День за днем. 9 января 1993 года
«Российская газета» / Издание Верховного Совета РСФСР. — 1993. — 9 января, суббота. — №4 (629). — 8 полос.
«Вчера председатель совета министров России Виктор Черномырдин отправился в Омск, где примет участие во встрече глав администрации сопредельных территории России и Казахстана» — страница 1
«В ходе пленарного заседания участников встречи будут обсуждены проект договора о дружбе и сотрудничестве сопредельных территорий России и Казахстана, ряд других документов».
«Коротко о главном» — страница 1
«10 января планируется встреча Бориса Ельцина с президентом Армении Левоном Тер-Петросяном. Возможно, в тот же день он примет руководство Фонда Сороса».
На 15 января планируется встреча Бориса Ельцина с президентом Украины Леонидом Кравчуком».
«Совет Безопасности ООН готов по просьбе Грузии на ближайшем же заседании рассмотреть военно-политическую обстановку в зоне Грузино-абхазского конфликта».
«Кто-то ушел, кто-то пришел…» — страница 1
«Итак, то, что не произошло в канун VII Съезда народных депутатов, свершилось в первые новогодние дни: Юрий Петров оставляет пост руководителя Администрации Президента. На его место назначен Сергей Филатов. С искренним уважением отношусь к каждому. Но в данном случае личные симпатии не при чем. Речь идет о существенном — перераспределении баланса и поляризации политических сил. <…>
Как оценить эту внешне сходную, но внутренне противоположную ситуацию?
Команда Президента лишилась осторожного, взвешенного политика, ориентированного на центристское развитие.
Команда Председателя Верховного Совета потеряла левый противовес на пути наметившегося поправения нынешнего состава парламента.
Оба эти фактора, полагаю, явно не способствуют стабилизации обстановки и консолидации реформаторских сил. Впрочем, только ли в этом дело? Открытый переход Сергея Филатова в команду Президента, предоставление ему ключевой аппаратной должности, естественно, повлекут за собой изменение структуры и чистку кадров администрации Президента. <…>
Разумеется, было бы преждевременно делать окончательные выводы. Вскоре станут известны новые детали. Но одно уже сейчас, на мой взгляд, ясно: от произведенной рокировки проиграли обе стороны».
«Руслан Хасбулатов: съезд народных депутатов и конституционная реформа» — страница 1, 2
«Закончившийся недавно Съезд народных депутатов Российской Федерации был, пожалуй, одним из самых трудных и напряженных. Именно на нем Российское государство, может быть, впервые за свою историю подошло к тому рубежу, когда прежние противоречия исполнительной и законодательной власти, резко и сознательно обостренные, стали угрожать самому существованию государственной системы. <…>
Кроме того, ни для кого не секрет, что население страны с большой долей недоверия относится к власти вообще отчасти именно потому, что государственная система не только не стабилизирует общественные процессы, но и, наоборот, влияет на усиление их непредсказуемого характера. И постановление VII Съезда «О стабилизации конституционного строя Российской Федерации»… по сути дела стало выражением того, что страны не может развиваться в условиях улаживания одного кризиса за другим, вызываемого спонтанно возникающим у высших должностных лиц желанием продемонстрировать свою силу — часто от бессилия. <…>
Основная цель постановления состояла как раз в том, чтобы попытаться включить те самые политические процессы в конституционные рамки, которые могли быть разрушены в случае проведении референдума об одновременном доверии Съезду и Верховному Совету, с одной стороны, и Президенту — с другой стороны. <…> Понятно, что если бы такой референдум дал положительные результаты для одного или другого органа, это означало бы перерыв в исполнении ими своих конституционных обязанностей. В первом случае нас ожидали бы неминуемая, хотя и кратковременная, диктатура, во втором — неминуемая анархия. И то, и другое имело бы для государства драматический исход. <…>
Все это означает, что волей или неволей нас толкают к той ситуации, которой удалось избежать принятием постановления о стабилизации конституционного строя. <…>
К такому развитию событий надо готовиться, хотя для всех должно быть ясно, что они имеют четно выраженный антиконституционный характер. Дело в том, что положения основ конституционного устройства, как и сами нормы Конституции, имеет право толковать только Съезд народных депутатов и никакой иной орган или общественная организация. <…>».
«Оппозиция заявляет о своей позиции» — страница 1
«Парламентская оппозиция в лице блока «Российское единство» не намерена безоговорочно давать согласие на ратификацию Договора о СНВ-2, подписанного 3 января Президентами России и США.
Об этом было заявлено на пресс-конференции лидерами блока С. Бабуриным и М. Астафьевым. Свое столь негативно-категоричное отношение к данному документу они объясняют, прежде всего, тем, что Россия до сих пор не имеет четкой концепции внешней политики. <…>».
«Президент Российской Федерации Борис Ельцин подписал распоряжение о создании российского Банка реконструкции и развития» — страница 2
«Его задача — содействовать формированию рыночной инфраструктуры в стране: финансировать приоритетные отрасли российской экономики, стимулировать инвестиционную деятельность, способствовать повышению эффективности использования иностранных инвестиционных кредитов».
«В размере двукратной минимальной пенсии по старости будут выплачиваться отныне пенсии членам семей граждан, погибших в ночь на 21 августа 1991 года» — страница 2
«Новый размер пенсий установлен с 1 ноября 1992 г. Распоряжение об этом подписал В. Черномырдин».
«160 тысяч юношей будут подготовлены к действительной военной службе в этом году на учебной базе российской оборонной спортивно-технической организации» — страница 2
«Это предложение, выдвинутое Минобороны России, было принято правительством РФ в целях качественного комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации и войск, не входящих в их состав».
«От Москвы до окраин развернулась «прихватизация» предприятий торговли» — страница 2
«Средства массовой информации в последнее время широко рекламируют приватизационные чеки. Население России убеждают в том, что при правильном применении чеков каждый впоследствии может стать совладельцем значительного состояния. Если, конечно, повезет. Но, оказывается, сегодня можно стать владельцем миллионного состояния, например, купив солидный магазин в городе за полцены.
Закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий предоставляет членам трудового коллектива приватизируемого предприятия определенные льготы. Например, скидку с продажной цены в размере 30 процентов и рассрочку платежа до трех лет.
Но уместно здесь обратить внимание на то, что первичным и главным при определении прав на льготы является Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации». Обратимся к пункту 3 статьи девятой. Здесь сказано, что члены трудового коллектива государственного или муниципального предприятий могут выступать его покупателями и образовать с этой целью товарищество или акционерное общество. <…>
<…> …Закон однозначно определяет льготы только для членов трудового коллектива, и примазываться к ним никому не позволяет. Если должностным лицам Госкомимущества это непонятно, пора законодателям помочь им усвоить эти важнейшие положения закона и Государственной программы. Сделать это надо безотлагательно, чтобы остановить еще один вид «прихватизации», который получил распространение не только в Псковской области, но и в других регионах России. <…>».
«Решили проверить» — страница 3
«Заместитель премьера правительства Москвы Борис Никольский и глава администрации Московской области Анатолий Тяжлов подписали совместное распоряжение об организации проверки предприятий нефтепродуктообеспечения московского региона. Как подчеркивается в документе, эти меры вызваны острым дефицитом нефтепродуктов в течение минувшего года, вызванным, в частности, злоупотреблениями при отпуске топлива на нефтеналивных предприятиях и бензоколонках. <…>».
«Шахтеры опять предупреждают» — страница 3
«На 18 января намечена предупредительная суточная забастовка всех шахт производственного объединения «Воркута-уголь». К проведению акции призвал городской рабочий комитет Воркуты, предложивший таким образом выступить в поддержку коллектива шахты «Воргашорская», бастующего с 4 декабря. <…>».
«Торговать с соседями надо учиться заново» — страница 3
Подзаголовок — «О взаимных поставках важнейших видов продукции между Россией, другими странами СНГ, странами Балтии»
«В минувшем 1992 году, несмотря на падение объемов производства и дезинтеграцию рынка, география экономических связей России со странами бывшего Союза в целом не претерпела серьезных изменений. Такое положение объясняется, с одной стороны, монополизацией производства, с другой — сохраняющимся высоким уровнем кооперации поставок. Сегодня ни одна из стран СНГ и Балтии не обеспечивается материальными ресурсами только за счет собственного производства. В этом смысле даже Россия, имеющая хорошо развитую черную и цветную металлургию, топливную, химическую, резинотехническую, целлюлозно-бумажную промышленность, богатые ресурсы леса, удовлетворяет свою потребность в продукции этих отраслей лишь на 75–95 процентов.
Вместе с тем снижение объемов производства изменило характер межгосударственного распределения продукции. Ограниченные ресурсы стран Содружества преимущественно стали использоваться для внутри республиканского потребления. В результате начал сокращаться вывоз продукции, что повлекло за собой невыполнение взаимных межправительственных соглашений. <…>».
«На виражах валютного курса» — страница 3
[Мстислав Миронов, кандидат экономических наук, ведущий эксперт ЦБ РФ, Григорий Шагалов, доктор экономических наук, зав. Лабораторией Института проблем рынка РАН]:
Использование рыночного курса с начала 1992 года по существу привело к обесцениванию рубля более чем в 60 раз. Столь резкая девальвация национальной валюты еще не встречалась в новейшей истории мира. Нынешний чрезмерно низкий курс рубля подталкивает производителя к увеличению вывоза продукции любыми средствами. <…>
Политика правительства Гайдара и прежнего руководства Центрального банка характеризовалась резкими, неподготовленными скачками от одного режима валютного регулирования к другому, стремлением форсировать процесс перехода к внутренней, а затем и внешней конвертируемости рубля. <…>
Ответной реакцией на необоснованную политику правительства в области рублевого курса явились предложения о переходе к 100-процентной продаже валютной выручки экспортерами. <…>
<…> Каков же выход? Прежде всего, необходимо отказаться от иллюзий о возможности использования единого валютного курса и быстрого достижения обратимости рубля. <…>
Нынешний рыночный курс, характеризующий соотношение цен по узкой группе товаров, в условиях ограниченного предложения валюты попросту не отражает действительной ценности нашего рубля. <…>
Введение регулируемого курса мы связываем с необходимостью возвращения к системе, аналогичной той, что действовала в начале 1992 года. <…>».
«Маршал авиации Евгений Шапошников: хочу, чтобы в новом году нас не обманули» — страница 4
«<…> — Наработанных за год документов по вопросам обороны и безопасности уже два тома, — рассказывает Евгений Шапошников. — Это мои настольные книги. Но прежде чем говорить о том, выполняются эти соглашения или нет, нужно определенно ответить на вопрос: «да» или «нет» Содружеству? Скрытая ли это форма развода, как полагают некоторые политики, или все-таки путь к интеграции через самоопределение?
— А как по-вашему, Евгений Иванович?
— До некоторых пор думал, да и сейчас хочу надеяться на то, что Содружество будет не только декларированным. Но вижу, как меняется обстановка. Синдром суверенизации пронизывает и военные ведомства стран СНГ. <…>
-То есть можно говорить о том, что закладывается основа военно-политического союза СНГ? <…>
— Говорить о военно-политическом союзе, конечно, можно, но прежде нужно определиться по многим параметрам. На сегодня Объединенные Вооруженные Силы состоят из двух компонентов. Первый — это стратегические ядерные силы, расположенные на территории России. Украины. Казахстана и Беларуси, и второй — воинские контингенты, выделенные в оперативное подчинение главного командования для выполнения миротворческих функций. Но до тех пор, пока Договор о коллективной безопасности не будет ратифицирован, неопределенность останется.
— Значит, статуса как такового у Объединенных Вооруженных Сил СНГ пока нет?
— Статус есть, но эти силы без решения парламентов не могут применяться даже как миротворческие. Ситуация с Таджикистаном — наглядный тому пример. Республика обратилась за помощью к России. Казахстану, Кыргызстану и Узбекистану. Представители военных ведомств этих стран разработали в Термезе план операции по вводу в «горячую точку» миротворческих сил. Но лишь парламент Узбекистана поддержал это предложение. <…>».
«Закон Российской Федерации «О трансплантации органов и [или] тканей человека» — страница 5
«<…> Трансплантация (пересадка) органов и (или) тканей и (или) тканей человека является средством спасения жизни и восстановления здоровья граждан и должна осуществляться на основе соблюдения законодательства Российской Федерации и прав человека в соответствии с гуманными принципами, провозглашенными международным сообществом. <…>
Трансплантация органов и (или) тканей от живого донора или трупа может быть применена только в случае, если другие медицинские средства не могут гарантировать сохранения жизни больного (реципиента) либо восстановления его здоровья.
Изъятие органов и (или) тканей у живого донора допустимо только в случае, если его здоровью по заключению консилиума врачей-специалистов не будет причинен значительный вред.
Трансплантация органов и (или) тканей допускается исключительно с согласия живого донора и, как правило, с согласия реципиента.
Органы и (или) ткани человека не могут быть предметом купли-продажи. Купля-продажа органов и (или) тканей человека, а также реклама этих действий влекут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. <…>».
«Постановление Верховного Совета Российской Федерации «О ходе выполнения постановления Верховного Совета Российской Федерации «Об обстановке на Северном Кавказе в связи с событиями в Абхазии» от 25 сентября 1992 года» — страница 5
«<…> Заявляя о своей приверженности к неприменению силы любой конфликтующей стороной стремясь к мирному урегулированию конфликта и в целях защиты интересов Российской Федерации, ее Вооруженных Сил и граждан, Верховный Совет Российской Федерации постановляет:
1. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации: интенсифицировать усилия, направленные на немедленное прекращение огня в зоне конфликта и разведение вооруженных формирований противоборствующих сторон;
в соответствии с нормами международного права обеспечить защиту гражданского населения, в первую очередь женщин и детей, в зоне конфликта;
продолжить оказание гуманитарной помощи населению, пострадавшему в ходе конфликта… а в случае необходимости осуществлять эвакуацию гражданского населения;
принять меры к недопущению проникновения незаконных военизированных формирований и поставок оружия в зону конфликта. <…>».
«Без паузы в российско-американских отношениях» — страница 7
Подзаголовок — «Паузы в российско-американских отношениях в связи со сменой администрации в белом доме не будет»
«Избранный Президентом США Билл Клинтон в скором времени встретится с Президентом России Борисом Ельциным. Это подтвердил на состоявшейся в четверг в Литл-Роке (штат Арканзас) пресс-конференции официальный представитель переходного комитета новой администрации Джордж Стефанопулос».