День за днем. 19 октября 1992 года

 

«Известия» / Учредитель: журналистский коллектив «Известий» – 1992. – 19 октября понедельник. – № 230 (23804). – 8 полос.

«Общество ждет, чем ответит парламент» – страница 1
Подзаголовок – «На предложение Ельцина отложить съезд до весны»
«Сводки «боевых действий» между российским парламентом и правительством в субботу пополнились важным донесением:
выступая на заседании Конституционной комиссии, президент предложил перенести съезд народных депутатов с 1 декабря на март – апрель. Двумя днями раньше с этим же предложением обратился к парламенту только что созданный Совет глав республик.
Чтобы отложить съезд до весны, Президент имеет одно весомое основание: «завершение разработки новой Конституции Российской Федерации с учетом особенностей политического и экономического устройства России как гарантии ее государственной и территориальной целости». Что же касается прочих причин, то их больше.<…>
Зачем Ельцину еще три зимних месяца? Во-первых, он, вероятно, надеется на первые положительные результаты приватизации. Успех, пусть самый минимальный, тут означал бы принципиальный перелом в ходе реформы и, конечно же, в общественном настроении. Во-вторых, за это время Ельцин попытается нейтрализовать центристское крыло оппозиции до определенных пределов (каких никто пока не знает) откорректировав программу и темп реформ согласно требованиям Гражданского союза. В-третьих, он, вероятно, все же произведет постепенную чистку в составе правительства, отдав критикуемых им Петра Авена и Андрея Нечаева, но сохранив ответственного за приватизацию Анатолия Чубайса, а главное Егора Гайдара. Наконец, президент явно рассчитывает на поддержку регионов.
Укрепляя свои оборонительные рубежи путем неизбежных для него компромиссов, президент, однако, предпринимает и серьезные наступательные действия.
Созданный по его инициативе Совет глав республик может стать властным противовесом парламенту. Рабочим органом этого совета будет аппарат Совета безопасности. Таким образом, власть перетекает в парадные, подконтрольные президенту структуры, возглавляемые одним, все более влиятельным лицом – Юрием Скоковым.
Предложение Ельцина отложить выяснение отношений до весны вряд ли является политическим вызовом. Это еще одна мирная инициатива на фронте борьбы за власть. Останется ли она односторонней?».
 
«Возможность избежать дальнейшего кровопролития еще существует» страница 1, 2
Подзаголовок – «Председатель Верховного Совета Абхазии Владислав Ардзинба отвечает на вопросы специального корреспондента «Известий»
 
– Владислав Григорьевич, какова сегодня политическая и военная ситуация в Абхазии?
– Если говорить о ситуации политической, то ее нетрудно выразить в немногих словах. Есть решение от 3 сентября, которое подписали представители абхазской, грузинской и российской сторон. Последняя, отмечу, приложила серьезные усилия, чтобы направить две противоборствующие стороны к мирному разрешению конфликта. Однако любой компромисс предусматривает выполнение главного условия, которое мы ставим: вывести все вооруженные силы Грузии с территории Абхазии. Однако Тбилиси по-прежнему предпочитает силовые методы. Когда подписывали итоговый документ, договорились - и это решение поддержал президент России Б. Ельцин, - что необходимо через месяц провести еще одну встречу, проконтролировать, как выполняются решения от 3 сентября. Она, как известно, пока не состоялась, и, на наш взгляд, Грузия использует отсрочку, тянет время, чтобы усилить свою военную группировку в Абхазии. По последним данным, подтягиваемые Госсоветом танки, многочисленная артиллерия, в том числе четыре установки «Град», уже находятся в Зугдиди.<…>
– Какие выводы, на ваш взгляд, грузинская сторона сделала после своего поражения в гагринской операции?
– Она убедилась – абхазы могут не только обороняться, но и наступать. В Тбилиси теперь относятся к нам, как к военной силе, серьезней, чем прежде. И упорно скрывают от своего народа истинные потери в людях, вооружении, боевой технике
– Вдоль Гумисты обе стороны накапливают силы. Их столкновение, судя по всему, неизбежно. Вы согласны с этим?
– Нет. Не могу это принять как фатальную неизбежность. Возможность избежать дальнейшего кровопролития, думаю, еще есть. Повторюсь: при условии вывода грузинских войск за пограничную реку Ингури. Ну как, скажите, вести сейчас переговоры, если каждый вечер они обстреливают из «Града» прибрежное село Эшеры, наши позиции, убивая людей, скот, разрушая дома. После гагринской операции у нас есть возможность ответить, нанести артиллерийским удар, скажем, по их штабу в Сухуми. Но ведь там живут люди – абхазы, грузины, русские.
– Известно, что за границей, например в Турции, Сирии, других странах, существует многочисленная абхазская диаспора, проявляющая все большую озабоченность ситуацией на исторической родине… Возможно ли участие абхазов-иностранцев в вашем вооруженном сопротивлении?
– Я не исключаю этого, ведь люди, пришедшие к нам с оружием из-за Ингури, не в бирюльки играют. Речь идет о фактическом геноциде абхазского народа, о нашем существовании как нации. Пока же диаспора, люди, которых мы считаем гражданами Абхазии, оказывают нам финансовую и гуманитарную помощь, присылают медикаменты.
– А на каких условиях вы принимаете в ополчение северо-кавказцев, бойцов из других регионов России, СНГ?
– Это вы о так называемых наемниках? Никакого денежного содержания для них нет. Воюют они не за деньги и подчиняются абхазскому военному командованию.
– Я слышал, многие из них намерены после войны навсегда остаться в Абхазии, получить гражданство и жилье в этом сказочном крае… Не плата ли это за участие в победе?
– Нет, не плата, а благодарность нашего народа тем, кто пришел помочь в трудный час.
Но никто из добровольцев – чтобы вы знали – такое предварительное условие не ставит. <…>».
 
«Российской армии необходим собственный военный кодекс» – страница 1
«Предметом обсуждении высшего генералитета и приглашенных 16 октября на заседание коллегии Министерства обороны российских депутатов, работающих в двух оборонных комитетах Верховного Совета, стало прохождение в парламенте законопроектов «О воинской обязанности и военной службе» и «О статусе военнослужащего».
Председатель специально созданной в Минобороне комиссии по законодательным работам генерал армии К. Кобец предложил объединить оба законопроекта в один. По его мнению, это могло бы, не повредив содержательной части, ускорить прохождение в парламенте важного и нужного всем документа.
Его поддержал также А. Царев, руководитель группы разработчиков законопроекта «О воинской обязанности и военной службе» Комитета по вопросам обороны и безопасности Верховного Совета. И. Рыморов, представляющий парламентский Комитет по делам инвалидов, напротив, высказал резкие возражения, так как считает, что в этом случае будут утрачены нормы прямого действия, заложенные во втором проекте «О статусе военнослужащего».
Итоги дискуссия подвел министр обороны России генерал армии Павел Грачев. Последние три четыре месяца мы довольно плодотворно сотрудничаем с парламентскими комитетами, результатом чего стало появление положений, законов, других нормативных актов, принимаемых Верховным Советом, правительством, лично президентом. Я предлагаю совместно проработать один проект закона и назвать его коротко и понятно «О воинской службе». <…>
Необходимость срочного принятия закона «О воинской службе» диктуется, по мнению П. Грачева, массовым выводом войск из бывших республик СССР. Министерство обороны пока остается с этой проблемой один на один, не имея конкретной помощи Верховного Совета».
 
«Молдова: пейзаж после битвы» страница 2
«<…> …Как бы там ни было, сегодня в Молдове мир. И очень большие надежды на то, что его удастся сохранить. В этом убедилась группа российских журналистов, посетивших республику. Поездка была организована посольством Молдовы в Москве и Конфедерацией союзов журналистов СНГ.
Рассказывает председатель Фалештского райисполкома Константин Коман: «Наши люди не поддались ни вправо, ни влево, они остались сами собой. Главное для них работа, а не политические митинги. Мы по-прежнему ориентируемся на экономическое пространство бывшего Союза. У нас связи с Владимиром, Мозырем, Одессой, Харьковом. Мы стараемся укрепить эти связи, чтобы наши люди не остались без работы». <…>
Иные настроения в городе. Завод «Микропровод» – бывшее союзное предприятие, то есть намертво связанное с поставщиками и потребителями на территории бывшего Союза. А продукция завода такова, что без нее могут обойтись. Возможности для бартерного обмена минимальные. Следовательно, резкий спад производства. <…>
Весьма трезво оценивают ситуацию премьер-министр Андрей Сангели, у которого, как можно было сделать вывод из разговоров и в городе, и на селе авторитет достаточно высок. На встрече с журналистами он сухо и деловито говорил о завершении уборки урожая, поднятии зяби, севе озимых, качестве вина и винограда. Изложил трудную ситуацию с хлебом. Пообещал, что народ без хлеба не останется. Выразил уверенность, что удастся остановить спад промышленного производства в первом квартале будущего года.
В отличие от премьера президент Молдовы Мирча Снегур больше и в основном говорил о политике. Главный вопрос о Приднестровье. Президент заявил, что до тех пор, пока приднестровские лидеры не откажутся от идеи конфедеративной Молдовы, пока они не откажутся от идеи создания сепаратной республики со всеми атрибутами государственности – армией, конституцией, флагом, министерствами, ни о каких переговорах речи быть не может. «Точка компромисса – согласие лидеров Тирасполя на получение статуса максимального самоуправления, но отказ от любых атрибутов государства», – сказал М. Снегур.
<…>».
 
«Почему не может работать доход об индексации доходов» – страница 2
[Евгений Гонтмахер - начальник Управления уровня жизни и социальной поддержки населения Минтруда России]:
«Как известно, в октябре прошлого года Верховный Совет России принял Закон «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан РСФСР». Однако до сих пор в полном виде закон так и не применяется. Не случайно к нему вновь предполагается вернуться на проходящей сейчас сессии Верховного Совета Российской Федерации.
Из текста закона и постановления о его введении в действие вытекает, что индексация должна производиться ежеквартально. <…>
Правительство могло бы, что называется, умыть руки и ждать обещанную всем индексацию. Хватило бы у народа терпения жить все эти месяцы на старые, доянварские доходы?
Именно поэтому правительство предприняло сначала упреждающие, а затем и компенсирующие «задним числом» меры. В декабре прошлого – марте нынешнего года были повышены ставки и оклады работникам бюджетной сферы, пенсии, пособия и стипендии. Причем это делалось в полном соответствии со статьей Закона «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР»…<…>
Конечно, компенсировать полностью рост цен после 1 января этого года не удалось даже в сколь-нибудь значительной степени. Например, реальное содержание заработной платы бюджетников в марте текущего года оказалось на 2/3 меньшим, чем в ноябре 1991 года. Но - примечательный факт - применение по итогам 1 квартала той схемы расчета, которая предусмотрена Законом об индексации, привело бы к еще большему падению реальных доходов населения. <…>
И, тем не менее, Верховный Совет России, рассматривая поправки к Закону «О государственных пенсиях в РСФСР» и вводя его в действие, принял решение проводить индексацию пенсий в полном соответствии с Законом об индексации начиная с августа 1992 года. Это решение вызвало, мягко говоря, недоумение среди специалистов – ведь во втором квартале, итоги которого и подлежали индексации в августе, сам же Верховный Совет установил новый минимальный размер пенсии 900 рублей в месяц и запустил порядок осовременивания прошлых заработков для перерасчета нынешних пенсий. Благодаря этому среднемесячная пенсия в мае возросла по сравнению с апрелем почти на 90 процентов - с 738 до 1.383 рублей. Проводить независимо от этого еще и индексацию - это прямой путь к гиперинфляции, которая ударит в первую очередь по тем же пенсионерам. А совместить в один и тот же период времени единовременный и всеобщий подъем пенсий, который произошел в мае, с индексацией невозможно.
Так что же – Закон об индексации не годится совсем? Годится, но дело в том, что этот документ еще не дождался своего времени. <…>».
 
«Маршал Шапошников: Ускоренная демилитаризация Южных Курил может быть отложена» – страница 4
«Письменные ответы маршала Евгения Шапошникова на вопросы агентства Киодо Цусин поставили в тупик Японию – через средства массовой информации главнокомандующий войсками СНГ сообщил Токио, что имеется возможность пересмотра данного Россией обещания провести ускоренную демилитаризацию на спорных островах Южных Курил.
Как отметил маршал, жесткий подход Токио к территориальной проблеме вызывает растущую озабоченность среди россиян. Односторонний вывод всех армейских контингентов со спорных островов выглядит «бессмысленным», подчеркнул далее Шапошников. Хотя российским руководством был выдвинут план поэтапной демилитаризации островов, вокруг которых идут ожесточенные дебаты, необходимо усилить пограничные силы в регионе, если такую демилитаризацию осуществлять. И еще маршал добавил, что для решения территориального вопроса Япония должна наладить экономическое сотрудничество с Россией, проявить добрую волю в оказании ей экономической помощи и содействия.<…>
Сомнений в интерпретации на этот раз возникнуть не может, поскольку ответы были даны в письменной форме. Стало быть, маршал сказал именно то, что хотел сказать, и японцы озадачены теперь одним – насколько мнение командующего силами СНГ отражает мнение российских военных и президента России. В этой «вилке компетенций» японская сторона надеется найти достойный выход и услышать, к примеру, что у Москвы подход к проблеме не изменился. Но, поскольку дополнительных заявлений со стороны российских ведомств относительно интервью Шапошникова пока нет, дело зависло в воздухе, и имеет все шансы стать дополнительным источником той напряженности, которой омрачены двусторонние контакты после отмены визита Ельцина в Токио».