День за днем. 20 мая 1992 года

 

«Известия / Учредитель: журналистский коллектив «Известий». – 1992. – 20 мая, среда. – № 117 (23691). – 6 полос.

«Неужели все-таки война?» – страница 1, 2
Подзаголовок – «Танки 14-й армии в зоне приднестровского конфликта»
«Военное противостояние в Молдове вышло на новый, еще более опасный виток. В районе города Дубоссары появились танки Т-72, боевые машины пехоты, захваченные местными ополченцами у расквартированной здесь 14-й армии России. Как обычно, этот факт по-разному интерпретируется сторонами. <…>
Конфликт в Молдове, несмотря на четырехсторонние меры по его урегулированию, работу согласительной комиссии, присутствие в Левобережном регионе военных наблюдателей, оборачивается войной. Хотя и удалось добиться прекращения огня и развода вооруженных формирований в Бендерах, в зоне Дубоссар перестрелки не умолкали. Каждый день приносил новые жертвы. Да и в Бендерах наступивший мир был относительным: сложенное в пирамиды оружие только до поры оставалось символом перемирия. <…>
Тем не менее, передачу войск под юрисдикцию России в 14-й армии восприняли с надеждой: СНГ – миф, Россия же – реальна. К тому же присягу не надо вторично принимать. Большинство офицеров именно с ней связывают понятие «Родина». Удивительно, но именно присяга, несмотря на то, что армия разделяется, для большинства офицеров оказалась тем порогом, через который непросто переступить. <…>».
 
«Европейское сообщество обвинило Армению в агрессии против Азербайджана» – страница 1, 5
«Мы не можем не осудить эти агрессивные акции и считаем необходимым недвусмысленно заявить, что они абсолютно неприемлемы», – в таких выражениях охарактеризованы действия Армении в отношении Азербайджана в заявлении стран–членов ЕС. Оно доведено до сведения Комитета старших должностных лиц СБСЕ в Хельсинки представителем Португалии от имени всего европейского сообщества.
Характерно, что столь резкая декларация сделана теми государствами, которые всего несколько недель назад были склонны поддержать Ереван. <…>
США также выступили с осуждением эскалации конфликта в Закавказье, передает ИТАР–ТАСС. Заявление представителя государственного департамента Маргарет Татуайлер было выдержано в осторожных тонах. Однако фраза: «Правительство США не примет никаких односторонних изменений статуса Нагорного Карабаха, Нахичевани или любой другой территории на основе насилия» является, в сущности, предупреждением в адрес Еревана. <…>».
 
«Что обсуждал на первом заседании Совет безопасности России» – страница 1
«<…> Открывая заседание, Б. Ельцин отметил, что долгое время понятие безопасности было искаженным. Органы безопасности, методы, которыми они пользовались, стали зловещим символом уходящей эпохи, служили целям самоизоляции от внешнего мира. Впредь концепция безопасности России должна основываться на строжайшем соблюдении законов, ориентироваться на интересы человека. Нельзя также допустить противостояние Совета безопасности конституционным структурам власти – законодательной, исполнительной, судебной и тем более возноситься над ними. <…>
С 1 июня начинается вывод российских войск из Армении и Азербайджана при соблюдении равных квот. В Грузии войска пока остаются на временной основе. С Казахстаном и Узбекистаном этот вопрос решен: на двусторонней основе определен статус российских прапорщиков, офицеров, генералов. Сложнее обстоит дело в Таджикистане, Туркменистане и в Кыргызстане, которые не в состоянии финансировать находящиеся там войска. Из прибалтийских государств вывод войск реально может быть завершен в 1994 году вместе с выводом Западной группы войск в Германии. <…>».
 
«Украина не воспримет отмену акта 1954 года» – страница 1
«<…> [Леонид Кравчук]: – Верховный Совет, который не руководствуется нормами международного права и политическими реалиями, может принять что угодно, но это не означает, что принятые им решения имеют юридическую силу. Пояснения, которые дал господин Хасбулатов, что мы, мол, вынуждены отменить акт 1954 года как несправедливый, являются отнюдь не второстепенными. Может быть, этот акт и несправедлив, с точки зрения Верховного Совета России. Но тогда необходимо отменить все несправедливые акты, которые принимались с 1917 года и даже ранее. В таких действиях будет просматриваться логика... <…>
Далее президент Украины положительно отозвался о предложении Президиума Верховного Совета Крыма отменить акт о самостоятельности Крыма и вынести на референдум вопрос об утверждении Конституции автономной республики. Он высказал мнение, что не мешало бы таким же образом утвердить и Конституцию Украины».
 
«МИД Эстонии предупреждает» – страница 1
«МИД Эстонии официально предупредил, что с 20 мая в республике устанавливается особый режим въезда для граждан СНГ.
Для жителей «рублевой зоны», до проведения денежной реформы, он будет разрешен только при наличии у приезжих обратного билета. Это требование не распространяется на граждан приграничных районов, членов туристических групп и лиц, обладающих конвертируемой валютой. Обмена неконвертируемой валюты на эстонскую крону не будет».
 
«Заявление МИД России посольству Латвии» – страница 2
«20 мая Министерство иностранных дел Российской Федерации заявило посольству Латвийской Республики решительный протест по поводу нападения с применением огнестрельного оружия, предпринятого 14 мая с. г. латвийскими ополченцами, на группу невооруженных российских военнослужащих, выполнявших регламентные работы на кабельных линиях связи пограничных войск в пригороде г. Риги. <…>
Министерство предупреждает, что впредь латвийская сторона будет нести всю ответственность за возможные последствия подобных действий. Министерство требует также тщательного расследования преступления в отношении военнослужащих, совершенного латвийскими ополченцами 14 мая, наказания виновных и возмещения материального и морального ущерба, причиненного гражданину России Пылаеву Николаю Владимировичу, 1973 г. рождения, и имуществу войск. <…>».
 
«А. Собчак: Нужен референдум о частной собственности на землю» – страница 2
«<…> На вопрос, чем вызвана нынешняя активность коммунистов и других оппозиционных сил, мэр назвал главной причиной промахи правительства и недовольство людей. Он считает, что сейчас довести Россию до каких-либо социальных и политических катаклизмов может только несбалансированная, непродуманная правительственная политика. Народ доверяет российскому руководству, признает необходимость проведения реформ, но не донимает, почему его ставят на грань голода, и нищеты. В этом – причина, определяющая активность оппозиционных сил и опасность для дальнейшего развития демократии в России... <…>
...Легальный путь внесения изменений в законодательство, когда представительная система работает против демократии, – обратиться непосредственно к народу, воспользоваться его волеизъявлением, провести референдум. И здесь поставить вопросы, связанные с полномочиями президента и необходимостью усиления исполнительной власти в переходный период, а также с отношением к частной собственности на землю. Что же касается Конституции, необходимо предоставить народу право собрать Учредительное собрание, если в нынешнем составе съезд не способен решить подобную задачу. <…>».
 
«Всем нам предлагается привыкать к безналичным расчетам» – страница 2
«В ответ на сакраментальное предложение «Сведем счеты!» теперь, вероятно, можно будет услышать: «Только по перечислению!». Как уже сообщалось, вышло в свет постановление правительства России о неотложных мерах в области налично-денежного обращения. <…>
Пока будут решаться производственно-технические вопросы печатания денег (срочная закупка оборудования по импорту, изменение купюрного состава наличности, т.е. выпуск большего числа крупных купюр вместо мелких), правительство наметило ряд срочных спасательных мер. В их числе – два весьма существенных ограничения: выплата зарплаты с определенного уровня – только по перечислению и расчеты за покупки более 10 тысяч – только с помощью чеков. <…>».
 
«Явлинский ставит неутешительный диагноз состоянию России. Возможно, он будет заниматься реабилитацией» – страница 2
«Центр экономических и политических исследований (ЭПИ-центр) под руководством Г. Явлинского закончил первый аналитический доклад из серии «Экономика и политика в России»... <…>
В докладе обосновывается утверждение, сделанное Г. Явлинским в январе нынешнего года, что политика российских лидеров лишена содержательности и носит хаотический, непродуманный, разрушительный для государства и экономики характер. Ни одна из целей реформы, обозначенных самим правительством в качестве приоритетных, не достигнута; хуже того – сами по себе эти цели и их последовательность, то есть избранный курс, ошибочен, считают авторы доклада... <…>
В беседе с корреспондентом «Известий» Григорий Явлинский сказал, что он рассчитывает, что это – последний для него и его товарищей доклад, посвященный анализу ситуации и упущенных возможностей. Он нужен как точка отсчета для дальнейшей работы, как основа, на базе которой будет вырабатываться новая политика, и поэтому не содержит в очередной раз систематизированных «конструктивных предложений», которые, впрочем, излагались этой командой за последние два года многократно. По мнению Явлинского, у нас не осталось времени и внутренних резервов, позволяющих и дольше скрывать, по крайней мере от самих себя, то, что экономическая стабилизация провалилась, что экономика находится на грани гиперинфляции, в политике резко усиливается дезинтеграция, нарастает неудовлетворенность и отчаяние народа. <…>».
 
«Телефон становится роскошью, а не средством общения» – страница 2
«В № 113 в заметке «Телефон становится дороже» сообщалось, что 15 мая подписан приказ Министерства связи России, согласно которому предприятия связи получили возможность самостоятельно устанавливать новые тарифы на свои услуги и, в частности, вводить повременную оплату телефонных разговоров. Заместитель министра В. Болдин обещал после согласования с руководителями предприятий рассказать более подробно о конкретном механизме действия приказа. Судя по всему, связисты проявили единодушие – долгого согласования не потребовалось. <…>
По словам В. Болдина, повышение тарифов на телефонную связь стало неизбежным из-за полного отсутствия бюджетного финансирования предприятий связи и требований правительства оплачивать кредиты, выданные несколько лет назад под 1–2 процента, из расчета 53 процентов. В настоящий момент долг Министерства связи достиг 2,2 миллиарда рублей, и для оборудования уже построенных в России 200 зданий АТС попросту нет средств. Очередь же на установку телефона только в городах перевалила за 15 миллионов. Введенный в прошлом году 1 миллион номеров – это капля в море. <…>».
 
«Центральный банк России продолжает проводить политику поддержки государства, а не предпринимателей» – страница 2
[О. Лаврушкин, Б. Миркин, эксперты подкомиссии по делам банков Верховного Совета России]: «<…> Такие тяжелейшие потрясения экономики, как платежный кризис, свидетельствуют, что денежная политика, за проведение которой отвечает в первую очередь Центральный банк России, нуждается в серьезной корректировке. Поведение этого банка на денежном рынке не должно быть столь прямолинейным, как до сих пор. Нельзя, как Центральный банк это делал до сих пор, работать с денежной массой «в целом»: ситуация требует избирательной политики. Кредитные ограничения, безусловно, нужны, но они должны носить направленный характер. Если какая-то сфера экономики и нуждается в срочном и первоочередном ограничении денежных ресурсов, то это, конечно, государственные расходы... <…>
Платежный кризис начала 1992 года, кроме того, наглядно показал, какие потери несет экономика от несогласованности действий центральных банков рублевой зоны. Обычно доля России в активах и пассивах бывшего СССР составляла примерно 60 процентов. Это позволяет предположить, что около 40 процентов дополнительной кредитной эмиссии в 200 миллиардов рублей, которую начал сейчас делать Центральный банк России, будут обращены на погашение внешней рублевой задолженности российских предприятий. Это, во-первых, означает, что для того, чтобы добиться разрешения платежного кризиса в России, нужно сделать намного большее вливание средств... <…>».
 
«Американские туристы боятся ехать в СНГ» – страница 5
«Практически все американские туристические агентства и компании, занимающиеся организацией деловых и ознакомительных поездок в города республик бывшего СССР, терпят сейчас огромные убытки и находятся на грани банкротства.
Туристов отпугивают от поездок в СНГ царящий там экономический хаос, политическая нестабильность, а также сильная экологическая загрязненность и высокие расценки за услуги. Помимо этого, основная часть компаний оформляет заказы на поездки только в Москву, Санкт-Петербург и Киев... <…>».
 
«США добились от Казахстана отказа от ядерных ракет, но на себя не взяли никаких обязательств» – страница 5
«<…> Конечно, казахский президент отдавал себе отчет, что ядерное оружие все равно придется сдать. Но, как и украинский его коллега Леонид Кравчук, Назарбаев хотел хоть что-нибудь получить взамен за добровольный демонтаж угрозы планетарного значения.
Теперь ясно: как и Украина, Казахстан за ликвидацию своих ракет не получит ничего. И за присоединение к Договору о нераспространении, еще на правах безъядерного государства – тоже ничего. Пряников у Буша у самого негусто, что видно из предвыборной кампании. Поэтому он в переговорах о казахском ядерном оружии не мог пустить в ход и кнут, и пряник. <…>
США заявили, что будут выполнять условия договора 1968 года – но не более того. То есть Америка совсем не обязательно поспешит сколачивать коалицию вроде антихусейновской в случае ядерной угрозы Казахстану. Америка, конечно, обратится в Совет Безопасности ООН, но это все. <…>».
 
«Еще один русский солдат вернется домой из плена» – страница 5
«Сергея Фатеева в Кабуле ждали уже несколько дней. Вернуть одного из пленных, бывшего младшего сержанта 40-й армии, обещал лично министр обороны нового кабульского правительства Ахмад Шах Масуд.
Это стало возможным в результате договоренности между Масудом и министром иностранных дел России А. Козыревым, побывавшим недавно с визитом в афганской столице... <…>
Верил ли, что вернется? Да, всегда верил и мечтал об этом. В дни визита А. Козырева в Кабул слушал передачу Би-би-си по радио. В ней говорилось, что Масуд передает российскому министру одного из военнопленных, но тогда ему и в голову не пришло, что речь идет о нем. Только позже, когда через несколько часов прилетел вертолет и ему было велено собираться, Сергей понял: его освобождают. <…>».
 
«Л. Кравчук любит Польшу больше, чем Россию» – страница 5
«<…> Во время встречи с министром внешнеэкономического сотрудничества А. Гляпиньским Л. Кравчук сообщил, что приглашает польских предпринимателей вкладывать свои капиталы в его стране, сказав, что правовые условия для этого уже существуют. В разговоре с министром иностранных дел К. Скубишевским было дано заверение в том, что провозглашенная Украиной цель стать безъядерным государством реализуется. Украина хочет быть нейтральной. <…>
...Из других высказываний украинского президента журналистов заинтересовало сравнение Польши с Россией:
– Польша для нас равноправный партнер, а Россия пытается разговаривать с нами с позиции «старшего брата», исходит из имперских позиций. Президент Ельцин своим указом хотел подчинить себе Черноморский флот. Это имеет такой же смысл, как если бы я захотел подчинить Украине флот Балтийский. <…>».
  

«Независимая газета» / Учредитель: Московский городской Совет народных депутатов. – 1992. – 20 мая, среда. – № 94 (265). – 8 полос.

«Гамсахурдиа вызывает Шеварднадзе» – страница 1
«<…> Опальный президент Грузии направил вызов в Тбилиси, в резиденцию председателя Госсовета РГ. В случае отказа, сказано в послании, Гамсахурдиа оставляет за собой право рассматривать это как уклонение от публичного общения. Согласие или отказ предполагаемого оппонента Гамсахурдиа готов принять не позднее 23 мая сего года. <…>
По словам представителя Гамсахурдиа в Москве, 23 мая в Тбилиси следует ожидать выступления сторонников изгнанного президента Грузии».
 
«Последние достижения российских монетаристов: принудительное безналичное обращение и регулируемые цены на энергоносители» – страница 1, 2
[Михаил Леонтьев]: «<…> Объявленные указами регулируемые цены на нефть – не новость, решение об этом было принято еще две недели назад. Новым тут является предполагаемый срок действия этого паллиатива – 3 месяца, по заявлению министра экономики Андрея Нечаева. Новые цены – никакие не регулируемые, а именно административные – поскольку установлены ниже цен равновесия сегодняшнего нефтяного рынка. Кроме того, введение фиксированных цен на конечные продукты нефтепереработки – бензин и дизельное топливо – только конституирует разваливающуюся систему распределения энергоресурсов. Это шаг назад, даже по сравнению с отмененной 40-процентной долей свободной реализации... <…>
Повод для принудительного изъятия «излишков» наличности, перехода в безналичное и чековое обращение «крупных» (свыше 10 тыс. рублей) платежей – неспособность решить технические проблемы с наличностью в ближайшие два месяца. По меткому замечанию председателя бюджетной комиссии ВС РФ Александра Починка, коммерческие магазины не сдают наличку и обмениваются между собой мешками денег. Можно успокоить Починка и солидарное с ним правительство: наличку не сдают не только магазины, но и все организации, имеющие дело с наличностью. И не будут сдавать, хоть поставь, как предлагал прошлым летом несчастный Павлов, автоматчиков к каждому магазину и коммерческому банку... <…>».
 
«Смертельный фейерверк на секретном объекте «Снеговая падь» – страница 1, 6
Подзаголовок – «Следствие еще не определило, намеренно ли взорвали склад боеприпасов Тихоокеанского флота»
«Hа месте склада № 17, который загорелся первым, зияет глубокая воронка. Недалеко стоит изрешеченная осколками пожарная машина «Урал». Вместо леса – кладбище изуродованных деревьев. Земли не видно – под ногами сплошное месиво из осколков и неразорвавшихся снарядов. На площади около пятидесяти гектаров из 52 хранилищ осталась невредимыми только девять. В них находились реактивные боеприпасы. <…>
Командующий Тихоокеанским флотом Геннадий Хватов не стал уточнять, какой убыток нанес казне пожар на складе, где хранилось почти 70 вагонов снарядов. Владивостоку же на восстановительные работы требуется минимум 50 миллионов рублей. <…>».
 
«Армянские отряды взяли Лачин» – страница 1, 3
Подзаголовок – «Посла России вызвали в МИД Турции»
«<…> Самым главным итогом нынешней чрезвычайной сессии, завершившейся ночью 19 мая, стало принятие документа о передаче всех полномочий Верховного Совета малому парламенту – Национальному совету, состоящему из 50 депутатов. Нацсовет, переименованный в Национальный меджлис, отныне становится высшим законодательным органом Азербайджана... <…>
Одновременно пресс-служба НФА сообщила, что армянские вооруженные формирования открыли на днях второй фронт: они попытались захватить район Садарак на севере Нахичевани. Этот район, прилегающий к 11-километровой нахичевано-турецкой границе, имеет стратегическое значение. Наблюдатели считают, что цель этой акции армянской стороны – сорвать предстоящее открытие через реку Араз транспортного сообщения между Турцией и Нахичеванью. Реакция Анкары на последнее события в Лачине и Сарадаке была весьма болезненной... <…>».
 
«Конституционный суд ходатайство депутатов удовлетворил» – страница 1,2
Подзаголовок – «А рассмотрение ходатайства Ельцина перенес на сегодня»
«<…> По сути предметом рассмотрения КС стал вопрос, нуждается ли Москва в особом статусе, а также взаимоотношения между Моссоветом и мэрией, перманентный конфликт между которыми был перенесен ранее на уровень ВС, результатом чего, как можно судить, и стало его постановление «О толковании статьи 183 Конституции (Основного Закона) РСФСР» от 18 декабря 1991 года, вызвавшее резкое неудовольствие столичной исполнительной власти. <…>
Четыре эксперта против одного высказались за отклонение ходатайства. А КС с ними не согласился и восемью голосами против трех постановил признать акт ВС неконституционным».
 
«Что же мы будем принимать на референдуме?» – страница 2
Подзаголовок – «Проект «румянцевской» Конституции принадлежит истории»
[Николай Федоров, министр юстиции РФ, Владимир Гулиев, профессор]: «<…> Немыслимо расширен предмет конституционного регулирования. Преамбула провозглашает Конституцию «основным законом нашего общества и государства». Хотя общепризнанным критерием демократичности государства является его дистанцирование от гражданского общества, предложенный Съезду проект содержит специальный третий раздел «Гражданское общество», где стремится регламентировать все стороны его жизни: труд и предпринимательство, общественные объединения и распространение информации, религию и семью, воспитание, образование и т.д... <…>
На наш взгляд, сегодня России больше бы подошел краткий (и, очевидно, временный) конституционный закон, закрепляющий основные права личности и структуру государственных органов. Избегающий широковещательных деклараций, строго формализованный и понятный как чиновнику, так и рядовому гражданину.
Если же Конституция будет принята в том виде, как представлена съезду, неизбежно ее фиаско. Такая Конституция просто не может быть исполнена в силу ее «размытости», да и просто несвоевременности. «Мы, многонациональный народ Российской Федерации...» – провозглашается в преамбуле. Можно ли так заявлять в стране, раздираемой острыми противоречиями и кровавыми столкновениями? <…>».
 
«Работа по возрождению Дальневосточной Республики» – страница 2
«<…> «Наша задача – преобразовать отсталую окраину России в экономически развитую, богатую республику в составе Российской Федерации», – сказал председатель оргкомитета «Возрождения» Виктор Баланов. Он подчеркнул, что борьба за ДВР будет вестись только парламентским методом. По словам Баланова, «Возрождение» не претендует на власть, оно берет на себя ответственность за переходный период, разработку проекта Конституции ДВР, других законодательных актов. Организация намерена содействовать развитию предпринимательства, установлению международных экономических и культурных связей. <…>».
 
«Человек апреля в России - снова Ельцин, а за ним – никого» – страница 2
Подзаголовок – «Об этом говорят итоги опроса (четвертого по счету) лидеров общественного мнения России, проведенного службой изучения общественного мнения VP по заказу «НГ» с 21 по 29 апреля 1992 г. Общее число опрошенных – 400 человек»
«В минувшем месяце из всех политических деятелей бывшего Советского Союза самой влиятельной фигурой (в рамках жизни России) второй раз подряд был признан Б.Н. Ельцин (61 процент от общего числа опрошенных). Л. Кравчук сохранил за собой второе место (14 процентов), а Н. Назарбаев – третье (7 процентов). Замыкают первую пятерку, как и в марте, Е. Гайдар (3,2 процента) и Р. Хасбулатов (1,7 процента). <…>
Как помнит читатель, оценка Б.Н. Ельцина в качестве наиболее влиятельной фигуры в стране сложилась не сразу. В январе и феврале на первом месте, причем со значительным отрывом, оказывался Л. Кравчук. Однако в марте ситуация кардинально поменялась и теперь выглядит более чем благоприятной для президента РФ: из 14 участвующих в опросе групп лидеров уже нет ни одной, которая бы имела на этот счет иное мнение. <…>».
 
«Минобороны ищет покупателей оружия и создает управление по земельной реформе» – страница 2
«Моя задача – чтобы народ увидел в армии свое детище. Сейчас дитя очень больно. Вылечить его может только все общество», – заявил 19 мая на встрече с общественностью назначенный накануне министром обороны Российской Федерации Павел Грачев. <…>
...В министерстве, причем одним из первых, уже создан Комитет по социальной обеспеченности военнослужащих, который ищет квартиры для военных в разных регионах страны, а также покупателей военной техники и вооружения по рыночной стоимости (что является чуть ли не единственной возможностью создания российской армии без увеличения военного бюджета), оказывает реальную помощь военнослужащим. В министерстве решено создать управление по земельной реформе, по строительству жилья, что, по словам Грачева, гарантирует «выполнение указа Ельцина о выделении офицерам, уволенным в запас, земельных участков». <…>».
 
«Два взгляда на провозглашение государственной самостоятельности Крыма» – страница 3
Подзаголовок – «Они противоположны»
«<…> [Сергей Куницын, председатель Красноперекопского горсовета, инициатор движения пяти северных районов полуострова за присоединение к Херсонской области в случае выхода Крыма из Украины]: «Считаю, что акт о государственной самостоятельности Республики Крым, принятый нашим парламентом, – это политически не взвешенный и не обоснованный документ. Я спрашивал и крымских депутатов и лидеров Республиканского движения Крым, какова же все-таки основа для независимого Крыма, и ни от кого не получил конкретного и вразумительного ответа. Говорили о крымской общности, о многонациональности, и все. А когда 5 мая принимали этот документ с мотивировкой «ввиду угрозы», я был просто шокирован: угроза с чьей стороны? Багров тогда ответил: «Что, неизвестно?», имея в виду, конечно, Украину, ее национализм...» <…>
[Григорий Демидов, председатель подкомиссии по законности ВС Украины, член рабочей группы по размежеванию полномочий между Украиной и Крымом.]: «Ситуация, возникшая в Крыму после принятия акта 5 мая сего года, обострилась задолго до начала сессии. И в значительной мере определил эти события сам украинский парламент, который принял 29 апреля закон «О статусе Автономной Республики Крым». Свою роль сыграли и непродуманные решения украинского руководства против генерал-майора Валерия Кузнецова. Указанный закон просто лишил Крым его государственности и очень похож на акт 1945 года о ликвидации Крымской АССР или акты Гамсахурдиа об упразднении Юго-Осетинской или Абхазской автономий». <…>».
 
 
«Съезд кабардинского народа за демократическое обновление» – страница 3
Подзаголовок – «Нормативные акты по восстановлению Кабардинской Республики будут подготовлены к 1 августа 1992 года»
«<…> Завершившийся 15 мая в Нальчике съезд кабардинского народа подтвердил, что является высшим выразителем интересов кабардинцев. В принятом постановлении отмечается, что съезд и ККН ставят своей целью не только возрождение собственной государственности, но и демократическое обновление общества, избавление его от номенклатурного влияния коррумпированных элементов. Съезд поручил ККН совместно с ВС КБР до 1 августа 1992 года разработать нормативно-правовые акты по восстановлению КР. К этому же времени должны быть завершены переговоры с Национальным Советом балкарского народа по вопросам установления границы между Кабардой и Балкарией... <…>
Съезд признал нецелесообразным проведение референдума по вопросу сохранения единства КБР, так как это противоречит решениям национальных съездов и постановлению ВС КБР от 6 февраля 1992 года, в котором выражена поддержка решению о восстановлении КР. <…>».
 
«МИД России: небоскреб в разрезе» – страница 4
Подзаголовок – «На Смоленской площади – большие перемены»
«<…> Объявив, что демократическая Россия будет проводить принципиально новую политику в мире (по сравнению с бывшим Союзом), руководство российского МИД до сих пор так и не разъяснило, в чем конкретно заключается принципиальная новизна нашей политической линии, будь то в вопросах отношений, скажем, с Японией, или в ближневосточном урегулировании, или, к примеру, в югославском кризисе. Не припоминается выступлений на эту тему кого-либо из руководителей МИД в российском парламенте (если не считать недавнего казуса с ответами Федора Шелова-Коведяева на съезде народных депутатов)... <…>
Конечно, можно было бы утешаться мыслью, что нынешний непрофессионализм российского МИД – явление временное, что придут другие люди, что высшее руководство России в курсе слабостей команды Козырева. Некоторое аналитики даже утверждают, что некомпетентность последнего призвана выгодно оттенять авторитет курирующего МИД госсекретаря Геннадия Бурбулиса. Все, может быть, и так. Беда в том, что и высшее руководство России пока воздерживается от развернутых оценок в области внешней политики. Единственным исключением, пожалуй, стало выступление Р. Хасбулатова на недавно проведенной научно-практической конференции «Россия на пороге XXI века». <…>».
 
«Россия на переломе: 1991-1992» – страница 5
Подзаголовок – «Правила игры при игре реформ»
«<…> [С. Мндоянц, советник президента Российского союза предпринимателей и промышленников кандидат филос. наук]: Ныне реформы начинают реализовываться в России на фоне чрезвычайных обстоятельств, в результате разрушения старой системы управления без создания новой возникла «черная дыра», втянувшая в себя все материальное производство страны. С экономической и организационно-управленческой точки зрения ключевым является вопрос о типе взаимоотношений между государством и народным хозяйством в ходе осуществления экономических реформ. Задачи, связанные с необходимостью замены плановой, административно-командной экономики социальным рыночным хозяйством, обусловливают необходимость коренного переосмысления той традиции, которая не только существовала последние 70 лет, но имеет в России значительно более древние истоки... <…>
[В. Дамбе, член правления Лиги «зеленых» кандидат ист. наук]: По мере ухудшения положения общество все больше и глубже погружается в пучину апатии. Большинство людей сегодня – пассивное «молчаливое большинство», пока еще принимающее навязываемые ему правила игры, но уже мало верящее в благополучный исход. Это состояние можно оценить как кризис интеграции и легитимации. Проводимая политика капитализации не только неспособна интегрировать миллионы людей, найти им приемлемое место в общественной системе, но и, напротив, все больше выбрасывает их из общества, обрекая на роль маргиналов. <…>».
 

«Российская газета» / Издание Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. – 20 мая, среда. – № 114 (450). – 8 полос.

«Цены на энергоносители: промежуточный вариант» – страница 1
[Александр Лившиц, доктор экономических наук, профессор]: «Поднявшаяся в российской экономике волна либерализации цен рано или поздно должна была добраться и до острова энергоносителей. Открывшему шлюзы правительству оставалось ответить всего на два вопроса: как это случится и когда. Сегодня известно, что оно предпочло промежуточный вариант, затеяв регулируемое повышение цен. Скажем, на нефть теперь есть предельная цена – 2.200 рублей за тонну. Тем, кто намерен торговать ею по ценам от 1.800 рублей до 2.200 рублей, придется из каждой вырученной сотни отдавать бюджету солидную энергетическую пошлину. <…>
Рядовой российский потребитель постепенно приноравливается к условиям открытой инфляции, привыкает к параллельному росту цен и доходов, следует уже довольно устойчивой модели поведения. Более высокие цены его вряд ли испугают, если заработная плата поднимется в среднем, допустим, до 8–10 тысяч рублей в месяц. «Лишь бы платили своевременно. А это значит, что самым узким местом при осуществлении правительственных решений по энергоносителям станет банковская система. Ситуация ныне такова, что она просто не выдержит нового скачка инфляции – ни организационно, ни технически. Как раз здесь может произойти глухая закупорка экономических сосудов... <…>».
 
«Первая встреча министра» – страница 1
« – Новое Министерство обороны России стремится с первых дней наладить деловые контакты с общественностью, государственными и коммерческими структурами, прессой с целью решения острых проблем, существующих сейчас в Российской армии. Россия не в состоянии в одиночестве нести бремя военных расходов, доставшихся ей от бывшего СССР. Но российские солдаты и офицеры должны быть полностью уверены в своем завтрашнем дне, – так открыл встречу с представителями Общественного совета организаций военнослужащих только что назначенный министр обороны РФ генерал армии Павел Грачев.
Этот совет, созданный всего две недели назад, ставит своей задачей создание системы социальных гарантий военнослужащим, лицам, уволенным в запас, участникам Великой Отечественной, воинам-интернационалистам и членам их семей... <…>».
 
«Хлебные батальоны» – страница 1
«Началось формирование «хлебных батальонов». По сравнению с прошлым годом их будет в два раза меньше, сообщил член штаба руководства автобатальонами сил общего назначения ОВС СНГ полковник Николай Киселев.
Работать будем только на территории России, отметил он. Причем далеко ездить военным не придется. Пополняться водительским составом из числа военнослужащих запаса автоподразделения будут непосредственно в районах уборки урожая... <…>».
 
«Указ Президента Российской Федерации О министре обороны РФ» – страница 1
«Назначить министром обороны Российской Федерации генерала армии Грачева Павла Сергеевича.
Президент Российской Федерации Б. ЕЛЬЦИН».
 
«Заявление участников Всероссийского совещания руководителей республик, краев, областей и национальных автономий» – страница 1
«Мы, руководители республик, краев и областей, национальных образований Российской Федерации, сознавая высокую ответственность перед своими народами в этот сложный период истории нашего Отечества, заверяем, что являемся последовательными сторонниками преобразования российского общества, углубления и упорядочения экономических реформ, сохранения и укрепления российской федеративной государственности. <…>
Совещание рекомендует Верховному Совету Российской Федерации и Правительству Российской Федерации осуществить на согласованной основе срочную корректировку экономической реформы с учетом решений шестого Съезда народных депутатов России, специфики и состояния производства, конкретных регионов, республик, краев, областей, других территориально-административных районов... <…>
Мы реально видим, что время, отпущенное на созидательные реформы, заканчивается, доверие народа фактически исчерпано. А без этого никакие преобразования невозможны, какой бы властью высшие органы государства и их лидеры ни были наделены. Пора это понять всем. Проведение реформ без учета реального положения людей – рабочих, крестьян, интеллигенции, ветеранов войны и труда, пенсионеров и молодежи, наших воинов и их семей – может создать такую общественно-политическую ситуацию в обществе, когда продолжение реформ может стать невозможным... <…>».
 
«Хватит искать противников, пора делать дело» – страница 2
«Как уже сообщалось, в Краснодаре состоялось совещание руководителей Советов России на уровне Председателей Верховных Советов республик в составе Российской Федерации, областных и краевых Советов, автономных областей и округов… <…>
...Они собрались, как подчеркнул во вступительном слове Председатель Верховного Совета Российской Федерации Руслан Хасбулатов, чтобы «не в убийственно критическом плане» обвинять в разногласиях каких-то отдельных лиц, звенья и структуры власти, а серьезно порассуждать, какую бы помощь собравшиеся могли оказать деятельности самого Верховного Совета, исполнительной власти и правительству в совершенствовании законодательных актов, обеспечивающих экономическую реформу.
Дискуссии по экономической реформе и на Съезде были самыми горячими, и на совещании в этом плане не были исключением. Ведь стартовая ситуация конца 1991 года была по сути дела кануном социально-экономического хаоса. Развал хозяйственных связей между бывшими союзными республиками и соцстранами, резкое сокращение импорта, как следствие – развал финансовой системы. <…>».
 
«В Москву за правдой» – страница 2
«Развал армии бывшего СССР и возникающие при этом проблемы стали уже притчей во языцех, однако до последнего времени военнослужащие сил стратегического назначения могли надеяться, что будут «по-прежнему» защищать общие рубежи Содружества, а значит, окажутся «над схваткой». Но недавно Киев, несмотря на ранее заключенные договора в рамках СНГ, решил «приватизировать» абсолютно все расположенные на территории Украины военные подразделения, включая и стратегические. От воинов требуют принятия присяги на верность Украине... <…>
...Между тем присяги на верность Украине требуют прежде всего от командиров. Альтернатива – увольнение. Главком Е. Шапошников отметил, что без работы никто не останется, и твердо настаивал: подчинение должно быть единым и межгосударственным. Для решения этой задачи (или какого-либо решения проблемы вообще) Главнокомандующий ОВС СНГ намерен собрать министров обороны всех стран Содружества 26 мая в Москве в новой резиденции ОВС».
 
«Постановление Правительства Российской Федерации О государственном регулировании цен на энергоресурсы, другие виды продукции и услуги» – страница 2
«<…> 1. Ввести государственные регулируемые оптовые цены промышленности на нефть в размере 1.800–2.200 рублей за 1 тонну и на природный газ – 1.100–1.600 рублей за 1 тыс. куб. метров на условиях франко-назначения для всех потребителей, кроме населения.
Налог на добавленную стоимость по этим видам продукции взимается сверх установленных цен. <…>
4. Признать необходимым образовать фонд ценового регулирования Министерства финансов Российской Федерации.
Утвердить отчисления в этот фонд при поставках нефти и природного газа в размерах согласно приложению № 1.
Министерству финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством топлива и энергетики Российской Федерации утвердить в 2-недельный срок источники, порядок формирования и использования фонда ценового регулирования. <…>
Б. ЕЛЬЦИН».
 
«Рыночный ликбез» – страница 3
[Игорь Коньков, начальник Таможенно-тарифного управления Государственного таможенного комитета РФ]: «<…> – Новые коды ТН ВЭД (Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности) по сути своей являются версией европейской Комбинированной номенклатуры (КН ЕЭС), которая в свою очередь основывается на Гармонизированной системе (ГС) описания и кодирования товаров. Этим документом пользуются практически все государства мира для ведения внешнеэкономической деятельности. ГС также используется во внешнеторговой статистике, при планировании транспортных тарифов... <…>
– В чем отличие нашего варианта номенклатуры от общепринятого?
– Только в количестве знаков цифрового кода. У нас их девять. Первые восемь точно соответствуют кодам КН ЕЭС, а последний зарезервирован для детализации товаров. Таким образом, Россия сделала шаг к цивилизованному рынку. Следующий должен последовать на уровне законодательном. Ведь правильное кодирование товаров необходимо прежде всего для квалифицированного создания нормативных актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность... <…>».
 
«Создать среду конкуренции» – страница 3
[П.С. Филиппов, народный депутат России, председатель подкомитета ВС по приватизации]: «<…> Настало время откорректировать промышленную политику правительства России исходя из рыночных критериев. По этим критериям отделения фирмы приобретают хозяйственную самостоятельность тогда, когда обеспечивается минимум издержек, способность выпускать конкурентоспособную продукцию, оказывать конкурентоспособные услуги. Превращение подразделений предприятий в самостоятельные субъекты рынка позволит заменить административное управление на более эффективные горизонтальные товарно-денежные связи, дающие большой экономический эффект благодаря включению механизма конкуренции, возможности свободно выбирать поставщика и тем самым минимизировать издержки. <…>
Для стимулирования приватизации и частного предпринимательства необходимо ввести налоговые льготы для малых частных предприятий, отказаться от практики перекладывания налогового бремени на частные предприятия. А это именно так и происходит. Парадокс – государственные предприятия сегодня по закону не обязаны выплачивать дивиденд государству-собственнику! <…>».
 
«Призрак бродит по Тюмени...» – страница 3
Подзаголовок – «Бюджетникам» обещают поднять зарплату. Но из каких средств?»
«<…> ...Если верить решению сессии Тюменского областного Совета, с 1 апреля ставки и оклады работников бюджетных учреждений стали в 3,5 раза выше, чем в начале года. Причем введенный коэффициент распространяется для «бюджетников» на все виды доплат, а также сохраняются все имевшиеся надбавки, премии, компенсационные выплаты. Не забыты и местные органы государственной власти и управления. Особо подчеркнуто: жалованье чиновного люда возрастет с той же кратностью. <…>
Казавшийся исчерпанным на Съезде конфликт с правительством разгорелся вновь, на этот раз – в стратегическом для России регионе. Слава Богу, у депутатов хватило благоразумия отклонить включенный в проект решения пункт о призыве к всеобщей забастовке. «Несерьезно таким образом грозить Президенту и правительству, – убеждал депутатов глава администрации Тюменской области Юрий Шафраник. – Мы – власть, а не профсоюз. Но жесткий диалог с правительством просто необходим...» <…>».
 
«Есть ли идеал у России: что взамен социализма?» – страница 4
[Анатолий Бутенко, профессор МГУ]: «<…> Существует несколько версий того, почему демократы и Б. Ельцин, стоящие сегодня у власти и видящие будущее России капиталистическим, не афишируют своих целей, не пытаются превратить их в социальный идеал.
Первое объяснение видит причину этого в популизме Б. Ельцина и многих демократов, пришедших к власти при поддержке широких слоев трудящихся, опиравшихся раньше, опирающихся и сейчас в основном на эту – самую многочисленную – часть населения. А весьма трудное начало экономической реформы резко сузило политические возможности и Б. Ельцина, и демократов в целом... <…>
...Учитывая сказанное, я считаю, что те общественно-политические и социально-экономические структуры, которые могли бы составить новые ценности России, общезначимую цель ее граждан, таковы:
В общественно-политической сфере – это многопартийная политическая система, стремящаяся не копировать подобные системы развитых стран Запада и Востока, а основывающаяся на наших российских традициях – традициях Учредительного собрания и Советов, мысль о соединении которых высказывалась в 1917 году. Многогранный как положительный, так и отрицательный опыт, накопленный в этой области, никак не должен быть отброшен, ибо ошибки и просчеты на уже пройденном пути – нечто неизмеримо более ценное, чем новые попытки использовать в своей стране чужой опыт и зарубежные политические формы. <…>».
 
«Негоже адвокатам властвовать» – страница 4
[Евгений Бирюков, юрист]: «<…> Верховному Совету Российской Федерации предстоит вскоре рассмотреть проект закона об адвокатуре. Не будем преувеличивать – основополагающим для органов правосудия его не назовешь. И тем не менее это очень важный закон. Ведь только коллегии адвокатов насчитывают более 17 тысяч членов. Да юридических кооперативов около 600. Разрешена и частная практика как разновидность индивидуальной трудовой деятельности... <…>
Отсутствие конкуренции лишает граждан выбора защитника. Скорее наоборот, более сильные адвокаты могут выбирать выгодных клиентов. Необходимы ликвидация монополизма адвокатур, создание демократического института правовой защиты, свободных условий получения права заниматься этой деятельностью, здоровой конкуренции адвокатов. <…>».
 
«Нотариат накануне реформы» – страница 4
[Андрей Косарев, доктор юридических наук, профессор ВЗФЭИ; Виктор Репин, начальник отдела нотариата Минюста РФ]: «<…> Изменить положение призван новый закон Российской Федерации о нотариате.
В его проекте главное новшество – ликвидация монополии государственных органов на совершение нотариальных действий. Параллельно с существующей системой государственных нотариальных контор создается институт частного нотариата. <…>
На нотариусов возлагается удостоверение учредительных документов для регистрации юридических лиц и создания акционерных обществ, удостоверение отчуждения кварту, жилых домов, дорогостоящего имущества, автотранспорта. В дальнейшем предстоит удостоверение сделок, связанных с приобретением права собственности на землю, землевладение. Ответственна роль нотариусов в преобразовании отношений собственности на средства производства путем приватизации государственных и муниципальных предприятий. <…>».
 
«Винокуренные страсти» – страница 5
«Задолго до начала заседания сессии Владикавказского горсовета здание мэрии блокировали десятки пикетчиков пищекомбината «Осетинский». Плакаты призывали депутатов не допустить расправы над их директором Аскером Гасиновым.
Тревога имела основания: в повестке дня сессии стоял вопрос о лишении Гасинова депутатского иммунитета. Но прежде всего депутатам предстояло обсудить городской бюджет. Впрочем, с этой проблемой расправились за пятнадцать минут. Зато когда дело дошло до Аскера Гасинова, равнодушных не оказалось. <…>
На сессии арендаторов начали было упрекать: вы, мол, перекрыли спиртовой ручеек, а он ведь и до городской казны дотекал. В результате бюджет недосчитался верного водочного оброка с мужского населения. И все-таки те, кто рассчитывал на послушность депутатов, просчитались. Просьбу Минсельхоза дать санкцию на увольнение Гасинова поддержал 21 депутат, столько же – воздержались, 94 голосовали против. <…>».
 
«Если бы не был я директором» – страница 5
«<…> Вот включил Сан Саныч гудок – и айда в Москву, гостем на VI Съезд. Шапку поехал ломать: не пропадать же заводу! Зарплату рабочим нечем платить, нечем поставщиков заманивать. Беда – график составили такой, чтоб через день хотя бы работать. Словом, загудел и поехал, предварительно пробив приглашение на Съезд через депутата-земляка, председателя комитета в Верховном Совете Вячеслава Брагина. Нужных людей удумал отловить в кремлевских кулуарах и попытать, чего они мыслят насчет промышленности вообще, а вагоностроительной – в частности. Или замок на проходную вешать? <…>
Не проще был часом раньше и разговор с Фадеевым, министром МПС, и с Нечаевым, министром экономики. Но обещали разобраться: настырный какой а? Пятьсот миллионов дали МПС, чтоб рассчитались за вагоны. Опустошенный, с тяжелым сердцем, но победителем вернулся Бураев на завод. Выдали зарплату. А утром по приезде включил областное радио – там его кроют почем зря. В Германию, мол, зачем-то катает, о командировках не отчитывается. Продался немцам вместе с вагонами... <…>».
 
«Ослепление» – страница 7
Подзаголовок – «Вице-президент России Александр Руцкой: Я с горечью и тревогой смотрю на действия украинских политиков»
«<…> Россияне с горечью глядят на происходящее в доме украинского брата.
Серьезный резонанс вызвали в России события, связанные с разделом армии и флота. Есть принципы, по которым исчисляются возможности экономики той или иной страны в плане количественного состава армии. Так вот (опять по подсчетам западных экспертов) украинской экономике потенциально, в пору ее расцвета под силу содержание от 200 до 310 тысяч вооруженных людей. Политики из Киева, соблазняя офицеров бывшей Советской Армии принимать присягу Украине, не объясняют им их ближайшую судьбу. А она однозначна при нынешнем кризисном состоянии украинской экономики... <…>
Мне хорошо известны все выпады лично против меня в руководящих кругах Киева. Выпады, нередко переходящие в оскорбления. Я не хочу отвечать на оскорбительные выпады потому, что вижу в моих оппонентах людей, старающихся воспользоваться моментом для достижения не всегда продуманных целей. А может быть, еще и потому, что верю: уже наступает тот момент, когда раздумчивый украинский дядько, выслушав очередного радетеля за разжигание ненависти к России, качнет мудрой седой головой и скажет:
– Шось нэ тэ балакаетэ, хлопцi! Шось нэ тэ. <…>».
 
«Против нас начинается настоящая война» - считает Председатель Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики Григорий Маракуца» – страница 7
«<…> Мы понимаем молдаван, стремящихся объединиться, – это их право. Но мы в Приднестровье провели референдум, и люди высказались за самостоятельность нашей республики. За федерацию, пусть даже в составе Молдовы. Все другие варианты, которые нам предлагает Молдова, – культурная автономия, экономическая зона – не дают ни нам, ни гагаузам права не «идти в Румынию». Но это-то и не устраивает ни Молдову, ни Румынию, и говорить на переговорах о возможности федерации они отказываются. <…>
– Мы хотим, чтобы международное сообщество увидело ту дискриминацию, которую выдерживает славянское население. Разглядело в бинокль румынских военных советников на боевых позициях Молдовы. Услышало, как стреляют по Приднестровью танки и установки «Град». Все – только за то, что мы хотим, оставаясь в составе Молдовы, иметь право не идти вслед за нею в Румынию. Пусть примиряющей силой будет Россия, пусть Украина, Беларусь – какая-то другая страна: пусть со стороны разберутся в происходящем, возьмут на себя те же функции, что и силы ООН в Югославии! <…>».