День за днем. 1 июля 1993 года

Картина дня в газетных выдержках и цитатах. Этот день 1 июля — среда. По материалам «Независимой газеты», «Российской газеты» и «Известий».

«Известия» / Учредитель: журналистский коллектив «Известий» — 1993. — 1 июля, четверг. — № 121 (23976). — 8 полос.

«Бюджетная война российских территорий началась. Есть первые жертвы» — страница 1

«Пермский областной суд принял уникальное решение: признал иск Пермского городского Совета к Пермскому областному Совету о признании недействительным решения 9-й сессии облсовета «О бюджетной системе Пермской области на 1993 год». Другими словами, суд признал, что жители города Перми недополучают из областной казны несколько десятков миллиардов рублей. А это, естественно, сказывается на функционировании всей социальной инфраструктуры. <…>
По мнению президента ассоциации «Налоги России», доктора экономических наук, профессора В. Фролова, который возглавлял независимую экспертизу в тяжбе между городом и областью, это первый «выстрел» на бюджетном пространстве России, означающий, что завтра начнется настоящая бюджетная война, так как в положении пермяков оказались многие города и территории. Это, считает Фролов, идет от несовершенства формирования и деления бюджета на уровне Верховного Совета России. <…>».

«Мятежный полковник становится премьер-министром Азербайджана» — страница 1, 2
«Три дня в Баку в Верховном Совете проходила встреча за закрытыми дверями осуществляющего полномочия президента Азербайджана спикера парламента республики Гейдара Алиева с народным депутатом полковником Суретом Гусейновым. Она привлекла к себе пристальное внимание прессы, но все попытки журналистов выведать что-либо о ходе конфиденциальных переговоров не увенчались успехом. Приходится довольствоваться прогнозами наблюдателей и сообщениями некоторых источников.
По мнению большинства наблюдателей, камнем преткновения на встрече стал вопрос «дележа власти». Если раньше Сурету Гусейнову прочили портфель министра обороны, то ход затянувшихся переговоров показал, что гянджинский полковник не прочь занять и кресло премьер-министра… <…>
Переговоры и консультации Гейдара Алиева с вероятными претендентами проходят на фоне очередного поражения азербайджанской армии на карабахском фронте. Армянская сторона, захватив райцентр Агдере и прилегающие к нему села, сосредоточивает силы вокруг Агдама. Бои здесь идут на подступах к городу. В связи с этим министерство иностранных дел Азербайджана распространило заявление, в котором «расценивает последнюю эскалацию военных действий как еще один факт неприкрытой агрессии Армении против Азербайджана»… <…>».

«Правительство принимает экзамен у армии. Армия задает вопросы правительству» — страница 1
«29 июня на подмосковном полигоне в Кубинке состоялось научно-исследовательское учение российской армии, которым руководил первый заместитель министра обороны Андрей Кокошин. На учениях и выставке оружия и боевой техники сухопутных войск присутствовали первый вице-премьер Олег Сосковец, вице-премьер Александр Шохин, заместитель председателя Комитета ВС РФ по вопросам обороны и безопасности Александр Пискунов. <…>
Один из высокопоставленных военных сказал мне: мы специально выставили все это богатство перед членами правительства, чтобы показать — сегодня мы обладаем им, завтра можем потерять навсегда, так как денег на закупку такого замечательного оружия у нас нет, а промышленность не станет ждать, когда они у нас появятся, вопреки неисполняемым обещаниям.
И еще, заметил он, мы хотели показать правительству, что все это мы можем делать на российских заводах, вне зависимости от разорванных кооперационных связей с бывшими республиками Союза… <…>».

«Чековые фонды скрывают информацию от владельцев ваучеров» — страница 1, 2
Подзаголовок — «Расследование «Известий» и Конфедерации потребителей»
«Известия» совместно с Международной конфедерацией потребительских обществ (КонфОП) провели обследование девяти наиболее известных чековых инвестиционных фондов (ЧИФ). Наши эксперты получили специально для этого купленные ваучеры и слились с многочисленными рядами обычных акционеров чековых фондов. <…>
Главный вывод наших экспертов (имена их мы пока не называем, так как работа на этом еще не заканчивается) — информация, которую дают о себе фонды и которую можно добыть «невооруженному» акционеру, совершенно недостаточна для осознанного выбора. Большинство фондов не готовы работать с рядовыми акционерами, а в ряде случаев прямо ущемляют их права. И до тех пор, пока фонды остаются «черными ящиками», до тех пор, пока они не публикуют своих отчетов, передача им ваучеров остается делом рискованным, о чем наши эксперты и предупреждают читателей «Известий».
Пока же по чисто внешним признакам наиболее благоприятное впечатление на наших посланцев произвел «МММ-инвест». <…>».

«Россия больше не будет давать технические кредиты странам СНГ» — страница 1
«Вице-премьер, министр финансов России Борис Федоров заявил, что технических кредитов со стороны РФ для стран СНГ сейчас нет и предоставляться они больше не будут.
Он отметил, что кредиты партнерам по Содружеству будут оформляться впредь только как межгосударственные… <…>».

«Второе Ново-Огарево — теперь для России?» — страница 2
Подзаголовок — «Территории берутся решать судьбу Федерации»
«Председатель Красноярского крайсовета народных депутатов Вячеслав Новиков, возглавляющий ассоциацию руководителей представителей власти краев и областей России, заявил о намерении собрать в ближайшее время совещание наиболее активных в конституционном процессе лидеров краев и областей, пригласив представителей всех республик в составе Российской Федерации.
Цель — найти компромиссные решения по самым острым проблемам внутреннего устройства Федерации. Именно Федерации, поскольку, согласившись с определением республик как «суверенных государств в составе Российской Федерации», речь можно будет вести лишь о преобразовании России в конфедерацию. <…>
Второе Ново-Огарево? Вряд ли уместно прямое сравнение последних месяцев существования Советского Союза и нынешнего состояния России, но налицо все более аргументированное и веское желание регионов играть ведущую роль в строительстве новой Федерации. Уверены ли местные лидеры, что вполне могут договориться между собой и попытаться без федерального руководства найти формулу согласия, позволяющую сохранить целостность России и по возможности сгладить противоречия между республиками, краями и областями? На этот вопрос Новиков ответил, что и у него происходящее вызывает серьезные ассоциации со второй половиной 1991 года. Однако союзный центр противостоял позициям республик, сейчас же, наоборот, Москва и российские республики очень хорошо понимают друг друга, и центр готов идти на значительные уступки в их пользу… <…>».

«Верховный Совет России отказался утвердить Е. Шапошникова секретарем Совета безопасности» — страница 2
«Как и ожидалось, состоявшееся на утреннем совместном заседании сессии Верховного Совета РФ 30 нюня обсуждение кандидатуры Е. Шапошникова с тем, чтобы утвердить его в должности секретаря Совета безопасности, оказалось весьма бурным. В итоге парламент проголосовал против назначения маршала. Решено вернуться к этому вопросу через неделю, а за это время обсудить кандидатуру Е. Шапошникова в комитетах и комиссиях, а заодно и выслушать объяснения предшественника маршала — Ю. Скокова о причинах его отставки. <…>
Собственно говоря, мало кто из наблюдателей, да и из депутатов сомневался в том, что ВС не «завалит» кандидатуру Е. Шапошникова. Просто хотя бы потому, что она представлена президентом. Оппозиция в лице «Российского единства» имеет в парламенте прочное большинство. Однако в то же время есть некоторые основания говорить, что внутри парламента происходят перемены в настроениях. <…>».

«Совет безопасности ООН отказался снять эмбарго на поставки оружия боснийским мусульманам» — страница 3
«Вечером 29 июня после пятичасовых дебатов Совет Безопасности ООН отверг предложенный неприсоединившимися и исламскими государствами просит резолюции об отмене эмбарго на поставки оружия боснийским мусульманам. Впервые с начала югославского кризиса между западными союзниками произошел раскол: США проголосовали «за», Франция и Великобритания воздержались.
Россия, как и следовало ожидать, тоже воздержалась. Москва категорически возражает против снятия эмбарго, и в Министерстве иностранных дел не скрывали: если бы существовал хоть малейший шанс, что резолюция может пройти, российский представитель применил бы право вето. Однако этого не потребовалось. <…>
…Опасения Парижа и Лондона легко понять, если учесть, что в Боснии находятся 6.300 французских «голубых касок» и несколько тысяч британских.
Москва, которая отказывается послать в Боснию своих военнослужащих, приводит сходные аргументы. Кроме того, российские дипломаты имеют в виду (хотя и не заявляют об этом публично), что отмена эмбарго изменит соотношение сил не в пользу сербов. <…>».

«Запад намерен снять ограничения на экспорт технологий в страны СНГ» — страница 3
«В Токио, на встрече глав государств и правительств «большой семерки», российского президента Бориса Ельцина, приглашенного в качестве наблюдателя, будут ждать «приятные для него сообщения». Они будут касаться тех мер, которые намерены принять Соединенные Штаты и другие страны Запада, дабы ослабить или отменить вовсе ограничения на торговый и научно-технический обмен, что были введены еще в эру «холодной войны». <…>
Пересмотр, насколько я понял из высказываний высокопоставленного чиновника, идет и в рамках КОКОМ. И здесь российского президента тоже ждет «приятность». Чиновник, к сожалению, категорически отказался сообщить — даже намеком, — об отмене каких именно ограничений будет объявлено в Токио.
Но зато он был достаточно конкретен в ответе на мой вопрос, какова на сегодняшний день ситуация с фондом в 4 миллиарда долларов, обещанным нам в апреле для поддержки программ приватизации. Недавние высказывания некоторых ответственных чиновников правительства Японии породили сомнения в том, что в обозримом будущем мы дождемся этого фонда. Судя же по высказываниям белодомовца, фонд мы получим, но не сразу и в урезанном виде… <…>».

«Главы приграничных областей России и Украины обязались сотрудничать и не наносить друг другу ущерба» — страница 4
«Руководители пяти российских и пяти украинских областей, ставших приграничными после образования двух независимых государств, подписали в присутствии глав обоих правительств ряд совместных документов. В совещании и выработке документов участвовали правительственные делегации, а также руководители еще трех украинских областей (Запорожской, Полтавской, Днепропетровской). <…>
Главы администраций и руководители облсоветов (от нескольких украинских областей — представители президента) подписали обращение в адрес президентов, председателей Верховных Советов и глав правительств своих государств. В нем, в частности, отмечается, что «интенсивный и неоправданный» разрыв исторически сложившихся связей между населением и предприятиями двух государств нанес серьезный ущерб обеим сторонам и сильнее всего ударил по соседствующим регионам. «Промышленные предприятия приграничных областей имели длительные хозяйственные связи, экономически выгодные для обеих сторон. Сельскохозяйственные
предприятия ранее тесно сотрудничали, оказывали взаимную помощь техникой и людьми, — говорится в обращении. — Большие проблемы для предприятий и населения возникли в связи с рассогласованностью финансовых систем, что привело к резкому осложнению взаимных расчетов». В приграничных регионах из-за разрыва прежде единой транспортной сети ухудшилась работа транспорта, из-за рассогласованности действии правоохранительных органов и дефицита товаров по обе стороны границы осложнилась криминогенная обстановка. <…>».

«Легкий уход Эльчибея не обещает легкой жизни новой власти Азербайджана» — страница 4
«Народ способен простить лидеру многое — только не слабость.
Независимо от движений души и личных резонов, толкнувших Абульфаза Эльчибея на ночной полет из столицы в глушь своей «малой родины», подавляющим большинством населения Азербайджана это было воспринято именно как слабость — как заурядное бегство. В один из дней нахичеванского затворничества президента я услышал в Баку от таксиста: «Представь, как бы в России смотрели на Ельцина, если бы во время путча он улетел в Свердловск и оттуда «руководил» сопротивлением…». <…>
Очевидно, что в новой обойме власти в Азербайджане сегодня три ключевые фигуры — Гейдар Алиев, Сурет Гусейнов и Этибар Мамедов. Не менее очевидно и то, что опытнейший «кадровик», к тому же легитимно уполномоченный представлять кандидатов на государственные должности, Гейдар Алиев сумеет провести кадровые расстановки на высоком уровне, вернув к управленческим должностям многих из прежней, несомненно, более квалифицированной номенклатуры. Первые шаги и по расчистке кабинетов, и по новым назначениям Алиевым уже сделаны. Популярные меры для укрепления своей власти — в виде поднятия минимальной зарплаты — тоже приняты. <…>».

«Топливо на Сахалине и Курилах делят по крохам» — страница 4
«Уже не первым месяц живет в обстановке жесточайшего энергетического кризиса, связанного с отсутствием дизельного топлива, население Курильских островов.
Минувшей весной, когда запасы его были полностью израсходованы, местные власти вынуждены были даже объявить на островах чрезвычайное положение, обратиться за помощью к Японии. Нынче, похоже, в подобной же ситуации оказался и Сахалин. В ряде его районов топливные цистерны сегодня пусты. По этой причине остановились предприятия угольной и лесной промышленности в Углегорском районе. Полностью прекращена работа на крупнейшем угольном разрезе «Солнцевский», снабжавшем твердым топливом многие предприятия региона… <…>».

«Литва на пороге газового кризиса» — страница 4
«Прекращение поставок газа российским концерном «Лентрансгаз» в минувшее воскресенье поставило Литву на грань самого серьезного за последнее время энергетического кризиса. <…>
Причины нынешнего кризиса лежат на поверхности. В республике всего два крупных предприятия закупают газ у коммерческих структур, остальные привыкли пользоваться относительно дешевым топливом за счет государственных поставок из России, не стесняясь залезать в долги. И вот лопнуло терпение у российских газовиков. Сумма литовского долга оказалась огромной — свыше 43 млн. долларов. И никто в Литве до сих пор не знает, откуда взять средства для погашения задолженности. <…>
Впрочем, если учесть, что самая западная российская — Калининградская область получает газ по трубопроводу, ходящему по литовской территории, то, отчаявшись, Литва может пойти на крайнюю меру и тоже перекроет краны, оставив Калининград на голодном газовом пайке. <…>».

«Самые нуждающиеся — семьи с детьми» — страница 4
«<…> Как скажется на состоянии жизненного уровня народа недавно принятое правительством решение о сокращении на 20 процентов бюджетных ассигнований? Можно ли спрогнозировать социальные последствия такой меры? Прокомментировать ситуацию мы попросили заведующего сектором Центра информационных и социальных технологий при правительстве России Евгения Гонтмахера. Вот его мнение.
— При состоянии нашей экономики финансовая политика государства должна быть жесткой. Но вопрос в том, какими методами и в какой форме эту жесткость проявлять. Похоже, последнее решение правительства о сокращении на 20 процентов бюджетных ассигнований в очередной раз приведет к экономии на слабых… <…>
Поскольку главная задача сегодня — вытянуть промышленность, производство из прорыва, только и остается, что экономить на «бюджетниках». Как вы понимаете, сокращением затрат на управленческий аппарат займутся в последнюю очередь, следовательно, начнут урезать ассигнования на науку, образование. <…>
Резерв пополнения бюджета видится в существенной корректировке налоговой политики. Но не в том виде, как это предлагается в очередной раз. Министерством труда подготовлен законопроект о регулировании оплаты труда. Он по-прежнему предполагает именно регулирование, что, строго говоря, входит в противоречие с установкой на полную экономическую и хозяйственную самостоятельность предприятий независимо от формы собственности. <…>».

«Грузия не хочет больше жить «за гранью дружеских штыков» / Юрий Мосешвили, писатель — страница 5
«<…> С самого же начала войны средствами массовой информации России в политический обиход настойчиво внедрялась формула «грузино-абхазский конфликт». И это вовсе не случайная оговорка. Мировое общественное мнение, таким образом, подводилось к выводу, что воюют между собой два государства, два народа.
Российский парламент объявил Грузии на этом основании полный экономический бойкот, затянул потуже петлю блокады, высказав готовность принять под свой протекторат страдающую Абхазию. Посыпались угрозы: «Я подниму самолеты и буду бомбить Грузию (А. Руцкой)», «Необходимо использовать против Грузии силу своих кулаков (Б. Пастухов)». <…>
Если учесть ко всему этому, что официальная Россия так и не взяла на себя ответственность за участие тысяч (!) своих граждан во внутреннем конфликте чужого государства, не собралась определить совместным соглашением хотя бы правовые основания дислокации своих войск в зоне конфликта, подоплека этой войны станет ясной. <…>».

«Ларек как начальная стадия развития капитализма в России» — страница 7
«III. Костюмчик-плюш, кроссовки — из Китая»
«<…> Подозрительность советского народа к дешевым вещам — новый элемент на данном этапе исторического развития. География стремительным образом входит в жизнь каждой семьи, и названия Гонконг, Тайвань, Объединенные Арабские Эмираты, Сирия, Южная Корея, Турция, Индия и пр. уже не так ласкают слух соотечественника, как пару-тройку лет назад. Оно, конечно, все равно кругом Гонконг и Тайвань, поскольку на настоящую фирму денег хватает далеко не всем. <…>
За неимением лучшей власти, отечественные капиталисты в первом поколении занялись пока тем, что вместо магазинов покупают себе ту власть, которая есть, чтобы заставить ее жить по своим законам. И надо сказать, они, ее, видимо, купят довольно скоро. По некоторым конфиденциальным сведениям, около 35 процентов ларьков на Новом Арбате сегодня являются собственностью сотрудников московской милиции. В свободное от службы городу время они подрабатывают себе на жизнь на «Амаретто ди Саронно». <…>».

«Независимая газета» / Учредитель: Московский городской Совет народных депутатов — 1993. — 1 июля, четверг. — № 121 (545). — 8 полос.

«Исаков возвращается в Президиум ВС» — страница 1
«Вчера Верховный Совет избрал Владимира Исакова председателем комитета по конституционному законодательству. Этот комитет, наряду с другим — по судебной реформе и текущему законодательству — был создан вместо руководимого Михаилом Митюковым бывшего комитета ВС по законодательству. Ликвидация последнего связана с тем, что его председатель, по утверждению спикера, возглавляет борьбу против парламента изнутри.
Ответственный секретарь Конституционной комиссии Олег Румянцев в своем заявлении оценил избрание Владимира Исакова «как событие с отрицательными последствиями». По его мнению, в Верховном Совете «завершается образование непримиримого противовеса — партии власти Бориса Ельцина и свидетельство этому — руководство лидером «Российского единства» конституционным процессом… <…>».

«100 ведущих политиков России в июне» — страница 1
Подзаголовок — «Президентская команда теснит оппозицию все больше и больше. Хасбулатов опустился на четвертое место, Руцкой — на девятое»
«<…> Главным политическим событием июня, без сомнения, явилось Конституционное совещание в Кремле, которое, по замыслу его организаторов, призвано было, помимо прочего, закрепить и развить итоги апрельского референдума. Судя по приведенному выше списку, 100 наиболее влиятельных политиков России, отдельные представители «президентской команды» смогли набрать в этом месяце дополнительный политический капитал и потеснить на «политическом Олимпе» своих конкурентов. Самый важный и достаточно ожидаемый результат проведенной экспертизы состоит, по-видимому, в том, что председатель ВС РФ Р. Хасбулатов за прошедший месяц потерял еще 0,74 балла и оказался уже на 4-м месте, уступив свои позиции сначала (в мае) В. Черномырдину, а теперь и С. Шахраю. <…>
Среди других наиболее ярких перемен в списке следует отметить снижение политического «веса» (на целый балл и более) В. Ерина, Н. Травкина, В. Анпилова и Ю. Скокова. Заметим, что ни у кого средний балл не вырос за прошедший месяц в той же мере. <…>».

«Референдум об экономическом союзе Беларуси, Казахстана, России и Украины предложил пронести осенью этого года Николай Гончар, лидер московского «Гражданского союза» — страница 1, 2
«С этой идеей «постсоветского Маастрихта» председатель Моссовета Николай Гончар выступил на заседании Политсовета московского «Гражданского союза», которое состоялось вечером во вторник. Конкретно предложение состоит в следующем: как можно раньше осенью одновременно в четырех ранее входивших в СССР республиках провести референдумы о создании Экономического союза, базирующегося на безоговорочном признании государственного суверенитета каждого из участников. Союз не должен носить ни политического, ни военного, ни идеологического характера. <…>
Конкретно Экономический союз должен включать: единое финансовое пространство (что не исключает существования национальных валют); единое таможенное пространство; создание единой законодательной базы для деятельности трансреспубликанских финансово-промышленных групп. Скорее всего, это потребует создания общей денежной единицы типа западноевропейского ЭКЮ, которое не исключает существования ни одной из национальных валют. <…>».

«Идеи валяются под ногами» — страница 2
Подзаголовок — «А подбирать некому»
«<…> Вел музыкально-информационную передачу радиожурналист Александр Бунин. Умудрился он-таки увидеть, в буквальном смысле подобрать с дороги идею и подарить ее своим слушателям с такой щедростью, как будто по пути на работу он их находит тыщами. Как другие — деньги. А лежала-то на обочине Садового кольца всего какая-нибудь пара свежих роз, невесть как сюда попавших, невесть кем и почему оставленных, никем не подобранных. Хотя это легко объяснимо. Утро-то было раннее. А вот все остальное — тайна. <…>
А как хороши, как свежи были версии, которые предлагали радиослушатели. Почти все. От коммерческо-криминальных до нежно-возвышенных. Ведь черствые и деловые люди на щедрые идеи не откликаются. Не нужны они им. У них своих хватает. Например, куда вложить ваучер или как улучшить Конституцию. Как будто Конституция их может сделать счастливыми, а ваучер богатыми. Им и в ум никогда не придет, что Великобритания, богато и счастливо живущая, во всяком случае, по сравнению с нами, вообще не имеет писаной конституции. Не нужна она, если люди умеют ценить и соблюдать законы и традиции. Не нужны таким людям и ваучеры. Если фунт стерлингов столетиями им надежно служит, зачем же придумывать какой-то дубликат, который заведомо обернется фунтом лиха. Прав, наверное, один мой добрый знакомый, когда говорит, что советы лучше всего получать деньгами, а подарки — в неупакованном виде из рук в руки, а не по квитанциям на почте. <…>».

«Спор о России не окончен» — страница 2
Подзаголовок — «Интеллектуалы опять решали, как ее возрождать»
«Институт социально-политических исследований Российской академии наук и Американский университет в Москве провели «круглый стол» на тему «Bозрождение России: концепции и peальность». Ведущими «круглого стола» были директор ИСПИ РАН Г. В. Осипов и профессор Д. Лозанский (США). <…>
Открывший «круглый стол» писатель Василий Аксенов высказался за двухстороннее движение Россия-Запад, определив российский этнос как этнос европейского типа. Владимир Буковский в своем выступлении говорил о возможности нигерийского варианта для России и сохраняющейся опасности пребывания у власти разномастной номенклатуры. Владимир Максимов посвятил свое выступление сегодняшней реальности России, которая, по его мнению, подвергается целенаправленному растлению и погрязла во лжи. Наиболее ярким и вызвавшим острую дискуссию было выступление Александра Зиновьева, сказавшего об открытом идеологическом оболванивании России и скрытом оболванивании Запада. Приехавший в Россию после 15-летнего отсутствия писатель весьма пессимистично высказался о возможности превращения России в страну западного типа и о том, что Россию на Запад не пустят, мы там не нужны… <…>».

«Театр на Таганке закрыт?» — страница 2
«Арбитражный суд Москвы отклонил претензию Московского театра на Таганке (художественный руководитель Ю. Любимов) к «Содружеству актеров Таганки» (Н. Губенко). «Любимовцы», оставшиеся верными своему учителю, считают недействительными и безнравственными действия своих бывших коллег, указавших своим адресом адрес театра, созданного другим… <…>
На мой вопрос, остается ли в нынешней ситуации Юрий Петрович оптимистом, он ответил:
— Да и если государство не окончательно растлилось, и если власть хочет сохранить Россию, ее культуру, нравственность и граждан, стремящихся к возрождению, оно должно взять бразды правления в свои руки и прекратить произвол и безумие коммунистов и номенклатуры, которые ввергают страну в анархию и, как теперь выражаются, в беспредел. Дальше падать некуда».

«Вторая клятва президента» — страница 2
Подзаголовок — «В Афинах подписан пакет совместных документов»
«Второй день визита был для Бориса Ельцина отмечен второй президентской клятвой на холме Пникс, месте, откуда начала почти две тысячи с половиной лет назад свой путь демократия. Президент РФ символически присягнул на верность ее принципам. В этот же день в резиденции греческого премьера, особняке «Максим», состоялись официальные переговоры между Борисом Ельциным и премьер-министром Греции Константиносом Мицатакисом. А до них были подписаны совместные документы, касающиеся широкого спектра совместного сотрудничества.
Во время переговоров с глазу на глаз составами делегаций лидеры двух стран большое внимание уделили развитию двусторонних отношений… <…>
Кроме этого, был обсужден вопрос об инвентаризации и обновлении около 30 старых договоров и соглашений, которые ныне существуют между Грецией и Россией. Если говорить о конкретных внешнеэкономических делах, то во время визита были согласованы позиции о поставках российского газа в Грецию, нужда в котором является для страны достаточно большой, а также строительство глиноземзавода, oткуда бы можно было импортировать глинозем в Россию. Помимо этого были оговорены вопросы участия греческих фирм в реконструкции портов в России, а также в программе возрождения российского флота. <…>».

«Донские казаки в ожидании «государевой службы» — страница 3
Подзаголовок — «Они хотят воссоздания Области Войска Донского как субъекта Российской Федерации»
«Донское казачество, давно уже не мирящееся с ролью лишь культурно-этнического феномена, оказалось самой политически активной частью населения Ростовской области. Под прессингом казачьих организаций в марте нынешнего года оказались областные власти (часть казаков, проводивших стояние в поддержку приостановленного президентского указа о государственной службе казачества, решили заодно реанимировать некоторые идеи из старого запаса, за что и попали под смутные подозрения в «казачьем сепаратизме») — сход объявил себя Верховным кругом Дона и заявил о воссоздании Области Войска Донского и донского правительства (давнее решение сессии облсовета о воссоздании казачьего национально-государственного образования было опротестовано областным прокурором и отменено)… <…>
Сейчас на Дону сосуществуют (между ними держится напряжение) несколько казачьих организаций. Самая влиятельная и многочисленная — Союз казаков ОВД — объединяет около 70–80% донцов. Все они действуют сейчас как общественные организации (их активисты с известной досадой уверяют, что они мало чем отличаются от обществ филателистов или собаководов). Единственным способом преодолеть размежевание многие считают воссоздание самоуправления — Казачьего общества. Оно стало бы формой общественного самоуправления — в соответствии с Уставом Казачьего общества — документом, который казаки считают главной «добычей», выбитой во время мартовского противостояния. И так вплоть до создания Войскового общества, чей устав, по мнению казаков, должен регистрироваться президентом (на что уйдет, по их подсчетам, не больше полугода)… <…>».

«Удачный ход Шушкевича» — страница 3
Подзаголовок — «Договор о коллективной безопасности СНГ «подписан» без подписи»
«<…> Его неожиданное выступление в ВС 29 июня искрилось уверенностью в своих силах, а ряды парламентского большинства выглядели дезорганизованными. Шушкевич заявил, что он отправил письма всем шести участникам Договора о коллективной безопасности, в которых сообщил о поручении парламента подписать договор. По словам спикера, поскольку договор не предусматривает процедуры его парафирования новыми участниками, письмо и есть акт присоединения к договору… <…>
Станислава Шушкевича обвинили в том, что он превысил свои полномочия, написав в послании, что Беларусь присоединяется к договору с оговорками: «Республика не посылает свои войска за пределы национальной территории без решения ВС, не размещает войска других государств на своей территории без решения парламента и выйдет из договора после окончательного вывода российских войск — через 7 лет». Спикер заявил, что парламент поручил ему подписать договор с заявлением об оговорках. Заявление было сделано, а сами оговорки ВС сформулирует при ратификации. <…>».

«Режим генерала Дудаева укрепился» — страница 3
Подзаголовок — «Лидеры оппозиции считают, что ненадолго»
«С обращением к народу Чеченской Республики 29 июня выступил бывший первый вице-премьер Яраги Мамодаев, назначенный парламентом ЧР главой «правительства национального согласия». В своем обращении Мамодаев осудил утвердившуюся, по его словам, в Чечне диктатуру президента и призвал население выступить против режима генерала Дудаева. По мнению «теневого» премьера, правительство, созданное Дудаевым и его сторонниками после упразднения парламента, Конституционного суда и Грозненского городского собрания, не имеет реальных сил для нормализации положения в экономике и ведет республику к полному краху.
Тем временем, судя по сообщениям из Грозного, президенту удалось укрепить свои позиции после событий 4 июня… <…>
Укрепив свои позиции, правительство генерала Дудаева пытается решать острые социально-экономические проблемы республики. Опубликованная в республиканской прессе экономическая программа предполагает восстановление строгого административного контроля правительства под производством и введение военизированной системы руководства промышленностью Чечни. Выступая на встрече с директорами предприятий нефтепромышленного комплекса 28 июня, президент предупредил, что за невыполнение госзаказа руководители будут увольняться. В течение недели правительству должны быть представлены отчеты о состоянии дел в отраслях республиканской экономики. Экономические эксперты республики считают, что военно-административные методы генерала Дудаева вряд ли помогут оздоровить разрушенное и разграбленное хозяйство Чечни. <…>».

«Взорвется ли «нарвская пороховая бочка»?» — страница 3
Подзаголовок — «Во многом это зависит от решения Совета Европы»
«<…> Как нарвские депутаты, так и русские общественные организации рассматривают закон об иностранцах исключительно в комплекте с другими законодательными актами, такими, как законы о гражданстве, о языке, о выборах местных самоуправлений, об образовании. Именно этот пакет последовательно принятых законов в случае их неукоснительного исполнения полностью вытеснит русскую общину за пределы эстонского общества, порождая дилемму: либо покинуть Эстонию (что для многих невозможно), либо сознательно ассимилироваться (что для многих неприемлемо). <…>
В случае же неопределенного и двусмысленного ответа экспертом Совета Европы президент Леннарт Мери должен будет ввести закон в действие, а власти — пресечь деятельность нарвских сепаратистов. Пока же председатель Нарвского горсовета Владимир Чуйкин сказал, что положение в Нарве напряженное и в городе распространяются листовки с призывами остановить электростанции и блокировать дороги. При наличии искры бочка с порохом может взорваться. <…>».

«Приватизация выгодна только богатым» / Кемер Норкин, депутат и член Постоянной комиссии Моссовета по бюджетно-финансовой политике, генеральный директор Департамента мэра столицы — страница 4
Подзаголовок — «Кемер Норкин считает, что только с помощью налогов можно перевернуть безумный мир нашей экономики»
«<…> — Не подумайте, что я противник частной собственности. Но то, что делает Чубайс, меня пугает.
На мой взгляд, он слишком некритично воспринимает советы своих американских помощников, а эти последние совершенно не понимают устройство той системы, которую они пытаются реформировать.
В результате вся доля российского гражданина в общенародном достоянии, если считать по цене приватизационного чека, может быть выкуплена сержантом нью-йоркской полиции за его двухчасовой заработок. Причины этого отнюдь не экономические, а кроются в процедуре приватизации. <…>
— Перевернуть налоговую пирамиду. До предела снизить налоги на прибыль и добавленную стоимость и максимально увеличить налоги на землю, недвижимость и энергоресурсы. Например, те же 700 бюджетных миллиардов, получаемых за счет НДС и налога на прибыль, перераспределить так: 200 млрд. — налог на землю, 200 — на недвижимость, созданную до 1991 года, 300 — на энергоресурсы. Для среднего предпринимателя, который не имеет излишков земли и не потребляет лишних ресурсов, при такой системе налогообложения ничего не изменится. Если предприниматель найдет способ производить ту же продукцию более экономно, вся экономия становится его собственностью… <…>».

«Министр финансов полон оптимизма» — страница 4
«Вчера заместитель председателя правительства РФ министр финансов Борис Федоров заявил на пресс-конференции, что у него «по ряду позиций есть определенный оптимизм в прогнозе развития экономики России». Он также отметил, сообщает ИТАР-ТАСС, что исходя из текущего финансового положения в стране, не потребуется новой «шоковой терапии».
Среди позитивных моментов в развитии российской экономики он назвал достижение «крайней ограниченности для кредитов странам СНГ», соблюдение ограничений в размере 30% на второй квартал по кредитам Центрального банка, выполнение политики по повышению ставки ЦБР, а также наблюдаемую стабилизацию рубля. <…>».

«Юг России: симптомы возрождения» / Геннадий Воронцов, эксперт Фонда внешней политики России — страница 4
Подзаголовок — «Зарубежные предприниматели налаживают прямые связи, минуя недостаточно дееспособный Центр»
«<…> Будет ли Россия единым государством с цивилизованным распределением функций между Центром и субъектами Федерации или же ей грозит участь Союза? Чем раньше Москва осознает необходимость не только ответа на этот вопрос, но и конкретных действий, тем будет лучше. Достаточно привести один простой пример, чтобы все встало на свои места. Хорошо известно, что в развитых западных государствах, таких, как ФРГ, Франция и т. д., около 30% налогов направляется в Центр и 70% остается у территорий. У нас же, несмотря на все слова и обещания, Москва забирает до 75%, а на местах остается около 25% налоговых поступлений.
Похоже, наши зарубежные партнеры вовремя сделали соответствующие выводы. Это убедительно продемонстрировала состоявшаяся в недавно в Анапе международная конференция «Юг России: перспективы развития и сотрудничества в черноморско-средиземноморском регионе»… <…>
Работа пленарного заседания и секций показала, что западные партнеры, судя по всему, серьезно прорабатывают конкретные проекты, предпочитая действовать напрямую, а не через слабеющий и недостаточно дееспособный Центр. Если официальные местные власти то и дело делали реверансы в пользу Центра, то более свободные в суждениях представители коммерческих структур вполне открыто взяли курс на прямые связи, сознательно отказываясь от ненужного им посредничества Москвы, которое все более превращается в обузу. <…>».

«ХДС и РПЦ» — страница 5
Подзаголовок — «Православие и христианские демократы»
«Христианская демократия в России — явление новое, удивительное и интересное. Занесенные западными ветрами зерна христианской демократии упали на нашу почву, не умерли, а значит, требуют изучения и внимания.
Рассуждать о русской христианской демократии можно долго, рассматривая ее неоформившуюся идеологию, социальный, национальный, конфессиональный или интеллектуальный состав. Чего стоит одно количество ХД-партий! Раскол свойствен всем молодым политическим партиям, но ни одна из них не делится простым делением пополам с такой невиданной скоростью… <…>
Обсуждался в христианско-демократических кругах и другой путь, по которому они могли бы двигаться. Поскольку в православии отсутствует социальное учение и православная духовность оперирует не логическими, а иррациональными категориями, сочетать их с понятиями правовой демократии весьма сложно. Сложно приложить к ним православную этику или писания святых отцов. Выход некоторые теоретики русской христианской демократии видят в иной плоскости и предлагают спуститься с религиозной ступеньки на культурную, то есть на православие, отраженное и преломленное в русской национальной и культурной традиции. <…>».

«Спор о «платье короля», или Критика чистых тенденций» — страница 8
«<…> Нынешнюю ситуацию в России можно определить как перерождение всех и всяческих тенденций в собственную противоположность, то есть, грубо говоря, как смену тенденций.
Речь пойдет не о тенденциях в политике, хотя они, конечно, весьма показательны: всенародно избранный, «демократический» президент стремится к диктаторским полномочиям, в то время как «тоталитарные» оппозиция и парламент стоят на страже разделения властей и Конституции. Это-то как раз объяснимо. Диктаторские полномочия нужны Ельцину не для борьбы с оппозицией. Ведь не кто иной, как он сам, сражаясь с Горбачевым, с союзным «центром», по сути дела, сломал все действовавшие в России вертикали власти, обезвластил государственные органы, ввел в «суверенный» соблазн республики и регионы, что было «хорошо», когда существовал союзный «центр», но стало «плохо», когда центром стал сам Ельцин… <…>
Думается мне, Россия несомненно распалась бы, если бы не эта пауза после распада Союза. В эту паузу всем в России, в том числе и людям, стремящимся к власти и деньгам, стало очевидно, что власть и деньги, полученные в результате распада некоего целого, ненадежны и изначально нестабильны, поскольку становится нестабильным то, ради чего, собственно, приобретаются власть и деньги, а именно — сема человеческая жизнь. Гражданские войны в Грузии и Таджикистане, вооруженные конфликты в Приднестровье и в Северной Осетии, карабахский кошмар, тяжелейший экономический кризис на Украине, резкое падение жизненного уровня в Беларуси и Прибалтике — все это охолонуло желающих «глотать суверенитет», а — главное сделало идеи распада и отделения крайне непопулярными в массах. <…>».

«Российская газета» / Учредитель: Верховный Совет Российской Федерации — 1993. — 1 июля, четверг. — № 124 (740). — 8 полос.

«Страсти нарастают» — страница 1, 2
«История бюджета России на 1993 год многострадальна и поучительна. Еще Егор Гайдар в начале осени 1992 года умолял Верховный Совет не торопить правительство с подготовкой документа, никак он, мол, не стыкуется. Поэтому сроки представления несколько раз переносились. В конце января уже при Викторе Черномырдине, когда опоздание перешагнуло все мыслимые нормы приличия, парламент все же получил текст бюджетного послания. И в нем сразу же обнаружились две принципиальные ошибки. Все расчеты почему-то были сделаны в ценах ноября 1992 года, да вдобавок оптимисты из Минэкономики предполагали, что в году нынешнем инфляция возрастет максимум в 2.5 раза. <…>
Конечно, страсти по бюджету будут продолжаться — такой можно сделать вывод по результатам встречи в Белом доме. Тем более что представленный на этой неделе в парламент документ содержит новые крайне сомнительные, если не сказать опасные, идеи. Однако этот, пусть и ожесточенный, спор в принципе укладывается в рамки нормальной практики взаимоотношений парламента и правительства. Для преодоления же конфликтов по поводу сроков представления бюджета и детализации его статей парламентариями уже создан новый бюджетный классификатор на 1994 год, благодаря которому гораздо продуктивнее можно будет контролировать, откуда приходят и куда деваются деньги налогоплательщиков».

«Последний козырь — забастовка» — страница 1, 2
«В конце мая представители профсоюзных региональных организаций лесной промышленности объявили предзабастовочное состояние на всей территории России. Шума по этому поводу в прессе не было.
В середине июня возмутились жизнью геологи. Как и лесники, они требовали большего к себе внимания со стороны правительства. Опять тишина. И только пикеты на Старой площади шахтеров Ростова и Кузбасса вынудили телекомментаторов сообщить на всю Россию как много в ней людей, недовольных политикой правительства, своей жизнью. Забойщиков всероссийских недовольств — шахтеров — показали на «голубых экранах», их приняли во втором подъезде Старой площади, куда прежде можно было попасть только после тройной проверки компетентными органами. <…>
Что же делать людям, как быть, если всю жизнь проработал на одном месте и как свои пять пальцев знаешь свое дело? Правительство это не интересует. Точнее, оно делает вид, что не интересует. Но на самом деле причина в том, что нет денег. Дыра в бюджете, только по официальным данным уже выросла с семи до пятнадцати триллионов. Правительство оказалось без ориентиров в социальной политике, оно лишь всеми способами старается сбросить с себя ответственность за социальные гарантии. <…>».

«Свободные цены на уголь добьют отрасль» — страница 1, 2
«С сегодняшнего дня вступает в силу указ Президента России о либерализации цен на уголь. Этот же указ предоставляет отрасли ряд льгот, в частности, ее освобождают от обязательной продажи государству валютной выручки от внешнеторговых операций. <…>
Кризис в отрасли разразился не столько из-за низких цен, сколько из-за неплатежей: потребители должны угольщикам более 100 миллиардов рублей. Повышение цены на уголь (согласно прогнозам экспертов, в 6–8 раз в самое ближайшее время) вряд ли будет способствовать решению этой проблемы, скорее, наоборот. Таким образом, отрасль, скорее всего, лишится не только дотаций, но и поступлений от реализации своей продукции. <…>
В таких условиях может превратиться в ничто президентское позволение оставлять себе валютную выручку: падение добычи угля может оказаться таким, что продавать за рубеж будет нечего. Кстати, и сегодня такую возможность имеют далеко не все шахты, а торгующие с заграницей в подавляющем большинстве делают это через посредников, с которыми делят выручку. Процентное соотношение колеблется, но в среднем посредникам достается половина валюты. Для них это чистая прибыль, а для шахт, которым не хватает средств на воспроизводство, навар оказывается не так уж велик. Возможность пользоваться своей валютой или переводить ее в рубли по рыночному курсу вместо фиксированной ставки, которую давало государство, для шахт всего лишь популистская мера, не смягчающая тяжести удара. <…>».

«С тревогой и надеждой» — страница 1
«На Кубани жаркая пора — в прямом и переносном смысле. После дождливой прохлады навалилась 30-градусная жара. И поля ячменя быстро откликнулись на нее. Многие поля под Усть-Лабинском уже обкошены. <…>
«Лучше отдать зерно сейчас государству по 60 тысяч рублей за тонну, чем через два-три месяца по 90 тысяч», — убеждал хозяйственников президент акционерного общества «Кубаньхлеб продукт» Виктор Крохмаль. Но прогнозируемые специалистами темпы инфляции таковы, что съедят всю планируемую прибыль от продажи зерна. <…>».

«Маршал Шапошников с первого раза не прошел» — страница 1
«Первым вопросом повестки дня совместного заседания Верховного Совета значилось обсуждение кандидатуры маршала Евгения Шапошникова на пост секретаря Совета безопасности. <…>
Евгению Шапошникову депутаты сразу же задали немало вопросов, отвечая на которые, он обосновывал свою позицию, отношение к тем или иным событиям. В частности, он заверил парламентариев в своем стремлении не служить интересам какой-то узкой группы политиков, а руководствоваться прежде всего интересами России. Была дана информация о коррупции в армейской среде, о выдвинутых против него самого обвинениях. По словам маршала, он своевременно информировал прокуратуру о происходящем, но реакции в то время не последовало. После снятия ряда высших военных руководителей и назначения генерала Каракозова, который развернул настоящую борьбу с коррупционерами, нападки еще более усилились. Использовались все средства, в том числе и распространение различной дезинформации. Говоря о своем видении обеспечения безопасности России, маршал Шапошников отметил, что он сейчас работает над несколькими концепциями. <…>
Более чем час продолжались острые дебаты. Выступали депутаты, представляющие весь политический спектр парламента: В. Севастьянов, Г. Якунин, Г. Саенко, С. Красавченко, В. Варов, И. Андронов и другие. После всего услышанного Евгений Шапошников заявил, что он слагает с себя все полномочия и уходит в отставку. <…>».

«Президент ограничивает свободу передвижения председателя парламента» — страница 1
Подзаголовок — «Заявление парламентской пресс-службы»
«Как заявил командующий ВВС России генерал П. Дейнекин, по указанию Президента Ельцина запрещено предоставлять самолеты для служебных командировок Председателю Верховного Совета Российской Федерации и его заместителям. В результате 30 июня была сорвана рабочая поездка Руслана Хасбулатова в Пензенскую область, Республику Бурятию и Новосибирск. <…>
Последний шаг Президента и его окружения — очередная попытка дискредитировать высших политических деятелей страны. В этом ряду позорные для инициаторов действия против вице-президента, председателя Конституционного суда, других сторонников демократических преобразований в стране, которые выступают с критикой политики исполнительной власти, поставившей Россию на грань катастрофы. <…>».

«Почему Борис Федоров заставил платить за сахар меня, а не дядю?..» — страница 1, 2
«Господа! Хочу сообщить вам пренеприятное известие: нас ждет очередное повышение цен на сахар до 500–600… 800 руб. за килограмм.
Распоряжением вице-премьера правительства РФ Бориса Федорова снят дотационный коэффициент (не выплачиваются дотации) на импортируемый государственными структурами сахар. За этот счет правительство сэкономило для бюджета 300 миллиардов рублей. Рыночники поддерживают решение вице-премьера. Даже журналисты подхваливают. Они доказывают, что это решение достаточно обоснованно, что все мы с вами заслуживаем новой цены на сахар. <…>
Это неэффективная, из рук вон плохая работа государственных перерабатывающих заводов, внутренних и внешних торговцев сахаром. Вопрос: как заставить, или побудить все эти структуры работать так, чтобы это было выгодно и им, и всем нам — потребителям их продукции? Ведь если все их затраты и издержки на производство одного килограмма сахара будут минимальными, будет минимальной и цена и конечно будут минимальными, а может, и вообще нулевыми государственные бюджетные расходы — дотации — на эту отрасль хозяйства. <…>
Все эти структуры — торговые, внешнеторговые, производственные — немедленно компенсируют свои финансовые потери от административной акции — ликвидации дотаций — путем соответствующего скачка цен, о чем они уже открыто заявляют. Все они останутся при своих интересах. <…>».

«Статус не выбирают. Его обретают» / Григорий Шамин, председатель Томского областного Совета народных депутатов — страница 2
«<…> — В проекте Конституции должен быть четко сформулирован принцип равенства краев и областей с республиками. Этого не будет, пока в Конституции республики определены как суверенные государства. Суверенитет для них — источник многих важных преимуществ, которых лишены края и области. Это и самостоятельное формирование бюджета и распределение налоговых поступлений и многое другое. Я бы предложил другую формулу, которая сблизит республики с краями и областями, — назвал бы первые государственно-национальными, а вторые — государственно-территориальными образованиями. Пусть у республик будет самоопределение по языку, национальной символике и культуре. Но политически мы все равны. И это должно быть закреплено в новой Конституции. <…>
— Прежде всего, это выравнивание наших отношений с центром. Абсолютная монополия центра на политику себя уже изжила. Второй аспект — это межрегиональные отношения. Здесь наша региональная политика заключается в создании межрегиональных союзов и соглашений. Томская область, например, входит в межрегиональную ассоциацию «Сибирское соглашение» (MAC), участниками которого являются все типы субъектов РФ: и республики, и края, и области, и автономные округа. <…>».

«Правосудие по-камчатски» / Геннадий Шестимиров, заместитель прокурора Камчатской области, старший советник юстиции — страница 4
«<…> Пример такой правовой нормы, которая утратила общепрофилактическое воздействие и санкции которой не соответствуют степени социальной опасности преступного поведения, — как раз статья 195 действующего Уголовного кодекса: «Похищение или повреждение документов, штампов, печатей, бланков». <…>
Камчатка нашла собственный путь разрешения этой проблемы. Правоохранительные органы просто перестали привлекать к уголовной ответственности лиц, которые уничтожают материалы следственных и судебных дел.
А началось все с истории по обвинению гражданина А. Демченко в краже личного имущества граждан. Знакомясь с материалами уголовного дела, он вырвал протокол предыдущего допроса (в котором обстоятельно излагал свои похождения по чужим квартирам) и уничтожил его. <…>».

«Ручки» и «кастрюли» всей страны, объединяйтесь!» — страница 4
«<…> А начиналось все с атмосферы большого ожидания лучшего… Да и облик самого «лидера демократии» внушал доверие. Россия всегда предпочитала тип правителя властного, уверенного в себе, готового к действиям, хотя бы и пограничным диктатуре. Именно к этому типу относится Борис Ельцин. И именно этот тип более всего импонирует слабому полу в России. <…>
Не нужно сверхпроницательности, чтобы заметить специфику митингов и демонстраций в поддержку президентского крыла. Экран покажет нам плотно сомкнутые ряды женщин. И с силой этой защиты, спонтанной, эмоциональной, взрывчатой, приходится считаться. А Президенту хочется порекомендовать внимательнее изучать особенности женского избирательного корпуса. Опыт показывает, что пренебрежение ими дорого обходится в политике. <…>».

«Кто привел Гитлера к власти?» / Г. НИКЕРОВ, кандидат юридических наук — страница 7
«<…> В России сторонники президентской республики настаивают на таком разделении властей, чтобы не было всевластия парламента, режима типа правления Конвента. Да, действительно, Конвент во Франции был после казни короля единственной властью. Но не надо забывать, что именно Конвент положил конец якобинскому террору. Никто другой во Франции не мог тогда справиться с этой задачей. Страна в годы правления Конвента стала непобедимой. А что произошло потом? Вместо Конвента стал править пожизненный консул, а затем император французов Н. Бонапарт. Бесконтрольное правление даже великого человека привело страну к катастрофе. Как и в случае с Германией более 100 лет спустя, авантюрный диктаторский режим мог быть разрушен только внешними силами. <…>
Нам нужна сейчас парламентская республика с новым одноступенчатым парламентом и сильным правительством. Сильное правительство и сильная ему оппозиция в парламенте гарантируются выборами парламентариев не на пропорциональной основе, а по системе относительного большинства. Такая система действует с большим успехом в англоязычных странах. В наши дни к ней переходит Италия, которая отказывается от пропорциональной избирательной системы, ведущей к неустойчивым правительствам, частой их смене».