День за днем. 6 февраля 1992 года

 

«Известия» / Учредитель: журналистский коллектив «Известий». – 1992. – 6 февраля, четверг. – № 31 (23605). – 8 полос.

«Россия запрашивает у Запада 17 млрд. долларов» – страница 1
Подзаголовок – «Но вряд ли она их получит, не проводя реформы»
«<…> В последнее время складывается впечатление, что каждый из наших, пользуясь формулировкой Б. Ельцина, новых союзников пытается если не помочь СНГ, то создать видимость своего участия или понимания наших проблем. <…>
…Речь идет даже не об отсутствии комплексной масштабной помощи. Сейчас, когда зима уже в разгаре и запасы продовольствия в СНГ истощились, объявленная в США в ноябре гуманитарная помощь так и не достигла берегов бывших советских республик. <…>
…Запад понял, что он победил бывшие Советы, и изнурительной гонке пришел конец. Можно расслабиться. Русские вроде не умирают с голода, а тень возможного путча, если и маячит где-то на горизонте, еще не зависла над их головами. <…>
Однако американское мнение о том, что в СНГ «ничего страшного не происходит», иллюзорно. Россия просит срочной финансово-экономической помощи у Запада, потому что она не может не просить ее. Без мощной финансовой инъекции, призванной как стабилизировать рубль, так и оплатить импорт, в стране будет увековечен кризис. И в обстановке нарастающего хаоса угроза явления нового мессии под красными знаменами станет все более реальной. А борьба с ним обойдется Западу дороже, чем помощь российским демократам.
Однако и неторопливость развитой «семерки» вполне объяснима: пока русские сами себя подвергают остракизму, трудно выдать им масштабный кредит доверия. <…>».
 
«Борис Ельцин подписывает Договор с Францией» – страница 1, 5
Подзаголовок – «И обращается к французам за содействием»
«<…> Мы ждем от этого визита конкретных итогов, – сказал… Президент России. – Во-первых, мы рассчитываем на понимание Францией нашей позиции по проблемам ядерных арсеналов и надеемся на соответствующую реакцию. Во-вторых, мы надеемся, что Франция примет активное участие в экономической реформе, окажет нам финансовую поддержку, в частности в поставках продовольствия.
Помимо комплекса проблем, связанных с ядерным оружием и безопасностью, особое внимание на переговорах русская делегация, в составе которой находится Егор Гайдар (в Париж также прибыла большая группа представителей отечественного делового мира), намерена уделить экономическим вопросам.
В Париже будет подписано 15 соглашений, касающихся разных сфер сотрудничества. Главный документ – Договор между Францией и Россией. (Такое название, подчеркивают в Париже, предложил сам Борис Николаевич, желая избежать набивших оскомину ничего не значащих слов о «дружбе и сотрудничестве»). Все они, в частности, позволят создать правовую основу для развития двусторонних связей.
Кроме того, предусмотрено создание рабочей группы по вопросам ядерной безопасности. <…>
Борис Ельцин, сообщает пресса, собирается обратиться к Франции за, экономической и финансовой поддержкой. Согласно Пятому телеканалу, на переговорах Россия потребует разблокировать кредиты, выделенные в конце прошлого года Францией для приобретения продовольствия в обмен на поставки нефти. Правительство, кажется, готово почти полностью гарантировать эти кредиты, но банки требуют гарантии 100-процентной. <…>
В целом французские наблюдатели скептически оценивают шансы России получить в настоящих условиях значительную помощь со стороны Франции. <…> Тем не менее, французы не упускают случая, чтобы напомнить о задолженности бывшего Союза. <…>».
 
«Февральские митинги в Москве. Решат ли они проблемы?» – страница 1, 2
«<…> Цель манифестации изложена в листовке: «Товарищ! Добивайся вместе с нами отставки продажного правительства Ельцина! Присоединяйся к походу на Белый дом!» Но инициативу перехватили другие: «Демократическая Россия» подала заявку на проведение митинга у Белого дома в поддержку республиканского правительства. <…>
Однако, как показывают опросы, всего лишь от 9 до 15 процентов людей готовы поддержать массовые акции. И дело тут, как представляется, не в известной терпеливости русского народа. Причина пассивности в другом: народ понял, что митинги, демонстрации, манифестация и прочие шумные мероприятия сгодятся их организаторами к простейшей вещи – борьбе за власть. В начале прошлого года волну народного гнева поднимали одни, и они сегодня у власти. Сегодня жажду реванша лелеют другие. <…>
Наши ультракоммунисты и члены приравненных к ним других политических партий и движении нагнетают страсти отнюдь не затем, чтобы взяться за реформы. Они мечтают о диктаторе, который зажмет, уничтожит все мыслящее, свободное. <…>».
 
«Войска временного правительства Грузии вошли в Сухуми» – страница 1
«В ночь с 5 на 6 февраля воинские части временного правительства вошли в Сухуми. Ввод войск не сопровождался какими-либо эксцессами.
Как сообщили в пресс-центре военного совета, части временного правительства совместно с правоохранительными органами Абхазии осуществляют мероприятия по стабилизации ситуации в городе и прилегающих районах. Возобновилось движение по железной дороге, заработал аэропорт».
 
«Академик Тихонов: Россия печатает свои деньги» – страница 1
«Экономическая реформа в России возможна только в том случае, если СНГ перестанет существовать».
Это заявил в интервью корреспонденту ИМА-Пресс академик Владимир Тихонов, президент Лиги кооператоров и предпринимателей РФ. «Республика не в силах будет вытянуть своих соседей по Содружеству». Академик добавил, что не сомневается: Россия уже печатает собственные деньги».
 
«Фермер становится партнером правительства» – страница 2
«В течение трех дней в Москве проходил съезд Ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР]. Его основным содержанием был диалог фермеров с российским руководством. Перед делегатами поочередно выступали и отвечали на вопросы Р. Хасбулатов, Г. Бурбулис, Е. Гайдар, В. Хлыстун.
А вопросов у фермеров накопилось множество. Ведь ситуация в деревне сегодня критическая. За январь цены на технику для села возросли в 15-30 раз, в то время как на сельскохозяйственную продукцию и сырье – в 5-7 раз. То есть ценовые ножницы между городом и селом еще более увеличились и стали просто убийственными для фермера. Плюс к этому – высокие проценты банковских кредитов. Да еще и налог на добавленную стоимость, который для крестьянина оказывается двойным (сначала – за технику, потом – за продовольствие). Как выжить в таких условиях? <…>
– Правительство готово на базе министерства или комитета, – сказал на съезде Г. Бурбулис, – заключить с вашей организацией соглашение, в котором предусмотреть ряд обязательств, некоторые процедуры, связанные с контролем за их соблюдением, предусмотреть постоянные формы связи АККОР с правительством. Самым важным для нас было бы в этом соглашении ваше участие в ходе реформ. Мы готовы предусмотреть обязательства по налоговой системе, по формам материального снабжения... По формам поддержки и защиты правительства в кризисных ситуациях. <…>».
 
«Адмирал флота В. Чернавин: о разделе Черноморского флота не может быть и речи» – страница 2
«<…> – Вопрос о переводе глав ной базы Черноморского флота из Севастополя в Новороссийск или куда-либо еще нами не рассматривается, – заявил адмирал. Он подтвердил свою позицию о невозможности раздела Черноморского флота. Флот решает стратегические задачи в интересах всех стран Содружества и должен иметь возможность выполнять эти функции, сказал Чернавин.
Если Украина хочет иметь свои военно-морские силы, сказал он, мы готовы оказать ей помощь выделением определенных сил и средств для охраны морской границы, контроля за морской экономической зоной... Надо сначала сформулировать задачи, зачем нужен флот, а затем его создавать, заявил адмирал. А то от нас требуют выделить Украине десантно-штурмовые части, но неизвестно, на чьи берега они собираются высаживаться.
Командующий ВМФ сообщил также, что присягу СНГ приняли на Черноморском флоте 90 процентов новобранцев, остались те, кто хочет принимать украинскую присягу или не принимать никакой».
 
«Как быть с гуманитарной помощью, если на всех не хватает» – страница 2
«Решением Президента России Бориса Ельцина при правительстве республики создана комиссия по гуманитарной и технической помощи, получаемой из-за рубежа. В состав комиссии, возглавляемой вице-премьером Александром Шохиным, вошли руководители всех причастных к получению, транспортировке, распределению гуманитарных грузов министерств и ведомств. <…> Всю оперативную работу, связанною с зарубежной помощью, возглавил заместитель министра социальной защиты населения Александр Житников. <…>
[А. Житников]: «Сегодня в нашем массовом сознании возникла большая путаница – нередко гуманитарной помощью называют едва ли не все то, что приходит в государства СНГ из-за рубежа. Стоит где-то состав с рисом, купленным за кредиты, или заходит речь о пшенице, которую приобрели на американские займы, – это почему-то считают гуманитарной помощью. <…>
В прошлом году Россия получила 240 тысяч тонн бесплатного продовольствия и медикаментов в порядке гуманитарной помощи. Из них 85 процентов пришлось на Москву и Петербург, то есть жители других городов дары Запада даже и не видели. В этом году мы рассчитываем на миллион тонн. <…>
– Необходимо понять философию наших «доноров». Ни Америка, ни Германия, ни какая другая страна мира, сколь бы богата она ни была, брать Россию на свое иждивение не собираются. Свои проблемы мы должны решать сами.
В представлении «доноров» гуманитарная помощь для России – это помощь в первую очередь САМЫМ нуждающимся, обездоленным, сирым, – только тем, кто не в силах позаботиться о себе в условиях гонки цен, инфляции, дефицита на все и вся. И в этом смысле гуманитарная помощь себя оправдывает. <…>».
 
«Опасный поворот» – страница 3
Подзаголовок – «О кризисе в российско-украинских отношениях»
«Российско-украинский политический кризис вплотную приблизился к той опасной черте, за которой обычно начинается полномасштабный межнациональный конфликт.
На возможность подобного развития событий указывают два обстоятельства. Во-первых, обнаружившееся в ходе «черноморских баталий» стремление некоторых влиятельных сил придать российско-украинским спорам оттенок русско-украинских, то есть перевести межгосударственные трения в наиболее опасное русло – межэтнической конфронтации. Во-вторых, введение в сферу конфронтации «территориального вопроса» – безошибочного средства нагнетания националистических страстей. Правило, согласно которому территориальные претензии порождают межнациональные конфликты, а затем и войны, увы, почти не знает исключений. <…>
Тут важно не пропустить момента, с которого милые патриотические забавы начинают превращаться в дурной фарс. Когда уважаемые адмиралы и писатели-маринисты убеждают телеаудиторию, что Черноморский флот никогда не был украинским, потому что всегда был российским (как будто во времена Ушакова и Нахимова Украина сама не была частью России) – то это еще ладно. Но когда лидер влиятельной фракции российского парламента громогласно возвещает миру о «третьей обороне Севастополя» – это от украинцев-то! – а в самом Севастополе в ответ на размещение украинской национальной гвардии всерьез подумывают о формировании русских вооруженных дружин, – вот тут уже становится не до смеха. <…>
С геополитической точки зрения также нет оснований считать российско-украинскую конфронтацию сколько-нибудь оправданной или хотя бы понятной. <…> В сложившемся геополитическом «пространстве интересов» Россия и Украина обречены на стратегическое партнерство. <…>
В политическом же отношении стратегическому союзничеству между Россией и Украиной просто нет альтернативы. Сколь бы тесные контакты ни завязывались у будущей Украины с ее европейскими, а у будущей России – с ее азиатскими соседями, ни первая для Европы (в силу своей «дурной советской наследственности»), ни вторая для Азии (ввиду своей путающей великости) не смогут стать настолько «своими», чтобы полностью интегрироваться в их социально-политические и экономические системы. <…>
Здесь ясно просматривается двуединая и, увы, весьма прозаическая цель: ввиду предстоящего и неизбежного роста социального недовольства «шоковыми» экономическими реформами попробовать переключить это недовольство на «внешний объект» с одновременной «консолидацией патриотических масс» вокруг своего «национального руководства». <…>».
[ЭмильПаин, АркадийПопов, Центр этнополитических исследований]
 
«Уникальная школа подает сигнал бедствия» – страница 3
«<…> Школу эту (известную, кстати, далеко за пределами бывшего СССР) основали ученые с мировыми именами: тогдашний ректор МГУ Иван Георгиевич Петровский и Израиль Моисеевич Гельфанд. Мысль была одна: обстоятельства места не должны сказываться на человеческой судьбе, отсекая пути, по которым она могла бы развиваться. Где бы ни учился ребенок, подросток, юноша, какой бы педагог ему ни достался, государство обязано, сколь возможно, выравнивать стартовые условия жителя столицы и захолустья.
Результат не заставил себя долго ждать: буквально через два года большинство сельских ребят, с блеском выдержавших экзамены на мехмат МГУ, оказались выпускниками ВЗМШ. <…>
<…> Расходы на бумагу, типографию, пересылку никак не укладываются в суммы, на которые готово было раскошелиться государство…  Значит, как ни прискорбно, а пришлось отказаться от бесплатного обучения. За каждого ученика (и за каждую группу «коллективный ученик») после долгих подсчетов, пересчетов, сложения и вычитания решили взимать по полсотни. <…>
Несколько месяцев люди (их всего-то вместе с лаборантами двадцать семь) не получали зарплаты. Почему держатся, почему не уходят? Держатся, прежде всего, друг за друга, держит сознание собственной необходимости. А уж если уходить – то лучше уезжать. <…>
Можно заново раскочегарить домны, запустить станки, наладить движение поездов, даже численность соболей, говорят, удалось восстановить. Но горький наш опыт убеждает, что тончайший культурный слой накапливается не годами и даже не десятилетиями, а веками. <…>».
 
«Признание Россией Словении и Хорватии вызвало бурю в Белграде» – страница 5
Подзаголовок – «ТАНЮГ объявляет это решение результатом... «еврейского заговора»
«Между тем это решение России – не отставать более от Западной Европы и признать независимость Словении и Хорватии – вряд ли можно считать неожиданным. К нему нас подтолкнули стремление уважать принципы международного права, ценности современной цивилизации и сама логика событий. Ведь независимость двух бывших республик фактически уже состоялась, да и юридически она уже признана почти всей Европой. И, может быть, главное – мы на собственном опыте прекрасно знаем, к чему могут привести попытки игнорировать реальность, отказывая народам в праве на самоопределение. <…>
«Драматический поворот» в политике России случился вовсе не сейчас, а после свержения ГКЧП, фактически находившегося у власти в бывшем СССР в первой половине прошлого года. Именно люди, открыто выступившие против реформ в августе, уже весной определяли политику «поддержки югославской целостности». <…>
ТАНЮГ находит и еще одно объяснение произошедшему. Со ссылкой на анонимных «иностранных наблюдателей» агентство объясняет шаг России следствием «деятельности еврейского лобби в высшем руководстве российской дипломатии». Вот уж действительно универсальный аргумент. Только им и можно объяснить (тем, кто готов верить без доказательств), почему надо предпочесть свободе и демократии всевластие чиновников, процветанию – нищету или миру – войну».
 

«Независимая газета» / Учредитель: Московский городской Совет народных депутатов. – 1992. – 6 февраля, четверг. – № 24 (195). – 8 полос.

«Я уповаю на мудрость российских демократов» – страница 1
Подзаголовок – «Заявил Леонид Кравчук, вернувшийся из Германии, комментируя крымскую проблему»
«<…> 4 февраля Леонид Кравчук вернулся в Киев [из Германии] и прямо в аэропорту высказался по поводу перспективы российско-украинских отношений и позиции российских парламентариев в крымском вопросе. «Я считаю, что, как бы ни старались некоторые политические силы в России и на Украине поссорить два великих народа с великой общей историей, это им не удастся. Даже российский парламент, который поставил сомнительный вопрос о пересмотре акта 1954 года о Крыме, не изменит общей ситуации. Потому что для такой постановки вопроса нет правовой основы. И если говорить о сегодняшнем дне, то есть два очень важных акта о Крыме: во-первых, политический договор между Украиной и Россией от 19 ноября 1990 года, подписанный мной и Борисом Ельциным, в 6-й статье которого говорится, что ни у Украины к России, ни у России к Украине нет никаких территориальных претензий. Во-вторых, в том же 1990 году в январе в Крыму прошел референдум, и в бюллетенях был лишь один вопрос: «Хотите ли вы восстановления Крымской автономной Советской Социалистической Республики в составе Украины?» 93% населения Крыма проголосовали «за». <…>
Однако во время его пребывания в Германии Центральная избирательная комиссия Крымской Республики утвердила текст подписного листа для сбора подписей, необходимых для проведения нового всекрымского референдума. В нем предусмотрен один вопрос: «Хотите ли вы, чтобы Крымская Республика как самостоятельное государство входила в Содружество независимых государств?» для проведения референдума не обходимо собрать 180 тысяч подписей, и, видимо, в сегодняшней ситуации это не составит труда. <…>».
 
«Немцев хватит на всех» – страница 1
Подзаголовок – «Кравчук заботится о своих, не перехватывая инициативу у Ельцина»
«Уже несколько дней взволнованное российское общество живет сенсацией века: Леонид Кравчук, стремясь заслужить симпатии чванливых германцев, пытается переманить на Украину российских немцев, а заодно и 200 млн. марок, которые Федеративная Республика обещала отпустить Российской Федерации на обустройство немцев в Поволжье. Кравчук готов – и куда подевался только его воспетый в эссе и репортажах необольшевистский национализм! – отдать немцам Крым, забыв о крымских татарах, не говоря уже о Черноморском флоте. <…>
<…> А между тем реальность гораздо скучнее и прозаичнее. Еще 23 января президент Украины подписал указ о создании Украинского немецкого фонда. Фонд создается в соответствии с законодательством о реабилитации депортированных с территории Украины народов и по предложению комитета по делам национальностей при Кабинете министров Украины и общества «Возрождение». <…>
<…> Президент Украины, как и подобает политику, искал варианты, чтобы расположить к себе богатого и влиятельного партнера по переговорам в Бонне. И остановился на одном из таких ходов, кстати говоря, беспроигрышном: возвращение немцев вряд ли повлияет негативно на экономическую и политическую ситуацию в районах, где они жили ранее. Если же немцы и не пожелают вернуться, то предложение Кравчука запомнится как жест доброй воли. <…>».
 
«Парламент намерен пересмотреть совместное постановление» – страница 1
«Совет Республики российского парламента принял в среду решение рассмотреть 6 февраля на пленарном заседании обеих палат совместное постановление президиума Верховного Совета и правительства «О социальной защите населения и об упорядочении регулирования ценообразования на отдельные виды продукции». Этот вопрос был поднят также на заседании Совета Национальностей. Принятый 3 февраля документ санкционирует дефицит бюджета в размере 25 млрд. руб., что, по мнению ряда депутатов, представляет собой откат от линии рыночной экономики. Кроме того, многие депутаты считают, что президиум Верховного Совета превысил свои полномочия, приняв совместно с правительством постановление, вместо того чтобы представить его проект на обсуждение парламента».
 
 
«На карабахском фронте – затишье» – страница 1, 3
Подзаголовок – «Стороны маневрируют»
«Установившееся в Карабахе после недели ожесточенных боев относительное спокойствие и в Ереване, и в Степанакерте однозначно склонны расценивать как затишье перед бурей. Для подобных умозаключений есть все основания: отброшенные армянской самообороной на исходные позиции подразделения азербайджанской армии ведут перегруппировку сил и готовятся к новому наступлению. Одновременно армянская сторона, ощущая после объявленных побед прилив боевых сил, обещает превратить край в неприступную крепость, каковой Карабах и является все последние годы.
При этом Степанакерт ежечасно продолжает посылать мировому сообществу радиосигналы «SOS», в которых содержатся призывы не допустить на пороге XXI века нового геноцида армян и помочь карабахцам осуществить свое право на самоопределение. <…>
Пресс-секретарь парламента Республики Армения Ашот Антинян высказал сомнение в достоверности информации о том, что кому бы то ни было из армянского руководства принадлежат слова: «Превратим Карабах в неприступную крепость». Позиция Армении в отношении Карабаха, сказал он, неизменна: руководство республики не имеет намерений влиять на власти Арцаха. В то же время, заметил Антинян, если Азербайджан будет продолжать прессинг, армянская сторона оставляет за собой право помогать населению Карабаха. <…>».
 
«Правительство не должно кокетничать «обликом временщика» – страница 2
Подзаголовок – «Сопредседатель Республиканской партии России Вячеслав Шостаковский намерен его поддерживать»
«<…> – ...Вы, заявляя о стратегической поддержке [правительства], действительно поддерживаете то, что либерализацию цен взялись проводить перед приватизацией, коммерциализацией торговли, с неупраздненными торгами и главками и т. д.?
– Да, академическая последовательность этих действий перевернута – но нет ведь и академических условий! При всей кажущейся алогичности шагов правительства надо помнить, что оно все-таки действует в заданных условиях. Заданных не действиями правительства, а трудами совсем других людей. Нынешний хаос достался им в наследство. <…>
В классическом, академическом варианте реформу, вероятно, можно было делать два-три года назад – например, на основе программы Явлинского...
... Хотя она и предполагала единый Союз?
– Предполагала. И уже тогда как политологам, так и экономистам было ясно, что это просчет. Что такого Союза не будет ни при какой погоде. И все-таки синхронизация действий дала бы некоторые преимущества. А говорить о жесткой последовательности шагов в конце 91-го – начале 92-го года нереалистично. Кстати, либерализация цен даже в этом, не лучшем варианте дает некоторые результаты. Во-первых, все же изменилась картина прилавков – по сравнению с космической пустотой ноября прошлого года. И появилось некое новое самоощущение человека: «Очень голодно, все не по карману – надо искать дополнительный заработок. Надо крутиться. Надо проявлять инициативу». Так размышляют не все, но, по данным опросов, – около 60%.<…>
– Мы [как партия] претерпели довольно заметную эволюцию. Вначале преобладающими настроениями в «Демплатформе» были социал-демократические. Шли, как вы помните, постоянные дискуссии на тему объединения с СДПР. Но случилось и другое: многие после выхода «Демплатформы» из КПСС почувствовали себя не очень уютно на работе. Многих поувольняли, в том числе и вашего покорного слугу. Пришлось искать себе новое применение. И таким образом уже через несколько месяцев в партии оказалось довольно много предпринимателей мелкого и среднего масштаба. Я думаю, потому-то РПР и начала все больше ориентироваться на либеральные ценности. И тенденция эта укореняется и укрепляется. Мне кажется, наша партия – что-то вроде «свободных демократов» в Германии. <…>».
 
«Антимонопольный комитет начинает действовать» – страница 2
Выступая 4 февраля на проходящем в эти дни съезде сельских кооператоров, председатель Антимонопольного комитета (АК) при ВС РФ Валерий Черногородский сообщил, что комитетом подготовлен реестр предприятий-монополистов, куда вошли 700 предприятий по выпуску продукции производственно-технического назначения и 1000 – по выпуску ТНП. Аналогичные реестры скоро подготовят региональные структуры Антимонопольного комитета.
Черногородский выразил надежду, что в ближайшее время комитету совместно с органами прокуратуры и МВД удастся обуздать разгул цен, который не вызван объективными экономическими причинами».
 
«Валентин Федоров – кандидат в президенты?» – страница 2
«Дальневосточная республиканская партия (ДРП) поддерживает меры сахалинского губернатора Валентина Федорова по социальной защите жителей Сахалина и Курильских островов, сообщила в среду сахалинская газета «Губернские ведомости».
По мнению ДРП, В. Федоров – наиболее вероятный претендент на пост президента Дальневосточной Республики, вопрос об учреждении которой, считает руководство партии, будет решаться в самое ближайшее время. Лидер дальневосточных республиканцев И. Червяков со страниц газеты осудил «пробольшевистские действия сахалинского отделения «Демократической России», недавно выразившего В. Федорову недоверие».
 
«Между «Согласием» и «Татарстаном» – страница 3
Подзаголовок – «В ТССР своя специфика»
«НГ» часто знакомит читателей с позицией национальных движений Республики Татарстан. Сегодня мы публикуем мнение другой стороны. Его представляет Владимир Беляев – сопредседатель многонационального движения Татарстана «Согласие», заведующий кафедрой политологии Казанского авиационного института, член Государственного совета TCCP.
В России многие воспринимают ситуацию в Татарстане по привычным схемам: либо противостояние демократов и консерваторов, как в остальной России, либо борьба национальных движений – типа народных фронтов и интерфронтов – как в Прибалтике. Непонятой остается геополитическая и историческая специфика Татарстана: «в центре и сердце России», как писал национальный татарский поэт Тукай, живут веками мирно и перемешанно татары и русские… И занять сугубо «национально-патриотическую» позицию большинству не под силу. <…>
После провала путча в Москве и неудачного национального «путча» 15 октября в Казани конфигурация политических сил начала свертываться в двухполюсную. Большинство демократических сил, «Согласие» и удвоенное русское движение «Славянский клуб» объединились в Движение демократических реформ Татарстана (ДДРТ). В ВС ТССР половина депутатов, включая бывших партократов и антикоммунистов, создала свою группу – «Согласие». С другой стороны, национал-патриоты вместе с другой частью аппаратчиков образовали депутатскую группу «Татарстан» (на позициях депутатского «Согласия» по всем опросам стоит большинство населения республики). Такое деление произошло не по национальному или политическому признаку: и там, и там есть и консерваторы, и демократы; и татары, и русские. Размежевание идет по правовым вопросам: «Согласие» – за юридически выверенные изменения при опоре на волю народа, «Татарстан» – за радикальные меры. Номенклатура склоняется к позиции «Татарстана», ибо не видит социальной споры в «Согласии».
Что касается президента ТССР, то этот неплохой хозяйственник, обжегшись на молоке 20 августа, когда он поторопился «определиться», теперь дует на воду и не противодействует национал-радикалам… <…>».
 
[Рубрика «Коротко»] – страница 3
«Латвия»
«Первую партию паспортов граждан Латвии, удостоверений для бесподданных и моряков (в целом около 100 тысяч документов) фирма-изготовитель из Германии могла бы доставить в конце мая или начале июня.
Латвия заказала около двух миллионов паспортов граждан Латвии.
Предполагается ежемесячное получение готовых документов до весны 1993 года. Печатание паспортов и приобретение необходимой для их заполнения техники обошлось Латвии в 6,5 миллиона немецких марок».
«Молдова»
«Из заключения вернулся бывший заместитель председателя Совмина Молдовы Василий Вышку.
В 1985 году он был осужден к четырнадцати годам лишения свободы по обвинению во взяточничестве в особо крупных размерах.
По возвращении в Молдову В. Вышку заявил, что срочное освобождение по решению суда города Нижнего Тагила произошло благодаря усилиям президента республики М. Снегура, и что дело по обвинению его во взяточничестве было инсценировано бывшим руководством компартии Молдовы.
«Семь лет назад я посмел открыто заявить о необходимости проведения политики национального возрождения, это касалось введения государственного языка, расширения количества национальных школ в городах, выдвижения на руководящие посты национальных кадров», – сказал В. Вышку».
 
«Временное правительство хочет единства» – страница 3
Подзаголовок – «Митинги «звиадистов» в Тбилиси пока прекратились. В Абхазии – продолжаются»
«Реформы в Грузии, начатые Временным правительством, идут достаточно последовательно, хотя и непросто. В условиях, когда до полной стабилизации обстановки еще далеко, правительство ищет оптимальные формы достижения единства. <…>
«Сейчас оппозиция пока невозможна, – считает сопредседатель Союза свободных демократов Ивлиан Хаиндрава. – Правительство временное, и я не понимаю в сложившейся ситуации, какое из его решений может вынудить уйти в оппозицию, а какое нет. Военный совет действует независимо от правительства, и его цель состоит в том, чтобы создать реальные условия для формирования необходимых политических структур. Само же Временное правительство делает то, что нельзя не одобрить – от приватизации земли до серьезных попыток урегулирования известной проблемы с бывшей автономной областью Юго-Осетии. Поэтому лично я отрицательно отношусь к заявлению «Хартии-91». Борьба с режимом Гамсахурдиа происходила не для того, чтобы прежние процессы возобновились. Демократия должна уметь себя защитить...» <…>
В столице Грузии с надеждой встретили последнее заявление председателя ВС Абхазии Владислава Ардзинбы. Согласившись с премьером Тенгизом Сигуа в том, что необходимо содействовать прекращению забастовок в автономной республике, он, скорее всего, готов создать на территории Абхазии такую обстановку, которая помешает сторонникам Гамсахурдиа углубить дестабилизацию. <…>».
 
«12 февраля – день памяти» – страница 3
Подзаголовок – «Участие в митинге русской общины нежелательно для властей»
«12 февраля – годовщина трагических событий 1990 года в Душанбе, когда в столкновениях между демонстрантами и войсками погибли 25 и были ранены несколько сотен человек. Среди жертв люди разных профессий, возрастов и национальностей – таджики, русские, татары. До сих пор официальные власти Таджикистана хранят молчание по поводу истинных причин событий, а проведенное расследование, по мнению оппозиционных партий, не называет конкретных виновников. <…>
Под давлением демократической оппозиции нынешнее правительство Таджикистана объявило 12 февраля Днем памяти, а Демократическая партия Таджикистана, народное движение «Растохез» и Исламская партия возрождения решили провести поминальный митинг и демонстрацию. Намечено также открытие мемориального камня, на котором будут указаны имена всех погибших. Однако в последние несколько недель в Душанбе вновь стали распространяться слухи о якобы готовящихся межнациональных беспорядках. <…>».
 
«По липовым паспортам» – страница 6
«Более тысячи советских граждан были задержаны в прошлом году пограничниками отдельного контрольно-пропускного пункта «Брест» при попытке выехать за рубеж по поддельным загранпаспортам и приглашениям. Такого здесь не было прежде. По сведениям, которыми располагают служащие ОКПП, подделка заграндокументов обходится от 200 до нескольких тысяч рублей, в зависимости от страны выезда. Люди бездумно доверяются жуликам, которые поджидают клиентов, как правило, у ОВИРов на виду у милиции, не реагирующей на примелькавшиеся личности. <…>».
 
«Катастрофа может произойти в любой момент» – страница 6
Подзаголовок – «Сейчас на дорогах России 400 тысяч стрелочников»
«На днях прошло первое заседание коллегии Министерства путей сообщения России. Министерство формируется из бывшего союзного ведомства. Какова ситуация на дорогах республики, рассказывает заместитель министра Василий Шевандин.
– Те объемы перевозок, которые нам предъявляют, мы в подавляющем большинстве выполняем, но беда-то вся в том, что сами эти объемы резко снизились, так как снизились и масштабы производства. Все это оборачивается грандиозными потерями. Вы же знаете, что основная прибыль МПС не от пассажирских, а от грузовых перевозок. А она, прибыль, исчисляется в зависимости от дальности транспортировки и тоннажа. Кроме всего этого, наши «путейные» сложности напрямую связаны с серьезными недопоставками материально-технических ресурсов. <…>
Мы пока не имеем намерений поднять цены на билеты. Скорее всего, это произойдет за счет увеличения тарифов на грузовых перевозках. Если раньше тонну груза, перемещенную на один километр, оплачивали одной копейкой, то с 1992 года стоимость тонно-километра мы поднимем до трех копеек. (Через некоторое время было принято решение поднять цены на билеты – «НГ»). <…>».
 

«Российская газета» / Издание Верховного Совета РСФСР. – 1992. – 6 февраля, четверг. – № 30 (366). – 8 полос.

«Дебют министра без рычагов управления» – страница 1
«Вчера в Совете Республики состоялся дебют министра социальной защиты населения Эллы Памфиловой. По правде говоря, дебют этот больше походил на горькую исповедь человека, ищущего поддержки и защиты у законодателей и начисто лишенного рычагов воздействия на периферийные структуры управления. <…>
Увы, в сфере социальной защиты населения накопился ворох проблем. По словам министра, все документы на перерасчет пенсий, увеличенных в декабре прошлого года до 342 рублей, были своевременно «спущены» на места, однако в четверти регионов до сих пор эти перерасчеты не произведены. Хотя и 342 рубля ныне мало кого могут удовлетворить. Мало того, в 40 регионах России из-за отсутствия наличных денег задержались на месяц-два с выплатой пенсий. До сих пор не определен индекс потребительских цен, а потому министерству трудно маневрировать в вопросах индексации доходов населения. Дополнительные компенсационные выплаты только за февраль потребуют 15 миллиардов рублей.
До сих пор остается великим разрыв между среднестатистическим размером пенсий по стране и пенсиями участников Великой Отечественной войны, преимущественно инвалидов. <…>».
 
«Кто подменяет парламенты» – страница 1
«<…> Комиссия по национально-государственному устройству и межнациональным отношениям Верховного Совета Российской Федерации распространила среди депутатов и представителей средств массовой информации принятое ею накануне заявление. В нем, в частности, говорится: «Последние месяцы российское общество взволновано решениями съездов национальных общественных движений по провозглашению новых национально-государственных образований и формированию альтернативных органов власти. При всей внешней демократичности эти действия не отражают реальных общественных потребностей, не имеют правовой базы и нередко противоречат действующей Конституции Российской Федерации и конституциям республик в составе Российской Федерации. <…>
Одними из последних проявлений подобных действий стали выступления на татарском курултае, где прозвучало стремление создать альтернативный законно избранному Верховному Совету Татарской Республики меджлис. Шаги такого характера предприняли национальные движения в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, общественное мнение взбудоражено событиями в Чечено-Ингушетии, нестабильной политической обстановкой в Адыгее.
Уважая суверенитет каждого народа, мы, народные депутаты Российской Федерации – члены комиссии, не вправе указывать, как им строить свой национальный дом, но мы за то, чтобы в это трудное, драматическое для государства время все вместе проявляли присущие нашим народам выдержку, здравый смысл и мудрость в поиске лучших решений. Ни в коем случае нельзя допускать антиконституционных шагов, когда в угоду деструктивным силам национальные движения принимают на себя не свойственные им государственные функции, ослабляющие законно избранную власть и нарушающие территориальную целостность республик Российской Федерации...». <…>».
 
«Закон Российской Советской Федеративной Социалистической Республики «О гражданстве РСФСР» – страница 1, 3
«<…> Статья 1. Право на гражданство
1. В РСФСР каждый человек имеет право на гражданство.
2. В РСФСР никто не может быть лишен своего гражданства или нрава изменить свое гражданство.
3. Гражданин РСФСР не может быть выдан другому государству иначе, как на основании закона или международного договора РСФСР.
Статья 2. Гражданство РСФСР и гражданство республик в составе РСФСР
1. Гражданами РСФСР являются лица, приобретшие гражданство РСФСР – соответствии с настоящим Законом. Гражданство РСФСР является равным независимо от оснований его приобретения.
2. Граждане РСФСР, постоянно проживающие на территории республики в составе РСФСР, являются одновременно гражданами этой республики. <…>
Статья 7. Сокращение безгражданства РСФСР поощряет приобретение гражданства РСФСР лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства. <…>».
 
«Мы не альтернативный орган правительству» – страница 1
«Четвертого февраля тихо и незаметно прошло в Москве совещание, на которое лишних людей не приглашали, в том числе и журналистов. <…> Но, как стало известно, в этот день в системе безопасности России была создана постоянно действующая комиссия, в которую вошли руководители госпредприятий, трудовых коллективов, предпринимателей и региональных администраций. Около 15 человек. Возглавили эту комиссию госсоветник Президента России по вопросам безопасности Юрий Скоков, председатель Высшего экономического совета парламента Владимир Исправников и госсоветник Президента России по конверсии Михаил Малей.
Мнения выступающих сошлись в том, что в нынешних госструктурах нет ясной процедуры принятия решений и механизма их реализации. Ответственности за результаты принимаемых мер никто не несет. В первую очередь это касается высших эшелонов власти. Новая структура на законодательной основе и должна помочь Президенту разобраться что к чему и предостеречь его от опрометчивых шагов. <…>
…Одна из основных причин спада в том, что, разрушив хребет иерархии партийной власти, ничего взамен так и не создали. Поэтому предложено возродить хозактивы. А советник Малей посоветовал как следует вспомнить о совнархозах. В свою очередь Владимир Исправников, обрисовав всю гибельность положения, озвучил прогноз Высшего экономического совета: если в ближайшее время не принять мер чрезвычайного плана, то по одному из сценариев нас ждет коллапс экономики и распад России на несколько экономических зон.
Юрий Скоков, впрочем, заметил, что «мы не альтернативный орган правительству. У нас несколько иные задачи. Правительство выбрало свой курс макроэкономики. А мы все сидим в микроэкономике и в ней гибнем...» <…>».
 
«Равные шансы для избранных» – страница 2
«Кажется, уже самым ветхим старушкам ясно: либерализация цен должна шагать в ногу с приватизацией и демонополизацией. Не шагает Точнее, шагает, но не в ногу. Вот и Президент России во время пребывания в Санкт-Петербурге заметил: «Что-то тут у вас с приватизацией – не очень». Как раз в день визита Б.Н. Ельцина городской Совет обсуждал «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год» и обратился в Верховный Совет республики со следующими предложениями:
1. Проводить приватизацию в 1992 году с обязательным использованием именных приватизационных вкладов, предусмотренных Законом РСФСР «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР».
2. Не соглашаться с предложением о предоставлении льгот только членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий, не предусмотренных Законом РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР».
3. При принятии государственной программы приватизации строго руководствоваться принципом равных возможностей для получения своей доли государственной собственности каждым членом общества. <…>».
 
«Аграрный синклит заказывает музыку» – страница 2
«<…> Для брянцев, которые жили большей частью за счет рынка, посленовогодний скачок цен вызвал прямо-таки шок. Рынок к ним был гораздо снисходительнее, нежели государство и власти. В атмосфере возбужденных эмоций было сделано предположение, что цены вздули переработчики и торговля, кто же еще? И не случайно очень быстро был найден виновник – первым пострадал директор Новозыбковского мясокомбината: его за высокие цены приказал снять с должности Президент. <…>
<…> Директорско-председательский корпус от имени всех крестьян области, как это делалось и в прежнюю эпоху, решил не допустить удушения [села], оперируя реальными фактами, аргументами о страшной дороговизне техники, удобрений, оборудования, что на самом деле соответствует действительности. Руководящие аграрии выдвинули по существу ультиматум: цены впредь будут диктовать они. <…>
Очень плохо идет дело с наделением землей крестьянских и фермерских хозяйств. Вместо того чтобы помочь нарождающемуся на селе новому укладу хозяйствования, председатели и директора ставят всевозможные препоны на его пути, по существу вместе с властями держат в кабале начинающего фермера. <…>
И чтобы ни говорил председательско-директорский корпус и руководители аграрного комплекса, обвиняя промышленность, государство, а заодно и демократов в развале сельского хозяйства, их вину не спрячешь. Очевидно и то, что они, считая себя именно кормильцами народа, не терпят никакого вмешательства в сферу своих действий и влияния, и в силу этого своего свойства склонны к диктаторским решениям. <…>».
 
«Время делить камни» – страница 7
«В парламенте Украины он представляет «Рух», в Москве – свою республику, ее Президента. Владимир Кржижановский – полпред Украины в России. Наш с ним разговор – о бывшей советской собственности за рубежами СНГ. Здания посольств, консульств, торгпредств, различных миссий, жилые помещения и соответствующие земельные участки расположены примерно в 130 государствах мира. <…>
– Мы считаем, что, прежде всего, необходимо получить подробную информацию обо всей зарубежной недвижимости. Пока же хозяйственники из бывшего союзного МИД предоставили в наше распоряжение куцую справку, уместившуюся всего на пяти страницах. А ведь счет сооружениям идет на тысячи. <…>
…Осуществлять [раздел]… надо крайне продуманно, на основе консенсуса и наличия доброй воли у всех заинтересованных сторон. Долю каждой из них, как мне представляется, правильнее было бы сделать идентичной доле внешнего долга, о чем договоренность уже имеется. Для Украины она составляет 16,39 процента. <…>
А как эти проценты «приложить» к зарубежной собственности?
– Возьмем, к примеру, Индокитай. Район обширный, состоит из многих государств. Однако непосредственные интересы Украины там невелики, да и расстояние огромное. Поэтому моя суверенная республика вполне могла бы довольствоваться на первых порах одним дипломатическим представительством на весь субконтинент. Думаю, что затраты на такое представительство не превысят упомянутых 16,39 процента от общей стоимости советской недвижимости во всем Индокитае. Значит, мы где-то берем сооружения целиком, зато в сопредельных странах уже ни на что не станем претендовать, а попросим представлять там наши интересы ту же Россию или, например, Беларусь. <…>».
 
«В Беларуси тучи ходят хмуро» – страница 7
«Более пятидесяти промышленных предприятий независимой республики уже попали в положение выброшенной на берег рыбы. В этом ряду знаменитые минские БелАЗ и тракторный, Могилевский автомобильный и объединение «Гомсельмаш».
Последнее, пожалуй, наиболее выпукло вобрало в себя все противоречия нынешней хозяйственной дистрофии.
В нынешнем году главный конвейер гиганта задействован лишь на четверть. Добрая половина работников, переступив порог проходных, даже не переодевается в спецовки, перебиваясь день до вечера то уборкой территорий, то еще каким-либо случайным делом. <…>
А вот фирмы помельче, пытаясь удержаться на плаву, маневрируют в штормящей экономике, как гордый «Варяг». Скажем, завод «Гомелькабель», в случае своей остановки напрочь выключающий из сферы производства одиннадцать предприятий республики, рассылает по просторам СНГ не только просителей, но и зазывал, приглашая к сотрудничеству заказчиков со своим сырьем. Те в свою очередь вынуждены применять поистине гроссмейстерские комбинации. К примеру, расположенный в трех часах езды от Гомеля Могилевский завод лифтов гонит свою продукцию чуть ли не к Тихому океану, обменивает ее на медную катанку, затем методом процветавшей некогда в Китае дворовой металлургии вытягивает из полуфабриката проволоку и со своим обозом появляется на «Гомелькабеле».
Однако так фартит далеко не всем. Из-за нехватки сырья на Могилевщине уже остановлены два шинных завода и завод «Электродвигатель». Вся же промышленность области обеспечена материально-техническими ресурсами лишь на 17 процентов. <…>».