генерал» Михаил Лапшин и фермер Александр Ежиков, представитель ВПК Николай Михайлов и зампред ФНПР Василий Романов… <…>
Конец дискуссиям положило утверждение Юрия Скокова председателем совета Федерации товаропроизводителей России. Точнее, его выступление, которое он начал с признания, что ему приятно вновь обращаться к собравшимся, а заодно и к тем, кого они представляют, как к коллегам. В его выступлении особо я бы выделил три момента.
Во-первых, психология директоров. Хотя сами они считают себя, и в обшем-то обоснованно, тем хребтом, на котором держится экономика, привычка из прежних лет заставляет их и сегодня искать ту самую высокую заветную дверь, за которой скрывается справедливость… <…>».

«Затопляемых депеши не спасут» — страница 3
«Уровень водохранилища Чебоксарской ГЭС остановился сегодня на отметке «63». Обычному человеку эта цифра ничего не говорит. Но именно за нее уже несколько лет подряд бьются нижегородские «зеленые».
В результате подъема воды до отметки «63» оказались затопленными 34 тысячи гектаров эксплуатируемых земель из них около 8 тысяч — сельхозугодий. Особенно пострадали восточные районы области: Воротынский, Лысковский… <…>
Нижегородские и марийские руководители уже не раз посылали депеши в органы федеральной власти с призывом не допустить нового заполнения Чебоксарского водохранилища. В конце августа 1992 года в соответствии с Указом Президента России о мерах по поддержке социально-экономического развития Республики Марий Эл были даны поручения соответствующим ведомствам. А именно: разработать технико-экономические обоснования по устранению негативных последствий эксплуатации водохранилища на отметке 63 метра. <…>».

«Не «выжмешь» — не выживешь» — страница 4
«Приостановить работу на один час 29 июля решили представители профсоюзных организаций предприятий оборонных отраслей уральского региона.
С 6 августа работники оборонных предприятий намерены прекратить обслуживание и гарантийные обязательства по работе на военных объектах, в частности, приостановить утилизацию вооружения и военной техники в рамках международных соглашений, прекратить регламентные работы, а также поставку запасных частей и комплектующих в войска… <…>
Правительство России намерено выделить льготные кредиты для реализации конверсионных программ оборонным предприятиям Свердловской области, ведущей индустриальной области Урала, а также освободить отрасль от таможенных пошлин на экспорт вооружения и боевой техники в обмен на закупку оборудования для проведения конверсии. <…>».

«Они негромко говорят, но их слышат» — страница 4
«Сибирское соглашение». Название этой межрегиональной ассоциации, объединяющей 19 территорий — республики, края области, автономные округа — короче, всю Сибирь без исключения, мелькает в сводках новостей все чаще. Последним «всплеском» было заседание совета ассоциации в Саяногорске (Республика Хакасия), где Сибирь по сути предъявила ультиматум Москве: пора прекращать политические упражнения на конституционные и прочие темы и обратить наконец внимание на просьбы и требования потенциально самого богатого, а сегодня охваченного тяжкими проблемами региона России. <…>
«Сибирское соглашение» оказалось самым эффективным из существующих ныне в России восьми межрегиональных объединений, по сути охватывающих всю страну. Секрет эффективности — в случайно найденной формуле: совет ассоциации состоит из глав администраций и глав местных Советов. Они заседают вместе и заметьте, успешно сотрудничают. Решения принимают согласием, никаких властных полномочий в ассоциации нет и быть не может. Нет их ни у нынешнего главы совета ассоциации — Виталия Мухи, ни у руководства небольшой исполнительной дирекции Владимира Иванкова. А вот решения к себе в регионы везут те люди, которые имеют все полномочия, чтобы их выполнить. <…>».

«Судьба ядерных центров» — страница 5
«За «круглым столом» в редакции «Российской газеты» встретились народные депутаты России и создатели ядерного и термоядерного оружия из двух федеральных центров России — Арзамас-16 и Челябинск-70. <…>
Станислав Воронин, главный конструктор ядерного и термоядерного оружия:
— Я считаю, что ядерные центры — это национальное достояние. Они создавались десятилетиями всей страной, всем народом. И если сейчас они разрушатся, то нетрудно представить, сколько усилий потребуется, чтобы их воссоздать. Если мы допустим их развал, то, на мой взгляд, это будет преступлением.
Наши беды начались с вступлением страны в рыночную экономику. Дело в том, что у нас нет продукции, которую мы можем давать на рынок. А, занимаясь подобными делами, мы никоим образом без твердого бюджета не можем обеспечить развитие той ядерной науки, на базе которой делается ядерное оружие. <…>
Альвин Еремин, председатель Комитета Верховного Совета по промышленности и энергетике:
— Беспокойство ядерщиков я понимаю и разделяю. Их тревога о существовании науки в целом и ядерных центров в частности вполне обоснованна. Мне удалось с группой депутатов посетить ядерные центры и производителей этой продукции. Откровенно говоря, мы не предполагали, что страну доведут до такого состояния. Сегодня глубина конверсии за очень короткий промежуток времени доведена до 68 процентов, а по многим отраслям, производящим вооружение, по существу до 100 процентов. В целом направление это правильное, но нельзя же впадать в крайность… <…>».

«Опытные мошенники с Запада устремились в Россию. И наоборот — российские на Запад» — страница 7
«Полиция многих стран занята сейчас расследованием крупного мошеннического дела, связанного с отмыванием в западных банках «грязных денег», поступивших из России. Об этом передал ИТАР-ТАСС, сообщается в материале, помещенном недавно в «Юропиэн». Газета утверждает, что, по мнению следователей, речь идет о 18 миллиардах долларов «сомнительного происхождения», которые различными путями были перекачаны из России в английскую столицу и пропущены в прошлом году через финансовую систему лондонского Сити… <…>
Российское руководство, продолжает «Юропиэн», серьезно обеспокоено тем, что организованная преступность все в больших масштабах разворовывает национальные богатства страны, а также западную помощь, выделяемую для поддержки российской экономики. Есть серьезные доказательства, что «опытные мошенники» с Запада устремляются в Россию и сильно обогащаются, используя царящую там, как выразился один из брокеров, обстановку анархо-капитализма… <…>».