Ельцин Центр

16.12.2011

Михаил Пришвин и Александр Блок: перекличка наследий

«Дневники Пришвина» получили премию имени Александра Блока. Двенадцать томов, подготовленные к публикации сотрудниками музея Пришвина и выпущенные издательством «РОССПЭН» при поддержке Центра Ельцина, признаны важнейшим нехудожественным изданием, посвященным истории и культуре России.
 
Сразу два замечательных события состоялись 15 декабря в Овальном зале Российской государственной библиотеки иностранной литературы имени Рудомино в Москве. Там прошла десятая церемония вручения премии имени Блока, учрежденной историко-культурным журналом «Наше наследие», который в эти дни отмечает 25-летний юбилей и выход сотого номера.
 
В этом году лауреатами премии стали научные сотрудники музея-усадьбы Михаила Пришвина в подмосковном Дунино - Яна Зиновьевна Гришина, Лилия Александровна Рязанова и Анна Валерьевна Киселева. Они смогли реализовать масштабный издательский проект по выпуску и комментированию дневников, которые писатель вел практически на протяжении всей своей жизни, с 1905 по 1954 годы. По объему дневник превосходит все его художественные произведения - Пришвин делал записи ежедневно, после 1917 года - тайно, так как революции не принял. Этот удивительный документ охватывает огромный пласт русской истории и культуры. Над дневниками начала работать еще вдова писателя - сразу после кончины Михаила Михайловича в 1954 году она наняла машинисток и вместе с ними перепечатывала на пишущей машинке пришвинские рукописи. Последний на сегодняшний день том «Дневников», охватывающий записи за 1940-41 годы, вышел три недели назад.
 
- Пришвин говорил: за каждую строчку моего дневника – десять лет расстрела, - рассказывает научный сотрудник музея имени Пришвина Яна Гришина. – Тем не менее, он ничего из него не вымарал.
 
- Мы очень благодарны всем, кто нас поддерживает, - сказала директор музея Лилия Рязанова, - большое спасибо Центру Ельцина за то, что некоторое время назад он подхватил наше гибнущее издание.
 
Премия Блока за «Дневники Пришвина» - событие почти мистическое. Прежде всего потому, что два великих человека всю жизнь вели своеобразную перекличку в своих произведениях. В знаковой поэме Блока «Двенадцать» и рассказе Пришвина «Голубое знамя» много схожего. Имя Блока нередко упоминается и в самих «Дневниках».
Премия имени Александра Блока вот уже десять лет  присуждается за исследования и нехудожественные публикации, посвященные отечественному историко-культурному наследию. Её лауреатами в разные годы становились замечательные литераторы, искусствоведы, историки, в том числе литературовед и издатель Станислав Лесневский, литературовед, академик РАН Александр Лавров, балетный критик и историк балета Вадим Гаевский, цветаеведы Елена Коркина и Вероника Лосская, историк архитектуры Мария Нащокина, литературовед Елена Чуковская, фотограф и эссеист Юрий Рост.
Премия Блока учреждена журналом «Наше наследие», который в эти дни отмечает свой четвертьвековой юбилей и выход в свет своего сотого номера.
 
Поздравить юбиляров приехали коллеги и давние друзья, авторы, спонсоры, лауреаты прежних лет. И каждый раз звучала одна и та же оговорка – журнал поздравляли со… столетием. Дмитрий Швидковский – историк архитектуры, доктор искусствоведения, ректор МАРХИ – тоже сбился со счета и объяснил почему:
 
- Журнал, живущий так долго -  большая редкость. Впервые я пришел в редакцию «Нашего наследия» в 1989 году. Сейчас кажется, что это было сто лет назад! – вспоминает Швидковский. – Качество журнала остается неизменно высоким и в выборе тем, образов, и в изысканности художественного облика. Пока никому не удалось приблизиться к изяществу, глубине и атмосфере «Нашего наследия».
 
Журнал неоднократно отмечался ЮНЕСКО, первым из периодических изданий России - в 1999 году – был удостоен Государственной премии РФ в области литературы и искусства. 
Подводя итоги десятилетнего существования журнала, Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал: «Тип журнала «Наше наследие» — это совершенно определенный выбор. Как он был сделан с самого начала, так до сих пор и держится. Он так и войдет в историю: как журнал, не изменившийся в эпоху больших перемен, когда изменилось все».
 
С возложения цветов к памятнику великого гуманиста Дмитрия Сергеевича Лихачева во дворе Библиотеки иностранной литературы и началась торжественная церемония. Именно Лихачев стоял у истоков создания журнала в конце 80-х, считается основателем и главным вдохновителем издания.
 
- У Лихачева был свой взгляд на историю и историческое наследие, - вспоминает историк и краевед Сигурд Оттович Шмидт, сын легендарного советского ученого Отто Шмидта. – Он научил нас тому, что российское наследие – это настоящее золото. Это наследие всех тех, кому снятся сны на русском языке – все равно, живет он на родине или заграницей.
По общему мнению пришедшего на праздник «гуманитарного бомонда», журнал выдержал искушение стать глянцем. Он изначально был задуман как продолжатель отечественной периодики Серебряного века, и до сих пор продолжает открывать имена и труды деятелей культуры, долгие годы бывшие под запретом: Соловьева, Флоренского, Гиппиус, Мережковского, Натальи Гончаровой и других. В юбилейном, сотом номере, опубликованы материалы о придворном живописце Гау, материалы из архивов Глеба Струве и художника Михаила Ларионова о встречах с Гумилевым в 17-18-м годах прошлого века, о выставке в Женеве, посвященной Солженицыну, а также письма Дмитрия Лихачева военных лет.
 
- Один из наших девизов – «Журнал, который не выбрасывают», - продолжает мысль главный редактор Владимир Енишерлов. - Но «Наше наследие» - не только журнал. В нашем выставочном зале прошло больше трехсот различных выставок молодых художников и академиков, частных коллекционеров и фотографов.
 
Вскоре возможностей познакомиться с наследием станет еще больше: сейчас к эфиру готовится телеверсия журнала «Наше наследие», которая выйдет на канале РТР.